Адекватная самооценка

Техники работы

В НЛП (нейролингвистическом программировании) есть различные техники работы с самооценкой для её коррекции и правильного формирования.

Позитивный настрой

Важно положительно оценивать каждую ситуацию. Если она была успешной — похвалить себя, если провальной — сделать выводы и провести работу над ошибками

Данная техника предполагает проговаривание аффирмаций, самоубеждение.

Список слабых и сильных сторон

Создаются 2 списка. В первом указываются положительные качества и черты характера, во втором отрицательные. На работу с каждой слабой стороной отводится определённое количество времени (3 дня, неделя, месяц, полгода). По прошествии срока подводятся итоги и списки переписываются заново.

Списки ожиданий — собственных и окружающих

В одном списке содержатся ваши собственные цели и задачи, в другом — что ожидают от вас окружающие. Пункты сравниваются, пересечения остаются, а параллели выбрасываются или ставятся на паузу в зависимости от ваших собственных желаний.

Например:

  • родители хотят, чтобы вы получили высшее образование;
  • молодой человек видит в вас домохозяйку и мать своих детей;
  • подруга уговаривает открыть собственную студию звукозаписи.

Вы сами планируете стать владелицей студии — этот пункт оставляется. Возможность закончить вуз вы тоже не отбрасываете, но это в перспективе — ставите на паузу. А вот домохозяйкой вы точно не хотите быть — вычёркиваете.

В чём суть техники? Она поможет чётко расставить смысловые приоритеты не только перед собой, но и перед окружающими. Вы сможете озвучить им свои планы и двигаться к намеченной цели.

Самоанализ

Ежедневно перед сном рекомендуется мысленно или письменно анализировать, как прошёл день, что значимого случилось, степень вашего участия в произошедшем. Попытаться понять, почему вы поступили в той или иной ситуации так, а не иначе, что можно исправить, каких ошибок нужно избегать в будущем.

Целеполагание

Подумайте, к какой цели вы стремитесь и что у вас есть для её достижения. Соответствует ли уровень ваших притязаний вашим возможностям? Хотите стать начальником отдела? Подумайте, сможете ли вы везти на себе эту ношу, как на это смотрят ваши коллеги, родные, близкие. Если ожидания совпадают — у вас адекватная самооценка, добивайтесь желаемого. Если вы хотите, а окружающие нет, поговорите с ними (открыто, без агрессии), почему, и начинайте работу по снижению своих планок. Если наоборот — научитесь смотреть на себя со стороны и мыслить о себе в позитивном ключе.

Все вышеперечисленные техники — это самостоятельная работа над самооценкой, позволяющая адекватно смотреть на себя со стороны. Однако в некоторых случаях необходима помощь специалиста. У психологов свои методы коррекции.

Тренинг

Психолог может записать вас на различные групповые тренинги. Они учат общаться, смотреть на себя глазами других, доверию. Для этого используются тесты, ситуативные задачи, ролевые игры.

Методика трёх вопросов

У психологов есть превосходная техника, состоящая всего из трёх вопросов: Какой я? Чем я отличаюсь от остальных? Как я отношусь к себе? Ответы могут обсуждаться в течение нескольких часов, дней и даже недель. Результат курса — формирование адекватного отношения к себе и видения себя в окружающем мире.

Эго-состояние по Бёрну

Популярная техника, используемая для работы с разными психологическими проблемами. Клиент оценивает отношения между тремя образами, которые живут внутри него: Родителем, Взрослым и Ребёнком. При адекватном самооценивании они мирно сосуществуют, при завышенном правит капризный и эгоистичный Ребёнок, при заниженном всем руководит строгий Родитель. Задача коррекционного курса — сделать их равными.

Самооценка — одно из основополагающих понятий в психологии, на котором базируются многие другие. Некоторые расстройства личности, лишь косвенно связанные с физиологией, берут начало отсюда. Поэтому нужно постоянно следить за собой, чтобы под влиянием каких-то факторов, не опустить или не поднять эту планку. Ведь от этого будут зависеть ваша успешность и самодостаточность.

Адекватная самооценка? Статья о козликах бодатых

В некоторых случаях человек не видит своих достоинств и циклится на пороках. Тогда ему точно необходим тренинг повышения самооценки. Но бывает несколько иначе, когда самооценка занижается по вполне объективным причинам…

Самооценка – это область расчетов, а не эмоциональное состояние. Расчет может быть или правильным, или неправильным. Низкая самооценка – это следствие неправильных расчетов, а высокая самооценка – следствие правильных расчетов.

Вокруг сейчас только и слышишь: низкая самооценка, высокая самооценка, завышенная самооценка и заниженная самооценка. Такое ощущение, что люди только и заняты тем, что с утра до вечера себя «самооценивают» и «самоуверяются» в собственных силах. А самое интересное, что мало кто может дать простой и понятный ответ на вопрос: а зачем она вообще нужна, эта самооценка? Измерить, или же, правильнее сказать, оценить вашу самооценку, – это пожалуйста, уж извините за тавтологию. У вас низкая. А у вас — повыше. А вот у вас, батенька, чрезмерно завышенная! А теперь все бегом на тренинг по улучшению самооценки!
Тренинг — дело хорошее, но прежде чем что-то улучшать, не плохо бы понять, а что именно улучшать будем?
— Доктор, меня все называют козлом, и поэтому у меня низкая самооценка, что мне делать?..
— Конечно, идти на тренинг по улучшению своей самооценки! Там вам сто раз скажут, какой вы хороший и замечательный человек, и ваша самооценка возрастет со страшной силой.

Самооценка помогает достичь цели

Есть три вида оценочного суждения, два из которых мы уже затронули. Перечислим их все: это смотреть на мир (оценка и реакции), это смотреть на себя самого (самооценка и перераспределение ресурсов), и, наконец, смотреть на себя и ситуацию в целом глазами третьего (прогноз и действие).

Оценка и реакции

Это наша способность видеть, слышать и чувствовать окружающий мир, и выстраивать свои реакции в зависимости от того, что воспринимают органы чувств. Так как в первооснове оценки лежит выживание, то первейшая ее задача – видеть опасность и угрозу, и реагировать на нее тем или иным образом.

Самооценка: что такое и зачем?

Два оппозиционно настроенных козлика столкнулись на узкой тропке, чтобы раз и навсегда разрешить весенний вопрос о любовном интересе к козочке. Так как козочка просто подчинится выбору более сильного, то козлики решают выяснить, кто из них сильнее, в честной козлиной схватке. Они угрожающе направляют рога, бьют землю копытцами и всячески дают понять друг другу, что сейчас они как следует покажут друг дружке козью морду.

Иногда бывает так, что они бьются долго и упрямо, а иногда и так, что стоит лишь одному с кличем, – мочить козлов! – бросится в атаку, как его противник перепугается и сбежит с поля боя

Может быть, бывает и еще как-нибудь, но в нашем рассказе это совершенно не важно

А важно, например, то, что козлики хорошо видят рога друг у друга, но совершенно при этом не знают, какие рога есть у них самих!!!! И, может быть, там совсем не рога воина, а маленькие и чахлые рожки? А мужики и не знают, как говорится! Зеркала нет, посмотреть и прикинуть, – а хватит ли рогов для честного боя? Да и ума нет, чтобы приобрести какое-то понимание собственной силы и значимости

Завышенная самооценка.

Завышенная самооценка — другая крайность; противоположность заниженной. Опасна она не меньше, хотя почему-то считается более предпочтительной.

Этот тип в одном из случаев – следствие комплексов. Пытаясь побороть неприятие себя, человек цепляется за любое личное качество, превращая его в положительное. При этом свойственно доказывать другим собственную исключительность и значимость. Окружающие считают такие действия показателями заносчивости и гордыни. В реальности попытки самоутвердиться сигнализируют о подавленных комплексах, с которыми стоило бороться иначе.

Другой вариант развития завышенной самооценки – воздействие окружения. Родители воспитывают гордыню в ребенке, постоянно подчеркивая его уникальность, талантливость, неповторимость. Они делают это из лучших побуждений, но последствия бывают плачевными. Из захваленного малыша вырастает не умеющий оценивать себя здраво взрослый человек. Он уже давно живет отдельно, работает, сам выбирает вид досуга, но не избавился от родительских установок, засевших в голове.

Неумение критиковать себя приводит к искаженному восприятию реальности – создается впечатление, что весь мир настроен против; постоянно не хватает одобрения; коллеги и знакомые кажутся худшими, недостойными. На пике подобных переживаний приходит осознание неидеальности. Оно в некоторых случаях сопровождается депрессией, после которых следует глобальная переоценка. Но некоторые не «излечиваются», до конца жизни продолжая считать себя лучшими и обижаться, что другие этого не отмечают.

Определенный уровень восприятия нельзя считать приговором. Низкая самооценка может превратиться в адекватную. Она зависит от разных вещей – окружения, человеческих стремлений, целей. Любой способен скорректировать восприятие при желании, подкрепленном действиями. Ситуация статична в одном случае — если не пытаться ничего изменить, уверяясь в том, что это врожденное качество. Комплексы устраняются – либо самостоятельно, либо (в отдельных случаях) при помощи специалистов – психологов и психотерапевтов.

Подписывайтесь на wikiGrowth в Instagram и Telegram, там много всего полезного, в том числе очень интересные тесты.

Дополнительная информация:

  • Как полюбить себя с помощью 9 простых шагов?
  • Что такое самооценка личности и какая бывает?
  • Как поднять самооценку себе быстро и легко?
  • Как научиться любить себя и начать ценить?
  • Как повысить самооценку за 9 шагов
  • Что такое любовь к себе и ее 5 основных постулатов
  • Почему меня никто не любит и что с этим делать?
  • Что такое самоуверенность и почему она нужна каждому?
  • Что такое самолюбие и самоуважение?

Методики и тесты на самооценку личности

Для диагностики оценки себя применяется множество методик. Выделим основные:

  • Методика Дембо-Рубинштейн. Значимыми в ней являются 3 установки – реалистичность, высота, устойчивость. Во время диагностики испытуемый определяет свое состояние при помощи избираемых шкал, учитывая некоторые нюансы. Исследование является простым в исполнении: на обычном листе чертится таблица, каждый ее столбец – одно из свойств, а его положение – содержание свойства на данный момент. Внизу оказываются те ценности, от которых испытуемый пытается избавиться, вверху – которыми хочет обладать. Такой тест обязательно выполняется в сочетании с последующим собеседованием.
  • Методика самооценки личности Будасси. Она анализирует параметр количественно, выявляет его адекватность. Основана на самооценивании. Проводится 2 возможными методами – требует сопоставления представлений с действительными показателями либо с другими людьми.
  • Тест Кеттелла. Этот опросник – наиболее распространенная методика диагностики, анализирующая индивидуально-психологические черты. Цель исследования – обнаружение 16 факторов личности.
  • Тест Лири. Основан на диагностике оценочных суждений по отношению к себе и близким, описании идеального «Я». Состоит из 128 утверждений, раскрывающих 8 типов взаимоотношений.
  • Тест на исследование состояний Г. Айзенка. Актуален при обнаружении в поведении черт агрессивности, фрустрации, ригидности. Информация подается тезисно. В перечне указываются состояния, которые могут быть типичны или, напротив, не свойственны испытуемому.

Классификация

Самооценка присутствует у любого человека. У некоторых она представлена в зачаточном состоянии, на уровне «лучше — хуже», «он может, а я не могу», «меня ругают, а я хороший». Такой уровень самооценки характерен для детей, но может сохраниться и у взрослого. Чаще с возрастом человек формирует о себе устойчивое мнение, которое с трудом поддаётся корректировке.

Самооценки не может быть слишком много — её либо достаточно, либо недостаточно. В зависимости от того, насколько здраво человек подходит к оценке своих сил, качеств, поступков, можно выделить адекватную и неадекватную оценку. Самооценка может зависеть от конкретной ситуации или настроения человека. Критериев, по которым человек оценивает себя, — великое множество, однако можно выделить наиболее характерные и присущие большинству людей.

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

нерешительность и чрезмерная осторожность;
зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих;
комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость;
чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
мелочность, мстительность и завистливость;
страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Динамика самооценки.

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков. Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим. В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться.

Пограничные расстройства — инициальные (начальные) формы психических аномалий, при которых нет патологической деформации личности.»Пограничное сознание» — изменения сознания, связанные с пограничными расстройствами психики.Амбивалентность — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением. Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего » Я?» для юноши-старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне. Содержание самооценок девочек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми. Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них. У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу. Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

  1. Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления . Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.
  2. Кстати, о комплиментах

    . Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

  3. Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда

    . Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

  4. Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу

    . Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

  5. Прощайте себя за ошибки, их совершают все

    . От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Как формируется самооценка?

Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей.

Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.

Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике. Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.

Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование. Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.


Хотите узнать свой генетический потенциал на уровне биохимии и получите инструкцию индивидуального развития

.Примите участие в проверке уникальной методикиДизайн Человека . Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

Низкая самооценка.

Низкая самооценка — это признание, что в текущий период жизни определенные результаты не достигнуты. Ее можно наблюдать у тех, кто еще далек от поставленных целей. Вид считается худшим, хотя такое мнение необоснованно. Сложнее всего приходится тем, у кого самооценка занижена. У этого типа есть и преимущества.

Несомненный плюс — человек ориентируется на собственные мечты. Он понимает, что желанная работа пока не найдена, квартиру приобрести получится только через несколько лет, а для серьезных отношений ему не хватает готовности воспринимать другого целиком. Казалось бы, осознание недостатков – первый шаг к их устранению. Однако низкая самооценка все же не равняется адекватной, поэтому ее обладателю порой тяжело бороться с гнетущими мыслями о своей неполноценности. Но ему проще избавиться от самоуничижений, чем тем, у кого восприятие себя занижено.

Они устанавливают безопасный стиль привязанности

Самооценка тесно связана с типом привязанности. Поэтому она начинает формироваться ещё в детстве, когда малыш устанавливает тесную связь (привязанность) с основными людьми в своей жизни — родителями. Если они адекватно и последовательно реагируют на потребности ребенка, предлагая ему любовь и уважение, то он вырастает, чувствуя себя важным и достойным любви. На самом деле, именно в первые годы своей жизни дети учатся доверять как себе, так и другим, учатся управлять отношениями, где присутствует взаимозависимость.

Безопасный стиль привязанности, усвоенный в детстве, позже переносится на другие отношения. Следовательно, эти люди способны чувствовать эмоциональную близость, не попадая в зависимость от другого человека. Как правило, они наслаждаются здоровыми и прочными отношениями.

Исследования и тесты

Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются главными составляющими успешности. У людей, которые обладают этими качествами, есть следующие общие черты:

  • умение заявлять о своих желаниях и потребностях;
  • признание собственных достижений;
  • способность идти на компромисс;
  • умение извлекать уроки из неудач;
  • такие люди не откладывают дела на потом, а выполняют их по мере необходимости.

Современная наука все чаще поднимает вопросы, связанные с характеристиками самооценки, проблемой постоянства личности и самоуважения. Поскольку эти понятия являются неоднозначными, успех их изучения зависит от совершенства используемых тестов и методов исследования.

Например, с помощью величины рангового соотношения можно сравнить желаемые черты испытуемого с реальными. Существенным плюсом метода является то, что формула самооценки вычисляется субъектом самостоятельно, при этом он не сообщает исследователю информацию о представлениях о себе.

Очень часто самооценка психических состояний измеряется с помощью теста Кеттелла. Опросник направлен на обнаружение 16 факторов личности. Каждый из них формирует несколько свойств, соединенных какой-либо ключевой особенностью. Структура самооценки находится в норме, если показатель фактора MD имеет среднее значение. Существует 4 варианта теста: 2 по 187 вопросов и 2 по 105.

Самооценка эмоциональных состояний у взрослых определяется по методике А. Уэсманн. Тест состоит из 4 блоков по 10 вопросов. С его помощью можно установить уровень тревожности, энергичности, подавленности и уверенности в себе.

Методика В. Щур помогает выявить особенности развития самооценки у детей. Она имеет 2 способа проведения: групповой и индивидуальный. В первом случае представляется возможным определить, на каком уровне находится развитие самооценки у нескольких детей одновременно. Во втором — выявить причины неуверенности ребенка в своих силах. Этот тест родители могут провести самостоятельно, воспользовавшись следующей инструкцией:

  1. На листе бумаги нарисовать 7 ступеней.
  2. Объяснить ребенку, что чем выше на лестнице находятся люди, тем они лучше, умнее и красивее, чем ниже — тем хуже.
  3. Спросить, на какой ступени находится он, на какой хотел бы находиться и на какую его поставили бы родители.
  4. В ходе задания необходимо следить за тем, насколько уверенно ребенок делает свой выбор и чем его аргументирует. Если малыш не объясняет, почему предпочел ту или иную ступень, нужно задать ему наводящий вопрос.

Если ребенок ставит себя на 2-3 ступень и аргументирует выбор реальными достижениями, а не словами родителей, то у него адекватная самооценка. В любом другом случае родителям есть о чем задуматься.

Метод А. В. Захарова похож на предыдущий. Разница в том, что вместо лестницы ребенку предлагается горизонтальный ряд из 8 кругов.

Методика анализа по Будасси дает возможность определить характеристики самооценки конкретного индивида (степень и адекватность). Она основана на двух принципах:

  • сопоставление представлений человека о самом себе с объективными показателями его деятельности;
  • сравнение себя с остальными.

Исследование по Дембо-Рубинштейн

Этот метод самооценки подходит как для тестирования детей и подростков, так и для взрослых людей. Испытуемому показывают 4 шкалы: физическое состояние, ум, характер и счастье, где 1 — максимальное значение (полностью здоровый), 9 — минимальное (больной). Человек должен оценить свой уровень по каждому из этих параметров.

Далее проводится беседа, начиная со шкалы «счастье». Испытуемому задают следующие вопросы:

  1. Чего не хватает для полного счастья?
  2. Что нужно изменить, чтобы оказаться на первом месте шкалы?
  3. Какие люди абсолютно счастливы и почему?
  4. Кто является самым несчастным и из-за чего?

Если оценка испытуемого по этой шкале была низкой (7-9) или высокой (1-2), то необходимо уточнить, из-за кого сложилась такая ситуация? Далее переходят к обсуждению других показателей.

Такая методика определения самооценки позволяет установить сферу, в которой человек чувствует себя максимально дискомфортно. Люди, адекватно воспринимающие себя, обычно отмечают 4-5 ступеней.

Существуют модифицированные методики самооценки личности по Дембо-Рубинштейн. Например А.М.Прихожан предлагает, помимо основных шкал, использовать 4 дополнительных:

  • авторитет среди окружающих;
  • способность создавать что-либо своими руками;
  • внешность;
  • уверенность в себе.

Процесс формирования самооценки

Начало осознания себя как личности закладывается в детстве. Ребенок учится осознавать суть сравнений, развивается самооценка

Родители должны осторожно высказываться по поводу успехов своих детей, если говорить им, что другие учатся лучше, это не мотивация

Подросток не должен думать, что близкие любят его только, если он перегоняет ровесников. Он нуждается в поддержке и вере. Но и захваливание не помогает сформировать адекватное самомнение. Если взрослые воспитывали ребенка на похвале, то после завершения пубертатного периода он не будет развиваться и искоренять недостатки.

Чрезмерное количество комплиментов и лести способствует тому, что в зрелом возрасте человек будет нелюдимым. Такое поведение — результат сочетания действий родителей и суровой реальности.

Проблемы с самооценкой возникают под влиянием окружения, материального положения, образования. Становление низкой уверенности происходит в школе. Если в подростковом возрасте человека травили в учебном заведении, он всю жизнь будет бороться с комплексами и фобиями.

Неуверенность в себе усугубляет сравнение материального положения с успешными людьми. Но самооценка – это показатель, который не сохраняется на всю жизнь, а постоянно изменяется.

Высокая самооценка.

Высокая самооценка — объективное осознание собственного превосходства в чем-либо. Присуща успешным, независимым, состоявшимся личностям. Не стоит считать ее лучшим вариантом по сравнению с адекватной, ведь есть риск развития гордыни. Но высокая самооценка предпочтительнее заниженной или завышенной, в особенности если она подкреплена реальными фактами.

Для ее обладателей характерно стремиться к успеху, радоваться даже незначительным победам, выделять свои сильные стороны. Они понимают, что в некоторых отраслях превосходят других сотрудников, а определенные задания удается выполнить, не прикладывая титанических усилий. В этом нет ничего негативного. Стоит следить за тем, чтобы сохранялась способность мыслить критически и не перехваливать себя.

Рекомендуемые книги

  1. Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка.
  2. Брайан Трейси. Самооценка.
  3. Бранден Н. Шесть столпов самооценки.
  4. Гюру Э. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей.
  5. Ковалевский В. Оптимальная модель мышления и логика объективной самооценки.
  6. Корягин А., Бариева Н., Кошлакова Ю., Боровкова Д. Самооценка и уверенное поведение.
  7. Литвак Б. 7 шагов к стабильной самооценке.
  8. Лоренц Т., Оппитц Ш. Самооценка. Повышай свою уверенность!
  9. Макги П. Самооценка.
  10. Никулина И. Развитие самооценки школьников с нарушением зрения.
  11. Новиченкова Е. Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку.
  12. Полетти Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо.
  13. Требунская О. Матрица жизни. Самооценка и удовлетворенность.
  14. Удилова И. Самооценка по-женски. Стань уверенной в себе женщиной.

Огромной популярностью пользуются работы спикера-миллионера Брайана Трейси. Он канадец и мотивирует людей на саморазвитие. Его аудиокнигу «Самооценка» можно скачать в Интернете в открытом доступе.

Популярен и Михаил Лабковский — семейный и индивидуальный психолог. Он придерживается точки зрения, что завышенная оценка позволяет добиться максимальных высот в жизни, а низкая тянет на дно и топит там. Почитать его эссе и лекции онлайн на эти темы весьма интересно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: