В чем заключается суть интерференции

ПЕРЕНОС И ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Значительное влияние на овладение учащимися трудовыми умениями и навыками оказывают ранее усвоенные трудовые действия. Они могут ускорять или задерживать формирование нового умения и перехода его в навык.

Положительное влияние приобретенного опыта усвоенных действий на овладение новыми умениями принято называть-переносом.Отрицательное – интерференцией.

Интерференция возникает тогда, когда:

· при замене старого, хорошо усвоенного способа выполнения трудового действия новым, еще незнакомым способом осуществления этого же самого действия.

Причины интерференции умений и навыков заключаются в следующем:

1. В установившихся более прочных нервных связях по сравнению с вновь образующимися нервными связями. Этим собственно и объясняется то, что интерференция сказывается слабее, если усвоенные трудовые действия находятся на уровне умений, а не на уровне навыков. И именно поэтому переучивание, как правило, происходит значительно труднее, чем обучение вновь.

2. Другой причиной интерференции может быть слабое осознание различий в способе выполнения новых, усваиваемых трудовых действий, по сравнению со старыми, уже усвоенными. Поэтому одно из важных средств устранения и предупреждения интерференции – это достижение четкого понимания учащимися этих различий.

Вывод: таким образом, перенос и интерференция имеют место только при определенных условиях, которые можно и нужно учитывать при технологической подготовке учащихся, с целью повышения эффективности процесса формирования у них технологических умений и навыков.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

По Платонову К.К. процессы формирования умений и навыков происходят постепенно и включают в себя ряд этапов

Что такое интерференция

Чтобы разобраться в вопросе необходимо знание терминов и определении. Этимологически понятие интерференции в психологии происходит от слияния двух латинских слов – inter (взаимо) и ferens (поражающий или несущий).

Как раздел науки термин используется для описания функциональных особенностей организма в процессе овладения знаниями или навыками. Понятие интерференции применяется для обобщения теоретических основ факторов, влияющих на способность человека запоминать или забывать информацию.

В психологии интерференция – явление, проявляющееся в вытеснении ранее усвоенного материала при вновь поступающей информации

Наибольшее распространение метод получил в областях, исследующих все стороны познания: память, восприятие, внимание, закрепления навыков и умений

Учеными дается общее определение, что такое интерференция. Это состояние, при котором взаимного подавления процессов, проходящих в сознании человека параллельно.

Если говорить об общем смысле термина и областях его применения, то интерференция – это состояния подавления противоположных по результату действий, происходящее взаимосвязано. Понятие существует в физике и описывает особенности течения волновых процессов.

Сущность явления в психологической науке – в особенности запоминания: если слова или понятия друг за другом с минимальными временными промежутками, то ухудшается их воспроизведение. Они просто мешают, выталкивают или накладываются друг на друга.

Коммуникативные навыки

Отдельно стоит отметить и данный вид способностей, которые относятся к категории сложных поведенческих навыков. Они важны практически в любой области деятельности. Не смущаться, выступая перед большой аудиторией, не теряться в новой компании, достойно держаться на собеседовании – многим эти умения необходимы для достижения успеха. Развитие коммуникативных навыков происходит в раннем возрасте. Однако если родители не озаботились подобной задачей, и их чадо выросло в закомплексованного взрослого человека, то такая ситуация вполне может быть поправима. Можно работать над собой самостоятельно, а можно и обратиться к профессиональному психологу. Чтобы развить этот вид навыков, необходимо как можно больше общаться с людьми: звонить друзьям и знакомым, спрашивать мнение коллег по поводу той или иной проблемы.

Виды навыков и умений

Определение вида навыка связано с деятельностью человека. Из четырех видов навыков (сенсорные, двигательные, интеллектуальные, коммуникативные) наибольшим и частым изменениям подвергаются коммуникативные, поскольку правила общественной жизни быстро меняются самими людьми в соответствии с социально-историческими изменениями в стране и в мире.

Смешанные навыки сочетают в себе несколько видов: работа на компьютере требует сочетания интеллектуальных навыков (чтение и запись текста), двигательных (печатание). Особо выделяются общеучебные.

Сначала они вырабатываются в процессе обучения какому-либо предмету, но затем используются во многих сферах деятельности. В быту, например, мы свободно пользуемся вычислительными действиями, сформированными на уроках математики.

Ряд умений используется в узких сферах деятельности (специализированные умения): в медицине, в научной работе.

Умения могут быть:

  • простыми физическими, то есть такие несложные действия человека, как одевание, уборка в доме;
  • сложными, связанными, например, со взаимодействием с другими людьми для достижения каких-то целей — умение пропагандировать, писать статьи;
  • системными — способность различать настроения, психологические состояния людей, реагировать на них, ощущать собственные как физические, так и душевные состояния.

Список навыков и умений, необходимых современному человеку, обширен. Он отличается от тех, которые необходимы были, например, современникам Пушкина.

Зачем их формировать

Внимательный анализ любого вида деятельности показывает, что он представляет собой сумму разных видов умений и навыков — отсутствие одного из них не позволяет человеку получить желаемый результат. Это влечет за собой ухудшение качества жизни, душевный дискомфорт.

Несформированность двигательных навыков лишает человека свободы передвижений и действий, общения, вызывает излишнюю затрату сил, времени и материальных средств.

Умственная деятельность невозможна без наблюдения и запоминания информации, сравнения, анализа, без управления собственным вниманием, состоянием. Она тесно связана с развитием сенсорных навыков восприятия информации на слух, зрительно, осязательно

Чувствительность к запахам необходима химику, повару, врачу и многим другим специалистам.

Коммуникативные навыки считаются особо важными и формируются на основе знания правил поведения в различных ситуациях, позволяют человеку занять достойное место в обществе, стать его полноправным членом.

Краткая история возникновения

Первые попытки описать, что такое интерференция и продемонстрировать наличие феномена в человеческом сознании делались в 1894 году учеными Мюллером и Шуманом.

Но большую известность получила работа, авторами которой явился дуэт Мюллер-Пильцекер. Им принадлежит введение понятия консолидация, которое они объяснили при помощи интерференции. Суть опыта в изменении длительности пауз между заданиями по запоминанию группы слов. Выяснилось, что чем меньше временной интервал, список быстро забывался. При увеличении времени запоминание происходило лучше.

Вклад в изучение интерференции внес Чарльз Осгуд, более известный своей теорией о семантическом дифференциале. Он ввел понятие «реципрокное торможение». Это означает, что при запоминании одного слова человеком, происходит усиление ассоциативной связи, направленное на подавление противоположных по смыслу ассоциации. Происходит ретроактивное торможение. Говоря проще: «Обучение новому способствует забыванию предыдущего».

Основой развития понятия интерференции служат работы И.П. Павлова по рефлекторным навыкам. На основе трудов ученого была построена классификация феномена по типам.

ПЕРЕНОС И ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ

Научение определенному типу поведения редко происходит изолированно. Чаще имеет место сходство между теми ситуациями, в которых осваиваются разные типы поведения, или сходство между самими типами поведения. Когда, например, сходны между собой два последовательных учебных задания, выполнение первого из них облегчает выполнение второго; такой эффект называют «переносом». Положительный перенос возникает в том случае, если освоение первого умения помогает в освоении второго; например, научившись играть в теннис, человек легче научится играть в бадминтон, а ребенок, умеющий писать на доске, легче освоит письмо ручкой на бумаге.

Отрицательный перенос происходит в противоположных ситуациях, т.е. когда освоение первой задачи мешает научиться выполнять вторую: например, неправильно запомнив имя нового знакомого, труднее выучить правильное имя; умение переключать передачи в автомобиле одной марки может затруднить пользование автомобилем другой марки, где все рычаги расположены иначе. Общий принцип заключается в следующем: положительный перенос возможен между двумя видами деятельности, если второй из них требует такого же поведения, как и первый, но в иной ситуации; отрицательный перенос возникает при освоении нового способа поведения взамен прежнего в той же ситуации.

Отрицательный перенос представляет особый интерес. При его экспериментальном изучении используют «угасание», т.е. процедуру, когда поощрение прекращается. Хотя такие опыты обычно проводятся для того, чтобы проследить за исчезновением ранее подкрепляемого поведения, они позволяют придти к выводу, что последнее всегда замещается новым поведением – пусть даже всего лишь бездействием. Широко исследовалась также т.н. вербальная интерференция, суть которой в том, что новый словесный материал хуже запоминается из-за наложения другого, уже известного материала того же рода; в таких случаях задача ассоциативного научения – сформировать новую ассоциацию к слову или предмету, уже с чем-то ассоциирующемуся (например, когда от испытуемого требуется запомнить, что по-французски его любимец называется chien, а не собака).

Наконец, в психотерапии существует метод противообусловливания, в соответствии с которым пациентов, страдающих навязчивым страхом (фобией), обучают расслабляться при виде предмета, вызывающего страх, или чего-то, что его символизирует. Так, пациент, боящийся змей, сначала обучается методу глубокой релаксации, а затем его постепенно приучают во время расслабления думать о змеях, заменяя существовавший ранее страх спокойным поведением. Во всех таких ситуациях, когда возникают две интерферирующие реакции, выраженность конфликтующих типов поведения отчетливо зависит от времени, истекшего с момента их освоения. Если оценивать успех немедленно после того, как было освоено новое задание – либо в серии экспериментов без поощрения, либо путем неоднократного называния собаки словом chien или повторяющегося сочетания релаксации с представлением о змее, – второй тип поведения оказывается доминирующим.

Однако, если возникает перерыв в тренировках, вновь проявляется первый тип поведения. Например, если человек, старательно упражняясь, научился наконец переключать передачи в новом автомобиле, где рукоятки расположены иначе, чем в старом, то недельный перерыв приведет к восстановлению прежней привычки и ошибкам в применении нового навыка. Периодические тренировки поведения нового типа раз от раза уменьшают вероятность рецидивов, но, поскольку прежние действия ни при каких условиях не искореняются совсем, некоторые специалисты склонны считать, что изначальное научение никогда полностью не стирается, и новые реакции лишь доминируют над старыми.

Что оказывает влияние на интерференцию

Исследования явления привело к возможности выделить ряд факторов, оказывающих непосредственное влияние на его появление и приводящие к образованию эффекта интерференции:

  • объем получаемого материала и его сложность относительно ранее полученного;
  • вид заучивания информации: дословное или смысловое;
  • отрезок времени между задачами;
  • похожесть начального и последующего материала. Она может проявляться в звучании, написании, смысловом значении, ассоциативном совпадении.

Изучение феномена интерференции позволило установить, что осложнение запоминания развивается в случае, когда происходит последовательно запоминание определенной информации для ее последующего воспроизведения. Забывание, которым сопровождается явление, проявляется в утрате начального материала или в изменении смысловой основы.

Интерференция – это сложность запоминания и сохранения данных в долговременном разрезе, выступающая следствием сопоставления новой и имеющейся информации в созании субъекта с основой в виде ассоциативных связей.

Последовательность и закономерность приобретения навыков

Было бы неправильным считать, что все навыки малыш осваивает последовательно на протяжении года. Нет, он овладевает ими одновременно: каждый день пользуется ложкой, умывается, моет руки перед едой… И все же существует условно выделенная последовательность, которая позволяет поэтапно обучать малыша посильной самостоятельности. Такая последовательность продиктована возрастными особенностями ребенка. Так, умение самостоятельно одеваться формируется у малыша к двум — двум с половиной годам, а пользоваться ложкой его можно научить к полутора годам.

Можно выделить следующие закономерности приобретения навыков:

  • формирование навыков — длительный процесс (весь второй год жизни малыш постепенно осваивает необходимые для жизни навыки самостоятельности);
  • формировать навыки можно только на основе возрастных возможностей (особенности действий руки, общие движения и т. п.);
  • по мере формирования навыков и привычек у ребенка появляется больше возможностей творческого освоения окружающего мира.

Итак, второй год жизни — платформа общего развития ребенка, идеальный период для начала формирования многих автоматизированных действий, навыков и привычек.

Что я должен знать прежде, чем указывать свои умения в резюме?

Правило № 1

Начнем с самого первого и главного правила — резюме должно содержать информацию о тех профессиональных качествах, которые максимально соответствуют желаемой должности. Пусть это и звучит очевидно, но большое количество людей пренебрегают этой рекомендацией.

Некоторые в надежде более выгодно себя продать начинают приписывать себе навыки, совершенно не относящиеся к выбранной ими позиции. Такой перегруз тоже нежелателен. Ведь работодатель ищет всего лишь менеджера по работе с клиентами, а не мастера на все руки с умением вести дипломатические переговоры.

Правило № 2

Прежде чем отправлять анкету в отдел кадров, убедись в том, что ты четко понимаешь различия между исполнителем и руководителем. Одной из самых распространенных ошибок при поиске работы является ситуация, когда соискатель ищет руководящую должность, а указывает навыки сотрудников низшего звена.

Если работодатель не сможет определить по твоему резюме, исполнитель ты или руководитель, шансы попасть на собеседование значительно сокращаются.

Правило № 3

Чтобы угодить менеджеру по подбору персонала, надо понимать формат работы, которую ты желаешь заполучить. Для этого тебе надо ознакомиться с похожими вакансиями и оценить их стиль и содержание, и уже исходя из этого описывать себя в анкете.

Просто найди в интернете пять подходящих тебе вакансий, присмотрись к предъявляемым ими требованиям и скопируй их в отдельный документ. Теперь подкорректируй это и составь свою собственную характеристику, на основе того, что тебе удалось найти, а также того, что ты действительно умеешь.

Если ты будешь соответствовать выбранной тобой вакансии, работодатель с большой вероятностью позовет тебя на собеседование.

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь

Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

На втором году жизни отношения малыша с окружающим социальным миром складываются на основе формирования ведущих навыков и привычек. Поэтому он так негативно реагирует на любые перемены: перемещение кроватки, столика или стульчика, отсутствие любимой игрушки. Он недоволен, если кто-то берет его игрушки, не отдает их другому ребенку. Это не жадность и не каприз, а сформировавшаяся привычка видеть знакомые предметы на своих местах. Они — своеобразные знаки, позволяющие ориентироваться в окружающем, что совсем непросто для маленького ребенка. Кроме того, это уже сложившийся мир раннего детства, и нарушать его не стоит. Напротив, взрослые должны помочь сделать его ярким и интересным.

Нарушение существующих условий жизни — привычного распорядка дня, условий кормления и обработки пищи — может привести к более серьезным последствиям: отказу от пищи, нарушению сна, снижению комфортности в эмоциональном и душевном состоянии ребенка. Поэтому соблюдение режима — первая и самая главная привычка для ребенка второго года жизни.

Возраст Навык освоения Проявления навыка
1 год 3 месяца Самостоятельно ест густую пищу ложкой Ребенок самостоятельно ест густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый докармливает его при необходимости
1 год 6 месяцев Самостоятельно ест густую пищу ложкой, имеет полуавтоматизированный навык использования ее для первого блюда Ребенок съедает жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке
1 год 9 месяцев Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого Ребенок снимает ботинки (шнурки развязаны взрослым), туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, предоставляя ребенку посильную самостоятельность
2 года Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого Взрослый предоставляет малышу посильную самостоятельность; поощряет ребенка, если тот сам надевает шапку, ботинки, носки; обучает последовательности действий

ПЕРЕНОС И ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НАВЫКОВ

Навык обладает переносимостью. Это значит, что приобретенный человеком навык в одной области может облегчить ему овладение навыком в другой, близкой области. Наблюдения показали, что люди, умеющие писать правой рукой, могут овладеть навыком письма и левой рукой.

Явление переноса обусловливается частично наличием тождественных элементов в переносимых навыках. Под тождественными элементами понимается то общее, что присуще двум или нескольким навыкам. Схематически это можно изобразить следующим образом. Если элементы, подлежащие связыванию в процессе овладения учащимися навыками, мы выразим в виде букв, то один из навыков может получить выражение в виде ряда а—б—в—г—д—е—ж, второй в виде ряда б—в—к—л—м—н, третий в виде ряда ж—з—к—л—у—ф и т. д. Легко видеть, что у первого и второго рядов в качестве общих элементов выступают первые элементы «б—в», для второго же и третьего рядов общими элементами являются средние «к—л». Совершенно ясно, конечно, что появление во втором ряду тождественных элементов «б» и «в», а в третьем «к» и «л» несколько облегчает заучивание второго ряда относительно первого и третьего относительно второго.

Из конкретных навыков, имеющих общие элементы, можно назвать такие, как игра на музыкальных инструментах и радиопередача. Общим для этих навыков является ритм. Много общих элементов имеется и в таких навыках, как чтение и письмо.

Нельзя думать, однако, что свойство переносимости навыков целиком зависит от общности элементов. Решающее значение имеет здесь сознательность учения. Когда мы овладеваем каким-нибудь навыком, то мы усваиваем не только соответствующие движения, но и те способы и приемы, которые приводят нас к успеху. Переходя к овладению другим, близким в каком-нибудь отношении навыком, мы учитываем наш опыт работы с ранее усвоенными, близкими по характеру протекания навыками, стараемся использовать ранее использованные нами правильные приемы работы и не повторять ошибок. Все это приводит к более быстрому овладению новым навыком.

В основе сознательного усвоения знаний, навыков и умений лежит второсигнальная деятельность учащихся. Вслушиваясь в объяснения преподавателей относительно того, как надо организовывать свою деятельность, учащиеся осмысливают, как правило, приемы своей работы, обнаруживают понимающее отношение к своим успехам и неудачам. Все это протекает в речевом плане. Можно сказать в связи с этим, что решающее значение в переносе навыков принадлежит не непосредственным впечатлениям, не тождественным элементам, которые первосигнально определяют собой ход переноса, а вторым сигналам действительности — мышлению и неразрывно связанной с ним речи.

В процессе формирования навыков нередко приходится встречаться со случаями так называемой интерференции. Под интерференцией понимается процесс торможения навыками друг друга. Например, если предложить машинистке работать на новой пишущей машинке с несколько видоизмененной клавиатурой, то она резко ухудшит свою работу; старые навыки будут мешать ей. Овладение новой клавиатурой будет тормозиться.

Процесс интерференции схематически можно представить себе в виде формулы А — Б, А — в. Смысл приведенной формулы заключается в следующем: если у двух близких по характеру навыков имеется общее исходное положение (А), а затем их течение осуществляется в разных планах (А->б и А-> в), то переход от А к б может тормозиться имеющимися связями А—>в и наоборот.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Интерференция навыков

Отдельно выделяют интерференцию, связанную с навыками. Под «навыком» понимают совокупность действий, являющихся следствием обучения или тренировки, выполняемых автоматически.

Множество профессии требует наличия навыков для выбора оптимального решения или последовательности действий.

Интерференция навыков – это бессознательный перенос привычного набора операции на новое действие. Основа явления – принцип схожести навыков, приводящий к перемешиванию умений.

Иногда процесс переключения привычного действия на вновь получаемое приводит к появлению затруднения выполнения операции. Это служит признаком вытеснения достигнутых результатов вновь узнаваемыми элементами.

Научно было доказано, что интерференция навыков более остро проявляется в случаях изменения привычного состояния человека или во время стрессовых ситуаций.

Исследование явления происходит в разрезе способности человеческого сознания к быстрой смене деятельности. В случае наличия проблемы наблюдается инерция, проявляющаяся в неспособности полноценного выполнения текущей задачи, которой мешает предыдущая. Подобное состояние выражается в производительности труда. которая снижается на 20% в сравнений с последовательным выполнением поставленных задач через установленные промежутки времени.

Проблема когерентности волн

С помощью теории Юнга объясняются интерференционные явления, которые возникают при сложении 2-х монохроматических волн одинаковой частоты. Но сегодняшний опыт показывает, что интерференцию света на самом деле наблюдать не так-то просто. Если комнату осветить 2 одинаковыми лампочками, то в любой точке сложатся интенсивности света и здесь не будет никакой интерференции. Тогда появляется вопрос, когда нужно сложить напряженности (учитывая фазовые соотношения), а когда – интенсивности волн, то есть квадраты напряженностей полей? К сожалению, теория интерференции монохроматических волн не дает ответ на данный вопрос.

Реальные световые волны — не строго монохроматические. По фундаментальным физическим причинам излучение всегда происходит статистически (или случайно). Атомы источника света излучают независимо друг от друга в какие-то моменты времени, и каждый атом излучает свет очень короткий промежуток времени (τ≤10–8 с). Итоговое излучение источника света в определенный момент времени складывается из вкладов огромного количества атомов. Спустя время порядка τ совокупность излучающих атомов полностью обновляется

Потому суммарное излучение будет с другой амплитудой и, что очень важно, с другой фазой. Фаза волны, которая излучается реальным источником света, примерно постоянна только лишь на интервалах времени порядка τ

Определение 8

Отдельные «обрывки» излучения длительности τ называют цуги. Они обладают пространственной длиной, равной cτ, где c – это скорость света.

Определение 9

Колебания в различных цугах не согласованы друг с другом. Выходит, что реальная световая волна — это последовательность волновых цугов с беспорядочно меняющейся фазой. В физике принято считать, что колебания в различных цугах некогерентны. Временной интервал τ, в течение которого фаза колебаний примерно постоянна, называется временем когерентности.

Интерференция возникает только лишь при сложении когерентных колебаний, то есть колебаний, которые относятся к одному цугу. Хоть и фазы каждого колебания также подвергаются случайным временным изменениям, но данные изменения одинаковы, потому разность фаз когерентных колебаний постоянна. В данном случае наблюдается устойчивая интерференционная картина и, значит, выполняется принцип суперпозиции полей. При сложении некогерентных колебаний разность фаз — это случайная функция времени. В этом случае интерференционные полосы подвергаются беспорядочным перемещениям из одной стороны в другую, и за время Δt их регистрации, которая в оптических экспериментах существенно превышает время когерентности (Δt≫τ), наблюдается полное усреднение. Глаз, фотопластинка или фотоэлемент фиксирует в точке наблюдения усредненную величину интенсивности, равную сумме интенсивностей I1+I2 этих колебаний. Здесь соблюдается закон сложения интенсивностей.

Итак, интерференция возникает только лишь при сложении когерентных колебаний. Волны, которые создают в точке наблюдения когерентные колебания, тоже называют когерентными. Волны от 2-х независимых источников некогерентны и не дают интерференцию. Ученый Юнг интуитивно догадался для того, чтобы получить интерференцию света нужно волну от источника разделить на 2 когерентные волны и потом смотреть на экране результат их сложения. Так устроены все интерференционные схемы. Но даже в данном случае интерференционная картина пропадает, если разность хода Δ превышает длину когерентности cτ.

Рисунок 3.7.5.Модель кольца Ньютона.

Рисунок 3.7.6.Модель интерференционый опыт Юнга.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Интерференция и индукция навыков

Мало знать, что такое навык, необходимо также иметь представление и о развитии новых способностей, а также о том, как разные способности влияют друг на друга. Одни из имеющихся навыков могут помогать новому, другие – мешать его применению, третьи – видоизменять его. Взаимодействие навыков бывает следующих типов:

  • Отрицательный перенос. Есть и другое название этого явления – интерференция навыков. В этом случае два действия воспринимаются обучающимся как сходные, в то время как на самом деле они различны. В этом случае приобретение нового навыка замедляется.
  • Положительный перенос или же индукция навыков. В данном случае хотя две задачи и не похожи, имеется совпадение приемов, правил исполнения, контроля и центральной регуляции исполнения этих двух навыков. Формирование нового навыка при индукции происходит легче. Проблема переноса навыков является одной из наиболее актуальных в современной педагогике.

Как формируются навыки и умения

Любая сфера деятельности требует от человека конкретных алгоритмов действий: чем отличается навык от умения у танцора — правильно двигаться в соответствии с рисунком танца и звучанием музыки, не думая о движениях. У водителя — умения правильно реагировать на дорожную обстановку и вождения автомобиля конкретного типа; от педагога — навыков работы с литературой, с коллективом детей определенного возраста, с родителями, умения правильно ориентироваться в непредвиденных коммуникативных ситуациях.

Формирование навыка следует проводить на основе многократного закрепления в памяти последовательности и способа действия, доведения самого действия до автоматизма.

То есть упражнение — метод формирования навыка, который гарантирует качество выполняемого действия (работы) и ведет к формированию умения осознавать цель и выбирать нужную последовательность необходимых действий для ее достижения.

Немаловажный вопрос — учет индивидуальных способностей обучаемого. Качество и скорость мыслительных и двигательных функций личности влияют на сроки и качество формирования умений и навыков.

Таким образом, методы и приемы обучения человека осознанному отношению к процессу труда, предварительному планированию, обдумыванию вариантов предполагаемых действий и предвидению конечных их результатов лежат в основе формирования его навыков и умений.

Что такое навыки

Тогда чем отличается навык от умения, что является более прочным?

Навык — это доведенный до автоматизма способ выполнения каких-то действий. Умение и навык отличаются друг от друга тем, что второй стереотипен, не требует особой теоретической подготовки, творчества.

Алгоритм выполнения конкретной операции не изменяется, мыслительные и физические действия согласованы и не требуют дополнительного обдумывания, предварительного планирования.

Например, обучая ребенка самостоятельным действиям ложкой, мать фиксирует его внимание на последовательности и правилах действий с нею (в какой руке и как держать, как правильно черпать еду, подносить ко рту). По мере формирования навыка указаний становится все меньше, ребенок усваивает действия и автоматически начинает правильно их выполнять в любой обстановке

Двигательное умение и навык отличаются друг от друга степенью их осмысления и управляемости человеком. Умение также предполагает его творческое развитие и совершенствование.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: