Память

Нарушение памяти

На патопсихологическом обследовании выявления патологии памяти наиболее важными представляются следующие вопросы:

  • проблема строения мнестической деятельности опосредованного и не опосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания;
  • вопрос о динамике мнестического процесса;
  • вопрос о мотивационном компоненте памяти.

Корсаковский синдром является непосредственным признаком нарушения памяти. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным отечественным психиатром С.С.Корсаковым при тяжелых алкогольных интоксикациях. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени. Два последних признака могли быть слабо выражены, но первый всегда чрезвычайно выражен и составляет основной радикал этого страдания (забывание текущих событий).

Выявление на патопсихологическом обследовании прогрессирующей амнезии. Нарушение памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер.

Нарушение мнестической деятельности

Описанные выше выявляемые патопсихологическим обследованием нарушения памяти носили, в основном, стабильный характер. Хотя степень их выраженности могла меняться, но все же основной радикал этих нарушений (нарушение временной характеристики, амнестическая дезориентировка) оставался стойким.

В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако, спустя короткое время, не могут этого сделать. На первый план выступают колебания их мнестической деятельности. Если такому больному предложить запомнить 10 слов (при десяти предъявлениях) и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить ломаный характер. Больной может после второго или третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого — лишь 3 слова, а после шестого — опять 6-8.

Заслуживает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома. Патопсихологическое обследование выявляет лабильность всех форм их деятельности, их познавательной и эффективно-эмоциональной сфер.

Нарушение динамики мнестической деятельности проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и по существу является не нарушением памяти в узком смысле слова, а индикатором неустойчивости умственной работоспособности больных в целом, ее истощаемости.

Нарушение опосредованной памяти

Память является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов, психическая болезнь. Изменяя эти компоненты, по-разному разрушает и мнестические процессы. Введение операции опосредования улучшает запоминание здоровых людей. Однако у ряда больных, имеющих нарушение памяти фактор опосредования становится помехой.

Таким образом, нарушение подконтрольности, избирательности психических процессов, замена целенаправленности акта стереотипами или случайными фрагментарными действиями являлись факторами, препятствующими процессу опосредования, делающими его принципиально невозможным. В нарушениях мнестической деятельности находит свое отражение по-разному измененная структура мотивационной сферы больных. Мотивационный компонент является неотъемлемым в строении и протекании процессов памяти.

Сенсорная память

Сенсорная память регистрирует сигналы, полученные органами чувств (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) в течение очень короткого времени, от миллисекунд до секунд. На этом этапе происходит первая регистрация, или поступление необработанной информации в кратковременную память, и часто случаются помехи. Этот этап представляет собой часть процесса восприятия. Полученный сигнал регистрирует соответствующая сенсорная система. Если полученная сенсорная информация нас не интересует, через короткое время она стирается. Интересующие нас данные передаются другим системам памяти. Словом, этот вид памяти можно назвать автоматической памятью мозга, в которой полученные органами чувств сигналы окружающей среды задерживаются в течение нескольких мгновений.

Долговременная память

Долговременная память позволяет мозгу хранить информацию в течение долгого времени. Этот вид памяти считается практически постоянным, в ней все зависит от консолидации (объединения) запомненного.

Если информация представляет собой объект истинного внимания, она хранится, в ином случае утрачивается. Информация, рассматриваемая как подходящая для повторного использования, передается из кратковременной памяти в долговременную. Последняя же служит хранилищем прочно усвоенных данных. Похоже, ее объем неограничен.

Ученые считают, и по этой теме можно заказать отчет по практике, что в долговременной памяти данные, требующие длительного хранения, содержатся в закодированном виде. В ней есть различные «стоки» информации: знания человека об окружающем мире и научные знания (семантическая память), его биография (эпизодическая память), моторные навыки и контент, который никогда не забывается (процедурная память).

В соответствии с типом хранения и содержания информации долговременная память подразделяется на несколько видов.

Что такое имплицитная или недекларативная память?

Термин «имплицитная» происходит от латинского implicitus, что означает «скрытый» или «запутанный». Это то, что мы запоминаем неосознанно, не прилагая к этому никаких усилий.

Например, в детстве мы неосознанно запоминаем слова на языке, который слышим вокруг, названия животных и растений, геометрических фигур и игрушек. Сюда же относится процедурная память, т.е. память на движения и прочие повседневные механические действия.

Разумеется, память процедурная тоже подлежит осознанной тренировке, но это уже касается более сложных видов деятельности (спорт, езда на велосипеде, управление автомобилем).

Во взрослом возрасте мы можем неосознанно запомнить нечто, что произвело на нас неизгладимое впечатление и мы это не можем забыть, хотя не прилагали никаких усилий, чтобы это запомнить.

Материал для запоминания может быть любой. В частности, это могут быть негативные события (авария, катастрофа, последствия урагана), позитивные впечатления (лицо и фигура красивого человека), нейтральные знания (иностранные слова, текст презентации).

Слишком рассчитывать на то, что имплицитная память сама по себе запомнит все, что нам нужно, не приходится. Поэтому, когда мы говорим о развитии памяти, в том числе в рамках курса «Мнемотехники», мы подразумеваем декларативную или эксплицитную память.

Рабочая память

Рабочая память облегчает нам работу с информацией, необходимой для понимания и решения повседневных проблем. Этоттип памяти позволяет анализировать полученные данные и одновременно использовать уже имеющиеся. Она также является практической, хотя и отличается от предыдущего вида. Все время бодрствования мы используем ее, так как она позволяет поддерживать беседу, складывать числа в уме и выполнять многие другие рутинные операции.

Представление о рабочей памяти появилось недавно, после того как была лучше изучена кратковременная память. Помимо временного хранения информации, в рабочей памяти обрабатываются уже сохраненные в ней данные.

Это необходимо для временного удержания определенного количества информации, пока происходит ее обработка или оперирование ею для выдачи адекватного ответа.

Например, рабочая память не только позволяет запомнить телефонный номер, но и повторить его в обратном порядке. Таким образом, она не просто временно хранит данные, а помогает нам оперировать находящейся в ней информацией

Этот вид памяти мы постоянно используем в течение дня, поэтому очень важно, чтобы она функционировала наилучшим образом

Примеры некоторых видов памяти

Мы видим, что видов памяти существует очень много, они все перекликаются друг с другом, дополняют. Ниже на примерах вы поймете, как работает этот психический процесс. Опишу несколько ситуаций, где задействованы разные виды.

Как работает словесно-логическая память? Вам нужно запомнить стих:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Как сработает словесный вид: повторяем сначала первую строчку, потом первые две, потом три и затем четыре. После этого пару раз повторим весь куплет и переходим ко второму. Это работает, но ненадолго. Называется “зубрежка”.

Логический вид будет действовать по-другому. Ищем причинно-следственные связи. Он пришел как вежливый, поздоровался: “Я пришел к тебе с приветом”. Шел рано утром: “Рассказать, что солнце встало”. И увидел красоту природы: “Что оно горячим светом по листам затрепетало”.

Опосредованная память: возьмем тот же стих. Для его легкого запоминания можно не только логику подключать, но и мнемотехники. Например, делаем зарисовки стиха: на “Я пришел к тебе с приветом” рисуем человека с большим ртом (привет такой). На “Рассказать, что солнце встало” рисуем солнце над облаком. На “Что оно горячим светом по листам затрепетало” – лист, внизу стрелки в 2 стороны и огонь над ним.

Пример эмоциональной памяти. В жизни она довольно часто проявляется. Особенно у чувствительных людей. Ребенок не помнит, что именно сказал папа, но помнит на всю жизнь, как почувствовал себя неудачником, помнит стыд и чувство вины и т. д.

Или, наоборот, помнит, как важна была поддержка родителей, когда он не выиграл на соревнованиях. И на всю жизнь усвоил, что все могут ошибаться. Но одни уже не стараются после ошибок, а другие исправляют их и достигают большего. Это работа запомненных и сохраненных эмоций.

Что такое память и ее значение для человека

Конечно же, не обойдемся без моей любимой науки – психологии. Давайте посмотрим, о чем мы говорим, когда произносим такие фразы, как “у тебя куриная память” или “у меня фотографическая память – я помню, как выглядел вор”.

В этом определении уже мы встречаем 3 главных свойства когнитивного процесса:

  1. Запоминание. Механизм, который помогает нам запоминать большие объемы информации, основан на физиологических “следах” в мозге – это определенные узелки, которые формируются от нервных клеток, и мы с их помощью запоминаем что-то новое.
  2. Сохранение. Эти узелки некоторое время остаются такими же, как и при формировании, что на психическом уровне помогает сохранить информацию.
  3. Воспроизведение. Здесь в ход вступает память и речь, когда человек может заново воссоздать то, что было запомнено.

Без этих свойств и разных видов памяти нам никак нельзя прожить. Для функционирования памяти мозг задействует несколько своих отделов. Главный – это гиппокамп. Именно здесь сохраняется множество воспоминаний, которые оставляет нам бурная молодость.

Память состоит из процессов. И она действительно очень сложно устроена. Чтобы запомнить и воспроизвести самую малость, например, что мы вчера надевали, нужно задействовать все процессы памяти:

Кодирование

Наше восприятие помогает получить информацию, внимание – усвоить, а память – запомнить ассоциации. Хранение

Долгое удерживание информации, хранится в системе нашей памяти.
Восстановление. Когда нам требуется что-то вспомнить, мы срочно обращаемся к хранилищу памяти, потом восстанавливаем нужную информацию. Особенно легко это сделать с помощью мнемотехники.

Без памяти вообще печалька. Даже свое имя не сможем назвать без этого процесса. Водители не смогут запомнить дорогу, а студенты не получат диплом – кто ж их пустит во взрослую жизнь без специальных знаний? Поэтому, дорогие читатели, память нужно развивать. Для этого я подобрала лучшие курсы по развитию памяти, но об этом уже в другой статье. А здесь продолжаем говорить о ее видах, основные – в таблице .

Длительность воспроизве-дения Характер психической активности Цель Организация запоминания Наличие мнемоте-хнических средств
Мгновенная Моторная Непроиз-вольная Эпизоди-ческая Непосре-дственная
Оперативная Эмоциональная Произ-вольная Семанти-ческая Опосре-дованная
Кратковремен-ная Логическая Процедурная
Долговремен-ная Эйдетическая
Социальная
Пространственная
Образная:
  • зрительная,
  • слуховая,
  • вкусовая,
  • обонятельная,
  • тактильная

Эксплицитная, или декларативная память

Этот вид памяти содержит информацию, поступающую в ходе сознательного размышления, которую легко вербализовать, то есть выразить словами, воспроизвести в речи. Это память об усвоенных знаниях, например об именах, датах и других фактах. Однако эти знания не включают лица, формы и цвета. Этот вид памяти характеризуется изменяемостью, гибкостью и чувствительностью к внешним воздействиям. Эксплицитная память кодируется в мозговой структуре, называемой гиппокампом (в переводе с греческого — «морской конек», поскольку по форме напоминает эту морскую рыбу). В дальнейшем данные передаются на хранение в разные участки коры головного мозга.

Эксплицитная память подразделяется на эпизодическую и семантическую.

Эпизодическая память — это память о конкретных событиях, пережитых лично нами. Например, сюда можно отнести свою биографию, а также знание о том, что мы съели вчера на завтрак. Помещая себя в определенный про странственно-временной контекст, мы вызываем к жизни события, которые когда-либо и где-либо с нами произошли. Эту память не назовешь очень верной, потому что она связана с эмоциями. Легче всего из нее извлекаются самые старые воспоминания.

Семантическая память хранит все, что мы знаем о мире: имена и названия, буквы, фактические данные, общую информацию в основном абстрактного характера. Все эти знания можно выразить словами. В отличие от эпизодической, семантическая память не предназначена для запоминания дня, места или обстоятельств, при которых мы усвоили информацию. В качестве примера такой памяти можно привести знание названий столиц разных стран мира.

Как улучшить память

В случае ухудшения

Для начала определимся, из-за чего память может начать ухудшаться. Вот основные причины:

  • стресс;
  • хронические недосып и усталость;
  • вредные привычки;
  • дефицит витаминов;
  • травмы головы;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы и внутренних органов;
  • инфекционные заболевания;
  • нарушение обмена веществ;
  • применение стимуляторов.

Можно сделать простейший вывод, что для улучшения и сохранения функций памяти нужно минимизировать возможность появления всех этих причин. То есть, достаточно соблюдать режим дня, полноценно и регулярно питаться, избавиться или максимально снизить потребление алкоголя, никотина и т. п., а также регулярно проходить медицинские осмотры для своевременного обнаружения возможных заболеваний.

В повседневной жизни

Если же каких-то конкретных проблем с памятью нет, но есть желание улучшить ее способности в целом, помимо профилактики всех предыдущих причин, можно сделать следующее: 

Различия между семантической и эпизодической памятью

Итак, мы уже выяснили, что эксплицитная сознательная память неоднородна. А вот насколько тесно взаимосвязаны составляющие эксплицитной памяти? Разумеется, они не могут быть полностью изолированы друг от друга. Как минимум потому, что части человеческого мозга находятся во взаимосвязи и постоянном взаимодействии.

Чем различаются семантическая и эпизодическая память:

  • Семантическая память у детей формируется раньше эпизодической.
  • Эпизодическая память формируется на основе семантической.
  • Нарушения эпизодической памяти возможны при сохранности семантической.
  • Сохранность эпизодической памяти невозможна при нарушениях семантической памяти.
  • Актуализация эпизодической памяти происходит по схеме «я помню».
  • Актуализация семантической памяти происходит по схеме «я знаю».
  • Семантическая и эпизодическая память задействуются при разных способах обучения.

Относительно последнего пункта уточним, что эпизодический опыт может иметь обучающий эффект. В этом плане весьма красноречивы русские народные поговорки наподобие «Обожглись на молоке – дуют на воду», хотя, конечно, вода тоже потенциально может быть горячей. В данном случае речь о том, что однажды полученный эмпирическим путем отрицательный опыт накладывает отпечаток на дальнейшее поведение человека.

Можно привести и другие примеры, помогающие понять различия между видами памяти. Если мы знаем, что дважды два равно четыре, или что тигр относится к семейству кошачьих, нам нет необходимости помнить, когда именно мы это узнали или как выглядят тигры, которых мы видели в зоопарке, т.к. семантическая память не нуждается в привязке к событиям. А вот если дело касается даты свадьбы или привычек нашего домашнего кота либо собаки, тут задействуется эпизодическая память.

Всем, кого интересуют нюансы устройства эпизодической памяти, можем рекомендовать статью Энделя Тульвинга Précis of Elements of episodic memory («Краткая информация об элементах эпизодической памяти» . Мы же перейдем к тому, что нам более всего интересно в контексте расширения возможностей человеческой памяти, а именно к семантической памяти.

Нарушение мышления

Нарушение мышления является одним из наиболее часто встречающихся симптомов при различных психических и неврологических заболеваниях. Патопсихологическим обследованием выявляются чрезвычайно многообразные клинические варианты расстройства мышления. Некоторые из них считаются типичными для той или другой формы болезни.

Выделяют следующие три вида патологии мышления:

1) нарушение операционной стороны мышления,

2) нарушение динамики мышления,

3) нарушение личностного компонента мышления.

Нарушение оперативного мышления

Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности выступает практически как усвоение и использование знаний.

Патопсихологическое обследование мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, обнаружили, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. При всем их разнообразии они могут быть сведены к двум крайним вариантам: а) снижение уровня обобщения, б) искажение процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Нарушение процесса мышления, обозначенное как искажение процесса обобщения, является как бы антиподом снижения уровня обобщения.

Нарушение личностного компонента мышления

В клинике психических заболеваний наблюдаются нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности. К ним можно отнести разноплановость мышления, нарушение критичности и саморегуляции.

Нарушение динамики мыслительной деятельности

Признание рефлекторной природы мышления означает признание его как процесса. Об этом писал еще И. М. Сеченов, указывая, что мысль имеет определенное начало, течение и конец.

Лабильность мышления. Характерная особенность этого нарушения заключалась в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения больных в основном не был снижен; больные правильно обобщали материал; операции сравнения, переноса не были нарушены. Однако адекватный характер суждений больных не был устойчивым.

Инертность мышления. Антиподом описанного нарушения является тип нарушений мыслительного процесса, в основе которого лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Мышление отражает адекватно объективную действительность, когда сохранна не только его операциональная сторона, но и его динамика. Одной из форм нарушений динамики познавательной деятельности является нарушение саморегуляции.

Нарушение процесса саморегуляции

Нарушения саморегуляции играют особо важную роль в осуществлении познавательной деятельности, эти нарушения выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных действий.

Результаты применения методик патопсихологического обследования, направленных на выявление тех или иных характеристик целеобразования психических больных, показывают, что в условиях развертывания процессуальной регуляции мышления наблюдаются специфические особенности его функционирования. Эти особенности являются динамическими.

Во-первых, их проявление зависит от общей иерархии целей при решении задач.

Во-вторых, они отражают складывающиеся актуально в процессе решения взаимоотношения между направленностью, побудительностью и произвольностью конечных целей.

Значение обследований для заключения врача

Разрешая практические задачи в области психоневрологии, данные патопсихологических обследований могут оказаться полезными и при разрешении теоретических вопросов психиатрии. Данные патопсихологических обследований позволяют подойти к механизмам симптомообразования, вскрывая их синдромальную структуру. Агнозия, часто трудно распознаваемое психическое состояние.

Классификация по характеру целей деятельности

По характеру целей деятельности память можно разделить на следующие виды:

Произвольная память. Такая память работает, когда перед индивидом поставлена цель запомнить конкретный материал.
Непроизвольная память. Такая память работает, когда нет специальной цели запомнить какую-либо информацию

Например, человек непроизвольно запоминает информацию, которая выступает в качестве предмета целенаправленной деятельности; все то, что связано с затруднениями, помехами в деятельности; незаконченные действия (они запоминаются легче, нежели оконченные); то, что имеет действительно важное значение, а также напрямую связано с интересами и эмоциями.

Можно отметить, что непроизвольное запоминание подчиняется законам ассоциативного связывания. Абсолютно все представления, которые содержатся в памяти, существуют не сами по себе, а группируются в конкретные совокупности.

Определение 2

Ассоциация – это появляющаяся в опыте индивида закономерная связь между двумя представлениями, и она выражается в том, что появление в сознании человека одного представления приводит к актуализации второго.

С давнего периода, когда жил Аристотель, выделяют такие виды ассоциаций – по смежности в пространстве и времени, по контрасту и по схожести.

Человек осуществляет произвольную и волевую регуляции процессов памяти. Данные виды памяти являются двумя последовательными стадиями развития памяти.

Также существует классификация памяти по использованным для запоминания средствам. Выделяются следующие виды:

  • Непосредственная натуральная память. Это память, которая является прямым механическим запоминанием неких явлений и событий; это самый простой и, можно сказать, примитивный вид памяти, который характерен для начальных стадий развития индивида как в филогенетическом, так и в онтогенетическом плане.
  • Внешне опосредованная память. Эта память характерна для уже более сложной ступени культурно-исторического развития индивида. Она представляет собой начальный шаг на пути к овладению и управлению уже натуральной памятью. Это некая попытка обеспечить собственное воспоминание определенного следа памяти благодаря стимулу, который выполняет функцию средства запоминания. В такой ситуации средства носят внешний, определенно материальный характер: это могут быть узелки на память, пометки в записной книжке, фотографии, сувениры и так далее. Именно из-за этих простых средств индивид совершенствует свою память, делает ее эффективнее.
  • Внутренне опосредованная память. Эта память является уже самой высшей формой памяти, это логическая память, где происходит переход от использования внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта. Чтобы данный переход осуществился, непосредственно внутренние элементы обязаны достаточно сформироваться. В данном процессе формирования внутреннего человеческого опыта главенствующая роль отведена мышлению и речи.

Сложнейшую структуру памяти в психологии разделяют на несколько базисных мнемических процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Что такое декларативная или эксплицитная память?

Декларативная или эксплицитная память – это тип памяти, хранящий и воспроизводящий информацию сознательно. Проще говоря, это все то, что мы запоминаем, прилагая какое-то усилие: время и место встречи, математические формулы, стихи, песни, иностранные слова и т.д.

Термин «эксплицитная» происходит от латинского explicitus, что значит «явный» или «раскрытый». Для нас абсолютно явно и ясно, что должно храниться в этом отсеке памяти, просто мы не всегда можем это вспомнить. В любом случае, эксплицитная память – это сознательное запоминание и осознанная попытка достать из недр головного мозга нужную информацию.

В этом основное отличие эксплицитной или декларативной памяти от имплицитной или недекларативной памяти.

Значение памяти в жизни человека

​Память — это совокупность высших психических функций и операций в мозге человека, которые направлены на накопление, сохранение и воспроизводство знаний, навыков и умений.

Память присутствует не только у человека, но и у всех высших животных Земли, однако у Homo sapiens память развита гораздо сильнее; человек умеет осознанно ей пользоваться.

Наличие памяти у человека важно не только для полноценного функционирования конкретной личности, но и для стабильного существования всего общества. Хорошо видна значимость памяти при рассмотрении, например, процесса социализации или структуры сознания. 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления)

Если нет возможности написать самому, закажите тут

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

​Социализация — процесс становления индивида в обществе, интеграция человека в социальную систему. 

Особенность социализации в том, что общество с помощью специальных механизмов и институтов передает формирующейся личности накопленные столетиями навыки взаимодействия, то есть, не используй человек способности своей и общественной памяти, пройти успешно процесс интеграции в социум было бы невозможно.

Сознание — представление субъекта о мире и о своём месте в нём. Наличие сознания обеспечивает способность человека отдавать отчет своему внутреннему психическому опыту и опыту, необходимому для разумной организации совместной деятельности.

Помимо индивидуального сознания конкретного человека существует такое понятие, как сознание общественное.

Общественное сознание — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

Сознание общества и сознание человека тесно взаимосвязаны: общественное является продуктом индивидуального и наоборот. Таким образом, накопление, сохранение и воспроизведение какой-либо информации со стороны конкретной личности или со стороны общества крайне важны для дальнейшего «взаимопользования» и сохранения и развития сознания в целом.

Кроме участия в глобальных понятиях, память также важна и для прохождения человеком более локальных процессов: обучение, анализ, оперирование ассоциациями и т. п.

Имплицитная память

Имплицитную память также называют процедурной или процессуальной. Запоминание в этом случае происходит непроизвольно и выражается потом в двигательных навыках, позволяя застегивать пуговицу, кататься на велосипеде, правильно держать ножницы и делать многое другое автоматически.

Эти умения невозможно утратить. Имплицитная память содержит знания о рефлекторныхдвижениях. Запоминание здесь происходит постепенно, по возрастающей, и улучшается с практикой.

Имплицитная память выражается не в словах, она связана с моторными навыками и не полностью доступна сознанию. Здесь действует обратный принцип: если при езде на велосипеде концентрироваться на выполнении движений, его эффективность снизится.

Большая часть получаемых нами сведений запоминается эксплицитно, но с течением времени наш опыт становится имплицитным. Становясь неосознаваемым, воспоминание превращается в автоматический навык.

Из книги Анхельс Наварро Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти

Особенности памяти

Существуют индивидуальные особенности памяти, которые влияют на процессы запоминания и воспроизведения информации в целом. К таким особенностям относят: 

  • скорость запоминания;
  • точность воспроизведения;
  • прочность (насколько хорошо запоминаются данные);
  • готовность к воспроизведению (насколько быстро и легко человек вспоминает информацию).

Любая информация, которая поступает в мозг человека, с течением времени искажается. Только в первые минуты и часы данные остаются наиболее достоверными, а потом они уже проходят обработку сознанием, которое, естественно, индивидуально у каждого человека. Соответственно, утверждать, что человек запоминает изначальную информацию с точностью, некорректно. Даже если память какого-то человека развита до высочайшего уровня, он не может избежать искажений в бессознательной части мозга.

Одна из форм искажений — это забывание. Естественный процесс, который протекает параллельно сохранению. Человеческому мозгу свойственно избавляться от информации, к которой в течение некоторого времени не обращались и не проявляли интереса. Забываться могут как мелкие детали, так и полноценные действия.

Примечание

В некоторых случаях человек может забывать даже значимые события своей жизни, однако чаще всего это происходит из-за нарушения психики или блокирования мозгом негативных воспоминаний.

Например, повзрослевший человек может абсолютно не помнить внешности погибшего в его детстве родителя. Мозг ограждает его от информации, которая может причинить боль. Амнезия — высшая степень такого рода нарушений, которая может быть вызвана как психологическими потрясениями, так и физическими травмами.

1.4. Процессы памяти

Запоминаниезапечатления,Основное
значение
зависимости запоминания
от характера деятельности,
ознакомленияСущественным
условием запоминания
является понимание.

узнавании и воспроизведении

узнавание

узнавании
Узнатьузнаваниеузнаваниидеятельность
соотнесения, сопоставления
восприятие,соотнесение,
сопоставление

образа с
первичная
его форма
автоматическое
узнавание в действии.
Следующей
ступенью
чувством
знакомости,
Третьей
ступенью узнавания
отожествлениепознавательный
акт.
Воспроизведение
реконструкция
Воспроизведение
вспоминания
припоминания.

Классификация по времени сохранения материала

По времени сохранения материала можно выделить такие типы памяти:

  • Сенсорная память. Это память, в которой данные сохраняются на рецепторном уровне, время сохранения колеблется в промежутке между 0,3 секунды и 1 секундой. Отдельные ее формы имеют следующие названия: иконическая, то есть зрительная, и эхоическая, то есть слуховая сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в иную форму хранения, то она просто теряется без возможности восстановления. У отдельных индивидов точное сохранение материала, то есть визуальной картинки, в иконической памяти составляет более, чем доли секунды, и может быть сохранено до нескольких минут. Данная способность «видеть» образ картины или предмета, который был перед глазами, но уже не показывается, получила название эйдетизм. Эйдетические способности сильнее развиты у ребенка, нежели у взрослого.
  • Кратковременная память. Это память, в которой период хранения материала ограничивается конкретным, обычно совсем небольшим, сроком – примерно до двадцати секунд, и размером одновременно сохраняемых в памяти элементов в пределах семи (плюс-минус два).
  • Долговременная память. Это память, которая способна обеспечить длительное сохранение материала, она совершенно не ограничивается по сроку хранения материала, а также по размеру сохраняемых данных. Она никак не связана с актуальным состоянием сознания. Отличие долговременной памяти от кратковременной не просто во временном периоде сохранения данных, но и в способе их переработки. Так, кратковременная память представляет собой механическое запечатление, а долговременная предполагает сложнейшую переработку данных, что гарантирует оптимальное, а также экономичное ее сохранение. Информация словно раскладывается по нужным «полочкам». Получается, что чем больше индивид знает, тем больше таких «полочек» будет в его хранилище информации. Совершенствование качества и объема воспроизводимых данных при их долгосрочном хранении в сравнении с кратковременным называют реминисценцией.
  • Оперативная память. Это память, которая занимает некое промежуточное положение между памятью кратковременной и долговременной. Данная память рассчитана на хранение материала в определенный период, то есть, к примеру, на время, которое требуется для решения какой-либо задачи.

Заключение

Память – очень сложный когнитивный процесс. Она иногда нас подводит, иногда от чего-то уводит, а к чему-то приводит. Все зависит, какой вид мы используем и насколько развиваем. Память можно развивать и тренировать. Сделать это можно, например, с помощью онлайн-тренажеров.

Чтобы узнать, на каком уровне она у вас работает, посетите подборку тестов на память. Результаты покажут, что нужно подтянуть.

А пока вы будете проходить тесты, у меня для вас уже есть инструменты для улучшения памяти и работы мозга.

Помимо курсов, советую также читать специальные книги для развития памяти.

Желаю вам успехов в прокачке полезного процесса, а также в профессиональной и личной сфере! До встречи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: