Методика Голланда по определению типа личности и профессиональных предпочтений
В середине прошлого века огромную известность приобрела методика Голланда (Holland) на профориентацию, которая была создана выдающимся американским ученым, психологом. Большую часть жизни создатель теста проработал профессором Мичиганского университета и стал первооткрывателем некоторых научных понятий в сфере психологии и информатики. И в наши дни уникальный опросник Холланда на профориентацию не утратил своей актуальности и приобретает все больше известности.
В Европе тест Дж.Холланда часто применяется и при приеме на работу с целью определения профессионального типа личности и на основании полученной информации делают соответствующие выводы.
Холланд выделяет следующие типы личности
- Артистический – такой тип стремится к самовыражению, ярко проявляет эмоции и чувства, во всем видит красочность, эстетику, воодушевленность и глубину. Этим людям свойственно нетрадиционное мышление, некая экстравагантность, не-социальность и независимость. Подходят творческие профессии: музыкальная сфера, кино и режиссура, литературная деятельность, художественная сфера, театр, хореография, архитектура и дизайн.
- Исследовательский – характеризирует таких личностей, как рациональных, независимых и довольно оригинальных. Такие люди стремятся к исследованиям, открытиям, новшествам, их привлекают теории, задачи, в некотором роде абстрактное мышление и решение поставленных целей. Такому типу соответствуют научные профессии, математическая сфера, физика и астрономия, и т.п.
- Социальный – гуманные, толерантные, очень дружелюбные личности, любят тесное общение с людьми, волонтерскую деятельность, помощь другим. Такой профориентации соответствует медицинская, педагогическая и социальная деятельность.
- Предпринимательский – тест называет этих людей избирательными, энергичными, доминантными и довольно импульсивными. Таким личностям не очень по душе ручной труд, но приключения, интеллектуальные задание, руководящие роли и реализация стратегических планов – это их среда. Соответствую профессии: администратор, директор, предприниматель, бизнес-аналитик, рекламист и т.п.
- Систематический – такой тип отлично справится со структурированной деятельностью. Им характерно: практичность, исполнительность, в некой степени консерватизм, настойчивость и серьезное отношение к деталям. Специальность данного типа: бухгалтер, экономист, программист, маркетолог.
- Реалистический – дает следующее обозначение данной профориентации: эмоционально стабильны, ориентируются на настоящее время, занимаются конкретными задачами, способны выполнять четкую и детальную работу. Такому типажу соответствуют профессии механика, моряка, инженера, электрика, шафера, плиточника и любые другие виды деятельности, связанные с детальной и скрупулёзной работой, требующие моторности и ловкости.
Как работает тест Голланда по определению типа личности?
Мы предоставляем вам отличную возможность узнать свою профориентацию за короткий промежуток времени, не прилагая особых усилий. Команда Prevolio создала удобный интерфейс, полностью автоматизированный подсчет результата и конкретное описание каждого типа. Вы не только сможете увидеть свой тип, но и процентное соотношению к каждому из типажей и прочитать описание к любому из них. Еще рекомендую заглянуть в противоположный тип и ознакомиться с перечнем профессий, чтобы знать, на какие профессии лучше не идти учиться.
Итак, вы отвечаете на все поставленные вопросы. Программа подсчитывает результат и выдает вам развернутый ответ. Будьте терпеливы и внимательны при прохождении опросника Холланда, чтобы получить чёткий ответ на вопрос о том, какую профессию выбрать.
Пройдите сейчас бесплатный тест Холланда (профориентация), чтоб узнать вашу истинную профориентацию, наклонности и подходящую профессиональную среду. И возможно, результаты вас удивят! Удачи!
На данный момент на нашем сайте мы подобрали пять лучших тестов на профессию, но после теста Холланда на втором месте по значимости стоит тест на профориентацию по методике Климова, который мы так же рекомендуем пройти для закрепления полученного результата и он выделяет уже не шесть видов склонностей как в тесте Йовайши или Голланда, а уже пять психотипов личности и уже совсем другая классификация, но в любом случае мы развеем Ваши сомнения и поможем сделать окончательный выбор. Анна Антонюк
Анализ теста и интерпретация результатов
Таким образом, в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-З, Ч-X:
Ч-Ч — профессии типа «человек — человек»;
Ч-Т — профессии типа «человек — техника»;
Ч-П — профессии типа «человек — природа»;
Ч-3 — профессии типа «человек — знаковая система»;
Ч-X — профессии типа «человек — художественный образ».
Человек — Человек (Ч-Ч).
Труд людей этой группы профессий связан с:
- воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
- медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
- правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);
- организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
- изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
Человек- Техника (Ч-Т).
Труд людей этой группы профессий связан с:
- преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
- обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
- восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
- изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
Человек — Природа (Ч-П).
Труд людей этой группы профессий связан с:
- преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
- обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
- заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
- восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
- изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).
Человек — Знаковая система (Ч-З).
Труд людей этой группы профессий связан с:
- преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
- шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
- управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
- составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
- восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
Человек — Художественный образ (Ч-Х).
Труд людей этой группы профессий связан с:
- преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
- исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
- с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
Опросник Голомштока на Prevolio – преимущества
- У нас абсолютно бесплатный тест Голомштока онлайн, без смс и регистрации;
- Сокращенный опросник, который состоит всего из 96 вопросов;
- Вы можете пройти опросник Голомштока буквально за 5-15 минут в удобном интерфейсе.
Мы сделали тест максимально комфортным и все, что вам нужно для прохождения это:
- нажать на кнопку «Пройти Тест»;
- «подойти» к тесту ответственно;
- отметить галочкой ответы и программа все сделает за вас.
Наслаждайтесь процессом и получайте мгновенный результат!
Выбрать правильную профессию сложно, поэтому стоит к этому вопросу ответственно, ведь профессию вы выбираете на всю оставшуюся жизнь. Стоит как можно больше уделить этому вопросу сейчас внимания. После того, как вы выбрали профессию, стоит более подробно узнать все ее тонкости т.к. возможно это совсем не то, что вы себе представляете. Команда Prevolio рекомендует пройти на нашем сайте один из самых лучших тестов на профориентацию по методике Голланда, который в наше время очень активно пользуется спросом в центрах по профориентации. После прохождения его Вы получите полное описание типа личности, выявите свои склонности и получите список профессий, на которые стоит идти учиться. Наша задача — это максимально помочь Вам в этом нелегком выборе, но выбор за Вами.
Удачи! Правильно выбранная профессия – залог успешного и перспективного будущего! Анна Антонюк
Популярный метод выбора профессии
Со времен создания методика неоднократно претерпевала изменения и дополнения. Современный вариант адаптирован к реалиям времени. Его вопросы позволяют определить перспективность развития навыков в одном из направлений:
- Сферы точных знаний: физика, химия, инженерия, математика.
- Гуманитарные направления: юриспруденция, иностранные языки, история, журналистика, литература, экономика.
- Естествознание: биология, геология, медицина, география.
- Технические области: легкая и пищевая промышленность, металлообработка, строительство, техника, деревообработка.
- Физические направления: военные специальности, авиация и морское дело, физкультура и спорт.
- Творчество: музыка, изобразительное искусство, сценическое искусство.
- Социальная сфера: транспорт, общественная деятельность, педагогика, обслуживание.
Тест прост и увлекателен, он мягко раскрывает даже дремлющие наклонности человека и помогает ему в выборе профессии. Помимо определения круга предпочтений, он также ранжирует их по степени выраженности. Респондент сразу получает карту своих увлечений, распределенных по степени приоритетности. Так, если человек интересуется одновременно музыкой и математикой, результат опроса покажет, какое направление для него перспективнее.
Процедура тестирования «Карта интересов»
Методика предполагает два способа работы: индивидуально и в группе. Тест проводится со школьниками, начиная с возраста 11–12 лет. Испытуемому перед началом работы выдаются 2 листа: один с вопросами, другой — с таблицей для внесения ответов. Время выполнения ограничено 40–50 минутами.
Допускается проведение тестирования в групповой форме
Инструкция:
- Сначала организатор озвучивает задание: «Перед тобой вопросы, которые нужно внимательно прочитать, после чего внести ответ на каждый из них в таблицу».
- Затем исследователь объясняет правила записи ответов: «Если тебе очень нравится то, о чём идёт речь в вопросе, то поставь «++», когда просто нравится, то «+»; если не нравится, то «-», а если посчитаешь, что что-то совершенно не подходит, то «- -». Когда не можешь определиться, то в графу ответа ставь «0»».
- В завершение инструктажа взрослый оговаривает также то, что пропускать вопросы нельзя, но отвечать вразброс можно.
После окончания тестирования ребёнок сдаёт все материалы организатору.
Сокращенная методика Голомштока – карта интересов. Бесплатный тест.
А.Е. Голомшток – это советский педагог, который был одним из руководителей группы по изучению проблем формирования профессиональных интересов школьников и на сколько учащиеся готовы к выбору профессии. Он опубликовал несколько работ, одна из них было пособие «Выбор профессии и воспитание личности школьника», которые были воспитательной концепцией в сфере профориентации и стали костяком в этой области.
Карта интересов — модифицированная методика А.Е. Голомштока
состоит из очень простых вопросов, касающихся вашей жизнедеятельности и общих интересов. Голомшток обозначил 23 основные профессиональные сферы и объединил их группами такими группами, как медицина, искусство, педагогика, военное дело, физика и математическое направление, химия и др. Методика Голомштока много раз проходила научные исследования и давала весомые результаты, как для школьников, так и для людей, отыскавших свой род деятельности. Каждый человек, выбирая работу, основывается на несколько критериев, например, «насколько важна эта работа для социума?» либо «как много я смогу заработать?» или же «буду ли я получать от этого удовольствие?» и др. Таких критериев в нашем подсознании от 3 и более, поэтому, проходя тест Голомштока, мы даем сознанию переработать данную информацию и получаем значимый результат. Методика Голомштока , в отличии, от методики Потемкиной, которая показывает на что больше ориентация у человека,выделяет в карте интересов больше предрасположение к каким-либо наукам.
В чем суть теста Голланда?
Тест Голланда состоит нескольких десятков вопросов, не требует оплаты или регистрации, а его выполнение занимает не более 4-5 минут.
Суть теста заключается в выборе предпочитаемой профессии из нескольких десятков предложенных пар. В каждой паре профессий нужно выбрать одну, которая привлекает больше. Такой тест профессионального личностного типа описывает одновременно тип личности и вид деятельности, к которой человек имеет наибольшие склонность, предрасположенность и способности. Благодаря такой методике можно определить тип социально-профессиональной направленности и подходящую профессию.
Тест рекомендуется для выпускников общеобразовательных школ, которые хотят определить для себя специальность перед поступлением в высшее учебное заведение. Также тест Голланда может помочь определиться с новой профессией людям, решившим сменить сферу деятельности.
Что значит профессиональный тип личности?
Для каждого характерны свои цели и задачи, определенные условия труда и быта, пути материального продвижения и производственного роста. На основе этого у человека формируются манеры поведения, интересы, установки и ценностные ориентации. Учитывая то, что каждая профессия требует специфических функций памяти, мышления, внимания, особенностей общения и черт личности, у человека формируется профессиональный тип личности. Ученые и психологи предлагали разные классификации.
Немецкий психолог и философ Эдуард Шпрангер выделял шесть типов людей: теоретический человек (для него характерен интерес к теории, разработке проблем, постановке новых вопросов), экономический человек (для него главное полезность, практичность деятельности), эстетический человек (интересующийся прежде всего красотой природы, души, искусством), социальный человек (в центре его внимания другие люди, ради которых он готов трудиться, оказывать помощь), политический человек (для него главное власть, борьба) и религиозный человек.
Один из первых создателей теории личности в мировой психологии Александр Лазурский выделял «непрактичных теоретиков-идеалистов» (ученые и художники), «практико-реалистов» (хозяйственники, администраторы), «общественников», а также научно-практические, художественно-практические и другие типы, которые соотносятся с определенными видами профессий и наиболее подходят их индивидуальности.
Французский психолог Рене Ле Сенн выделял восемь типов личности, отличающихся по темпераменту (нервозный, холерический, сангвинический, флегматический и др.), и определял наиболее походящие профессии для них. Так, к примеру, нервозному типу он предлагал выбирать профессии из области культуры и искусства, а сангвиническому — рабочие специальности и т. д.
Вопрос-ответ
Какие новые профессии появились в России?
Похожие:
«профиль» (модификация методики Карта Интересов А. Голомштока) ИнструкцияИнструкция. Данные вопросы касаются твоего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли тебе делать то, о чем говориться… | Тема: «Использование картографического материала как источника описания жизни людей (на примере восточных славян)»Получить новую информацию о жизни древних славян с помощью анализа «легенд» различных видов карт (физическая карта восточной Европы,… |
Инструкция для участника размещения заказа Раздел 3 Информационная карта конкурса… | Пожаровой Нины Васильевны по элективному курсу «Политическая карта мира» 9 класс 2012 г пояснительная записка к программе элективного курса «Политическая карта мира». программаПрограмма элективного курса «Политическая карта мира» предназначена для учащихся 9 класса. Составлена на основе методических рекомендаций… |
Рязанцева Елизавета, 9 лет Россия, Кемеровская область, город Киселёвск, моу «Средняя общеобразовательная школа №28» Как поспорили план и карта, кто из них важнее (сказка)Ранним утром глобус грелся на летнем солнышке. Вдруг тишину нарушил чей-то громкий спор. Глобус удивлённо огляделся по сторонам и… | Рязанцева Елизавета, 9 лет Россия, Кемеровская область, город Киселёвск, мбоу «Средняя общеобразовательная школа №28» Как поспорили план и карта, кто из них важнее (сказка)Ранним утром глобус грелся на летнем солнышке. Вдруг тишину нарушил чей-то громкий спор. Глобус удивлённо огляделся по сторонам и… |
Карта готовности ребенка к школьному обучению Цели заполнения карты готовности ребёнка к школьному обучениюНо кто может дать полную картину развития ребёнка, как ни педагог, ведущий ребёнка с младшего возраста. Очень важным является дальнейшая… | Основания лишения родительских правТакже на родителей возлагается защита прав и интересов своих детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы… |
Сапфирова А. А. Некоторые вопросы защиты законных интересов работников и работодателей //Трудовое право. 2009. №6. С. 114-117 0,5 п лСапфирова А. А. Способы защиты трудовых прав, свобод и правовых интересов в сфере труда внесудебными органами государства// Трудовое… | От «16» сентября 2010 гФедерации и урегулированию конфликта интересов», Указом Президента Республики Марий Эл от 19 августа 2010 г. №162 «О комиссиях по… |
Обработка и интерпретация результатов
За каждый «+» ребёнок получает +1 балл, за ответ, помеченный знаком «-», -1 балл, задания с нулями никак не засчитываются. Экспериментатору нужно вывести сумму баллов по каждой группе вопросов, имеющей отношение к той или иной сфере интересов, используя форму протокола:
Вид деятельности | Номера вопросов | Количество баллов |
Физика и математика | 1, 14, 27, 40, 53, 66 | |
Химия | 2, 15, 28, 41, 54, 67 | |
Техника | 4, 17, 30, 43, 56, 69 | |
Электротехника | 3, 16, 29, 42, 55, 68 | |
География и геология | 5, 18, 31, 44, 57, 70 | |
Биология и сельское хозяйство | 6, 19, 32, 45, 58, 71 | |
Филология, журналистика | 7, 20, 33, 46, 59, 72 | |
История, общественная деятельность, предпринимательство | 8, 21, 34, 47, 60, 73 | |
Педагогика и воспитание | 9, 22, 35, 48, 61, 74 | |
Медицина | 10, 23, 36, 49, 62, 75 | |
Сфера обслуживания и домашнее хозяйство | 11, 24, 37, 50, 63, 76 | |
Искусство | 12, 25, 38, 51, 64, 77 | |
Военное дело, физическая культура | 13,26,39, 52,65,78 |
Оценить уровень выраженности интереса испытуемого к тому или иному виду деятельности можно следующим образом:
- От -12 до -6 баллов — интерес отрицается полностью;
- От -5 до -1 балла — индифферентное отношение к сфере деятельности;
- От +1 до +4 баллов — слабая склонность;
- От +5 до +7 баллов — довольно осмысленный интерес;
- От +8 до +12 — интерес выражен ярко.
Если речь идёт об определении специализации класса, то при общей хорошей успеваемости ребёнка можно выбирать тот или иной профиль даже при слабой выраженности интереса к предмету. Но только в том случае, если количество направлений ограничено. Когда же есть возможность выбора, то школьнику лучше менять специализацию только при результатах от +5 до +12 баллов.
Модифицированная методика А.Е. Голомштока позволяет определить склонности и предпочтения школьников
Этот тест имеет важное значение не только для дальнейшего самоопределения ребёнка и выбора профессии, но и для установления подходящего направления профилизации класса
Процедура проведения
Раздаются перечни вопросов и листы ответов. После заполнения паспортной части листа ответов предлагается прочитать инструкцию по работе с опросником Инструкция «Для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если Вам:
- очень нравится делать то, о чем говорится в вопросе, то поставьте в бланке протокола ответов в клетке под тем же номером два плюса «++»;
- если просто нравится — поставьте один плюс «+»;
- если не знаете, сомневаетесь — поставьте ноль «0»;
- если не нравится ¾ поставьте один минус «–»;
- если очень не нравится — поставьте два минуса «– –».
Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же.
Карта интересов Голомштока
Опросник интересов А. Е. Голомштока предназначен для изучения склонностей и способностей учеников старших классов в разных сферах деятельности. Автор карты выделяет 23 сферы: математика, физика, филология, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, журналистика, искусство, история, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, электротехника, техника. Полный вариант представлен в виде теста и содержит 174 вопроса. Тест позволяет выявить структуру предпочтений. Поэтому методика карты интересов Голомштока актуальна в профориентации и при приёме на работу. В последнем случае работодатель получает информацию о ведущих увлечениях потенциального работника.
Сокращенная карта интересов Голомштока выделяет 10 направлений профессиональной деятельности:
- физика и математика;
- химия и биология;
- радиотехника и электроника;
- механика и конструирование;
- география и геология;
- литература и искусство;
- история и политика;
- педагогика и медицина;
- предпринимательство и домоводство;
- спорт и военное дело.
При заполнении бланка карты познавательных интересов и склонностей, вы увидите 10 колонок, которые соответствуют вышеперечисленным видам деятельности. В результате обработки своих ответов, вы сможете выявить склонность и расположенность к каким-либо профессиональным сферам из этого перечня (как правило, их получается несколько).
Вопросы касаются отношения человека к различным сферам деятельности. Если вам нравится делать то, о чем говориться в опроснике, то в бланке ответов рядом с номером вопроса о, если не нравится, то «–».
Номера вопросов | Сумма баллов | |||
1 | 11 | 21 | 31 | 41 |
2 | 12 | 22 | 32 | 42 |
3 | 13 | 23 | 33 | 43 |
4 | 14 | 24 | 34 | 44 |
5 | 15 | 25 | 35 | 45 |
6 | 16 | 26 | 36 | 46 |
7 | 17 | 27 | 37 | 47 |
8 | 18 | 28 | 38 | 48 |
9 | 19 | 29 | 39 | 49 |
10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Нравится ли вам:
- Узнавать об открытиях в области физики и математики.
- Смотреть передачи о жизни растений и животных.
- Выяснять устройство электроприборов.
- Читать научно-популярные технические журналы.
- Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
- Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
- Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
- Наблюдать за работой медсестры, врача.
- Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
- Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
- Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
- Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
- Ремонтировать бытовые электроприборы.
- Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
- Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
- Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
- Участвовать в общественной жизни школы, города.
- Объяснять одноклассникам учебный материал.
- Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
- Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.
- Проводить опыты по физике.
- Ухаживать за животными растениями.
- Читать статьи об электронике и радиотехнике.
- Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
- Коллекционировать камни, минералы.
- Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
- Читать биографии известных политиков, книги по истории.
- Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.
- Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
- Участвовать в военных играх, походах.
- Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
- Замечать и объяснять природные явления.
- Собирать и ремонтировать компьютеры.
- Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
- Участвовать в географических, геологических экспедициях.
- Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
- Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
- Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
- Искать и находить способы зарабатывания денег.
- Заниматься физической культурой и спортом.
- Участвовать в физико-математических олимпиадах.
- Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
- Разбираться в принципах работы электроприборов.
- Разбираться в принципах работы различных механизмов.
- «Читать» географические и геологические карты.
- Участвовать в спектаклях, концертах.
- Изучать политику и экономику других стран.
- Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
- Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
- Участвовать в спортивных соревнованиях.
Подсчитайте сколько плюсов получилось в каждой строчке. Чем их больше, тем выше ваш интерес к данному занятию. Даже если вы не используете бланк, вы без труда сможете определить к какой сфере тяготеете, подсчитав положительные ответы
Обратите внимание на формулировку вопроса и сопоставьте его с перечнем профессиональных сфер
Проведение тестирования «Карта интересов» среди школьников
Для проведения теста потребуется распечатать матрицы и списки сфер деятельности в равном группе, в которой организовывается исследование, количестве. Опросник вы можете зачитывать сами, в этом случае проще держать обратную связь с детьми.
Диктовать следует размеренно и давать время на то, чтобы учащиеся подумали и дали нужный ответ.
Перед началом тестирования необходимо объяснить школьникам условия:
- Нельзя игнорировать вопросы, ответ должен быть дан на каждое утверждение.
- Стоит быть предельно внимательными и не путать номера утверждений.
- Если что-то пропустили или не поняли, полагается сразу же спросить об этом — в дальнейшем будет очень трудно разобраться, в каком именно месте возникли трудности.
Затем полагается объяснить, как отмечать тот или иной ответ. Делать это лучше всего наглядным образом, написав на доске или также распечатав и раздав детям вместе с матрицами.
- Если то, что предлагается в утверждении, школьнику очень близко, в клеточку напротив номера ставится «++».
- Когда просто нравится, то «+».
- При возникающих сомнениях в выборе того или иного ответа учащемуся следует записать «0», но таких случаев должно быть как можно поменьше. Лучше рекомендовать школьнику подумать подольше.
- Если названное не нравится, то под номером вопроса ставится «-».
- Когда озвученное испытуемый не любит категорически, то ответом должен служить знак «- -».
Все вопросы относительно условий теста лучше разбирать сразу, чтобы потом не возникло нестыковок
Подведение итогов и интерпретация результатов
Для обработки ответов используется матрица ответов из 6 строк и 29 столбцов. Каждая из колонок обозначает определённую сферу деятельности. Попросите школьников посчитать плюсы и минусы в каждом столбце, отметив, что в тех случаях, когда стоит «++» и «- -», необходимо прибавлять не один балл к сумме, а два, и подписать под столбцами получившиеся результаты.
Затем школьникам следует найти по номерам колонок в списке сфер интересов те, минусов и плюсов в которых у них оказалось больше — это будут направления с наивысшей степенью антипатии и симпатии соответственно. Но посоветуйте испытуемым вывести результаты и касаемо других деятельностей, набравших меньшее количество «голосов»
Это поможет им лучше узнать себя, понять, на чём стоит акцентировать внимание. А вам останется зачитать, что же означает то или иное количество «+» и «-»:
- наибольшее отрицание — от -12 до -6;
- неинтересно, не подходит — от -5 до -1;
- слабый интерес — от 1 до 4;
- выраженный интерес — от 5 до 7;
- наивысшая степень интереса — от 8 до 12.
Организатору под силу подвести итоги самостоятельно, не привлекая к этому испытуемых
В завершение исследования спросите у детей, понравился ли им тест, чтобы получить обратную связь для себя.
Что же делать организатору с полученной информацией? Если вы классный руководитель группы школьников, в которой проводили диагностику, будет очень кстати использовать итоги тестирования в деле повышения заинтересованности ученика к знаниям, опираясь на информацию о том, что ему близко. Вы всегда сможете поговорить с ребёнком о том, что ему нравится, увеличив уровень доверия и понимания, ведь дети очень тонко чувствуют, когда мы проявляем к ним неподдельный интерес. Те же преимущества появляются, если вы родитель или психолог.