Деспот: кто этой такой простыми словами

Характеристика мужчины-деспота

Довольно распространенной является ситуация, когда деспотом в семье оказывается муж и отец. Поскольку мужчина обычно значительно сильнее, то подобные отношения часто сопровождаются физическим насилием. При этом супруга часто выбирает неправильную тактику. Она во всём поддаётся мужу и всячески старается угодить ему, надеясь, что так он станет добрее. Разумеется, это приводит к обратному эффекту, и подобные отношения нельзя назвать счастливыми.

Чтобы понять, кто такой деспот, важно учитывать и то, что такой человек часто сам не осознаёт деспотичности своего поведения. Представьте себе ситуацию: муж любит супругу, никогда не прибегает к насилию, старается обеспечить ей такие условия, чтобы она не работала, а сидела дома и воспитывала детей. Но если копнуть поглубже, выясняется, что он просто пытается лишить жену свободы и независимости, полностью подчинив её себе. Даже если женщине поначалу нравится такой союз, со временем зависимость начинает раздражать её, и чувства к некогда любимому мужчине остывают

Просвещенный деспотизм

Просвещенный деспотизм был формой правления, принятой королями восемнадцатого века в качестве альтернативы абсолютистской монархии, которая пришла в упадок из-за иллюминистских идей.

Некоторые европейские короли решили ввести характеристики и идеалы просвещения в свои правительства без явного изменения абсолютистских принципов монархии. Так возникли «Разъясненные деспоты», иными словами, просвещенные абсолютистские цари.

Узнайте больше о значении просвещения и о некоторых характеристиках абсолютизма.

Помбалинский деспотизм

Помбалинский деспотизм был названием, которое было дано модели просвещенного деспотизма, осуществленной Португалией во времена правления Д. Хосе I (1750-1777), в лице графа Себастьяна Жозе де Карвалью и Мело, известного как Маркиз де Помбаль.

Маркиз Помбал имел в качестве главной цели укрепление государственной власти. Для этого был принят ряд мер, начиная от изгнания иезуитов из Португалии и их колоний, до реструктуризации сбора налогов, образования, судов и ограничения полномочий инквизиции.

См. Также значение абсолютизма и значение тирании.

Деспот, диктатор, тиран, автократ, самодержец — кто это такие и в чем разница.

  • Диктатор изначально был просто тем, кто отдавал приказы. Во время кризиса в Римской империи «диктатором» был кто-то вроде главного магистрата, назначенный и получивший абсолютную власть, но только на время чрезвычайного положения. Позже главой государства стал «диктатор», опять же без всякой коннотации «железной руки». В более общем плане это слово предполагает деспотическое или тоталитарное правление и поэтому редко используется в нейтральном смысле. В режиме «диктатуры» власть сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы людей.
  • Слово «тиран» впервые появилось в конце 13-го века со значением «король или правитель, который использует свою власть деспотичным, несправедливым или жестоким образом; деспот». Но с середины 14 века оно стало также обозначать «правителя, князя». Со временем слово приобрело значение «тот, кто захватывает верховную власть в государстве без законных прав; абсолютный правитель; узурпатор». «Тиран» отличается от других абсолютных правителей, которые приходят к власти в некоторой степени легитимно, а затем консолидируют эту власть до абсолютизма.
  • «Автократ» («самодержец») управляет «автократией», в которой единоличное лицо или политическая партия имеет полную власть. Автократия характеризуется концентрацией власти в одном центре, будь то отдельный диктатор или группа держателей власти, таких как комитет или партийное руководство. Этот центр полагается на силу, чтобы подавить оппозицию и ограничить социальное развитие, которое может привести к оппозиции. Власть центра не подлежит эффективному контролю и не ограничивается настоящими санкциями: это абсолютная власть. «Самодержец» – это первоначальное имя русских царей. «Самодержавство» – форма господства, установленная в середине 15 века Иваном Великим, который был всего лишь Иваном III, пока не изгнал монголов и не создал новую правовую систему и установил жесткий контроль над правительством. Екатерина Великая первая назвала себя «самодержцем» в 1762 году в своих манифестах.

