Основные проблемы с самооценкой
У психологов есть такое понятие, как адекватная самооценка. Это означает, что человек правильно позиционирует себя в социуме, рассчитывает свои силы и возможности. Значительное отклонение в какую-либо сторону от линии адекватной самооценки могут привести к двум основным проблемам — это заниженная и завышенная самооценка.
Заниженная самооценка
Для заниженной самооценки характерны:
- неуверенность;
- нелюбовь и неуважение к себе;
- слабая амбициозность;
- самобичевание по любому поводу;
- неспособность воспринимать свои ошибки как опыт;
- комплекс неполноценности.
С такой проблемой все появляющиеся на жизненном пути возможности воспринимаются как недостижимые или вообще не замечаются. Даже у способных людей ни о каком развитии и успехе не идет и речи. Люди с заниженной самооценкой постоянно недовольны собой и окружающим миром, поэтому со стороны выглядят угрюмыми и недружелюбными, а это еще больше усугубляет проблему.
Есть много способов повысить самооценку, ниже мы рассмотрим их подробнее. Одно из решений — ставьте себе задачи и выполняйте их! Пусть поначалу они будут несложными, тут главное — это их выполнить
Акцентируйте свое внимание на том, что вы уже сделали, ставьте новые цели. Определите область, в которой вы сильны, и развивайте ее
В скором времени вы сможете сделать гораздо больше, чем в начале пути, и это откроет вам двери к новым свершениям.
Завышенная самооценка
Симптомы завышенной самооценки:
- неуважение к другим;
- гордыня;
- эгоцентризм;
- планка ожиданий выше уровня собственных возможностей.
Люди с завышенной самооценкой часто ощущают неудовлетворенность из-за того, что слишком переоценивают свои силы и не получают ожидаемого результата. Также они считают себя умнее остальных и не воспринимают критику. Это приводит к социальным проблемам и трудностям на пути к достижению поставленных целей. Общение с такими людьми часто бывает неприятным, так как они любят всячески показывать свое превосходство над окружающими.
Как по мне, решение этой проблемы сложнее, чем в первом случае. В основном это связано с тем, что люди с завышенной самооценкой редко задаются вопросом «Что такое самооценка?» и не пытаются исправить ситуацию. Кстати, у меня самого частенько проявляются подобные симптомы. Тут главное научиться здраво воспринимать критику, попробовать правильно оценить свои возможности и задаться вопросом: «Почему же я считаю себя лучше других?».
С такими людьми нужно либо просто научиться жить, либо попытаться помочь им, но не все так просто. Подробнее эту ситуацию я рассмотрю в следующей статье. Подпишитесь на обновления, и вы не пропустите эту публикацию.
Уровни самооценки
Классификация выделяет три уровня.
Они демонстрируют степень любви к себе, способность сбалансировать положительные и отрицательные черты характера:
- Низкая. Эта проблема возникает при неправильном, властном или чрезмерно опекающем воспитании. У человека ярко выражена самокритичность, неуверенность, стеснительность. Такие люди легко обижаются, безынициативны, им трудно общаться с другими. Это приводит к формированию комплексов, развитию депрессии. Из-за внутреннего дисбаланса человек отрывается на окружающих,становится причиной скандалов среди членов семьи и коллег на работе. Походка нерешительна, голова втянута в плечи, а при разговоре он отводит глаза в сторону. Избавляться от этого пытаются тренингами, соблюдением рекомендаций психологов.
- Нормальная самооценка говорит об отсутствии проблем с психикой. Человек прислушивается к внутреннему голосу, адекватно анализирует поступки, шутит о себе. Но он защищает свои права, не допустит оскорблений. Это оптимальный уровень, к нему следует стремиться. Такие личности правильно соотносят собственные силы с поставленными целями. На выработку такой самооценки влияют мысли, структура восприятия, оценка окружающих, успехи на работе или в школе.
- Высокая самооценка. Главный признак этого состояния – личность идеализирует себя и преувеличивает значимость для окружающих. Такое самомнение выражается в высокомерности, чрезмерной активности. Если уверенность зашкаливает, то нужно исправлять ситуацию. Неадекватная самооценка требует признания превосходства. Человек отрицает неудачи, не обращает внимания на чужое мнение. Если у него не получается достичь успеха, то он относит это к влиянию внешних обстоятельств, но не к своим ошибкам. Критику не воспринимает, считает ее завистью других, ставит перед собой недостижимые цели. Такая личность имеет характерную внешность: держит прямую осанку, высоко ставит голову. При общении смотрит прямо в глаза, надолго задерживая взгляд, привык командовать, поэтому прослушиваются командные нотки в голосе.
Причина неадекватной самооценки в неблагоприятных условиях проживания, воспитании и окружении. Но если есть желание, с недочетами можно бороться. Есть много примеров того, как низкая самооценка женщины и мужчины менялась, и человек превращался в раскрепощенную и сильную личность.
Неправильное оценивание себя нарушает самоуправление и приводит к потере контроля. Это просматривается во время общения, когда личность с высоким или недостаточным самомнением провоцирует конфликты. Если человек считает себя лучше других, то он пренебрегает другими и не проявляет уважения, позволяет себе грубо и необоснованно критиковать, нетерпим к мнениям, высокомерен и проявляет зазнайство. Низкий уровень критичности приводит к тому, что человек даже не замечает, как оскорбляет других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженном мнении о себе личность становится чрезмерно критичной
Она проявляет требовательность, не прощает ошибок и промахов, обращает внимание на недостатки других людей. Хоть делает он это из лучших побуждений, это вызывает конфликты, так как не все могут терпеть систематические указания и критику
Постепенно он вызывает в других только негативные эмоции.
Функции самооценки
В психологии самооценку считают важным компонентом личности, обладающим рядом функций.
Регуляторная
Обеспечивается выполнение человеком задач и принятие решений.
Она оценивает, обеспечивает защиту, стимулирует к достижению целей.
Мотивирующая
Она побуждает человека к действиям, чтобы добиться одобрения и получить позитивные самооценочные реакции в виде удовлетворения, гордости за себя, самоуважения, улучшения самовосприятия.
Терминальная
Если определенные действия провоцируют появление критики и развивают ощущение человеком недовольства собой, в этой ситуации он прекращает свою деятельность.
Самосознание бывает устойчивым и сохраняет особенности независимо от влияния внешних раздражителей.
Уверенность в себе и восприятие личности зависит того, какие притязания имеет человек, и насколько действительность им соответствует.
Признаки низкой самооценки
Что выдает человека с низкой самооценкой? Есть несколько классических симптомов неуверенности в себе:
- Постоянное волнение и страх сделать ошибку, из-за которых все важные дела откладываются «до лучших времен».
- Чрезмерная критика самого себя, сравнение себя с другими.
- Безотказность. За этим скрывается желание угодить и понравиться окружающим.
- Зависть по отношению к другим людям.
- Болезненное восприятие оценки окружающих.
- Пессимизм, отрицательный взгляд на жизнь.
- Ревность.
- Жалость к себе, позиционирование себя как жертвы.
- Наличие проблем в общении, страх новых знакомств.
- Скованные движения, сутулость, неуверенная речь и т.д
Человек с заниженной самооценкой воспринимает все неудачи в жизни, как должное, что формирует неверное поведение. В таком случае окружающие тоже начинают отрицательно его оценивать, что может привести к депрессии.
Важно понимать, что за подобным восприятием самого себя стоят определенные причины. Давайте разберем их подробнее
Функции
Адекватное самооценивание выполняет ряд важных функций в жизни человека:
- адаптационную — способствует социализации;
- защитную — обеспечивает стабильность и независимость;
- корригирующую — учит самоконтролю;
- мотивирующую — заставляет идти вперёд, добиваться поставленных целей;
- отражающую — позволяет увидеть себя со стороны;
- прогностическую — стимулирует в начале деятельности;
- развивающую — мотивирует к совершенствованию;
- регуляторную — предоставляет выбор;
- ретроспективную — позволяет сделать выводы по окончании деятельности;
- терминальную — даёт возможность в любой момент остановиться;
- эмоциональную — дарит ощущение гармонии, счастья, удовлетворенности собой.
При неадекватной самооценке данные функции нарушаются и приводят к снижению качества жизни.
Виды самооценки в психологии
В психологии самооценка делится на множество видов, и каждый из них оценивает какой-либо определённый фактор, от которого он и зависит. Разделить самоанализ в психологии можно на несколько категорий. Самооценка и её виды и какая бывает самооценка:
Адекватная и неадекватная
С адекватной всё ясно — когда человек ставит перед собой реальные цели, не уходит от общества, его самооценку можно принять за адекватную. Неадекватная делится на две подкатегории:
Завышенная
Её характеристиками являются завышенные стремления, чрезмерная вера в собственные силы, повышенное внимание к себе, высокомерие по отношению к обществу в целом.
Заниженная. Её показателями являются робость, нерешительность и отсутствие веры в себя.
По уровню
Высокая, средняя и низкая. Такая классификация самоанализа относится лишь к адекватной самооценке, и использует для разделения иные факторы.
Как формируется самооценка?
Наибольшее влияние на самовосприятие человека оказывают первые годы его сознательной жизни. Поэтому родителям следует крайне внимательно следить за своими высказываниями и избегать слишком выразительных сравнений. Если они не понимают, что такое самооценка и насколько она важна для ребенка, то часто пытаются воспитывать его, приводя в пример более успешных сверстников. И это худший способ воспитания.
Каждое напоминание о том, что какой-то одноклассник «лучше учится и хорошо ведёт себя в школе» разрушает мотивацию ребенка и снижает его уверенность в себе. Чтобы он больше старался и был более успешен, ему нужна поддержка, а вовсе не порицание. Однако и с этим следует быть осторожнее. Нельзя перехваливать его, поскольку это также приведёт к формированию неправильной самооценки.
Если убедить ребенка, что он очень талантлив, но учителя в школе просто не замечают его способностей, это может повлиять на его взрослую жизнь. Наверняка вам встречались люди, которые искренне уверены, что они очень умны и способны, но мир к ним несправедлив. Обычно они не особо успешны, поскольку неадекватно воспринимают собственные способности из-за завышенной самооценки.
Повзрослев, такие инфантильные дети оказываются неготовыми к суровой реальности. Они просто не способны видеть собственные недостатки. У них сохраняется детская уверенность в том, что они безмерно талантливы, но окружающие просто не могут разглядеть в них эти таланты. Они приходят к выводу, что мир по отношению к ним особенно несправедлив. Следствием этого становятся озлобленность, депрессия и другие психические расстройства.
Для полного понимания того, что такое самооценка, важно учитывать, что это динамический показатель. Она не кристаллизуется в детском возрасте, а продолжает формироваться и меняться на протяжении всей жизни
На неё влияют успехи и неудачи в школе, отношения с учителями и одноклассниками, учеба в вузе, работа, материальное положение, отношения с друзьями и прочие аспекты жизни. Факторы, влияющие на самооценку, обычно меняются на протяжении жизни, а вместе с ними меняется и то, как человек воспринимает самого себя.
Формирование самооценки учащихся
Субъективное самооценивание оказывает существенное влияние на результативность разных видов деятельности и развитие личности индивида во всех периодах ее формирования. Адекватное самооценивание придает индивидууму уверенность в себе, помогает грамотно ставить цели и успешно их достигать в различных сферах жизни, придает необходимые личностные качества, такие как: инициативность, активность, предприимчивость, деятельность, способность к адаптации.
На определенном возрастном этапе на вырабатывание самооценивания, преимущественно воздействует тот вид деятельности, который в этот период является ведущим. Ведущей деятельностью учащихся младших классов становится учебная деятельность. Именно от того, как она будет проходить и зависит, главным образом, формирование самооценивания малыша. Успешность учебной деятельности прямо взаимосвязана с его успехом в учении и успеваемостью.
Формирование самооценки учащихся представляет собой основное новообразование личности. Оценочная деятельность учителей является базисом для вырабатывания самооценки у детей, обучающихся в начальной школе. Формирование самооценки учащихся продолжает развиваться тогда, когда учитель показывает положительное отношение к учащимся, верит в их возможности, демонстрирует желание помочь им учиться. А методическая сторона развития адекватной самооценки сводится к использованию в учебной деятельности, главным образом, субъективных эталонов, которые создают прецеденты для рефлексивного оценивания учащимися своих действий.
Учитель для развития у младших школьников адекватного самооценивания должен задействовать различные механизмы и способы. Главным способом считается обратная связь. Все направленные малышу взгляды, жесты, слова, движения, интонации являются обратной связью. Нужно учитывать, что ребенок поглощает и присваивает такие обратные связи. С их помощью он формирует свою самооценку. И если обратные связи будут иметь позитивную направленность, то они обеспечат развитие высокого уровня самооценки и, наоборот, если будут иметь негативную направленность — низкого.
Какая бывает самооценка
Уровни
По уровню может быть:
- заниженная (низкая);
- адекватная;
- завышенная (высокая).
Внутри них могут различаться градации:
- завышенный уровень: выше среднего, высокий, неадекватно высокий;
- заниженный: ниже среднего, низкий, неадекватно низкий.
Самые серьёзные проблемы с самооценкой возникают при её крайних градациях — если она неадекватно высокая или неадекватно низкая. При отсутствии психологической помощи это приводит к социальной дезадаптации, профессиональной несостоятельности, неудачам в семейной жизни. Человек не реализует себя ни в каких сферах и замыкается, что провоцирует различные расстройства личности и даже суицид.
Виды
В зависимости от актуальности:
- прогностическая (та, что была в прошлом);
- актуальная (та, что сейчас);
- ретроспективная (та, что может сформироваться в будущем).
В зависимости от распространения:
- общая (проявляется человеком по жизни в большинстве ситуаций);
- частная (на работе, в семье, с друзьями);
- конкретно-ситуативная (в непредвиденных ситуациях, с малознакомыми людьми).
В зависимости от протекания:
- конфликтная / деструктивная;
- бесконфликтная / конструктивная.
В зависимости от постоянства:
- устойчивая / стабильная;
- неустойчивая / нестабильная.
Последняя классификация используется достаточно часто, так как нестабильная самооценка может привести к психическим проблемам. Например, начальник-тиран на работе превращается в смиренного подкаблучника дома. Результат — диссоциативное расстройство идентичности. Или девушка ещё недавно проходила курс лечения от алопеции и считала себя хуже всех, а сегодня она выиграла конкурс красоты, пусть и региональный, и мнит себя уже чуть ли не богиней. Диагноз — мегаломания.
Поэтому так важно своевременно сформировать и постоянно поддерживать основы стабильной самооценки: самоанализ, саморазвитие и здоровые отношения с окружающими людьми
Способы коррекции самооценки
Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.
-
Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.
-
Кстати, о комплиментах. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».
-
Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.
-
Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу. Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».
-
Прощайте себя за ошибки, их совершают все. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.
В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.
Функции самооценки
Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.
Функции | Описание |
Стимулирующая | Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку. |
Пост прогнозная | Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке. |
Регулирующая | Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. |
Эмоциональная | Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни. |
Защитная | Формирует стабильность личности. |
Контролирующая | Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий. |
Развивающая | Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию. |
3 Методы определения
Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить три основные параметра личности: уровень, устойчивость и реалистичность. Суть метода заключается в распределении предложенных качеств по шкале значимости. Простой анализ расположения точек по полюсам и шкалам отображает лишь поверхностные критерии самооценки. Для более детального изучения индивида требуется интерпретация теста компетентным психологом. Он может попросить прокомментировать расположение метки и дать более детальный анализ.
Количественная методика определения самооценки проводится по Будасси. Так можно выявить ее адекватность и степень. Автор предлагает 48 прилагательных, характеризующих личность, которые необходимо выстроить по рангам значимости. Исследуемый должен указать к каждой характеристике численные показатели, отображающие реальное присутствие качества и желаемое, необходимое в идеальном представлении себя. Результат определяется с помощью ранговых корреляций.
Тест Каттелла является распространенным при трудоустройстве и других видах анкетирования. С помощью него можно выявить стабильность и адекватность личности. В ходе заполнения опросника открывается 16 основных факторов, которые являются определяющими в поведенческой и эмоциональной сферах человека.
Для определения самооценки школьников часто используется методика В. Щур под названием»Лесенка». Она имеет групповую и индивидуальную форму. В первом случае применяется в рамках учебного класса и показывает взаимоотношения между детьми и их собственное восприятие по отношению к коллективу. Во втором проводится индивидуально с каждым учеником, отображая степень нарушений развития личности. Ребенку предлагают разместить себя и других учеников класса на лестнице из семи ступеней, где на первой находятся прилежные и авторитетные дети, а на седьмой — противоположные им.
В своей работе психологи используют и более сложные методики, например, по Айзенку, выполнение которых занимает много времени и требует специфической интерпретации результата, ориентированной на конкретную личность. Это необходимо для более точной диагностики нарушений и определения верной тактики по коррекции качеств характера, присущих человеку.
Советы родителям
Признаки заниженной самооценки у ребенка:
- он неохотно идёт на контакт с другими детьми;
- ребёнок нервный, тревожный, легко поддаётся панике;
- при овладении новыми навыками он заранее прогнозирует неудачу, поэтому может даже отказываться пробовать что-нибудь новое;
- достигнутый в каком-то деле успех он считает не закономерностью своего упорного труда и способностей, а редкой случайностью;
- ребёнок полностью зависит от мнения кого-то из других детей, старается во всём его копировать.
Если Вы видите, что ребенок испытывает проблемы с заниженной самооценкой, то старайтесь его чаще хвалить, восторгаться, давать ему такие задания и поручения, с которыми он сможет справиться, но будет безумно горд, что ему доверили такое «ответственное и взрослое задание».
Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно, если он выглядит не в лучшем свете.
Старайтесь раскрывать в ребенке его таланты, чтобы он понимал, что у него есть столько замечательных качеств и умений, которые отличают его от массы сверстников.
Не перехваливайте ребенка, ведь это может привести к обратному результату – ребенок будет считать себя самым лучшим и необыкновенным человеком, что, безусловно, затруднит налаживание его отношений в социуме. Ребенок с завышенной самооценкой имеет все шансы вырасти капризным и чрезмерно требовательным человеком.
Уважайте своего ребенка и относитесь к нему, как к равному, взрослому человеку.
Обратите внимание, что дети очень часто копируют поведение своих родителей, поэтому если Вы также испытываете проблемы с самооценкой, постарайтесь их решить в самое ближайшее время. Если решить ситуацию с самооценкой ребенка самим не получается, не постесняйтесь обратиться за помощью к детскому психологу
Ведь Ваш малыш только подрастает, и от формирования самооценки будет зависеть будущее Вашего ребенка.
Что такое самооценка
В психологии определение самооценки дают по-разному. Например, Роберт Бёрнс (Англия) вписывает её в свою «Я-концепцию» и трактует как совокупность всех представлений человека о самом себе. У. Джеймс (США) относит её к первичным эмоциям и ставит в один ряд с гневом и болью. С. Л. Рубинштейн (Россия) считал её стержнем самосознания и показателем уровня развития каждого отдельного человека и одним из главных условий превращения индивида в личность.
Если обобщить работы отечественных и зарубежных психологов, самооценку можно определить как личностное образование, формирующееся под влиянием внешних факторов и саморазвития, регулирующее поведение человека и отражающее своеобразие его внутреннего мира.
Она необходима каждому для самоопределения. Адекватная или неадекватная, может привести либо к гармонии и счастью, либо к конфликтам, неврозам и неудовлетворённости жизнью.
Создание личностной самооценки
Психологи рассматривают создание личностной самооценки как психологическое новообразование индивида, которое закладывается в нем с самого рождения и развивается в дальнейшем поэтапно. В нем выделяют 2 главных «компонента», среди которых когнитивное и эмоциональное звено, работающие между собой абсолютно неразрывно. Когнитивное звено является совокупностью познаний индивида о себе, накопленный им опыт о своей личности и ее отдельных факторах, положительных и отрицательных сторонах. Эмоциональное звено – это отношение человека к общей совокупности когнитивного вена и отдельно взятым качествам своего «Я». Такая структура связана с тем, что любые знания о себе как о человеке, индивид приобретает строго в социальной среде и с социальной точки зрения. Соответственно, со временем данные знания «обрастают» различными эмоциональными отношениями и оценками индивида как социального субъекта.
Как и на любое другое психологическое образование, на образование самооценки оказывают воздействие множество различных факторов, от которых напрямую зависит и уровень ее развития. К ним относится общение индивида с окружающими его людьми, развитие коммуникационных способностей в целом, самонаблюдение и самоконтроль. Любой человек, как социальный субъект, совершает любой вид деятельности и тем самым попадает в конкретную ситуацию, в которой он набирает опыт и вырабатывает свое личное отношение к определенным вещам, поступкам, чувствам. Также он вырабатывает внутреннюю оценку своих решений, шаблонов поведения, черт характера, положительных и отрицательных сторон.
Нет конкретного вида деятельности, который был бы одинаково полезен для всех индивидов в рамках развития самооценки или же одинаково вреден. В этом психологи выделяют строгую индивидуальность, хотя им удалось несколько систематизировать виды деятельности в отношении самооценки. Известно, что положительно на адекватность самооценки влияет занятие тем видом деятельности, который является ведущим для текущего периода развития личности. К примеру, формированию объективной самооценки у детей и подростков способствует активное общение со сверстниками и дисциплина в обучении. В более взрослом возрасте ведущим вариантом деятельности является трудовое самосовершенствование. Однако, как уже оговаривалось, внешние условия для каждой личности совершенно индивидуальны. Та же учеба или работа выступают в качестве деятельности, которая приносит удовлетворение и возможность самореализации, но также она может послужить источником недовольства, стрессов, эмоционального истощения.
Показателем высокого уровня самооценки считается ее разделение и дифференцировка. Такой индивид способен достаточно объективно оценить свои возможности и внутренний потенциал относительно того или иного внешнего условия. Хорошая самооценка является залогом целостности внутреннего состояния человека и его стабильности, даже в случае изменений в социуме и других внешних условиях жизни. Это весьма значимый фактор в рамках становления личности и ее индивидуальности.
Процесс формирования самооценки
Начало осознания себя как личности закладывается в детстве. Ребенок учится осознавать суть сравнений, развивается самооценка
Родители должны осторожно высказываться по поводу успехов своих детей, если говорить им, что другие учатся лучше, это не мотивация
Подросток не должен думать, что близкие любят его только, если он перегоняет ровесников. Он нуждается в поддержке и вере. Но и захваливание не помогает сформировать адекватное самомнение. Если взрослые воспитывали ребенка на похвале, то после завершения пубертатного периода он не будет развиваться и искоренять недостатки.
Чрезмерное количество комплиментов и лести способствует тому, что в зрелом возрасте человек будет нелюдимым. Такое поведение — результат сочетания действий родителей и суровой реальности.
Проблемы с самооценкой возникают под влиянием окружения, материального положения, образования. Становление низкой уверенности происходит в школе. Если в подростковом возрасте человека травили в учебном заведении, он всю жизнь будет бороться с комплексами и фобиями.
Неуверенность в себе усугубляет сравнение материального положения с успешными людьми. Но самооценка – это показатель, который не сохраняется на всю жизнь, а постоянно изменяется.
Факторы, влияющие на формирование самооценки
В раннем возрасте на формирование самооценки влияют люди, с которыми ребёнок сталкивается чаще всего — родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Самооценка не рождается сама по себе, «ниоткуда». Привычка оценивать себя развивается постепенно, под влиянием тех оценок, которые дают нам окружающие люди.
С возрастом удельный вес различных факторов меняется. Если для маленького ребёнка на первом месте стоит оценка его поступков родителями, то для школьника приоритеты смещаются в сторону оценки учителей и сверстников. Примерный перечень факторов, влияющих на самооценку школьника младших классов, выглядит следующим образом:
оценка со стороны учителя, наставника, тренерамнение родителей, родственниковмнение товарищей по учёбе, увлечениямличный опыт, чувство компетентностивлияние рефлексии
После поступления ребёнка в школу формирование самооценки стремительно набирает обороты. Происходит внутренняя переоценка ценностей: избалованный ребёнок получает критические замечания со стороны педагога, подвергается насмешкам сверстников, сталкивается с первыми неудачами в процессе обучения. Это может привести к понижению самооценки, нервным срывам, нежеланию ходить в школу. И наоборот — те качества, за которые раньше ругали родители, оказываются востребованными и пользуются признанием у одноклассников, что способствует повышению самооценки.
С возрастом факторы меняются: на передний план выходит личный опыт, собственная оценка своих поступков и личностных качеств. Человек начинает сопоставлять своё реальное «Я» с тем образом, к которому он внутренне стремится. Мнение окружающих по-прежнему имеет значение, но корректируется собственными представлениями о «правильном» и «неправильном». Успешная карьера, хорошая физическая форма, счастливый брак способствуют укреплению высокой самооценки. И наоборот, постоянные упрёки со стороны близких, неудачи на работе, финансовые проблемы способны загнать человека в ловушку низкой самооценки.
Как повысить самооценку
Хорошо, если этим вопросом озаботятся родители ребёнка, обнаружившие в нём признаки заниженной самооценки. Для этого не нужно быть профессиональным психологом, достаточно посмотреть, как реагирует малыш на замечания взрослых. Растерянность, слёзы на глазах говорят о низкой самооценке. Если же ребёнок пытается отстоять своё мнение, сделать по-своему — это хороший знак. Попытки ребёнка подвести логическую базу под свои действия, например, сказать, что так для него удобнее или проще, говорят о хорошей, адекватной самооценке.
Когда ребёнок начинает посещать детский сад или школу, его самооценке могут быть нанесены серьёзные удары. Привыкший к родительским похвалам за каждое пустяковое достижение, он с трудом переносит критику старших или насмешки сверстников. Задача родителей на этом этапе — поддержать ребёнка, проанализировать ситуацию, дать мудрый совет. Если школьнику никак не даются точные науки, нужно подыскать такие предметы, которые вызывают наибольший интерес. Вполне возможно, что двойки по математике не помешают ребёнку стать талантливым биологом или писателем.
Низкую самооценку можно поднять и взрослому человеку. Сделать это сложнее, чем в детстве, ведь придётся полностью перекраивать сформировавшееся отношение к себе. В детстве это отношение складывается на основе оценок других людей. Значит, и теперь нужно найти таких людей, которые помогут пройти весь путь становления самооценки заново.
Таким человеком может стать профессиональный психолог или специалист, практикующий методики повышения самооценки. Хороший результат даст посещение вебинаров, работа в группе единомышленников, самостоятельное изучение соответствующей литературы.