6 признаков того, что вы готовы измениться
Перед тем, как начать самосовершенствование, необходимо понять, готовы ли вы к этому сейчас. Если вы к этому морально не готовы, то все ваши старания будут использованы впустую и вероятнее всего, вы просто остановитесь на каком-то этапе. Сейчас, вы узнаете семь явных признаков того, что вы намерены изменить свою жизнь:
- Осознание внутреннего дискомфорта – вы самостоятельно! осознаете, что некоторые ваши персональные убеждения не работают, а вероятно даже терпят полный крах во время проверки на прочность. Это яркий пример осознания своей неправоты, что в дальнейшем будет необходимо для прохождения всех этапов профессионального и личностного развития.
- Обнаружения зерна собственного дискомфорта. «Что не так?», «Что я делаю неправильно?», «Ошибся ли я?» — чаще всего именно эти вопросы сопутствуют нашим поискам проблемы. Именно они помогают нам осознать, что пора двигаться дальше, не останавливаясь на достигнутом.
- Виноват во всем я – возложения ответственности за ошибки на самого себя – яркий признак зрелости личности, полная ее готовность к формированию новых аспектов своей личности.
- Поиск ответа на вопрос «Что делать?» — задаваясь этим вопросом, вы уже автоматически начинаете личностный и профессиональный роста, ведь уже находитесь в поиске пути решения возникшей проблемы, а не пускаете все на самотек.
- Активное действие – поиск источников информации, как например чтение необходимой литературы либо же посещения тренингов – в комплексе, все это дает очень положительный результат, ведь в таком случае вы уже осознаете, что хотите изменить, а также определить, готовы ли вы сделать шаг в неизвестность.
- Доведение действий до автоматизма — вы применяете новую модель поведения на себя, стараясь частично либо же полностью заменить старую. Вы открыты ко всему новому, поэтому не боитесь экспериментировать (в рамках разумного, конечно). Не забывайте, здесь необходима строгая дисциплина собственных действий. Без нее все ваши потуги и движения станут просто хаотичным набором не связанных между собой дел. И коэффициент их полезности будет равен нулю.
Психология личностного роста
Современная психология может дать множество определений личностному развитию. Однако, как бы это ни называлось (рост, выход на новый уровень, прокачка и т. д.), суть у таких изменений одна. Саморазвитие — это ощутимая и наглядная трансформация человека, повышение его потенциала, раскрытие внутренних ресурсов.
Можно даже не знать, какой путь был проделан, но метаморфозы, которые происходят с человеком, всегда видны невооруженным глазом. Личностное развитие позволяет стать полноценным хозяином собственной жизни, оно открывает новые грани личности, в буквальном смысле обогащает внутренний мир. Основными характеристиками данного процесса изменений можно назвать его направленность, активность и масштабность.
Рекомендуем
«Личный бренд: как создать и прокачать » Подробнее Тема личностного роста часто раскрывается в литературных произведениях. К примеру, известный русский психолог В. Л. Леви в книге «Куда жить. Человек в цепях свободы» говорил об этом следующее: «Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: интересов — а с тем и стимулов жить, смыслового наполнения жизни; возможности анализировать — отличать одно от другого; возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений; понимания людей (себя в том числе) — а с тем и возможности прощать; внутренней свободы и независимости — ответственности, взятой на себя добровольно; любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно».
Чтобы окончательно понять, что означает саморазвитие, достаточно проанализировать курсы личностного роста и деловые тренинги, столь популярные на сегодняшний день. Последние направлены на приобретение знаний и навыков, необходимых для развития бизнеса. То есть участники получают и внедряют идеи, позволяющие вывести собственное дело на новый уровень, но их личность при этом никак не меняется. На бизнес-тренинге человек узнает, как повысить уровень продаж, как правильно презентовать продукт, как оптимизировать процессы внутри компании и пр. Но вряд ли эти знания заставляют задуматься о собственных ценностях, смысле жизни, взаимоотношениях и т. д. Подобные мероприятия прокачивают профессиональное мастерство, но никак не касаются вопросов личностного роста.
Курсы по саморазвитию существенно отличаются от бизнес-обучения. Прежде всего, тренинги роста направлены на трансформацию личности человека. В рамках данных мероприятий идет проработка проблем, страхов, убеждений и взглядов участников. Причем формат таких встреч может быть достаточно разнообразным. Но в конечном итоге тренинги личностного роста позволяют избавиться от существующих комплексов, психологических травм, обид и душевных терзаний.
Курсы личностного развития акцентируют внимание на задачах и возможностях, а не на проблемах. К примеру, вместо того чтобы переживать из-за какой-то ситуации, обдумайте варианты ее разрешения
Если вы боитесь, перестаньте придумывать отмазки и оправдания — возьмите ответственность за свою жизнь и найдите собственную мотивацию для новых свершений. Недоверчивым интровертам необходимо научиться видеть в людях хорошее и перестать отгораживаться от них. Тем, кто хочет прожить яркую и наполненную жизнь, не нужно стараться порвать шаблоны — достаточно творчески подходить к решению ежедневных задач.
Как видите, личностный и профессиональный рост существенно различаются. На тренинги по саморазвитию приходят люди с совершенно разными запросами. Но в процессе работы над собой приходит осознание или переосмысление собственных жизненных взглядов, ценностей, смыслов.
Рекомендуемые статьи по данной теме:
- Хобби как бизнес: +30 идей для запуска
- Пример предложения о сотрудничестве: просто следуйте инструкциям!
- Ключевые факторы успеха: будем умнее, чем Буратино
В отличие от бизнес-тренингов, где все можно измерить цифрами, процентами и показателями, курсы личностного роста субъективны
Результаты саморазвития зависят от того, кто их оценивает, как понимаются происходящие изменения, на чем акцентируется внимание. Причем данные критерии неодинаково воспринимаются у существующих школ и течений, людей разного пола, темперамента, психотипа и т
д. К примеру, личностный рост мужчины подразумевает достижение целей, которые можно наглядно оценить и измерить. А саморазвитие прекрасной половины человечества довольно нематериально. Невозможно вычислить, насколько изменилась женщина. Однако происходящие метаморфозы всегда видны как ей самой, так и окружению.
Теории развития личности в психологии
Классический психоанализ, или фрейдизм – самая известная теория развития личности в психологии. В основу своей теории Зигмунд Фрейд положил постоянное развивающееся взаимодействие между инстинктами и влечениями (с одной стороны) и мотивами, сознанием, морально-этическими нормами (с другой). От этого взаимодействия зависят реакции и поведение индивида, при этом основную роль играет бессознательное.
Психоаналитическая теория.
Карл Юнг изначально работал вместе с Зигмундом Фрейдом, однако в дальнейшем разработал собственную теорию развития личности в психологии – аналитическую психологию. Юнг выделял три составные части личности: индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное и сознание.
Юнг ввел в психологию личности понятия экстраверсии и интроверсии, а также четыре психических процесса: мышление, чувствование, интуицию, ощущение.
Индивидуальная теория.
Теорию индивидуального развития личности впервые ввел в психологию австриец еврейского происхождения Альфред Адлер. В основе его теории лежат целостность, уникальность, неповторимость личности. Поступки и поведение индивида зависят не от врожденных инстинктов, а от единства с окружающими. Развитие личности согласно теории Адлера происходит за счет:
-
чувства неполноценности и компенсации;
-
стремления к превосходству;
-
стиля жизни;
-
учета творческого «Я»;
-
общественного интереса;
-
фиктивного финализма.
Поведенческая теория.
Поведенческая теория развития личности в психологии включает в себя два основных направления: рефлекторное и социальное. Основоположником первого является последователь классического бихевиоризма Б. Скиннер. Социальную теорию разработали американцы А. Бандура и Дж. Роттер. Оба направления основываются на том, что человек развивается в соответствии с окружающей средой, генетическое и психическое наследование значения не имеют. Развитие личности зависит от получаемых знаний, умений, опыта. Психологические характеристики состоят из обобщенных поведенческих рефлексов и социальных навыков.
Читать ›
Гуманистическая теория.
Гуманистическая теория развития личности в психологии состоит из двух основных направлений:
-
Сторонники клиентцентрического направления полагают, что человек развивается благодаря врожденному стремлению к самоактуализации и контролю собственного развития, т. е. по своей природе человек – активный, самореализующийся субъект.
-
По мнению сторонников мотивационного направления развития личности, человек – это «существо желающее». Он постоянно испытывает те или иные потребности, которые никогда не бывают удовлетворены в полном объеме: как только достигается желаемое, возникает новое стремление, которое также нуждается в удовлетворении. У индивида редко полностью отсутствуют желания и потребности, это единичные быстропроходящие случаи.
Когнитивная теория.
Основоположник когнитивной теории развития личности в психологии – американец Джордж Александр Келли – полагал, что человек развивается в соответствии со своим социальным окружением, его поведение зависит от особенностей познавательных процессов личности (восприятия, представления, памяти, речи, мышления).
Условия развития личности
Условия — это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия развития личности — внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание.
Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации). Этапы и закономерности условий развития личности по каждому направлению экспериментально исследуются в соответствующих науках: биологических, психологических и социальных. В учебно-воспитательном процессе все три направления слиты в единую систему многостороннего развития учащихся, которое опосредовано влиянием среды, возможностями ребенка и целенаправленной деятельностью взрослых.
В педагогике (как науке о закономерностях социального наследования культурных ценностей от поколения к поколению) используются данные биологического развития для научной организации труда учителей и учащихся; разрабатываются теоретические модели обучения и воспитания на базе закономерностей психического развития учащихся, устанавливаются содержание, пути и средства социализации учащихся — присвоения ими опыта поведения в обществе, культурных ценностей и нравственных норм.
Биологическое развитие организма, частично влияющее на условия развития личности, учащегося принято называть специальным термином «созревание», в ходе которого преобразуются анатомические структуры и физиологические процессы (нервная, эндокринная, дыхательная, пищеварительная и другие системы). Согласно современным исследованиям биологическое созревание организма завершается к 25-ти годам, но некоторые физиологические процессы в головном мозге (связанные с мышлением, познанием нового, творчеством) развиваются всю жизнь.
Биологические системы организма развиваются неравномерно, что влияет на условия развития личности человека; это накладывает определенные ограничения на занятия физкультурой, режим, гигиену и питание. Биологическое развитие и состояние организма оказывают существенное влияние на другие направления развития и в определенной мере детерминируют организацию учебно-воспитательного процесса и социализацию личности. Наиболее значимыми в этом влиянии являются два фактора: состояние центральной нервной системы (ЦЫС) и наследственность.
Не наследуются генетически социальные качества личности: речь, нравственность, трудолюбие, дисциплинированность, абстрактно-символьные теоретические знания, умения, навыки, и др. Они формируются прижизненно в процессе образования в семье и школе, трудовом коллективе, неформальных объединениях. Для их описания используют понятие социального наследования, которое не имеет никакого отношения к биологической наследственности и означает прижизненное освоение духовных ценностей и норм поведения. Условия развития личности зависят от многих факторов, которые выявляются в процессе самой жизни человека.
Личностное развитие
Те люди, которые занимаются личностным ростом, иногда сталкиваются со следующей ситуацией – НЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ. В наш 21 первый век личностное развитие стал видом бизнеса. В интернете и в реальной жизни, сейчас полно так называемых коучей, которые за конкретную сумму денег готовы помочь Вам решить ряд некоторых проблем. И многие люди, после прохождения живых тренингов по личностному росту задаются следующим вопросом: «Почему у меня нет результатов?». Ну понятно что после прохождения тренинга человек воодушевлен, он восклицает себе лично: «Теперь моя жизнь точно изменится!», но проходят месяца, а все как было, так и осталось. Некоторые люди даже повторно приходят на те же тренинги и проходят их заново, но в дальнейшем снова ничего не меняется. Это как фильм «Секрет» смотреть по двести раз и надеется на чудо.
И потом многие начинают думать, что личностный рост – это развод, лохотрон и полная фигня. А для чего нужен личностный рост? Зачем им заниматься? В первую очередь, люди, которые занимаются личностным развитием, хотят изменить свои жизни в лучшую сторону. Их не устраивает нынешнее положение, и они идут к коучам, которые якобы помогут им. Другие люди с помощью личностного роста хотят разбогатеть. Я не о коучах, которые наживаются на этом, я о простых людях, которые считают, что личностный рост поможет им стать богатыми и успешными. Личностное развитие может помочь людям добиться всего, чего они захотят. Вот только статистика всегда против людей
Например, после прохождения тренингов, неважно по какой тематике, только 2-5% получают реальные результаты. Все остальные остаются ни с чем
Однажды моему знакомому пришло письмо от одной женщины:
«Я всю свою молодость потратила на личностный рост. Сейчас мне 51 год я по-прежнему нищая. И теперь меня интересует один вопрос – Как делать деньги?».
Так какой вывод отсюда напрашивается? Понятно, что личностный рост не поможет Вам стать богатыми и успешными людьми. Для того чтобы стать богатым – нужно учиться у богатых людей зарабатыванию денег.
Позитивное мышление, визуализации и аффирмации не помогут Вам делать деньги из воздуха. А личностное развитие в наше время подразумевает именно это. Визуализируй, скандируй аффирмации, думай позитивно и все у тебя будет. Эти мнимые техники всего лишь маленькая деталь в большом механизме.
Если Вам надо избавиться от страха, то личностный рост Вам поможет. Найдите себе наставника, который знает, как преодолевать страх и учитесь у него. У Вас низкая самооценка? Что ж, личностный рост и здесь Вам поможет. Начните либо самостоятельно, либо с наставником работать над своей самооценкой
У Вас проблемы со временем, не умеете планировать свои дела, расставлять задачи по уровням важности? Личностный рост и здесь Вам поможет. Начните обучаться тайм-менеджменту либо сами, либо с наставником
Не клеятся отношения с мужчинами/женщинами? Измените что-то в себе, и противоположный пол потянется к Вам.
Все это и есть личностное развитие. Если у человека чего-то нет, ему надо что-то изменить в себе, или что-то добавить, развить и усовершенствовать. А самое главное в личностном росте – это действие. Подлежащий камень вода не потечет. Люди, которые занимаются личностным развитием, всегда надеются на то, что ВСЕ САМО ПРИДЕТ. Бизнесмены и предприниматели делают все наоборот. Они много действуют и считают, что личностный рост – полная фигня. Так не годится. Нужна золотая середина.
Главная задача личностного роста – заставить человека поверить в себя, в свои силы и в то, что он достоин лучшей жизни. Если человек верит в себя – он действует, преодолевая страхи, сомнения и даже неудачи.
Проблема людей после прохождения тренингов по личностному развитию заключается в том, что они сначала загораются, то есть люди начинают действовать и очень много действовать, а потом гаснут после того, как не видят видимых результатов. Потом человек приходит на другой тренинг к другому человеку и все повторяется вновь.
Чтобы такого избежать, Вам нужно найти практика. Настоящему практику всегда есть что показать и рассказать. Практик принесет Вам те результаты, которые Вы хотите иметь. Вы же не будете учиться водить машину у Вовочки, который только недавно слез с четырехколесного велосипеда? Найдите себе наставника в той области, в которой Вы хотите преуспеть и в которой преуспел лично он. Тогда вопроса: «Почему у меня нет результатов???» не будет.
Ну что ж!!! В этой статье я рассказал Вам, что такое личностный рост или личностное развитие, для чего он нужен, почему нет результатов после прохождения тренингов по личностному росту и, что нужно делать, чтобы такого не было. Успехов Вам во всем – мои дорогие читатели.
Индивид (и индивидуальность)
Данный термин имеет особое значение в таких научных дисциплинах как обществознание и правоведение. Индивид – это единичный и вполне конкретный представитель человеческого рода. Подразумевается, что у каждого индивида есть уникальный набор антропологических и психологических особенностей, однако они выносятся за скобки.
С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений, носитель прав и обязанностей, рассматриваемый как юридическая абстракция. Его внешность, характер, жизненный опыт, состояние здоровья, личностные качества и прочие особенности не имеют значения. Значимым свойством является его правоспособность.
В обществознании под индивидом подразумевается человек как некая статистическая единица общества, обладающая определённым социальным статусом и положением, занимающаяся какой-то деятельностью. По сути, индивид – это «техническая характеристика» человека, некий «идентификатор», делающий его уникальным. Статус «индивида» ребёнок получает сразу после рождения (хотя это спорный вопрос, и многие авторы считают, что индивидом можно считать плод в утробе матери уже на втором месяце беременности, поскольку к этому времени у него формируется нервная система).
С точки зрения психологии, каждый индивид обладает индивидуальностью – особым набором свойств и особенностей, которые определяют его уникальность и неповторимость. При этом не следует путать понятия «индивид» и «индивидуальность». Индивидом называют человека, а индивидуальность – это его уникальная характеристика. Она определяет такие особенности как предпочтения, интересы, поведение и прочее.
Таким образом, человек рождается индивидом, но индивидуальности пока не имеет. Она формируется по мере взросления под влиянием среды, в которой он растёт и социализируется. По сути, формирование индивидуальности и личности происходит параллельно, но эти понятия также не следует путать.
Я – это то, что я делаю
Если вы знаете, чем вам нравится заниматься – это прекрасно! В таком случае нужно лишь поработать с дисциплиной и научиться регулярно выделять время для личностного роста.
Не пугайтесь, если это дело покажется странным для всех и им никто не занимается. Оглянитесь вокруг: кто-то снимает видео о своей жизни, потому что им это нравится. В итоге эти видеоблогеры уже выступают на радио, дают интервью и даже снимаются в кино. Совет, который они дают новичкам:
«Мы продвинулись только потому, что мы не играем. Это наша жизнь. Нам это нравится: снимать и хвастаться.»
Или вы сидите в офисе и от нечего делать рисуете шаржи начальников. Если это вам приносит удовольствие – развивайтесь в данном направлении, находите тусовки единомышленников и получайте позитивные эмоции от общения с ними.
Эмоциональность
Как мы отметили выше, личностные особенности — это целый комплекс характеристик, включающих в себя и эмоции. Люди привыкли разделять эмоции на хорошие и плохие. Но в психологии понятий таких не существует. Есть положительные эмоции и условно отрицательные.
К положительным относят радость, уверенность, нежность, любовь. Условно отрицательные эмоции — это гнев, тоска, тревога, отчаяние. Существуют еще и нейтральные эмоции, к ним относят изумление, любопытство и безразличие.
Чем хороши эмоции? Тем, что поддаются удалению и корректировке. Характер, как говорится, не лечится. И темперамент человека изменить невозможно, равно как и эмоции, связанные с ним. Но приобретенные эмоции вследствие мировоззрения и воспитания можно откорректировать.
Процесс саморазвития
Саморазвитие представляет собой самостоятельный процесс, который всегда осуществляется в каждом человеке. Оно делает возможным формирование адекватной самооценки субъекта, которая позволяет принимать верные решения в случае столкновения с определенной жизненной преградой. Процесс саморазвития – это анализ самого себя, создание новых стратегий для достижения индивидуальных целей и выполнение всех требований, нужных для их воплощения в жизнь.
Саморазвитие и личностный рост неразрывно связаны между собою, представляя главный смысл жизни каждого индивидуума. Только благодаря этим двум процессам, человек совершает некоторое развитие, переходит на новый виток. Если они не осуществляются по каким-либо причинам, происходит обратный процесс, именуемый деградацией.
По сути, самопознание и саморазвитие осуществляется индивидуумом на протяжении всей его жизни с момента формирования понятия личного «Я». По мере протекания этих двух процессов. С личностью происходят некоторые изменения, которые заключаются в расширении его кругозора, мышления, навыков. Постепенно формируется понимание, что саморазвитие представляет собой бесконечный уникальный процесс, который не только позволяет видеть мир и происходящее в нем целиком, а не в частности. Он делает жизнь интересней и насыщенней.
Помощники в саморазвитии – мобильные приложения
Удобные мобильные приложения в телефоне помогают легче и лучше отслеживать изменения, которые вы хотите получить в своей программе личностного роста, и помогают вам развивать отдельные навыки. Скачать и установить их можно в AppStore и Google Play.
Мобильные приложения для саморазвития:
- IQ pro — тесты на уровень IQ
- Lumosity — улучшения мыслительных способностей
- Unstuck — заменяет поход к психологу
- Momentum – the journey — приложение для мотивации
- Daily curiosity — помогает расширить кругозор
- Words — учить английский или немецкий язык в игровой форме
- Blinkist — собраны тысячи кратких изложений книг
- Weekly — программа для того, чтобы приучить себя к определённому действию
- Forest — для тех, кто хочет перестать отвлекаться
- Quest — мотивировать человека выполнять конкретные вещи
- Headspace — погружение в медитативное состояние
- Moodnotes — приложение для тех, у кого внутренние проблемы
- Черная риторика — острые фразы на все случаи жизни
- Скороговорун — помощник в тренировке дикции и выразительности речи
- Язык тела — научит «читать» людей по их движениям
- Основа знаний — сотни увлекательных статей на самые разные темы
- Запоминание чисел. Мнемоника. — простые упражнения для тренировки памяти
- Скорочтение — учимся быстро читать
- Соционика — достоверное описание личности (тесты)
- Слово дня — пополнять словарный запас
Проверьте себя с помощью нашего набора онлайн калькуляторов внешнего вида.
Личность
Личность – это понятие, используемое в первую очередь в психологии. Это субъект, обладающий самосознанием, эмоциональными переживаниями и способностью к познанию. Личность формируется исключительно в процессе социализации, и её основные свойства проявляются во взаимодействии с другими личностями. С точки зрения психологии, одним из ключевых свойств личности является способность играть определённую роль, соответствующую ожиданиям окружающих.
Основными характеристиками личности являются её потенциалы:
- творческий – способность целенаправленно создавать материальные и нематериальные ценности;
- познавательный – способность и стремление учиться;
- коммуникативный – способность взаимодействовать с другими личностями и развиваться за счёт этого взаимодействия, сохраняя при этом собственную идентичность;
- ценностный – система ценностей, идеалов, стремлений и убеждений, приобретаемая личностью в процессе социализации;
- художественный – уровень художественных потребностей личности, проявляющийся как в создании, так и в потреблении произведений искусства.
Основой развития личности считается её способность контролировать свою жизнь, принимать волевые решения и действовать рационально, руководствуясь логикой и здравым смыслом, а не сиюминутными желаниями. Человека, который прекрасно справляется с этим, называют сильной личностью.
Очевидно, что пятилетний ребёнок не может быть сильной личностью. Он ещё не понимает, почему и ради чего он должен отказывать себе в сиюминутных удовольствиях. Кроме того, у него ещё не выработалась ответственность, поскольку он не представляет, насколько тяжелыми могут быть последствия безобидного, на первый взгляд, поступка.
Бывает и так, что вполне взрослый человек не является зрелой личностью. Он подчиняется желаниям и не может подчинить их своей воле. При этом он не обязательно является таким уж повесой. Это может быть порядочный человек с хорошим образованием и работой, личность которого всё ещё находится в стадии формирования.
Становление личности – это весьма длительный процесс, включающий 4 ключевых элемента:
- выбор социальных ролей и связанных с ними функций.
- осознание правил поведения, действующих в обществе.
- умение строить отношения и другие социальные навыки.
- способность принимать решения и отвечать за их последствия.
Человека, являющегося сформировавшейся личностью, легко заметить. Как правило, он является достаточно самостоятельным и не беспокоится о том, что про него подумают, поэтому не особо старается соответствовать ожиданиям окружающих. Но это отнюдь не мешает ему вести себя достойно. Благодаря такому сочетанию окружающие часто выбирают таких личностей в качестве примера для подражания.
Гендерный тренинг
Задача таких тренингов — способствовать развитию человека, связанному с гендерной идентичностью, гендерными ролями, гендерными отношениями и др. Речь идет о содействии полноценному социальному и личностному становлению мужчин и женщин путем исследования различных аспектов собственной женственности и мужественности.
Заметная составляющая такого тренинга — работа с гендерными ролями, а именно:
- раскрытие важных мужских и женских ролей;
- перестройка собственных представлений о мужских и женских ролях;
- принятие собственных ролей, а не отрицание их;
- изменение ролевого поведения, если оно в чем-то не устраивает;
- обогащение ролевого репертуара новыми вариантами женских и мужских ролей.
- освобождение от власти гендерных стереотипов и предрассудков;
- улучшение взаимопонимания и преодоления конфликтов между мужчинами и женщинами в различных сферах жизни;
- содействие положительному решению семейных и супружеских конфликтов.