Все эти названия используются также в неправительственном контексте для описания людей, поведение которых нам не нравится. Иногда приведенные определения пересекаются, а один термин часто используется для обозначения другого, однако даже как синонимы они несут немного разные коннотации.

Деспотизм (Конт-Спонвиль, 2012)

ДЕСПОТИЗМ (DESPOTISME). Безграничная власть одного человека. Деспотизм может быть просвещенным и даже законным (этим он отличается от тирании), но при этом всегда остается несправедливым. Если бы деспот подчинялся закону, его власть утратила бы безграничность. Этим деспотизм отличается от монархии, при которой, как отмечает Монтескье, «управляет один человек, но посредством установления неизменных законов»; тогда как при деспотизме «все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица» («О духе законов», книга II, глава 1). Деспот ставит себя выше законов (Руссо) либо не признает никаких иных законов, кроме своих собственных (Кант). Деспотизм — это абсолютная авторитарная монархия. Его основополагающим принципом служит не честь, как при конституционной монархии, и не добродетель, как при республике, а страх (там же, III, 9). Но это же определяет и предел деспотизма: он остается в силе лишь до тех пор, пока его боятся.

Время на чтение: 5 мин

Деспотизм – это приобретенное качество личности, проявляющееся в стремлении к неограниченной власти, достигается которая, не считаясь с мнением и потребностями других путем требования постоянного и полного повиновения. Деспотизм это в психологии проявление крайне неблагоприятных особенностей эго, его непомерное разрастание, что в итоге приводит к потере разумного контроля над своими жизненными проявлениями, а все действия подчиняются исключительно аффективной сфере.

Деспотизм в семье проявляется в качестве психологического и физического насилия, когда все методы становятся актуальны для достижения собственной власти. У деспотичного человека отсутствует понимание личных границ и свобод других, а те, кто считается его семьей, воспринимается им как собственность. Естественно при подобном от окружающих требуется постоянное исполнение воли деспота, а также полное соответствие его представлениям о жизни не только собственной и совместной, но и том, как должен себя вести и чувствовать другой человек. Среди обычных требований, могут быть такие, как запрет на слезы и необходимость постоянной радости. Такие посягания на чувственную сферу, не подлежащую контролю, указывают на отсутствие адекватного восприятия.

Подобное поведение неминуемо вызывает на самых различных уровнях. Жертвы деспота могут пытаться объяснять или ругаться, в ход может идти разбитая посуда и физические побои. Те, кто окончательно ощущает свое бессилие, оказывают молчаливое сопротивление молчанием, подстраиванием, чем необратимо нарушается психика не только жертвы, но и самого тирана.

Деспотичное поведение не может остановиться само по себе, и чем меньше сопротивления будет оказано, тем больше человек почувствует себя полубогом и начнет требовать невозможного, как должного. Нельзя сказать, что существуют люди, ни разу не превращавшиеся в деспотов, в попытках добиться от окружающих желаемого, но те, у кого данная линия поведения приобретает критические формы, нуждаются в помощи специалистов. Неконтролируемое насилие над окружающими, неадекватные требования и оценка ситуация являются главными признаками наличия психических отклонений. В лучшем случае, поможет исправить ситуацию длительная психотерапия, в худшем, потребуется специализированная медикаментозная терапия.

Особенности протекания ананкастного расстройства

Ананкастический человек очень скрупулезен и добросовестен, он хочет быть совершенным во всех отношениях. Такие люди плохо переносят критику, из-за этого стремятся быть трудоголиками. Больные неоднократно проверяют, хорошо ли выполнена задача, педантичны, а если у них есть подчиненные – постоянно их контролируют.

Ананкасты редко наслаждаются своей работой – в стремлении к совершенству, они почти никогда полностью не удовлетворены результатами своего и чужого труда. Чаще всего они многое не успевают, постоянно оценивая и совершенствуя себя и окружающих. Чрезмерная концентрация на работе обычно идет рука об руку с отказом от удовольствий и уходом из общественной жизни.

Доминирующее чувство – страх перемен. Люди с этим расстройством личности анализируют негативные сценарии о будущем. Имея в виду будущие бедствия, которые могут произойти, они экономят деньги и скупо тратят их на себя и других. Они также склонны накапливать использованные и бесполезные предметы и убирать их «на черный день».

Симптомы ананкастного расстройства

Ананкастичные люди постоянно испытывают страх риска и перемен, из-за чего цепляются за то, что хорошо знают. Из-за этого они также чрезмерно осторожны и склонны подстраховываться «на всякий случай». Это сопровождается проблемами с принятием решений и планированием целей и задач в очень долгосрочной перспективе.

Значение слова деспотизм

(от греч. despotes — повелитель) — формасамодержавной власти, неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подданных; самовластие и тирания по отношению к окружающим.

Античный политический философ Аристотель, наряду с тремя правильными и тремя неправильными («отклоняющимися») формами политической организации, выделил седь­мую форму-деспотизм, которая внешне напоминает уже известную фор­му — тиранию. Если тирания является одной из переходных форм полити­ческой организации, то деспотизм за пределами цивилизационного со­общества или варварского мира – перманентен (постоянен).

Представитель французского Просвещения Монтескье дополнил Аристотеля другим теоретическим выводом о природе деспотизма — его тотальной неэффективности. Американский по­литолог А.Янов, опираясь на фундаментальную работу К.Виттфогеля «Восточный деспотизм», а также на работы других авторов, формули­рует ряд важнейших теоретических заключений:

1. Деспотизм основан на непосредственном бюрократическом уп­равлении хозяйственным процессом или на тотальном распоряжении его результатами государством.

2. Отсутствие экономических ограничений ведет к более или менее перманентному хозяйственному застою.

3. Отсутствие того, что называется экономическим прогрес­сом, основанным на непрерывной модернизации хозяйственного про­цесса и на расширенном воспроизводстве, сочетается с отсутствием политической динамики.

4. Для того чтобы существовать тысячелетия в условиях эконо­мической и политической неподвижности, деспотизм должен был выра­ботать и особую социальную структуру, сведенную до двух полярных классов: «управляющих» и «управляемых».

5. Экономической неподвижности системы соответствуют не­подвижность (иммобильность) управляемого класса. Равенство их перед лицом деспота постулируется.

6. Оборотной стороной этой абсолютной однородности и ста­бильности управляемого класса является абсолютная атомизация и нестабильность класса управляющих. Деспотизм не знает того, что мож­но назвать категорией «политическая смерть». Ошибка равнялась смерти физической.

7. Власть, отрицающая экономические ограничения, не может не отрицать ограничения идеологические.

8. Это объясняет также чудовищную стабильность деспотических систем, ибо исключает возникновение политической оппозиции (или реформистского потенциала системы).

9. Отсутствие социальных, экономических и идеологических ог­раничений ведет к невозможности для деспотических структур сопро­тивляться подчинению частным целям деспота.

10. Деспотизм оказывается мертвым политическим телом. Ему неизвестна политическая альтернатива, это закрытая система. Мир, который органически не способен сам из себя произвести политичес­кую цивилизацию.

Естественно, многие исследователи о родство социалистического общества с его классической системой централи­зованного распределения, с сильной, жесткой властью центра, огром­ным административно — бюрократическим аппаратом и т.д.

Нельзя утверждать, что социалистический вариант явился слепком или повторением его восточного (не в географичес­ком смысле слова) предшественника, но принципиальная однотипность данных структур, подтверждается. Отличия есть и, в первую оче­редь, в искусственной заданности созданного общества.

Деспотии на Востоке сложились естественноисторическим обра­зом, при этом частная собственность и рынок никогда не уничтожа­лись, пусть в урезанном и подконтрольном властям виде, они су­ществовали. Частная собственность и рынок обеспечивали как мини­мум простое воспроизводство и подобно кровеносной системе поддер­живали жизнь в восточном обществе.

Тоталитарно ориентированное общество было лишено подобной кровеносной системы, и ему были навязаны искусственные способы поддержания жизни, связанные со сверхэксплуатацией природы и человека, наси­лием, страхом, постоянной идеологической обработкой и т.д.

Коновалов В.Н.

История

Суд Н’Ганг М’воумбе Ниамби из книги Описание Африки (1668)

В своей классической форме деспотизм — это состояние, в котором один человек ( деспот) обладает всей властью и авторитетом, олицетворяющими государство, а все остальные — дочерние компании человек. Эта форма деспотизма была распространена в первых формах государственность и цивилизация; то фараон из Египет является образцовой фигурой классического деспота.

Само слово, кажется, было придумано противниками Людовик XIV Франции в 1690-х годах, применивший термин деспотизм чтобы описать в некоторой степени свободное осуществление власти их монархом. Слово в конечном итоге имеет греческое происхождение, а в древнегреческом употреблении — деспот (Despótès) технически был хозяином, который правил в семье над теми, кто был рабами или слугами по природе.

Этот термин теперь подразумевает тиранический правило. Деспотизм может относиться к любому абсолютистскому или диктаторскому режиму или лидеру, который жестоко использует свою власть.

Однако в просвещенный абсолютизм (также известный как доброжелательный деспотизм), получивший известность в Европе 18 века, абсолютный монархи использовали свой авторитет для проведения ряда реформ в политические системы и общества своих стран. Это движение вполне вероятно было инициировано идеями Эпоха Просвещения.

Философ Просвещения Монтескье считал, что деспотизм был подходящим правительством для больших государств. Точно так же он считал, что республики подходили для малых государств, а монархии идеальны для государств среднего размера.

Хотя в наши дни это слово имеет уничижительное значение, когда-то оно было законное наименование должности в Византийская империя. Как и слово византийский часто используется в уничижительном смысле, поэтому слово деспот теперь имеет столь же негативный оттенок. Фактически, Деспот был императорским титулом, впервые использованным в Мануэль I Комненос (1143–1180), который создал его для своего назначенного наследника Алексиус-Бела. В соответствии с Дьюла Моравчик, это название было простым переводом венгерского названия Белы úr, но другие историки считают, что это происходит от древнегреческого грабители (в прямом смысле, мастер). в Православный Литургия, если отмечается в Греческий, то священник адресован диакон как деспот даже сегодня.

Его обычно дарили зятьям, а затем и сыновьям Императора, а начиная с 13 века — иностранным князьям. Деспот носил тщательно продуманные костюмы, похожие на костюмы императора, и имел множество привилегий. Деспоты правили частями империи, которые назывались деспотиями.

В Декларация независимости США обвинил британское правительство в «длинной череде злоупотреблений и узурпации, преследуя неизменно один и тот же объект, демонстрируя замысел подчинить абсолютному деспотизму».

Как действует деспот?

Деспоты обычно действуют очень тонко. Механизм влияния на человека примерно такой: на первых порах деспот будет безобидным шушпанчиком, готовым на все. Он будет дарить море внимания и комплиментов. Со временем человек привыкает к восхищению в свой адрес, и тут деспот начинает действовать, а именно — критиковать. После первой критики человек делает все возможное, чтобы исправиться. Но потом критики становиться намного больше, пропорционально ей возрастает желание жертвы исправить ситуацию. В итоге обнаруживается идея, при помощи которой можно легко управлять сознанием другого человека

Также, еще важно отметить, что все достижения деспот присвоит себе, а неудачи взвалит на партнера, и бесполезно взывать к адекватному восприятию реальности

Причины деспотизма

Деспотичность не является врожденной чертой и никак не зависит от особенностей нервной системы и других физиологических факторов, однако предпосылки ее формирования закладываются довольно рано. Мнение о том, что деспотизм передается по наследству, обусловлено тем, что воспитываясь властными родителями, которые не слышали потребностей ребенка, а лишь требовали беспрекословного повиновения, человек усваивает данную модель поведения, как норму. В детстве этому качеству особо негде проявиться, поскольку дети слабы, но по мере взросления, обретения физической силы и овладения моральными способами насилия, манипулирования и принуждения, человек начинает реализовывать деспотичную форму взаимодействия на всех уровнях.

Подсознательно формирует деспотизм желание мести окружающим за нанесенные обиды. Для этого не достаточно одного случая, обычно это пребывание в токсических отношениях или воспитание подобными методами. Оскорбления, унижения, жестокие наказания ребенка могут повлечь за собой стремление наказать не только родителей, но и весь мир, за то, что тот остался глух и слеп к его горю. Но не только плохое обращение может служить предпосылкой развития деспотизма, а также и излишнее внушении об уникальности, неповторимости личности ребенка, его превосходства над другими. Мнение родителей является очень важным и формирует самоотношение, выйдя в реальный мир, такой человек испытывает стресс от того, что не все ему поклоняются, а кто-то откровенно высмеивает недостатки. В таких ситуациях выбирается путь принуждения окружающего социума думать и воспринимать собственную личность в привычных рамках.

Подтверждение своего могущества для деспота становится навязчивой невротической идеей, не напитываемой потребностью, поскольку способы ее удовлетворения выбираются неадекватные. Психологические травмы необходимо бережно открывать в безопасных условиях, учиться смотреть на них без ужаса и боли, вырабатывать новые способы реагирования, признавая такую историю своей жизни. Попытки же деспота получить любовь и признание напоминают вбивание выпавших волос молотком – больно, бесполезно и требует колоссальных усилий.

Что такое деспотичность?

Деспотичность – свойство личности, которому характерно жестокое подчинение окружающих, подавление их воли и прав.

Поведению деспота свойственны:

  • агрессия,
  • месть,
  • навязывание своей воли,
  • унижение,
  • физическое насилие.

Агрессия деспота связана с фобиями и страхами, постоянной неуверенностью в себе. Ощущая неудовлетворенность, чувство обделенности в чем–либо на подсознательном уровне, тиран мстит окружающим и считает, что таким образом он восстанавливает свои уверенность и самоуважение. Навязывая свою волю окружающим, унижая человека, деспот самоутверждается.

Причины деспотичности:

  • Деспотичность в детстве.
  • Собственная значимость.

Деспотами чаще становятся дети, которые были подвержены влиянию властных родителей, что в более взрослом возрасте способствовало копированию их манеры поведения. Затаив детскую обиду, дети, неспособные справиться со своими страхами, в будущем переносили ее на членов своей семьи и окружающих. По мнению психотерапевтов, это главная причина проявления деспотизма в характере человека.

Постоянное прививание ребенку таких чувств, как неповторимость и уникальность, склоняет его к доказательству своей значимости как перед самим собой, так и перед окружающими, что в дальнейшем становится фундаментом деспотизма и уверенности в себе.

Мужской деспотизм

Мужской деспотизм имеет более устрашающие прогнозы, нежели женский. Мужчина-деспот – это неуправляемый снаряд, опасный для своей семьи и окружающих. В то время как женщина задумывается, старается контролировать ситуацию, мужчина нет; он устроен совершенно иначе: чувства и разум у мужчин работают поочередно, и, если проявляются эмоции (в данном случае агрессия), то разум отключается. В таком случае последствия могут быть самыми худшими, о чем и говорит статистика бытовых преступлений.

В семье для деспота считается нормой применять психическое, физическое насилие и насилие сексуального характера по отношению к женщине. Мужчина навязывает всей семье собственное мнение о правильности отношений, устанавливает правила и требует неукоснительного их соблюдения, а в случае неповиновения или нарушения его правил применяет наказание.

Иметь свободу мысли или слова, по мнению деспота, не входит в права женщины. В случае проявления грубого отношения к жене на глазах посторонних, окружающие зачастую не понимают причину его поведения.

Мольба о пощаде не действует на него. Он не слышит ее, ведет себя высокомерно и нагло. Ему нравится унижать свою женщину перед друзьями и знакомыми, он может угрожать ей, оскорблять, рукоприкладствовать (без тяжелых травм), швырять в нее предметы и др.

Женский деспотизм

Женщины, используя сильные высказывания, т. к. у них одновременно работают и чувства и разум, могут сокрушить любого мужчину. Имея на вооружении упреки и оскорбления, нападая на половые способности мужчины, задевая его слабые стороны, они способны подавлять человека; часто это происходит из-за ревности.

В случае сопротивления представительницы прекрасного пола переходят к шантажу и угрозам (подать на развод, забрать детей, покончить жизнь самоубийством и т. п.) Подобное поведение еще называют эмоциональным вампиризмом или эмоциональной наркоманией.

Иногда женский деспотизм выражается в подлых и низких поступках. Это может быть необоснованное обвинение мужа в педофилии, избиение ребенка и обвинение мужа в этом избиении и т. д.

Как избавиться от деспотизма?

Чтобы избавиться от него, необходимо иметь желание это сделать и понимать свою проблему. Осознание бессмысленности тирании и того, что деспотичное отношение никак не влияет на самоутверждение, значимость и уверенность в себе, поможет изменить отношение к самому себе и к окружающим.

Самым правильным способом будет обращение к психотерапевту.

Деспот: кто это, причины и признаки

У властных строгих правителей и семейных тиранов есть нечто общее — склонность к деспотизму. Отношения с таким человеком невыносимы, причиняют боль и страдания. Деспот требует тотального подчинения.

Как общаться с деспотом

Деспотизм опасен. Стоит рассмотреть ситуацию тирании в семье:

  1. Дети не могут удовлетворять естественную потребность в активности.
  2. Жена боится заступиться за них.
  3. Супруга и дети постоянно подвергаются необоснованным нападкам.
  4. Со временем все члены семьи оказываются уничтоженными как личности.

Общаться с таким человеком нужно осторожно. Как бы прискорбно это ни звучало, необходимо молчать и уходить. Если были акты насилия, жестокости, — сообщать в полицию

Деспот не понимает логики. Ответ у него на все будет грубым и коротким

Если были акты насилия, жестокости, — сообщать в полицию. Деспот не понимает логики. Ответ у него на все будет грубым и коротким.

Однако и жить по принципу «это мы виноваты, а папа всегда прав» тоже неверно. Необходимо признать проблему, назвать вещи своими именами, объединиться с детьми и другими членами семьи. А дальше или уходить, или терпеть, но не потакать.

Чтобы не усугубить ситуацию, если человек деспотичен, рекомендуется:

  • избегать критики, особенно публичной;
  • сдерживать эмоции;
  • не обвинять тирана и не указывать на его недостатки, ошибки;
  • избегать обобщений типа «ты нам всю жизнь испортил»;
  • не выдвигать ответные требования, упреки, угрозы.

Бессмысленно взывать к совести или осуждать, кричать, доказывать его неправоту. Не рекомендуется реагировать ответной агрессией. Все это только раззадорит тирана. Но и ждать, что он изменится или начнет иначе реагировать, не стоит. Пока тиран сам не захочет меняться, его никто не изменит. Только он сам и помощь психотерапевта.

Можно ли избавиться от деспотичности

Сама по себе склонность к тирании не исчезнет. И чем меньше деспот получает отпора со стороны, тем сильнее будет укореняться его вера в собственное превосходство и непогрешимость.

Исправить деспотический характер можно при помощи психотерапии и медицинского лечения. План коррекции зависит от выраженности патологии. В ходе психотерапии необходимо определить корень проблемы, проработать психотравму, выработать корректные способы самоутверждения.

Деспоты строят отношения с людьми, которым свойственно мышление жертвы. Их отношения носят зависимый характер. В психологии это называется треугольником Карпмана. Таким образом, сеансы психотерапии показаны всем участникам отношений. Без изменения мышления жертва найдет нового тирана или вернет отношения в прежнее русло.

Читать еще

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: