2 причины не обсуждать психотерапию с друзьями и близкими
Обсуждение происходящего с другом или родственником негативно влияет на терапевтический и обучающий процесс. Что может произойти?
1. Исчезнет, сократится или исказится прямая коммуникация
Вместо того чтобы напрямую все прояснить (что бывает сложно и страшно), клиент избегает прямого контакта и предпочитает «безопасный» контакт с третьим лицом.
Это учит прямым прояснениям и дает шанс сохранять и укреплять отношения: не замалчивать конфликт, не прерывать контакт, а конструктивно решать все сложности.
Конечно, прямое прояснение требует мужества! Но оно особенно важно, потому что терапия – та особая сфера, в которой поднимается много глубокого внутреннего материала, зачастую болезненного; его сложно интегрировать, присвоить, и часть его направляется вовне в форме проекций. Чаще – негативных, потому что именно негативный «теневой» материал сложнее присвоить
Если сделать здоровый выбор в пользу прямой коммуникации, то есть шанс прояснить отношения, осознать свои проекции и присвоить. Это приводит к росту и развитию, укрепляет отношения, переводит на более глубокий уровень.
А вот если избегать прямой коммуникации, такой страшной прямой коммуникации («А вдруг отвергнут!», «А вдруг будет хуже!», «А вдруг…»), и пойти к подружке за советом, то шанс прояснить отношения и присвоить проекции сразу же сводится к нулю.
Друзья и близкие не знают, что происходит между клиентом и психотерапевтом. Не знают, что именно сказал ваш терапевт, что он имел в виду и так ли это, или вы услышали нечто искаженное в силу своих проекций. Не знают, почему ваш сосед по группе сидит с таким «злобным лицом» и так ли это вообще.
Возникает треугольник как нездоровая конструкция. Повторяется ситуация дисфункциональной семьи с ее опосредованной коммуникацией и буфером, когда в отношения двоих вовлекается третье лицо: «Иди скажи своему отцу, что ему хватит сидеть на диване, пусть займется делом!»
И тогда вместо смены старого нездорового паттерна новым здоровым происходит подтверждение и укрепление старого. Вместо прямой коммуникации, прояснения отношений и присвоения проекций вновь прокручивается формирование треугольника, использование буфера, искажение реальности и подтверждение проекций… Вместо роста и развития – тупик, беготня по замкнутому кругу.
2. Психотерапия может прерваться, если не пройти все ее этапы
Негативный перенос – важная часть терапии. Если вы хотите, чтобы психотерапия была эффективна, необходимо пройти все ее этапы.
Этапы психотерапии:
- позитивный перенос,
- негативный перенос,
- сотрудничество.
«Сотрудничество» начинается только после этапа негативного переноса. Клиент должен про это знать: у него могут быть и негативные проекции в адрес терапевта.
Возможно, клиент не готов к негативному переносу, углублению, но тогда негативные проекции направятся на другой объект.
Бывает и так, что сам терапевт не готов… к негативному переносу. Конечно, такого быть не должно, это говорит о необходимости супервизии и личной терапии для самого терапевта.
Терапия, не допускающая негативные проекции, перестает быть терапией.
А в ситуации, когда клиент обсуждает происходящее в индивидуальной или групповой терапии с третьими лицами, добавляется динамика этого третьего лица. Возможно, это будет слияние с клиентом и поддержка его негативных проекций.
Вспомним пример, в котором клиенту кажется, что его сосед по группе все время сидит со «злобным лицом». В случае слияния друг примет на веру то, что это так и есть. И они вместе начнут обсуждать, какой это плохой сосед, какой он злобный и агрессивный и т. д.
В проекциях путаются факт и интерпретация. Сосед может сидеть с напряженным лицом, это факт. А вот то, что лицо «злобное» и сам он «злой человек» – негативные интерпретации.
В действительности за этим фактом могут стоять разные причины: например, сосед сдерживается, чтобы не заплакать, или у него жмут ботинки.
Нарциссические проблемы характера аналитика
Все вопросы, связанные с желанием признания, становятся более актуальными, когда в нашей самости присутствуют нереализованные и неразрешенные нарциссические проблемы. У нас могут возникнуть сложности, связанные с одиночеством, или с эксгибиционистской потребностью продемонстрировать другим свой ум, или с желанием разделить вуайеристское удовольствие от того, что мы видим или слышим от своих пациентов. Как писал Фрейд относительно проблемы признания и нарциссизма: «Встречаются пациенты, которые хотят сохранять свое лечение в тайне, зачастую потому, что сохраняли в тайне свой невроз; этому я не вижу препятствий. И разумеется, здесь не следует принимать в расчет то соображение, что в результате мир ничего не узнает о некоторых наиболее успешных случаях лечения. Очевидно, что решение пациента в пользу сохранения тайны уже раскрывает некую черту его тайной истории». Мы должны смириться с тем, что иногда мир может так ничего и не узнать о нашей «замечательной» работе. Потребность найти поддержку, отдачу, выразить гордость своей хорошей работой могут стать факторами, приводящими к нецелесообразному распространению информации о пациентах, и особенно это касается проходящих обучение аналитиков. Поэтому энтузиазм новичка может на практике возмущать ту внутреннюю психологическую атмосферу и нарциссический баланс, что необходимы для успешного следования основополагающим правилам лечения. Решение нарушить императив сохранения конфиденциальности, то есть решение аналитика пренебречь тайной, если перефразировать Фрейда, раскрывает некую «черту тайной истории аналитика».
Этические принципы психолога. Этические принципы работы психолога
Психолог – специалист, который в своей работе изучает вопросы психологического состояния человека, процессы его адаптации к окружающей среде и особенности поведенческих реакций. Клиенты доверяют психологу свои самые сокровенные тайны, а во время консультаций обсуждаются деликатные вопросы, касающиеся личной жизни.
Это накладывает большую ответственность на психолога. В интересах клиентов, квалифицированный психолог обязан соблюдать этический кодекс специалиста.
Правила работы практикующего психолога
В основу этических принципов работы психолога положены общепринятые нормы морали и этики. Настоящий профессионал в области психологии никогда не нарушит принципы этического кодекса.
Принцип ненанесения ущерба
Главный постулат медицинской этики «не навреди» особенно актуален и в практической психологии. Специалист должен наладить общение с клиентом таким образом, чтобы в первую очередь не причинить вреда его моральному и физическому здоровью, а также социальному положению в обществе
Для этого важно правильно выбрать методы психоанализа и психотерапии, грамотно выстроить взаимодействие между специалистом и клиентом. Также важно соблюдать правила:. Взаимное уважение – психолог должен строить свою работу на уважении и понимании заказчика
Взаимное уважение – психолог должен строить свою работу на уважении и понимании заказчика
Это особенно важно, если учитывать, что за помощью обычно обращаются люди в тяжелой жизненной ситуации.
Безопасность клиента – не существует общего метода психологической диагностики и коррекции. Однако выбирая методику работы, психолог должен руководствоваться в первую очередь безопасностью для клиента.
Принцип компетентности
Специалист должен браться только за ту работу, для выполнения которой у него имеются профессиональные знания и навыки. На первой же консультации клиента, он должен предупредить его о реальных возможностях современной психологии и не обещать невозможного. Профессиональное общение психолога с клиентом формируется исключительно на взаимном доверии и симпатии. Если специалисту не удается установить контакт, необходимо признать это и порекомендовать человеку другого специалиста, а если это потребуется, в том числе и врача.
Принцип беспристрастности
Профессионал не имеет права формировать предвзятое отношение к клиенту, даже если он не вызывает у него личной симпатии. Объективная оценка психологического состояния человека делается только на основе проведенных тестов и других диагностических методов. Психолог должен применять только методы обработки и интерпретации данных, точность которых подтверждена научными фактами.
Принцип конфиденциальности деятельности
Без получения согласия клиента, психолог не имеет права разглашать любую информацию, полученную в формате консультации. Чтобы избежать утечки и незаконного доступа третьих лиц к конфиденциальной информации, все личные данные клиентов должны храниться без указания идентификационных сведений. Фамилии и имена клиентов в отчетах и протоколах должны быть заменены специальным кодом, состоящим из набора цифр и символов.
Проблемы профессиональной этики в психологии все чаще компрометируют всю сферу психологической помощи
В связи с этим очень важно ответственно подходить к выбору специалиста для личной консультации
Этические принципы практического психолога. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России
Общие положения
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвекцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.
Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
Основные этические принципы деятельности психолога
Этические принципы призваны обеспечить:
- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
- защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
- сохранение доверия между психологом и клиентом;
- укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
Основными этическими принципами являются:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридической правомочности.
5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.
Значение принципов успешного общения
Принципы успешного общения служат залогом успешных переговоров, лежат в основе позитивного общения не только с друзьями и родственниками, но и с коллегами, сотрудниками, работниками и работодателем, а также с иными категориями лиц
Именно поэтому важно знать и соблюдать правила эффективного общения с людьми. Когда субъекты придерживаются принципов успешного общения, то их беседа является интересной и продолжительной
Замечание 1
Успешность общения зависит от психологической модели общения и воздействия на людей. Однако учёные выделяют ряд принципов, которые способствуют построению успешных межличностных отношений. Знание и выполнение данных правил является основой существования современного человека.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Принципы успешного общения 450 руб.
- Реферат Принципы успешного общения 260 руб.
- Контрольная работа Принципы успешного общения 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Конфиденциальность данных и свобода личности
Чтобы ярче представить себе, к чему может привести нарушение секретности приватной жизни человека, перечитаем книгу Дж. Оруэлла «1984». Самыми крылатыми словами из этой антиутопии стала фраза-предостережение: «Старший Брат следит за тобой!».
Она лучше всего передает состояние общества, где тотальная слежка всех за всеми стала нормой жизни. Людей убедили в том, что секретность – это зло, что человеку нечего скрывать, если он не делает ничего дурного.
Даже телевизор в мире Оруэлла приобрел функцию видеокамеры, которая призвана следить за своим хозяином и которую нельзя отключать ни на минуту. Безобидный бытовой прибор в мире тоталитаризма из источника информации превратился в ее поглотителя, монстра-доносчика.
Да, Оруэлл довел до абсурдного завершения идею пренебрежения приватной жизнью человека. Но если кто-то думает, что все описанное им не более чем фантастика, то ошибается.
Несколько лет назад в прессе поднялась шумиха из-за одного из последних ноу-хау – Smart-TV. Особенность таких телевизоров в том, что они «слышат» и «понимают» человеческий голос. Владелец «умного» девайса может управлять им без пульта – просто давая ему голосовые команды.
Однако никто не может быть уверенным в том, что «интеллектуальный» телеприемник не передает все, что говорят при нем, третьей стороне. Эту проблему и обсуждали сразу десяток изданий.
Их авторы настаивали на том, что конфиденциальность данных — это важнейшее условие свободы каждого из нас. И сегодня приватность информации остро нуждается в комплексе мер по регулированию и охране.
Этика консультанта. 16 Личность эффективного консультанта. Проф. Этика.
эффективность
консультанта определяется свойствами
личности, профессиональными знаниями
и специальными навыками. Каждый из этих
факторов обеспечивает качественный
консультативный контакт, который и
является стержнем психологического
консультирования. Знание можно
получить из книг или лекций, навыки
приобретаются в процессе работы, но
их ценность ограничена без совершенствования
личности психотерапевта.
B
1964 г. Комитет по надзору и подготовке
консультантов США установил следующие
шесть качеств личности, необходимых
консультанту
— доверие к людям;
— уважение ценностей
другой личности;
— проницательность;
— отсутствие
предубеждений;
— самопонимание;
— сознание
профессионального долга.
Wolberg
(1954) акцентирует такие особенности:
чуткость, объективность (неотождествление
себя с клиентами), гибкость, эмпатию и
отсутствие собственных серьезных
проблем. К особо
вредным для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность
и зависимость, замкнутость, склонность
использовать клиентов для удовлетворения
своих потребностей, неумение быть
терпимым к различным побуждениям
клиентов, невротическую установку в
отношении денег.)
м оделиличности эффективного консультанта.
Как правильно общаться с людьми — экспресс анализ типичных ошибок и проблем в общении
Не всегда получается наладить или продолжить общение в нужном русле. Бывает человек «соскальзывает», или между вами «глухая стена», или вы просто за счет разности ритмов\интересов не стыкуетесь. Мелкие «фишки» или «приемы» общения, безусловно простимулируют течение разговора и на этой эмоциональной волне куда-то да выплывете. Но насколько это естественно, природно и близко вам ?
К сожалению многие люди от страха одиночества всячески подавляют и игнорируют себя, лишь бы быть интересным собеседнику или обязательно навязать свою волю, желания, мысли. С течением времени это забывается и у человека не остается привычки быть искренни, любить себя и видеть другого без пелены воздействия. И вот эти принципы становятся как ушат холодной воды, отрезвляют и побуждают задуматься.
Давайте еще раз пройдемся по краеугольным проблемам общения:
Самостоятельность — один из участников разговора «вешается», «проваливается» в собеседника. Отдавая свою энергию и инициативу. Проблема «сильного» в том, что ему вне рамок подпитаться слабым и отдающим, такой разговор не интересен.
Конфликт — один из собеседников постоянно лезет на рожон, и ему в этом потакают. Также кто-то из участников может неосознанно проживать сценарий старого конфликта, и на другого будут сыпаться все претензии и обиды.
Комфорт — неумение говорить из своего комфорта создает некую дистанцию и отстраненность собеседников. В разговоре точкой опоры и «ведущим» становится более комфортный и расслабленный участник.
Выражение эмоций и чувств — зажатость и скованность мешает говорить что хочется. Поэтому для выражения себя используются неестественные роли и маски. Также подавленные чувства мешают слышать другого человека. Люди общаются сталкиваясь скорлупами и открытого разговора не получается.
Уважение, забота, любовь — игнорирование другого человека ставит под сомнение целесообразность общения. Излишнее проявление заботы также настораживает и расслабляет человека до уровня хамства и потребительства. Если вы принимаете другого таким как он есть , то есть любым, то почему бы ему не вести себя только в своих интересах ?
Интерес — отсутствие интереса к другому человеку говорит или о вашей усталости или необходимости прекратить общение на сейчас. Без интереса нет смысла в общении.
Искренность, открытость — будучи закрытыми нам сложно расслабиться и включиться в общение целиком. Искренность помогает оздоровить разговор живой порцией интереса. Обиды, гнев, злость наоборот перекрывают кислород общения.
Принятие — другой человек всегда в чем-то отличен от нас. Как мы относимся к этой разности. Можем ли воспринять эту разность ?
Взаимодополнение — как разность другого человека может усилить вас. Вы готовы доверить другому человеку какую-то функцию в своей жизни или научиться этому и собеседника.
Сочетаемость — есть не стыкуемые с вами люди, глубинно. Готовы ли вы это принять и просто идти дальше. Есть ли желание искать «своих» людей ?
Тишина — что мешает приятно помолчать, почему всегда «надо» что-то говорить ? Вы же не на радио, в прямом эфире. Паузы заполняются ценой собственного комфорта, искренности, самодостаточности.
Реализация, текущие задачи — непонимание своих целей общения создает неудовлетворенность и не позволяет подобрать адекватные инструменты общения и свою позицию. Почувствуйте, вам хочется внимания и просто поговорить, самоутвердиться и поспорить, узнать человека ближе и т.д.
Где нужна конфиденциальность информации
Любая сфера деятельности требует сохранения в тайне определенного объема информации. Примером может послужить коммерческое предприятие. Его работники не имеют права разглашать сведения о технологии производства, организационной структуре и прочих моментах, что закрепляется в соответствующих пунктах трудового договора. Нарушение данного правила грозит штрафом или увольнением.
Наверное, все слышали такое словосочетание, как государственная тайна. Это целый ряд сведений, которые находятся под защитой властных институтов и правоохранительных органов. Речь идет о научной, военной, политической, разведывательной и прочих видах деятельности. Предавая данные факты огласке, индивид не только может нанести государству экономический ущерб, но еще и поставить под угрозу его безопасность. За подобные правонарушения предусматривается серьезная ответственность.
В медицинских и прочих заведениях подобного рода также необходимо соблюдать конфиденциальность. Персонал не имеет права разглашать информацию о клиентах. Это же касается и аудиторских фирм. В противном случае потерпевшая сторона может инициировать судебное разбирательство.
Источник
Что такое конфиденциальность
Понятие конфиденциальность означает обеспечение тайны в интересах того, кто раскрывает информацию. Слово конфиденциальность произошло от английского confidence, означающего доверие. Благодаря принципу конфиденциальности клиент может не беспокоиться и доверять своему психологу, так как каждый профессионал работает, соблюдая этот принцип, не раскрывая никакой полученной личной информации о клиенте.
Любую полученную информацию психолог может использовать только в научных целях, без упоминания личности клиента и в случае, если это не повредит ему. Это относится и к любой информации, которая может помочь идентифицировать личность клиента. В психологических экспериментах испытуемый должен заранее быть уведомлен, какая именно информация будет использоваться, и быть согласным с ее обработкой.
Результаты исследований обнародуются без раскрытия личностей испытуемых – вместо имен используются коды. Но чаще даже результаты носят общий характер и не упоминают испытуемых вовсе. И здесь возникает важный вопрос надежного хранения полученных данных, поскольку даже без прямого разглашения информации психологом может произойти неконтролируемая утечка или воровство информации с носителей, также это актуально, если она передается через сеть интернет. Наглядный пример такой утечки и ее катастрофических результатов можно увидеть в сериале «Миллиарды», где психолог записывает диалог с пациентом на консультации в текстовый документ, который потом читает ее муж, зная пароль от компьютера.
К сожалению, сегодня не все психологи могут обеспечить полную безопасность информации, сохранность от утечки и воровства, ведь это требует не только внимания, но и специальных знаний об информационной безопасности или услуг специалистов, на что мало кто обращает внимание и может проверить. Исполнение принципа конфиденциальности психологом на практике часто ограничивается только неразглашением информации напрямую
Сноски
Lear, Jonathan, «Confidentiality as a Virtue,» in Confidentiality: Ethical Perspectives and Clinical Dilemmas, edited by Charles Levin, Allannah Furlong, and Mary Kay O’Neil (Hillsdale, NJ, and London: The Analytic Press, 2003), p. 4
Furlong, Allannah, «The Why of Sharing and Not the What: Confidentiality and Analytic Purpose, in Confidentiality, op. cit. P. 46
Lynn, D. and Vaillant, G., «Anonymity, Neutrality, and Confidentiality in the Actual Methods of Sigmund Freud: A Review of 43 Cases, 1907-1939, American Jl. Psychiatry, 155:163-171 (1998)
Kris, Anton, «Freud’s Treatment of a Narcissistic Patient,» Int’l J. Psychoanalysis, 75:661
Tomlinson, Craig, «The Early History of the Concept of Confidentiality in Psychoanalysis,» in Confidentiality, op. cit., p. 145
Freud, Sigmund, «Observations on Transference Love,» Standard Edition XII, p. 164-5
Freud, Sigmund, «Lines of Advance in Psycho-analytic Therapy,» (SE XVII) p. 162, 1919
Ibid., p. 164
Loewald, Hans, «The transference neurosis: Comments on the Concept and the Phenomenon,» in Papers on Psychoanalysis, (New Haven and London: Yale U. Press, 1980), pp. 302-314
Modell, Arnold, «Having a Thought of One’s Own,» in Confidentiality, op. cit., p. 34
Modell, Arnold, ibid., p. 37
Freud, Sigmund, On Beginning the Treatment, SE XII, pp. 136-7, 1913
Winnicott, Donald W., «Hate in the Countertransference,» Int’l J. Psychoanalysis 30:69-74
Freud, Sigmund, «Fragment of an Analysis of a Case of Hysteria,» SE VII, pp. 1-122, 1905
Furlong, A., op. cit, p. 46
Ibid. p. 47
Freud, Sigmund, «Fragment of an Analysis of a Case of Hysteria,» SE VII, p. 7, 1905
Freud, ibid., pp. 8-9, 1905
Freud, ibid., p. 8
Deutsch, Felix, «A Footnote to Freud’s ‘Fragment of an Analysis of a Case of Hysteria,'» Psychoanalytic Quarterly 26:159-167, 1957
Aron, Lewis, «Ethical Considerations in the Writing of Psychoanalytic Case Histories,» Psychoanal. Dialogues 10:231-245 (p. 235), 2000
Gabbard, Glen O., «Case histories and Confidentiality,» Int. J. Psycho-Anal., 78:820-821, 1997
Lipton, Edgar L., «The Analyst’s Use of Clinical Data, and Other Issues of Confidentiality,» Jl. Amer. Psychoanalytic Assn., 39:967-985, 1991
Kantrowitz, Judy L., «Writing About Patients: 1. Ways of Protecting Confidentiality and Analysts’ Conflicts Over Choice of Method,» Jl. Amer. Psychoanalytic Assn., 52:69-99, 2004
Kantrowitz, Judy L., «Writing About Patients: 2. Patients’ Reading About Themselves and Their Analysts’ Perceptions of its Effect,» Jl. Amer. Psychoanalytic Assn., 52:101-123, 2004
Furlong, Allannah, «Should We or Shouldn’t We? — Some Aspects of the Confidentiality of Clinical Reporting and Dossier Access,» Int. J. Psycho-Anal, 79:727-739, 1998
Tomlinson, Craig, op. cit., pp. 140-149
Kernberg, Otto, «Institutional Problems of Psychoanalytic Education,» Jl. Amer. Psychoanalytic Assn., 34:799-834, 1986
Kernberg, ibid., p. 814
Goldsmith, Gary N., «Between Certainty and Uncertainty — Observations on Psychoanalysis in Russia,» Jl. of Analytical Psychology, 47:203-224, 2002
Tomlinson, Craig, op. cit. p. 148
Модели процесса психологического консультирования.
1.
Эклектическая модель
(Б.Е.Джилланд и сотрудники).
Является
системной моделью. Она охватывает 6
стадий, отражает универсальные черты
психологического консультирования или
психотерапии любой ориентации.
1.
Исследование проблем. На этой стадии
консультант устанавливает контакт
(раппорт) с клиентом и достигает обоюдного
доверия. Необходимо выслушать клиента,
говорящего о своих трудностях, и проявить
максимальную искренность, эмпатию,
заботу, не прибегая к оценкам и
манипулированию. Следует поощрять
клиента к углубленному рассмотрениювозникших у него проблем и фиксировать
его чувства, содержание высказываний,
невербальное поведение.
2.
Двумерное определение проблем. На этой
стадии консультант стремится точно
охарактеризовать проблемы клиента,
устанавливая как эмоциональные, так и
когнитивные их аспекты. Уточнение
проблем ведется до тех пор, пока клиент
и консультант не достигнут одинакового
понимания; проблемы определяются
конкретными понятиями. Точное определение
проблем позволяет понять их причины, а
иногда указывает и на способы разрешения.
Если при определении проблем возникают
трудности, неясности, то надо вернуться
к стадии исследования.
3.
Идентификация альтернатив. На этой
стадии выясняются и открыто обсуждаются
возможные альтернативы решения проблем.
Пользуясь открытыми вопросами, консультант
побуждает клиента назвать все возможные
варианты, которые тот считает подходящими
и реальными, помогает выдвинуть
дополнительные альтернативы, однако
не навязывает своих решений. Во время
беседы можно составить письменный
список вариантов, чтобы было их легче
сравнивать.
4.
Планирование. На этой стадии осуществляется
критическая оценка выбранных альтернатив
решения. Консультант помогает клиенту
разобраться, какие альтернативы подходят
и являются реалистичными с точки зрения
предыдущего опыта и настоящей готовности
измениться. Составление плана реалистичного
решения проблем должно также помочь
клиенту понять, что не все проблемы
разрешимы. Некоторые проблемы требуют
слишком долгого времени; другие могут
быть решены частично посредством
уменьшения их деструктивного,
дезорганизующего воздействия. Следует
предусмотреть, какими средствами и
способами клиент проверит реалистичность
выбранного решения (ролевые игры,
«репетиция» действий и др.).
5.
Деятельность. На этой стадии происходит
последовательная реализация плана
решения проблем. Консультант помогает
клиенту строить деятельность с учетом
обстоятельств, времени, эмоциональных
затрат, а также с пониманием возможности
неудачи в достижении целей. Клиент
должен усвоить, что частичная неудача
— еще не катастрофа и следует продолжать
реализовывать план решения проблемы,
связывая все действия с конечной целью.
6.
Оценка и обратная связь. На этой стадии
клиент вместе с консультантом оценивает
уровень достижения цели (степень
разрешения проблемы) и обобщает
достигнутые результаты. В случае
надобности возможно уточнение плана
решения. При возникновении новых или
глубоко скрытых проблем необходим
возврат к предыдущим стадиям.