История открытия
Закон был открыт Германом Эббингаузом, но окончательно сформулирован только Адольфом Йостом, в следствие чего и получил своё альтернативное название. В литературе можно встретить упоминания не о «Законе Йоста», а о «Законах Йоста», так как помимо закона накопления и распределения повторений А. Йост вынес из своих экспериментов ряд суждений о специфике запоминания при разных вариантах повторения, в частности вывод о том, что при наличии двух ассоциаций, равных по силе, но различных по возрасту, более старая ассоциация будет являться более ценной при повторении и будет забываться медленнее, чем новая. Некоторые такие выводы могут рассматриваться как альтернативная формулировка закона накопления и распределения повторений. Полученные Йостом результаты во многом являлись подтверждением результатов исследований Г. Эббингауза, описанных в его монографии «О памяти».
Г. Эббингауз был первым психологом, решившим заняться экспериментальными исследованиями памяти. Полученные им результаты стали основой для множества последующих исследований в этой же сфере, но также не раз вызывали многочисленные споры и критику: например, Георг Э. Мюллер и Фридрих Шуман указывали на влияние усталости испытуемого на результаты. Йост, являвшийся учеником Мюллера, в своих работах попытался избежать подобных трудностей и увеличить точность метода бессмысленных слогов, изначально использовавшегося Эббингаузом.
Эффект Зейгарник
Люди запоминают незавершенные или прерванные задачи лучше, чем выполненные.
Что запомнить
Используйте индикаторы прогресса для сложных задач, чтобы визуально показать, когда задача не выполнена, и, таким образом, увеличить вероятность того, что она будет завершена.
Происхождение
Блюма Вульфовна Зейгарник (1900 — 1988) была советским психологом и психиатром, членом Берлинской школы экспериментальной психологии и кружка Выготского . Она обнаружила этот эффект и внесла вклад в становление экспериментальной психопатологии как отдельной дисциплины в Советском Союзе в период после Второй мировой войны. В 1920-х годах она провела исследование памяти, в котором сравнивала запоминание завершенных и незавершенных задач. Она обнаружила, что незавершенные задачи легче запомнить, чем выполненные. Сейчас это известно как эффект Зейгарник. Позже она начала работать в Институте высшей нервной деятельности, где встретила своего большого вдохновителя — Выготского, и присоединилась к его научному кружку. Там же Зейгарник основала кафедру психологии. В 1983 году Зейгарник получила премию Lewin Memorial Award за свои исследования в области психологии.
Закон Хика
Время, необходимое для принятия решений, возрастает с увеличением количества и сложности вариантов.
Что запомнить
Чем больше вариантов, тем дольше приходится думать, чтобы принять решение. Упрощайте выбор для пользователя, разбивания сложные задачи на маленькие шаги. Выделяйте рекомендуемые параметры, чтобы не перегружать пользователей.
Происхождение
Закон Хика (или закон Хик-Хаймана) назван в честь британского и американского психологов Уильяма Эдмунда Хика и Рэя Хаймана. В 1952 году они решили измерить отношение между количеством стимулов и временем реакции индивида на каждый стимул. Как и следовало ожидать, чем больше стимулов воздействует на человека, тем дольше он принимает решение, какому из них поддаться. Если бомбардировать пользователя большим количеством опций, ему придется долго принимать решение и совершать работу, которую он совершать не хочет.
Закон прегнантности
Люди будут воспринимать и интерпретировать неоднозначные или сложные образы как простейшую возможную форму, потому что такая интерпретация требует от нас наименьших когнитивных усилий.
Что запомнить
Человеческий глаз любит находить простоту и порядок в сложных формах, потому что это защищает нас от передозировки информацией.
Происхождение
Это один из законов гештальтпсихологии, история которой ведет начало с выхода работы Вертхеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения». В ней ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. В 1910 году психолог Макс Вертхеймер получил инсайт во время наблюдения за тем, как на железнодорожном переезде мигает ряд огней. Это было похоже на то, как огни, окружающие шатер кинотеатра, включаются и выключаются. Для наблюдателя это выглядит так, будто один источник света движется вокруг шатра, перемещаясь от лампочки к лампочке, когда на самом деле это серия лампочек, загорающихся и гаснущих, а сам свет никуда не перемещается. Это наблюдение привело к пониманию принципов того, как мы визуально воспринимаем объекты. Данные принципы лежат в основе почти всего, что мы делаем графически как дизайнеры.
Эффект эстетики в юзабилити
Пользователи часто воспринимают эстетически приятный дизайн как дизайн более удобный.
Что запомнить
Эстетически приятный дизайн настраивает пользователей более толерантно к мелким неудобствам. Он маскирует проблемы юзабилити и мешает обнаружить их во время тестов.
Происхождение
Эффект эстетики юзабилити был изучен в рамках дисциплины HCI (взаимодействие человека и компьютера) в 1995 году. Исследователи Масааки Куросу и Каори Кашимура из дизайн-центра Hitachi протестировали 26 вариантов пользовательских интерфейсов банкоматов, попросив 252 испытуемых оценить удобство и эстетическую привлекательность каждого варианта. Они обнаружили, что корреляция между оценками эстетической привлекательности и кажущегося удобства сильнее, чем корреляция между оценками эстетической привлекательности и реальным удобством. Куросу и Кашимура пришли к выводу, что эстетика оказывает очень сильное воздействие на пользователей, даже когда те пытаются оценивать только функциональность системы.
Закон Якоба
Большую часть времени пользователи проводят на других сайтах. Это означает, что они предпочли бы, чтобы ваш сайт работал так же, как и все остальные, с которыми они уже знакомы.
Что запомнить
Можно упростить процесс знакомства пользователя с сайтом, спроектировав его в соответствии с общепринятыми дизайн-паттернами.
Происхождение
Закон Якоба был выведен Якобом Нильсеном, специалистом по юзабилити и руководителем Nielsen Norman Group, который основал компанию совместно с Дональдом Норманом (бывшим вице-президентом по исследованиям в Apple Computer). Нильсен создал движение «discount usability engineering» для быстрого и дешевого улучшения пользовательских интерфейсов и изобрел несколько юзабилити методов, включая эвристическую оценку.
Закон Фиттса
Время, нужное человеку чтобы попасть в цель, прямо пропорционально расстоянию до цели и обратно пропорционально её размеру.
Что запомнить
Делайте элементы, которые хотите выделить, большими и располагайте их поближе к пользователям. Это правило особенно актуально для кнопок, назначение которых в том, чтобы их было легко найти и выбрать.
Происхождение
В 1954 году психолог Пол Фиттс, исследуя двигательную систему человека, показал, что время, которое необходимо для перемещения к цели, зависит от расстояния до нее, и вместе с тем обратно пропорционально ее размеру. Согласно его закону, быстрые движения и маленькие кнопки приводят к большему количеству ошибок из-за сложности прицеливания. Хотя существует множество вариантов закона Фиттса, все они отражают одну идею. Закон Фиттса широко применяется в проектировании пользовательского опыта (UX) и интерфейса (UI). В частности, следуя этому закону, интерактивные кнопки стали делать большими (особенно на управляемых пальцами мобильных устройствах) — маленькие кнопки сложнее и дольше нажимать. Также расстояние между областью внимания пользователя и целевой кнопкой должно быть настолько маленьким, насколько это возможно.
Что почитать
Как упростить попадание мышью или пальцем в элементы интерфейса? (Бюро)
Fitts’ Law (Interaction Design Foundation)
Эксперимент c Закоом Йоста
В одном из экспериментов Йоста испытуемые заучивали 12 слогов в различных условиях повторения: по 8 повторов в день в течение 3 дней, по 4 повтора в день в течение 6 дней и по 2 повтора в день в течение 12 дней. Йост хотел сравнить варианты распределения повторений во времени по итоговым результатам воспроизведения запоминаемых результатов. Эффективность запоминания измерялась через количество правильных ответов при проверке памяти и время задержки при ответе.
Согласно результатам, во втором варианте распределения повторений (6 дней по 4 повтора) количество правильных ответов было больше, а время задержки при ответе — меньше, чем в первом варианте распределения повторений (3 дня по 8 повторов). Аналогично третий вариант распределения повторений (12 дней по 2 повтора) оказался эффективнее предыдущих двух.
Так был сформулирован закон, по которому повторять материал с бо́льшими интервалами в течение более продолжительного времени эффективнее множества повторений подряд. Это также связывается с тем, что распределенное повторение актуализирует более старые ассоциации, а концентрированное — более новые, что устанавливает соотношение с другими законами Йоста.
Закон Миллера
Среднестатистический человек может держать в рабочей памяти только 7±2 вещи.
Происхождение
В 1956 году Джордж Миллер утверждал, что объем оперативной памяти ограничен примерно 7 кусочками информации. Основной единицей информации является бит — объем данных, необходимый для выбора между двумя альтернативами. Аналогично, 4 бита информации — это выбор между 16 двоичными альтернативами (2 в 4 степени). Точка, в которой путаница может привести к ошибке, является пропускной способностью канала. Другими словами, количество битов, которое может быть надежно передано через канал в течение определенного промежутка времени.
Порог Доэрти
Продуктивность возрастает, когда компьютер и его пользователи взаимодействуют в темпе, который гарантирует, что ни один из них не должен ждать другого.
Что запомнить
Система должна давать обратную связь в течение 400 миллисекунд, чтобы удерживать внимание пользователей и повышать продуктивность
Происхождение
в 1982 году Уолтер Дж. Доэрти и Арвинд Дж. Тадани опубликовали в IBM Systems Journal исследовательскую работу, которая устанавливала новые требования к оптимальной скорости ответа компьютера — 400 миллисекунд, а не 2 000 (2 секунды), как было принято раньше. Когда компьютер исполнял команду пользователя и давал обратную связь быстрее, чем за 400 миллисекунд, считалось, что он превышает порог Доэрти, и такое взаимодействие является «завлекающим» пользователя.
Закон близости
Если объекты расположены рядом, они воспринимаются как группа.
Что запомнить
Закон близости полезен тем, что позволяет пользователям группировать различные кластеры контента с первого взгляда.
Происхождение
Принципы группировки (или Гештальт законы группировки) — это набор принципов в психологии, впервые предложенных гештальт-психологами для объяснения наблюдения, что люди естественным образом воспринимают объекты как организованные паттерны и объекты; этот принцип также известен, как прегнантность. Гештальт-психологи утверждали, что эти принципы существуют, потому что ум обладает врожденной склонностью воспринимать паттерны в раздражителях, основанных на определенных правилах. Эти принципы объединены в пять категорий: Близость, Сходство, Непрерывность, Замкнутость и Связность.
Что почитать
Principles_of_Grouping (Wiki)
Теория близости (Артемий Лебедев)
Как теория близости работает в интерфейсе? (Бюро)
Восприятие (Евгений Арутюнов)
Исследования и применение
Идея, что интервальные повторения можно использовать для улучшения процесса обучения, впервые была предложена в книге «Психология обучения» (англ. Psychology of Study), написанной профессором Алеком Мейсом в 1932 году. В 1939-м Spitzer протестировал эффект методики на студентах в Айове. Spitzer исследовал метод на более чем 3600 студентах и доказал его эффективность. Но эта ранняя работа оставалась незамеченной до конца 60-х, когда когнитивные психологи, в особенности Landuaer & Bjork and Melton, исследовали манипуляцию с интервалом повторения как способ улучшить запоминание. Примерно в то же время Пимслер стал первопроходцем в практическом применении теории интервальных повторений для обучения языкам и в 1973-м Себастьян Лейтнер придумал «Систему Лейтнера», универсальную систему обучения, основанную на карточках.
Эффект серийной позиции
Пользователи лучше всего запоминают первый и последний элемент в серии.
Что запомнить
Наименее важные элементы бывает полезно помещать в середину списка, поскольку, расположенные таким образом, они реже сохраняются в долговременной и рабочей памяти. Расположение ключевых действий слева и справа внутри таких элементов, как навигация, может увеличить запоминание.
Происхождение
Эффект серийной позиции, термин, придуманный Германом Эббингхаусом, описывает, как положение элемента в последовательности влияет на точность запоминания. Здесь задействованы две концепции — эффект первичности и эффект недавности, они объясняют, как элементы, представленные в начале и в конце последовательности, вспоминаются с большей точностью, чем элементы из середины списка. Манипуляции с эффектом серийной позиции отражены в дизайнерских решениях таких успешных компаний, как Apple, Electronic Arts и Nike.
Что почитать
Serial Position Effect (Ineraction Design Foundation)
Закон Теслера
Закон Теслера, также известный, как закон сохранения сложности, гласит, что для любой системы существует определенное количество сложности, которое нельзя уменьшить.
Происхождение
Работая в Xerox PARC в середине 1980-х годов, Ларри Теслер понял, что способ взаимодействия пользователей с приложениями так же важен, как и само приложение. Книга Дэна Саффера «Проектирование взаимодействия» включает интервью с Ларри Теслером, в котором описывается закон сохранения сложности. Интервью пользуется популярностью среди UX-дизайнеров. Ларри Теслер утверждает, что в большинстве случаев инженер должен потратить дополнительную неделю, чтобы уменьшить сложность приложения, а не заставлять миллионы пользователей тратить лишнюю минуту на использование программы из-за чрезмерной сложности. Однако Брюс Тогнаццини предполагает, что люди сопротивляются снижению сложности в их жизни. Поэтому, когда приложение упрощается, пользователи начинают пытаться выполнять более сложные задачи.
Law of Сonservation of Сomplexity (Wiki)
Программы и сайты
Anki, программа для осуществления интервальных повторений
Большинство программ и веб-сайтов для осуществления интервальных повторений требуют ручного ввода материала посредством создания карточек вида вопрос-ответ; когда наступает время для повторения, показывается одна сторона карточки («вопрос»), и пользователь должен проверить, как он его знает. После этого он смотрит «ответ» и проверяет себя, указывая программе в виде оценки, насколько хорошо он помнит данную карточку. Программа изменяет интервал повторения в соответствии с используемым алгоритмом.
Функциональность таких программ часто включает:
- Вопрос/ответ могут быть в виде звукового файла или картинки.
- Автоматическое создание перевернутых пар карточек, или множества пересекающихся карточек из набора данных (удобно при изучении иероглифов).
- Вывод дополнительной информации разного характера (например статистики).
- Поддержка продвинутых способов ввода данных, таких как LaTeX.
- Объединение с онлайновым сообществом, например в виде обмена учебным материалом.
Наиболее известные программы и веб-сайты: Rocka, Anki, Brainscape, Cerego, Course Hero, Lingvist, Memorizer, Memrise, Mnemosyne, Pleco Software, Quizlet, Skritter, SuperMemo, Synap, WaniKani.
Значение «Закон Йоста» в словарях
Закон Йоста
–
Психологический словарь
— эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А.ЙОСТОМ, согласно которой при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации БОЛЕЕ СТАРАЯ ИНФОРМАЦИЯ МЕДЛЕННЕЕ ЗАБЫВАЕТСЯ и требует при доучивании меньшего числа повторений. Механизмом, лежащим в основе этой закономерности, выступает перевод информации из кратковременной памяти в долговременную.
Закон Йоста
–
Психологический словарь
Автор. А.Йост (1895 г.). Категория. Эмпирическая закономерность. Специфика. Согласно этому закону, при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Механизмы. Данный процесс обусловлен переводом информации из кратковременной памяти в долговременную. Литература. Jost A. Die Assoziationsfestigkeit in ihrer Abhandigkeit von der Verteilung der Wiederholung // Zeitsch. Psychol. 1897, 14
Закон Йоста
–
Психологический словарь
(англ. Jost’s law) — эмпирическая закономерность, открытая в 1895 г., при исследовании запоминания бессмысленного вербального материала нем. психологом Адольфом Йос-том. Согласно 3. Й., при равной вероятности воспроизведения более старая информация: 1) медленнее забывается и 2) требует меньшего числа повторений при доучивании. Действие 3. Й. объясняют различиями кратковременной и долговременной памяти. См. Эббингауз Г.Добавление: Из 3. И. вытекают след. полезные правила для уч-ся: чем раньше начинаешь готовиться к экзамену, тем лучше; сначала надо изучать более важный материал. Можно надеяться, что закономерность, выявленная на бессмысленном материале, справедлива и для осмысленного текста (обратное менее вероятно). Др. варианты названия закона, которые можно встретить в русскоязычной литературе: «закон Иоста», «закон Джоста». (Б. М.)
Закон Йоста
–
Психологическая энциклопедия
— эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом — , согласно которой при равной вероятности воспроизведения — из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Механизмом, лежащим в основе этой закономерности, выступает перевод информации из кратковременной — памяти в долговременную — .
Закон Йоста
–
Психологический словарь
— эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом, согласно коей при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. В основе этой закономерности лежит механизм перевода информации из памяти кратковременной в долговременную.