Что понимается под управлением конфликтом
Управление конфликтами – это комплекс целенаправленных действий, которые требуются для:
- устранения причин возникновения конфликтной ситуации;
- коррекции поведения участников конфликта;
- поддержки оптимальной степени конфликтности, не выходящей за рамки контроля.
Специалисты разработали рекомендации по управлению конфликтами в организации. Они затрагивают различные аспекты поведения людей в конфликтных ситуациях, а также выбор оптимальных стратегий и средств для устранения разногласий.
Суть конфликтов в том, что каждая сторона стремится к отстаиванию своей точки зрения. При этом мнение оппонента оспаривается и подвергается сомнению. Подобные ситуации порождают различные негативные проявления, а неграмотный менеджмент может усугубить положение.
Методы управления конфликтами в менеджменте
Существует несколько тактических способов, направленных на урегулирование спорных ситуаций. Для целей управления конфликтом используют методы:
- Метод скрытых действий. Применяется, когда открытое противостояние невозможно в силу объективных причин (к примеру, возможность потери имиджа).
- Метод «быстрого решения». Используется при отсутствии необходимости в тщательном обдумывании решения, когда явного обострения конфликта нет.
- Приспособление и уступки. Метод допустим при ожидаемом увеличении продуктивности персонала.
- Компромисс. Участники занимают среднюю позицию в рамках существующих разногласий, принимается промежуточное решение, при котором никто из оппонентов не выигрывает и не проигрывает.
- Переговоры. Применяется, когда обе стороны готовы к конструктивному диалогу.
- Медиация. В конфликт внедряется независимый человек, который работает над поиском оптимального решения.
Кроме того, существуют методы, несущие административный характер управления конфликтами. Сюда относятся такие рычаги, как увольнение, премирование, наложение дисциплинарного взыскания и т.д.
Этапы управления социальными конфликтами: кратко
Как правило, к основным этапам управления конфликта относят:
- Возникновение и развитие конфликта.
- Осознание наличия конфликта хотя бы одним из участников взаимодействия.
- Открытая конфронтация.
- Развитие конфликтной ситуации.
- Разрешение конфликта.
Один из участников конфликта рано или поздно перейдет к активным действиям и проявлением недовольства. После этого стороны заявляют о своих позициях и выдвигают требования друг к другу. Конфликт разрешается педагогическими (беседа, разъяснение и т.д.) или административными методами (увольнение, перевод на другую должность и т.д.).