Креативность

5 шагов к развитию креативности

Развитие креативности личности происходит в несколько этапов. Первая приходится на дошкольный младший возраст, в период которого ребенок начинает повторять за взрослым, тем самым усиливая творческие способности. Следующий этап начинается в подростковом возрасте и заканчивая к 20 годам. В этот промежуток времени ребенок замечает в себе талант в конкретной сфере деятельности, которая ему нравится. Он стремится его реализовать, и в результате человек либо отделяется от взрослых и начинает «креативить» самостоятельно, либо он всю жизнь так и будет подражать.

Тем не менее креативность в себе можно развивать при наличии определенных знаний в этой области.

Средства развития креативности:

1. Будьте систематичны.

Если вы хотите сбросить несколько килограммов и подтянуть мышцы, помогут регулярные занятия спортом. Тренировка один раз в месяц не принесет желаемого результата, необходимо уделять время своему телу как можно чаще. Аналогично с развитием творческих способностей. Выполняйте определенные упражнения систематично несколько раз в неделю, и ваша креативность не заставит себя долго ждать. А лучше пусть это войдет в привычку.

2. Будьте целеустремленными.

Запишите свою цель в развитии креативных навыков и повесьте на видное место. Напоминайте себе об этом, и вы добьетесь успеха. Негативный опыт – это самое ценное, что может быть, поскольку он делает нас мудрее и приближает к цели. Ничто не должно вас остановить. Идите к ней напролом, и у вас обязательно все получится.

3. Меняйте свою жизнь.

Иногда кажется, что ваша жизнь — это день сурка? Каждый раз одно и то же? Меняйте ее! Начните с небольших перемен, например, закажите в кафе блюдо, которое вы никогда не пробовали, а не тот надоевший салат «Цезарь»! Или выберите другую дорогу до работы. В общем, выходите из зоны комфорта и пробуйте новое. И ваша креативность будет меняться вместе с вашей жизнью.

4. Примите свою неповторимость.

Вы совершенно уникальный человек со своими талантами и внутренним миром. У вас есть сильные и слабые стороны. В основе вашего оригинального творчества лежит умение скрыть недостатки и показать достоинства. Это и есть креатив.

5. Творите.

Пусть ваше хобби будет связано с творчеством: рисование, создание аксессуаров, вязание, актерское мастерство и т. д. В общем, то, что вам действительно нравится делать. Чем больше вы творите, тем быстрее развивается ваша креативность, а голова наполняется свежими идеями и оригинальным решениями.

Примеры креативных людей

Для каждого землянина список креативных личностей сугубо индивидуален. Я его написал, исходя из своих убеждений, что с соратником должно быть комфортно, с ним можно пойти в разведку, что каждое мгновение от него исходит некая лучезарность, основанная на породистости (я не о лошади) и недюжинном уме.

Юрий Гагарин

Космонавт, который с улыбкой на устах, обнял небеса и человечество в едином порыве. Он доказал, что межзвёздное пространство осязаемо, а человеческий гений вечен. Когда-нибудь наша планета прекратит своё существование, но следующие поколения, которые будут жить в других галактиках, навсегда в своих сердцах сохранят добрую память о родоначальнике-победителе.

Сергей Павлович Королёв

Самый гениальный человек за время существования нашей планеты. Был на удивление скромен и добр. Его идеи перегнали время на тысячелетия, а его любовь к простым людям – яркий пример бескорыстного служения во имя мира на Земле.

Леонардо да Винчи

Великий учёный, литератор, архитектор и живописец первым понял, что разум и возможности человека не имеют границ. Окружающие любили его за порядочность, остроумие и доброту. Каждый день он посвящал созиданию на благо каждому смертному.

Прошло пять веков, но ещё через многие столетия человечество будет помнить его «Джоконду», проект, по которому был построен Лондон, чертёж витрувианского человека с идеальными пропорциями и спасательный круг – панацею для утопающих и символ курортного сезона.

Виктор Гюго

Великий французский классик, открывший миру секрет об истинных понятиях добра и зла.

Его роман «Отверженные» привёл меня к простой и понятной мысли, что надо посвятить жизнь не критиканству всего и вся, а улучшению самого себя, если ты числишь себя гражданином с большой буквы.

Образы героев, их пороки, чаяния и поступки взяты из холодного мрачного реального бытия Франции эпохи первой половины ХIХ века. Не все согласятся со мной, но и я никому ничего не навязываю. Эта настольная книга должны быть на столе всякого цивилизованного представителя Homo Sapiens. Попробуйте разрешить проблему Жана Вальжана и развеять его сомнения. Мало кому далась эта задача.

Ничто плотское нам не чуждо, но идти на поводу своих желаний и служить им – фатальная ошибка. Удовлетворяя свои возрастающие потребности, мы перестаём видеть людей и прекрасный мир. Мы становимся поглотителями самих себя. Мы считаем возможным учить других сами, будучи обычными серыми обывателями. Разве тебе этого хочется, мой любезный читатель? Помнишь, что сказал паровозик из Ромашкова? Если мы не увидим рассвет, то опоздаем на всю жизнь!

Как развить креативность?

Существует 5 простых советов, которые помогут сделать первые шаги в развитии креативности:

1. Выработайте положительное отношение к процессу решения проблем

Процесс нахождения решения – крайне вдохновляющий с точки зрения креативного человека, поэтому, если вы хотите стать одним из них, то вы должны полюбить разбираться с определенными проблемами, которые требуют от вас нахождения соответствующего решения и выхода из ситуации. По мере того, как вы будете сталкиваться с новыми проблемами и находить их решение, вы будете становиться все более креативным.

2. Старайтесь находить не один, а несколько способов выхода из любой ситуации

Всегда пытайтесь придумать несколько вариантов решения проблемы, даже если первый пришедший в голову вариант кажется наиболее целесообразным. А вдруг всё же получился придумать что-то лучше? Не ограничивайте себя.

3. Расширяйте кругозор

В зависимости от того, как много вы знаете, вы можете находить подходящие решения, поскольку они не берутся из ниоткуда, а являются частью ваших знаний. Развивайтесь разносторонне — больше общайтесь с людьми, посещайте тренинги, семинары, приучите себя читать книги.

4. Творчески подходите к ежедневной рутине

Проявляйте творческий подход и изобретательность во всем, что вы делаете, даже если эти дела кажутся скучными и однообразными. А вдруг найдется более оптимальный и быстрый способ их выполнения? Никогда не останавливайтесь.

5. Учитесь видеть необычное даже в обычном

Пытайтесь заметить что-то уникальное даже в привычных для вас объектах. Это позволит обнаружить множество новых уникальных решений и возможностей.

Компетенции будущего

Сравним списки компетенций, которыми должен обладать специалист образца 2020 года и 2015. Через пять лет первое место всё так же будет занимать способность к решению сложных задач (в докладе ВЭФ указывают, что 36% позиций во всех отраслях будут требовать этого умения). Ценность критического мышления тоже сложно переоценить с учётом обилия информации, которую мы получаем уже сегодня. А вот на третьем месте внезапно оказалась креативность, скакнув с десятого. Почему креативность вышла в топ приоритетных навыков? И что вообще означает этот термин в плане профессиональных компетенций?

Креативность — это способность генерировать идеи и реагировать на вызовы. Креативный человек отличается от не креативного тем, что придумывает чаще, быстрее и оригинальнее. А для того, чтобы объяснить сегодняшний прорыв креативности в топ профессиональных умений, хорошо бы вспомнить о том, какую роль играют идеи в истории человечества.

Творчество как создание нового, изобретательство, обусловило развитие человека как вида. Каждое новое изобретение формировало новое представление о жизни, новую парадигму мышления. Сначала мы придумывали то, что меняло бы представления о реальности, прорывное, крайне редко — раз в 1000 лет. Вот изобрели книгопечатание — понемногу освоили этот метод, перевели в новый формат манускрипты, затем стали издавать светские книги.

Затем придумывали всё чаще: создали паровоз, автомобиль, самолёт. Пределы возможностей человека с каждым новым изобретением сдвигались в сторону невозможного. Имея в распоряжении только конную тягу можно было лишь мечтать о доставке товаров через всю страну за сутки, но с развитием авиации границы возможностей расширились. Сейчас идеи и изобретения возникают одно за другим. Открываем Kickstarter и видим, что огромное количество из того, что можно придумать — уже придумано, а то и воплощено в работающем прототипе. Парадигмы сменяются стремительно. Для того, чтобы что-то производить в этой среде или реагировать на изменения, нужно осваивать новые подходы к мышлению. Ключом станет развитие креативности как компетенции. Такую креативность, которая стоит на службе бизнеса, мы называем прикладной.

Как научить ребенка мыслить нестандартно

Существует множество методов, подходящих для развития творческого и креативного мышления. Когда речь идет о детях, идеальной формой образовательной деятельности является игра. Именно она позволяет одновременно сохранять мотивацию ребенка к процессу и обучать его полезным навыкам. На сегодняшний день существует огромное множество разновидностей настольных игр для всей семьи, которые задействуют воображение и творческий подход участников.

Лучше всего подойдут те игры, в которых на ведущего возложена задача объяснить игрокам с помощью рисунков, слов или жестов какое-либо загаданное слово. Подобная деятельность не только позволит весело провести время в компании близких людей, но и даст проявить творческий потенциал детей.

Наряду с различными играми существуют и упражнения для развития креативности:

«игра в ассоциации». Для нее необходимо иметь двух и более участников: один игрок называет слово, другой должен назвать то, что ассоциируется с ним, затем игроки меняются. Этот метод положительно влияет на образное мышление и воображение.
«да или нет». В течение определенного времени отвечайте на вопросы окружающих односложно, используя только эти слова. Постарайтесь сделать так, чтобы никто не придал этому особого значения. Это упражнение позволяет научиться оперативно реагировать на изменение ситуации, быстро искать из нее выход. К тому же, такое времяпрепровождение может стать интересным и даже веселым занятием.
«мозговой штурм». Для выполнения данного упражнения нужно придумать проблему, например: человек попал на необитаемый остров, у него с собой только вилка, бинокль и веревка. Необходимо придумать несколько различных вариантов, как можно было бы выбраться из этой ситуации. У данного упражнения нет единственно верного решения, его задача в том, чтобы продемонстрировать как можно больше идей, даже самых бредовых. Лучше тренироваться группой: так у участников появится возможность выслушать предложения других игроков и провести время весело и с пользой.
«креативность». Возьмите за основу любую простую фигуру: треугольник, квадрат, ромб или круг. На листе A4 распечатайте или нарисуйте несколько таких значков в три строчки. Засеките время и постарайтесь как можно быстрее изобразить на основе этих фигур какой-либо свой рисунок

Ничего страшного, если нет особого художественного таланта: важно быстро придумать несколько оригинальных идей, а качество их исполнения второстепенно.
«аббревиатуры». Возьмите любое слово и представьте, что оно является аббревиатурой

Придумайте интересную расшифровку, например: «КОТ – кого обожаем тискать».
«необычный подход». Нас окружает множество самых разных предметов, придумайте им необычное применение. Чем больше вариантов – тем лучше! Это не только отличный способ развить креативность, но и хорошая возможность скоротать время в поездке или в ожидании транспорта.

Нельзя забывать и про то, что развитие креативного мышления невозможно без расширения кругозора. Чтение художественной литературы, увлеченность различными головоломками, познавательный интерес ко всему новому отлично этому способствуют.

Способы развития креативности

Что означает слово креативный человек? Креативность не является врожденной способностью. Да, к ней должны быть предпосылки, но ее можно и нужно развивать. Существуют различные методики развития креативности у детей и взрослых

В детском возрасте внимание уделяется больше развитию творческих способностей и навыков, на основе которых в сочетании с приобретенным опытом и знанием впоследствии можно развить креативность

Рассмотрим несколько упражнений для развития этой способности.

  • Обсуждение идеи в команде, где у каждого есть определенная роль: критика, мечтателя и реалиста. Рассмотрение проблемы с трех точек зрения позволяет увидеть ее новые грани и пути решения.
  • Создание дерева ассоциаций. На листе бумаге изображается проблема, от нее идут линии, где написаны связанные с ней идеи. В процессе создания дерева могут появиться идеи, которые сразу бы не пришли в голову.
  • Пойти путем от обратного. Представить, что надо сделать, чтобы наверняка не решить проблему, а затем заменить эти идеи на противоположные.
  • Рекомендуется расширять свой кругозор – интересоваться всем, что происходит вокруг. Ходите в театры, посещайте выставки, читайте газеты, публицистику и чаще общайтесь с кративными людьми, им есть, что рассказать.

Это далеко не полный список упражнений на развитие креативности, но все они связаны с расширением горизонтов мышления, развитием воображения и разрушением стереотипов.

Способы определения уровня развития креативности

В данной статье мы будем рассматривать понятие креативности как поиск творческих путей для решения определенной задачи. А он, в свою очередь, состоит из двух этапов:

  1. Непосредственно рождение вариантов решения проблемы.

  2. Выбор оптимального варианта из всех возможных.

В соответствии с этим выделяется два вида креативного мышления:

  1. Дивергентное. Мышление такого рода нацелено на получение множества вариантов решения одной задачи.

  2. Конвергентное. Индивид способен оценить возможные пути достижения цели и выбрать оптимальный.

Для оценки первого типа мышления человеку достаточно дать задание найти как можно больше вариантов использования предмета. Пример: «Назовите максимальное количество способов применения деревянного карандаша». От количества ответов и их разнообразия будет зависеть то, насколько развито дивергентное сознание у человека. Эту теорию предложил выдающийся психолог Джой Пол Гилфорд, стоявший у истоков изучения креативности.

3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»


Заберите Ваши подарки!

Таким образом, после получения ответов на вышеуказанный вопрос, варианты систематизируются и оцениваются по четырем пунктам:

  1. Гибкость – количество схожих ниш решения проблемы. Карандаш можно использовать в качестве предмета для рисования картинки и для написания, к примеру, письма – это одна категория. А вот палка-копалка для рыхления земли в цветочном горшке – это совершенно другая ниша.

  2. Новизна – уникальность предложенных вариантов. Этот показатель может оцениваться одним из двух способов: субъективным или объективным. Первый основан на субъективной оценке экзаменующих, которые руководствуются собственными убеждениями. Второй больше склоняется к математическим вычислениям: судьи считают, сколько раз прозвучали варианты применения предмета в определенной нише (пример: карандаш как предмет начертания на бумаге). А дальше вычисляют относительную новизну предложенного варианта.

  3. Полезность – возможность применения полученного способа в жизни. Измеряется он просто: высокая полезность – вариант можно спокойно использовать в реальности, например, карандаш как средство написания письма; низкая полезность – карандаш как орудие убийства, так как статистика кровопролития с помощью карандаша ничтожно мала.

  4. Беглость – показатель, характеризующий совершенно разные функции использования предмета. Например, применение карандаша в качестве барабанных палочек и инструмента для азбуки Морзе – объединятся в один блок, поскольку функциональная направленность здесь одна (отбивание такта).

Конвергентное мышление оценивается с помощью теста вербальной креативности Медника (RAT test). Дается три слова, задание заключается в том, чтобы придумать четвертое, которое консолидирует все три. Например, «цитрус», «сладкий», «оранжевый». Их объединяет слово «апельсин». Причем для сложности добавляются слова разных частей речи: глагол, наречение, существительное и т. п.

Второй вариант оценки конвергентного мышления – визуальные картинки с заданиями. Пример – дается определенное количество точек, их нужно соединить, не отрывая ручку от поверхности бумаги.

Такие упражнения также можно применять для развития и прокачки креативности.

Умный — значит творческий?

В 1921 году американский психолог Льюис Термен начал так называемый  — масштабное исследование взаимосвязи интеллекта с творческим потенциалом, продолжавшееся до конца XX века. В экспериментальную группу вошли более полутора тысяч мальчиков и девочек в возрасте 8–12 лет со средним IQ 150 и отличной успеваемостью в школе. Параллельно была сформирована контрольная группа. Она состояла из детей того же возраста, но с более низким уровнем интеллекта и школьной успеваемости.

В последующие 30 лет Термен провел три измерения IQ участников эксперимента и отслеживал их достижения. После смерти ученого в 1956 году исследование продолжили его коллеги. К 1950-му году 800 мужчин из экспериментальной группы достигли значительных успехов в естественных и точных науках. В их активе было 67 опубликованных книг, 150 патентов на изобретения, ученые степени в области философии, медицины, физики. Эти результаты в 30 раз превышали достижения людей из контрольной группы.

Простые упражнения для развития креативности от Юлии Горячевой

Есть и другие более простые упражнения, которые можно выполнять каждый день:

Опишите любой предмет тридцатью разными словами, называйте только обезличенные характеристики, выписывайте их на лист. 

Возьмем в пример карандаш. Деревянный, простой, цветной, коричневый, красный, — правильно, слова не имеют эмоционального окраса. Тяжелый, красивый, длинный — неправильно, слова имеют субъективную характеристику.

Читайте книги, чтобы избавиться от клипового восприятия мира.

Разбейте рассказ на равные доли → прочтите часть → выпишите на лист, все слова и фразы которые запомнили → обсудите с коллегами или друзьями → дополните список слов и тезисов. 

Так, например, читают книги подписчики Telegram-канала «СУПЕРЧТИВО». Они делят книгу на 14 блоков и читают каждый день по одной части. В конце каждого дня участники готовят отчет — изложение на листе о прочитанном и отправляют его в бот. В ответ им приходит два электронных отчета от других участников, выдача рандомная. В отдельном чате они задают вопросы, углубленно изучают тему и делятся полезной информацией.

Старайтесь выбирать не только специализированную литературу, но и развлекательную. Вы научите мозг быстро обрабатывать большие объемы информации, замечать незначительные детали на листе, смотреть на ситуацию с разных сторон и при необходимости менять план действий.

Практикуйте метод свободных ассоциаций, он развивает творческие навыки и улучшает качество жизни. 

Упражнение: придумайте 10 ассоциаций к одному или двум разным словам. Например: слова «стол» и «пельмень» — ассоциации: круглый, объёмный, красивый и т.д. Чем больше слов на листе, тем выше навык креативности.

Играйте в крокодила наоборот.

Для развития творческих способностей выполните упражнение: попробуйте объяснить какое-либо слово с помощью сравнений и ассоциаций наоборот. Например, слово «стол» — такой же низкий, как Эльбрус, или слово «свет» — такой же синий, как солнце. Выписывайте на лист все сравнения, а затем выделите наиболее яркие. Чем разнообразнее варианты, тем лучше.

Сомневайтесь во всем. Чтобы освежить взгляд и развить креативные навыки, задавайте вопросы, фиксируйте их на отдельном листе. Техника вопросов повышает внимательность и глубокому изучению ситуации.

Для развития навыков выполняйте задание: сформулируйте задачу → в течение 10 минут записывайте вопросы на лист, которые приходят в голову → кратко придумайте ответы. Чем больше вариантов ответов предложите, тем лучше. Старайтесь сформулировать не менее 5 вариантов ответов.

Упражнения «Игра слов» 

— Засеките 5 минут и придумайте все слова, которые придут в голову на одну букву по конкретной теме. Например: тема «еда», слова — арбуз, абрикос, аппетит, анорексия, антракт, аромат. 

— Сформулируйте задачу, придумайте к ней ассоциацию и выпишите слова на две последние буквы из этой фразы. Например, тема «фундамент дома», слова — домострой, дом, доставка, досуг.

— Выберите цвет и придумайте фразы с этим словом. Например: слово «синий», сочетания слов — синие джинсы, синие шторы, синие небо, а вот яблоки синими не бывают.

— Выпишите слова одного рода, которые видите вокруг. Кажется, что просто, а вы попробуйте!

  • Придумайте 3 способа решения проблемной ситуации. Представьте, что  закончился кофе, вы можете: пойти в магазин и купить, заказать через интернет с доставкой, попросить у коллег. Используйте это упражнение при решении логических задач, бытовых трудностей и рабочих ситуаций. 
  • Развивайте латеральное мышление: оспаривайте идеи, избавляйтесь от шаблонов, обобщайте разные альтернативы и решения, решайте головоломки, придумывайте нестандартные способы применения устаревших вещей, всегда и везде ищите новые идеи.

Навык латерального мышления, а также совмещение традиционных подходов к решению нетрадиционных задач, помогают digital-специалистам придумывать и реализовывать принципиально новые идеи.

1 — https://www.youtube.com/watch?v=nelYIQUfR4E&list=PL3EFE03FEB38FC1EF

2 — Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Что такое креативность и откуда она берется

В вопросе возникновения способностей к креативности мнения делятся на два противоположных лагеря. Одни утверждают, что развитие креативности мышления – достаточно продолжительный процесс, сформированный в результате поступательного развития общества. Другие верят в спонтанность этого явления, зародившегося в результате генетической мутации примерно 50 тысяч лет назад. Но в одном мнения сходятся: развить креативность под силу каждому, было бы желание.

Само слово возникло от латинских слов creative – творческий и creatio – создание. В английской речи также есть аналогичное creative – творчество, которое в русском языке переводится как креатив или созидание.

Креативность и творчество – похожие понятия, однако различия внутреннего их содержания велики. Первое больше связано с направленными действиями индивида, определенными усилиями с его стороны. Второе характеризуется скорее свободой выбора, полной самостоятельностью и независимостью от существующих правил.

А если дословно, то креативность – это свойство личности, выражающееся в уникальном способе решения задачи, поиске необычных путей достижения определенной цели или сотворении чего-либо нового без дополнительных ресурсов, необходимых для этого. Более простое определение креативности, известное в народе, – смекалкой.

Позднее к нему добавились и другие значения, которые заменяют в русском языке слово «выдумка». Одно из них – это непосредственно сам результат творческой деятельности человека, будь то предмет, произведение или идея.

В бизнес-среде чаще всего понятие «креатив» связано с рекламой и маркетингом и обозначает уникальные замыслы и концепции в выполнении цели, поставленной работодателем. Креатив в данном значении имеет количественную величину – ROI (коэффициент окупаемости средств, вложенных в рекламу).

Что вам поможет:

Насмотренность

Насмотренность — топливо креативности. Насмотренность — это то, что вы смотрите, читаете, ощущаете, что делаете руками и ногами — все, что вы воспринимаете пятью чувствами и получаете путём коммуникации. Поэтому если вы живете по шаблону, родить что-то оригинальное вряд ли получится. Поэтому читайте больше книг (и делайте это правильно), знакомьтесь и следите за выдающимися людьми в интересной вам области знания, больше общайтесь с экспертами.

Среда

Музыкант Олег Нестеров катается ночью по кольцевой ветке метро и сочиняет песни. Для меня такая среда — ночной троллейбус, где я могу написать лекцию, главу для книги или заметку. Кто-то бегает, кто-то в бассейне плавает. Каждый может найти среду, которая позволит что-то предсказуемо придумывать.

Команда

Я пробовал придумывать разными способами, но лучшие решения появляются, когда есть разность мнений. Много людей не нужно, в идеале это должен быть один качественный собеседник. Подход работает на разных уровнях

Обратите внимание, что многие компании организованы двумя людьми — взять хотя бы Google, который создали Брин и Пейдж или Yandex, созданный Воложем и Сегаловичем

Предположим, вы разобрались с источниками информации, у вас есть наметки по среде и человек, с которым можно обсудить идею. Почву удобрили, яблоню посадили, а как теперь превратить яблоки в кальвадос?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: