Фрейдизм
Фрейдизм получил название от основателя этого направления З. Фрейда (1856— 1939).
Среди основных достижений Фрейда – создание первой развернутой теории структуры личности, основанной на древнейшей научно-философской проблеме – наличии в сознании человека противоборствующих начал.
Главный регулятор поведения человека – сознание. Фрейд открыл наличие еще одного пласта в личности, который обладает могущественными желаниями и стремлениями, скрытыми за покровом сознания – бессознательного. Таким образом, он выделил три уровня человеческой психики: бессознательное, предсознательное, сознательное.
В своей практике Фрейд часто встречался с наличием неосознаваемых переживаний и мотивов, которые серьезно отягощают жизнь человека и могут быть причинами его нервно-психических заболеваний.
Фрейд разработал особую концепцию человеческой психики, компонентами (инстанциями) которой являются:
- Оно (Es)
- Я (Ich)
- Сверх-Я (Uber-Ich)
Оно является бессознательным слоем психики, который представляет собой «кипящий котел инстинктов». Инстинкты являются мотивацией человека и представляют собой врожденные состояния возбуждения, которые ищут разрядки. Основными инстинктами является Эрос (инстинкт жизни) и Танатос (инстинкт смерти). Оно находится в конфликте с Я и Сверх-Я.
Я – это область сознательного, в которой происходит восприятие внешнего мира и приспособленность к нему. Я является посредником между Оно и Сверх – Я.
Сверх-Я — высшая инстанция структуры психики человека, отвечающая за восприятие индивидом моральных стандартов и выполняющая роль совести. Деятельность Сверх-Я остаётся бессознательной.
В удовлетворении своих потребностей индивид сталкивается с внешней реальностью, в нём проявляется его Я, стремящееся обуздать бессознательное влечение Оно, и направить его в русло социально одобряемого поведения. Для этого Я обращается за помощью к Сверх-Я.
Отношения Я и Сверх — Я происходят с помощью сублимации – неизбежного компромисса между бессознательными влечениями индивида и действительностью, со свойственными ей общественными нормами и правилами поведения и действия.
В «Толковании сновидений» Фрейд показал, что сны не являются бессмыслицей, а представляют собой искаженное замаскированное осуществление вытесненного желания. Фрейд проводит анализ большого количества сновидений, в том числе и своих собственных. Он трактует сновидения в качестве компромисса между потребностью во сне и бессознательными желаниями, которые стремятся его нарушить. В качестве функции сновидения Фрейд рассматривает оберегание сна и галлюцинаторное исполнение желаний.
Превращение скрытых мыслей человека в явное содержание сновидений – пример перехода одного способа выражения психического материала в другой
Для понимания природы сновидений важно понимать смысл самого сна. Фрейд выдвинул положение о том, что сознательное сновидение представляет собой искаженное замещение бессознательного
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Где применяется психоанализ?
Согласно определению, психоанализ — это процесс, при котором понимание человеком себя и своего «я» проходит через осознание и проработку внутренних конфликтов. Психоанализ работает с «бессознательным» — желаниями, мотивами, конфликтами, влечениями, импульсами. Поступки, действия, реакции и вся жизнь человека в значительной степени связаны с бессознательными. Считается, что психоанализ затрагивает до девяноста процентов психических процессов.
Психоанализ и психотерапия тесно связаны. Методы психоанализа часто применяются при решении конфликтов в отношениях, при преодолении стрессов и кризисных ситуаций.
Психоанализ успешно работает с разными группами людей. Психоаналитики говорят, что часто пациенты на первом сеансе говорят одну и ту же фразу: «Я всё понимаю, но не знаю, что делать. Мне никто не может помочь».
Среди тех, кто проходит психоанализ, большинство — женщины. Это можно связать с их большей инфантильностью и ранимостью женской психики.
Например, психоанализ помогает найти причины и пути самореализации для жён состоятельных людей. Домохозяйки — частые посетители кабинета психоаналитика. Основная их жалоба — «жизнь проходит зря».
Другой типичный тип — это тоже женщина, но другая. Она активная «бизнес-вумен», в жизни ей приходится жёстко конкурировать с мужчиной. Зачастую психоэмоциональное состояние «мужика в юбке» может разрушить не только её собственную психику, но и существенно ухудшить комфорт окружающих. Специалисты говорят, что подобный тип женщины на ментальном уровне «кастрирует» мужчин рядом, а детей делает излишне инфантильными. Главная проблема женщины, тянущей всё на себе, — это утерянная женская идентичность.
Мужская психика устроена таким образом, что поход к психоаналитику многие мужчины считают слабостью. Мужчинам бывает сложно самостоятельно решиться записаться на приём. Статистика показывает, что большинство мужчин на приём приводят женщины. И всё же среди пациентов психоаналитиков лишь треть составляют представители сильной половины. Их возраст от 30 до 50 лет. Треть мужских проблем связаны с проблемами в семье и в отношениях. При этом среди детей на приёме преобладают мальчики, которых тоже приводят мамы.
Одновременно статистика говорит о том, что мужчины, которые не обращаются за помощью, часто становятся жертвами внутренних конфликтов, вовремя нескорректированные переживания перерастают в значительные проблемы в будущем.
Специалисты называют «психологическим мазохизмом» нахождение человека в состоянии постоянного кризисного напряжения и жизни на грани выживания и при этом нежелание обратиться за помощью и вместе со специалистом отыскать корень своих проблем.
В современном обществе сложно сохранять психическое здоровье. Чаще всего к психоаналитикам приходят с тревожными расстройствами, навязчивыми мыслями, депрессиями. Однако и в среде относительно здоровых и успешных людей сформировался определённый запрос. Далеко не все успешные люди могут наслаждаться своими достижениями и успехами. У человека «всё есть», он «всего добился», но счастья нет. И многим бывает сложно в этом признаться.
Представители психоанализа
Психоанализ личности быстро стал популярным направлением. Многие психологи стали развивать это направление, расширяя и преобразуя его.
Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа.
Карл Густав Юнг некоторое время был учеником и поклонником работ Фрейда. Основной причиной, послужившей для разлада между учеными, стало расхождение взглядов на действие сексуальных побуждений. Юнг утверждал, что их роль неважная, как об этом говорил его учитель.
После ссоры с Фрейдом, Юнг стал развивать аналитический психоанализ. Он считал, что бессознательное сформировано памятью предков и влиянием общества. В отличие от Фрейда, он минимизировал роль вытесненных стимулов. В процессе создания теории аналитического психоанализа, им было выделено личное бессознательное и коллективное. Последнее предполагает обширные знания о традициях, ценностях и символах веры народа.
Юнгианский психоанализ дополняет психоанализ Фрейда и расширяет его границы до изучения социума.
- Альфред Адлер, изучая неврозы, выделил идею, что недостатки становятся для человека причиной развития и тревожности. Человек, осознавая свои недостатки, чувствует свою неполноценность. Это формирует в нем постоянное ощущение тревожности за свои умения, способности и возможности. При этом, острая потребность их преодоления позволяет развиваться через поиск новых решений. Из этого возникают социальные интересы и стремления.
- Эрик Берн изучал Я человека. Он определил, что Я может находиться в трех состояниях.
- В состоянии “родитель” определяющая тенденция к необходимым действиям. Слово “надо” становится ведущим и указательным.
- В состоянии “ребенок” главными являются желания. Это состояние беззаботности, хорошего настроения и позитивного взгляда на жизнь.
- “Взрослый” регулирует два предыдущих состояния, своевременно и в зависимости от ситуации.
Для человека все состояния характерны, как данность. Наличие внутри нас “взрослого”, “ребенка” и “родителя” вполне нормально. Ситуация становится проблемной, если одно из состояний возникает не вовремя. Например, в ситуации, требующей принятия ответственности, может включиться “ребенок” с нежеланием это делать.
Основателем неофредизма, получившего развитие в Америке, считается Эрик Фромм. Он полагал, что психоанализу не хватает гуманистической тенденции. По его мнению, на человека влияют тенденции экономики, политики, религии
Поэтому, в рамках неофрейдизма, сначала уделяется внимание пониманию, в какой среде живет клиент и от чего зависят его интересы
Важным постулатом в учении Эрика Фромма является мысль о создании здорового общества. Ученый считал, что через такое общество человек сможет получить полезные связи с природой и окружающими его людьми.
- Карен Хорни в рамках психоанализа разработала основные стратегии, которые человек использует в поведении. По ее мнению, они способствуют решению конфликта между человеческими желаниями и границами дозволенного.
- Направленность на социум. Это стратегия взаимодействия людей. Она применяется людьми с уступчивым типом личности. Таким люди настроены на общение и готовы идти на компромисс.
- Направленность против социума. Стратегия враждебного типа личности. Для них внешний мир выглядит ареной, где идет борьба за лучшее место. Сами они тоже настроены на завоевание лучших позиций.
- Отказ от взаимодействия с социумом. Такая стратегия важна для обособленного типа личности. В их понимании избегание проблем один из вариантов, который помогает избавиться от любых тревожных стимулов.
Эффективность и результаты психоанализа
Опыт многих людей, прошедших психоанализ, показывает, что результатом психоанализа как метода и как практики являются перемены в жизни, которые люди оценивают как положительные.
Психоанализ — это позитивный ресурс для изменений, и большинство людей, которые им воспользовались, уже в процессе психоанализа отмечают, что их взаимоотношения с другими становятся более стабильными и эмоционально наполненными. Они лучше находят выход из различных жизненных ситуаций и внутренних конфликтов. Становятся более успешными в материальном и в социальном плане.
Затраты времени и денег, а также непростые переживания, связанные с прохождением анализа, как правило, всегда окупаются.
Индивидуальная психология А. Адлера
Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр, последователь З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии.
По мнению Адлера, поведение человека определяется не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса, т.е. врожденного потенциала, нацеленного на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей.
А. Адлер был убежден, что психическое развитие личности определяют чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект.Чувство неполноценности — переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. Оно связано с органической и функциональной неполноценностью человека.
Стремление к превосходству или самоутверждению, по мнению Адлера, является единой движущей силой, которая лежит в основе структуры личности и направляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности.
Также он ввел термин «стиль жизни», который означает сложившуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности».
По мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Второе проявляется через чувство общности.Чувство общности (общественный интерес) — чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции.
Социальным механизмом, который помогает преодолеть недостатки и стать более умным и знающим, является компенсация (повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый).
Адлер изучал вопрос о том, как порядок рождения влияет на черты и характер ребенка.
Стадии развития личности по Фрейду
Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).
Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.
Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.
Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.
Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.
Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
Механизмы психологической защиты
Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.
Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.
Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.
Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично
Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.
Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.
Лечение психоанализом
В психологическом консультировании важны структурный бесплатный и платный современный социальный практический, векторный, детский и взрослый психоанализ в консультировании. При некоторых заболеваниях лечение психоанализом весьма эффективно. Клинический психоанализ, квантовый нанопсихоанализ может помочь. Эволюция, история, философия жизни Вам подвластна.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrlinic.ru Фото: () Adamgregor | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Психоанализ З. Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856-1939) — известный австрийский психолог, психоаналитик, психиатр, основатель психоанализа. По его стопам пошли многие признанные психологи и мыслители, которые не только продолжали развивать его теорию, но и создали свои собственные психологические направления на основе психоанализа.
Фрейд посвятил свои работы изучению бессознательного в человеке. Он ввел в психологию ряд важных тем, таких как бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и многие другие.
З. Фрейд читал, что сексуальное влечение определяет психическое развитие личности. Он выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет и далее до старости). На каждой из этих стадий существуют своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности. Фрейд считал, что каждый человек в своем развитии проходит через эти стадии, т.е. они являются универсальными.
З. Фрейд утверждал, что психика состоит из 3 компонентов. Эту мысль он обозначил как трёхкомпонентную структурную модель психики. Психика, по Фрейду, состоит из Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).
Ид (Оно) — источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного.Эго (Я) — рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.Супер-Эго (Сверх-Я) — усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.
З. Фрейд выделял инстинкты жизни и смерти, которые сосредоточены в Ид.Инстинкты жизни (Эрос) — инстинкт, который включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохранение особи и выживание вида.Либидо – определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.
Инстинкты смерти (Танатос) — разрушительные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия).Фрейд считал, что инстинкт агрессии может быть силен в качестве фактора мотивации.
Фрейд выделял защитные механизмы личности. Среди них можно выделить отрицание, замещение, проекцию и другие.
Методы психоанализа
Основное правило психоанализа заключается в том, что клиент должен вслух говорить обо всем, что ему придет в голову. Благодаря этой информации, человек сможет вытеснить из себя все комплексы и барьеры, которые мешают жить.
В практике распознавания бессознательного наибольшее распространение получили 3 метода психоанализа:
- толкование сновидений;
- метод свободных ассоциаций;
- использование ошибочных действий и оговорок клиента.
Метод свободных ассоциаций
В основе психоанализа лежит метод свободных ассоциаций. Он применяется для коррекции и лечения психических расстройств. Исследование бессознательных процессов в психике позволяет пациенту осознать источник собственных проблем и способ его устранения.
Пример метода
Дополнительная информация! Психоаналитический метод свободных ассоциаций впервые создал в 1879 году Фрэнсис Гальтон.
Английский психолог на отдельных карточках написал 75 слов. Затем из колоды вытаскивал по одной и внимательно изучал содержимое. Все мысли, возникшие при прочтении карточки, Гальтон записывал в дневник. В конце эксперимента психолог понял, что его ассоциации отчетливо отражают сущность мыслей.
Именно благодаря известному австрийскому психиатру данный психотерапевтический инструмент приобрел широкую популярность.
Метод толкования сновидений
Сны представляют собой зашифрованные сообщения, получаемые человеком от бессознательного. Психоанализ сновидений позволяет изучить вытесненные желания, которые индивид пытается «заглушить» в состоянии бодрствования.
Сны
Справка! Зигмунд Фрейд считал, что чем запутаннее сон, тем больше в нем скрытого смысла.
Психиатр относился к ночным образам как к симптомам заболеваний. Фрейд был убежден, что нельзя анализировать сон целиком, необходимо кропотливо изучать каждый его элемент. Только в этом случае анализ позволит выявить суть возникающих «картинок».
Метод интерпретации
Интерпретация – важный инструмент, который позволяет психоаналитику правильно расшифровывать сновидения клиента и свободные ассоциации
Обращая внимание на ошибки клиента и оговорки во время сеанса, психолог отмечает скрытые страхи, желания и намерения человека, которые он по каким-то причинам не может проявить в жизни
Важно! При помощи этого метода значимая информация из бессознательного уровня анализируется и осознается клиентом
Работа психоаналитика
Вместе с психоаналитиком человек вытесняет мысли, которые вызывают у него тревогу и беспокойство. Этот метод активно используется для смягчения симптомов невроза и других проблем с психикой.
Психоаналитические и психотерапевтические факторы
Фрейд подчеркивал, что разработал психоанализ в качестве метода исследования бессознательного, а лечебный эффект от психоанализа он считал только побочным продуктом такого исследования.
прямо написал, что «никто не собирается лежать на кушетке в течение 50 минут по пять раз в неделю и говорить обо всем, что приходит в голову, незнакомому человеку без достаточно веского для этого повода. Насколько мы знаем, единственно серьезный побудительный мотив к этому – невротическое страдание и надежда на облегчение или излечение.» Но никак не желание исследовать свое бессознательное. По крайне мере, мне не известно, чтобы кто-то из известных мне психоаналитиков прямо говорил об этом своим пациентам в .
В психоанализе принято различать психоаналитические и психотерапевтические факторы. Психоаналитическим фактором является исследование бессознательного («чистое золото» психоанализа). А психотерапевтические факторы своей задачей ставят облегчение состояния пациента, прежде всего, за счет поддержки («примеси» к психоанализу). Преобладание поддерживающих интерпретаций (психотерапевтический фактор) относительно экспрессивных, ориентированных на инсайт (психоаналитический фактор) – является характерной особенностью психоаналитической психотерапии, отличающей ее от психоанализа. Поэтому психоаналитическую психотерапию еще называют .
Очень немного пациентов готовы получать только «чистое золото» психоанализа. Так психоаналитик сбежал от и основал новый вид психотерапии с большим количеством «примесей», гештальт-психотерапию.
Интересно, что, судя по историческим фактам, Фрейд был весьма доброжелателен к пациентам и мог выстраивать с пациентами доверительные близкие и глубокие отношения. То есть, Фрейд сам уже использовал «примеси» к психоанализу, без которых не может быть лечебного эффекта.
Другой отличительной особенностью настоящего психоанализа, ориентированного на исследование бессознательного, является предоставление пространства для исследования пациентом своего бессознательного. Считается, что если психоаналитик будет меньше говорить – это даст возможность пациенту самостоятельно анализировать свое бессознательное, т.е. работать аналитически. В психоаналитической психотерапии, ориентированной на поддержку, допускается гораздо большая активность психотерапевта, если в этом нуждается пациент. Например, для депрессивных пациентов молчащий психоаналитик оказывается «мертвой матерью» (Андре Грин), в результате чего происходит ятрогенная ретравматизация пациента.
Судя по протоколам психоаналитических сессий, дошедших до нас, Фрейд не был особо молчаливым психоаналитиком. Однако, молчание психоаналитиков стало притчей во языцех. Но когда психоаналитик молчит, лежащий на кушетке пациент, не видя психоаналитика, может опасаться, что психоаналитик .
Критика
Психоаналитик и философ Джон Миллс высказал ряд существенных критических замечаний в адрес движения отношений. Миллс, очевидно, считает, что этот «сдвиг парадигмы» к реляционному психоанализу происходит не только из-за теоретических различий с классическим психоанализом, но также из-за определенного группового менталитета и набора интересов: «Реляционный психоанализ — это американский феномен с политически влиятельной и выгодной группой людей. члены, выступающие за концептуальную и техническую реформу «с точки зрения группы профессиональных психологов :» наиболее известные аналитики отношений — психологи, как и профессионалы-основатели, связанные с инициацией движения отношений «.
С теоретической точки зрения Миллс, похоже, сомневается в том, что реляционный психоанализ столь же радикально нов, как его преподносят
Делая акцент на важности развития других людей, согласно Миллсу, «теория отношений просто констатирует очевидное» — поднимая «точку зрения, которую Фрейд ясно обозначил во всем своем теоретическом корпусе, которая становится еще более значимой в ранних объектных отношениях. от терапевтов до современных психологов-психологов ». Миллс также критикует уменьшение или даже утрату значения бессознательного в психоанализе отношений, о чем он поднимает в различных частях своей книги « Загадки».
Миллс также критикует уменьшение или даже утрату значения бессознательного в психоанализе отношений, о чем он поднимает в различных частях своей книги « Загадки».
Психоаналитик и историк Генри Цви Лотане также подверг критике некоторые из центральных идей психоанализа отношений как с исторической, так и с психоаналитической точек зрения. Исторически Лотейн считает, что сторонники теории отношений преувеличивают нереляционные аспекты Фрейда, игнорируя его аспекты отношений. Лотан утверждает, что, хотя теория расстройства Фрейда является «монадической», т. Е. Сосредоточенной более или менее исключительно на личности, психоаналитический метод Фрейда и теория клинической практики неизменно являются диадическими или реляционными. С теоретической точки зрения Лотейн подверг критике термин «реляционный» в пользу термина «межличностный» Гарри Стэка Салливана . Лотан разработал свои концепции «взаимных свободных ассоциаций», а также «драматологии» как способы понимания межличностного или реляционного измерения психоанализа.
Психоаналитик и философ Анер Говрин исследует высокую цену, заплаченную психоанализу за принятие постмодернизма в качестве своей предпочтительной эпистемологии. Он утверждает, что только аналитики, которые думали, что они «знают истину», создали классическую, межличностную психологию самости, психологию эго, кляйнианскую, бионианскую, фейрбернианскую, винккоттианскую и другие школы мысли. В то время как традиция взаимоотношений внесла выдающийся и положительный вклад в психоанализ, а ее постмодернистская эпистемология действительно умеренная, американская традиция взаимоотношений как политическое движение оказала нежелательное психологическое и социологическое воздействие на психоанализ. Это привело к серьезному снижению положительного имиджа знания, которое имеет решающее значение для построения новых теорий. Возглавляемое движением отношений, но находящееся под влиянием гораздо более широкого движения западной философии и культуры, это влияние сильно повлияло на международный психоанализ. Это привело не только к пренебрежению школьной эпохой, но и к обесцениванию любой попытки узнать правду.
Придерживаясь более сочувствующей линии критики, Робин С. Браун предполагает, что, хотя реляционное мышление сделало многое, чтобы бросить вызов психоаналитическому догматизму, чрезмерное подчеркивание формирующей роли социальных отношений может привести к его собственной форме авторитаризма. Браун утверждает, что сдвиг в отношениях недостаточно учитывает роль основных принципов и что эту тенденцию можно бросить вызов аналитической психологии .