Авторитарный стиль воспитания
В большей степени характеризует этот стиль желание взрослых контролировать каждый шаг своего малыша. Они требуют высоких результатов и почти полностью не дают возможность проявлять инициативу. Обычно в такой семье все конфликты решаются не поиском компромиссов, а единолично одним из взрослых путём демонстрации морального давления или применения силы.
С течением времени авторитет таких родителей в глазах ребёнка падает, а значит, такие средства контроля теряют силу. При выборе такого стиля дети вырастают, но не знают, какое место они занимают в мире и чего хотят от жизни. С другой стороны, возможно копирование характеров родителей. Как следствие, это может вылиться в ненависть к миру, агрессивность, решение вопросов исключительно силой.
Методы неправильного воспитания
Вряд ли нужно доказывать, что развитие человеческой личности нуждается в самом старательном воспитании а между тем, этому уделяется более академический и социальный подход, нежели духовно-гуманистический подход к воспитанию индивидуальности ребенка.
Исследования психологов ошеломляют: молодые родители, принеся из родильного дома ребенка, не знают, что с ним делать. И это было бы разрешимым вопросом если бы молодые родители знали, что рожая детей надо хоть немного владеть навыками воспитания. Молодым родителям не хватает образованности в профессии «родитель, мать, отец». Такой профессии в мире не существует.
Существует прямая связь между развитием психозов, неправильным воспитанием, социально-экономическим обременением общества людьми с травмированной психикой. И ни одна система образования не делает акцент на подготовку молодежи к семейно-бытовым вопросам жизни, и тем более – воспитания ребенка.
В этом вопросе вряд ли возможны какие-либо сомнения, если мы примем во внимание особенности психики ребенка: душевную восприимчивость, новорожденно-хрупкую (импринтинговую) впечатлительность, не опороченную и не запрограммированную честность и правдивость, которые взрослыми людьми уродуются на всю судьбу ребенка. Благодаря поразительной внушаемости, в том числе и сочиненным фантазийным обстоятельствам, которые дети часто принимают за реальное событие некогда произошедшее
К данному обстоятельству их психики взрослые относятся как ко лжи. И, распекая ребенка за ложь, напрочь лишают его способности фантазировать, формировать образные представления, что лишает ребенка образного мышления
Благодаря поразительной внушаемости, в том числе и сочиненным фантазийным обстоятельствам, которые дети часто принимают за реальное событие некогда произошедшее. К данному обстоятельству их психики взрослые относятся как ко лжи. И, распекая ребенка за ложь, напрочь лишают его способности фантазировать, формировать образные представления, что лишает ребенка образного мышления.
Поразительной детской внушаемостью объясняются и такие явления, как детские психические эпидемии. В школах детские психические эпидемии случаются сплошь и рядом. И, что самое страшное, их вносят в разряд психических расстройств или девиантного поведения, или отвратительного характера. Назвав неправильно объект, педагоги начинают проводить и неправильную политику воспитания. А, скорее всего, войну против этого чисто детского состояния эмоциональной сферы.
Именно поэтому, психологически не подготовленные педагоги, психологически неграмотные родители и няни, являясь форматорами импринтов и научений становятся ответственными за психические формирования каждого поколения детей. Что сеем, то и пожинаем. Дети отражают нам все ужасы нашего воспитания.
Воспитание по типу кумира
Ребенок привык быть в центре внимания. Его желания, капризы, просьбы, молниеносно выполняются, им восхищаются. В будущем, когда ребенок повзрослеет, он не сможет оценить свои возможности, перепрыгнуть свой эгоцентризм. В компании его не понимают и поэтому, в дальнейшем он будет очень сильно переживать это и всех в круг обвинять, но только не себя. И в дальнейшей жизни принесет множество переживаний, но вы об этом не когда не узнаете. Хотя будите думать, что про своего, ребенка все знаете, но вы глубоко ошибаетесь по этому поводу.
Тип воспитания гиперопека
Родители считают, что они лучше ребенка знают жизнь, а поэтому предоставляют готовые «наилучшие» решения любых проблем. Берут на себя все трудности и лишают ребенка права выбора. В будущем ребенок будет всегда нерешительным и ведомым. Это когда ваш ребенок постоянно находится под постоянным и неустанным надзором. Он все время слышит в свой адрес строгие приказы, не просьбы как вы считаете, а приказы. Все возможные запреты. Когда можно человеческим голосом объяснить ребенку, почему, то или иное действие не следует делать. В результате взросления ребенка он становится не решительным, без собственной инициативы, боязливым, неуверенным в своих силах. Не может постоять за себя, за свои интересы и в будущем нарастает обида другим все можно, а мне нельзя и может вырасти в бунт против родительского засилья. Часто такие подростки в будущем убегают из дома.
Тип воспитания гипоопека
Родители считают, что ребенок может вырасти сам по себе. Воспитание, по их мнению, можно переложить на детские учреждения, ТВ, радио и т.п. В такой семье считается, что все хорошее и злое само проявится в ребенке, нет смысла прилагать усилия. По данным статистики на воспитание ребенка влияют: на 50%-семья, 10% -школа, 10%-социальное окружение, 30%-СМИ. Это когда родители слишком глубоко заняты своими делами. И не обращают на своих чад должного внимания. И поэтому, ребенок предоставлен сам себе и большую часть своего времени проводит в поиске, увеселении и все они в дальнейшем попадают под влияние уличной компании. И вам повезет, если это не совсем дурная компания. Хотя не дурных уличных компаний я не знаю. Да и вы тоже я уверен, не знаете.
Позиция круговой обороны
В ответ на любые замечания, советы, претензии в адрес ребенка со стороны других людей, родители сердятся, конфликтуют, утверждают, что их ребенок всегда прав.
Демонстративный тип воспитания
Родители постоянно жалуются на своего ребенка, как на маленького разбойника. Утверждают, что не знают, как его воспитывать. Но при этом, не принимают каких-либо рекомендаций и советов. Жалуясь, они лишь показывают окружающим нестандартность своего ребенка и свою обеспокоенность его поведением.
Жестко-авторитарный тип воспитания
Ребенок лишен права голоса. Не имеет права обсуждать семейные проблемы, тем более возражать. Любые отклонения ребенка от указаний взрослых жестко подавляются и наказываются. Это когда, за всякие мелочи, ребенка сурово наказывают, и поэтому он вырастает в постоянном страхе. К. Д. Ушинский говорил, что страх самый сильный порок (Жестокость, приспособленчество, угодничество происходят на основе страха). Это один из методов который не допустим при воспитании ребенка.
Увещевательный тип воспитания
Родители только уговаривают и просят ребенка о чем-либо. Но проявляют полное безволие и беспомощность в попытках изменить его поведение.
Каким бывает воспитание
Воспитание может быть целенаправленным или спонтанным. Основное отличие этих двух форм в преподнесении информации и поведении родителей.
Целенаправленный процесс – работа не только над формированием личностных качеств ребенка, но и постоянная работа над собой. Родители, выбирающие эту дорогу, понимают, что их пример – лучший учитель. Невозможно научить кроху быть добрым, если родители позволяют себе негативные высказывания или поступки. Целенаправленное воспитание – четкое понимание образа будущей личности ребенка, стремление обучить малыша всем необходимым нормам поведения, вложить в его душу добро, отзывчивость, трудолюбие и т.д.
Спонтанное воспитание – периодические уроки правильного поведения, неимеющие под собой определенной комплексной цели. Чаще всего − разрозненные поучительные объяснения, которые не всегда полностью соответствуют поведению самих родителей.
К сожалению, большинство семей выбирают второй путь. Опасность воспитательного процесса этого типа в хаотичности информации, избирательности. В ситуации, когда взрослые не задумываются над собственным поведением, преподносят информацию не в качестве нормы, а как обязанность, детям не всегда полностью понятно, как нужно себя вести, почему слова расходятся с делом.
Стили семейного воспитания и их характеристика
1. Авторитарный стиль. При авторитарном стиле воспитания все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновать свои требования, сопровождая их жестоким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Во взрослой жизни они становятся «большими детьми», которые не способны принимать собственных решений и которые прячутся от проблем за спину других людей. По отношению к подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, а отцы чаще твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности.
2. Демократический стиль. При демократическом стиле воспитания родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное ответственное социальное поведение.
3. Попустительский стиль. При попустительском стиле воспитания ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может способствовать вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
4. Хаотический стиль. Хаотический стиль — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания угнетается одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.
5. Опекающий стиль. Опекающий стиль — это стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним что-то может произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Либеральный стиль: особенности, последствия, рекомендации
Либеральная модель воспитания чем-то схожа с индифферентной и противоположна авторитарной. Решая следовать данному стилю воспитания, родители делают выбор в пользу теплых чувств и дружелюбной атмосферы, отказываясь от дисциплины и жесткости. Отношения в такой семье больше похожи на дружеские, нежели на клишированные и общепринятые связи родителей и детей.
Взрослые предъявляют к детям минимальные требования, которые, зачастую, крайне лояльны и «человечны», всегда открыты для общения на любую тему, поддерживают ребенка в трудных жизненных ситуациях, сохраняя его нервную систему в спокойствии, но при этом практически не обращают внимания на его успеваемость.
Казалось бы, вот она, идеальная модель воспитания, но даже здесь выявляются пагубные последствия. Дети, воспитанные по либеральной системе вырастают либо теми, кто не привык жить в рамках общества и подчиняться каким-либо правилам, нормам, безответственным; либо же немного отстраненным, словно потерянным, в обществе, зато крайне самоуверенным человеком с высокой самооценкой. Эгоист, который совершенно не умеет помогать и поддерживать других людей. Таким людям будет проще жить в одиночестве, посвятив всю свою жизнь работе.
Характерные особенности стиля:
- Очень чувствительные родители и заинтересованы в своих детях, с чрезмерным уровнем беспокойства за них.
- Родители не позволяют ребенку самостоятельно репетировать ответы, чтобы не допустить ошибок, не навредить себе.
- Все облегчено, детские обязанности ограничены; по мере роста ему не предоставляется самостоятельность.
- Родители не могут сказать «нет» ребенку.
Последствия развития личности детей, воспитанных в этом стиле:
- Дети не приобретают адекватных привычек, потому что все делают их родители.
- Низкий уровень самоконтроля: если проблемы, с которыми они сталкиваются, не важны, они преуспевают, но в трудных ситуациях они не очень подготовлены.
- Низкий уровень толерантности к разочарованию, часто приводящий к реакциям гнева.
- Большая вероятность прибегнуть к уклонениям перед лицом трудностей (наркотики, алкоголь).
- Дети более креативны, чем те, кто получил образование в других стилях, но, поскольку они не привыкли к дисциплине, необходимой для того, чтобы уловить это творчество, они не могут адекватно его выразить.
- Проявляют мало сочувствия и деспотичности.
Что говорят психологи? Они советуют сочетать данную модель с авторитетной, либо же не использовать либеральный стиль вовсе, потому как в сам по себе он не является оптимальным и не сможет принести какой-либо пользы ребенку. Если родители заметили сходства данной системы со своей и не хотят допустить таких же последствий, то им необходимо постараться больше интересоваться образованием ребенка, потихоньку входить в его жизнь, вводя элементарные правила поведения и устанавливая режим дня ребенку. Главной задачей взрослых должна быть установка отношений, которые не будут лишать родителей должного авторитета в глазах ребенка.
Каких ошибок в воспитании стоит избегать?
Подростковый период непрост как для самого подростка, так и для его семьи. Бунтарство и противоречивость, которые проявляются у ребёнка в это время, заставляют родителей применять нестандартные методы воспитания. Вот какие ошибки чаще всего допускают при общении с подростками.
-
Игнорирование мнения ребенка.
-
Требование откровенности.
-
Нарушение личного пространства.
-
Непредсказуемость и непоследовательность.
-
Отсутствие чётких границ дозволенного.
-
Надежда на понимание ситуации со стороны подростка.
-
Обесценивание чувств подростка.
-
Зацикленность на жизни ребёнка.
-
Ужесточение или послабление дисциплины.
-
Нетерпимость.
Секреты УСПЕШНОГО воспитания
Один и тот же стиль воспитания по отношению к детям с разным психотипом, формирует и совершенно различные черты характера. Именно поэтому терпят крах те родители, которые думают, что придерживаясь какой-то жёсткой схемы воспитания (пусть и опытного педагога), можно получить предсказуемый результат. Воспитание это постоянный творческий процесс взаимодействия родителей, воспитателей, учителей, окружающих взрослых, с детьми. Значение имеет и социально-исторический период, в котором родился и развивается человек.
Основа личности, конечно, закладывается в семье. Далее ребёнок в социуме, нанизывает на эту основу, свой личный жизненный опыт, иногда вступая в конфликт с установками, которые заложены в семье и декларируемые средствами массовой информации.
Гармония — это баланс внутренних установок, взглядов, убеждений с тем, что происходит в семье, на работе, в стране, в мире! Поэтому наше движение вперёд — это поиск баланса, в том числе и в воспитании.
Дети отличаются от взрослых тем, что действуют импульсивно и непосредственно. Это главный признак здорового и доверяющего окружающему миру ребёнка дошкольного возраста.
Если этого не происходит, то скорее всего, в семье неблагоприятная обстановка, внутренний конфликт (проблемы) обоих или одного из родителей, скандалы, непоследовательное воспитание ребенка, подкрепление индивидуализма и эгоизма, стяжательство, игнорирование мнения всех членов семьи одним, подавление инициативы ребёнка, слабая дисциплина, неорганизованность досуга или напротив отсутствие свободного времени у детей за счет чрезмерной обучающей нагрузки и гиперопеки, излишний контроль за каждым шагом.
В раннем детстве малыш не умеет выражать собственные эмоции, поэтому отражает эмоции окружающих его людей. Таким образом, если уникальная система отношений между ребёнком и окружением регулируется положительными эмоциями, то очевидно, что мотив желания радости станет нормой для него. А это ведь именно то, что хотят родители для своих детей — счастье в жизни!
Давайте теперь рассмотрим несколько стилей воспитания, которые возможны в семье. Это поможет понять более конкретно, как наши отношения мешают оптимально адаптироваться в социуме ребёнку. Что надо постараться изменить в семье и в себе, чтобы развивать своего ребёнка здоровой и позитивной личностью. Хороший родитель, воспитывая ребёнка, воспитывает себя! Поэтому иногда говорят о том, что дети воспитывают родителей.
Классификация стилей семейного воспитания Дж. Болдуина
В основу классификации американского психолога Джеймса Мартина Болдуина легли следующие критерии: семейный контроль и требования, эмоциональная поддержка и способы оценки. На этой основе он выделил два стиля воспитания.
Демократический стиль
При данном стиле воспитания повышается уровнь общения в семье, дети, в том числе и дошкольного возраста, активно участвуют в обсуждении семейных вопросов, их мнение является важным и весомым, родители всегда готовы прийти на помощь, но это не предполагает отказа от детской самостоятельности. Родители при демократическом стиле воспитания стараются не замыкаться на собственном восприятии личности ребенка.
Контролирующий стиль
В данном случае налицо большие ограничения в поведенческих возможностях детей дошкольного возраста. Ребенок получает доходчивое и обстоятельное объяснение запретов и их смысла. В данном стиле воспитания подразумевается, что в семье не бывает разногласий по поводу уместности дисциплинарных мер.
Психолог проводил исследования детей, росших в семьях, где применялись различные стили воспитания, в том числе и смешанный тип. Дж. Болдуин пришел к выводу, что мальчики и девочки, выросшие в семьях с демократическим стилем воспитания, имели следующие характеристики:
- неплохая способность к лидерству;
- положительное психологическое развитие;
- высокая социальная активность;
- легкий контакт с ровесниками;
- отсутствие альтруизма;
- недостаток эмпатии и чувствительности.
Использование контролирующего стиля воспитания приводит к тому, что дети:
- отличаются более высокой степенью послушания;
- легко внушаемы;
- являются боязливыми из-за чрезмерного контролирующего давления;
- не отличаются настойчивостью в достижении целей;
- не являются агрессивными.
Применение смешанного способа воздействия влияет на дошкольников следующим образом:
- легкая внушаемость;
- послушание;
- высокая степень эмоциональной чувствительности;
- отсутствие агрессии;
- низкий уровень фантазии;
- неоригинальность мышления;
- отсутствие любознательности.
Напутствие
Вот такие, совсем даже и не секреты воспитания детей, а работающие принципы!
На первый взгляд, простые и понятные в теории, но в то же время достаточно сложные для воплощения в практической жизни.
Дорогие родители, у вас большая конкуренция за ваших детей. У ваших детей есть друзья, есть школа. Не менее серьезные конкуренты — это средства массовой информации, интернет, электронные игры и т.д. И все они загружают ваших детей информацией, и все они влияют.
У каждого из нас только лишь 24 часа в сутки, и если мы не проводим качественное время с детьми, наполняя их умы чем-то созидательным, то это время займут другие.
Либеральный (попустительский) стиль воспитания
В данном случае лучше всего ситуацию описать можно так: «Отсутствие требований в сочетании с удовлетворением абсолютно всех потребностей».
В семьях с либеральным типом воспитания господствуют теплые, дружеские отношения, но практика наказаний за серьезные проступки часто отсутствует, вследствие чего начинает хромать дисциплина.
Родители в данной ситуации часто очень добродушны, позволяют детям все, чего они хотят. Это большая проблема вопреки тому, что кажется, что попустительский стиль – это рай для любых детей. Это не так
Если родители пускают на самотек их развитие, пренебрегают важностью участия в делах, это на практике может привести к возникновению ряда негативных последствий
Каковы последствия либерального воспитания?
Развитие личности детей хоть и проходит в ключе, при котором они становятся в большинстве вопросов самостоятельными и уверенными в себе, может развиться синдром одиночки. Им может начать казаться, что они противостоят целому миру и не имеют права рассчитывать на поддержку. Это характерно для случая, когда родители не просто попустительствуют, но и не стремятся проявлять участие в жизни детей.
Вот к чему еще может привести либеральный стиль воспитания:
- безответственность. Когда маленький член семьи с детства привыкает не отвечать за свои поступки, чувство ответственности как таковое буквально атрофируется;
- эгоизм. Ребенок, растущий в либеральной семье, считающий, что ему все дозволено, перестает заботиться об окружающих, он часто не думает о других, когда делает что-либо. Его заботят только собственные интересы.
Дети, воспитывающиеся в рамках попустительского стиля, часто считают, что им все можно. И ведут себя соответствующе. Из этого и вытекает впоследствии эгоизм, который в случае с неразвитой способностью отвечать за поступки начинает сочетаться с безответственностью.
Как сгладить либеральный стиль?
То, что не способствует росту и развитию детей как полноценных личностей, можно без труда убрать из модели либерального воспитания.
Вот 3 совета, которые позволят сгладить негативные черты попустительского стиля:
- Добавьте в модель взаимоотношений с детьми элемент контроля. В крайности бросаться не стоит, потому что, например, контроль в авторитарном формате еще хуже попустительства.
- Научите детей отвечать за дела и поступки. Поручите им, например, какую-то работу по дому, но в мягкой манере, без принуждения. Покажите, что это делаете и вы. Укажите на вероятные исходы: выполнение – поощрение и похвала; невыполнение – ответственность (в виде мягкого наказания, в виде отсутствия одобрения).
- Покажите, что все люди заслуживают уважения и имеют одинаковые права. Вне зависимости от выбранного способа, что следует понимать, это позволит маленькому члену семьи осознать, что эгоизм – негативное качество. Попробуйте научить его проявлять тепло, ласку и заботу сначала в семье, а потом вне ее. Научите его благодарить людей за то, что они делают ему. Покажите, что это не их обязанность, а часто просто жест доброй воли. Примеры: «Бабушка сделала подарок, потому что любит тебя, а не потому что должна»; «Папа работает, чтобы купить тебе игрушку, не потому что обязан, а потому что хочет радовать тебя».
Характерно ли для вас сочетание разных стилей?
Да, я иногда замечаю, что в зависимости от ситуации использую отличающиеся друг от друга стили. 50%
Нет, я стараюсь придерживаться одного. 0%
Не могу ответить, потому что недавно начала (начала) задаваться вопросами воспитания. 50%
У меня уникальная манера, это не сочетание чего-то. Я воспитываю детей вне рамок описанных вами моделей. 0%
Проголосовало: 2
Стили аномального семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера
Основополагающие факторы для разделения стилей воспитания, следующие: эмоциональное присутствие взрослых в детской жизни, уровень заботы и контроля, учет возрастных и личностных способностей ребенка. Приведем данную классификацию, в которой представлены аномальные стили воспитания:
Гипопротекция – контроль и опека находятся на минимальном уровне. Встречаются даже ситуации патологической безнадзорности. Мальчикам и девочкам уделяется мало внимания как в духовном, так и в физическом аспекте. Часто имеет место скрытая гипопротекция, при которой контроль присутствует на формальном уровне, а на деле имеется полное отсутствие заботы и тепла.
- Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная забота угнетается контролем в самых незначительных вещах. Налицо присутствие большого количества запретов и ограничений. Все это приводит к отсутствию самостоятельности, решительности, инициативности у ребенка. Таким детям трудно постоять за себя (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка постоять за себя в школе?).
- Потворствующая гиперпротекция. При таком аномальном способе общения ребенок является светочем. Все желания, прихоти исполняются в мгновение ока. В результате потворствующего отношения мы видим ребенка с большим желанием быть лидером, при этом не отличающегося упорством и настойчивостью.
- Эмоциональное отвержение. Взрослые игнорируют потребности детей, нередки случаи жестокого обращения. Родитель выражает свой эмоциональный негатив в виде постоянных недовольств. Ребенок постоянно находится под влиянием фраз: «не такой», «не тот», «слабо развитый, которого любой может поколотить». Порой взрослые пытаются спрятать свое эмоциональное отвержение, чрезмерно заботясь о ребенке, но в то же время холодность выдает себя в виде отсутствия искренности. Взрослому тягостны тесные взаимоотношения, он желает от них быстрее избавиться.
- Повышенная моральная ответственность. Требования, выдвигаемые к ребенку, не соответствуют его возрастному развитию. К примеру, возложение на дитя ответственности за здоровье и жизнь близких, ожидание безоговорочной честности, порядочности. Такие завышенные требования сочетаются с игнорированием истинных потребностей ребенка и его личных интересов.
Хаотический стиль
Выделяет также еще один тип – хаотический стиль семейного воспитания. Данный способ общения подразумевает непоследовательность действий взрослого. Нет единого подхода к воспитательному вопросу, отсутствуют четкие требования и обязанности. При хаотическом стиле воспитания ребенка родители сами не могут договориться о том, что правильно в данном случае, а что нет.
Ребенок при таком стиле воспитания не усваивает необходимой стабильности и размеренности в окружающем мире. У него отсутствуют четкие правила поведения и оценки. Хаотические родительские реакции отнимают у ребенка возможность получить стабильность. Мальчики и девочки из-за непоследовательных наказаний и поощрений становятся тревожными, неуверенными и импульсивными. В тяжелых ситуациях такие дети проявляют агрессию, неуправляемость и антисоциальное поведение. При данном стиле воспитания в итоге мы видим детей с отсутствием самоконтроля, ответственности. Дети имеют низкую самооценку и незрелые суждения. Приведенная классификация стилей детского воспитания отражает только самые резкие отклонения внутри семейного круга.