Индекс Руфье
Определяем реакцию сердечнососудистой системы. Измеряем свой пульс за 15 секунд (1Р). Далее приседаем 30 раз в течение 45 секунд (средний темп). Закончив упражнения, сразу приступаем к измерению пульса – сначала за 15 секунд (2Р) и, спустя 45 секунд, еще раз – за 15 секунд (3Р).
Сам индекс Руфье определяется следующей формулой:
ИР = (4*(1Р+2Р+3Р)-200)-200/10.
Считаем результат:
- Индекс менее 0 – отлично.
- 0-3 – выше среднего.
- 3-6 – удовлетворительно.
- 6-10 – ниже среднего.
- Выше 10 – неудовлетворительно.
Говоря кратко, отличным считается результат, при котором сумма сердечных ударов – менее 50 за все три 15-секундных промежутка.
Цветовой тест
Восьмицветовой диагностический тест — отечественная модификация всемирно известной методики Макса Люшера, в которой феномен цветопредпочтения используется для диагностики эмоциональных особенностей и психофизиологического состояния человека, внутриличностных конфликтов. Тест применяется в различных областях психологической практики, но особенно эффективно применение теста при оценке психофизиологического состояния и уровня актуальной работоспособности, при необходимости прогноза деятельности в экстремальных ситуациях и напряженных условиях труда. Тест позволяет оценить уровень нервно-психического напряжения и стресса, выработать рекомендации по организации режима труда и отдыха, сформировать рекомендации по оптимизации процесса выполнения деятельности, нормализации условий работы и пр. .
Накоплен обширный опыт исследований, в рамках которых методикой обследованы различные группы спортсменов. При сопоставлении показателей цветовой методики с оценками успешности различных видов деятельности становится очевидной их взаимосвязь. Например, замечено, что цветовой профиль соотносится с успешностью деятельности за длительные периоды времени (например, соревновательный сезон), а перестройки цветовых предпочтений диагностируют вероятность успешных действий в конкретной стрессовой ситуации. Так, у прыгунов в высоту перед успешными выступлениями отмечено увеличение субъективной приятности красного и зеленого, а также отвержение синего цвета. Перед неуспешными выступлениями — смещение желтого и зеленого цветов к концу ряда предпочтений. На выборках бегунов на средние и длинные дистанции были установлены характеристики оптимальных и неоптимальных стрессовых состояний, переживаемых спортсменами. Было отмечено, что перед напряженными, стрессовыми ситуациями (соревнованиями) цветовые предпочтения спортсменов значительно и неслучайным образом перестраиваются, при этом характер изменения отношения к зеленому и синему цветам может прогнозировать успешность выступления спортсмена в последующих соревнованиях
Таким образом, можно сделать вывод, что в цветовых предпочтениях отражается психофизиологическое содержание, существенно важное для успешной деятельности человека в экстремальных условиях и повседневной работе
С помощью цветового теста можно оценить готовность спортсмена к соревнованиям и прогнозировать успешность его выступления.
Вариационная хронорефлексометрия
Методика предназначена для диагностики функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) человека и прогнозирования его работоспособности на основе показателей вариационной хронорефлексометрии — динамических характеристик времени простой зрительно-моторной реакции. Разработана и запатентована Маргаритой Павловной Мороз, доктором биологических наук, старшим научным сотрудником Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. Апробация методики проведена в ВМА имени С.М. Кирова: результаты сопоставлялись с результатами большого диагностического комплекса, направленного на исследование физиологических, психологических и психофизиологических показателей.
Методика может быть использована для решения задач диагностики, экспертизы, реабилитации и научных исследований, в частности для контроля за процессом спортивных тренировок, оценки психофизиологического состояния, функциональных возможностей, прогноза работоспособности (и, соответственно, утомляемости) спортсменов, а также для оценки функционального состояния при спортивных травмах. Методика реализована в форме компьютерной программы, которая позволяет полностью автоматизировать весь процесс сбора, обработки и хранения диагностических данных. Вся процедура тестирования занимает буквально 5 минут и может проводиться многократно, поскольку не вызывает эффекта тренировки .
Сегодня психологи владеют обширным и разнообразным диагностическим инструментарием, позволяющим изучать различные психологические аспекты деятельности спортсменов. Выбор методов и инструментов зависит от множества факторов: вида спорта; непосредственных проблем, встающих перед спортсменом или командой; условий проведения диагностики; личностных особенностей испытуемого, его мотивов, целей и опыта. В данный момент специалисты продолжают активно работать над модификацией существующего психодиагностического инструментария, а также стараются найти новые, более совершенные методы, позволяющие повысить эффективность отбора в спортивные команды, прогнозировать успешность спортсменов и помогать им справляться с трудностями и травмами.
Литература:
- Ильин Е.П. Психология спорта. — СПб: Питер, 2008. — 590 с.
- Сафонов В.К. Психология спорта как направление психологической науки // Вестник СПбГУ. Серия 6. — 2012. — Вып. 2.
- Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест диагностики нервно-психических состояний: Методическое руководство. — 2-е изд. — СПб: ИМАТОН, 2015. — 40 с.
- Сафонов В.К., Филимоненко Ю.И., Суворов Г.Б. Возможности диагностики состояния спортсмена в спорте высших достижений // Психические состояния. — СПб: Питер, 2000.
- Чернышев А.С., Сарычев С.В. Аппаратурная методика «Арка». Диагностика малой группы в совместной деятельности: методическое руководство. — СПб: ИМАТОН, 2016. — 50 с.
- Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека. Рекомендации по допуску к работе: методическое руководство. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб: ИМАТОН, 2017. — 64 с.
Примеры содержания
Тренинги могут быть реализованы в разных формах. Для индивидуальных видов спорта больше подойдут персональные консультации, для команд разрабатывают групповые курсы, помогающие сплоченности коллектива. В боксерах, борцах, теннисистах, легкоатлетах, пловцах необходимо прокачивать индивидуализм, даже граничащий с эгоизмом. В то же время в командных игроках (футбол, хоккей, баскетбол) важен принцип коллективизма, помноженного на персональное мастерство отдельного исполнителя. Каждая программа подготовки имеет свои особенности, но при этом перечень основных тем в целом схож:
- постановка целей;
- эффективное планирование тренировок;
- самоинструкция (разработка команд для самого себя) и саморегуляция;
- имажинация (мысленные представления о движении);
- концентрация;
- взаимопонимание и эффективное взаимодействие для формирования единой команды;
- совладание с нежелательными эмоциями (негативные воспоминания, предстартовый стресс);
- уверенность в себе, мотивация и жизнестойкость;
- способность анализировать и прогнозировать результаты проделанной работы.
Чтобы слушатели лучше освоили материал и отработали методики выполнения практических упражнений, кроме лекций и обсуждений часто применяют элементы телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, психологические игры, диагностику и тестирование. Хорошо зарекомендовало себя общение с известными спортсменами, которые делятся реальным опытом.
Специфика
Всесторонне подготовить спортсмена к соревнованиям более-менее высокого уровня одному тренеру очень сложно. У любого атлета, даже самого выдающегося, в спортивной карьере бывают кризисы, взлеты и падения, и для их быстрого преодоления приходится обращаться за поддержкой к психологу
Здесь не может идти речь о конкуренции за внимание подопечного, ведь и тренер, и психолог одинаково важны для спортсмена. Специализированная психологическая поддержка имеет ряд преимуществ:
тренер обычно не имеет системной психологической подготовки и практики;
атлет и тренер слишком много времени проводят вместе, привыкают друг к другу и могут не заметить что-то важное;
психолог смотрит на спортсмена более свежим взглядом, как бы со стороны;
работая в сотрудничестве, психолог экономит время тренера;
психолог всегда на стороне спортсмена, независимо от обстоятельств, тогда как на тренера может давить ответственность за результат.
Специалисту важно знать особенности психологической поддержки на разных этапах развития карьеры. Молодого спортсмена необходимо мотивировать на постоянное развитие, уже опытному атлету помочь избежать серьезных спадов и набирать форму в необходимое время, а если карьера клонится к закату, помочь преодолеть разочарование и подготовиться к безболезненному переходу к своему новому статусу
Поддержка от разных специалистов позволяет достичь кумулятивного эффекта и вывести подопечного на высокий уровень подготовки.
Реакция вегетативной нервной системы на физическую нагрузку – ортостатическая проба
Тест проводят следующим образом:
Утром (до зарядки) или же через 15 минут (до еды), проведенных в спокойном состоянии и горизонтальном положении, измеряем пульс в горизонтальном положении. Пульс считаем в течение 1 минуты. После чего встаем и отдыхаем в вертикальном положении. Снова считаем пульс в течение 1 минуты в вертикальном положении. Разница в полученных величинах говорит о реакции сердца на физическую нагрузку при условии смены положения тела, благодаря чему можно судить о тренированности организма и «рабочем» состоянии регуляторных механизмов.
Результаты:
- Разница в 0-10 ударов – хороший результат.
- Разница в 13-18 ударов – показатель здорового нетренированного человека. Оценка — удовлетворительно.
- Разница в 18-25 ударов – неудовлетворительно. Отсутствие физической тренированности.
- Выше 25 ударов – признак переутомления или какого-либо заболевания.
Если обычная для вас, средняя разница в ударах – 8-10, значит организм способен быстро восстанавливаться. При возросшей разнице, например, до 20 ударов, стоит задуматься – где вы перегружаете организм.
Аппаратурная методика «Арка»
Методика «Арка» разработана доктором психол. наук, профессором Алексеем Сергеевичем Чернышевым и доктором психол. наук, профессором Сергеем Васильевичем Сарычевым для диагностики малой группы в совместной деятельности, формирования и развития навыков командной работы. «Арка» представляет собой сборно-разборную конструкцию в виде арки (отсюда и название прибора), которую группе испытуемых необходимо собрать, действуя совместно в определенных условиях, назначенных экспериментатором. Работа с методикой дает возможность в течение нескольких минут наглядно продемонстрировать взаимодействие в группе и взаимоотношения между ее членами. «Арка» предназначена для работы с группами от 2 до 20 человек. Особенные диагностические и коррекционные перспективы использования методики появляются в тех сферах, в которых очень важны коллективные действия в решении особо важных, сложных специальных задач, в том числе в профессиональных спортивных командах.
«Арка» — уникальный инструмент, который позволяет специалисту быстро и качественно диагностировать и изучать такие важнейшие факторы, как:
- сплоченность команды;
- сложные механизмы взаимодействия членов команды в различных условиях;
- вопросы лидерства;
- стрессоустойчивость команды;
- мотивация команды;
- трудности и ошибки на различных этапах командного взаимодействия;
- психологический климат команды.
С помощью «Арки» можно проработать групповое взаимодействие, решая в процессе внутренние проблемы команды, повысить общий эмоциональный настрой и стрессоустойчивость членов команды, улучшить психологический климат.