Неврозы
При неврозах (тревожных расстройствах) преобладает страх. Это могут быть панические атаки, боязнь уйти из дома или путешествия, различные виды фобий. Обычно здесь имеют место навязчивые идеи, то есть навязчивые мысли, и принуждения (компульсии)
Важно отметить, что человек, страдающий этим психическим заболеванием, осознает свое состояние и его негативные последствия. Больной может даже попытаться им воспротивиться
Панические атаки
Невроз – очень распространенное заболевание, которым страдают многие люди. Большинство из них могут справиться со своими симптомами с помощью психотерапии, бесед с психотерапевтом и методов релаксации. По возможности люди, страдающие неврозами, стараются избегать стрессовых ситуаций.
Причины
Интеллектуальная инвалидность – результат генетических заболеваний и множества других факторов, вернее, их совокупности: поведенческих, биомедицинских, социальных, образовательных.
Причины |
Факторы |
|||
биомедицинские |
социальные |
поведенческие |
образовательные |
|
Внутриутробное развитие плода (пренатальные) |
-возраст родителей;-заболевания у матери;-хромосомные нарушения;-врожденные синдромы |
нищенское существование матери, она подвергалась насилию, плохо питалась, не имела доступ к медуслугам |
родители употребляли алкоголь, табак, наркотики |
родители не подготовлены к появлению ребенка, когнитивно недееспособны |
Рождение ребенка (перинатальные) |
-недоношенность; -родовые травмы |
плохой уход за малышом |
отказ от ребенка |
отсутствие медицинского наблюдения |
Дальнейшая жизнь (постнатальные) |
-плохое воспитание;-травмы мозга;-дегенеративные заболевания;-эпилепсия;-менингоэнцефалит |
-бедность;-плохие взаимоотношения в семье |
-домашнее насилие, жесткость к ребенку, егоизоляция;-несоблюдение мер безопасности;-плохое поведение |
-некачественное медобслуживание и поздняя диагностика заболеваний;-недостаток воспитания;-отсутствие поддержки со стороны других членов семьи |
Конкретных «виновников», даже несмотря на довольно скрупулезные исследования и раннюю диагностику, никто точно назвать не может. Но, если проанализировать таблицу, с наибольшей вероятностью поводом появления олигофрении могут быть:
- любые генетические сбои – мутации генов, их дисфункция, хромосомные аномалии;
- наследственные отклонения развития;
- недоедание;
- инфекционные болезни матери в период беременности – сифилис, краснуха, ВИЧ, герпес, токсоплазмоз и т.п.;
- преждевременные роды;
- проблемные роды – асфиксия, механические травмы, гипоксия, асфиксия плода;
- недостаточное воспитание ребенка с рождения, родители уделяли ему мало времени;
- токсическое воздействие на плод, ведущее к поражению головного мозга – употребление родителями сильных препаратов, наркотиков, спиртных напитков, табакокурение. Сюда же относится радиация;
- инфекционные заболевания ребенка;
- травма черепа;
- болезни, затрагивающие мозг – энцефалит, коклюш, менингит, ветряная оспа;
- утопление.
Ощущения
Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.
Ощущения обладают следующими свойствами:
- Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
- Интенсивность – количественный показатель ощущений;
- Длительность – временной показатель ощущений;
- Локализация – пространственный показатель.
Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:
- Классификация Вундта — в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
- Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
- Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.
Подробнее об ощущениях читайте в статье «Ощущение и восприятие».
Суть проблемы
Умственная отсталость – это серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности. Такие индивиды испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой.
Такое определение дано AAIDD – Американской ассоциацией по вопросам затруднений развития и интеллектуальных, которая поменяла подход к этой проблеме. Теперь считается, что оказание продолжительной персонализированной поддержки способно улучшить качество жизни умственно отсталого человека. Да сам термин заменили на более толерантное и необидное – «интеллектуальная инвалидность».
Кроме этого, такое заболевание сейчас не считается психическим. И не нужно путать ее с инвалидностью по развитию. Последняя охватывает более широкую сферу, но связанную весьма тесно с первой: аутистические расстройства, паралич мозга и т.д.
Олигофрения – хроническое заболевание не прогрессирующего характера, возникающее вследствие патологии головного мозга во внутриутробном периоде или после рождения (до трех лет).
Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть – легкой формой (75%).
Существует и приобретенная умственная отсталость – деменция. Это отдельная «возрастная» патология у пожилых людей, следствие естественного повреждения головного мозга и, как результат, распада психических функций.
Внимание
Внимание – это избирательное восприятие того или иного объекта. Выражается в том, как относится человек к объекту
За вниманием часто могут стоять такие психологические характеристики личности, как потребность, интерес, направленность, установки и другие. Внимание также обуславливает то, как человек ориентируется в окружающем мире и то, как этот мир отражается в его психике. В центре сознания всегда оказывается объект внимания, а остальное воспринимается более слабо. Но направленность внимания имеет свойство меняться.
Объектами внимания служит, как правило, то, что имеет для человека на данный момент наибольшую значимость. Удержание внимания в течение продолжительного времени на объекте называют сосредоточенностью.
Функции внимания:
Обнаружение
Избирательное внимание
Распределённое внимание
Внимание может быть произвольным и непроизвольным. По формам оно разделяется на:
- Внешнее – направлено на окружающий мир;
- Внутреннее – направлено на внутренний мир человека;
- Моторное
Свойства внимания: направленность, распределённость, объём, интенсивность, сосредоточенность, переключаемость, устойчивость.
Все они тесно связаны с деятельностью человека. И в зависимости от её назначения могут становиться более или менее интенсивными.
Подробнее о внимании читайте в нашем уроке «Внимание и память» из курса по развитию памяти
Синдромы, скомбинированные с разными степенями УО
Синдром Дауна – самая частая генетическая причина интеллектуального расстройства. Вызывается хромосомной аномалией – если в норме их 46, то в этом случае существует непарная 47 хромосома. Людей с таким синдромом можно определить по аномально укороченному черепу, плоскому лицу, коротким рукам и ногам, низкому росту, маленькому рту. Они плохо перерабатывают полученную информацию и запоминают ее, у них отсутствует понятие времени и пространства, речь скудная. При этом такие индивиды хорошо адаптируются в социуме.
Синдром Мартина-Белл (ломкой Х-хромосомы). Вторая по распространенности генетическая причина умственной отсталости. Распознается по таким внешним особенностям: повышенной подвижности суставов, лицо удлиненное, подбородок увеличен, лоб высокий, уши большие, оттопыренные. Говорить начинают поздно, но плохо, или вообще не разговаривают. Очень стеснительны, гиперакативны, невнимательны, постоянно двигают руками и кусают их. У мужчин такой категории когнитивных нарушений больше, чем у женщин.
Синдром Уильямса («лица эльфа»). Возникает вследствие наследственной хромосомной перестройки, потерей генов в одной из них. У больных весьма интересная внешность: лицо узкое и длинное, глаза голубые, нос плоский, губы крупные. Обычно страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Словарный запас богатый, хорошая память, отличные музыкальные способности, имеют навыки социального взаимодействия. Но существуют проблемы с психомоторикой.
Синдром Ангельмана (счастливой куклы или Петрушки). Вызван изменением в 15 хромосоме. Очень светлые глаза с характерными пятнами на радужке и волосы, голова небольшая, подбородок выдвинут вперед, рот крупный, зубы редкие и длинные. Сильное отставание в психомоторном развитии, значительное нарушение речи, движения (плохо держит равновесие, ходит на негнущихся ногах). Часто улыбается и даже смеется без повода.
Синдром Прадера–Вилли. Характеризуется отсутствием отцовской копии хромосомы 15 и рядом других нарушений. Низкий рост, руки и ноги маленькие, страдает компульсивным перееданием, и, как следствие, ожирением. Проблемы с кратковременной памятью, речью, обработкой информации.
Синдром Лежёна (кошачьего крика или 5p синдром). Очень редкое и тяжелое заболевание, причиной которого является отсутствие короткого плеча 5 хромосомы. Голова маленькая, лицо круглое, нижняя челюсть недоразвита переносица широкая, потому глаза расположены далеко друг от друга. Ступни вывернуты, руки маленькие. Гортань недоразвита, имеются проблемы со зрением, в частности, косоглазие. Часто плачет, при этом издает звук, похожий на мяуканье котенка. Моторное развитие происходит с задержкой, способность к вниманию ограничено.
Кроме упомянутых синдромов, интеллектуальная инвалидность может сосуществовать с ДЦП, глухотой и слепотой, аутистическими расстройствами, эпилепсией и другими соматическими и психическими заболеваниями.
Психологические термины на букву Н
НАБЛЮДЕНИЕ – психологический метод, связанный с целенаправленным восприятием поведения конкретного объекта и получением нужной наблюдателю информации.
НАВЫК – полностью сформированное, доведенное до автоматизма действие, которое осуществляется без контроля со стороны сознания и волевого усилия.
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ – процесс решения различных задач, включающий этапы наблюдения и практического действия с материальными объектами.
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ – процесс решения задач, предполагающий зрительное наблюдение и проработку ситуации посредством зрительных образов. В процессе участвуют только образы, материальные предметы не задействуются.
НАДЕЖНОСТЬ – критерий качества исследования. Имеется в виду неоднократное получение одинаковых результатов в ходе проведения ряда экспериментов.
НАМЕРЕНИЕ – осознанное стремление к какому-либо действию.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ – побуждения, потребности и мотивы, формирующие линию поведения человека, определяющие его поступки.
НАПРЯЖЕННОСТЬ – несвободное, неестественное состояние психики, неприятное возбуждение, общение на пределе, в результате которого происходит разрядка с выбросом негативных эмоций.
НАСТРОЕНИЕ – довольно продолжительный по времени эмоциональный процесс, основанный на положительных либо отрицательных ощущениях слабой интенсивности.
НАУЧЕНИЕ – обретение знаний, навыков в течение определенного промежутка времени.
НЕВРОТИЗМ – качество личности, основанное на эмоциональной неустойчивости, повышенной возбудимости, тревожности, низкой самооценке.
НЕГАТИВИЗМ – показное противопоставление себя социуму, неприятие общепринятых правил и моральных установок, демонстративное игнорирование советов. Чаще всего подобное поведение наблюдается у подростков.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ – научное направление, которое исследует связь работы головного мозга с психическими процессами, влияющими на поведение.
НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ – стандартные правила поведения, принятые в конкретных общественных группах и обеспечивающие их стабильность и упорядоченность.
Психологические термины на букву О
ОБРАЗ – определенное представление, картина событий, формирующаяся в результате полученной ранее зрительной информации. Сам объект, ставший причиной переживания, в этот момент в поле зрения отсутствует.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – ответная реакция человека на какую-либо информацию о другом человеке или его действие. Таким образом формируется представление о внутреннем состоянии партнера по общению, и открываются возможности для повышения качества этого общения.
ОБЩЕНИЕ – передача людьми информации друг другу и основанное на этом взаимодействие.
ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ – средних уровень сознания, характерный для данной общественной группы. Этот тип сознания имеет кардинальное отличие от научного: сведения, которыми оперируют массы, далеко не всегда достоверны.
ОБЪЕКТИВАЦИЯ – сосредоточенность на образах, имеющих источник во внешнем мире, то есть опредмечивание мыслительных образов.
ОДАРЕННОСТЬ – потенциальное наличие способностей у конкретной личности, от которого зависит возможность достижения успеха в определенном виде деятельности.
ОЖИДАНИЕ – предположение о будущем развитии событий, имеющее под собой реальное основание.
ОНТОГЕНЕЗ – совокупность преобразований, происходящих в организме конкретного человека или другого живого существа, определяющий схему его индивидуальное развития.
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ – тип памяти, основанный на краткосрочном восприятии, переработке и сохранении сведений, требуемых для завершения определенной деятельности. Когда деятельность завершена, информация, как правило, стирается из памяти.
ОПЕРАЦИЯ – способ осуществления действия, целью которого является достижение конкретной цели.
ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ – процесс преобразования человеческих способностей, усилий в создание конкретных материальных или духовных предметов.
ОПРОС – исследовательская методика, предполагающая получение ответов людей на определенный набор вопросов. Обработав ответы, получают представление о психологии опрашиваемых.
ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНЫЙ – система специальных вопросов, задаваемых в устной или письменной форме, направленная на изучение особенностей личности индивида.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ (РЕФЛЕКС) – сложная рефлекторная реакция организма живого существа на новые раздражители или стимулы. Результатом становится повышение активности, мобилизация ресурсов организма.
ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – свойство психики человека, основанное на стремлении придать предмету или явлению конкретный смысл, наделить тем или иным значением, обозначить определенным образом.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ – поступки человека, не соответствующие принятым в данном обществе правилам и моральным нормам.
ОТРАЖЕНИЕ – понятие, принадлежащее к сфере теории познания. Предполагается, что каждый процесс, происходящий в сознании и определяющий психическое состояние человека, – это не что иное, как отражение мозгом объективно существующей действительности.
ОТЧУЖДЕНИЕ – процесс обесценивания для личности каких-либо сведений, явлений или предметов, которые ранее имели для нее большое значение, представляли интерес.
ОЩУЩЕНИЕ – процесс субъективного отражения психикой человека определенных свойств и состояний внешнего мира, информация о которых поступает через органы чувств.
Что такое психическое расстройство
Психические расстройства и заболевания можно рассматривать как нарушение деятельности мозга. Это приводит к изменению эмоционального состояния и мышления: возникают суицидальные наклонности, паранойя, ощущение безысходности и неуверенности в собственных силах. Меняется и поведение человека – от крайней степени подавленности до агрессии.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, каждые 40 секунд в мире происходит самоубийство. Среди молодежи в возрасте 15-29 лет это вторая причина смерти после ДТП3. Большинство случаев суицида можно предотвратить при своевременном обращении к психотерапевтам или социальным работникам. Человек с суицидальными наклонностями часто не в состоянии самостоятельно обратиться за помощью. В данной ситуации крайне важна роль близких людей.
Огромной проблемой на пути к психическому здоровью является социальная стигма. Общество предвзято относится к людям с душевными расстройствами, навешивает на них разного рода ярлыки. «Не будь тряпкой», «возьми себя в руки», «это все от безделья» и так далее. Подобные «рекомендации» часто дают близкие, подталкивая человека к самостигматизации. Ему становится стыдно за свое состояние. Это только усугубляет проблему и затрудняет лечение.
Осуждение со стороны окружающих затрудняет лечение психических расстройств. Фото: SIphotography / Depositphotos
Представления
В процессе представления происходит мысленное воссоздание образов явлений или предметов, не воздействующих в настоящий момент на органы чувств. Существует два значения этого понятия. Первое обозначает образ явления или предмета, воспринимавшегося ранее, но не воспринимающегося сейчас. Второе описывает само воспроизведение образов. Как психические явления представления могут быть в чём-то схожи с восприятием, галлюцинациями и псевдогаллюцинациями, или же отличными от них.
Классифицируют представления несколькими способами:
- По ведущим анализаторам: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и температурные представления;
- По степени обобщённости – единичные, общие и схематизированные;
- По происхождению – на основе восприятия, мышления или воображения;
- По степени волевых усилий – непроизвольные и произвольные.
Представления обладают следующими свойствами: обобщённость, фрагментарность, наглядность, неустойчивость.
Подробнее о представлениях в психологии читайте в нашей статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика».
Что такое психические заболевания?
Психические заболевания – это нарушения в головном мозге, которые часто приводят к необратимым или трудно поддающимся лечению изменениям. Психически больные люди часто не осознают, что с ними происходит, думая, что их хотят загнать в психоневрологический центр.
Болезнь может протекать без каких-либо симптомов в течение многих лет. Некоторые психические заболевания и расстройства протекают в легкой форме, и для их лечения достаточно психотерапии и популярных анксиолитических и седативных препаратов. Другие настолько сильны и влияют на психику, что пациент может быть опасен для окружающей среды, в которой он находится. Поэтому игнорировать первые симптомы нельзя.
Толкование основных психологических терминов
АБСТИНЕНЦИЯ – запрет на какие-либо желания или влечения, который человек ставит сам себе посредством волевого усилия. Табу может быть актуально в течение определенного срока или пожизненно.
АБУЛИЯ – абсолютная безынициативность, отсутствие каких-либо активных действий кроме самых жизненно необходимых, выполняемых «на автомате».
АВТОРИТАРНЫЙ (властный) – тип личности человека, которому свойственно воздействовать на других людей главным образом посредством давления, принуждения, приказаний и других не демократичных способов.
АВТОРИТЕТНОСТЬ – свойства личности, позволяющие человеку пользоваться уважением и почтением у других лиц, быть для них примером и заставлять прислушиваться к своему мнению.
АГРЕССИВНОСТЬ (враждебность) – действия человека, направленные на нанесение морального или физического ущерба другим лицам.
АДАПТАЦИЯ – «сживание» органов чувств человека с воздействующими на них условиями окружающей среды или жизненными обстоятельствами, приспособление к существующим условиям, препятствующее всякого рода перегрузкам.
АДДИКЦИЯ – негативное пристрастие к каким-либо действием, непродуктивная зависимость от чего-либо.
АКТИВНОСТЬ – возможность человека или животного выполнять действия, а также изменять их под влиянием ряда факторов, поступающих извне или снаружи.
АКЦЕНТУАЦИЯ – концентрация внимания на определенном факторе или признаке, осознание его особой роли по сравнению с другими.
АЛЬТРУИЗМ – свойство личности, заключающиеся в стремлении безвозмездно помогать другим живым существам.
АПАТИЯ – потеря интереса к окружающему, нежелание активных действий, полное непроявление инициативы.
АППЕРЦЕПЦИЯ – состояние озарения, максимальной сконцентрированности на чем-либо (по Г. Лейбницу, Германия). Некая внутренняя энергия, заставляющая мыслить определенным образом и направляющая психическую деятельность в конкретное русло (по В. Вундту, Германия).
АПРОЗЕКСИЯ – глобальная утрата возможности фокусировки внимания на каком-либо целевом стимуле.
АССОЦИАЦИЯ – нахождение взаимосвязи между явлениями.
АТРИБУЦИЯ – навязывание живому существу, вещи или явлению какого-то несвойственного им, невоспринимаемого другими качества.
АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ – попытка объяснения какого-либо действия человека или его поведения некими причинами, часто не имевшими места в действительности.
АТТРАКЦИЯ – неосознанная психологическая тяга к другому человеку, приятное чувство симпатии.
АУТОСУГГЕСТИЯ – то же, что Самовнушение.
АФФЕКТ – краткосрочный неадекватный эмоциональный всплеск, провоцируемый противоречием между сильным желанием и имеющимися возможностями, либо иным несоответствием, не позволяющим человеку удовлетворить свои насущные потребности.
АФФИЛИАЦИЯ – желание человека наладить и укрепить положительные, теплые дружеские, приятельские связи с другими людьми.
АФФИРМАЦИЯ – краткое выражение, в основе которого лежат какие-то языковые символы. При постоянном произнесении этого выражения в подсознании человека прочно фиксируется некий образ либо установка, позволяющая наладить психическое и эмоциональное состояние и стимулирующая к позитивному мышлению.
Причины психических заболеваний
Большинство психических заболеваний являются результатом жизненных ситуаций и опыта, а также того, как мы с ними справляемся. Увольнение, смерть, травматический опыт приводят к стрессу, который может вызвать расстройства. Это очень индивидуальный вопрос, часто психические проблемы передаются по наследству, иногда они возникают в результате текущих событий.
Во-первых, обращает на себя внимание нетипичный ход развития психики человека, например, воздействие травмирующих событий в детстве. Во-вторых, было доказано, что некоторые расстройства в некоторой степени наследуются, например, шизофрения или повышенная вероятность депрессии у людей с семейным анамнезом. . Однако в психологии также существуют концепции возникновения расстройств, которые вытекают из определенных теорий / психологических тенденций
Основные течения – психодинамический, когнитивно-поведенческий и гуманистико-экзистенциальный. Считается, что у каждого из них разное происхождение психических расстройств
Однако в психологии также существуют концепции возникновения расстройств, которые вытекают из определенных теорий / психологических тенденций. Основные течения – психодинамический, когнитивно-поведенческий и гуманистико-экзистенциальный. Считается, что у каждого из них разное происхождение психических расстройств.
Исследование EZOP (Эпидемиология психических расстройств и доступность психиатрической помощи) показало, что 23% людей страдают по крайней мере одним психическим расстройством, а у каждого четвертого – целое сочетание нарушений.
По мнению специалистов, плохому психическому здоровью способствуют многие факторы. Люди жалуются на быстрый темп жизни, плохие экономические условия и нестабильную работу. Окружающая среда тяжелая, и наша психика не становится сильнее. Мы не в состоянии справиться со стрессом или защитить себя от него. Это причина многих расстройств.
В случае когнитивно-поведенческой терапии признается, что в основе человеческого поведения лежат убеждения, приобретенные в процессе обучения, которые определяют, как интерпретируется мир. Таким образом, искажения убеждений и обработки информации или дефицит когнитивных навыков считаются основными причинами психических расстройств. Согласно этому, обращение со стрессовым событием с помощью рациональной системы убеждений приводит к адекватным эмоциям и решимости предотвратить подобные события в будущем.
Слова выражающие чувства
Слова, выражающие злость:рассерженный, раздраженный, ожесточенный, недовольный, взбешенный, сердитый, неистовый, враждебный, разгневанный, возмущенный, разъяренный.
Слова, выражающие любовь:нежный, влюбленный, заботливый, обаятельный, пылкий, добрый, восхитительный, страстный, чувствительный, мягкий.
Слова, выражающие удивление:пораженный, изумленный, поставленный в тупик, сбитый с толку, смущенный, потрясенный, озадаченный, ошеломленный, в недоумении, в шоке, оглушенный.
Слова, выражающие растерянность:сконфуженный, озабоченный, разочарованный, смущенный, стесненный, расстроенный, опозоренный, пораженный, возбужденный, застенчивый, униженный, нервный, ошеломленный, робкий.
Слова, выражающие страх:напуганный, взволнованный, встревоженный, озабоченный, угрожающий, испуганный, ужаснувшийся, беспокоившийся, остолбеневший, панический, дрожащий, запуганный, тревожный, обеспокоенный.
Слова, выражающие отвращение:оскверненный, отвратительный, неприязненный, отталкивающий, тошнотворный.
Слова, выражающие вред:ужасный, жульнический, гнетущий, безнадежный, мрачный, страшный, брошенный, надоедливый, пренебрегаемый, несправедливый, отвергнутый, возмущенный, испорченный, презренный, неуважаемый, униженный, раненный.
Слова, выражающие унижение:преданный, пораженный, расплющенный, униженный, приниженный, глупый, беспомощный, неадекватный, неспособный, худший, оскорбленный, надоедливый, бессильный, недооцененный, непригодный, недостойный, бесполезный.
Слова, выражающие счастье:блаженный, очаровательный, оживленный, восхищенный, восторженный, ликующий, победный, сказочный, головокружительный, довольный, удовлетворенный, возвышенный, веселый, радостный, обеспеченный, угодивший.
Слова, выражающие одиночество:покинутый, одинокий, скучающий, осиротелый, несчастный, уволенный, опустошенный, исключенный, заброшенный, оставленный, игнорируемый, оставленный, игнорируемый, изолированный, обманутый, унылый, потерянный, отвергнутый, презренный, униженный.
Слова, выражающие грусть:унылый, удрученный, подавленный, печальный, мрачный, суровый, угнетенный, угрюмый, гнетущий, безрадостный, приниженный, грустный, невеселый, жалкий, замкнутый, огорченный, скорбный, обеспокоенный, изнуренный.
Слова, выражающие полезность:приятный, дружелюбный, благотворный, заботливый, совместный, сочувствующий, творческий, радушный, добрый, любезный, услужливый, поддерживающий, полезный.
Слова, характеризующие деятельность:оживленный, храбрый, проворный, энергичный, активный, сильный, резвый, отважный, вдохновленный, бойкий, бодрый, мощный, крепкий, горячий, веселый, проворный, трепещущий, решительный, живой.
Список дефектов характера
Следующая страница > Основные человеческие потребности