Что нужно знать о буллинге?

Что делать, если вы стали жертвой интернет-травли

И. Б. Психологи создали такой, условно говоря, параметр, называется виктимность. Это то, насколько человек имеет повышенные шансы стать жертвой. Потому что не все люди имеют одинаковые шансы.

Я тут опираюсь не на теоретические выкладки, а на свою практику, но, на мой взгляд, чаще всего есть слой, где вероятность самая высокая стать жертвой у человека, которому сложно давать обратную связь другим людям о своих состояниях, которому сложно сказать о том, что ему что-то не нравится, которому сложно сказать взрослым о том, что ему что-то не нравится, люди, у которых есть какие-то сложности с психологическими границами. С отстаиванием своих границ. Которые, условно говоря, привыкли терпеть, в каком-то смысле, насилие. Именно эти люди являются лакомым кусочком для насильника.

А. Б. Как защитить себя от кибербуллинга? Мне кажется, один из способов — это узнать, что тебе вообще дает ресурс в жизни и силы для того, чтобы справляться с любыми ситуациями.

Ресурс люди черпают из разных вещей. Ты можешь найти своё сообщество людей, с которыми тебе интересно, которые тебя поддержат, куда ты можешь прийти, даже когда тебе нагрубили, на тебя наорали, нахамили, но ты с этими людьми чувствуешь себя хорошо и наполняешься энергией. Или найти хобби, любимое дело, то что тебе гарантированно будет приносить удовольствие.

То есть нужно, чтобы в жизни человека было что-то, где точно есть хорошее для него, где есть понимающие люди: классная семья, классные коллеги. Потому что это то, как раз, что создает вот эти социальные связи, которые удержат нас в ситуации, когда на нас льется какая-то безудержная агрессия.

В этом можно помочь и ребенку, и взрослому. Потому что иногда взрослые такие ужасно одинокие бывают, и так тяжело переживают поэтому травлю, потому что у них есть, условно, только работа и все, круглые сутки, возникает ситуация, когда все против них, и вообще не за что зацепиться, и все развивается плохо.

И. Б. Одиночество — это самый рисковый фактор того, что с человеком дальше будет что-то развиваться. Все исследования, какие ни возьми, там одиночество будет одним из факторов каких-то негативных психологических, психических процессов человека.

Мы существа социальные

Для нас важно общаться, для нас важно, чтобы было с кем поделиться своими эмоциями, переживаниями и всем остальным. Важно искать себе единомышленников, важно, чтобы были друзья и семья, по возможности

Есть люди, которые испытывают с этим большие сложности. Это все, опять же, про психологические запросы, с которыми можно идти к специалисту и улучшить свою жизнь, если вам сложно именно такими связями обзавестись.

А. Б. Кибербуллингу подвергаются и дети, и мужчины, и женщины в равной степени. Есть отличия, за что буллят женщин. Я уже говорила, там про внешность, а у мужчин истории про то, что поступил как не мужик, сделал все не так, облажался в каких-то там бытовых, рабочих и так далее ситуациях.

Тут есть специфика, в том числе, как буллят мужчин. И тут опять же история о том, что если женщины, кажется, чуть-чуть быстрее дорастают до понимания, что можно обратиться к специалистам за помощью, и даже за психологической, то у мужчин вообще пойти к психологу — это точно не как мужик. Все эти дурацкие стереотипы очень сильно мешают людям получать поддержку.

Какие существуют причины и мотивы буллинга?

Почему дети проявляют агрессивность и жестокость в отношении сверстников? Можно упомянуть про следующие причины:

  • Педагогические (атмосфера в самой школе, классе). Важную роль здесь имеет позиция самого учителя. Можно упомянуть про случаи насмешек и унижений со стороны взрослого. Одноклассники просто подражают педагогическому работнику.
  • Психологические (особенности характера агрессоры и жертвы);
  • Материальные (зависть в отношении более успешных одноклассников);
  • Социальные (трансляция агрессии в обществе через фильмы, рекламу, социальные сети, игры, которыми увлекаются дети);
  • Семейные (дефицит любви и внимания со стороны родителей, физическая, эмоциональная, экономическая, сексуальная агрессия со стороны взрослых, тотальный контроль над жизнью ребенка, см. Как грамотно подготовить ребенка к школе)

Мотивация такого явления, как буллинг:

Чувство зависти;
Желание отомстить;
Самоутверждение в группе сверстников;
Стремление оказаться в центре внимания, показать себя крутым, взрослым (см
Почему важно внимание);
Желание расправиться с соперником с помощью его унижения.

Проявления буллинга

Различают травлю прямую, когда ребенка бьют, обзывают, дразнят,портят его вещи или отбирают деньги, и косвенную — распространение слухов и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней — мы с тобой не друзья»). Также могут использоваться сексуально окрашенные комментарии и жесты, угрозы, расистские прозвища. Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а пики косвенной травли приходятся на переходы в среднюю и старшую школу (Farmer, Xie, 2007). Мальчики больше девочек склонны участвовать в травле в разных ролях (Cook et al., 2010), они же чаще становятся жертвами физической травли, у них отбирают деньги и портят вещи, им угрожают и заставляют их что-то делать, в то время как девочки чаще становятся жертвами сплетен, непристойных высказываний и жестов (Finkelhor etal., 2005; Nansel et al., 2001; Olweus etal., 2007). С распространением Интернета появилась новая форма травли — «кибербуллинг», травля с использованием современных технологий — СМС, электронной почты,социальных сетей и т.п. Этой теме как особой разновидности буллинга посвящена наша следующая статья.

Буллинг и моббинг

Моббинг — это то же самое что и буллинг, но происходит на рабочем месте.

Это любое оскорбительное поведение (жест, слово, отношение), которое наносит ущерб человеку, физически или психологически.

Это присутствует во всём мире и во всех профессиях. Чаще практикуется со стороны руководителя, но также может происходить и среди коллег или, реже, в восходящих отношениях (от работника по отношению к его начальнику).

Существует много форм моббинга. Например:

  • постоянная критика по поводу работы жертвы или каких-то её индивидуальных характеристик;
  • унижение жертвы;
  • причинение препятствий выполнению работы;
  • перегруженность с невыполнимыми задачами и сроками; и т. д.

Моббинг вызывает у работника сильнейший стресс, который может завершиться выгоранием или даже самоубийством.

Что делать родителям?

Сначала нужно снять с ребенка чувство вины (см. Как преодолеть вину). Не стоит перекладывать на сына или дочь ответственность за происходящие события. Не нужно обесценивать проблемы, которые происходят у ребенка. Одним только «дай сдачи» или «не обращай внимания» тут не отделаешься.

Важно объяснить ребенку, что он не хуже других, раз оказался в подобной ситуации

Ребенок должен осознавать, что взрослые на его стороне. Нужно поддержать и успокоить: «Спасибо, что ты мне все рассказал. Мы тебе обязательно поможем».
Доверительно поговорить о ситуации, которая сложилась

Важно пояснить ребенку, как вести себя в дальнейшем.
Следует помочь ребенку обрести уверенность в себе, научить противостоянию нападкам сверстников.
Завести разговор с классным руководителем, учителями, родителями обидчиками Вашего ребенка.
Если ситуация слишком серьезная и не удастся разрешить ее мирным путем, лучше всего рассмотреть вариант перевода в другой класс или школу. Перед этим следует разобраться, в чем причина буллинга

Возможно, что стоит воспользоваться помощью детского психолога (см. Детский психолог), обучить ребенка грамотному поведению в социуме, чтобы он умел постоять за себя.
Если ребенок стал жертвой кибербулинга, стоит заблокировать сообщения, пожаловаться администрации сайта. Всегда можно распечатать переписку, сохранить скриншоты страниц, чтобы отнести их сотрудникам правоохранительных органов.

Основная задача родителей – это обеспечить защиту и поддержку ребенка, который стал жертвой травли. Необходимо обучить его здоровому и правильному общению с окружающими людьми. В повседневной жизни требуется избегать столкновения со злом, агрессией и жестокостью

Важно научить ребенка говорить «нет», не поддаваться на манипуляции и провокации товарищей. Сын или дочь не должны бояться обращаться за помощью

Он должен быть уверен, что его всегда поддержат, помогут в любой ситуации.

Методы психологического насилия

Существует огромное количество методов, по которым действует абьюзер. Их главная черта – проявления эмоционально оскорбительного поведения, а суть сводится к одной цели: войти в доверие жертвы, после чего критиковать и унижать её различными способами. Так в семье, родители ругают детей за единственную четвёрку, друг — обижается на редкие встречи, начальник — каждый раз тычет носом в мельчайшие ошибки в работе, что, несомненно, можно трактовать как психологическое и моральное насилие на работе.

Другим распространённым способом психологического давления и хронической вербальной агрессии является поведение, при котором обидчик хочет, чтобы его партнёр, будь то мужчина или женщина, действовал и думал именно так, как он сам. При этом он стремится полностью контролировать жертву: указывает, какую одежду носить, что делать, с кем дружить, какую работу предпочесть.

Этот тип тирана использует критику, чтобы корректировать поведение партнёра с учётом своих интересов. Да, между людьми иногда возникают конфликты, обиды или моменты критики, и это нормально для социума, но часто под ними замаскировано психологическое издевательство и насилие

И очень важно его вовремя распознать, чтобы успеть оказать психологическую помощь жертвам насилия.

Выявление потенциальных жертв травли

Если человек подвергается буллингу во взрослом возрасте, скорее всего, его травили и в детстве

Если вы знаете ребенка, которого, как вам кажется, могут травить, обратите внимание на следующие особенности

Личные особенности

  • Недостаточно развитые социальные навыки.
  • Стеснительность или недостаток умения за себя постоять.
  • Мало или совсем нет друзей.
  • Редко или никогда не получает приглашений на вечеринки/встречи других детей.
  • Небольшой рост.

Физические свидетельства травли

  • Пропадают вещи.
  • Пропадают деньги или то, что было на них куплено.
  • Синяки, порезы и ссадины непонятного происхождения.
  • Порванная, окровавленная или грязная одежда.

Поведение

  • Притворяется больным, чтобы избежать нахождения рядом с обидчиком.
  • Боязнь идти в школу
  • Пропуски занятий в школе.
  • Избегание неконтролируемой обстановки (обеденного перерыва, перемен, посадки и высадки из школьного автобуса).
  • Грусть/депрессия.
  • Ночные кошмары.
  • Снижение успеваемости.
  • Желание носить с собой оружие.

Неважно, к какой возрастной группе относится жертва, ей следует обратиться за помощью в разрешении ситуации, а также осваивать стратегии преодоления, в частности — связанные с развитием навыков общения. Обращение к психологу на ранних стадиях может помочь пережить опыт травли с минимальными последствиями и предотвратить ее долгосрочный эффект (в том числе формирование склонности в будущем вступать в токсичные отношения)

Литература

  1. Philip G. Zimbardo, Rosemary K.M. Sword. “Living and Loving Better with Time Perspective Therapy. Healing from the Past, Embracing the Present, Creating an Ideal Future”. McFarland & Company, Inc., Publishers, Jefferson, North Carolina, USA. 2017
  2. Behson, Scott. “Five Things You Should Know About Working Dads.” Time, March 5, 2014.
  3. National Association of Child Care Resources and Referral Agencies. “Mothers in the Work Force.” 2012.
  4. Norwegian Institute of Public Health. “How Are Children Affected by Maternal Anxiety and Depression.” Science Daily, October 24, 2013.
  5. O’Connor, Thomas, et al. “Maternal Antenatal Anxiety and Children’s Behavioural/Emotional Problems at 4 Years: Report from the Avon Longitudinal Study of Parents and Children.” The British Journal of Psychiatry, June 2002.
  6. Taborelli, E., et al. “Maternal Anxiety, Overprotection, and Anxious Personality as Risk Factors for Eating Disorder: A Sister Pair Study.” Cognitive Therapy and Research, Vol. 37, Iss.
    4 (August 2013).
  7. “Why Working Dads Don’t Talk About Balance.” BBC Capital, June 26, 2015.

См также:

  • Буллинг: публичные унижения и оскорбления
  • Груминг и психологическое насилие в онлайне. Как защитить ребенка от киберагрессии?
  • Троллинг: незваный гость в твоем доме
  • Кибер-буллинг: опасное виртуальное «быкование»

Последствия буллинга

Если травля происходит постоянно и достаточно долгое время, это критически отражается на уровне стресса, он увеличивается и негативно сказывается на качестве сна, работоспособности и общении с другими людьми. Уверенность в себе снижается и даже искажается наше понимание реальности. Но вот еще несколько достаточно серьезных последствий буллинга:

  • депрессия;
  • возможно появление мыслей о суициде и даже попытки самоубийства;
  • плохое общее состояние здоровья;
  • дальнейшие трудности в создании доверительных отношений.

Однако всего этого можно избежать, если научиться вести себя соответствующим образом и предпринять необходимые меры.

Почему возникает буллинг

Желание доминировать над другими людьми, низкая самооценка и издевательства в прошлом подталкивают людей к травле. Унижая других, они пытаются компенсировать свою заниженную самооценку, причем в большинстве случаев неосознанно. Желание доминировать воплощается в буллинге тех, кто менее сильный, потому что с равным или более сильным человеком агрессор не справится из-за неуверенности в себе. Ему по душе более легкий путь самоутверждения. Огромную роль может сыграть и прошлый травмирующий опыт. Часто над такими людьми тоже издевались, и теперь, в настоящем, они компенсируют и вымещают свою злость на других .

Самооценка, как и другие перечисленные причины, имеет огромное влияние на то, как человек ведет себя в обществе. И если вы подверглись травле, твердо знайте, что сможете найти внутреннюю силу, чтобы защитить себя от издевательств. О том, каким образом это сделать, мы поговорим после рассмотрения последствий, к которым приводит буллинг.

Почему возникает буллинг

В любой группе существует иерархия: есть те, кто занимает лидирующие позиции, и те, кто находится внизу списка – именно эти люди иногда становятся изгоями. Все потому, что в обществе существует борьба за лидирующие места. Это нужно, чтобы получить симпатию учителя, лучшие оценки, более лояльное отношение. И здесь есть два варианта, почему проявляется буллинг.

Фото: pexels.com/ru-ru/@thirdman

Попытки приблизиться к лидирующим позициям

Дети начинают травить одноклассников, чтобы приблизиться к лидерским позициям. Они создают коалицию против кого-то, чтобы самим чувствовать себя лучше. Возникает энергия агрессивности: самооценка обидчиков растет, поскольку они утверждаются за счет тех, кто младше и слабее. Это становится возможным из-за безнаказанности, потому что люди, отвечающие за порядок в школе, закрывают на это глаза: это негласное разрешение, что травить человека можно и ничего за это не будет.

Перенаправление агрессии

Вторая причина буллинга – это перенаправление агрессии с лидера группы. То есть вместо того чтобы проявлять агрессию в сторону учителя или школьного задиры, дети начинают травить более слабого. Потому что если проявлять агрессию в сторону учителя, будут последствия. 

Пассивная агрессия: что это такое, из-за чего она возникает и как с ней бороться – отвечает психолог

Подробнее

Как распределяются роли

Участниками буллинга являются три стороны: агрессор, наблюдатели и жертва.

Буллер (булли) — это ребёнок или взрослый, выступающий в роли тирана, обидчика.

Потенциальным агрессором будет ребёнок с низкой самооценкой, которую он желает поднять за счёт издевательств над другими детьми. Это школьник, который стремится к первенству и лидерству, используя любые возможности. Агрессия, жестокость, желание манипулировать и командовать — вот основные черты агрессора.

Психологи отмечают, что буллеры чаще всего встречаются в неблагополучных семьях. В семьях, где есть определённые проблемы воспитания, жестокость в отношениях с родителями, финансовые проблемы.

Психология этих ребят отличается желанием самоутвердиться путём насилия и подчинения. Эти люди крайне агрессивные, раздражительные, неуравновешенные и не признающие правил. Отличительной чертой является прекрасно развитое чувство эмпатии. Они отлично чувствуют слабых членов коллектива и умело ими управляют. В собственном понимании они чувствуют себя недооценёнными, что и вызывает раздражение и агрессию.


Наблюдатели
— это ребята, которые видят и знают об издевательствах, но не вмешиваются. Это самая обширная группа участников травли. Они в курсе происходящего и им может быть даже жалко жертву. Однако, влезать в жестокие разборки они не хотят. Это объясняется тем, что так они рискуют попасть в “немилость” тирана и опасаются стать жертвой.

Наблюдатели редко вмешиваются и часто замалчивают факты издевательств. Большая часть из них испытывает жалость, страх, стыд, беспомощность. Некоторые, в связи с высокой тревожностью и страхом, могут даже присоединиться к буллеру. Вопреки расхожему мнению, наблюдатели на самом деле испытывают сильный стресс , оказавшись втянутыми в ситуацию буллинга. Это негативно влияет на их психику, наносит травму, не такую глубокую как жертве, но всё же довольно серьёзную.

Жертва — страдающая сторона. Стать жертвой может абсолютно любой ребёнок из любой семьи. От этого никто не застрахован. Тем не менее существуют определённые признаки, связанные с повышенным риском травли. Главным признаком будет невозможность себя защитить и “дать отпор”, неумение противостоять травле и издевательствам, неумение говорить «нет».

  • Дети с особенностями развития или с явными признаками внешних, физических недостатков. Слишком худые, слишком полные, с плохим зрением или слухом, ДЦП, инвалидность, аутизм, диабет и многие другие.

  • Неуверенные в себе , чувствительные, обидчивые, тревожные, подозрительные дети. Очень часто это замкнутые ребята, с негативными установками в отношении самого себя.

  • Любимые ученики в классе, отличники и “ботаны”. Либо противоположность — изгои с низким интеллектом и проблемами с образованием.

Воздействие буллинга на его участников с последствиями

Что может получить агрессор после буллинга? Сначала он самоутверждается, ощущает собственную «крутость», всемогущество», безнаказанность». Это способно привести к формированию деструктивных качеств, способных разрушить его личность. Можно отметить постановку на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних, проблемы с представителями правопорядка.

Что происходит с наблюдателями буллинга? Они ощущают стыд и чувство вину (см. Как преодолеть чувство вины и стыда) за то, что проявили слабость, не смогли помочь жертве.

Разумеется, наиболее весомая психологическая травма именно у жертвы буллинга. Спустя несколько лет люди все равно помнят о своих болезненных переживаниях, которые связаны с травлей. Если не проработать данную ситуацию, можно столкнуться с повторением ситуации, но уже в процессе рабочей деятельности.

Психологи упоминают про следующие последствия для психики:

  1. Проявление у жертвы расстройств психосоматического характера: регулярные головные боли, проблемы с аппетитом (булимия или анорексия, см. Расстройства пищевого поведения), бессонницей, обострение заболеваний хронических.
  2. Расстройства депрессивного плана, различные типы неврозов, повышенная тревожность; (см. Как победить депрессию)
  3. Попытки суицида, желание отомстить обидчикам с помощью разных методов.

Что можно делать ребёнку, который стал жертвой травли?

  1. Если Вы подверглись травле в школе, измывательствам, порче элементов одежды и вещей, обязательно стоит рассказать об этом значимым взрослым: родителям, учителям, старшим товарищам. Не стоит бояться просить о помощи. Это решение именно взрослого человека, который попал в беду.
  2. Не нужно испытывать страх, что «будет лишь хуже», если Вы кому-то расскажете про происходящее. Не стоит оставаться наедине со своей проблемой.
  3. Если травля наблюдается именно в Интернете, нужно сохранять все видеоматериалы, голосовые сообщения, переписки, чтобы воспользоваться ими в качестве доказательств травли.
  4. Если все же можно исправить предмет травли, попытайтесь исправить. Если невозможно, не стоит считать себя виноватым.

Борьба с буллингом: иностранный опыт

США

В США буллинг — не просто детские разборки, а нарушение закона. Несмотря на то, что федерального закона о буллинге в этой стране нет, практически у каждого штата есть закрепленные законодательно правила предотвращения школьной травли и борьбы с хулиганами. Например, в Неваде предусмотрена уголовная ответственность для тех, кто запугивает школьников: устно или письменно, онлайн или оффлайн.

Великобритания

Здесь давно признали, что буллинг — проблема, которую проще предотвратить, чем решить. Профилактика буллинга начинается еще в младших классах: в коридорах и двориках начальных школ Англии стоят «Скамейки дружбы» (Buddy Benches). На них можно присесть, если чувствуешь себя грустно и одиноко.

Учителя присматривают за скамейками дружбы и помогают малышам влиться в школьную компанию. Застенчивые дети, которым трудно налаживать контакты, входят в группу риска по буллингу. Но проблем можно избежать, если как можно раньше помочь им с социализацией.

В старших классах проводят уроки «персонального и социального образования» (Personal and Social Education). На них школьники развивают социальный интеллект, обсуждают вопросы морали и толерантности, проблемы в коллективе и в личных взаимоотношениях.

Некоторые школы предлагают специальные антибуллинговые программы. Например, в одной из британских школ детям предложили онлайн-карту, на которой можно анонимно отметить места, где кучкуются школьные хулиганы. Так взрослые могут отслеживать и контролировать «горячие точки». В других школах действуют кружки психологической поддержки, где психологи рассказывают, как дать отпор агрессорам.

Все это — инициативы на местах, но законодательная борьба с травлей в школе тоже ведется. В 2016 году в Великобритании вступил в силу закон о борьбе с буллингом, а школьных инспекторов обязали принимать меры для предотвращения травли и следить за психологической обстановкой в учебных заведениях.

Канада

У Канады давно сложилась репутация «страны милых людей», но тем не менее, травля есть и там. И канадское правительство решило разбираться с проблемой буллинга с другого края: если в большинстве стран основная работа ведется со школьниками, то в Канаде меры по работе с буллингом направлены на родителей.

Тут не без оснований считают, что именно взрослые должны распознавать травлю, выявлять и перевоспитывать агрессоров, помогать жертвам. Нередко родители своим примером «вдохновляют» детей на травлю.

Родители показывают детям пример
Если дома ребенок страдает от пренебрежения и насмешек, он с большей вероятностью станет срывать свое плохое настроение на тех, кто слабее. Ведь пример родителей словно говорит ему: «Да, так можно».

Чем опасен буллинг в школе?

Увы, травля – частое сегодня явление. И не только в школах, и не только в России.

Среди разновидностей данного явления можно отметить также:

  1. Моббинг (прим. – массовая травля в коллективе, психо-террор). Пример явления хорошо показан в фильме «чучело». В отличие от буллинга, моббером может быть только один ученик или небольшая группа «авторитетов», а не весь класс (как в буллинге).
  2. Хейзинг. Этот тип насилия характерен чаще для закрытых учреждений. Представляет он собой насильственные «обряды посвящения», своеобразную «дедовщину», навязывание унижающих достоинство действий.
  3. Кибермоббинг и кибербуллинг. Данная интернет-травля обычно переносится в виртуальный мир из реального. Как правило, жертва даже не знает – кто именно скрывается за масками обидчиков, которые оскорбляют ее, шлют угрозы, издеваются в Сети, выкладывают на публику личные данные жертвы и проч.

Последствия буллинга могут быть весьма печальны. Подобная жестокость может породить еще более жесткий ответ.

Например, большинство школьников, которых увозили из школ (в разных странах) в наручниках после стрельбы и поножовщины – как раз жертвы буллинга, издевательств, открытой нелюбви к себе.

Жестокость всегда «деформирует» детскую психику.

Последствиями буллинга могут стать:

  • Ответная агрессия и насилие.
  • Срывы на более слабых одноклассниках, друзьях, братьях/сестрах.
  • Психологическая травма, появление комплексов, потеря уверенности к себе, развитие психических отклонений и проч.
  • Формирование асоциальных черт в ребенке, появление склонности к различным зависимостям.
  • И самое страшное — суицид.

Что такое кибербуллинг

Травля в интернете может быть абсолютно разной. Есть несколько важных определений, которые помогут разобраться в категориях насилия в сети. Если «буллинг» — это проявление физического или психологического насилия по отношению к другим вообще, то кибербуллинг» — это то же насилие, только в цифровом пространстве.

Важно помнить, что кибербуллинг — это скорее общее определение для разных видов травли в интернете, и его не стоит путать с кибермоббингом и кибертравлей

  • Кибермоббинг — вид насилия в цифровой среде, реализуемый с помощью электронного текста (сообщений и комментариев).
  • Кибертравля — причинение вреда человеку за счет длительного давления в интернет-пространстве: преследования, распространения слухов, запугивания.

Иногда кибербуллинг может переходить в оффлайн. Многие блогеры и публичные личности сталкиваются с киберсталкингом. Это вид насилия, когда подписчики выслеживают инфлюенсеров и начинают их преследовать за пределами социальных сетей.

Важно помнить:

  • Кибербуллинг — это агрессия.
  • Не стоит обесценивать эмоции человека, который перенес насилие в интернете. Подверженные травле люди страдают не понарошку, причем это может быть не только психологическая, но и физическая боль.
  • Отключение интернета и другие санкции не помогут. Лучше всего проявить эмпатию и выразить поддержку.

Согласно исследованию, 58% российских интернет-пользователей сталкивались с онлайн-агрессией. Каждый четвертый был мишенью такого поведения, и только 4% опрошенных признаются, что были инициаторами травли.

Заключение

Важно осознавать, что добиться предотвращения школьного буллинга, его последствий, можно лишь общими усилиями. Потребуется грандиозная работа со стороны учителей, родителей и психологов

Крайне важно создать благоприятную эмоциональную атмосферу, в которой будут находиться дети.

Помните, что ни один плохой поступок не совершается просто так. Дети отражают отношение к ним взрослых, вследствие чего склонны отыгрываться на более слабых

Важно осознавать, что именно формирование у детей эмпатии (см. Эмоциональный интеллект), грамотный стиль воспитания помогут предотвратить буллинг

Нельзя об этом забывать, ни в коем случае.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: