Другие подходы к классификации эмоций человека
По происхождению:
-
Базовые – это элементарные эмоции, которые больше ни на что не дробятся, а сами являются составляющими сложных эмоций. Они присущи каждому человеку, независимо от пола, возраста и социального статуса (страх, гнев, презрение, отвращение и т. д.).
-
Вариативные – свойственны людям, которых объединяет место проживания (в Индонезии похороны – это праздничное событие).
-
Врожденные – есть у каждого человека с рождения (страх, удивление, радость).
-
Приобретенные – данные эмоции возникают в определенных ситуациях в течение жизни (презрение к другу после его подлого поступка).
-
Нейтральные – присущи состоянию покоя (любопытство, изумление, удивление).
-
Составные – объединяют в себе несколько элементарных.
-
Культурные – формируются в процессе становления и образования личности.
Классификация К. И. Додонова берет за основу человеческие потребности:
-
Альтруистические – потребность в оказании помощи другим.
-
Коммуникативные – стремление к контакту с окружающими.
-
Глорические – связаны с желанием завоевать признание, почет.
-
Праксические – побуждают добиваться успеха в карьере.
-
Пугнические – потребность в преодолении страха.
-
Романтические – тяга к таинственному и необычному.
-
Гностические – потребность в получении знаний.
-
Эстетические – пробуждаются вследствие наблюдения за прекрасным.
Производные эмоции:
-
неуверенность;
-
смятение;
-
раздражение;
-
нетерпение;
-
опустошенность;
-
оцепенение;
-
недоверие;
-
ярость;
-
испуг;
-
боязнь;
-
замешательство;
-
растерянность;
-
обида;
-
робость;
-
тревога;
-
скорбь;
-
безнадежность;
-
зависть;
-
подавленность;
-
досада;
-
сожаление;
-
ненависть;
-
паника;
-
уязвленность;
-
бешенство;
-
ожесточение;
-
неприязнь;
-
благодарность;
-
приподнятость;
-
восхищение;
-
блаженство;
-
надежда;
-
умиротворение;
-
достоинство;
-
вдохновение;
-
увлечение;
-
нежность;
-
наслаждение;
-
ликование.
Эмоциональность личности
У каждой личности структуры эмоциональной сферы являются индивидуальными.
Индивидуально-личностное проявление эмоций у каждого конкретного человека
обозначается понятием «эмоциональность личности».
Определение. Эмоциональность личности — качество личности, характеризующее содержание, качества и динамику её эмоций и чувств.
Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие
особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми
особенностями личности: направленностью личности, мотивацией, ценностными и
мировоззренческими ориентациями.
Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к
явлениям окружающего мира и находят выражение в знаке и модальности
доминирующей эмоции. У конкретных личностей могут доминировать либо
положительные, либо отрицательные эмоции. В структуре эмоциональности могут
преобладать одна или несколько эмоций одновременно. Если преобладает эмоция
радости, то такие люди, как правило, жизнерадостны, отзывчивы на любое
приятное возбуждение, спокойно относятся к отрицательным явлениям,
оптимистичны. Если же господствует эмоция страха, то человека характеризуют
подавленность, замкнутость, тревожность, нервозность, напряженное
беспокойство, низкий эмоциональный фон. В случае господства эмоции гнева
человек характеризуется агрессивностью, раздражительностью, возбудимостью.
К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенностивозникновения, протекания и прекращения эмоциональных
процессов и их внешнего выражения. Среди динамических свойств
эмоциональности можно выделить, по крайней мере, три следующие
черты:
1. Впечатлительность — способность человека воспринимать различные ситуации как
эмоциональные. Одни и те же события одного человека оставляют равнодушным,
другого слегка возбудят, а у третьего вызовут сильные переживания.
2. Эмоциональная устойчивость — качество личности, которое характеризует скорость перехода от одного
эмоционального состояния к другому, тесно связано с темпераментальными
особенностями личности.
3. Эмотивность — черта личности, характеризующая силу эмоциональных реакций, присущих
человеку.
Развитие эмоций
Нельзя ответить однозначно на вопрос о том, развивается эмоциональная сфера
человека в течение жизни или нет. Существует несколько точек зрения.
1. Согласно первой точке зрения, эмоции — это врожденные
характеристики организма, поскольку они связаны с его функционированием,
нервными, гуморальными и экспрессивными процессами.
2. Другая точка зрения выражает противоположное мнение о том, чтоэмоциональная сфера человека, как и все психические процессы,развивается.
3. Современные исследования показывают, что эти точки зрения
совместимы друг с другом. Элементарные эмоции как субъективные проявления
органических состояний действительно врожденные и в течение жизни человека
изменяются мало. Однако уже в отношении высших эмоций и чувств это
утверждение неверно.
Развитие высших эмоций и чувств происходит по мере социализации и
становления личности в нескольких направлениях:
Во-первых, в направлении, связанном со включением в сферу эмоциональных
переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей.
Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и
контроля чувств со стороны личности.
В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию
более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга,
ответственности и т. д.
Далее:4. Состояния психической напряженности Вверх:Тема 5. Эмоциональная сфера Назад:2. Виды эмоций
ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий26.07.2010Управление эмоциями
В процессе взаимодействия многим людям преодолевать барьеры взаимопонимания, непросто. Чтобы избежать проблем непонимания с окружающими, необходимо знать основные психологические правила общения, и в первую очередь, научиться управлять своими собственными эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов. Особенностью наших чувств является то, что мы можем сознательно управлять ими. Это делает их мощным инструментом для успешного достижения любой цели. Для этого в первую очередь, нужно как можно раньше осознать свои эмоции, развить свою врожденную способность управлять ими, накопить чувственный опыт и начать сознательно использовать его в своей деятельности. Для того, чтобы узнать насколько Вы сознательно используете свои эмоции, предлагаем Вам тест Бондаренко В.В. «Умеете ли Вы управлять эмоциями?»
Работа с прошлым и эмоциями
Много эмоционального напряжения сохраняется в детских травмах. Многие воспоминания несут негативный заряд. Так что, начиная работать с подсознанием, можно не только избавиться от повышенной эмоциональности
, но и снять негативный заряд с прошлого
.
Первые два этапа работы (около 1,5-2 месяцев) направленны на работу с прошлым и эмоциями. Не затягивайте до очередного взрыва, потому что экстренные методы не работают. Начните работать сейчас и очень скоро Вы себя не узнаете.
(после нажатия книга начнет скачиваться автоматически).
Многие люди жалуются на то, что не могут собрать «нервы в коробочку», сдержаться, чтобы сохранить равновесие и не разжигать назревающий конфликт, избавиться от чувства нервозности и тревоги, или «прийти в себя» после эмоционального потрясения, стресса. Обстоятельств, которые провоцируют всплеск эмоций, в жизни более чем достаточно: экзамены, собеседования для приема на работу, заключение важных сделок, выяснения отношения с начальством или близким человеком… Да мало ли вещей в жизни, которые способны вывести нас из равновесия. Неуравновешенный человек может взорваться и наговорить лишнего, заплакать, совершить поступок, о котором потом будет сожалеть — и тем самым испортить не только впечатление о себе, но и закрыть для себя какие-то возможности.
Есть два пути преодоления эмоциональных кризисов. Первый — сдерживать эмоции
, не самый лучший, так как подавляя эмоции в себе, мы рискуем накопить внутри критическую массу негатива — и произойдет настоящий эмоциональный взрыв. Второй — научиться владеть собой
и властвовать над своими эмоциями. Этот путь более продуктивен.
Результаты
Что же получается по итогам данной тестовой методики? Эмоциональная устойчивость может быть четырех уровней:
- Высокий (до 7 баллов). Человек имеет стабильную психику. Вряд ли ему страшны хоть какие-то эмоциональные стрессы. Это неплохо, но рекомендуется все равно поддерживать свою нервную систему в таком же состоянии.
- Средний (8-9 баллов). Человек довольно уравновешен, умеет адекватно реагировать на подавляющее большинство ситуаций, вызывающих стресс. У большинства людей уровень именно такой.
- Низкий (15-20 баллов). Чрезмерная эмоциональность отличает человека – ему не помешало бы обрести навыки психической саморегуляции. Может быть, даже стоит принимать успокаивающие травяные сборы.
- Критический (21-25 баллов). Людям с таким показателем присуща крайняя степень возбудимости. У них очень низкая психологическая защита, а их нервы «обнажены». Таким лицам часто показаны транквилизаторы. Многие ходят к психотерапевтам.
Полезные упражнения для развития открытости
- Общайтесь. «Холодные» люди чаще всего не очень общительны, им не по душе шумные компании, случайные знакомства. Но именно здесь нужно себя переселить. Нет необходимости лезть знакомиться к прохожим на улице и посетителям увеселительных заведений, начните с того, что не отталкивайте тех, кто хочет с вами познакомиться. Люди не будут даже пытаться познакомиться, если у вас будет на лице «кислая мина», а вот легкая улыбка однозначно располагает к общению.
- Еще раз улыбайтесь. Если вы чувствуете, что необщительны, что вам тяжело дается простой разговор с другими людьми, то возьмите себе за правило просто улыбаться. «Надевайте» на лицо улыбку с утра, когда лежите еще в постели. Пусть у вас нет повода для искренней улыбки, едва вы открыли глаза, но растягивание губ как просто механическое действие позволит мышцам лица привыкнуть к этому состоянию. Привычка вырабатывается 30 дней, и 90 должно пройти, чтобы она закрепилась. Вначале придется улыбаться через силу, но с каждым днем непринужденная улыбка будет даваться вам все проще и проще. И пусть вы не будете гиперактивным в общении, приветливое выражение лица будет притягивать к вам людей как магнитом.
- Динамическая медитация. Этот способ раскрепоститься и раскрыться может показаться странным, но он не просто действенен — вы поймете его эффективность сразу по окончании медитации. Эмоциональность — это как раз таки открытость миру. А динамическая медитация позволит вам раскрыть внутренние резервы чувственности и дать выход накопившемуся. В чем суть такого способа, который усилит развитие эмоциональности? Вам не нужно записываться на специальные курсы, можете провести сеанс динамической медитации самостоятельно и не менее результативно. Для этого необходимо уединиться в каком-нибудь безлюдном месте на природе. Вы должны быть уверены, что вас никто не слышит и не видит, что за вами никто не наблюдает, — это непременное условие. После чего начните вести себя безумно — кричите, танцуйте в диком стиле, делайте в физическом смысле все, что вам придет в голову. Вначале будет сложно, но как только вы начнете, вы осознаете, что вам нравится, а такой выход эмоций дается все проще и проще.
Шкала отклика
Эта методика представляет собой опросник из 25 утверждений, определяющий степень развитости эмпатии у личности.
Проходящему тест необходимо оценить свое согласие: всегда, часто, редко, никогда.
№ | Суждение | Ответ | |||
В | Ч | Р | Н | ||
1 | Я грущу, когда вижу, что кто-то ощущает себя одиноко в обществе компании. | ||||
2 | Когда окружающие не умеют сдерживать себя и открыто показывают свои эмоции — это неприятно. | ||||
3 | Когда человек волнуется рядом со мной, я чувствую то же самое. | ||||
4 | Я полагаю, что слезы от счастья — это глупость. | ||||
5 | Неприятности своих друзей я переживаю тоже. | ||||
6 | Порой песни о любви пробуждают во мне чувствительность. | ||||
7 | Я бы очень беспокоилась, если бы мне необходимо было передать кому-либо неприятные новости. | ||||
8 | На мое состояние сильно влияет окружение. | ||||
9 | Я бы хотела иметь работу, сопряженную с общением. | ||||
10 | Мне нравится видеть, как люди получают подарки. | ||||
11 | Когда я вижу/слышу, что человек плачет, то огорчаюсь сама. | ||||
12 | Слушая определенную музыку, я испытываю счастье. | ||||
13 | Когда я читаю художественное произведение, переживаю так сильно, словно все это происходит в реальности. | ||||
14 | Я злюсь, когда вижу, что с человеком ужасно обращаются. | ||||
15 | Я могу сохранять спокойствие, даже когда все вокруг паникуют. | ||||
16 | Меня нервирует, когда люди льют слезы. | ||||
17 | Когда я принимаю решение, чье-либо мнение, как правило, не имеет значения. | ||||
18 | Я тоже выхожу из себя, когда люди вокруг чем-то обеспокоены. | ||||
19 | Я тревожусь, если вижу людей, переживающих по пустякам. | ||||
20 | Я беспокоюсь, если вижу, как страдают животные. | ||||
21 | Глупо беспокоиться о том, что происходит в книге или кино. | ||||
22 | Я грущу, когда вижу немощных людей. | ||||
23 | Я очень эмоционирую при просмотре фильма. | ||||
24 | Я могу быть безучастной к любому беспокойству, происходящему вокруг. | ||||
25 | Дети рыдают без серьезного повода. |
Итоги
№ | Количество баллов за ответ | |||
В – согласен (всегда) | Ч – часто | Р – редко | Н – никогда | |
1 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 |
12 | 4 | 3 | 2 | 1 |
13 | 4 | 3 | 2 | 1 |
14 | 4 | 3 | 2 | 1 |
15 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 4 | 3 | 2 | 1 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 |
21 | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | 4 | 3 | 2 | 1 |
23 | 4 | 3 | 2 | 1 |
24 | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Сумма |
Теперь подсчитайте результаты:
- 11 баллов — крайне сниженный уровень эмпатии;
- 12-36 — низкий;
- 37-62 — нормальный;
- 63-81 — высокий;
- 82-90 — повышенный.
Список литературы:
- Вилюнас В.К.
«Психология эмоциональных явлений» /
Вилюнас В.К.; п/ред. О.В. Овчинниковой –
МГУ, 1976 г. – 143 с. - Гозман Л.Я.
«Психология эмоциональных отношений»
/ Гозман Л.Я. – М., 1987г. – 176 с. - Додонов Б.И.
«В мире эмоций» / Додонов Б.И. – К., 1987 г.
– 140 с. - Додонов Б.И.
«Эмоция как ценность» / Додонов Б.И. –
М., 1978 г. – 272 с. - Ильин Е.П.
«Эмоции и чувства» / Ильин Е.П. – СПб, 2002
г. – 752 с. - Немов Р.С.
«Психология» В 3-х т. Т. 1. / Немов Р.С. –
М.; ВЛАДОС, 1995 г. – 688 с. - Ольшанникова
А.Е. «Опыт исследования некоторых индивидуальных
характеристик эмоциональности» / Ольшанникова
А.Е., Рабинович Л.А. – Вопр. Психологии.
1974 г. — №3. С. 65-73. - Райгородский
Д.А. «Психология и психоанализ характера».
Хрестоматия по психологии и типологии
характеров / РайгодскийД.А. – Самара;
БАХРАХ, 1997 г. – 640 с. - Петровский
А.В. «Психологический лексикон» Энциклопедический
словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко.
Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М,; ПЕР
СЭ, 2005 г. – 250 с.
Впечатлительность: хорошо или плохо
Впечатлительность тесно связана с ранимостью, возбудимостью, эмоциональностью. Некоторые проявления впечатлительности выглядят милыми, например, когда девушка плачет над фильмом или когда она визжит от восторга, глядя на сюрприз от молодого человека. Кого-то это даже притягивает, это называют непосредственностью, непредсказуемостью, внезапностью.
Но бывают такие ситуации (они встречаются чаще) когда впечатлительность играет злую шутку с ее обладателем, его окружением. Конфликты, истерики, публичные «выступления» – малая часть того, чем может обернуться впечатлительность. Муж на полчаса задержался на работе или не ответил на звонок, а жена уже бьется в слезах и пишет заявление на развод. Или ребенок случайно разбил вазу, а мама, не разобравшись в сути дела, подвергшись эмоциям, избила ребенка.
Так хороша или плоха впечатлительность? Как всегда, истина посередине: хороша, когда в меру. С эмоциональными, живыми людьми приятно, интересно общаться, но до тех пор, пока это не переходит в крайности. Из-за чрезмерной чувствительности страдает сам человек. Он злится на свои реакции, на неспособность контролировать себя. Страдают его близкие, потому что каждый раз, общаясь с впечатлительным типом, они словно ходят по минному полю.
Эмоции – это интегральная реакция организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности. Эмоции – это непосредственная форма выражения чувств.
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Однако врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания.
Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире с точки зрения его значимости. Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую роль имеют эмоции. Даже мыслительные действия строятся на эмоциональной основе. В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора целей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека.
5 стр., 2251 слов
Эмоции человека 3
… их взаимосвязи. Эмоции человека В буквальном переводе с французского языка, эмоция — это чувство, переживание (от латинского emovere — волновать, возбуждать). Считается, что эмоции возникают как выражение субъективного отношения человека к удовлетворению …
Любая возникшая у человека эмоция выступает для него как жизненно важный внутренний сигнал, ориентирующий и направляющий его последующие мысли и действия, при этом человек может даже не осознавать их истинных причин и оснований, однако оставаться уверенным в их правомерности. При актуализации нужды в чем-либо возникают соответствующие эмоциональные переживания (голод, жажда, интерес и т.д.), которые называются потребностями. В зависимости от состояния потребности они могут усиливаться, ослабляться, исчезать.
Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.
Как происходит развитие свойств личности
На развитие психических свойств личности влияют как наследственные факторы, так и приобретенные во взаимодействии с социальным окружением.
В раннем детстве развитие личности представляет собой динамичный процесс усвоения социальных, этических, поведенческих норм. Ребенок должен овладеть умением подчинять свое «хочу» требованиям социальной среды. Социальная среда, в которой развивается ребенок, играет огромную роль в формировании личностной индивидуальности человека. На этом этапе определяющее значение имеет семья (а в дальнейшем еще дошкольные учреждения и школа), ее воспитательные методики, морально-нравственные принципы, которые она прививает.
Следующим важным моментом является активность ребенка в освоении социальных и поведенческих норм. При этом необходимо учитывать, что эффективность усвоения зависит от практических навыков, тренируемых в специально смоделированных ситуациях.
Исследования показали, что в каждом ребенке изначально заложена способность к развитию. А ее движущей силой является необходимость в удовлетворении потребностей. В процессе удовлетворения потребностей развиваются такие свойства личности как способности и характер, а они в свою очередь формируют новые потребности. Происходит своеобразное движение по спирали, поднимая ребенка на более высокий уровень развития личностных свойств.
Что мешает выходу эмоций
Даже застенчивые дети ведут себя естественно и не стесняются демонстрировать то, что чувствуют. Согласитесь, что ни один малыш не будет сдерживать слезы, если больно, или смех, когда весело. Отсюда следует, что закрываться мы начинаем с осознанием себя как личности, то есть с возрастом. Чаще всего это ответ на жизненные обстоятельства. Ребенок не стесняется выражать свои эмоции, пока его не пристыдит родитель или воспитатель: «Не смейся так громко, это неприлично!» Или: «Да что ты нюни распустил, ну прямо как девчонка!» Несколько таких замечаний от человека, который считается авторитетным, и впрямь влияют на эмоциональность. Ребенок начинает себя вести сдержаннее и понимает, что спокойное поведение не вызывает никаких нареканий со стороны взрослых. «Тише едешь — дальше будешь», и малыш привыкает к тому, чтобы утаивать свое настроение от мира.
Роль и природа
Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:
- Физиологический. Отражает изменения, происходящие в организме при проявлении тех или иных настроений: частота дыхания, сокращений сердечной мышцы, преобразования гормонального фона, обменных процессов).
- Психологический. Характеризует само переживание: гнев, радость, грусть.
- Поведенческий. Проявляется в мимике, жестикуляции и действиях (заторможенная реакция, активность, агрессия, плач).
Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может. Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно. Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).
Эмоции имеют ряд особых характеристик:
- Полярность. Они обладают положительной или отрицательной окраской хотя возможно и наличие противоречий (можно любить человека, но вместе с тем испытывать по отношению к нему обиду, гнев или беспокойство).
- Энергетическая заряженность. Существуют стенические переживания (вызывающие повышение активности – разъяренность, раздражение, воодушевление, восторг) и астенические (порождающие пассивность – грусть, страх).
- Целостность. Эмоциональность предполагает взаимодействие всех психофизических сторон личности, которые оказывают воздействие на весь организм, проявляясь и в действиях, и в теле, и в образе мыслей.
- Неотчуждаемость. Эмоции невозможно отделить от остальных процессов, происходящих в психике. Они сопровождают все – и работу органов чувств (отделяют приятное от неприятного), и функционирование интеллекта (вызывают интерес или скуку).
Виды эмоциональных переживаний человека
В психологии выделяют следующие виды эмоций у человека:
Аффекты
Это очень сильное эмоциональное переживание, которое возникает при невозможности выхода из критической ситуации. В этот момент происходит торможение других психологических процессов. Сильное душевное волнение сужает сознание и ограничивает волю. Случаются кратковременные эмоциональные вспышки в виде ярости, отчаяния, ужаса и горя. Этот вид переживаний считается самым сильным.
Настроение
Это общий эмоциональный фон человека в текущий момент. Оно имеет большое значение для индивида и считается самым долговременным внутренним состоянием, которое передает оценку событий, происходящих с ним.
Бывает, что мотивы настроения неочевидны. Каждый из нас сталкивался с беспричинной радостью или печалью.
В основном настроение зависит от многих моментов. Они могут быть связаны с работой, взаимоотношениями в семье и событиями, происходящими в настоящий момент или имевшими место в прошлом.
От настроения зависит, как пройдет наш день, а значит, и жизнь. Хорошее – вдохновляет и положительно влияет на продуктивность, здоровье и успешность. Находясь в плохом расположении духа, человек даже стандартные задачи считает непосильной ношей.
Самооценка для человека имеет большое значение. Регулярно пониженное настроение сказывается на ней неблагоприятно. У такого индивида появляется пессимистичный взгляд на жизнь, пропадает желание стремиться к чему-либо и опускаются руки. У людей со здоровой самооценкой чаще наблюдается хорошее настроение. Они уверены в себе и легко идут на контакт с окружающими. Им легче добиваться поставленных целей и выходить из затруднительных ситуаций.
Чувства
Это способность человека выражать и воспринимать окружающий мир, которая побуждает его к определенным действиям. По сравнению с остальными эмоциональными переживаниями это наиболее продолжительное. Для чувств нужен объект, по отношению к которому они будут возникать.
Чувства имеют большое значение в любой сфере жизни. Они провоцируют нас на определенные действия и поступки, которые вызывают положительные эмоции. Поэтому каждый стремится иметь приятное окружение и комфортные условия не только дома, но и на работе.
В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства, которые представляют собой отражение отношения к социальным явлениям и их переживаниям. Они бывают:
-
нравственными – зависят от норм и правил, выработанных обществом (чувство долга, гуманность, любовь, дружба, сочувствие, патриотизм и т. д.);
-
интеллектуальными – отношение человека к познавательной деятельности, проявляется в любознательности, чувстве нового, удивлении, убежденности или сомнении;
-
эстетическими – отношение индивида к искусству и природе (это чувство красоты, гармонии красок, звуков, движения и форм; такие чувства могут вызвать произведения искусства; может быть отображена и негативная эмоциональная окраска – тоска, печаль, страдания).
Это условное разделение чувств человека. На самом деле они многогранны и имеют несколько составляющих. Ошибочно относить их только к одному виду.
Во время общения каждому из нас помогают мимика и жесты. С помощью них можно понять настрой собеседника. Возможно, стоит его ободрить или, наоборот, успокоить излишнюю перевозбужденность.
Эмоции
Это переживания, которые возникли в данный момент. Они имеют продолжительный характер и способны передавать реакцию на события, произошедшие ранее или в настоящее время. Эмоции носят ситуативный характер и выражают реакцию человека на определенные ситуации. Они бывают положительными и отрицательными.
Реактивность в психологии: примеры проявления в обычной жизни
Для того чтобы иметь полное представление о реактивности, давайте приведем простой пример из жизни. Предположим, что вы мечтает об отпуске после тяжелого трудового года. Ваши друзья тоже собираются отдохнуть, но один отправляется в горы, а другой мечтает о ленивом пляжном отдыхе в теплой стране. Оба они зовут вас с собой, но после долгих раздумий вы решаетесь на поездку к морю и солнцу. В тот момент, когда вы уже готовы озвучить свое решение другу, он начинает утверждать, что вы должны поехать с ним и не имеете права поступить иначе. Вот здесь большое значение имеет ваша реактивность. Что вы сделаете? Начнете сопротивляться давлению и откажетесь от уже запланированного и такого желанного отдыха на пляже, поехав в горы в качестве протеста? Или придержитесь первоначального плана, независимо от оказываемого на вас давления?
Люди, которые способны поступать во вред себе, отличаются повышенной реактивностью и часто делают неправильные выводы из ситуации. Причем в принятии решения не играет роли личность оппонента, это может быть близкий друг или малознакомый человек. Склонность к принятию поспешных и неправильных решений выявляется у тех людей, у которых констатируется повышенная реактивность. В психологии это принято считать за константу, от которой отталкиваются в определении темперамента личности.
Как себя контролировать?
Развитие эмоциональной устойчивости интересует многих людей. Что же нужно сделать для ее формирования? Научиться не избегать эмоций, а, наоборот, встречаться с ними лицом к лицу.
Даже обычное их словесное обозначение существенно снижает интенсивность переживания. Такой простой прием помогает как бы «локализовать» эмоцию. Ведь всегда намного проще обращаться с явлением или предметом, если у него есть название.
К сожалению, далеко не каждый человек способен понять, что именно он сейчас чувствует. Как ни странно, но часто причиной становится осуждение или запрет на проявление эмоций. Это колоссальная ошибка общества, семей, образовательных учреждений и т. д. Многие люди действительно считают, что гневаться нельзя, грустить плохо, а бурно радоваться и вовсе неприлично. Разумеется, они привыкают подавлять эмоции, маскировать их, выдавать одно за другое. С возрастом такая модель поведения крепчает, у человека стираются истинные представления о своих чувствах. Он и сам может не понимать, что за его гневом стоит глубокая печаль, а за сильным страхом – возбужденность, тревога.
Поэтому важно каждый раз обращаться к самому себе с вопросом: что я чувствую? Нельзя подавлять эмоции. Потому что они – это энергия. И если она не находит выхода из-за того, что человек ее подавляет, то просто начинает уничтожать его изнутри
И если она не находит выхода из-за того, что человек ее подавляет, то просто начинает уничтожать его изнутри.
Как стать более спокойным?
Большая эмоциональность может принести личности не меньше трудностей, чем холодность и отстраненность. Нет никаких упражнений для того, чтобы стать менее пассионарным, здесь вам поможет обычный здравый смысл. Чрезмерная экспрессивность уместна на театральных подмостках или в домашней среде с людьми, которые хорошо вас знают. Но сильное проявление вашего настроения и внутренних переживаний не одобрят коллеги или шеф. «Фильтруйте», что и как вы говорите, как себя ведете.
Станьте наблюдателем самого себя, так как превратиться из очень открытого человека в рассудительного даже более сложно, чем наоборот.
Эмоции, их функции и виды
Определение 1
Эмоциональная сфера – это отражение субъективного отношения к предметам и явлениям, значимым для человека.
Существенная характеристика эмоций – их субъективность. Любая активность человека сопровождается эмоциональным переживанием.
В переводе с латинского языка «эмоция» означает волновать, потрясать, возбуждать. Удовлетворяя свои потребности, человек получает положительные эмоции, а при невозможности их удовлетворить – отрицательные. В течение длительного времени ученые считали эмоции явлением, которое досталось человеку от его далеких животных предков.
Сегодня хорошо известно, что в структуру эмоций входит субъективный и познавательный компоненты, поэтому обусловленность эмоций двойная – потребности человека, с одной стороны, определяющие его отношение к объекту эмоций и, способность отразить и понять свойства этого объекта – с другой стороны.
Эмоции человека отличаются большим разнообразием и каждая из них своеобразна по своим источникам, переживаниям, внешним проявлениям, способам регуляции.
Эмоции можно разделить на положительные и отрицательные.
По критерию мобилизации ресурсов организма человека выделяются стенические и астенические эмоции, действующие противоположным образом. Если стенические эмоции вызывают прилив энергии, подъем и активность, то астенические вызывают противоположные чувства.
Различаются эмоции и по потребностям – низшие эмоции, вызывающие общие ощущения, например, голод, жажду, ощущение холода или тепла и высшие эмоции, связанные с общественными отношениями.
По поводу того, какова роль эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности человека, мнения ученых разделились.
Для эмоций характерны свои признаки:
- человек реагирует на ситуацию возникновением эмоции, а не на раздражитель;
- заблаговременная реакция на ситуацию и её оценка;
- дифференцированная оценка разных ситуаций;
- механизм адекватной и заблаговременной подготовки к ситуации;
- механизм закрепления отрицательного и положительного опыта.
Кроме признаков эмоции имеют свои функции – мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную, защитную, которая возникает моментально и позволяет защититься от опасностей.
Глубина внутренней жизни человека выражается в эмоциональных проявлениях, а одинаковые раздражители вызывают у разных людей разные и непохожие реакции.
Взаимодействие между людьми не может обойтись без эмоциональных проявлений, поэтому коммуникативная функция эмоций относится к одной из важнейших. Посредством эмоций человек показывает свое отношение к действительности, к другим людям.
Темперамент в представлении философов и ученых древности
Еще древние философы утверждали, что человек имеет ряд особенностей, данных ему при рождении, которые в дальнейшем формируются в совокупность черт или так называемый характер. Существенно изменить эти особенности невозможно, они поддаются только легкой корректировке под влиянием социума и воспитания.
От чего зависит темперамент или характер, ученые того времени представить не могли, но делали попытки обосновать свои многочисленные теории соразмерно знаниям в медицине и психологии. Основоположником стал Гиппократ, он впервые дал определение каждому из типов, которые используются и по сей день. Вот только объяснял знаменитый врач темперамент преобладанием в организме человека той или иной жидкости.
Спустя годы европейские ученые попытались выдвинуть свою типологию, основанную на физических особенностях людей. Подобная версия подвергалась большой критике в научном мире и сейчас практически не используется.