Что делать, когда все плохо, или как бороться с негативизмом

Признаки негативизма

Признаками негативизма можно назвать упрямство, грубость, замкнутость, демонстративное игнорирование коммуникативного контакта или отдельных просьб. Вербально это выражается в постоянно угнетённых, страдальческих, жалостливых разговорах, агрессивных высказываниях по отношению к различным вещам, особенно ценным для социума в общем или собеседника в частности. Критика в отношении людей, которые высказываются положительно или нейтрально по отношению к акценту негативизма. Размышления о негативном устройстве мира, ссылки на подтверждающие данную мысль труды, часто искажая смысл или игнорируя противоположные мнение аналогичного авторитета.

Зачастую предположение у человека негативизма вызывает бурное отрицание и декларируется реалистичный, незашоренный, незаангажированный взгляд на окружающую действительность. Подобная позиция отличается от осознаваемо пессимистичной позиции тем, что негативизм не осознаётся. Целью негативистического восприятия обычно становится желаемая, но субъективно недоступная сфера, или аспект, который необходим человеку, но он не хочет или боится сделать неправильно, получить осуждение за ошибку. Потому вместо признания своего несовершенства в нём обвиняется внешний объект.

Признаком есть необоснованно агрессивная реакция сопротивления, эмоционально заряженная и достаточно резкая, неожиданно быстро набирающая развитие. Спокойно воспринимать, игнорировать или разумно дискутировать на тему просьбы, темы, ситуации человек не может. Иногда реакция может быть с целью вызвать жалость, во избежание дальнейшего давления, тогда упорство может сочетаться со слезливостью, угнетённым состоянием. В детском возрасте это капризность и отказ выполнять просьбы, в старшем к этому прибавляется попытка обосновать свой отказ неразумностью или неправильностью происходящего.

Что делать, если близкие люди негативисты

Негативист, находящийся рядом, очень усложняет жизнь, портит настроение, лишает позитива. Ситуация осложняется тем, что это исходит от близкого человека, отношения с которым разорвать не получится. Но предпринять можно следующее:

  1. Не стесняться прервать в тактичной форме потоки нытья, жалоб на жизнь и гнева. Дать понять, что это неинтересно.
  2. Не нужно бесконечно подбадривать, успокаивать или предлагать решение проблемы. Достаточно сделать это один раз. Если человек не пользуется советами и не принимает чужую помощь, то быть негативистом – его жизненный, осознанный выбор.
  3. Отвечать максимально кратко и лаконично, не проявлять заинтересованности в диалоге.
  4. Уточнить у негативиста цель разговора. Если он хочет получить поддержку и ценный совет, то может продолжать. Если ему нужно просто пожаловаться, то пусть найдет другого человека для этой цели.

Виды негативизма

В психологии выделяют 2 формы проявления негативизма — пассивный и активный. У каждой формы свои особенности.

Пассивный негативизм

Это форма поведения, выражающаяся в абсолютном игнорировании человеком просьб или требований. Конечно, он все слышит и понимает, но намеренно не делает ничего из того, о чем попросил другой.

Активный негативизм

Это форма поведения человека, при которой он резко выражает свое сопротивление в ответ на любые попытки внешнего воздействия на него. Он крайне резок и не пытается скрыть свое негативное отношение к происходящему. Часто человек совершает действие, противоположное тому, о чем его попросили.

Диагностика

При проведении диагностики кататонических состояний важно провести правильную оценку клинического состояния пациента. При сборе анамнеза и осмотре, нередко выясняется, что человек употреблял психоактивные вещества, которые наиболее вероятно способствовали развитию кататонического синдрома

Стоит учитывать вероятность развития симптомов кататонии на фоне лечения психотропными препаратами сопутствующих заболеваний.

Для диагностики расстройства используются психометрические шкалы. Наиболее часто используется шкала кататонических расстройств Буша — Френсиса. Она позволяет определить наличие и тяжесть кататонических симптомов за определённый промежуток времени. Также используют и другие оценочные шкалы.

Проведение электроэнцефалографии (ЭЭГ), КТ, МРТ и нейропсихологических обследований позволяют предположить локализацию нарушений в головном мозге и провести диагностику функционального состояния высших психических функций.

Дифференциальная диагностика проводится с другими психическими и соматическими расстройствами, сопровождающимися моторными нарушениями. Наиболее клинически схожей с кататоническим синдромом является болезнь Паркинсона, но заболевание сопровождается рядом специфических симптомов, которые позволяют дифференцировать ее от кататонии (тремор, апраксия ходьбы).

Дифференцируют кататонию от шизофренической кататонии, острых психозов с двигательным возбуждением, конверсионных расстройств и других состояний с выраженной двигательной заторможенностью или возбуждением, неврологической симптоматикой.

Причины и следствие

Подобные ситуации в психологии рассматриваются как сложные, но не критические. Своевременные профессиональные приемы помогут выявить, устранить и предотвратить негативные тенденции в поведении субъекта.

При этом не стоит думать, что негативизм – черта, характерная лишь для детей. Негативизм часто проявляется у подростков, взрослых и даже людей преклонного возраста. Причинами проявления отрицательных установок в ответ на внешние раздражители могут быть перемены в социальной жизни индивида, психологические травмы, стрессовые ситуации и периоды кризиса.

Для определения сформировавшихся негативных установок и предотвращения их развития в дальнейшем следует провести психологическую диагностику потенциального пациента. Далее предстоит работа по устранению либо смягчению негативных проявлений у субъекта. Сначала искореняется первоначальная проблема, спровоцировавшая развитие отрицательной установки.

Помимо этого исключается давление на индивида, чтобы он смог «разблокироваться» и оценить реальную ситуацию. Взрослым поможет прием самопознания, когда в ходе работы с психологом человек погружается в собственные воспоминания и может найти причину своей неудовлетворенности, чтобы исключить последствия.

Негативизм у детей

Детским негативизмом называется неосознанное поведение детей, при котором они демонстративно противостоят директивному поведению окружающего мира, взрослых или общества. Выделяют два возрастных кризиса, при котором негативизм становится явным:

  1. Кризис 3-х лет, когда ребенок начинает осознавать самого себя, у него развивается самостоятельность, он часто употребляет выражение «я сам(а)». На данном этапе ребенок начинает отдаляться от родителей, меньше в них нуждаться. Обычно ребенок быстро трансформируется и привыкает к новой жизни, а вот для самих родителей это может стать шоком. Еще ранее нуждающийся в них ребенок теперь не требует их внимания и заботы. Если родители не смогут перестроиться, тогда они начнут подавлять личность ребенка, что приведет к пассивности, несамостоятельности, слабой воле и зависимому поведению.
  2. Кризис 11-13 лет, когда ребенок становится подростком, постепенно осознает свое взросление и необходимость отделяться от родителей на всех уровнях. Данный период подкрепляется гормональными перестройками, которые происходят как у мальчиков, так и у девочек. Если ребенок начнет вписываться в социальную жизнь, тогда он пройдет кризис. Если у него не получится, тогда это станет его моделью поведения.

Обычно дети упрямствуют или капризничают, когда возникает феномен негативизма. Это проявляется в плаче, криках, падании на пол, замкнутости и пр. Негативизм у детей связан с противостоянием желаний взрослых и желаний ребенка либо их интересов. Если ребенок хочет играть, а взрослые ему запрещают, это приведет к негативизму, поскольку ребенок желает делать то, что ему хочется, а не родителям.

перейти наверх

Сродные понятия

Негативизм входит в трио проявлений комплекса протестного поведения ребенка.

Вторая составляющая — упрямство, которое можно считать формой негативизма, с той лишь поправкой, что упрямство в каком-либо вопросе имеет свои определенные причины, в то время как негативизм являет собой не мотивированное ничем сопротивление. Объединяет эти явления то, что и одно и другое возникает на основе сугубо субъективных ощущений человека.

Одно из самых близких к негативизму (как психиатрическому термину) явление – мутизм. Это состояние, при котором человек избегает любого общения как с помощью речи, так и с помощью жестов. Но, в отличие от негативизма, мутизм в основном является следствием сильного потрясения.

Третья составляющая — строптивость, отличие от упрямства в том, что направлена она не на конкретного человека , а в общем на систему воспитания, развитие событий и так далее.

Детский негативизм

Чаще детский негативизм – преходящее явление. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет.

Негативизм Детский — Психологический словарь – dic.academic.ru

Негативизм детский – форма общения – ребенка, в которой он делает попытки отстоять права своей личности – путем противодействия требованиям окружающих.

Детский негативизм – Психологос – www.psychologos.ru

Помните: от того, как мы будем реагировать на детский негативизм , зависит самое важное – будущая личность, сфера ее отношений, в том числе к людям и к себе

негативизм детский – это Что такое негативизм детский ? – psychology.academic.ru

негативизм детский . — форма общения ребенка, в коей он пытается отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих.

Детский негативизм : признаки и причины его проявления – CyberLeninka.ru

Рассматривается проблема детского негативизма с позиций педагогики, раскрываются признаки и причины его проявления.

Негативизм у детей, симптомы, как бороться с детским – www.sweli.ru

. Негативизм у детей. В возрасте от 2 до 3 лет дети склонны проявлять признаки упрямства и Это не так-то просто сделать, когда у двухлетнего малыша истерика. Детское нытье.

Негативизм у детей | Статьи – www.psyportal.net

Детский негативизм являет собой проявление развития ребенка и способ самоутверждения на определенном этапе его жизни.

Детский негативизм – Игры для детей онлайн. Бесплатные – xn—-8sbajyvfd4a8f2ae.xn--p1ai

Детский негативизм – ситуативное явление, пока это не стало привычной моделью поведения. Не позволяйте ребенку находиться в постоянном эмоциональном напряжении

Детский негативизм – zdravnica.net

Негативизм (от лат. отрицание) — Чаще всего негативизм встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей.

Негативизм у детей | Статьи | Фазы детского негативизма – www.psyportal.net

Фазы детского негативизма . Детский негативизм , как возрастное явление, имеет свои фазы развития. Первая фаза: 1,5-3 года.

НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ – это Что такое НЕГАТИВИЗМ – pedagogicheskaya.academic.ru

НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ . (от лат nega-tio — отрицание), лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям

Негативизм у детей, подростков и взрослых – InDepress.ru

Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.

Статья Детский негативизм и причины его проявления – infourok.ru

« Детский негативизм : признаки и причины его проявления ». Составил учитель начальных классов. Проданова Анна Владимировна.

Детский негативизм : признаки и причины его проявления – www.nauka-dialog.ru

Ключевые слова: детский негативизм ; капризность; упрямство; причины негативных проявлений; рассогласо-ванный стиль воспитания; ситуативная рефлексия

Особенности негативизма у подростков

Негативизм — главный симптом подросткового кризиса. Ребенок, который совсем недавно был спокойным и послушным, становится раздражительным, грубым, замкнутым.

Подростковый негативизм — это желание ребенка заявить на весь мир, что он уже взрослый и может сам принимать решения. Сталкиваясь с непониманием взрослых, он в силу малого жизненного опыта просто не умеет достойно выходить из конфликтов и аргументированно отстаивать свою точку зрения. В итоге — ссоры, обиды «на весь мир», бойкоты родителям и друзьям. Показной строптивостью и упертостью подросток пытается замаскировать многочисленные страхи и комплексы.

Важно не оставлять ребенка один на один с его биполярным миром, где правят только добро и зло с полным отсутствием полутонов. Негативизм у подростков проходит по мере их взросления, сопровождающегося накоплением жизненного опыта. При участии родителей ребенок должен научиться «договариваться» с самим собой и смотреть на мир более позитивно

При участии родителей ребенок должен научиться «договариваться» с самим собой и смотреть на мир более позитивно.

Как бороться с проблемой

Примеры нонконформизма часто встречаются в нашей жизни. Примерами подобного поведения в обществе могут стать различные государственные перевороты, когда люди несогласные с установленными порядками, пытаются навязать обществу собственные ценности. В отличие от нонконформизма, негативизм чаще проявляется в повседневной жизни, не связанной с общественностью.

В случае с детьми дошкольного возраста используются различные методики психической коррекции, построенные на формате игр и сказок. При появлении негативизма в подростковом возрасте, используются когнитивно-поведенческие методики

Очень важно, суметь найти необходимую нить, которая позволит выйти на контакт с подростком, замкнувшимся в собственном мире

Родителям важно понимать, что давление в психологическом плане, оказываемое на ребенка, может привести лишь к ухудшению ситуации. Угрозы и физическое наказание заставят ребенка замкнуться в собственном мире. Специалисты рекомендуют использовать методику мягкого воздействия, которая основывается на компромиссах

Родителям следует стараться как можно реже становиться инициаторами конфликтов с детьми

Специалисты рекомендуют использовать методику мягкого воздействия, которая основывается на компромиссах. Родителям следует стараться как можно реже становиться инициаторами конфликтов с детьми.

Основная задача терапии, научить ребенка правильно взаимодействовать с окружающим миром, благодаря прививанию позитивных моделей поведения. Достижение результатов в изменении собственной поведенческой модели должно сопровождаться похвалой и пониманием. Положительное подкрепление имеет важную роль для не до конца сформированной психики.

Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и в выполнении действий, противоположных требуемым

Симптомы

Негативизм обычно проявляется как в поведении, привычках, так и в образе мышления, в идеалах, творческих проявлениях, почерке и даже во внешнем виде. При этом у пациента наблюдаются:

  • негативные эмоциональные реакции;
  • демонстративность (татуировки, агрессивные украшения и прически, маскулинность);
  • суицидальные мысли;
  • пониженный фон настроения, проявляющийся в виде мрачности, угнетённости, угрюмости и отгороженности;
  • асоциальность;
  • агрессивность;
  • повышенный уровень тревожности;
  • выраженная дезорганизация;
  • повышение мышечного тонуса;
  • кататоническое возбуждение — эхосимптомы, парамимия, периодические стереотипии, вычурность движений (к примеру, пациент берет еду, которая расположена справа, левой рукой, протягивает ее за спиной и т.д.).

Возрастные кризисы и какие они бывают

Возрастные кризисы – это всегда испытание, но пройти их нужно. В эти периоды закладываются ключевые задатки характера.

Кризис трёх лет

В возрасте трех лет происходит первая сепарация (отделение) ребенка от родителей. Прежде всего от мамы. Т.е. он начинает различать, что есть отдельно Он, и есть отдельно мама.

В этот период полезно знать про это и дать ребёнку необходимую поддержку и понимание

Если малыш не встретил принятие своей новой и важной потребности, то здесь возможно первое формирование негативизма, как формы защиты своей естественной психической потребности самоосознания

И опыт неудачной сепарации, осложнённой конфликтами, слезами, криками и ситуативным негативизмом может отразиться в дальнейшей жизни. Т.е. этот конфликт никуда сам по себе не денется и пойдёт дальше, чтобы в конце концов реализовать возрастные потребности.

Кризис подростка    

Подростковый возраст – это следующий период, когда у человека проявляется потребность в свободе и личной, психологической автономности.  В этот момент, как никогда он хочет быть и любимым близкими, но также и независимым от них.

Понимание взрослыми этого важного условия для взросления и успешной социализации подростка поможет пройти этот период с уважением и доверием к нему. Если этот период затянется и будет сопровождаться конфликтами, то может сформироваться сопротивление, как авторитетам, так и социальным нормам


Giphy

Усвоенное чувство несвободы и борьбы, связанной с этой темой, будет свойственно и взрослому человеку. И это будет всё время свобода от чего-то…кого-то.

Параноидная личность

Люди, страдающие параноидальным расстройством личности, совершенно не понимают шуток – у них нет чувства юмора. Они неспособны переживать любые неудачи, по любому поводу их переполняют негативные эмоции. К благосклонным отношениям эти индивиды относятся подозрительно, потому то и нормальные, дружеские отношения им создать не удается. При этом такой человек вполне активен, не может долго усидеть на одном месте.

 Психиатр Петр Борисович Ганнушкин, описывая своих пациентов, утверждал, что параноидальные личности мыслят однообразно, нелогично, «перекручивая» все по-своему. Критику они не приемлют в силу своей завышенной самооценки. Параноики реагируют на нее резко физической агрессией, руганью, затаивают злость и обиду надолго.

Коллеги, близкие и друзья параноика страдают от его негативизма. Очень тяжело состоять в близости или браке с таким человеком, так как он постоянно давит патологической подозрительностью и вытекающей из нее ревностью.

Параноики обладают такими характерными чертами:

  • отрицательной эмоциональностью;
  • сверхбдительностью;
  • инфантильностью;
  • во всем видят негативные стороны;
  • односторонним мышлением;
  • завышенной самооценкой;
  • конфликтностью;
  • агрессивностью;
  • повышенной активностью;
  • педантичностью.

П.Б. Ганнушкин как основу параноидного расстройства личности выделил формирование сверхценных идей, а самой распространенной из них является убежденность пациента в своей гиперзначимости. Индивид думает только об этом, не в состоянии переключиться на что-то другое, не может управлять собственными мыслями, когда как они «рулят» его разумом. На основании этого ученый предложил классифицировать параноиков по преобладающим сверхценным идеям: фанатик, сутяжник (кляузник, кверулянт), изобретатель,  и т.д.

Люди с параноидным расстройством личности к своему здоровью относятся пренебрежительно. Получив диагноз какой-либо соматической болезни, они не принимают никаких мер к выздоровлению: отказываются пить выписанные лекарства и следовать рекомендациям врача. Так сказывается их представление о плохом отношении кого бы то ни было к своей личности.

Существует и классификация параноидальных личностей по типу нервной системы (по Эрнсту Кречмеру, немецкому психологу и психиатру):

  1. Сенситивный параноик— несчастный человек, жертва (так он сам считает). Окружающие, по его мнению, относятся к нему со злобой, несправедливо, чувствуют в нем врага. Он неуверен в своих силах, замкнут, раним, имеет низкую самооценку, сильно переживает неудачи, критичен, но время от времени в нем вспыхивает чувство собственного достоинства. Страдающий данным видом психопатии накапливает в себе негативные эмоции, которые могут внезапно вырваться наружу неадекватными действиями: нанесение увечья себе и побоев другим.
  2. Экспансивный параноик— весьма самоуверен, лидер, а тех, кто с ним не согласен, считает опасными. Подозрителен, возбудим, напорист, агрессивен. Он вполне доволен собой, считает себя исключительным, идеалом, совершенством, не признает указаний на недостатки, считает себя лучшим в определенном деле и строит успешную карьеру лишь чтобы остальные завидовали и восхищались им. Такого человека можно назвать «двужильным» — он практически никогда не устает, активен в любой момент, настроение всегда повышенное.

В чем проявляется негативизм – признаки

Основные симптомы негативизма:

  1. Упрямое поведение, нежелание идти на уступки.
  2. Грубость, хамство.
  3. Замкнутость, скрытность.
  4. Игнорирование социального взаимодействия или отдельных просьб людей.
  5. Ведение угнетенных, жалостливых разговоров.
  6. Агрессивные высказывания по поводу жизненных явлений (часто ценных для собеседника).
  7. Бурное отрицание порядков, принятых в обществе.
  8. Нежелание признавать свои ошибки, несовершенства.
  9. Обвинение других в своих промахах, неудачах.
  10. Необоснованная агрессия.
  11. Мысли о несовершенстве мира, тяжести жизни.
  12. Склонность к негативным размышлениям, переживаниям.
  13. Отношение с неприязнью к людям, которые предпочитают веселиться и радоваться жизни.
  14. Неумение испытывать чувство искренней благодарности.
  15. Заранее негативное отношение к предстоящем событиям (я не сдам зачет, у меня не получится, я проиграю).

Какие ощущения испытывает негативист

Для негативиста характерны следующие эмоции и ощущения:

  • постоянная боязнь надвигающихся неприятностей;
  • чувство вины за собственное несовершенство;
  • страх потерять то, что уже было достигнуто;
  • тотальное недовольство собой, своей внешностью, результатами труда;
  • переживания по поводу личной жизни (или ее отсутствия);
  • желание постоянно доказывать что-то окружающим.

Причины негативизма

Психологи выделяют следующие причины возникновения негативизма:

  1. Психические заболевания.
  2. Особенности характера.
  3. Неправильное воспитание родителями.
  4. Разрушение ценностей.
  5. Кризисы возраста.
  6. Психотравмирующие ситуации.

Негативизм развивается, когда человек не уверен в себе, беспомощен, не обладает достаточными знаниями и умениями, чтобы решать возникающие ситуации. Это приводит к инфантильности, когда индивид не способен выходить из конфликтов, решать проблемы, аргументировать свою позицию, защищать личные границы, справляться с неудачами. Здесь возникает противоречие, где человек выбирает отказаться от необходимости достигать целей. Ему легче отказаться, нежели осознать проблему и решить ее.

Вполне нормален негативизм, который проявляется в начале возникновения конфликтной или проблемной ситуации. Человек пока еще не обладает нужными знаниями, навыками или опытом, поэтому реагирует рефлексивно. Однако по мере решения проблемы и преодоления трудностей он возвращает свое стабильное состояние.

Такое возможно в кризисные возрастные периоды, когда человек меняет свою жизнь и пока еще набирается нового опыта, который связан с изменениями. Вполне нормально проявлять негативизм по мере решения проблем. Однако если человек выбирает бегство от проблем, тогда он развивает в себе устойчивое негативное поведение в подобных ситуациях.

В детском возрасте негативизм может проявляться еще и по следующим причинам:

  1. Гиперопека родителей.
  2. Отсутствие самостоятельности у ребенка в преодолении своих жизненных проблем.

Причины

Развитие катотонического синдрома и одного из его проявлений – негативизма происходит вне явных связей с определенными причинами, нет помрачения сознания или галлюцинаций. Чаще всего негативизм – лишенное разумных оснований сопротивление, наблюдается у особ из дисфункциональных семей с внутрисемейным стрессом, а также при таких патологических заболеваниях и состояниях как:

  • эпилепсия;
  • острое расстройство психики, например, кататоническая шизофрения;
  • полная ли частичная утрата речи (моторная алалия или дисфазия);
  • умственная отсталость;
  • гипогликемическое состояние.

Считается, что признаки негативизма характерны для всех возрастных кризисов, к ним относят:

  • кризис трех лет;
  • подростковый период;
  • негативизм является симптомом кризиса среднего возраста, к примеру, возникновение ситуационного напряженного негативизма при синдроме ожидании неудачи у особ с эректильной дисфункцией или недостатком сексуального желания.

Кроме того, негативизм значительно сильнее проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах и обычно сопряжен с четко выраженной психической неуравновешенностью и преобладанием депрессивных тенденций.

Не допустить — лучший, но порой сложный выход

Для того чтобы не допустить развития подобного состояния у детей и пожилых людей в первую очередь необходимо окружить их заботой и вниманием

Важно следить за тем, чтобы социализация и интеграция детей в общество проходила как можно более успешно и безпроблемно, а у пожилых не утрачивались коммуникационные навыки

Важно следить за тем, чтобы социализация и интеграция детей в общество проходила как можно более успешно и безпроблемно, а у пожилых не утрачивались коммуникационные навыки. Нельзя давить на людей (любого возраста) и навязывать им свою точку зрения на что-либо, заставлять выполнять то, чего они не желают

Нельзя давить на людей (любого возраста) и навязывать им свою точку зрения на что-либо, заставлять выполнять то, чего они не желают.

Необходимо следить за тем, чтобы не возникало чувство фрустрации, особенно внимательно надо наблюдать за собственным состоянием. Фрустрация – первый шаг к негативизму.

Самое важное, что необходимо запомнить обо всем вышесказанном: негативизм не причина, а следствие. Избавиться от него можно только избавившись от проблемы, которая его вызвала

Так же важно помнить и не путать термин, которым в психологии и педагогике обозначается нерациональное сопротивление любому воздействию с простым упрямством и свойственным всем детям непослушанием. Поведение человека с негативизмом успешно поддается коррекции

При этом желательно обратиться к врачу-профессионалу

Поведение человека с негативизмом успешно поддается коррекции. При этом желательно обратиться к врачу-профессионалу.

Причины негативизма

Основой для появления негативизма могут быть дефекты воспитания, в том числе семейный сценарий отношения к жизни, сформированные , кризисные периоды, психотравмирующие ситуации. Общим для всех факторов есть внутриличностная инфантильность, когда ресурсов для решения проблемы, умений выйти из , аргументировать свою позицию или проигнорировать попытку вмешательства в свои границы человек создаёт иллюзию отрицания потребности в этом. Если данная форма восприятия имеет эпизодический характер, то это может быть этапом узнавания и преодоления нового, неизвестного и пугающего. Но если подобный поведения приобретает постоянное течение, то может идти речь о формировании характера, поведенческого сценария

Это форма патологической защиты эго, отрицание фактора, который привлекает внимание. Причинами можно назвать ощущение внутренней неуверенности, беспомощности, недостаток необходимых знаний и умений для преодоления проблемной ситуации

В периоды кризисов, негативизм как частый признак, это реакция на изменение социальной ситуации, в результате которой личность не может опираться на предыдущий опыт и требует новых знаний. Поскольку их ещё нет, не справиться вызывает реакцию сопротивления. В норме, получив необходимые знания и опыт, личность переходит на новый уровень саморазвития. Развитие предполагает определённый труд, период осваивания и преодоления. Если человек избегает этого процесса, то он застареет на этапе сопротивления, отказываясь от развития и акцент, который он не может преодолеть декларируется как нежелательный. В периоды ранних детских кризисов причиной может быть сценарий воспитания гиперопека и родители не дают ребенку самостоятельно пройти этап преодоления, пытаясь снизить его фрустрацию (на самом деле, свою) от неизвестности.

Подростковый негативизм

Подростковое негативное поведение выражено наиболее ярко. Характерно для возраста 13-16 лет, при правильном поведении взрослых постепенно проходит. Нередко взрослые прибегают к помощи психолога, чтобы скорректировать поведение типичного подрастающего бунтаря.

Часто подростковый негативизм выражается в стремлении изменить внешность. Мальчик может заявить, что намерен отрастить волосы, а девочка – красится в яркие цвета или бреется на лысо.

Если в накрашенных губах и неформальной одежде нет ничего плохого, то родителям стоит обращать повышенное внимание на то, с кем общаются их дети. Подростковый негативизм выражается в ранних половых связях, употреблении алкоголя, курении, общении с дурными компаниями

Патогенез

Психологическое состояние у особ с кататонией является противоположным ступору, причем усиливается не только психологическая деятельность, но и двигательные проявления. Сопротивление является защитной реакцией организма. Негативистические тенденции свидетельствуют о некомфортности, крайней обидчивости, враждебности, тревожности, малой социализированности личности, а также недоверии и недовольству к окружающим, выраженной склонности к критицизму и подозрительности. В дальнейшем негативизм может привести к возникновению негативных психопатологических явлений — замкнутости, отрыву от реальности, потери привязанности к близким, что повышает уровень дезадаптации. Это чаще всего обосновано и вызывает тенденцию к развитию жестокости – завуалированной или открытой, либо той и другой одновременно. Кроме того, происходит развитие негативных коммуникативных установок, склонность делать необоснованные обобщения.

Также могут встречаться «ложнонегативные» профили, которые типичны для больных с выраженными психическими дефектами и имеющими явное эмоциональное уплощение.

В основе немотивированного сопротивления обычно лежит неосознаваемое состояние готовности к определенному виду реакций, с помощью которых человек с кататонией «удовлетворяет свои потребности». Повторение «установочных ситуаций» складывает в ряд «фиксированные установки», которые незаметно становятся частью жизненной позиции и способом реагирования в ряде случаев. Установки негативизма чаще всего становятся результатом необоснованных выводов из собственного опыта и усвоенных стереотипов мышления.

Психологическая коррекция детского негативизма

Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.

Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:

  • осуждайте не самого ребёнка, а его плохое поведение, объясните, почему так поступать нельзя;
  • предложите встать ребёнку на место другого человека;
  • расскажите, как необходимо ребёнку поступить в конфликтной или неприятной ситуации, что ему говорить и как себя вести;
  • научите ребёнка просить прощение перед теми, кого он обидел.

Выводы. Советы специалиста

Дети с моторной алалией имеют шанс на нормальную жизнь, если родители не пустили все на самотек. Определить заболевание можно в возрасте 3 лет, когда проблема вполне поддается коррекции. В первую очередь необходимо поставить диагноз и подтвердить его у нескольких врачей. Так, свое заключение должен дать сурдолог, ведь алалия во многом похожа на обычную глухоту.

Лечение заболевания обязательно должно быть комплексным. Во время диагностики определяется его причина и назначается курс. После ребенку необходимо давать лекарства, посещать физиотерапевтический кабинет, занятия по общей ручной моторике и др. Немалую роль играет стимулирование речевой активности с логопедом.

Помните, что прогноз при алалии хотя и зависит от степени поражения головного мозга, но определяется правильным лечением. Своевременное определение проблемы и использование всех доступных метолов терапии нередко позволяет полностью устранить моторную алалию и значительно ослабить влияние сенсорной алалии на жизнь ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: