Речевой этикет и культура речи

Главные правила

Что такое речевой этикет в современном русском языке, известно каждому воспитанному человеку. Кратко список его правил выглядит так:

Мимика и жестикуляции должны быть умеренными и понятными собеседнику.
Недопустимо нарушать личные границы другого человека, сокращая дистанцию общения.
Сдержанность в эмоциях не означает отсутствие доброжелательного настроя.
В разговоре следует демонстрировать интерес к собеседнику и его точке зрения.
Лучше избегать спорных ситуаций, но, если это невозможно, нужно исключить неодобрительные оценки оппонента и категоричность собственных высказываний. Несогласие лучше выразить молчанием, переводя разговор на другую тему.
Не стоит навязчиво выспрашивать подробности личной жизни собеседника, если он избегает этих тем

Распространяться о себе также не следует.
В беседе с несколькими участниками внимание должно быть равномерно распределено между всеми людьми. Лучшие темы — нейтральные: о животных, погоде, путешествиях.
Юмор — как пряность, использовать его нужно аккуратно

Но легкая, всем понятная шутка поможет выйти из щекотливой ситуации. Юмор и сарказм — не одно и то же.
Грубые слова и просторечия должны быть исключены.
Периодичность и временные рамки общения должны быть приемлемы для всех участников общения.

Специфика речевого общения

На сегодняшний день речь продолжает существовать и развиваться, становясь все более и более важным механизмом взаимодействия между представителями человеческого вида. Непосредственный процесс коммуникации с помощью речи можно представить с помощью простейшей схемы, где в наличии имеются два субъекта и связывающее звено.

Первым субъектом выступает говорящий индивид, который располагает определенной информацией и передает ее второму субъекту, которым выступает слушающий его индивид или группа людей. Связывающим звеном в данной системе выступает сама речь, которая является универсальным инструментом формулировки.

Передачи, и принятия любой формы информации, доступной для человеческого сознания. Специфика речевого общения заключается в его универсальности, обширному спектру целевых задач, которые оно может преследовать. Это подчеркивает также факт того, что речевой контакт пребывает в очень тесном сплетении с потребностью человеческого существа во влиянии на окружающих.

Примером может быть банальное желание заставить кого-то что-то сделать, вызвать определенные эмоции и чувства у окружающих, убедить их в чем-либо. В виду этого, одним из основных составляющих аспектов речи всегда является нравственность индивида, которая в зависимости от своего уровня исключает намеренную ложь, обман и заведомом неправдивую информацию.

Виды вербальной коммуникации

Вербальное общение мы используем чуть ли не каждую минуту нашего взаимодействия с людьми. Мы постоянно обмениваемся информацией, кого-то поучаем, выслушиваем поток слов сами и так далее. Вербальная коммуникация подразумевает слушание и говорение. В процессе такого общения определяется своя структура, в нем принимают участие:

  • “Что?” – сообщение.
  • “Кто?” – коммуникатор.
  • “Как?” – конкретные каналы передачи.
  • “Кому?” – объект коммуникации.
  • “Какой эффект?” – влияние собеседников друг на друга, которые преследуют определенные цели для коммуникации.

Речевое общение имеет свои виды. Основные из них мы уже перечислили – это речь во всех ее проявлениях, диалог, монолог. Особенности вербальной коммуникации заключаются в том, что она вмещает в себя еще частные виды общения.

  1. Разговор – это речевой обмен мнениями, мыслями, знаниями. В этом процессе могут участвовать двое и больше людей, которые общаются в непринужденной обстановке. Разговор используется тогда, когда освещается какая-либо проблема или проясняется какой-либо вопрос.
  2. Собеседование немного отличается от разговора формальностью. Темами собеседований являются узкие профессиональные, научные или общественные вопросы.
  3. Диспут – спор на научные или какие-либо общественно важные темы. Этот вид также входит в понятие “вербальная коммуникация”. Общение в рамках диспута между людьми ограничено.
  4. Дискуссия, в свою очередь, тоже публичная, но в ней важен результат. Здесь обсуждаются разные мнения по поводу конкретного вопроса, предъявляются разные точки зрения и позиции. В результате все приходят к какому-то одному мнению и решению спорного вопроса.
  5. Спор – противостояние мнений, своего рода, словесная борьба с целью отстаивания своего мнения.

Основными средствами общения без слов являются жесты, мимика, пантомимика, системы контакта глазами, а также определенная интонация и тон голоса. К основным средствам невербальной коммуникации относятся также позы человека. Для того, кто умеет их интерпретировать, позы могут сказать многое об эмоциональном состоянии человека.

В общении без слов важно все: как человек держит спину (осанка), на каком расстоянии он находится, какие у него жесты, мимика, позы, взгляды и так далее. Существуют определенные зоны невербального общения, которые определяют эффективность общения

  1. Публичная – более 400 см от информатора, такое общении часто используется в аудиториях и во время митингов.
  2. Социальная – 120-400 см расстояния между людьми, например, на официальных встречах, с людьми, которых плохо знаем.
  3. Личная – 46-120 см, беседа с друзьями, коллегами, имеет место визуальный контакт.
  4. Интимная – 15-45 см, общение с близкими, можно говорить не громко, тактильный контакт, доверие. При насильственном нарушении этой зоны может повыситься АД, участиться сердцебиение. Такое явление может наблюдаться в сильно наполненном автобусе.

Вербальная и невербальная коммуникация – процессы, которые помогут достичь эффективности в переговорах, если не нарушать эти зоны.

Средства этого вида коммуникации

Вербальные средства коммуникации включают в себя речь, язык, слово. Язык — как способ общения для людей и передачи информации — появился очень давно. Он является инструментом коммуникации. Слово же языка — это знаковый символ, который может иметь несколько значений одновременно. Вербальная коммуникация не может обходиться без речи, которая бывает устной и письменной, внутренней и внешней и так далее. Нужно отметить, что внутренняя речь не является средством передачи информации. Она не является доступной для окружающих людей. Поэтому вербальная речевая коммуникация не включает ее в свою систему средств.

Речь помогает человеку кодировать определенную информацию и передавать ее собеседнику. Именно через нее информатор влияет на своего собеседника, внушая ему свою точку зрения. В то время как собеседник по-своему может ее воспринять. Здесь и начинают работать основные функции и вербальные средства коммуникации.

Общение как способ осуществлять жизнедеятельность для человека

Известные психологи определили, что человек в своей жизни осуществляет два вида контактов:

  1. С природой.
  2. С людьми.

Эти контакты и называются общением. Определений этому понятию множество. Общением называют:

  • особую форму взаимодействия людей и их межличностные отношения;
  • дружескую или деловую взаимосвязь человека с другим человеком;
  • взаимодействие группы людей (начиная от 2 человек) для осуществления обмена информацией, познания окружающего мира, которое может носить аффективно-оценочный характер;
  • процесс беседы, разговор, диалог;
  • психический контакт между людьми, который проявляется с помощью чувства общности, выполнения совместных действий, обмена информацией.

Различные ситуации

Рассмотрим обычные житейские ситуации, которые случаются с каждым, но далеко не все знают, как правильно надо себя вести

Чтобы не становится предметом для насмешек и получать ехидные замечания о плохом воспитании, обратите внимание на стандартные наборы предложений

Поздравление и благодарность

Стандартными словами благодарности являются: спасибо и благодарю. Можно обходится ими или добавлять множество эпитетов. Главное — говорить искренне и не повторять одно и то же по десять раз. От этого качество сказанного теряется. Благодарность бывает с выражением эмоций — я тронут, так приятно, очень признателен.

Поздравление по правилам речевого этикета в официальной обстановке звучит так:

  • Примите поздравление.
  • От имени или по поручению поздравляем.
  • Разрешите поздравить.

Во время личных семейных праздников или на юбилее принято говорить:

  • Сердечно поздравляю.
  • От все души хочу пожелать.

Приглашение и предложение

Согласно этикету общения приглашение на торжественные или семейные мероприятия различаются. На общественные мероприятия обязательно выдавать пригласительные в бумажной форме и подкреплять словами — приглашаем вас. На корпоративные вечера приглашение считается полуофициальным. Для этого достаточно собрать коллектив и сказать: «Приходите на празднование, которое состоится в названное время». Неофициальным является приглашение родственников и друзей по принципу — приходите ко мне на день рождения. Для не требуется личная встреча, достаточно позвонить по телефону.

Высказывать предложения и пожелания характерно для руководства своим подчиненным. Такие вещи должны происходить в корректной форме, без приказного тона. Например, я хочу посоветовать вам или хотел бы предложить.

Соболезнование, сочувствие и извинение

Речевой этикет предписывает поведение людей, когда надо поддержать человека в сложной ситуации. В случае похорон принято приносить соболезнования простыми словами. Выражая сочувствие, используются фразы, направленные на ободрение: я вас так понимаю, ничего страшного – со многими случается, вы правильно поступили, не расстраивайтесь. Извинение за проступок недопустимо по этикету и культуре общения приносить надменным тоном с одолжением.

Комплименты и похвала

Комплимент выражается стандартной фразой, которая подкрепляется дополнительными словами в зависимости от уровня владения речевым этикетом. Комплимент и похвала всегда идут рука об руку и воспринимаются одинаково. Типичные примеры фраз:

  • Прекрасно выглядите.
  • Вы хороший специалист.
  • Вы такой остроумный.
  • С вами приятно иметь дело.

Речевые средства общения

Вербальное (знаковое) коммуникативное взаимодействие реализуется при помощи слов. Человеческая речь считается вербальным средством коммуникации. Проведенные исследования показывают, что современный «гомо сапиенс» за день произносит приблизительно 30 тысяч слов, а в час около трех тысяч. Слова образуют разнообразные речевые тексты, которые формируются в зависимости от целей коммуникантов, например, что-то сообщить или узнать, выразить отношение или побудить к чему-то. Такие тексты бывают устными или письменными. В них реализуются языковые системы, которые являют собой системы знаков и методов их сочетания. Языковые системы служат своеобразным инструментом, способствующим выражению мыслей, проявлению чувств и желаний субъектов. Они являются важнейшим средством вербального общения.

Язык как средство речевого общения имеет различные назначения. Он выступает в роли стержневого средства коммуникативного взаимодействия. Благодаря этому предназначению языковых систем люди обладают возможностью полноценно взаимодействовать в социуме в целом и с субъектами в отдельности. Такое назначение языковых систем считается их коммуникативной функцией. Кроме функции коммуникации язык как средство речевого общения обладает целым рядом других функций, таких как познавательная, аккумулятивная, конструктивная, эмоциональная, контактоустанавливающая и этническая.

Познавательная функция языка является выражением деятельности сознания человека. Ведь существенную часть информации о внешнем мире люди получают посредством языка.

Аккумулятивная функция предполагает накопление и сохранение опыта, хранение знаний для использования их в дальнейшей жизни. В будничной жизни людей выручает ведение дневников или записных книжек. А своеобразными «записными книжками», наследием всего человечества является всевозможные памятники письменности и литература.

Конструктивная функция заключается в формировании мыслей и различных суждений. С помощью языковых систем мысль как бы обретает материальную оболочку и звуковую форму. Выраженная при помощи слов, мысль становится четкой и понятной, прежде всего, для индивида, который ее высказал.

Эмоциональная функция являет собой один из инструментов выражения чувств и эмоциональных состояний. Данная функция реализуется посредством речи только при условии прямого выражения эмоционального отношения индивида к информации, которую он сообщает. При этом основную роль играет интонация.

Контактоустанавливающая функция выражается в установлении контакта между индивидами. Временами общение может быть бесцельным, а его информативность может равняться нулю, что означает подготовку почвы для дальнейшего продуктивного и доверительного общения.

Этническая функция лежит в объединении народа.

Теория межкультурной коммуникации

Появление Интернета сделало проблему, возникающую между представителями разных культур, более наглядной. Это непонимание влечет за собой конфликтные ситуации.

Межкультурная коммуникация – коммуникация как связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации.

Т. Н. Персикова выделяет три правила межкультурной коммуникации:

  1. Для достижения понимания при общении нужно обучать участников активному слушанию.
  2. Информация, передаваемая на невербальном уровне, представляет большие трудности для интерпретации членами другой культуры.
  3. Необходимо научиться предвидеть и предотвращать возможные ошибки при коммуникации с представителями разных культур.

Представителя иной культуры нужно изучать отдельно, потому что отношение к паузам, молчанию, темпу речи у других национальностей может быть разное. В некоторых странах принято обращаться по имени, в других – по фамилии, в странах СНГ – по имени-отчеству. Помимо этого, какие-то темы могут быть приветливо встречены в одной стране и быть совершенно неприемлемыми в другой.

Теория коммуникации предлагает свое определение таких важных терминов как «язык» и «культура»:

  • Язык – это совокупность всех слов народа и верное их сочетание для передачи мыслей, система общения, состоящая из мелких фрагментов и набора правил.
  • Культура – закрепленные в совокупности «кодов» общественного производства человеческой жизни отношения, выступающие, например, в виде традиций, обычаев, верований.

Язык и культура незнакомой страны – это то, что вы должны изучать в первую очередь, чтобы не попасть в неловкие или конфликтные ситуации.

В дополнение к этому мы не можем не упомянуть и о теории массовой коммуникации.

Общение и коммуникация: сходства и различия

Чем общение отличается от коммуникации? Оба процесса являются формами взаимодействия между людьми, необходимыми для построения межличностных, деловых отношений.

При этом существует ряд отличий, которые не позволяют объединять понятия в один общий процесс:

Общение

Коммуникация

Взаимный обмен информацией между равноправными субъектами.

Направленность информации от субъекта (источника сведений) к объекту (слушателю).

Организация взаимодействия может происходить спонтанно, без наличия конкретной цели.

Всегда присутствует конкретная цель как минимум у одного из оппонентов.

Возникают сложные ответные реакции, эмоции, личные симпатии и антипатии.

Отсутствуют сложные эмоциональные реакции, личностные связи между людьми.

Основные средства общения людей

Перцептивная сторона общения в психологии

Помимо наиболее распространенных методов обмена информацией, называют следующие виды общения:

  • Когнитивное и деятельное. Обмен знаниями, навыками, информацией и умениями;
  • Материальное. Имеет место в процессе обмена предметами;
  • Мотивационное. Обмен желаниями, а также побуждение к решительным действиям;
  • Эмоциональное. Обмен эмоциями, например, попытка развеселить грустного собеседника.

Обратите внимание! Кроме разных видов и способов, существуют определенные техники общения, которые применяются для достижения тех или иных целей, возникающих в процессе знакомства с человеком. К техникам общения относят:

К техникам общения относят:

  • Деловое – обмен информацией для достижения коммерческой выгоды;
  • Контакт масок – набор стандартных слов и словосочетаний, в совокупности с мимикой и жестами, например, вежливость, скромность, учтивость, безразличие;
  • Манипулятивное – беседа с целью получения выгоды;
  • Межличностное – раскрытие глубинных структур собеседника;
  • Предметное – имеет место как у детей (наделять игрушки «сознанием»), так и у взрослых («разговаривать» с телефоном);
  • Светская беседа – таким называется разговор без определенной цели, беспредметный. Обычно говорят не то, о чем думают, а выражают то, что принято;
  • Формально-ролевое – когда люди разговаривают на том уровне, который соответствует их социальному положению.

Невербальные

Невербальным называют коммуникационное взаимодействие собеседников без использования слов. Улыбка, удивленное выражение лица, сдвинутые брови – все это примеры невербального общения.

Обратите внимание! Зачастую жесты и мимика имеют подсознательный характер, поэтому умение вовремя их определить позволяет собеседнику предугадывать ход разговора. Иногда жесты говорят больше, чем слова

Иногда жесты говорят больше, чем слова

Невербальный контакт эмоционально дополняет основную беседу, где инструментом разговора становится тело человека. Среди средств данного вида общения выделяют мимику (выражение лица, глаз, рта), жестикуляцию (движения тела), визуальный контакт и проксемику (расстояние между собеседниками).

Вербальные

Вербальным называют речевое взаимодействие собеседников

Оно мало уступает невербальному, поскольку есть разные сферы жизни: в личной жизни часто имеет значение то, «как» сказано предложение (искренне, эмоционально), в деловой сфере важно именно то, «что» говорит собеседник. Сюда должна относиться ясность в выражениях, без намеков и хождения «вокруг да около»

Особенности процессов речевой коммуникации

Процессы вербальной коммуникации могут проходить с определенными трудностями. Так как в таком общении участие принимают двое и больше людей, со своей интерпретацией информации, то могут возникнуть непредвиденные напряженные моменты. Такие моменты называются коммуникативными барьерами. Таким барьерам подвержены и вербальные, и невербальные средства коммуникации.

Логический – барьер на уровне логики восприятия информации. Он возникает, когда общаются люди с разными типами и формами мышления. От интеллекта человека зависит принятие и понимание предоставляемой ему информации.
Стилистический – возникает при нарушении порядка предоставляемой информации и несоответствии ее формы и содержания. Если человек начинает новость с конца, у собеседника возникнет непонимание цели ее представления

Сообщение имеет свою структуру: сначала возникает внимание собеседника, затем его интерес, от него идет переход к основным положениям и вопросам, а уже потом появляется вывод из всего сказанного.
Семантический – такой барьер появляется при общении людей с разной культурой, несоответствии значений используемых слов и смысла сообщения.
Фонетический – этот барьер возникает при особенностях речи информатора: нечеткости говорения, тихой интонации, смещения логического ударения.

Принципы речевого этикета

Речевой этикет базируется на определённых принципах. Ничего сложного в их постижении нет, поскольку всё это общепринятые моральные устои и ценности.

Соответственно, при ведении любой беседы стоит опираться на уважительное отношение к собеседнику, не перебивать его, не повышать голос, не кричать, не оскорблять, не говорить параллельно.

Казалось бы, всё элементарно просто. Но стоит всё-таки выделить основные принципы правил речевого поведения в русском языке:

краткость;

вежливость;

точность;

грамотность;

уместность.

Вот основные слагаемые успешного общения в деловой среде и в обыденном межличностном взаимодействии.

Доброжелательность и готовность к взаимному сотрудничеству – вот азы этикета. Если вы будете следовать этим законам, то приятное общение вам гарантировано. Ко всему прочему, такой подход обеспечивает возможность чётко договариваться о продуктивном сотрудничестве.

Немаловажно уметь подбирать фразы, которые уместны в той или иной ситуации. При этом требуется учитывать социальный статус и возраст собеседника

Не забывайте и то, насколько вы с ним знакомы.

Также ваша речь всегда должна быть наполнена смыслом. Пустые фразы, за которыми ничего не стоит, — это явное проявление неуважения к собеседнику. Старайтесь избегать их употребления. Пусть ваша речь будет информативной.

Что касается грамотности, то это условие является одним из наиболее важных. Чтобы прослыть культурным человеком, стоит правильно употреблять слова в зависимости от их значения и контекста беседы. Не забывайте об ударениях. К сожалению, многие люди грешат тем, что даже в самых простых словах смещают акцент не на те гласные.

Варианты речевого общения

Как уже говорилось выше, речь представляет из себя уникальный и единственный вариант вербальной коммуникации для человека. Однако, помимо этого, она является также универсальный инструмент с огромным функционалом. Так, например, общение человека может быть не только направленным внешне на взаимодействие с другими индивидами, но также быть внутренними.

Все существующие варианты речевого общения тесно взаимосвязаны. Например, одной из ярких черт любого вида вербальной коммуникации человека является произнесение речи, слов, про себя или же вслух, чтобы донести осмысляемую информацию до окружающих.

Чаще всего, любые варианты общения с помощью речи классифицируют по применяемым индивидами техникам взаимодействия между собой и поставленным задачам. Таким образом, общение может быть формально-ролевым, светским, так называемым «контактом масок», межличностным, деловым, или даже манипулятивным.

Достаточно сложным и нежелательным вариантом общения между людьми принято считать контакт масок

Он представляет собой сугубое столкновение интересов, развитие беседы, в ходе которой отсутствует желание уразумения и принятия во внимание некоторых индивидуальных особенностей, характера и индивидуальности собеседника

Светская беседа, в первую очередь, характерна своей беспредметностью. Если сформулировать данное определение более упрощенно, то светская беседа – это ведение индивидами диалога не о том, о чем они думаю или желали бы говорить, а о том, о чем положено и принято говорить в данной коллективе или на данном мероприятии.

Формально-ролевая коммуникация – это установка регламента и регулирование отношений. Ведущую роль в данном общении играет. В первую очередь, социальный статус собеседников и их положение в коллективе, обществе, занимаемая ими ступень иерархии.

Деловое общение характеризуется. Главным образом. В стремлении участников к некоторому общему результату, достижению, с целью чего и совершается процесс обмена строго необходимой и исчерпывающей информацией.

Межличностная форма коммуникации или, иначе говоря, интимно-личностное общение – это именно та форма коммуникации, в ходе которой происходит раскрытие личных черт собеседников, их глубинные чувства и эмоции. Что касается манипулятивного общения, то оно характеризуется желание одного из участников контролировать путем общения другого индивида.

Основные формулы

За долгий период становления культуры языка выработались условные конструкции для разных ситуаций, которые стали своеобразным фундаментом. Знание этих блоков позволяет комфортно ощущать себя в любой обстановке и не спасовать.

Для знакомства

Сначала идет приветствие независимо от того, знакомы люди или нет. Если незнакомы, то стоит или напрямую предложить познакомиться, чтобы наладить контакт с новым человеком. Это можно сделать с помощью общепринятых шаблонов:

  1. Можно с вами познакомиться?
  2. Давайте познакомимся.
  3. Хотел бы с вами познакомиться.
  4. Разрешите с вами познакомиться.

ЧИТАТЬ Как избавиться от одиночества: 10 шагов к успеху

Если человек согласился, то стоит представиться, при необходимости назвать должность и сферу деятельности.

Для предложения и приглашения

Несмотря на созвучия слов, общение в этих двух случаях отличается. Чтобы позвать на общественное мероприятие (свадьбу, прием, награждение), нужно вручить человеку пригласительное в форме письма или карточки и продублировать его словами: «Приглашаю вас».

На полуофициальные торжества вроде корпоративов можно приглашать, собрав весь коллектив и объявив о дате и месте проведения вечера. Близкий круг людей можно приглашать неофициально, например: «Жду вас у себя на дне рождения». Необязательно лично встречаться, достаточно ограничиться телефонным звонком.

Высказывать предложения нужно, руководствуясь принципом социальной роли (начальник — подчиненный, друг — друзья, сын — родители):

  1. Я хочу предложить.
  2. Я хотел бы посоветовать вам … и предложить …
  3. Могу предложить.
  4. Я предлагаю.
  5. Позвольте предложить.

Для поздравления и благодарности

Спасибо и благодарю — стандартные слова благодарности. Можно выразиться коротко или дополнить их несколькими эпитетами. Главное условие — искренность

Важно не повторяться, иначе можно испортить хорошее впечатление. В качестве благодарности часто говорят: «Очень признателен», «Я так тронут», «Как приятно»

Чтобы поздравить кого-то в обществе, произносят фразы:

  1. Разрешите вас поздравить.
  2. Примите наши поздравления.
  3. От имени/по поручению поздравляем.

Для свободной обстановки или семейного праздника:

  1. Поздравляю от всего сердца.
  2. Хочу поздравить с… и пожелать…

Для соболезнования

Поддержка так важна в сложных ситуациях. В таких случаях следует выражать сочувствие простыми словами и использовать фразы, которые одобряют и поддерживают: «Не расстраивайтесь», «Это пройдет», «Не падайте духом», «Я вас понимаю», «Соболезную», «Искренне сочувствую». В случае близкого знакомства объятия и дружеские прикосновения подкрепят сказанное.

Для отказа

Главная задача в щекотливой ситуации — отказать так, чтобы не обидеть и не проявить агрессию. Причины озвучивать нет надобности, достаточно корректно, но в твердой форме сказать «нет». В служебной обстановке:

  1. В данный момент это невозможно.
  2. Я не могу вам помочь.
  3. Я не в силах выполнить эту просьбу.
  4. Я вынужден отказать.

В быту:

  1. Я не могу.
  2. Я не готов это сделать.
  3. Я отказываюсь от этого.

Извиняться в такой ситуации — дурной тон.

Язык жестов

Жестами принято называть социально отработанные движения, которые могут передавать эмоциональный настрой человека. Существует очень большое количество жестов, и все они классифицированы по цели передачи информации человеком и его внутреннему состоянию. Жесты бывают:

  • иллюстраторы (дополняют сообщение);
  • регуляторы (видно отношение человека);
  • эмблемы (общепринятые символы);
  • аффекторы (передача эмоций);
  • оценки;
  • уверенности;
  • неуверенности;
  • самоконтроля;
  • ожидания;
  • отрицания;
  • расположения;
  • доминирования;
  • неискренности;
  • ухаживания.

По тому, как человек себя ведет во время разговора, можно определить его внутреннее состояние, насколько он заинтересован в обмене информацией, а также есть ли искренность.

Назначение речевого этикета

Представить взаимодействие людей без использования норм и правил речевого этикета невозможно, будь то фамильярная болтовня уличных хулиганов, общение учителя и ученика, щебетание влюбленных или беседы деловых партнеров. Это подбор правильных местоимений, выбор необходимых конструкций, форм слов с необходимой информативностью и эмоциональной окраской.

Этикет речи предназначен для своевременной, правильной и приятной для собеседников передачи информации. Налаживание контакта, получение необходимого результата беседы – прямое предназначение правильно подобранных речевых конструкций

Эмоционально окрасить, сделать общение ярким, но при этом полезным и приемлемым для восприятия – важное назначение речевого этикета. Поэтому уровень владения культурой речи характеризует профессиональную пригодность человека, особенно на тех специальностях, где есть живое взаимодействие

Ведение переговоров, деловые беседы незаменимый инструмент успешного ведения бизнеса, не говоря уже о речевом этикете делового письма.

Основные этапы каждой речевой ситуации

Следуя основным правилам речевого этикета, каждый человек должен понимать, что любая беседа делится на 3 этапа:

  1. Вступление (или приветствие).
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Каждый из этапов имеет определённые особенности. Казалось бы, все знают, какие правила речевого этикета «работают» в первой части беседы. Но всё же их не мешало бы повторить

Тут очень важно грамотно подобрать фразы для приветствия. Они зависят от вашего собеседника

Следует учитывать его возраст, социальный статус, пол. Но чётких рамок и ограничений здесь нет. То есть можно сказать «Доброе утро!», «Привет!», «Здравствуйте!». Первый и последний вариант – универсальны. Они применимы в любой ситуации. Ведь их значение указывает на вежливое отношение. «Привет!» и тому подобные фразы допустимы лишь в диалоге с друзьями и некоторыми родственниками.

Также не существует единых формул общения и в основной части разговора. Тут многое зависит от ситуации, целей беседы и множества иных факторов. Чтобы определиться с линией поведения и правилами речевого этикета, нужно знать факты, то есть самого собеседника и суть разговора.

Другой важный аспект – правильно выстроенное заключение. Здесь тоже есть определённые тонкости. По общим нормам принято произносить слова прощания и обговаривать возможность следующей встречи. Также здесь есть универсальные фразы. Если вы не знаете, как завершить беседу в той или иной ситуации, то воспользуйтесь общепринятыми формулировками. Это могут быть варианты «Всего доброго!» или «До свидания!».

Два основных вида коммуникации

Процесс обмена информацией и влияния на всех участников общения делится на две большие группы. В этих группах должны осуществляться все функции общения, иначе оно не будет продуктивным.

Вербальная коммуникация предполагает словесную передачу информации. В этом процессе кто-то говорит, а кто-то слушает.

Невербальная коммуникация происходит за счет осуществления оптикокинетической системы знаков

Здесь уместны жесты, мимика, пантомимика, особое внимание уделяется тону и интонации, происходит контакт глазами. Такой способ общения внешне выражает внутренний мир человека, его личностное развитие

Средства речевого общения

Единицей коммуникативного общения между людьми является слово, как своеобразный речевой инструмент, который может быть выражен устно или же в письменном виде. Слова, в качестве информационной единицы, формируют определенные предложения, которые, в зависимости от необходимости и постановки, могут как запрашивать информацию, так и утверждать ее. Постановка слов и формирование определенных предложений напрямую зависит от того, какую из существующих языковых систем используют собеседники. Как средства речевого общения, слова обладают достаточно обширной функциональностью. Совершенно логично, что любая форма языковой системы выступает центральным элементом возможности вербального контакта и обмена информацией между людьми в социуме.

Между тем, речь и язык также играю познавательную функцию. Это выражается в том, что именно посредством речи сознание человека способно выражать специфику своей деятельности и благодаря ей же – воспринимать окружающий мир. Также стоит подчеркнуть аккумулятивную функцию речи – именно посредством речи и языковых систем выполняется сохранение определенных знаний и жизненного опыта. Человек черпает познания различного характера и всех жизненных сфер из тех же книг, дневников, памяток, которые создаются. В свою очередь, посредством письменной речи.

Также речь играет конструирующую функцию, поскольку именно в виде речи человек формирует свои мысли и рассуждения, даже если он осуществляет это в виде внутреннего монолога. Также существует эмоциональная функция речи, заключающаяся в выражении субъектом чувств и эмоций, и контактоустанавливающая, делающая доступным установление контакта между несколькими индивидами.

перейти наверх

Выводы

Общение и коммуникация – процессы, имеющие много общих черт. Они являются знаковыми для каждого человека, стремящегося к расширению круга общения и желающего социализироваться. В коммуникацию включены различные сигналы, позволяющие лучше узнать человека, определить его отношение к собеседнику или обсуждаемой теме.

Общение рассматривается как форма межличностных отношений. Она сочетает коммуникативные функции с интерактивными, что позволяет усилить положительный эффект. Выделяют несколько типов, которые применятся в зависимости от ситуации: деловое, дружеское, личное или официальное. Функции коммуникации связаны с вербальными и невербальными способами получения человеком новой или интересующей его информации. Функцией общения является установление, а затем и развитие контактов, установившихся между людьми.

Процессы коммуникации связаны со знаковыми системами и применяют в процессе речевую деятельность. Общение сочетает коммуникативные функции с наглядными и более современными — интерактивными. В коммуникации на первый план выходит момент получения информации и ее оценка

Принимается во внимание способ и форма ее подачи. В общении одинаково важны как содержание и тема беседы, так и используемый каждым из участвующих в ней людей, эмоциональный фон

Заключение

Этика речевой коммуникации — это определенный речевой церемониал или, по-другому, речевой этикет — то есть нормы речевого общения, принятые в данном обществе, национально специфичные правила речевого поведения, применяемые в ситуациях вступления собеседников в контакт и для поддержания общения в избранной тональности соответственно обстановке общения, социальным признакам коммуникантов и характеру их взаимоотношений.

Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» — настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства — мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду.

В бытовой сфере требования этики речевой коммуникации не так жестко регламентируются, как в деловой

Общество предписывает своим членам использовать для общения в определенных ситуациях конкретные варианты речевого поведения. Преднамеренное (или непреднамеренное) нарушение этикетных форм приветствия, извинения, благодарности и т.п. может отрицательно повлиять на микроклимат в обществе, привести к социальным и другим конфликтам.

Нормы и формы этики в целом и правила этикета в частности могут по-разному проявляться в письменной речи, при слушании и говорении. При этом на виды речевой деятельности оказывают в той или иной степени влияние положения этики, о которых было сказано выше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: