Как преодолеть рассеянность и невнимательность

Значение термина в психологии

Психологи трактуют понятие «произвольное внимание» так: это процесс, характеризующийся сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Наиболее понятный для обывателя случай – студент перед экзаменом

Представьте ситуацию: в пятницу у молодого человека важный зачет, а он не посещал ни одну лекцию и не был ни на одном семинаре. Во все будние дни, начиная с понедельника, вечерами он сидит и учит сразу по нескольку билетов. При этом студент отказывается от привычных посиделок в кафе и прогулок. У него есть мощный стимул – если успешно сдаст сессию, то сможет получить новенький телефон. Мечты о будущем презенте заставляют молодого человека полностью сосредоточиться на (местами) неинтересном материале

Наиболее понятный для обывателя случай – студент перед экзаменом. Представьте ситуацию: в пятницу у молодого человека важный зачет, а он не посещал ни одну лекцию и не был ни на одном семинаре. Во все будние дни, начиная с понедельника, вечерами он сидит и учит сразу по нескольку билетов. При этом студент отказывается от привычных посиделок в кафе и прогулок. У него есть мощный стимул – если успешно сдаст сессию, то сможет получить новенький телефон. Мечты о будущем презенте заставляют молодого человека полностью сосредоточиться на (местами) неинтересном материале.

Различают несколько видов:

  • собственно произвольное – сосредоточение протекает без помех и легко, т.е. не возникает противопоставления между выбранным объектом (деятельностью) и объектом или деятельностью непроизвольного внимания человека;
  • волевое – указанный в предыдущем пункте конфликт налицо;
  • выжидательное – оно вызвано чем-то сознательно ожидаемым (самый распространенный пример – охотник, поджидающий свой будущий трофей);
  • спонтанное – изначально удерживаемое при помощи интереса, далее – усилием воли (вот представьте, вам посоветовали почитать «Сто лет одиночества» Маркеса, и вы с воодушевлением приобрели книгу, но где-то к 20 странице вы поняли, что издание скучновато; дочитали до конца, приложив неимоверные усилия, только потому что не хотели показаться необразованным или глупым в компании).

У произвольного внимания есть одна основная функция – это регулирование того, как протекают психические процессы. Основными причинами, объясняющими такой тип сосредоточения, являются интересы индивида и чувство долга.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика

  1. Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
  2. Нейропсихологическое обследование.
  3. Консультация педиатра.
  1. Сбор информации

Диагностический опросник

  • Диагностический опросник СДВГ для подростков Вандербильта. Существуют версии для родителей, педагогов.
  • Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;
  • Структурированный опросник Коннерса.

диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» у ребенка

Нарушение адаптации

Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста; Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете; Импульсивность и гиперактивность; Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет; Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту; Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев

на протяжении 6-ти и более месяцев минимум 6 симптомов невнимательности и минимум 6 симптомов импульсивности и гиперактивностиПризнаки невнимательности

Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия

Легко отвлекается. С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий. Не слушает речь, обращенную к нему. Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции. Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого. Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство. Часто теряет вещи. В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.

Признаки импульсивности и гиперактивности

  • Совершает большое количество ненужных движений. Не может спокойно сидеть на стуле. Вертится, совершает движения, стопами, кистями, головой.
  • Не может сидеть или оставаться на месте в ситуациях, когда это делать необходимо – на уроке, на концерте, в транспорте.
  • Проявляет необдуманную двигательную активность в ситуациях, когда это недопустимо. Встает, бегает, крутится, без спросу берет вещи, пытается куда-то забраться.
  • Не может спокойно играть.
  • Чрезмерно подвижен.
  • Излишне болтлив.
  • Отвечает, не дослушав вопрос до конца. Не задумывается перед тем, как дать ответ.
  • Нетерпелив. С трудом дожидается своей очереди.
  • Мешает окружающим, пристает к людям. Вмешивается в игру или беседу.
  1. Нейропсихологическое обследование при СДВГ

С целью исследовать особенности работы мозга ребенку делаютэлектроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ).бета-ритм снижен, а тета-ритм увеличен. в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что

  1. Консультация педиатра

Проявления сходные с СДВГ могут быть вызваны анемией, гипертиреозом и другими соматическими заболеваниями. Подтвердить или исключить их может педиатр, после анализа крови на гормоны и гемоглобин.

  • Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – легкие неврологические расстройства, вызывающие нарушения двигательных функций, речи, поведения;
  • Повышенное внутричерепное давление (ВЧД) – повышенное давление ликвора (спинномозговой жидкости) которая находится в желудочках головного мозга, вокруг него и в спинномозговом канале.
  • Перинатальное повреждение ЦНС – повреждение нервной системы, возникшее во время беременности, родов или в первые дни жизни.

Метод 1: Уверенность

Суть метода — включение в себе позитивного настроя, ощущения уверенности в своих силах, отключение негативных мыслей и эмоций. Для этого надо попытаться почувствовать себя счастливым, успешным человеком. Следует научиться радоваться тому, что имеешь, чего достиг (у многих и этого нет), похвалить себя за имеющиеся и будущие успехи. Нужно постараться в негативных событиях найти положительные моменты — а они всегда отыщутся, если хорошо поискать.

Специалисты в области психологии доказали, что в таком позитивном настрое легко заниматься умственной работой, полностью сосредоточиться на ней. Полное погружение в рабочий процесс, сознательно вызванный к нему интерес положительно сказываются на качестве и скорости функционировании памяти, на структурировании информации мозгом. 

Основные свойства внимания

В разных видах деятельности человеку приходится задействовать разные свойства внимания. Иногда необходима молниеносная точность в восприятии движений, в другом случае — длительная сосредоточенность на одном объекте или нескольких

Внимание человека обладает разными свойствами. Рассмотрим их подробно. 

 Устойчивость

Это свойство проявляется в способности длительно сохранять сосредоточенность на объекте. Характеризуется устойчивость тем временем, в течение которого у человека сохраняется целенаправленность, поэтому является обязательным условием доведения любой задачи до конца. Стимулируют устойчивость такие факторы:

интерес и связь объекта с интересами субъекта, его потребностями;

избирательность объекта;

личностные особенности субъекта.

Отвлечение

Свойство переключать внимание на объекты, не имеющие отношения к поставленной задаче, противоположно стойкости. Чем она меньше, тем чаще и легче человек отвлекается от основного задания, тем сильнее снижается продуктивность его деятельности

Отвлекающими факторами могут быть резкие и сильные, внезапные и динамические раздражители, вызывающие ряд эмоциональных реакций. 

Колебание 

Еще одно свойство, тесно связанное со стойкостью внимания

Его проявление заметно по тому, как в процессе выполнения какой-либо задачи внимание человека периодически становится более или менее интенсивным. . В естественных условиях колебания практически незаметны, но когда нужно сосредоточиться на мелких объектах, то колебания происходят часто — через каждые 2-5 секунд и заставляют человека невольно отвлекаться

В условиях, когда человеку приходится удерживать внимание на грани возможностей, колебания происходят еще чаще и быстро истощают энергетический потенциал нервной системы

В естественных условиях колебания практически незаметны, но когда нужно сосредоточиться на мелких объектах, то колебания происходят часто — через каждые 2-5 секунд и заставляют человека невольно отвлекаться

В условиях, когда человеку приходится удерживать внимание на грани возможностей, колебания происходят еще чаще и быстро истощают энергетический потенциал нервной системы

Концентрация

Концентрация — это интенсивность сосредоточенности на определенном объекте. Чем сильнее сосредоточенность, тем активнее тормозится действие побочных раздражителей, тем более целенаправленной и продуктивной становится деятельность

Концентрация проявляется тем, что внимание поглощается одним объектом

Переключаемость

Осознанное перенесение внимания с одного объекта на другой называют переключением. Оно затруднено при высокой концентрации и облегчается при наличии связей между содержанием предыдущей и следующей деятельности, интереса к следующей деятельности

Облегчает переключение внимания привычка к этому, а также понимание важности следующего задания. 

 Распределение

Распределение внимания актуализируется при необходимости выполнять одновременно несколько действий или сохранять сосредоточенность на нескольких объектах. Чтобы распределение было эффективным необходимо, чтобы алгоритм выполнения хотя бы одного действия был отточен до автоматизма.

 Объем

Объем внимания характеризуется тем количеством объектов, которые человек способен воспринимать и осознавать одновременно. Нормативно за 0,1 секунды человек может воспринять от 4 до 6 объектов, не связанных между собой.

Другие технологии для развития внимания

Метод Сасаки

Этот метод учит сосредотачиваться на конкретном действии и не отвлекаться на посторонние мысли и раздражители. Хорошо подходит для тренировки внимания рассеянным людям. Его можно рекомендовать также студентам и школьникам, которые постоянно «считают ворон» за окном учебного класса

Суть его в том, чтобы человек вовремя поймал момент, когда начал отвлекаться, и сам себе дал команду «внимание», возвращаясь к рабочему или учебному процессу. Тренироваться можно в любое время в любом месте, стараясь удерживать внимание на каком-то объекте или процессе в течение десяти минут

Постоянная тренировка приучит не отвлекаться на посторонние объекты.

Игровая методика

Игра «верно/неверно» подходит для тренировки внимания и взрослым, и детям, умеющим читать. На листах бумаги или карточках пишутся цветными фломастерами названия цветов, которые могут совпадать с цветом фломастера или нет. Воспитатель показывает детям эти картинки, а они должны быстро сказать, верно или неверно написано название цвета. 

«Игры индейцев» названы по той методике, которую использовали еще индейцы для тренировки наблюдательности у охотников. В педагогике ею также часто пользуются для развития навыков внимательности у детей. Несколько человек ограниченное количество времени смотрят на одну и ту же картину, пейзаж, стараясь запомнить как можно больше деталей. Затем они подробно описывают ее, отвечая на вопросы ведущего. Кто смог более подробно описать картину и запомнить мельчайшие детали, тот выигрывает. 

«Игра в числа» тренирует фокусировку внимания на заданном объекте. Лист бумаги заполняется длинным цифровым рядом. Необходимо как можно быстрее найти определенные комбинации цифр: двух-, трехзначные числа. 

Примеры проявления внимания в нашей жизни

В жизни человека любое действие начинается с осознанности, а значит, с его внимания. В детстве он действует в рамках интереса, потом – с помощью силы воли, а потом (и это лучший вариант) совмещает интерес и силу воли.

В рекламе используется технология, направленная на несколько свойств и непроизвольный вид внимания. Постоянные переключения картинок стимулируют человека долгое время оставаться “во внимании”, то есть направлять осознанность к экрану. И тут главная хитрость – действие именно на непроизвольный вид, так как силу воли напрягать не надо, человек смотрит ее из-за интереса. И запоминает. И покупает.

Если не хотите попасть на крючок рекламщиков, проявите силу воли и отвлекитесь на что-то другое

Для этого нужно развивать внимание. Есть много инструментов и программ

Но есть и нарушения работы этого процесса. Признаком проблем с ним является рассеянность – она возникает по разным причинам:

  • нет навыков к сосредоточенной работе;
  • сложно переключаться к разным видам деятельности;
  • переутомление.

Современные методики по развитию концентрации, переключения внимания помогают решать эту проблему. Есть много курсов по развитию внимания. В них уже готовые рецепты для решения проблем с внимательностью.

Как внимание связано с энергией

Куда направлено внимание – туда течет энергия. Куда направлена энергия – то растет

Это важно понимать и вовремя отслеживать, куда направлено внимание, при помощи Наблюдателя. Хотите ли вы, чтобы росло то, что захватывает ваше внимание? Полезно ли это для вас? Развивает или тащит на дно?

Мозг не дает энергию на что-то бесполезное (никак нас не развивающее)

Если наше внимание течет в сторону бесполезного, энергия утекает в трубу. Ее становится все меньше. Потом уже вообще ничего не захочется делать. Это легко заметить на примере соцсетей. Если уделять слишком много внимания всем обновлениям, что там происходят, но не приносят пользы, а лишь развлечение – мы будем тратить свое время и энергию зря. Мозг откажется поставлять новую энергию, потому что мы все равно ее сольем на пассивный кайф. Сил и энергии останется лишь на поддержание существования и вновь бессмысленный слив в бездумный серфинг. Оттого жизнь превратится в повторяющийся день сурка и постепенно покатится под откос

Мозг не дает энергию на что-то бесполезное (никак нас не развивающее)

Если наше внимание течет в сторону бесполезного, энергия утекает в трубу. Ее становится все меньше

Потом уже вообще ничего не захочется делать. Это легко заметить на примере соцсетей. Если уделять слишком много внимания всем обновлениям, что там происходят, но не приносят пользы, а лишь развлечение – мы будем тратить свое время и энергию зря. Мозг откажется поставлять новую энергию, потому что мы все равно ее сольем на пассивный кайф. Сил и энергии останется лишь на поддержание существования и вновь бессмысленный слив в бездумный серфинг. Оттого жизнь превратится в повторяющийся день сурка и постепенно покатится под откос.

Если наше внимание направлено на то, что находится вне пределов нашего контроля, т.е. мы никак не может повлиять на это непосредственно своими руками и действиями – происходить то же самое

Сюда можно отнести разговоры о плохом правительстве, бесплодные мечтания, бесконечная прокрутка в голове разговоров и ситуаций, которые уже состоялись, и с этим ничего не сделаешь. Максимум – выводы, но это происходит быстро.

Куда направлено внимание – туда течет энергия. Куда направлена энергия – то растет

Зато с другой стороны, если внимание направлено на что-то важное и полезное, где мы можем активно действовать и получать результаты, мы связаны с объектом внимания через деятельность и получаем обратную связь – тогда мы очень быстро растем и прокачиваемся. Мозг дает на это энергию, и мы получаем удовольствие от деятельности

К примеру, человек учится писать рассказы. Он можете читать рассказы других писателей, разбирая их на элементы, чтобы понять, как выстроен сюжет, с помощью каких художественных средств автору удается вызвать эмоции. Он может внимательно подмечать жизненные ситуации, чтобы использовать их в своих произведениях. Продумывать новые сюжетные повороты или характеры героев. Писать рассказы и публиковать. Навык постепенно будет расти. Когда начнет получаться, общее количество энергии увеличится, человек начнет получать удовольствие от писательства и развиваться еще быстрее. Если он выберет больше внимания уделять соцсетям, то будет скорее мучиться перед белым листком. И дело не в том, что соцсети – зло. Это всего лишь пример, чтобы понять, как выбор объекта для внимания может кардинально менять жизнь и ее качество.

И в данном случае очень важно переключаться. Если человек залипает очень сильно на чем-то одном, все остальные сферы его жизни начинают рушиться

То, что лишено внимания – разрушается.

Поэтому так важно уметь грамотно перераспределять свое внимание между всеми важными сферами. Нельзя уходить с головой в работу, если важна еще и семья. Внимание – наш пульт управления от собственной жизни

Внимание – наш пульт управления от собственной жизни.

Как обстоят ваши дела с вниманием? Можете его контролировать или постоянно залипаете, либо не можете сконцентрироваться на важном? Зачем вы хотите натренировать навык внимания?

Как полюбить себя и повысить самооценку по-настоящему
Как отпустить обиду, если не можешь простить человека

Способы повышения сосредоточенности внимания

Взрослому человеку необходимо в течение дня быть собранным, фокусироваться на своих целях. Существует достаточно способов и упражнений на сосредоточенность внимания – все они позволяют полностью задействовать ресурсы мозга.

Чтобы повысить свой внутренний потенциал, рекомендуется регулярно выполнять следующие указания:

Планируйте дела.

Научитесь составлять планы и только потом приступать к работе. Если четко выполнять намеченные пункты, проще концентрироваться на задаче и следить за продвижением к цели, что позитивно сказывается на способности к самоконтролю.

Имея продуманный список шагов, удается оградить себя от ненужных дел и сосредоточиться на работе, тем более, что вы четко представляете желаемый результат

А с каждым новым пунктом обычно все легче концентрировать внимание.. Проснувшись, сразу установите цели на день

Среди них могут встречаться повседневные задачи, выполняемые без лишних размышлений. Так вы выработаете привычку двигаться к намеченному результату и будете в дальнейшем успешно справляться с серьезными вопросами.

Проснувшись, сразу установите цели на день. Среди них могут встречаться повседневные задачи, выполняемые без лишних размышлений. Так вы выработаете привычку двигаться к намеченному результату и будете в дальнейшем успешно справляться с серьезными вопросами.

Воспитывайте в себе умение добиваться желаемого, чтобы усилить концентрацию внимания. Вскоре вы сможете за короткий срок решать задачи, прежде казавшиеся очень трудными.

Медитируйте.

Медитация является простым, но эффективным методом обеспечения правильной работы мозга. Спокойствие, правильное положение тела с ровной осанкой, контроль дыхания позволяют расслабиться и при этом сконцентрироваться. Во время практики посторонние звуки, запахи не должны отвлекать, так как сложно заставить себя не обращать внимания на раздражители.

Чтобы добиться большей сосредоточенности внимания, взрослому хватит 20 минут медитации в день. Научившись контролировать дыхание, человек приобретает способность концентрироваться на одной задаче, отказываясь от других. А это и есть залог эффективной мозговой работы.

Правильно спите.

Не получится продуктивно трудиться, если нет возможности полноценно отдыхать

А для этого важно создать комфортные условия для сна. Замените старый неудобный матрас современным ортопедическим

Он создаст оптимальные условия, подстроившись под параметры вашего тела.

Чтобы добиться сосредоточенности внимания в повседневной деятельности, вечером важно правильно готовиться ко сну:

  • Надо отказаться от гаджетов, фильмов, компьютерных игр минимум за час до сна.

  • Не есть слишком много, так как пищеварительной системе тоже необходимо отдохнуть за ночь. Легкое чувство голода обеспечивает спокойные сны, без излишнего возбуждения нервной системы.

  • Проветривать комнату вне зависимости от погоды на улице. Для этого окно приоткрывают на 10–15 минут, ведь свежий воздух полезен для здорового сна.

  • Ложиться и вставать в одно время, чтобы организм привык полноценно отдыхать за отведенный ему на этот период.

Полезная пища позитивно сказывается на состоянии здоровья и возможностях организма. Главным топливом мозга является глюкоза, поэтому необходимо отслеживать уровень сахара в крови, чтобы избежать значительного отклонения от нормальных показателей. Хорошую работоспособность и повышение сосредоточенности внимания обеспечивают такие продукты:

  • жирная рыба, например, тунец, скумбрия, лосось, сардины;

  • какао, горький шоколад;

  • выпечка на основе муки грубого помола;

  • брокколи, цветная капуста;

  • яйца;

  • семена льна и тыквы.

Есть несколько полезных упражнений на сосредоточенность внимания, не требующих много времени.

Заставляйте мозг сосредоточиться на задаче, пока моете посуду: описывайте про себя все действия. В результате вы научитесь уходить с головой в рабочий процесс, обезопасив себя от мыслей, которые не относятся к теме.

Во время рабочих дел, чтения держите под рукой бумагу и ручку, чтобы ставить на листе отметку, как только внимание переключается с выполняемой задачи. Данный способ позволяет отслеживать степень сосредоточенности

Постепенно количество отметок будет снижаться, и вы добьетесь осознанности концентрации.

Идя по городу, смотрите на происходящее вокруг, проговаривая все в мыслях. Допустим: «Мимо пробежал рыжий лохматый пес в ошейнике, за ним идет хозяин». Или «Я прошел около машины со спущенным колесом».

П. Я. Гальперин: внимание — один из вариантов ориентировочной деятельности

Советский психолог и профессор П. Я

Гальперин считал, что внимание — это в первую очередь психологическое действие. А любое действие, моторное или психологическое, требует ориентировки в пространстве и последующего выполнения

Соответственно, внимание стоит рассматривать как вариант ориентировочной деятельности. Целью этого психологического действия является исследование особенностей какого-то образа. А важнейшей функцией внимания становится контроль содержания психики, которое состоит из получаемых образов. Однако в отличие от других психологических действий, у внимания нет конечного продукта.

Особенности внимания

В связи с разнообразием явлений и множеством свойств внимания возникает особая проблема их систематики. Задачи описания свойств и классификации видов внимания решались различными исследователями по-разному. Так, Джемс, классифицируя виды внимания, опирался на данные житейского опыта и самонаблюдения и наиболее существенной считал функцию отбора.

Давайте вместе понаблюдаем за собой. За кои веки вы выбрались на природу. Вначале все окружающее видится вам чем-то сказочно прекрасным

Потом Вы начинаете замечать деревья, траву, небо, птиц, переключая свое внимание с одного объекта на другой

Вот Вы выражаете бурный восторг, увидев муравья, который тащит какую-то щепочку — и уже ваше внимание сконцентрировано на нем. Вы долго наблюдаете за его потугами, в этом проявляется устойчивость вашего внимания, потом ему на помощь прибегают его шустрые помощники, хватают щепочку, и Вы уже наблюдаете за каждым из них, распределяя свое внимание

Получается, что у вас одновременно несколько объектов (муравьев) для детального наблюдения — вот и объем внимания.

Таким образом, внимание не столь условно, как можно было бы подумать, и имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени его можно если не ощутить, то как-то измерить, оно имеет объем, концентрацию, переключаемость, устойчивость, распределение. Рассмотрим основные свойства внимания

Лечение расстройства активности и внимания

Поведенческая терапия. Цель – изменить поведение ребенка, искореняя вредные привычки и укрепляя хорошие (принцип правил и последствий). Это единственная терапия, которая дает долгосрочный эффект.

Лечебное обучение. Дополнительные занятия, во время которых ребенок приобретает определенные привычки, помогающие участвовать в занятиях

Здесь важно участие родителей.

Речевая и языковая терапия. Психомоторные гиперактивные дети могут (как и все другие дети) страдать нарушениями речи (например, заиканием, проблемами с артикуляцией), поэтому в таких случаях необходима помощь логопеда.

Трудотерапия

Упор в основном на правильное двигательное развитие ребенка.

Диетический контроль. Есть предположение, что употребление таких продуктов, как какао, консерванты, красители, салицилаты и сахар, могут дополнительно повышать активность ребенка. 

Речевая и языковая терапия

В 2007 году исследование, проведенное в Саутгемптонском университете, подтвердило тесную связь между потреблением красителей в сочетании с консервантом бензоатом натрия с приступами истерии, снижением концентрации внимания, гиперактивностью и аллергическими реакциями.

Вредные красители включают: 

  • тартразин (E102);
  • кошениль (E124);
  • желтый закат (E110);
  • азорубин (E122);
  • желтый хинолин (E104);
  • аллюра красный (E129). 

Исследование было опубликовано в Lancet в 2007 г. После рассмотрения результатов исследования Британское агентство по пищевым стандартам (FSA) решило выпустить рекомендации по отзыву продуктов, содержащих эти красители. Изменения внесены в меню школьных столовых. Сети супермаркетов Sainsbury и Marks and Spencer решили убрать такие продукты со своих полок. При этом FSA не запретила продажу такой продукции, оставив решение на усмотрение родителей. 

Дело было передано в органы ЕС. В июне 2010 года, но Европейский парламент под давлением производителей продуктов питания отказался размещать предупреждения на упаковке.

Виды внимания

Непроизвольное внимание возникает в ответ на раздражитель без участия нашего сознания и воли в выборе объекта. К примеру, это может быть внезапный резкий шум, интересная картинка или что-то, на что мы обращаем внимание по привычке в связи с профдеформацией или другими особенностями

Непроизвольное внимание спонтанно и неустойчиво.

Произвольное внимание появляется в результате волевых усилий человека. Мы сознательно выбираем объект для внимания и направляем на него свой фокус

Все развитие и рост навыков связаны с произвольным вниманием.

Есть еще один вид – постпроизвольное внимание. Оно возникает, когда мы изначально выбираем объект внимания, а после нам больше не нужны волевые усилия, либо нужны в гораздо меньшей степени, чтобы поддерживать внимание

Оно удерживается само за счет интереса или привычки. Вы можете начать читать книгу, потому что решили, что ее нужно прочесть. Изначально волевым усилием акцентировать внимание на книге, но в процессе увлечься и забыть обо всем остальном

Либо вы можете привыкнуть обращать внимание или удерживать его на том, что вам важно. Со временем поддержание на выбранном объекте будет требовать гораздо меньше усилий

Это уже продвинутый навык.

Все развитие и рост навыков связаны с произвольным вниманием

Есть ли практическая польза от сдвига парадигмы?

Безусловно

Во-первых, обладая знанием о том, что внимание, а не время, является ключевым для успеха, мы сможем быстрее достигать поставленных целей. Поясню

Вспомните закон Паркинсона: «Работа заполняет время, отпущенное на нее». Следовательно, если мы не будем ограничивать достижение цели временем, то закончим тогда, когда достигнем цели, а не когда выйдет время. А это зачастую будет раньше. В этом контексте становится понятнее высказывание Дуайта Эйзенхауэра «План – ничто. Планирование – все».

Во-вторых, управление вниманием играет важнейшую роль в профессиональном росте и развитии. Что отличает профессионала в любой сфере, от дворника и до владельца огромной корпорации? Понимание, на что необходимо обращать внимание, когда и в каком количестве.. И в-третьих, мы получили инструмент повышения продуктивности в дополнение к инструментам тайм-менеджмента

Теперь мы можем увеличивать объем внимания, тренировать переключение внимания, улучшать концентрацию и так далее.

И в-третьих, мы получили инструмент повышения продуктивности в дополнение к инструментам тайм-менеджмента. Теперь мы можем увеличивать объем внимания, тренировать переключение внимания, улучшать концентрацию и так далее.

Почему важно уметь распознавать истерическое расстройство личности?

Независимо от того, идет речь о коллегах, друзья, родственниках или любимых, очень важно распознать истерическое расстройство личности у человека. Так вы сможете помочь вашим отношениям, сделав как свою жизнь, так и жизнь этого человека проще

Например, представьте себе, что ваш босс страдает от истерического расстройства личности. У него случаются резкие перепады настроения, а также имеется неприятная привычка превращать небольшие недочеты с вашей стороны в огромные ошибки. Он также не может концентрироваться на своих обязанностях, поэтому передает вам свою работу. Если бы вы не знали, что у него истерическое расстройство личности, ваш начальник, вероятнее всего, сводил бы вас с ума. Однако теперь, когда вы знаете о его проблеме, вы можете научиться приспосабливаться и кооперировать.

А. А. Ухтомский: внимание зависит от доминанты

Отечественный физиолог А. А. Ухтомский известен тем, что является создателем концепции доминанты. Согласно этой концепции, в головном мозге постоянно возникает очаг возбуждения, который Ухтомский назвал доминантой

Именно доминанта определяет поведение человека и то, на чем он концентрирует внимание. Например, если идущий по улице человек голоден, то он будет обращать внимание в первую очередь на кафе, а не на салоны красоты или магазины

Все ученые, выдвигающие когнитивные теории внимания, рассматривали эту функцию мозга с учетом различных факторов

Однако все сходятся во мнении, что без умения управлять своим вниманием невозможно познать окружающий мир, самого себя, а также добиваться успеха

Курс Викиум «Развитие внимания» поможет научиться управлять вниманием, концентрироваться на важном и эффективно обрабатывать поступающую из окружающего мира информацию

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: