Инструменты личностного развития
Предприниматели и коуч-мотиваторы Михаил Левченко и Евгений Некоз в своей видео-беседе о важности ретроспективного анализа (рефлексии). Как Гарри Каспарову удалось стать величайшим шахматистом и почему ведение дневника поможет стать вам лучше?
Как Гарри Каспарову удалось стать величайшим шахматистом и почему ведение дневника поможет стать вам лучше?
Тайм-коды для быстрого поиска:
1:00 Рефлексия, что это?
3:05 Дневник — ваш новый помощник
4:45 Подмечать то, что происходит с вами ежедневно и про дневник благодарности
7:12 Все новое — давно забытое старое
9:45 Главное — делать это ежедневно
12:10 Как это запланировать?
Читать далее: Как полюбить себя?
Размышление помогает вам развить свои навыки и оценить их эффективность, а не просто продолжать делать то, что вы всегда делали. Речь идет о том, чтобы задавать положительный вопрос о том, что вы делаете и зачем вы это делаете. А затем решать, существует ли лучший или более эффективный способ сделать это в будущем.
В любой роли, будь то дома или на работе, рефлексия является важной частью обучения. Вы бы не использовали рецепт во второй раз, если блюдо не сработало в первый раз, не так ли? Вы либо скорректируете рецепт, либо найдете новый и, наверняка, лучший
Когда мы учимся, мы можем застрять в рутине, которая может не работать эффективно. Размышление о ваших собственных навыках может помочь вам определить изменения, которые вам могут понадобиться.
Слова выражающие чувства
Слова, выражающие злость:рассерженный, раздраженный, ожесточенный, недовольный, взбешенный, сердитый, неистовый, враждебный, разгневанный, возмущенный, разъяренный.
Слова, выражающие любовь:нежный, влюбленный, заботливый, обаятельный, пылкий, добрый, восхитительный, страстный, чувствительный, мягкий.
Слова, выражающие удивление:пораженный, изумленный, поставленный в тупик, сбитый с толку, смущенный, потрясенный, озадаченный, ошеломленный, в недоумении, в шоке, оглушенный.
Слова, выражающие растерянность:сконфуженный, озабоченный, разочарованный, смущенный, стесненный, расстроенный, опозоренный, пораженный, возбужденный, застенчивый, униженный, нервный, ошеломленный, робкий.
Слова, выражающие страх:напуганный, взволнованный, встревоженный, озабоченный, угрожающий, испуганный, ужаснувшийся, беспокоившийся, остолбеневший, панический, дрожащий, запуганный, тревожный, обеспокоенный.
Слова, выражающие отвращение:оскверненный, отвратительный, неприязненный, отталкивающий, тошнотворный.
Слова, выражающие вред:ужасный, жульнический, гнетущий, безнадежный, мрачный, страшный, брошенный, надоедливый, пренебрегаемый, несправедливый, отвергнутый, возмущенный, испорченный, презренный, неуважаемый, униженный, раненный.
Слова, выражающие унижение:преданный, пораженный, расплющенный, униженный, приниженный, глупый, беспомощный, неадекватный, неспособный, худший, оскорбленный, надоедливый, бессильный, недооцененный, непригодный, недостойный, бесполезный.
Слова, выражающие счастье:блаженный, очаровательный, оживленный, восхищенный, восторженный, ликующий, победный, сказочный, головокружительный, довольный, удовлетворенный, возвышенный, веселый, радостный, обеспеченный, угодивший.
Слова, выражающие одиночество:покинутый, одинокий, скучающий, осиротелый, несчастный, уволенный, опустошенный, исключенный, заброшенный, оставленный, игнорируемый, оставленный, игнорируемый, изолированный, обманутый, унылый, потерянный, отвергнутый, презренный, униженный.
Слова, выражающие грусть:унылый, удрученный, подавленный, печальный, мрачный, суровый, угнетенный, угрюмый, гнетущий, безрадостный, приниженный, грустный, невеселый, жалкий, замкнутый, огорченный, скорбный, обеспокоенный, изнуренный.
Слова, выражающие полезность:приятный, дружелюбный, благотворный, заботливый, совместный, сочувствующий, творческий, радушный, добрый, любезный, услужливый, поддерживающий, полезный.
Слова, характеризующие деятельность:оживленный, храбрый, проворный, энергичный, активный, сильный, резвый, отважный, вдохновленный, бойкий, бодрый, мощный, крепкий, горячий, веселый, проворный, трепещущий, решительный, живой.
Список дефектов характера
Следующая страница > Основные человеческие потребности
Формы и виды рефлексии
Мы описали рефлексию как сложный процесс, направленный и внутрь себя, и во внешний мир, приводящий к выгоде для личности, или, напротив к ее разрушению. Рассмотрим какие формы и виды самоанализа существуют в психологии.
С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека:
- Правильный конструктивный самоанализ, позволяющий разобраться в себе, сделать логичные выводы и не наступать повторно на знакомые грабли.
- Вредный деструктивный самоанализ, приводящий к невротическим расстройствам и глубокому зацикливанию на проблемах, зачастую мнимых. В таких ситуациях культивируется чувство вины, беспомощности и безысходности. Человек нуждается в помощи специалиста.
С учетом временных периодов рефлексия бывает:
- Событийная или ситуационная . Индивид проводит анализ проблемы, имеющей место в настоящем времени, «здесь и сейчас».
- Ретроспекционная , обращенная в прошлое. Человек оценивает уже минувшие события и свои действия, делает выводы об их правильности и своевременности.
- Перспективная , обращенная к будущим событиям. Индивидом планируются дальнейшие действия и события, исходя из самоанализа.
Исходя из объекта исследования процесс можно разделить на такие формы как:
Саморефлексия , обращение к собственному внутреннему миру, личным переживаниям и эмоциям.
Коммуникативная . При этой форме размышления посвящены другим людям, взаимодействию с друзьями, родственниками, коллегами. Человек пытается проанализировать отношения и взаимодействия.
Саногенная – разновидность самоанализа, при котором осуществляется предметное изучение сильных эмоций, поиск средств для минимизации или исключения излишних страданий и переживаний.
Интеллектуальная
Внимание личности сосредоточено на применении знаний, навыков, возможностях их использования в материальном мире.
Сочетание форм рефлексии в заданных условиях дает наилучшие результаты, всегда необходимо комбинировать способы анализа под конкретную ситуацию.
Виды
Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование
Психологи на данный момент выделяют семь видов рефлексии:
- Первая — это коммуникативная. С ее помощью индивид решает проблемы с социумом.
- Вторая — личностная. Она нужна для осознания собственных возможностей, черт характера и способностей.
- Третья — интеллектуальная. Способность к рефлексии в этом плане помогает вариативно мыслить.
- Четвертая — философская. Она позволяет размышлять на духовные темы.
- Пятая — социальная. Способность посмотреть на себя с позиции другого человека.
- Шестая — научная. Ее направления – это исследование теории и практика.
- Седьмая — психология общения. Она проявляется во взаимодействии индивидов.
Каждый вид имеет свои особенности. Социальная рефлексия – это основа правильного контакта людей. С ее помощью каждый может оценивать, насколько корректно он ведет себя, и может ли другой с ним общаться. Рефлексия в общении нужна для того, чтобы человек мог оценить, насколько комфортно с ним вести диалог.
Понятие саморефлексии
Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.
Саморефлексирующие люди постоянно прислушиваются к собственным чувствам и эмоциям, пытаются их анализировать. Подобные упражнения очень полезны для понимания собственного «я», личных желаний и потребностей. Как часто мы ориентируемся на ожидания других людей, ищем оценку своих поступков со стороны. В итоге — остаются не реализованными собственные мечты и внутренние потребности.
Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.
Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен. Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.
В таком случае важно вовремя выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, ощутить материальные вещи: стол, пол, стену, руки, ноги, звуки и запахи. Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела
Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания)
Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).
Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр. Но когда человек понимает, что его опасения надуманны, следует уходить от сосредоточения на личных ощущениях, игнорировать их.
Саморефлексия и самосознание
Современная терапевтическая практика рассматривает рефлексию как необходимую основу для личностного роста, ответственного выбора, душевного спокойствия и психосоматического здоровья.
В рефлексивном слое сознания происходит осмысление смыслов, смыслы становятся объективными, действия соотносятся с мотивами, происходят процессы с личностной спецификой.
В данном случае саморефлексия — это когда субъектом рефлексии становится сам индивид, его потребности, мотивы и смыслы. Саморефлексия тесно связана с самосознанием.
Известный российский психолог Л. С. Выготский рассматривал саморефлексию как один из ведущих факторов развития личности и указывал на «глубокое различие между нерефлексивной, наивной структурой личности, с одной стороны, и рефлексивной структурой личности, с другой. Рефлексия может оказывать перестраивающее влияние на личность (самонастройка).»
В этом контексте рефлексия — это не только самопонимание и самопознание, но и такие процессы, как понимание и соотнесение с другими.
Рефлексия помогает достичь соотнесения собственного сознания, ценностей и мнений с ценностями, мнениями и отношениями других людей, групп, общества и, наконец, всего человечества.
Размышлять о чем-то — значит «терпеть», «просеивать свой внутренний мир», «переосмысливать». В сетевом процессе размышлять — значит давать не оценочную, эмпатическую обратную связь тому, что было услышано, увидено и глубоко прочувствовано на сеансе.
Мы видим реальность не такой, какая она есть, а такой, какой мы можем ее видеть, будучи такими, какие мы есть, и с помощью имеющихся в нашем распоряжении средств видения.
Тем не менее, нам часто не хватает понимания нашей собственной точки зрения и ограничения нашего собственного видения, и мы можем быть убеждены, что наше видение мира является единственно правильным и возможным.
Один человек не может построить целостную картину мира, и один человек не может объяснить ее. Мы воспринимаем мир однозначно, и проблемы возникают, когда мы начинаем спорить о том, чье восприятие является правильным.
Часто проблема заключается в том, что человек в силу определенных причин не принимает предложения кого-то другого в качестве вариантов решения проблемы.
Такие причины могут быть экономическими, политическими, культурными, религиозными, теоретическими, практическими и (или) связаны с различиями в этнической принадлежности или культуре.
Соответственно, для ученого человека существует огромное количество «истин», порой взаимоисключающих.
Мир рефлексии разнообразен, обилен и уникален для каждого человека. В частности, способность к рефлексии дает человеку возможность формировать образы и смыслы жизни и действий и блокировать то, что он считает неэффективными «схемами».
Важной характеристикой рефлексивных личностей является их способность управлять собственной деятельностью в соответствии со своими личностными ценностями и смыслами, формировать и переключать на новые механизмы изменения обстоятельств, целей и задач или деятельности. Мы постоянно размышляем о повседневных проблемах и ситуациях: что было хорошо, а что нет? Почему? Как я к этому отношусь?
Мы постоянно размышляем о повседневных проблемах и ситуациях: что было хорошо, а что нет? Почему? Как я к этому отношусь?
Рефлексия — это средство обработки мыслей и чувств о происшествии или трудном дне, она дает нам возможность прийти к согласию с нашими мыслями и чувствами по этому поводу.
Рефлексия может быть особенно полезна при работе с трудной или сложной ситуацией. Этот тип размышления может иметь место, когда у нас есть время, чтобы отойти от чего-то или проговорить: «Поразмыслив, я думаю, что Вы, возможно, правы» или: «поразмыслив, я понимаю, что был расстроен, потому что…».
Этот тип более сфокусированного размышления может привести к новому способу реагирования или подхода к ситуации в следующий раз.
Когда вы размышляете и пишете рефлексивно в рамках своих академических исследований, от вас ожидают, что вы будете записывать процесс своей рефлексии, а также выявлять и оценивать полученные знания.
О чем бы вы ни размышляли, важны следующие моменты:
- Рефлексия – это исследование и объяснение событий, а не просто их описание.
- Рефлексия часто включает в себя выявление тревог, ошибок и слабостей, а также сильных сторон и успехов.
- Обычно необходимо выбрать только наиболее значимые части события или идеи, над которыми вы размышляете. Не пытайтесь рассказать всю историю целиком, иначе вы в конечном итоге будете только описывать, а не размышлять.
- Часто полезно размышлять о будущем – когда вы можете сделать что-то по-другому в результате размышления, — а также размышлять о прошлом.
Симптомы алекситимии
Особый признак патологии — дефицит в использовании метафор и эмоций. Больные с алекситимией проявляют слабую чувствительность к эмоциональному значению слов, менее склонны использовать эмоциональный словарь и значительно меньше адаптируют просодию (фонетика) и звучание голоса к содержанию словесных высказываний.
Когнитивные дефициты:
- проблемы с оценкой собственных и чужих чувств;
- трудности с оценкой пережитых эмоций от физиостимуляции организма;
- неспособность описать пережитое эмоциональное состояние.
Понятие «алекситимия» ввел в психиатрическую литературу в 1973 американский психиатр Сифнеосом. Ученый построил название из трех греческих слов: a – none, lexis – слово и thymos – эмоция. В своем определении он перечислил недостатки, характерные для этого типа личности:
- неспособность идентифицировать чувства и использовать язык для описания чувств;
- неспособность различать эмоции с телесными ощущениями;
- бедность во снах и фантазиях;
- тенденция бесконечно описывать детали о данном эмоциональном эпизоде — оперативный стиль мышления.
Особенностью алекситимии — отсутствие или слабое развитие склонности к самоанализу, погружению в глубину собственной психической жизни
Сосредотачивая внимание на конкретном, больной редко склонен подвергать сомнению статус-кво: «он демотивирован, чтобы внести изменения в существующую реальность»
Уч. Судзуки связывает этот стиль мышления с «механическим мышлением», описанным в 1963 году уч. Марти и де М’Узаном, чертами которого являются: отсутствие психической фантазии и доминирование содержания в деталях событий, касающихся внешнего мира.
Хотя самое короткое определение алекситимии — «нет слов для чувств», корреляция между вербальными функциями и алекситимией непонятна, так как люди с алекситимией имеют нормальный словарный запас для эмоций. Невозможность описать собственные чувства скорее результат диссоциации между сферой эмоций и вербальными процессами.
Применение самоанализа
Самоанализ – это процедура, помогающая разобраться в причинах и следствиях жизненных ситуаций, оценить свои поступки рационально и наладить нормальное функционирование психики. Чтобы избавиться от проблем прошлого, человек должен научиться самопознанию, уметь объективно оценивать себя и свои поступки.
Для успешного проведения самоанализа необходимо придерживаться некоторых правил. Во-первых, не принуждать себя, в противном случае процесс превратится в деструктивное самокопание и самобичевание. Во-вторых, личность обязана выражать свои истинные эмоции, а не то, что должна чувствовать исходя из традиций и социальных стандартов.
Как распознать стихийные замкнутые на себе любимом размышления и склонность к самокопанию. Признаки
Размышляя о своей натуре, человек себя не хвалит. Он видит только недостатки и поражения. Это проявляется в мелочах. Пошел человек с утра свежего хлеба купить в магазин, и вместо черного купил белый. И даже за такой незначительный промах он безжалостно отчитывает себя. Сослагательное наклонение и частичка «бы» становятся фундаментом внутренних диалогов человека. Он все время думает: «Эх, я мог бы…», «Я сделал бы…». И разговоры в подобном духе не заканчиваются почти никогда. Внутреннее бубнение сопровождает горемычного каждую минуту, даже если он и не говорит сам с собой. Приступы обвинения себя в грехах сменяются волна раскаяния и оправдания. Человек блуждает по памяти, созерцая руины прошлого. Он не думает ни о будущем, ни о настоящем. Время его уходит на археологические раскопки. Самоанализ не открывает человеку новые горизонты его личности и окружающего мира, а служит только оружием разрушения уверенности в себе. В такое случае низкая самооценка не заставит себя ждать. Человек не понимает, что вредит себе. Он уже не «хозяин в собственном доме».
По этим чертам распознается беспочвенное размышление и склонность к самокопанию.
IV. Виды рефлексии
В зависимости от вашего временного отношения к событию, о котором вы размышляете, можно выделить три типа рефлексии:
- Опережающая рефлексия — это размышление, которое имеет место быть до того, как событие произойдет. Так, этот тип рефлексии может включать в себя вопросы о том, что может произойти, с какими проблемами вы, вероятно, столкнетесь, как вам следует реагировать и что вы можете сделать, чтобы подготовиться.
- Рефлексия в действии — это размышление, которое имеет место быть во время возникновения события. Так, этот тип рефлексии может включать в себя вопросы о том, что происходит в настоящее время, идет ли все так, как ожидалось, как вы себя чувствуете и нужно ли что-то делать по-другому.
- Рефлексия о действии — это размышление, которое имеет место быть после того, как событие произошло. Так, этот тип рефлексии может включать в себя вопросы о том, что произошло, что прошло хорошо и что вам следовало сделать по-другому.
Эти виды рефлексии концептуально схожи, хотя между ними есть некоторые незначительные различия. Например, когда дело доходит до опережающей рефлексии, вам следует полагаться на прогноз будущего опыта, а не на реальный опыт или свои воспоминания о нем, хотя вы можете использовать свой прошлый опыт, чтобы сформировать эти предсказания.
Важность осознанности и как она помогает
Хотите ли вы практиковать осознанность, чтобы справиться с тревогой и стрессом или хотите улучшить свои навыки внимания, есть множество научных доказательств в вашу пользу.
Осознанность может помочь нам справиться с депрессией, улучшить наше психологическое благополучие, справиться с физической болью и даже улучшить память. Когда дело доходит до того, как мы думаем и чувствуем, осознание своих эмоций помогает нам переключиться на более позитивный образ мышления и работать над тем, чтобы стать «лучше» или, по крайней мере, стать более счастливым человеком.
Что касается отношений, как мы вскоре увидим, это имеет положительные последствия для того, как мы общаемся и относимся к окружающим.
Тем не менее, у всех исследований есть одна общая черта. Чтобы воспользоваться преимуществами, вы захотите найти метод практики осознанности, который работает для вас.
Может ли осознанность улучшить наше благополучие?
Да! Если перечисленных выше преимуществ недостаточно, чтобы убедить вас, есть еще несколько способов, с помощью которых практика осознанности может помочь улучшить ваше самочувствие.
Осознанность может помочь вам:
- Регулировать и выражать свои эмоции.
- Разрабатывать и использовать лучшие стратегии выживания.
- Меньше отвлекаться на нецелевые действия.
- Помочь вам лучше спать.
- Практиковать сострадание к себе.
- Потенциально повысить устойчивость.
Может ли осознанность быть вредной?
Практика осознанности имеет некоторое сходство с занятиями спортом. Относитесь ответственно к любой практике, которую вы выберете, и в большинстве случаев у вас все будет хорошо. Тем не менее, массовый рост интереса к осознанности побудил провести некоторые исследования ее потенциальных недостатков.
Некоторые из них включают:
- Формирование ложных воспоминаний. Исследования Уилсона и его коллег (2015) показывают, что медитация осознанности может сделать людей более восприимчивыми к фальшивым воспоминаниям. То есть участники, которые практиковали медитацию осознанности в исследовании, показали некоторые нарушения в их способности контролировать реальность.
- Мысленно отбросьте как плохие, так и положительные мысли. Другое исследование показало, что практика осознанности «отбрасывания негативных мыслей» также может побудить нас отказаться от позитивных и укрепляющих мыслей. Стоит отметить, что этот эффект был гораздо более заметен, когда участники физически записывали мысли, а затем отбрасывали их, а не просто представляли сценарий.
- Избегайте трудных мыслей. Некоторые практикующие могут использовать осознанность, чтобы избежать более сложных задач, требующих умственного труда, предпочитая уйти в состояние осознанности, а не заниматься проблемой.
- Физические и психологические симптомы. Некоторые исследования выявили случаи, когда медитация осознанности была связана с потенциальными побочными реакциями. К ним относятся дереализация, деперсонализация и, среди прочего, галлюцинации.
Если вас беспокоит какой-либо из этих выводов, вам могут быть интересны приведенные выше статьи. В более общем плане, пробуйте любые новые техники, с которыми вы не знакомы, руководствуясь здравым смыслом.
Примеры рефлексии из жизни
Рефлексия в жизни, как она себя проявляет?
Современный ритм жизни не позволяет задумываться над важными и серьезными вопросами. В действительности, в окружающем мире существует множество возможностей развить в себе рефлексию и взглянуть на жизнь по-другому.
Попытаться подумать
Социальные сети интернет предоставляют человеку такое количество информации, что не остается даже времени на то, чтобы обдумать ее. Люди больше не должны прикладывать усилия или проводить самоанализ, ведь достаточно ввести запрос в интернет, чтобы получить ответ. По этой причине в большей части населения не развита рефлексия. Специалисты утверждают, что большое количество разнообразной информации вредит человеку. Большой поток не усваивается мозгом, в результате остаются только обрывчатые картинки и фразы, от которых не будет пользы. Мозг предназначен для размышлений на определенную тему.
Не выбиваясь из ритма жизни, можно развить в себе рефлексию. Примером из жизни может стать обычное действие. Достаточно выбрать один случай, например, прочитанную книгу, увиденный фильм или поход в музей, а потом ответить себе на следующие вопросы
- Была ли польза от этого?
- Получил ли я новую информацию?
- Как я могу использовать полученный опыт?
- Понравился ли мне персонаж (место)?
- Что я извлек из этого?
Это позволит расслабиться и сосредоточиться одновременно. Пока человек будет отвечать на интересующие его вопросы, мозг будет активно действовать и развивать рефлексию.
Завести специальный блокнот
Склонность к самоанализу вырабатывается особым отношением к жизни
Важно обращать внимание на все детали и пытаться думать даже о том, что может стать причиной негативных эмоций. Только так человек может осознать свои ошибки. Рефлексия развивается с ранних лет, но начав обдумывать все совершенные действия, можно сделать это даже в зрелом возрасте
Человек должен задуматься над самыми важными и актуальными вопросами в своей жизни, даже если они могут причинить ему боль. Вопросов должно быть много, ведь они охватывают всю жизнь
Рефлексия развивается с ранних лет, но начав обдумывать все совершенные действия, можно сделать это даже в зрелом возрасте. Человек должен задуматься над самыми важными и актуальными вопросами в своей жизни, даже если они могут причинить ему боль. Вопросов должно быть много, ведь они охватывают всю жизнь.
После этого все это следует записать в специальный блокнот
, поделив вопросы по следующим категориям:
- Вопросы, посвященные жизни и смерти. Философские рассуждения, смысл жизни и предназначение.
- Основная цель в жизни. Удалось ли добиться ее? Если нет, то по каким причинам.
- Взаимоотношения с окружающими. Должны быть включены не только доброжелатели, но и те, с кем отношения испорчены. Ответить на вопрос «почему так случилось и как этого можно было избежать».
- О духовном мире, религии и Боге.
- О прошлых ошибках и действиях. Ответить на вопрос «что я сделал неправильно и как это можно было исправить».
- О планах и заветных мечтах. Ответить на вопрос «как я могу добиться этого».
- О материальных ценностях. Ответить на вопрос «что мне важнее всего в моей жизни».
Важно:
Большинство из этих вопросов могут вызвать у человека серьезные затруднения, ведь отвечать необходимо честно. Рефлексия предполагает самоанализ. Человек должен уметь признавать не только свои положительные стороны, но и недостатки. Ответив на все вопросы честно и проанализировав их, человек может узнать о себе много нового.
Рефлексивность как психологическая часть личности
Рефлексивность в психологии – это умение человека размышлять и анализировать собственную личность с включением:
- уже произошедших событий;
- проделанных действий (поступков);
- осуществимых успехов либо неудач;
- текущего эмоционального состояния;
- характеристики присущих качеств характера.
Глубина рефлексивного самоанализа индивидуальна. Зависит она от степени духовного развития субъекта, уровня его самоконтроля, моральных качеств, степени образованности. Также рефлексия уточняет (поддерживает либо купирует) происходящее действие.
Рефлексия играет огромную роль в становлении личности
Для внутренней гармонии важно, чтобы эти понятия были связаны между собой. Это подтверждается следующими фактами:
- Рефлексия без действования ведет к зацикливанию личности на собственном «Я».
- Действие без рефлексии приводит к бестолковым, легкомысленным и необдуманным поступкам.
В области психологии рефлексия является важным ключевым моментом. На рефлексологии выстроено большинство психологических исследований. Изучение этого феномена (ее структуры, динамики развития) помогает понять глубокие механизмы формирования человеческой личности.
Для полного раскрытия рефлексивных процессов в психологии, этот феномен рассматривается с уровня различных подходов в исследовании:
- личности;
- сознания;
- мышления;
- творчества.
О терминологии и разности понятий
В чем разница между рефлексией и саморефлексией?
Существует два основных подхода к трактовке и соотношению этих терминов:
Первая полностью отождествляет оба явления. Что, в общем, не вполне верно.
Вторая куда точнее. Рефлексия — это отражение (причем в буквальном переводе) явлений действительности в сознании человека. А также полное осмысление действительности через субъективную призму. Через собственное восприятие. В таком ключе и нужно понимать термин.
Если говорить именно так, то и второе понятие становится вполне понятным.
Саморефлексия — это осмысление собственных действий, поступков, мыслей и прочей продукции субъективной деятельности, в том числе умственной
Осмысливаются мысли, поступки, привычки, собственные черты личности (как позитивные, так и особенно важно — негативные) и прочее
По сути понятия отличаются не столь сильно. Просто рефлексия — более широкий и многогранный термин. Практическая ценность такого разграничения в том, что рефлексирующий четко понимает, что он делает и зачем.
Рефлексия в самопознании
Сознание познаётся при помощи самого себя, поскольку на сегодняшний день отсутствуют инструментальные средства для его непосредственного исследования. Хотя единомоментная
направленность сознания на другой объект и на само себя не представляется осуществимой, возможно ретроспективное обращение внимания на работу собственного сознания
Кроме того, единая логическая структура сознания развёртывается во времени в качестве связи различных психических актов, что позволяетраспределить внимание сознания на сторонний объект и на себя. Благодаря всему этому возможно так называемоерасщепление илидублирование сознания, когда сознание анализирует свои собственные акты, посредством которых оно воспринимает, анализирует и объясняет тот или иной феномен
В рамках многих философских теорий и концепций рефлексия рассматривается в качестве наиболее существенного свойства сознания. В соответствии с этим воззрением только существа, способные быть осведомлёнными о состоянии своей психики, могут считаться сознательными. Однако такой подход отвергается сторонниками интенциональной концепции сознания, которые отводят свойству сознания рефлексировать роль маркера наиболее развитых форм сознания, а на центральное место ставят свойство сознания делать какой-либо объект своим содержанием.