Рисуночный тест «моя семья»: оценка и интерпретация психологов

Обзор основных методик

Пятна Роршаха

Проективный метод исследования личности, опубликованный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом.

Человеку дается 10 картинок пятен. После этого его просят описать, что он видит. Далее специалист интерпретирует результаты ответов и делает вывод о психическом состоянии испытуемого.

Рисунок «Человек под дождем»

В этом методе психодиагностики отсутствуют ограничения в выборе ответа и оценке ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

Тест поможет диагностировать личностные резервы и особенности защитных механизмов человека и его способности преодолевать сложные жизненные ситуации.

С помощью этого теста можно отслеживать адаптацию человека в новом коллективе.

Рекомендуется выполнять эту методику детям старше 9 лет, а также взрослым. Рисовать можно любыми инструментами:

Что надо делать? Нарисовать два рисунка:

Подробнее о методике и анализ результатов теста в статье: Тест «Человек под дождем»: интерпретация и примеры.

Конструктивный рисунок человека из геометрических форм

Психографический тест Либина – это диагностическая система, сочетающая любое изображение человеческой фигуры с бессознательным семантическим (смысловым) определением значения геометрических форм рисунка.

Тест используется для психологической диагностики личности, черт характера, межличностных отношений и характеристик нервной системы. Проанализировав его результаты, можно сказать, что существует 8 типов личности.

Эта методика обеспечивает интерпретацию на семи уровнях, но есть также онлайн-версия теста. Но там уже применяются только два уровня из семи.

Как пройти тест? Нарисуйте человеческую фигуру из десяти элементов на четверти листа формата А4, используя треугольники, круги и квадраты.

Подробнее о том, как проходить тест и интерпретировать результаты в статье: Психогеометрия: как определить характер по рисункам из геометрических фигур.

Проективная методика «Рисунок дерева»

Тест «Рисунок дерева» основала женщина-психолог из США Ф. Гудинаф. Она занималась проблемами детской психики. После нее Карен Маховер сделала систему критериев, которые помогают по этому тесту оценить особенности личности.

Эта методика нацелена на выявление особенностей личности. В психодиагностике рисунок дерева рассматривается как автопортрет. Потому что в этом рисунке можно увидеть:

Как пройти тест? Необходимо выбрать любой инструмент для рисования и нарисовать дерево на листе.

Примеры проективных методов

Методика Роршаха (тест «Чернильных пятен»)

Эта методика создана швейцарским психиатром Г. Роршахом в 1921 году и в настоящее время, по общему признанию, является самым популярным проективным тестом. Он представляет собой 10 карточек с пятнами, похожими на те, что получаются, если на лист бумаги капнуть чернилами, а потом сложить его так, чтобы пятно отпечаталось симметрично. Отсюда и другое название этой методики.

Человеку, проходящему обследование, предлагается рассмотреть эти пятна и сказать, на что они похожи. По сравнению, например, с тестами-опросниками в сотню вопросов это кажется простым до банальности. Но психологу, чтобы интерпретировать результат, придется изрядно потрудиться и использовать все свои знания и опыт

Ведь учитывается не только сам ответ, но и то, в каком положении держал лист диагностируемый, на какие детали он обращал внимание и т. д

В соответствии с классической методикой Роршаха каждый ответ, даже односложный, оценивается психологом по 5 критериям:

Выяснив эти критерии, психолог переходит к самой сложной части – интерпретации результатов. Она основана на глубоком знании человеческой психики и связи ответов с процессами, происходящими во внутреннем мире.

Сонди-тест

Szondi-test – проективная методика, опубликованная в 1939 году тоже швейцарским психоаналитиком Леопольдом Сонди.

Материал, с которым работает испытуемый, представляет собой 6 серий фотографий по 8 портретов в каждой. На портретах лица людей, больных различными психическими заболеваниями (садизм, истерия, шизофрения, депрессия и т. д.). Клиенту предлагается в каждой серии выбрать по два наиболее и наименее привлекательных образа.

Л. Сонди и его сторонники считают, что если диагностируемый выбрал 4 и больше портрета с одним и тем же заболеванием, то у него есть склонность к этому психическому отклонению

Причем не важно, положительный это выбор или отрицательный

Российский психолог О. Н. Кузнецов на основе теста Сонди создал методику, позволяющую определять склонность людей к определенному типу межличностных конфликтов.

Материал для проведения обследования

Для проведения методики необходимо подготовить три вида материалов:

  1. альбом, состоящий не менее чем из десяти полиэтиленовых файлов с одноцветной бумажной прокладкой (что дает возможность клиенту использовать две стороны файла);
  2. набор иллюстративного материала, состоящего из большого числа картинок (около 200 — 300) разного формата и разной степени изобразительной обобщенности (фотографии, абстрактная символика, репродукции мастеров живописи и проч.);
  3. набор «рубрик-названий» — предполагаемые «страницы жизни» в альбоме клиента (см. табл. 2). Рубрики предлагаются в трех конвертах, имеющих условное название:
    • «Радостное, светлое» — здесь содержание рубрик отражает мотивы достижений, самоутверждения, эмоции радости и др.;
    • «Печальное, темное» — здесь собраны рубрики, в названии которых фиксируются конфликтные переживания по поводу отношений клиента с другими людьми, с самим собой и проч.;
    • «Разное, в черно-белую полосу» — здесь в названии рубрики отражается нейтральное отношение к событиям жизни, представлен план познания различных ее сторон.

В соответствии с основными тенденциями развития ребенка в юношеском возрасте конкретные рубрики подбираются согласно специфике содержания социальной ситуации развития, ведущей деятельности, психологических новообразований (табл. 2).

Таблица 2. Возможный вариант набора содержания рубрик
Актуальные проблемы старшего школьника Предлагаемые названия для страниц-рубрик
Философские, экзистенциальные проблемы Где Я? Житье. Размышление о жизни. С Богом. Степень свободы. Легко, радостно. Просто жизнь. Уже не с нами. «Я» и «Мы». Я не знаю, как жить
Профессиональное самоопределение Будущее. Интерес. Куда податься? Новое время. Профессий много… Теперь повезет
Отношения со взрослыми Говоря откровенно… Конфликты. Родные. Скандал. «Я» и «Мы». Чужой
Отношения со сверстниками Вместе. Ищу друга. На «ты». Старый друг. «Я» и «Мы». Чужой
Отношение к себе Взгляд изнутри. Мой мир. Путь к себе. Я, сдвинутый по фазе. Я
Отношение к правам, нормам (поиск пределов допустимого) Деньги. Долг. На грани. Запрет. Конфликты. Купить, продать, обменять. Права. Нет ничего тайного
Отношение к школе Уроки. Любимый ученик. Учитель. Школа
Отношение к дому Вернись домой. Дом. Дорога к дому. Мой дорогой дом. Убежище
Отношение к любви Вместе. Любовь. Love story. О любви. Премудрости любви. Разбиваются души. Свободна. С любимыми не расставайтесь
Отношение к сексу Вдвоем. Говоря откровенно… Нет ничего тайного. Секс-игры. Чего боится мама
Постижение географического и исторического пространства (чувство «там и тогда») «А время быстро катится — такие вот дела». Былое. Время. В поисках утраченного времени. Даты. Другая жизнь. Между прошлым и будущим. Поездки. Путешествия
Страхи Беды. Бесы. Ловцы наших душ. Многострадальные. Оборотни. Призрак. Позорище. Раны. Тупик.Что потом? Чужой

Проективная методика

Смотреть что такое «Проективная методика» в других словарях:

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА — Общий термин для обозначения любого теста, приема или набора процедур, разработанных для того, чтобы получить информацию о личности человека или понять ее, предоставляя ему возможность реагировать любым способом на неструктурированные или… … Толковый словарь по психологии

ТЕСТ ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ – проективная методика — исследования личности (предложена С. Деллингер). Стимульный материал состоит из пяти геометрический фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, загзаг и круг. Обследуемому предлагают «почувствовать свою форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

методика психодиагностическая — применяются для постановки диагноза психологического (см. психодиагностика). В общем, к таковым можно отнести методики следующих типов: методика бланковая; методика объективно манипуляционная; методика опросная; методика проективная; методика… … Большая психологическая энциклопедия

Методика «Незаконченные предложения» — J. M. SaksS. Sidney. Адаптация Г. Г. Румянцева. Вербальная проективная методика «Незаконченные предложения» направлена на изучение отношения респондента к субъектам и объектам в разл. сферах жизнедеятельности, а также представлений о самом себе.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Методика «Цветовое зеркало отношений» — Г. Фрилинг. Модификация В. Н. Кононовой. Цветовое зеркало отношений проективная методика, предназначенная для индивидуальной и групповой психол. диагностики любого человека, начиная с возраста 4 лет. В индивидуальном режиме методика служит для… … Психология общения. Энциклопедический словарь

методика проективная — обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности; позволяют, опосредованно моделируя некие жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в виде различных установок, такие… … Большая психологическая энциклопедия

методика катарсиса — группа методик, относящихся к методикам проективным. К ней относятся: психодрама, игра проективная; Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

Методика «Проективная психометрическая оценка взаимодоверия в группе». Т. П. Скрипкина — Предназначена для оценки взаимодоверия в группе. Методика состоит из 7 ступеней взаимооценки. Респондент на каждую ступеньку ставит одного члена своей группы в зависимости от испытуемого к нему чувства доверия. Чем выше ступенька, тем ниже… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Методика «Родительское сочинение» проективная. О. А. Карабанова — Предназначена для диагностики родительской позиции и типа семейного воспитания, выявление особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Методика позволяет собрать анамнестическую информацию и… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Оценка рисунка семьи

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша

Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки

Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка

Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

Рисуем дом

Возьмите лист А4, простой карандаш, цветные карандаши или пастельные мелки, ластик. Нарисуйте дом, в котором обязательно есть фундамент или подвал, окна, дверь, крыльцо, балкон, крыша, труба. Не торопитесь, прислушивайтесь к своим ощущениям: может быть, вы хотите добавить что-то от себя – черепицу, резные наличники, деревья, фигурные камушки у фундамента, цветы в горшках на окнах, скамейку и прочее.

Нарисовали?

Теперь нужно найти место каждому члену вашего рода в нарисованном доме. Возьмите простой карандаш и подпишите, где будут сидеть ваши родители, супруг, дети, бабушки-дедушки, тети, дяди и другие родственники. Можно писать как имена, так и семейные роли. Например, если вы представили, что ваша мама сидит на крыльце, напишите на нем «мама», или что муж выглядывает из окна, напишите на окне «муж».

Важно отключить логику, не загружать себя размышлениями: «Как это мой дедушка будет сидеть на трубе? Там же неудобно». Лучше слушать свое подсознание, помогая себе понять, с какой частью дома ассоциируется у вас тот или иной член рода

Найдите и себе место в вашем доме. Где оно?

А теперь задайте себе вопрос: «Уютно мне или не очень? Может, хочется перейти на другую часть дома?» Подумайте, на какую, подпишите себя там, где считаете нужным.

Точно так же пройдитесь и по другим членам семьи: не хочется ли кого-то переместить? Если это так, сотрите прежнюю надпись и укажите новую.

Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с англ. / А. Анастази, С.Урбина. СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
  2. Беллак Л., Абт Л. Э., Оллпорт Г. У. и др. Проективная психология. — М., 2000. — 528 с. — ISBN ISBN 5-04-006467-5.
  3. Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию / Бурлачук Л. Ф.. — Киев: Ника-Центр, 1997. — 128 с.
  4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированое руководство / А.Л. Венгер. М.:Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003 . — 160 с.
  5. Микляева А.В. Применение проективной методики «Школа зверей» в работе школьного психолога / А.В .Микляева // Психологическая служба. — Минск, 2004. № 3. — С.78-76.
  6. Музыченко Г. Ф. Проективная методика «несуществуюущее животное». — М., 2012. — 560 с. — ISBN ISBN 978-5-9268-1269-2.
  7. Петрайтене М.В. Возможности использования проективных методов в изучении личности дошкольников. Дисс. <…> канд. псих. наук. ВГПУ. Воронеж, 2002. 278 с.
  8. Проективная психология. Антология. — М., 2010. — 416 с. — ISBN ISBN 978-5-903182-56-5.
  9. Савенко Ю.С. Проективные методы в изучении бессознательного / Ю.С. Савенко // Бессознательное. Природа; Функции. Методы исследования: — Тбилиси, 1978. Т.З. — С.632-637.
  10. Соколова Е.Т. К теоретическому обоснованию проективного метода исследования личности / Е.Т. Соколова // Бессознательное. • Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси, 1978. — Т.З. — С.611-622.
  11. Соколова Е.Т. Из истории проективного метода / Е.Т. Соколова // Общая;психодиагностика / под ред. А.А.Бодалева, Столина В.В. СПб., 2000. -С.51-70.
  12. Станишевская М.М. Применение проективных методик при диагностикетипов реакций личности / М.М.Станишевская, В.В. Гульдан, М.Т. Владимирская // Вопросы диагностики психического развития. -Таллин, 1974. С.158-159.
  13. Султанова З.В. Проективный подход в биографическом исследовании личности. Дисс. <…> канд. псих. наук. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2007. 203 с.

Виды проективных методик

В психологии наиболее популярная классификация проективных методик разработанная Лоуренсом Франком. В нее входит следующие 8 методик:

1. Экспрессивные. Они предполагают изучение экспрессивных проявлений активности человека. Примером могут служить рисуночные тесты, такие как:

«Несуществующее животное»; «Дом-дерево-человек»; «Цветовой тест отношений».

2. Импрессивные. Клиенту предлагается сделать выбор из карточек, картинок разного содержания. Выбор человека, может рассказать психологу о том или ином психическом состоянии человека, в момент работы. К данной группе методов относится «Тест Люшера».

3.Конститутивные. Когда человеку предлагают какой-то неопределенный материал, и просят придать ему смысл. Ярким примером является «Тест Роршаха».

4. Интерпретативные. При выполнении этих тестов, требуется описать какое-либо событие, ситуацию представленную на картинке. Из этой серии специалисты часто используют:

«Тест тематической апперцепции»; «Тест фрустрации С. Розенцвейга»; «Тест руки Э. Вагнера».

5. Конструктивные. Испытуемым предлагается из оформленных деталей построить что-то осмысленное и прокомментировать получившееся. Здесь используются следующие методы:

«Тест Мира М. Ловенфельд»; «Тест Деревня Р. Мукиелли».

6. Катартические. Данные тесты вызывают у клиента состояние катарсиса (осмысления, раскрытия). В процессе работы пациент начинает осознавать причины своих проблем. После этого ему становится проще их решать. Этому процессу способствует «Психодрама Дж. Морено».

7. Рефрактивные

Психолог в процессе консультации обращает внимание на оговорки, ошибки, опечатки человека. На основе которых изучает психическое состояние клиента

Специалист может предложить написать сочинение, письмо, проанализировать свой голос и т.д.

8. Аддиктивные. Аддикция в психологии – это зависимость человека от какого-то типа поведения или деятельности. Курение, алкоголь, игромания – это все относится сюда. Работая с зависимостями, можно предложить следующие тесты:

Основы проективной диагностики

Представьте, что вы пришли к психологу, а он вместо бланков с вопросами дает вам чистый лист и предлагает нарисовать какое-нибудь фантастическое животное или просто дерево. Вы в недоумении и растерянности – зачем это нужно психологу, к тому же и рисовать-то вы не умеете. Или, допустим, вас просят рассказать, что вы видите на картинках, а там, на ваш взгляд, нет ничего, кроме абстрактных разноцветных пятен. Это примеры проективных методик, которые неискушенным посетителям кабинета психолога кажутся по меньшей мере странными.

Нас окружает разнообразный и динамичный мир, а воспринимаем его мы через призму желаний, влечений, эмоций и т. д. Кто-то в плывущих по небу облаках видит пушистых зайчиков, кто-то кровожадных монстров, а кто-то просто скопление водяных капель определенной плотности. Кстати, зависимость восприятия окружающего мира от внутреннего состояния человека называется апперцепцией, и она тоже изучается психологией. Но нас интересует не столько явление апперцепции, сколько способность человека к ассоциативному мышлению.

Ассоциации – это спонтанно возникающие в мозгу человека связи между новой информацией и хранящейся у него в памяти. Часто какой-то звук, хаос солнечных пятен на стене, мелькнувшее в толпе лицо незнакомца извлекают из нашей памяти образы-ассоциации. Они тесно связаны с прежним опытом человека. А так как опыт у всех разный, то и ассоциации тоже разные. А для психолога эти стихийно возникающие образы и мысли важны тем, что они несут информацию о психическом состоянии человека, о внутренних конфликтах, старых, почти забытых душевных травмах.

Первые проективные методики, разработанные одним из учеников З. Фрейда К. Юнгом, как раз были основаны на изучении ассоциаций людей, когда они рассматривали разные картинки. В конце XIX – начале XX века появились тесты, в которых использовались карточки с абстрактными разноцветными или монохромными пятнами. Они оказались настолько эффективны, что до сих пор одной из самых популярных и востребованных проективных методик считается тест чернильных пятен Роршиха, появившийся в 20-х годах XX века.

Интерпретация:

1. В психологии зеленый цвет символизирует детство. Войдя в комнату за зеленой дверью — вы оказались в своем детстве. Что вы чувствовали при этом? Если вам было приятно и уютно, то значит и ваше детство было для вас приятным и светлым временем. Если вам хотелось надолго остаться в этой комнате, то, скорее всего, вы нередко в мыслях возвращаетесь в свое детство и, возможно, вам не хватает во взрослой жизни того теплого и душевного времени, заботы и участия со стороны других людей. Любые негативные мысли и чувства, возникшие в этой комнате, свидетельствуют о нерешенных детских проблемах, которые оказывают влияние на всю вашу дальнейшую жизнь. В норме, комната должна оказаться милой и уютной, но не должна вызывать особого желания в ней остаться, потому что любопытство побывать за другими дверями, должно оказаться сильнее.

2. Вторая комната за дверью голубого цвета символизирует ваше душевное состояние в настоящий момент, в эту самую минуту, когда вы проходите данный тест. Ваши ощущения расскажут о том, как вы чувствуете себя сейчас. Удобно или неудобно в этой комнате. Устраивает вас ваша настоящая жизненная ситуация или у вас присутствует желание изменить ее. В комнате был порядок или беспорядок — характеризует вас, как собранного, организованного человека или, наоборот, хаотичного и импульсивного. Комната пустая или наполнена самыми различными предметами? И т.д.

3. Третья дверь красного цвета и находящаяся за ней комната символизирует чувственную любовь и ваше отношении к ней. Большая просторная комната — вы склонны испытывать сильные чувства. Маленькое помещение — вы скованный, робкий в проявлении чувств, человек. Светлая — ваши любовные переживания лёгкие, воздушные, романтические. Тёмная — любовные чувства заставляют вас испытывать страдания. Уютная или неуютная — расскажет о том, комфортно ли вам в любви или, может быть, вы недавно пережили в любви разочарование. Яркие или тусклые цвета в комнате. Какие предметы: повседневные, обычные или эксклюзивные произведения искусства.

4. Черная дверь и комната за ней символизирует ваше отношение к профессиональной деятельности, к работе и делам. Что это была за комната? Был там порядок и лежало все на своих местах или комната была захламлена различными ненужными вещами? Хорошо ли вы ориентировались в этой комнате или совершенно растерялись? Просторная или маленькая — расскажет о возможностях применения ваших профессиональных знаний и
умений. Если вам было комфортно в этой комнате — значит и в профессиональной жизни, вы чувствуете себя безопасно и, похоже, находитесь на своем месте.

Представьте, что вы — звезда и вам предстоит выступление. Петь нужно «живьем». Вы выходите на сцену, вас встречает огромное количество фанатов и зрителей и вдруг вы понимаете, что не можете петь (нет голоса). Играет музыка — вы молчите. Зрители начинают понимать, что что-то не так, постепенно в зале нарастает волна возмущения, кто-то что-то кричит, кто-то пытается прорваться на сцену.

Проективные методики – особенности использования в психологии

Наш внутренний мир, содержание сознания и подсознания так или иначе являются отражением мира внешнего. Именно реакция на внешние раздражители запускает психические процессы. Однако взаимодействие мозга с лежащей за его пределами реальностью этим не ограничивается. Наши мысли, чувства, желания, побуждения проецируются вовне, отражаются на нашем поведении, продуктах деятельности, отношении к людям.

Это явление проекции стало основой проективного подхода в психодиагностике и множества разнообразных методик и тестов, позволяющих изучить психологические особенности и состояния личности.

Анализ рисунков к тесту «Моя семья»

Вероника, 19 лет

Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.

Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника

Николай, 6 лет

В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай

Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика

Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика

Психологический рисуночный тест
«Моя семья».

Обмануть их не получится: что такое проективные тесты и чем они отличаются от обычных

Многим из нас нравится проходить психологические тесты, чтобы узнать о себе побольше. Однако отвечая на вопросы, иногда возникает соблазн слукавить, чтобы получить желаемый результат, даже если он не соответствует действительности. Но, к счастью, есть такие методики, которые довольно трудно перехитрить. Например, проективные тесты. О них расскажет наш эксперт — психолог Мария Микелтадзе.

Человек так устроен, что ему хочется видеть себя в положительном свете всегда и во всем. Во-первых, положительное представление о себе приносит ему веру в то, что он успешен и может добиться желаемого. Это помогает ему вырабатывать энергию, необходимую для достижения этих целей.

Во-вторых, отношение человека к самому себе показывает, насколько развита его социальная жизнь. Не очень высокое мнение о себе говорит о низкой самооценке, что повышает уровень тревожности, а также о том, что человеку нужно пересмотреть и, как следствие, исправить в отношениях с окружающими людьми.

Но как узнать о себе больше и точнее? Один из способов — тесты. Однако, пользуясь ими, нужно учесть несколько нюансов.

Последние достижения в проективных методах

Несмотря на критику клинической ценности проективных методов, они до сих пор широко используются в различных областях. Два теста доминируют почти 60 лет — это тест Роршаха и ТАТ. Хотя оба эти теста использовались в работе с детьми младше 10 лет, психологи предпочитают использовать САТ, который был разработан специально для детей.

Тематические и конструктивные тесты обычно представляют собой рисунки или фотографии, по которым испытуемый рассказывает историю. Через идентификацию с протагонистом или другими персонажами испытуемый проецирует сознательные, предсознательные или бессознательные чувства, конфликты или желания. В анализе детских ответов особенно нужно быть внимательным к различению реакций ребенка на временные жизненные обстоятельства и события от основных личностных тенденций.

Последние 20 лет мы стали свидетелями разработки новых проективных методов, особенно тематического, который использует как модель ТАТ. Например, современные проективные тесты, применяемые в США, — это TEMAS (Tell Me a Story Test — Тест «Расскажи мне историю»), Апперцептивный тест Робертс (McArthur and Roberts,1982), Апперцептивный тест семьи (Sotile et al., 1991).

Все эти тесты имеют общие черты: а) они покрывают большой возрастной промежуток (от 6 до 15 лет), б) стимульный материал изображает детей или взрослых, вовлеченных в каждодневные ситуации или конфликты, в) стимульный материал хорошо структурирован и конкретен. Наконец, процедура проведения тестирования одна и та же: «Я хочу, чтобы ты рассказал историю по этой картинке, что случилось до этого, что происходит сейчас, что произойдет потом».

Разработчики проективных методов также учитывают этническую принадлежность испытуемых. Так, для представителей различных рас были предложены специальные картинки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: