Разделение структуры общения на уровни
Функции общения в психологии и их краткая характеристика
Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.
Уровни по А.Б. Добровичу
А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:
- Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
- Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
- Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
- Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
- Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
- Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
- Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.
В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:
- Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
- Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
- Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.
Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.
Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.
Значение общения в онтогенезе
В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.
Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.
Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:
Непосредственно-эмоциональное
Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.
Предметно-действенное
Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.
Внеситуативное интимно-личностное
Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).
Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.
Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность
Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой. Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте
Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции
Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.
Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.
Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.
Виды коммуникации по субъекту и средствам коммуникаций
В зависимости от того, кто является субъектами, какие средства задействованы в процессах коммуникаций, можно выделить следующие виды коммуникации.
Коммуникации с помощью информационных технологий, технических средств
Такая модель является одним из наиболее значимых современных видов коммуникации. Речь идет о применении информационных технологий и различных технических устройств. Для общения используются телекоммуникационные системы, электронная почта, социальные сети, управленческие информационные средства (УИС)
УИС дает возможность для общения между сотрудниками организации с целью выяснения необходимой для решения производственного вопроса информации, кроме того, при помощи этих средств сотрудники могут изучить литературу по важной для них теме.
Межличностные коммуникации
К виду межличностных коммуникаций следует отнести прямое взаимодействие собеседников или групп людей между собой посредством вербальных и невербальных способов общения. Изучение такого типа коммуникаций является одной из самых важных и первостепенных задач. На межличностные коммуникации оказывают влияние огромное количество факторов.
Результат такого общения наиболее зависим от получаемой обратной связи – благодаря ей адресант может понять, ушло ли сообщение, получил ли его собеседник, верно ли его воспринял.
На процесс межличностных коммуникаций оказывает влияние социально-культурная среда, в которой происходит общение, в том числе система ценностей собеседников, присущие им традиции и обычаи
Важно принимать во внимание данный фактор при построении процесса коммуникации между представителями разных народностей. Различия в культуре собеседников проявляются в таких видах коммуникации, как вербальная и невербальная
Общение: цели, функции и потребность в нем
Данную тему школьники изучают на уроках обществознания в шестом классе.
Дадим краткое определение понятию «общение».
Можно сказать, что общение — это взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми. Это вид деятельности, при которой происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, переживаниями, умениями, навыками, результатами труда и т. д.
Общение стоит отличать от коммуникации — односторонней передачи информации, при которой отсутствует связь между субъектами, как при общении.
Понятие «общение» можно представить и в виде схемы:
- коммуникативная сторона (процесс обмена информации);
- интерактивная сторона (взаимодействие между людьми в процессе их деятельности);
- перцептивная сторона (процесс восприятия и понимания другого человека).
Рассмотрим, в чем состоят причины общения между людьми.
Для человека общение — это один из способов удовлетворения его различных потребностей.
В зависимости от целей общение делят на:
- биологическое — направлено на удовлетворение основных нужд (биологических потребностей) организма, то есть на поддержание его жизнедеятельности;
- социальное — основано на целях формирования, укрепления и расширения контактов между людьми и способствует личностному росту индивидуума как личности.
Выделяют пять базовых функций общения:
- прагматическая;
- подтверждающая;
- формирующая;
- организации и поддержания межличностных отношений;
- внутриличностная.
Рассмотрим таблицу:
Согласно другой классификации можно выделить следующие функции общения:
- Социализирующая. Происходит формирование личностных качеств.
- Трансляционная. Человек в процессе общения получает определенную информацию, происходит передача опыта и знаний из поколения в поколение.
- Идентификационная. Отнесение человека к какой-либо группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление им.
- Эмоциональная. Позволяет понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
- Интегративная. Общение способствует объединению людей.
Следует отметить, что с точки зрения психологии, функции общения будут несколько иными.
Итак, бывает 3 стиля общения:
- авторитарный;
- демократичный;
- либеральный.
Авторитарный — определяет и четко указывает направление деятельности группы, подавляет инициативу изменений.
Демократичный — выбирается в соответствии с мнением коллектива. Руководитель опирается на мнение своих подчиненных.
Либеральный — анархический, без вмешательства.
Потребность — это нужда в чем-либо жизненно необходимом. Потребность в общении — базовая человеческая потребность.
Человек постоянно испытывает неудовлетворенность чем-то, ему необходимы специальные условия для развития. Такие условия может предоставить лишь общество, а процесс социализации невозможен без общения.
Потребность в общении свойственна только человеческой деятельности. Она формируется исходя из стремления людей к взаимодействию.
Различают потребность человека в индивидуализации, познании, доминировании, престиже/статусе, покровительстве или заботе о других, в познании и т.д.
- Потребность в индивидуализации основана на стремлении человека выстраивать свои взаимоотношения так, чтобы четко прослеживалась его неповторимость и уникальность.
- Потребность в престиже, статусе выражается в старании получить признание своих личностных качеств.
- Потребность в доминировании заключается в стремлении повлиять на образ мыслей и поведение своего собеседника.
- Потребность в покровительстве или заботе о других связана с желанием заботиться о ком-то и получать от этого удовлетворение (если чрезмерно развита, то становится одной из форм самоутверждения).
- Потребность в помощи — проявление готовности принять помощь в случае необходимости.
Основные подходы к исследованию общения.
Информационныеподходы базируются на трех основных
положениях:
1)
содержание информации может быть
преобразовано в различные символы;
2)
человек является своеобразным экраном,
на который «проецируется» передаваемая
информация после ее восприятия и
переработки;
3)
существует некое пространство, в котором
взаимодействуют дискретные организмы
и объекты ограниченного объема.
В
рамках информационного подхода было
разработано две основных модели:
1)
модель К. Шеннона и В. Вивера, представляющая
изменения сообщений в различные
изображения, знаки, сигналы, символы,
языки или коды и их последующую
декодировку.
2)
модель коммуникационного обмена, которая
включала:
а)
коммуникационные условия;
б)
коммуникационное поведение;
в)
коммуникационные ограничения выбора
стратегии общения;
г)
критерии интерпретации, определяющие
и направляющие способы восприятия и
оценки людьми своего поведения по
отношению друг к другу.
Интеракциональные
подходы– рассматривают общение как
ситуацию совместного присутствия,
которая взаимно устанавливается и
поддерживается людьми при помощи
различных форм поведения и внешних
атрибутов (внешности, предметов,
обстановки и т. п.). В рамках интеракционных
подходов было разработано пять моделей
организации общения:
1)
лингвистическая модель, согласно
которой, все взаимодействия образуются
и комбинируются из 50–60 элементарных
движений и поз тела человека, а
поведенческие акты, сформированные из
этих единиц, организуются по принципу
организации звуков в словах;
2)
модель социального навыка основывается
на идее научения общению в самом общении;
3)
равновесная модель предполагает, что
любое изменение поведения обычно
компенсируется другим изменением и
наоборот (например, диалог-монолог,
сочетание вопросов и ответов);
4)
программная модель социального
взаимодействия постулирует, что общая
структура межличностного взаимодействия
порождается благодаря действию, по
крайней мере, трех видов программ:
а)
программы, имеющей дело с простой
координацией движений;
б)
программы, контролирующей изменение
видов активности индивидов в ситуации,
когда возникают помехи или неопределенности;
в)
программы, управляющей комплексной
задачей метаобщения.
5)
системная модель рассматривает
взаимодействие как конфигурацию систем
поведения, управляющих обменом речевых
высказываний и использованием пространства
и территории взаимодействия.
Реляционный
подходстроится на том, что общение
– это система взаимоотношений, которые
люди развивают друг с другом, с общиной
и средой обитания, в которой они живут.
Под информацией же понимается любое
изменение какой-либо части этой системы,
вызывающее изменение других частей.
Люди, животные или другие организмы
являются неотъемлемой частью процесса
общения с момента рождения до момента
смерти.
Физиологическая основа социального взаимодействия
В 90-е годы XX века группа ученых-нейробиологов под эгидой итальянца Джакомо Риззолатти обнаружила у обезьян группу зеркальных нейронов. Группа особенных нервных клеток активируется в мозге, когда обезьяна видит, как кто-то другой берет в руку еду, например, орешек.
Как выяснилось позже, у человека они тоже есть, причем реагируют не только на движения тела в пространстве, но и на эмоции. Межличностное взаимодействие — это во многом работа этих нейронов. Это и есть биологическое обоснование нашей общественной природы; обоснование эмпатийности, заложенной в нас изначально.
Благодаря этим нейронам человек обучается говорить и действовать через подражание. А также учится воспринимать эмоции и строить длительные межличностные взаимодействия; поведение другого нужно себе как-то объяснить, особенно если этот человек другой культуры. Получается, чтобы построить отношения с другим, нужно увидеть в другом себя, и дать ему понять, что мы его понимаем.
Виды общения
Обмен информацией между людьми может проходить чрезвычайно разнообразно. Осознать, что такое общение, какова его роль в обществе, и каких видов оно бывает, поможет коммуникативная классификация.
Виды общения
По содержанию
Когда между людьми выстраивается общение, определение его целей является главной задачей в самом начале. Поэтому деление коммуникации по содержанию позволяет установить мотивы контакта. Согласно этой классификации общение бывает:
- Деятельностное. Между индивидуумами происходит обмен навыков, умений, операций и действий.
- Мотивационное. При таком общении люди обмениваются потребностями, интересами, побуждениями.
- Кондиционное. Благодаря этому виду, один человек способен совершить обмен физиологического и психического состояния.
- Когнитивное. Основная цель такого общения заключается в передаче знаний.
- Материальное. При коммуникации люди обмениваются продуктами и предметами.
По целям
По целям общение подразделяется на 2 вида:
- социальное, при котором преследуется цель расширить и укрепить межличностные контакты;
- биологическое, которое требуется обществу для поддержки и развития организма.
По каналу коммуникации
По каналу коммуникации общение подразделяется на следующие виды:
- Невербальный. Обмен информацией между людьми осуществляется при помощи жестов, мимики.
- Вербальный. Этот канал социальной коммуникации реализуется при помощи речи.
- Искусственный. Общение осуществляется за счет своеобразных амулетов, татуировок, символов, которые имеют определенное значение. Также к этому виду относятся книги, пресса, телефоны, телевидение и радиовещание.
По средствам
По средствам общение бывает:
- Косвенным. Общение осуществляется при помощи посредников.
- Прямым. Беседа людей происходит при личном контакте.
- Опосредованным. При этом общении используются различные средства и орудия для обмена информацией между людьми. Социальные сети – яркий пример такой коммуникации.
- Непосредственным. Общение происходит при помощи естественных органов, например, зрения, слуха.
По контакту
В зависимости от контакта с собеседником, общение бывает:
- Опосредованным. Такой вид общения считается косвенным. Обмен между людьми осуществляется тогда, когда они отдалены друг от друга. Например, это переписка, разговор по телефону.
- Непосредственным. Является прямой коммуникацией, при которой субъекты находятся рядом друг с другом и обмениваются информацией при помощи мимики, жестов и речи. Этот вид считается наиболее полноценным, так как в процессе индивиды способны получать максимум знаний друг о друге.
По условиям ситуации
По условиям ситуации общение бывает:
- Официальным. Должностное общение осуществляется исключительно в деловой сфере. Для него характерно наличие большого количества формальностей и правил.
- Неофициальным. Частное общение не ограничивается набором правил. Оно может происходить в любой сфере.
Психология общения на работе
Человек много времени проводит на работе, поэтому важен благоприятный климат в коллективе. На отношения между сотрудниками влияют многие факторы: половая принадлежность, возраст, уровень образованности и моральные принципы. Исследования показали, что психология общения в коллективе, в котором есть и мужчины, и женщины самая стабильная
Важно, чтобы все участники коллектива разделяли корпоративные принципы
Деловая этика включает в себя такие принципы: грамотность, пунктуальность, внимание к другим людям, конфиденциальность и любезность
Психология общения с начальников
Многие люди сталкиваются с проблемами на работе из-за неумения налаживать контакт с руководителем. Страх столкнуться с агрессией и другими проблемами становится причиной многих проблем
Психология общение с начальством рассматривает как особую сферу, где важно учитывать некоторые особенности и принципы поведения. При разговоре с руководителем нужно вести себя уверенно и выражать свои мысли внятно
Важный принцип – четко изложить мысль и говорить по факту. Нельзя падать духом, если от начальства был получен отказ, поскольку часто так проверяют прочность характера.
Психология общения с подчиненными
Не многие люди могут похвастаться прекрасными ораторскими способностями от природы, но это не беда, поскольку их можно развить
Это очень важно для людей, занимающих руководящую должность. От качества управления будет зависеть атмосфера в коллективе и результативность труда
Психология общения начальника и подчиненного базируется на нескольких важных принципах.
Нельзя упускать из внимания промахи работников, поскольку это приведет к безответственности
Замечание должно быть сделано спокойным тоном и по факту.
Критиковать необходимо сделанную работу, а не личность сотрудника.
Большое значение имеет самообладание, поэтому важно учиться держать себя в руках.
Нельзя забывать о похвале и заслуженном вознаграждении, поскольку это является стимулом не останавливаться.
Важно всегда заступаться за подчиненных и стараться улучшить их условия труда.
Классификация видов общения в психологии
Каждый человек постоянно пользуется разными видами и средствами общения в психологии. За счет коммуникации формируется его личность, а также функционирует психика.
Основные виды общения в психологии классифицируют в соответствии с различными критериями:
-
в зависимости от средств выражения;
-
в соответствии с целями;
-
в зависимости от содержания;
-
исходя из состава участников коммуникации;
-
в соответствии со средствами передачи информации;
-
в зависимости от времени.
Характеристика разных видов коммуникации общения в психологии приведена в таблице:
В психологии выделяют и другие виды вербального и невербального общения. Разные ученые предлагают различные подходы к их классификации. При этом три разновидности идут в разрез с любыми критериями:
-
Воспитательное – предполагает, что один индивид целенаправленно воздействует на другого, чтобы в итоге достичь нужного результата.
-
Диагностическое – необходимо для того, чтобы сформировать или получить в процессе коммуникации мнение или информацию о другом индивиде (такое взаимодействие характерно для врачей и пациентов, специалистов по кадрам, задающим соискателям вопросы и предлагающим для заполнения анкеты и т. п.).
-
Интимно-личностное – возможно только между близкими, доверяющим друг другу индивидами.
В течение жизни человек пользуется различными видами общения в психологии.
5 видов коммуникации
В целостной системе коммуникаций выделяют 5 базовых видов в зависимости от цели:
-
Познавательная коммуникация. Целью такого взаимодействия является передача полезной для адресата информации, которой он до этого не обладал. Успешный результат применения познавательной формы коммуникации проявляется в применении полезных сведений и интегрировании новой информации.
-
Убеждающая коммуникация. Задача заключается в воздействии на собеседника, в ходе которого у него должны появиться определенные чувства и мнения. Это может быть убеждение в целесообразности каких-либо действий и стратегий, правильности тех или иных идей и ценностей. Убеждающую форму социальной коммуникации можно назвать эффективной в том случае, если адресат принял вашу позицию, поменял свои взгляды и приоритеты.
-
Экспрессивная коммуникация. Адресанту необходимо побудить собеседника к определенным действиям, но уже на основе передачи эмоций, настроя, мотивации. Конечный результат – изменение психологического настроя собеседника, возникновение у него необходимых чувств, например, сострадания, для последующей совместной деятельности.
-
Суггестивная коммуникация. Целью все еще является смена установок и ценностей, но в этом случае воздействие на собеседника приобретает характер внушения. Успешная суггестия проявляется в виде смены поведения и позиций адресата.
-
Ритуальная коммуникация. Служит для поддержки и закрепления командных установок и обычаев организации. В случае правильно проведенной ритуальной коммуникации вводятся новые традиции, а у участников возникает чувство привязанности к компании, гордости за ее успехи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.).2. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. – 4-изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.
3. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000 – 576 с.
4. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 416 с.
5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский , 2007. — 160 с.
6. https://ru.wikipedia.org/ — Ошибки восприятия.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
+3
Размер: 42.42K
Скачано: 58
, а намприятно ).
Чтобы Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов. Добавить работу
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Три стороны общения
Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:
Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию
Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта
Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним
Коммуникация – обмен информацией
Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.
Интеракция – обмен действиями
Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.