Валидизация
Методика была модифицирована и адаптирована С. Ю. Куприяновым для исследования советских семей. Изменениям в основном подверглись пункты шкалы № 8, которая в оригинале называется Moral-Religious Emphasis (морально-религиозные аспекты) и касается отношения родственников к морали, религии и места этих ценностей в семье. Необходимость подобной модификации Куприянов объяснял неактуальностью вопросов религии и веры в советском обществе образца 1985 г. Незначительным модификациям подверглись также пункты, в которых затрагивались некоторые культуральные отличия американской и советской популяций.
Адаптация модифицированной шкалы проводилась на 100 советских семьях (всего 276 здоровых испытуемых), ни один из членов которых не болел выраженными нервно-психическими, психосоматическими или тяжелыми, хроническими соматическими заболеваниями. В семьях было от двух до пяти членов.
Сравнительный анализ средних значений показателей FES (американские семьи) и ШСО (советские семьи) выявил ряд статистических различий. Параметры «Независимость» и «Ориентация на активный отдых» в американских семьях были значительно выше. В советских семьях ниже были показатели по шкалам «Конфликт» и «Контроль»; выше — по шкалам «Морально-нравственные аспекты» и «Экспрессивнсть».
С помощью методики ШСО Куприяновым было также проведено изучение роли семейных факторов в патогенезе бронхиальной астмы. Показано, что для семей больных бронхиальной астмой с нервно-психическим механизмом патогенеза характерны больший контроль, меньшая независимость и, как следствие, сниженные показатели сплоченности и экспрессивности.
Сплоченность семьи
Степень эмоциональной близости, наличие или отсутствие душевных, теплых эмоциональных отношений.
Разобщенная семья – члены семьи крайне эмоционально разделены, мало привязаны друг к другу и ведут себя несогласованно, неспособны оказывать поддержку друг другу и совместно решать жизненные проблемы. Изолируясь друг от друга, подчеркивая свою независимость, они скрывают свою неспособность устанавливать близкие взаимоотношения. При сближении с другими у них возрастает чувство тревоги.
Раздельная семья – характеризуется умеренной сплоченностью. В эмоциональных отношениях в семье присутствует некоторая раздельность, однако она не является такой крайней, как в разобщенной семье
Несмотря на то, что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, семья способна собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения. Интересы и друзья являются обычно разными, но существует и область, разделяемая с другими членами семьи
Объединенная семья характеризуется высокой степенью эмоциональной близости, лояльностью во взаимоотношениях и определенной зависимостью членов семьи друг от друга. Члены семьи часто проводят время вместе, Это время для них важнее, чем время. Посвященное индивидуальным друзьям и интересам.Однако сплоченность в таких семьях не достигает степени запутанности, когда пресекаются всякие различия.
Запутанная семья для которой характерна чрезмерная эмоциональная близость (слияние) и лояльность, отсутствие личного пространства, независимости у членов семьи. Такие семьи и их члены являются слабодифференцированными.
Когда и как применяется тестирование Сан?
Опросник сан был разработан коллективом авторов в 1973 году с целью оценки самочувствия, активности человека и его настроения. Поскольку данные 3 составляющие способны непосредственно влиять на работоспособность человека, подскажут момент необходимого отдыха для зарядки энергией и бодростью на ближайшее время, необходимо оценить степень каждой из них.
Методика сан представлена в виде опросника, где необходимо определить с помощью оценки степень своего психологического и физического состояния. Предлагается 30 пар слов, которые характеризуют настрой человека на протяжении дня и имеют противоположные значения.
Список литературы Связь семейной сплоченности и адаптивности по опроснику FACES-3 с проявлениями социально-психологического неблагополучия несовершеннолетних
- Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. -СПб.: Речь, 2001. -144 с.
- Яблонская Т.Н. Динамика семейных отношений в период кризиса подростковости ребенка//Личность и общество: проблемы взаимодействия: Личность и общество: проблемы взаимодействия: материалы VI Международной научной конференции/Челябинский филиал Университета РАО, 25 апреля 2013 г. -Челябинск: Монограф, 2013. -С. 128-134.
- Boeninger D.K., Masyn K.E., Conger R.D. Testing Alternative Explanations for the Associations Between Parenting and Adolescent Suicidal Problems//Journal of Research on Adolescence. -2013. -June. -Vol. 23, № 2. -Р. 331-344.
- Goldfarb S., Tarver W.L., Sen B. Family structure and risk behaviors: the role of the family meal in assessing likelihood of adolescent risk behaviors//Psychology research and behavior management. -2014. -№ 7. -Р. 53-66.
- Hedeland R.L., J0rgensen M.H., Teilmann G. Childhood suicide attempts with acetaminophen in Denmark: characteristics, social behaviour, trends and risk factors//Scandinavian journal of public health. -2013. -May. -Issue 41, № 3. -Р. 240-246.
- Jantzer V., Haffner J., Parzer P. Does parental monitoring moderate the relationship between bullying and adolescent nonsuicidal self-injury and suicidal behavior? A community-based self-report study of adolescents in Germany//BMC public health. -2015. -№ 15. -Р. 583.
- Jelenova D., Lacinova L., Prasko J. Interparental conflict and adolescent suicidality//European Psychiatry. -2013. -Vol. 28. -Р. 1.
- Pisani A.R., Wyman P.A., Petrova M. Emotion regulation difficulties, youth-adult relationships, and suicide attempts among high school students in underserved communities//Journal of Youth and Adolescence: A Multidisciplinary Research Publication. -2013. -Vol. 42, № 6. -Р. 80.
- Rosso A.E. It’s all relative: the differential effects of family connectedness on adolescent suicide attempts Thesis (MPH). -University of Auckland, 2011.
- Sabia J.J., Rees D.I. The effect of parental involvement laws on youth suicide//Economic Inquiry. -2013. -January. -Vol. 51, № 1. -Р. 620-636.
- Saffer B.Y., Glenn C.R., Klonsky E.D. Clarifying the relationship of parental bonding to suicide ideation and attempts//Suicide and Life-Threatening Behavior. -2015. -August. -Vol. 45, № 4. -Р. 518-528.
- Shaikh I.A., Shaikh M.A. Correlates of seriously considering attempting suicide among Jordanian students in grades 8 to 10//Eastern Mediterranean health journal. -2010. -Nov. -Vol. 16, № 11. -Р. 1198-1199.
- Shek D.T.L., Ng C.S.M. Family quality of life, personal well-being, and risk behavior in early adolescents in Hong Kong: related phenomena and research gaps//Chinese adolescents in Hong Kong. -2014. -Vol. 5 of the series Quality of Life in Asia. -Р. 1-18.
- Shek D.T.L., Moon Y.M. Law Parental Behavioral Control, Parental Psychological Control and Parent-Child Relational Qualities: Relationships to//Chinese adolescents in Hong Kong. -2014. -Vol. 5 of the series Quality of Life in Asia. -Р. 51-69.
- Stone D.M., Luo F., Lippy C. The role of social connectedness and sexual orientation in the prevention of youth suicide ideation and attempts among sexually active adolescents//Suicide and life-threatening behavior. -2015. -August. -Vol. 45, № 4. -Р. 415430.
- Timmons K.A., Selby E.A., Lewinsohn P.M., Joiner T.E. Parental displacement and adolescent suicidality: exploring the role of failed belonging//Journal of clinical child and adolescent psychology. -2011. -Vol. 40, № 6. -Р. 807-817.
Внутренняя структура
ШСО включает десять шкал, каждая из которых представлена девятью пунктами, имеющими отношение к характеристике семейного окружения. Приводим краткое описание шкал, инструкцию к заполнению и сам текст опросника.
А. Показатели отношений между членами семьи
1. Сплоченность (С). Степень, в которой члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу; выраженность чувства принадлежности к семье.
2. Экспрессивность (Э). Степень, в которой в данной семье разрешается открыто действовать и выражать свои чувства.
3. Конфликт (К-т). Степень, в которой открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи.
Б. Показатели личностного роста
4. Независимость (Н). Степень, в которой члены семьи поощряются к самоутверждению, независимости к самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений.
5. Ориентация на достижения (ОД). Степень, в которой разным видам деятельности (учебе, работе и пр.) придается характер достижения и соевнования.
6. Интеллектуально-культурная ориентация (ИКО). Степень активности членов семьи в социальной, интеллектуальной, культурной и политической сферах деятельности.
7. Ориентация на активный отдых (ОД.О). Степень, в которой семья принимает участие в различных видах активного отдыха и спорта.
8. Морально-нравственные аспекты (МНА). Степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям.
В. Показатели управления семейной системой
9. Организация (О)
Степень важности для семьи порядка и организованности в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясности и определенности семейных правил и обязанностей.
10. Контроль (К-л)
Степень иерархичности семейной организации, ригидности семейных правил и процедур, контроля членами семьи друг друга.
Семейная гибкость
Возможности семейной системы к гибкому приспособлению, изменению при воздействии стрессоров, способность к решению жизненных задач, возникающих перед ней при движении по стадиям жизненного цикла.
Ригидная семья обладает низкой гибкостью и адаптивностью. Такая система не способна решать жизненные задачи, возникающие перед семьей при ее продвижении по стадиям жизненного цикла. Семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации (рождение, смерть членов семьи, взросление детей и отделение их от семьи, изменения в карьере, месте жительства и т.д.). Система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархиизирована. То есть существует член семьи, который всем заведует и все контролирует. Переговоры по важным вопросам в такой семье ограничены, а большинство решений принимается лидером. В ригидной системе роли, как правило, строго распределены и правила взаимодействия остаются неизменными. Незначительность изменений в системе ведет к высокой предсказуемости и ригидности поведения ее членов.
Структурированная семья характеризуется умеренной гибкостью. Здесь присутствует некоторая степень демократического руководства, предполагающая переговоры по проблемам между членами семьи, включая мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, имеется возможность их обсуждения. Существуют определенные дисциплинарные правила.
Гибкая семья характеризуется умеренной гибкостью, демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто и активно, включая детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются, когда это необходимо. Правила могут быть изменены и соотнесены с возрастом членов семьи. Иногда, правда, семье может не хватать лидерства, и члены семьи завязают в спорах друг с другом.
Хаотичная семья характеризуется высокой степенью непредсказуемости. Такое состояние система часто приобретает в момент кризиса, например, при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т.д. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. Такой тип системы имеет неустойчивое и ограниченное руководство и испытывает недостаток лидерства. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена к другому.
Интерпретация
При обработке данных исследования, для каждой шкалы высчитывается показатель, который получают путем сложения учитываемых ответов по всем пунктам соответствующей шкалы. Соответственно, низкими значениями являются интервал баллов от 1 до 3; средний показатель – от 4 до 6; высокий показатель – от 7 до 9.
Учитываемые ответы:
- Сплочённость:
- Да: 1, 11, 21, 31, 51, 81.
- Нет: 41, 61, 71.
- Экспрессивность:
- Да: 2, 12, 32, 42, 52, 62, 72, 82.
- Нет: 22.
- Конфликт:
- Да: 13, 33, 63, 73, 83.
- Нет: 3, 23, 43, 53.
- Независимость:
- Да: 4, 14, 44, 54, 64.
- Нет: 24, 34, 74, 84.
- Ориентация на достижения:
- Да: 5, 15, 35, 45, 65, 75.
- Нет: 25, 55, 85.
- Интеллектуально-культурная ориентация:
- Да: 6, 26, 56, 66, 86.
- Нет: 16, 36, 76.
- Ориентация на активный отдых::
- Да: 17, 37, 47, 67, 77.
- Нет: 7, 27, 57, 87.
- Мораль и нравственность:
- Да: 8, 28, 58, 68, 78, 88.
- Нет: 18, 38, 48.
- Организация:
- Да: 9, 19, 39, 59, 69, 89.
- Нет: 29, 49, 79.
- Контроль:
- Да: 10, 30, 40, 50, 60, 80, 90.
- Нет: 20, 70.
Затем высчитываются средние показатели для всех членов семьи и вычерчивается семейный профиль, который сравнивается со средними значениями нормативного профиля:
№ | Шкалы | США, N=285 | СССР, N=100 | ||
---|---|---|---|---|---|
M | σ | M | σ | ||
1 | С | 6,36 | 1,86 | 6,45 | 1,36 |
2 | Э | 5,43 | 1,49 | 6,18 | 1,17 |
3 | К-т | 4,65 | 2,05 | 3,20 | 1,56 |
4 | Н | 6,67 | 1,23 | 4,35 | 1,25 |
5 | ОД | 5,64 | 1,66 | 5,46 | 1,44 |
6 | ИКО | 6,15 | 1,98 | 6,08 | 1,39 |
7 | ОАО | 6,19 | 1,66 | 4,37 | 1,50 |
8 | МНА | 4,55 | 2,15 | 5,72 | 1,09 |
9 | О | 5,27 | 2,03 | 5,13 | 1,65 |
10 | К-л | 4,80 | 1,84 | 3,93 | 1,27 |
Также может быть определен показатель несовместимости семьи (ПНС), характеризующий выраженность диссонанса в восприятии семейного климата членами семьи.
Тест для диагностики самочувствия, активности и настроения (САН)
2016-01-11 16:56 Когда понадобится: для количественной оценки текущего психического состояния сотрудника по трем шкалам: самочувствие, активность, настроение.
Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Выберите в каждой паре ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметьте цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.
Тестовое задание
1 | Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое | |
2 | Чувствую себя сильным | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Чувствую себя слабым | |
3 | Пассивный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Активный | |
4 | Малоподвижный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Подвижный | |
5 | Веселый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Грустный | |
6 | Хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Плохое настроение | |
7 | Работоспособный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Разбитый | |
8 | Полный сил | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Обессиленный | |
9 | Медлительный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Быстрый | |
10 | Бездеятельный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Деятельный | |
11 | Счастливый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Несчастный | |
12 | Жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Мрачный | |
13 | Напряженный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Расслабленный | |
14 | Здоровый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Больной | |
15 | Безучастный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Увлеченный | |
16 | Равнодушный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Взволнованный | |
17 | Восторженный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Унылый | |
18 | Радостный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Печальный | |
19 | Отдохнувший | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Усталый | |
20 | Свежий | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Изнуренный | |
21 | Сонливый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Возбужденный | |
22 | Желание отдохнуть | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Желание работать | |
23 | Спокойный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Озабоченный | |
24 | Оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Пессимистичный | |
25 | Выносливый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Утомленный | |
26 | Бодрый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Вялый | |
27 | Соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Соображать легко | |
28 | Рассеянный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Внимательный | |
29 | Полный надежд | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Разочарованный | |
30 | Довольный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Недовольный |
Спасибо за ответы!
Описание
Тест для диагностики самочувствия, активности и настроения (САН) состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.
Ключ к тесту
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие – сумма баллов по шкалам 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность – сумма баллов по шкалам 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение – сумма баллов по шкалам 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4.
Интерпретация результата
Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 – о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0–5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.
Источник
Подводим итоги опросника
Проставив оценки, необходимо их перевести по бальной шкале и подсчитать результаты. Слева направо все значения в данной таблице соответствуют такому количеству баллов: 3 = 7; 2 = 6; и так далее, чтобы последняя 3 была равна 1. Проставив необходимые баллы, необходимо сложить по 10 показателей самочувствия, активности и настроения и разделить на 10. В результате получим средний показатель по перечисленным критериям.
Показатели самочувствия находятся в таблице под номерами 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26, 27, 28. Анализ активности проводится по показателям 1, 2, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 29, 30. Настроение характеризует последний блок вопросов под номерами: 3, 4, 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24.
Средний бал для каждой составляющей опросника сан должен находиться в пределах 5-5,5 балла. Это считается нормальный уровень, который позволяет продуктивно работать и заниматься необходимыми делами в радость. Если полученные значения ниже 4, то в таком случае стоит задуматься, как его повысить, возможно, нужно отвлечься и отдохнуть.
13,00
Источник