Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель

В восточных религиях

индуизм

Взгляд индуизма на добрачный секс уходит корнями в его концепцию ашрама (стадии) или этапов жизни. Первая из этих стадий, известная как Брахмачарья , примерно переводится как целомудрие. Безбрачия и целомудрия считаются соответствующее поведение для обеих мужчин и женщин , студентов во время этой стадии, которая предшествует стадии женатого домохозяина ( грихастха ). Саньяси и индуистские монахи или садху также соблюдают целомудрие в рамках своей аскетической дисциплины.

Сикхизм

В сикхизме добрачный или внебрачный секс строго запрещен. Тем не менее, рекомендуется вступать в брак и жить как семейная единица, чтобы обеспечивать и воспитывать детей для вечного блага творения (в отличие от санньясы или монашеской жизни, что было и остается распространенной духовной практикой в ​​Индии). Сикха поощряют не жить отшельником, нищим, монахом, монахиней, соблюдать целомудрие или каким-либо подобным образом.

Джайнизм

Этический кодекс Jain содержит обет брахмачарьи ( что означает «чистое поведение»), который прописывает ожидания для джайнов , касающихся сексуальной активности. Брахмачарья — один из пяти основных и второстепенных обетов джайнизма, предписывающий несколько разные ожидания для аскетов и мирян соответственно.

Полное безбрачие ожидается только от джайнских аскетов (которых также называют монахами и монахинями). От мирян ожидается целомудрие — внебрачный секс и супружеская измена запрещены.

буддизм

Учения буддизма включают Благородный Восьмеричный Путь , включающий раздел, называемый . Под Пяти Заветами этического кодекса, упасак лежали последователи должны воздерживаться от неправильного сексуального поведения, в то время как монах и бхикшунь монашествующих должны практиковать строгое целомудрие.

Даосизм

Пять Заповедей в даосской религии не включают в сексуальных домогательствах, что интерпретируется как запрещающее внебрачный секс для непрофессиональных врачей и брака или полового акта для монахов и монахинь.

Как сохранить целомудрие

Сохранить целомудрие в современном мире сложно, блуд стал нормой. На каждом углу можно услышать, что “штамп в паспорте ничего не меняет в отношениях”, что нужно “проверить чувства и пожить вместе” и так далее. Моральные и нравственные ценности уступают место минутным наслаждениям. Но это лишь в том случае, когда нет ясного понимания, для чего и ради чего нужно хранить чистоту.

Для человека, верящего в Бога и живущего по заповедям, очевидно: блуд – это тяжелый грех. За него не только нужно платить своим здоровьем, но и неминуемо придется отвечать перед Богом. Вступая в незаконные интимные отношения, человек согрешает против себя самого, искажая “образ и подобие Божие”, заложенные в человеческую природу. А девство – Божий дар, сохраняя который сохраняется то лучшее, что у нас есть. Поэтому нужно четко осознавать, что любые интимные отношения до брака являются грехом.

Девушка, желающая оставаться целомудренной до брака, должна вести себя соответствующим образом:

– скромно одеваться. Это не значит, что нужно закутаться с головы до ног. Но носить одежду, которая вызывает очевидный соблазн у мужчин, категорически  не следует. К слову — те барышни, которые носят целомудренное одеяние, имеют больше шансов найти достойных мужей, чем те, кто одеваются вызывающе;

– скромно себя вести;

– не оставаться наедине с мужчинами в двусмысленных ситуациях;

– уважать себя как любимое Божье творение и не позволять собой пользоваться;

– стремиться стать достойной женой, нежной матерью.

Нравственная чистота – это проявление сильного характера. Тот стержень, который позволяет отстаивать христианские взгляды на жизнь, в которой грех называется грехом. Целомудрие – Божественный свет, в котором нет места разврату, сквернословию, обману и многим другим грехам. Безусловно, целомудренному человеку сложно жить в современном мире. Но такой человек знает, для чего он хранит в чистоте своё тело, храм своей Богом данной души. Он знает, ради чего оберегает от блуда свое тело. И он обязательно получает от Господа награду за свои труды и подвиг целомудренной жизни.

Почему трудно творить добро?

Каждый человек желает находиться в кругу добрых и честных людей, но почему-то сам не очень стремится стать таковым. Что мешает нам творить добро? Ведь каждый из нас имеет представление о том, что такое добродетели.

Христианские проповедники считают, что одной из основных причин является неправильное отношение человека с Богом. Только Он является настоящей любовью и может привести человека к доброте и духовному росту. Поэтому чем ближе индивид к Богу, тем больше у него шансов стать добродетельным человеком, творящим добро вокруг себя.

Современные психологи и социологи называют иную причину нравственной деформации людей — это неумение отличать добро от зла. Люди настолько потерялись в системе нравственных координат, что уже с трудом понимают, как должны выглядеть добродетели. Это болезнь современного общества в целом, а не отдельной его социальной прослойки. Поэтому вылечить ее весьма затруднительно.

В чем именно проявляется эта болезненность?

Целомудрию Церковь противопоставляет распущенность и разврат. «Распутный», «блудящий» означает, что человек заблудился, свернул с пути. Эти выражения, через которые мы говорим о телесной нечистоте, о том, что человек потерял путь к Богу — пренебрег имеющимися способами борьбы с грехом. Это не может не сказаться на внутреннем, душевном состоянии человека.

Во-первых, распутный человек никогда не станет состоявшейся сильной личностью. Будучи разрушен своими собственными ошибками, не умея пользоваться волей, разумом и мудростью, не соединив в себе эти разлетевшиеся куски Адама и даже не стремясь к этому, находясь в ситуации, когда тело не слушается духа, он не может обрести того, что мы называем внутренним стержнем.

Во-вторых, мой небольшой опыт наблюдения за жизнью многих знакомых мне — в том числе еще со школы — людей показывает, что большинство из тех, кто рано начал вести распущенный образ жизни, не познал счастья в браке.

Из-за постоянного переключения с одного, как сейчас говорят, партнера на другого целостность человека разрушается, и он уже не в состоянии полюбить всем сердцем. Он все время сравнивает свои нынешние отношения с предыдущими и не может отдать всего себя одной любви, ведь часть его естества осталась в прошлых связях.

Мы знаем слова апостола Павла: совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею (1 Кор 6:16). То есть эта связь, как рубец, остается с ним навсегда. Поступая подобным образом, ведя распутный образ жизни, вы дробите свое познание Бога, мира и любимого человека на бесконечные фрагменты.

В-третьих, нецеломудренный человек, сам не являясь человеком целым, и своего супруга не воспринимает как целостную личность, любит не всего человека, а лишь его телесную составляющую, душевную частично, про духовную и речи нет. Он умеет только владеть и пользоваться, даже если обставляет это очень красиво и романтично.

В-четвертых, такой человек, естественно, не способен к любви как служению, ведь он нацелен исключительно на получение, обладание и присвоение себе. Это любовь конечная: как только иссякает то, что человек привык получать — супруг состарился, заболел, обнаружились его незаметные раньше недостатки, — иссякает и его любовь, и он ищет замену.

Потому и предполагается, что христианская семья может быть создана только с одним человеком. Христианин хранит себя в телесной чистоте до брака для будущего супруга. Церковь считает: все, что нужно познать мужчине в женщине, есть в его жене. И все, что нужно познать женщине в мужчине, есть в ее муже.

Нарушая свое целомудрие, человек разрушает целостность своей души, которая должна быть подарена, посвящена супругу. Для христианина естественно не вступать в добрачные связи — для него это потеря. Потеря возможности той любви, до которой он хочет дотянуться.

А до любви как до служения можно дорасти только в браке, когда человек на протяжении всей своей совместной жизни с любимым возрастает до полного раскрытия личности своего супруга. Причем он любит и тогда, когда в полной мере получает ответную любовь, и когда получать ее перестает — это не является препятствием для любви.

Как священник, я постоянно вижу, как нецеломудренный человек, став христианином и решив изменить свою жизнь, часто претерпевает горькие неудачи в попытках построить семью по церковному образцу — ему мешает его прошлый жизненный опыт. Целомудренному до брака человеку гораздо легче стать счастливым в семейной жизни, потому что вся та часть его души, которая создана Богом для сочетания с супругом, отдана единственному человеку.

В новое время

Спиноза под добродетелью понимал любовь к Богу (природе). Добродетель для него была идентична пользе. «Действовать абсолютно по добродетели есть для нас не что иное, как действовать, жить, сохранять своё существование (эти три выражения обозначают одно и то же) по руководству разума на основании стремления к собственной пользе».

Французские просветители считали, что добродетели тесно связаны с истиной и общественным счастьем. По Гельвецию, «добродетели покидают те места, откуда изгнана истина», добродетель это «… только стремление к всеобщему счастью…, предмет добродетели есть общественное благо и что приписываемые ею поступки суть средства для достижения этой цели».

В новых системах философии (Кант, Фихте, Гегель) понятия свободы духа и высшего блага вытеснили понятие добродетели как этический принцип.

По Канту, «добродетель есть моральная твёрдость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления». Кантовская добродетель выводится из чистых основоположений, а не является привычкой к добрым делам, она не определяется как умеренность между двумя пороками; между добродетелью и пороком есть качественное отличие.

Бенджамин Франклин в автобиографии систематизировал «тринадцать добродетелей»:

  1. Воздержание — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
  2. Молчание — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
  3. Порядок — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь своё время.
  4. Решительность — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
  5. Бережливость — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.
  6. Трудолюбие — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.
  7. Искренность — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.
  8. Справедливость — Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
  9. Умеренность — Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.
  10. Чистота — Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
  11. Спокойствие — Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
  12. Целомудрие — Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению, или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твоё или чьё-либо ещё.
  13. Скромность — Подражать Иисусу и Сократу.

Современное отношение к женскому безбрачию

В наше время женщины часто отказываются от семейных отношений. Сложно объяснить, чем вызвано такое решение. Общество по-разному относится к этому явлению. Одни считают, что это — дань моде, другие видят отчаяние в надежде создать семью, третьи полагают, что решение продиктовано искренним желанием посвятить себя служению Богу.

Рассматривая ситуацию в ключе православия, надо учитывать следующее. В христианстве женский целибат — не просто отказ от замужества, а способность находить в этом состоянии гармонию, упокоение, радость. Отсутствие супружеских отношений подразумевает ведение христианского образа жизни — соблюдение заповедей, ежедневная молитва, помощь ближним, посещение храма. Без этого декларация и фактический отказ от супружества — не имеют отношения к православному женскому целибату.

Также рекомендуем к прочтению: Аскеза простыми словами.

Девственность — это недостаток или преимущество?

Решающий момент в этом вопросе — возраст особи женского пола. Разумеется, если возраст больше двадцати пяти лет, девственная плева становится проблемой и источником комплексов. Все должно происходить в свое время. Если есть постоянный партнер, взаимная любовь между парнем и девушкой — то в акте любви нет ничего страшно. Напротив, он станет источником радости и счастья для обоих партнеров.

Заниматься воспитанием девочки должны оба родителя. Привить должную самооценку, ценить себя и блюсти свою честь невозможно в условиях постоянных семейных скандалов. Очень редко целомудренная девушка может выйти из проблемной семьи, где пьяные скандалы и рукоприкладство являются нормой.

Можно ли достичь подлинного целомудрия вне Церкви

Целомудрие, в высшем значении этого слова, признаётся в христианстве одной из важнейших личностных добродетелей. Как следует из самого наименования, целомудрие сопряжено с внутренней целостностью, цельностью. Что же это за цельность, в чём она состоит?

Как известно, только что созданный человек, до того, как дерзнул согрешить, не испытывал ни малейших внутренних противоречий в душе. Все его душевные силы действовали слаженно и гармонично, плоть всецело и ненасильственно подчинялась душе. Пребывая в таком состоянии, человек жил и действовал в соответствии со своим естеством, наслаждался естественной для него радостью богопознания, богообщения.

О том, что целомудрие достигается не иначе как путем стяжания праведности, человеку было возвещено ещё во времена Ветхого Завета (). Но Ветхозаветная не обладала той полнотой благодатных спасительных средств, которыми наделена Церковь Христова, и конечно же, праведность ветхозаветного человека отличалась от праведности, свойственной христианским святым.

Праведность как норма жизни, а значит и связанное с ней (подлинное) целомудрие достижимы лишь во Христе. Об этом хорошо сказал Сам Господь: «без Меня не можете делать ничего

» ().

Не бойтесь оттолкнуть жениха строгостью. Многие мужчины считают, что сначала надо пожить в т.н. «гражданском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не доходит. Начинать отношения с плотской близости – неправильно. Существует определенная последовательность в развитии отношений мужа и жены: сначала – дружба, понимание, узнавание этого человека. Ведь вам жить с этим человеком, разговаривать, делиться впечатлениями, смотреть вместе на мир, воспитывать детей, помогать друг другу, переживать скорби, болезни, трудности – это же самое главное и именно к этому надо готовиться! Вы себе ищите не «партнера», а спутника жизни, отца ваших детей. Не бойтесь совершенно внятно и определенно сказать ему о том, что для вас до брака близкие отношения невозможны. Это хорошая проверка того, насколько человек готов уважать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать человека, который умеет держать в узде свои желания, иначе потом они просто могут выйти из-под контроля и все может кончиться трагедией. Если начинать строить отношения на плотских потребностях, это неизбежно исказит сознательность вашего выбора – помешает ваша влюбленность, увлеченность, страстность, зависимость от приятного вам человека. И вы не сможете оценить его трезво. Епископ Пантелеимон (Шатов)

В настоящее время, к сожалению, в обществе остаются неоцененными такие качества, как нравственная чистота, скромность. Молодежь желает быть раскрепощенной, независимой, зачастую такие желания носят вульгарный и пошлый оттенок.

Многие даже не знают, что такое целомудрие, под этим понятием подразумевается девственность, целомудрие до брака, то есть невступление девушки или парня в интимные отношения с противоположным полом. На самом деле это не совсем так. Что означает это понятие?

Добродетель целомудрия – это моральное качество, которым должен обладать каждый человек. Синонимами этого слова могут быть чистота, невинность, скромность, благоразумность, благородство.

Википедия говорит, что целомудрие – это обозначение телесной, духовной и душевной чистоты.

В православии это отречение от греховных поступков и мыслей, сохранение чистоты помыслов независимо от внешнего негативного воздействия.

Другой проповедник девятнадцатого века Игнатий Брянчанинов утверждает, что эта добродетель заключается в отказе от «блудных дел», сладострастия, двусмысленности в делах, разговорах, мечтах.

Он призывал всех христиан больше молчать, помогать немощным и калекам и самое главное – постоянно думать об адских муках и смерти, которые нас ожидают. По его мнению, стать целомудренным можно через послушание – Богу, родителям, закону, мужу.

Моральные добродетели и пороки

Моральная добродетель, по Аристотелю, заключается в привычке делать правильный выбор.

Но один или два правильных выбора среди множества неправильных не говорят о моральной добродетели. Если неверные выборы значительно превышают правильные, значит, вы неуклонно движетесь в не в том направлении — прочь от достижения счастья, а не к нему. Именно поэтому Аристотель подчеркивает значение привычки.

Вы знаете, как образуются привычки. Для формирования привычки не опаздывать на встречи вы должны пытаться быть пунктуальным снова и снова. Постепенно привычка будет сформирована. Когда это произойдет, у вас будет твердая и четкая настройка быть вовремя там, где вы обещали. Чем сильнее привычка, тем легче действовать именно так и тем труднее избавиться от нее или действовать противоположным образом.

Хорошо развив привычку, вы начнете получать от нее удовольствие, потому что вы будете делать что-то легко, почти без усилий. А действуя против своих привычек, вы почувствуете дискомфорт.

Сказанное верно как для хороших, так и для плохих привычек. Сформировав у себя привычку просыпать, вы будете легко выключать будильник и продолжать валяться в постели. Вам будет очень сложно и мучительно встать вовремя.

Таким же образом, если злоупотребление какими-то удовольствиями войдет в привычку, вам будет тяжело прекратить это.

По мнению Аристотеля, эти привычки вредны, так как мешают делать то, что вы должны делать, чтобы получить необходимые вещи. Противоположные привычки — это хорошие привычки, позволяющие получить то, что действительно хорошо для вас, а не то, что только кажется таким в какой-то момент времени и может оказаться плохим в долгосрочной перспективе.

  • Хорошие привычки, илиморальные добродетели, — это привычки делать правильный выбор среди благ, действительных и кажущихся.
  • Вредные привычки, называемые Аристотелем пороками, — это привычки делать неправильный выбор.

Каждый раз, делая правильный выбор и действуя согласно ему, вы продвигаетесь вперед, к вашей последней цели жить хорошо. При неправильном выборе вы идете в противоположном направлении. Добродетельный человек — это человек, регулярно выбирающий правильно, хотя и не обязательно каждый раз.

Аристотель считал, что моральная добродетель — это основное средство для достижения счастья и наиболее важная из всех вещей, которые действительно хороши для нас.

Моральные добродетели также являются неограниченным благом. Их бывает слишком много. А привычки делать правильный выбор никогда не бывают сформированы слишком твердо.

Куда стремиться и какая добродетель лучше?

Парадоксально, но, объясняя непосредственно определение добродетели и предлагая различные пути к ее достижению, ни один из великих философов античности, а также современности достоверно так и не смог определить, что же такое наивысшая добродетель.

К примеру, Платон и Сократ утверждали, что это знание (мудрость), Конфуций — почитание старших и преданность, Аристотель — умеренность. Христианское же учение высшей добродетелью определяет любовь (чаще всего к богу). Возможно, каждый человек самостоятельно для себя может определить, какую же из этих добродетелей почитать больше остальных, так как просто невозможно достигнуть во всех направлениях идеального совершенства.

Целомудрие: значение слова

Целомудрие — довольно широкое понятие. В словаре Ожегова «целомудрие» трактуется как девственность, а также строгая нравственность, чистота.

В «Энциклопедическом словаре» педагога «Основы духовной культуры» Безруковой В. С. даётся следующее объяснение целомудрия: «Положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся в невинности, целостной мудрости, в чистоте помыслов и сохранении девственности девушки до выхода замуж. Это одно из высочайших человеческих качеств, ценившееся в русской православной культуре как добродетель, как духовность, как святость поведения. Целомудрие девушки — это сохранение своей природной целостности, избежание блуда, нечистоты сексуальных отношений. Православие предупреждает, что нецеломудрие, т. е. ранние и беспорядочные половые связи приводят к болезням, горечи, опустошению души, развалу прочности семейной жизни. Целомудренные люди различают любовь истинную и ложную, духовную и телесную; они знают, что такое «верность» и «жертвенность».

«Большой толковый словарь русских существительных» Бабенко даёт такую трактовку целомудрия: «Свойство человека, обладающего высокими нравственными качествами, нравственной безупречностью (честностью, правдивостью, бескорыстием, непорочностью)».

Миланский епископ Амвросий Медиоланский в IV веке выделял три формы целомудрия: целомудрие девственности, целомудрие супругов и целомудрие вдовства. По его словам, каждая из этих форм важна и ни одна из них не является добродетельней другой. На Руси же чаще употребляли слово «честь». Нам всем известна пословица «Береги платье снову, а честь смолоду». В качестве синонимов слова «целомудрие» часто используют такие слова, как «девственность, честь, нравственность, невинность, чистота, непорочность».

К целомудрию взывает любая религия, считается, что обет целомудрия необходим для духовного роста человека и является неотъемлемой частью нравственности. Слово «целомудрие» содержит в своём составе два слова — «целое» и «мудрость», что часто трактуется как объединение в одно целое духа и тела, то есть человек перестаёт руководствоваться лишь инстинктами и смотрит на жизнь шире и глубже, что и являет собой мудрость. Целомудрие, как и любой обет, необходимо соблюдать на трёх уровнях: тела, речи и ума. Целомудрие на уровне тела — это в основном скромное одеяние и поведение; на уровне речи — это отсутствие скверных слов, двусмысленных фраз, сексуального подтекста, нравственная наполненная смыслом речь; на уровне ума — отслеживание и пресечение возникновения похотливых мыслей.

Нужно понимать, что никто не говорит об отсутствии сексуальных отношений вообще, речь о чистоте отношений между мужчиной и женщиной, о том, что не стоит делать соитие основой отношений или низводить его до низменного неуважительного отношения друг другу. Наоборот, данный акт должен быть наполнен высочайшим смыслом творения.

Какое имеет значение добродетель для общества

Древнегреческий философ Платон считал, что общество, живущее лишь для удовлетворения физиологических потребностей, мало чем отличается от стада свиней. К сожалению, современное российское общество, как об этом говорят социологи, философы, психологи и другие специалисты, деградирует с огромной скоростью. Связано это с тем, что многие рассматривают не духовность, а материальное процветание как главную основу личного и государственного счастья.

Алтарь в разрушенной церкви. Новая Ладога.Автор фотографии: Лактионова Настя Снято: 23 августа 2009года

Но основная наша проблема не в том, что мы не живём как в Арабских Эмиратах, а в том, что общество погрязло в грехах. Верность любви и нравственной чистоте — вот подлинный источник решения наших проблем: коррупции, развала семей, нищеты, безработицы, ухудшения экологии, преступности и др.

Интересный факт
В начале 2022 года Министерство культуры России инициировало обсуждение обществом . Это было сделано для противодействия тем силам, что внутри страны и извне стремятся развратить наш народ.

Современное переосмысление понятий 

Вторая половина ХХ века характеризуется поворотом философии к пониманию добродетели как морального феномена. В результате появилось новое направление этических исследований — этика добродетели, стоящей в одном ряду с деонтологией (учением о долге) и консеквенциализмом (учением о выборе моральных норм с учётом последствий того или иного поведения).

Идея создания этики добродетелей была предложена в 1958 году британским профессором философии Элизабет Энском.

Профессор отметила, что в западной философии долгие годы преобладала этика, в которой законы были переоценены в ущерб значимости человеческого характера, воспитания, мотивов, мудрости, проницательности и реальной жизни. Со второй половины ХХ века этика добродетели стала возвращаться к идее о воспитании нравственного характера и его совершенствовании.

О воспитании добродетелей

И философы Древней Греции, и евангельские авторы писали о том, что добродетель должна представлять собой единую систему богоугодных качеств и поступков, дополняющих друг друга и создающих гармонично развитую личность.

Искушение Дьяволом Иисуса Христа во время его сорокадневного поста в пустыне

Для того чтобы развить такую личность, важно получать точные знания о каждом богоугодном качестве. Лучшая иллюстрация их проявления — жизнь Иисуса Христа

Также важно молиться об изменении своей личности и смело угождать Богу в семье, на работе и в любых других условиях.

Если ты примешь решение подвизаться против какой-то страсти и возделывать противоположную ей добродетель не пять минут, а продолжительное время, то ты добьёшься того, что вместе с конкретной побеждённой страстью ты избавишься и от других страстей. Кроме того, в тебе разовьются противоположные этим страстям добродетели.

 Преподобный Паисий Святогорец

Святые отцы о целомудрии

Многие люди слово «целомудрие» воспринимают, как понятие невинности. Однако, это слово описывает не просто физиологическое состояние человека, девственного, верного в супружестве, оно намного шире. Понять целомудренность без знания религиозных основ практически невозможно, только Библия дает четкое понимание греха и праведности, которое можно приобрести в послушании.

У католиков это понятие выражается в безбрачии священников — целибате.

Монахиня Нина, в мире известная как Крыгина, определила целомудрие, как целостное отношение к жизни, приправленное мудростью.

По словам Иоанна Лествичника, это слово объединило все добродетели.

В записях Святителя Игнатия Брянчанинова целомудренность является уклонением от всяких греховных помыслов и дел, куда входят сладострастные беседы, произношение скверных выражений.


Целомудрие – это строгая нравственная и телесная чистота, уклонение от блуда, разврата

В понятие добродетели входит хранение своих чувств, куда входит зрение, слух и осязание, в чистоте и скромности.

Чтобы стать целомудренным, человеку необходимо научиться:

  • молчанию и безмолвию;
  • пребыванию в размышлениях о рае и аде;
  • отказу от блудных фантазий;
  • служить бедным и сиротам.

В записках Святого Амвросия Медиоланского приводится три формы этой добродетели — целомудренности: вдовства, мужа и жены, девственности.

Святой Амвросий пишет, что это добродетель не для восхваления, а как дар богатства христианской дисциплины.

Высказывание священника РПЦ, архимандрита Иоанна Крестьянкина, покинувшего этот мир в 2006 году звучит гимном чистоте, он называет эту добродетель красотой души, наполненной правдой, духовным здоровьем, что выражается в благоразумии и мужестве противостоять злу мира.

Ныне правящий русский священнослужитель Павел Гумеров в проповедях призывает прихожан хранить в чистоте не только глаза, но и разум, ибо греховные помыслы и мысли покрывают грязью, как душу, так и сердце.

Помимо служителей о чистоте нравов писали и великие писатели, публицисты и драматурги. Представитель французской философии Альбер Камю, утверждал, что в разнузданности человек теряет смысл бытия, и только целомудрие способно вернуть человечеству смысл жизни.

Прекрасно выражение французского драматурга XVIII века Пьера Огюста Карон де Бомарше о том, Божьи Небеса всегда покровительствуют невинным, чистым душой людям.


Священное Писание призывает к целомудрию и чистоте

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: