Средний ребенок
Специфика положения среднего ребёнка в семье заключается в том, что до рождения третьего ребёнка он был самым младшим и опекаемым, а с появлением младенца он должен уступить ему свое место. Это похоже на феномен детронизации первенца, только средний ребёнок оказывается жертвой обстоятельств дважды – он никогда не был единственным ребёнком, а теперь его лишают и привилегий самого маленького и беспомощного.
Отношения среднего ребёнка с родителями всегда опосредованы наличием братьев или сестер. Позиция среднего ребёнка подразумевает, что он должен играть одновременно две роли: и старшего, и младшего. Как отмечают психологи-исследователи, среднему ребёнку иногда бывает трудно определить свое место в семье, даже если разница в возрасте между ним и сиблингами составляет 3-4 года.
Предположительно, средний ребёнок от рождения находится в конкурентных условиях со старшим сиблингом. Родители сознательно или бессознательно сравнивают второго ребёнка со старшим. Третьему ребёнку с этой точки зрения легче: родители уже осознали уникальность каждого ребёнка и понимают нецелесообразность сравнений.
Положение среднего ребёнка можно расценивать как наименее завидное, поскольку он получает меньше родительского внимания, чем крайние с точки зрения порядка рождения дети.
Можно предположить, что средний ребёнок меньше привязан к родителям, чем старшие или младшие дети. Проведенное среди 245-ти студентов исследование показало, что средние дети больше ценят дружбу, нежели семью. Они с меньшей готовностью оказывают поддержку родителям в нужде, чем первенцы или младшие .
Средний ребёнок, с детства привыкший искать компромисс между своими желаниями и потребностями сиблингов, развивает в себе качества дипломата и эффективного переговорщика. В силу своей сиблинговой позиции он более коммуникабелен и социален, чем его младшие или старшие братья и сестры. Средний ребёнок охотнее прислушивается к мнению других, он часто сомневается в своей правоте и не склонен бросаться в крайности.
В отдельную категорию шведский психолог Э. Шёнбек выделяет сиблингов с разницей в возрасте менее двух лет, так называемых «псевдоблизнецов».
Эффект «детронизации» первенца сопровождает рождение второго ребёнка в семье в любом случае, но чем меньше разница в возрасте между сиблингами, тем острее, болезненнее и беспощаднее детронизация старшего ребёнка в его субъективном восприятии. Связано это с тем, что первенец еще не почувствовал сепарацию от родителя. В качестве подтверждения этой мысли Шёнбек приводит слова австрийского психолога Маргарет Малер о том, что на психическом уровне «пуповина» продолжает связывать ребёнка с матерью до трех-четырех лет. Только к этому возрасту он психологически готов к появлению сиблинга .
В отдельных случаях старший брат или сестра могут стать основным объектом привязанности младшего сиблинга. Например, старший сиблинг может играть роль родительской фигуры для младшего во время стрессовой ситуации или в период переживания горя, когда отец или мать по каким-либо причинам не могут оказать поддержку.
Итак, заложенный в ранние годы паттерн оказывает долгосрочное влияние на формы поддержки и близость между поколением родителей и детей.
Помимо очередности рождения, на формирование личности ребёнка влияют пол детей, разница в возрасте между братьями или сестрами, а также количество детей в семье. Пол ребёнка и его сиблингов определяет такие качества личности, как мягкость, нежность, чуткость или жесткость, стремление к конкуренции. Мальчик, который воспитывается с младшей сестрой, обычно нежнее, мягче, галантнее, лучше разбирается в женской психологии. А если мальчик растет с младшим братом, в нем, как правило, сильнее развито соревновательное начало.
Примечание: в заметке представлены обобщенные результаты различных психологических исследований, проводившихся на больших выборках. Они не отменяют того факта, что в каждом уникальном случае психологические особенности ребенка могут существенно отличаться от «средней температуры по больнице».
Использованная литература
- Salmon, Birth order and relationships (Family, friends and sexual partners) / Human Nature, 2003 year, Vol. 14, No. 1, pages 73 – 88.
- Jill Suitor, Karl Pillemer . Mothers’ Favoritism in Later Life. The Role of Children’s Birth Order. Research on Aging, January 2007; vol. 29, 1: pp. 32-55
- Э. Шёнбек. Старший, средний, младший: как очередность рождения ребёнка влияет на формирование его личности. – М. Ломоносов, 2010 г. – с. 240 – (Прикладная психология).
Стереотип единственного ребенка
Об этом тоже стоит упомянуть. Всем нам известен стереотип единственного ребенка. Ребенок, у которого нет братьев и сестер и который избалован или капризен. В этой идее действительно есть смысл. Если у родителей нет других детей, которых нужно воспитывать, они будут полностью сосредоточены на своем единственном ребенке. Поскольку у них нет никакого опыта воспитания, они могут быть снисходительны к единственному ребенку по сравнению с детьми с большим количеством братьев и сестер. Кроме того, у родителей может быть больше денег, если у них только один ребенок, и, следовательно, они могут тратить на них больше.
Однако некоторые исследования показывают, что в этом стереотипе мало правды. Некоторые родители также возлагают большие надежды на своего ребенка, что может привести к тому, что их дети вырастут перфекционистами. Иногда, когда детей так мало, родители могут быть более строгими и более последовательными в соблюдении правил.
Это одно из тех событий, где все зависит от ситуации. Одни единственные дети могут быть избалованы своим воспитанием, а другие — нет.
Этот стереотип можно применить и к самому маленькому ребенку. Это может быть вызвано тем, что родители становятся старше и менее строгими, но в любом случае все зависит от ситуации.
Первенец
Первенцы обычно во всём берут пример со своих родителей и копируют их поведенческие модели, поскольку других образцов для подражания в семье у них нет. Если родители мотивируют своего первенца, вдохновляют его на каждом этапе развития и всячески поддерживают, то ребёнок с рождения буквально «заряжен» энергией и энтузиазмом. Похвала и стимулы также имеют значение для его дальнейшего благополучия. Однако первенцы нередко склонны становиться перфекционистами, они боятся любых ошибок. Они многого ожидают от самих себя и устанавливают такие же критерии для окружающих. В итоге порядок рождения влияет на то, насколько хорошо у ребенка развиты лидерские качества.
Один среди взрослых: единственный ребенок в семье
По статистике, большинство российских семей растит одного ребенка. Это дает ему неоспоримые преимущества, но и лишает некоторых возможностей. Единственному малышу достается вся родительская любовь и забота. Взрослые превозносят его способности и готовы восхищаться самыми незначительными успехами. Обязанностями по дому он не слишком обременен — ведь вокруг столько любящих и заботливых людей. Такое спокойное и счастливое детство дарит ребенку уверенность в себе, высокую самооценку, развитие природных способностей.
Однако единственный ребенок может стать и объектом непомерных амбиций взрослых. Все несбывшиеся мечты, нереализованные планы родителей тяжким бременем ложатся на его плечи — а разделить эту ношу не с кем. В результате мальчик вынужден заниматься в футбольной секции лишь из-за того, что папа в его возрасте мечтал стать футболистом. А дочь несостоявшейся актрисы становится участницей бесконечных кастингов для рекламного ролика или детского конкурса на ТВ.
Дети, растущие среди других сиблингов (так на западе называют родных братьев и сестер), часто завидуют единственным детям. Еще бы — тем не приходится сражаться за лучшее место, за право быть первым во всяких удовольствиях, им не нужно охранять от посягательств родни свои вещи и игрушки. Но, лишенные подобной «борьбы» за неотъемлемые права, единственные дети не учатся защищать и отстаивать их. Поэтому когда они попадают в группу ровесников, лишившись ежеминутной родительской опеки (например, в школе), столкновение со сверстниками бывает довольно болезненным: никто тобой не восхищается за просто так, а наоборот, каждый норовит поддразнить и доказать, что он тут главный.
Выросший в окружении только взрослых, ребенок часто обладает серьезностью, ответственностью, независимостью, развитым воображением, любовью к уединению. Он не очень-то привык принимать в расчет других людей, даже тех, к кому относится с любовью и нежностью. Например, молодой человек, выросший без братьев и сестер, счастливо женился, но, возвращаясь с работы, уходил прямиком в свою комнату на полчаса — час, чтобы побыть в одиночестве. Он так поступал до свадьбы и даже не подозревал, что его жена (выросшая, кстати, в многодетной семье) чувствует себя в это время совершенно потерянной и не понимает, что происходит.
Совет. Чтобы единственный ребенок не увлекся ролью центра вселенной, хорошо бы поощрять его желание делиться игрушками и сладостями с другими детьми и даже со взрослым окружением. Ему особенно необходимы понятные правила и рамки, нарушать которые нельзя. Единственный малыш должен иметь право на собственное пространство, но и выполнять некоторые обязанности. Хотя бы по самообслуживанию. Неумение общаться на равных может сыграть с ним злую шутку, поэтому давайте возможность единственному ребенку почаще играть с другим детьми, ссориться и самостоятельно выходить из конфликтов, договариваться, говорить «нет». Часто единственные дети, чувствуя потребность в заботе о ком-то, просят родителей завести собаку или котенка. Возможно, этот вариант покажется вам приемлемым.
Близнецы
Люди часто говорят о «двойной телепатии» или о способности чувствовать, что чувствуют другие. Телепатия в буквальном смысле, конечно, не доказана, но двойная близость является результатом высокого уровня эмпатии. Это связано с тем, что близнецы связаны друг с другом невидимой нитью и проводят гораздо больше времени вместе, чем остальные дети. Близнецы и двойняшки больше других понимают, что чувствуют другие, даже посторонние люди.
Тем не менее, близость близнецов также может вызывать экстремальное соперничество. Конечно, этому способствует тот факт, что люди, естественно, сравнивают их, даже не намереваясь это скрывать. В некоторых случаях, близнецы могут даже специально изолироваться друг от друга, пытаясь создать свою собственную идентичность.
Это все теория, и хотя многие читатели с ней согласятся, главное счастье человека в его руках! Остается только правильно им воспользоваться!
Журналист ДжоИнфоМедиа Марина Корнева напоминает также, что на характер человека влияет также его улыбка.
Воспитание старшего ребенка
Старшему ребенку пришлось пережить свержение с позиции единственного ребенка в семье
Для него это часто неприятно и болезненно, ведь теперь все в семье начинает делиться на двоих детей, а не достается ему одному, как было раньше.
Внимание, любовь и заботу родителей теперь приходится делить с младшим ребенком.
Переживания старшего сопровождаются изменением отношения родителей к нему – родители хотят видеть его ответственным, взрослым и серьезным.. «Мне всегда приходилось быть примером для сестры
Она младше меня на 7 лет. Помогать ей, опекать и во всем уступать. Мне нельзя было ошибиться. И если у меня что-то не получалось, то родители обвиняли меня. А когда я пыталась возмутиться, то меня наказывали».
«Мне всегда приходилось быть примером для сестры. Она младше меня на 7 лет. Помогать ей, опекать и во всем уступать. Мне нельзя было ошибиться. И если у меня что-то не получалось, то родители обвиняли меня. А когда я пыталась возмутиться, то меня наказывали».
Риск быть отверженным в собственной семье у старшего выше, чем у младшего, поскольку старший может способствовать заключению вынужденного брака (по залету). Для женщины в этом случае ребенок часто является орудием для достижения цели – заключения брака, а для мужчины – напоминанием о вынужденной женитьбе.
Этот факт может отражаться на всей жизни старшего ребенка. Родители пытаются отстранить его от себя, отдать на воспитание родственникам. Матери он уже не нужен (цель достигнута), а для отца он живое напоминание того, что пришлось связать себя узами семьи и брака.
«Знаю, что мама забеременела мной до брака. Этим она заставила отца жениться на ней. С младшей сестрой, разница 6 лет, отношения у меня всегда были прохладные. Она для родителей была красавицей и умницей, а я – выродок. Сестра всегда была права, а я нет. Ее воспитывали родители, а меня отдали на воспитание бабушке, а потом в интернат. Я чувствовала, что родители выполняют по отношению ко мне родительский долг, но не любят меня. Всю любовь они отдали моей младшей сестре. Когда умерла бабушка, я отчетливо ощутила себя сиротой, хотя родители были живы».
Для мужчины очень важно, чтобы инициатива заключения брака исходила от него. Но сам факт «залета» партнерши часто приводит к узакониваю отношений
Сегодня молодые люди все чаще выбирают форму гражданского брака, беременность женщины служит поводом связать себя узами брака. Т.е. старший ребенок еще в утробе матери может пережить как положительный стресс (свадьба), так и ряд отрицательных переживаний мамы: отсутствие уверенности в возможности вырастить малыша, откладывание свадьбы на то время, когда малыш подрастет.
«Когда я забеременела, мы с будущим отцом ребенка решили не торопиться со свадьбой и отпраздновать ее после рождения малыша. Роды были трудными, нашему сыну требовалось лечение. Первые 2 месяца жизни с сыном прошли для нас, как сплошной кошмар. У меня не было сил даже думать о свадьбе. Сейчас наш сын окреп и подрос, ему уже 8 месяцев. Отец ребенка и не вспоминает о свадьбе, что для меня очень обидно, ведь я постоянно думаю о том, что наш сын уже вырос, а мы так и не поженились».
- При воспитании старшего ребенка родители совершают все те ошибки, которые они потом учтут при воспитании последующих детей.
- Наибольшее напряжение у родителей вызывает воспитание старшей девочки. При воспитании старших дочерей родители, при этом отец в большей степени, чем мать, испытывают страх причинить вред ребенку. Этот страх передается и детям и выражается в зависимости старших девочек от матери.
- Матери чаще видят отрицательные черты характера и слабости именно в своих старших детях.
«Мою сестру принесли из роддома на мой третий день рождения, тут и закончилась моя «сладкая жизнь», потому что мои родители решили завести второго ребенка до того, как я окончательно не превратилась в «монстра», вокруг которого пляшут все бабушки и дедушки. Общий язык с сестрой я не могла найти очень долго. На меня возлагались обязанности, которые включали в себя в основном исправление ошибок младшей сестры. Мама во всех спорах принимала сторону младшей сестры. Сестра это понимала и успешно пользовалась, т.к. во всех спорах с сестрой я всегда проигрывала».
ВЫВОД: Таким образом, позиция старшего ребенка в семье похожа на позицию солдата на передовой. Старшему ребенку необходимо быть ответственным, к нему родители предъявляют множество требований и стараются подавить его волю.
Кто самый умный?
Не даёт учёным покоя и влияние очерёдности рождения на интеллект детей. Сотрудники Психологического института РАО провели исследование большой группы детей, имеющих братьев и сестёр. Вне зависимости от порядка рождения все ребята в целом справились с заданиями приблизительно одинаково.
Однако исследователей удивил тот факт, что дети, разница со старшими у которых составляет 3-4 года, хуже справились с заданиями, чем те, у кого разница меньше (1 – 2 года) и больше (от 5 лет). Возможно, это связано с тем, что при маленькой разнице у родителей есть возможность заниматься с обоими детьми одновременно, таким образом уделяя им много внимания, а при большой взрослые успевали многое дать старшему ребёнку ещё до рождения следующего, а с младшим заниматься, пока первенец в школе или детском саду. Однако это только предположение, которое ещё ждёт подтверждения или опровержения.
Эти же исследования продемонстрировали зависимость интеллекта детей от того стиля воспитания, который выбирают родители. Причём большее влияние он почему-то оказывает на младших детей. Учёные установили, что в этих случаях сильный контроль со стороны матери при недостаточной эмоциональной поддержке отца приводит к невысокому уровню интеллектуального развития ребёнка.
Конечно, результаты всех этих исследований не стоит считать истиной в последней инстанции. Учёные продолжают работу по выяснению влияния очерёдности рождения на детей. Несколько лет назад в нашей стране была распространена интересная социальная реклама «Они родились вторыми (третьими, четвёртыми и т.д.)». Из неё можно было узнать, что Ю.А. Гагарин, например, третий ребёнок в семье, а Н.И. Пирогов – тринадцатый.
Кроме того, из всех правил бывают исключения. Так что всерьёз полагаться только на данные приведённых исследований, разумеется, не стоит, но знание особенностей детей в зависимости от порядка их рождения может хотя бы немного помочь родителям в нелёгком деле воспитания.
Фото: www.globallookpress.com
Синдром среднего ребенка
Еще одним феноменом порядка рождения, который не является реальным, диагностируемым расстройством, является синдром среднего ребенка. Как следует из названия, это эффект, который испытывает средний ребенок. Первый ребенок может иметь строгое воспитание, в то время как младший ребенок может иметь испорченное воспитание и наоборот. Считается, что средний ребенок игнорируется во всем этом хаосе и может чувствовать себя заброшенным родителями.
Со всем этим все будет зависеть от родителей. Некоторые родители воспитывают своих детей одинаково, в то время как у других есть свои любимые, или их стиль воспитания меняется со временем, влияя на рост их ребенка. Иногда средний ребенок является неудобным переходом между противоположностями, и это может вызвать некоторые негативные последствия.
Если у вас есть средний ребенок, убедитесь, что за ним ухаживают. Разговаривайте с ними чаще и не заставляйте их чувствовать себя обделенными.
Младшенький
Это баловень судьбы. По крайне мере, в детстве. Он купается в заботе и умилении взрослых — на зависть старшим сиблингам. И никогда не лишится своих привилегий. Иногда младший (как и единственный) ребенок становится заложником гиперопеки взрослых: постаревшие родители продолжают эмоционально удерживать своего давно выросшего «малютку», в то время как старшие давно разлетелись из семейного гнезда и обустраивают собственную жизнь.
У младшего и единственного вообще много схожих черт: сосредоточенность на себе, уверенность, раскованность, зачастую инфантильность. Ведь взрослые всегда на их стороне. Но младшему, в отличие от единственного ребенка, приходится столкнуться с ревностью старших братьев и сестер. Даже соперничая между собой, они могут вступать в коалицию против него. Поэтому младшие довольно рано учатся искусству дипломатии, а то и манипулирования. Им приходится вырабатывать такую стратегию поведения, которая позволяет оставаться любимчиком у взрослых и не раздражать при этом остальных детей.
Вместе с тем, подрастая, младший обнаруживает, что другие дети в семье уже чего-то достигли, а он, в силу возраста, не дотягивает до их результатов. И тут ребенок пускается во все тяжкие, чтобы доказать миру, что он не хуже прочих, старается продемонстрировать свою независимость и значимость. В этом отчаянном соревновании младшие дети зачастую становятся поклонниками экстремальных видов спорта, радикальных политических идей. Одним словом, бунтарями и любителями острых ощущений.
Совет. Не стоит демонстративно уделять младшему больше внимания, помогать больше, чем ему необходимо. Воспитывая младшего, нужно специально создавать ему пространство для развития самодисциплины и навыка принятия решений. Ведь в семье он всегда «прикрыт» чьей-то заботой и ответственностью.
– Не поощряйте соперничество, не утверждайте, что один лучше или хуже другого в чем бы то ни было. «Неудачник» может привыкнуть к своей роли или, наоборот, ожесточиться. А тот, кого назвали «лучшим», может решить, что родители любят его лишь за успехи и достижения.
– Не обсуждайте особенности и недостатки детей публично. Не привлекайте детей для выяснения отношений с другими членами семьи.
– Не шантажируйте тем, что перестанете любить, если…
– Шведская поговорка гласит, что планировать семью и растить детей сродни садоводству. Каждому ребенку, как каждому цветку на разумно разбитой клумбе, должно хватать солнца, воздуха и пространства.
– Никогда не сравнивайте детей между собой — ни с братьями и сестрами, ни с соседскими ребятишками или одноклассниками.
– Во время конфликтов между детьми не вставайте на чью-либо сторону. По возможности устраняйтесь от роли верховного судьи — вмешательство только углубит неприязнь спорщиков. Пусть учатся улаживать отношения самостоятельно.
– Не поощряйте доносительство.
– Демонстрируйте на своем примере и учите детей проявлять гнев, раздражение, агрессию — в цивилизованных формах. Учите говорить о своих чувствах.
Средний ребёнок
Положение в семье среднего ребёнка не так просто однозначно охарактеризовать – то он был младшим, потом вроде бы перестал им быть, но так и не перешёл на ступень старшего. Именно из-за такого размытого статуса средние дети чаще проявляют покладистый характер, лучше адаптируются к изменившимся обстоятельствам. Они получают чуть меньше внимания родителей, но зато имеют больше свободы: забота о младшем автоматически переходит на старшего ребёнка, а среднему остаётся самое приятное и необременительное – защищать малыша и играть с ним.Благодаря появлению в семье очередной крохи у среднего ребёнка не закрепляется окончательно комплекс «младшего», ведь теперь это не он, а вон тот беспомощный маленький комок. Благодаря этому обычно существенно укрепляется самооценка среднего ребёнка, если до того он завидовал старшему, делая сравнения с ним не в свою пользу. Средние дети чаще получаются чуточку менее интеллектуальными и практичными, поскольку на них родители меньше надеются. К тому же им не приходится так переживать за любовь родителей, и что-то доказывать, как старшим, поскольку они чувствуют, что всем любви достаётся поровну.Обычно средние дети имеют нормальные взаимоотношения и со старшими и с младшими, поэтому комфортно чувствуют себя в любой компании
Их «срединное» положение позволяет им не бороться за роль в семье, поэтому они чаще получаются менее конфликтными и амбициозными (если только не обделены вниманием родителей). Иногда из-за нежелания конкурировать, средних детей отодвигают на второй план или подвергают насмешкам даже младшие, но для них самих это не такой уж травмирующий фактор, как для старших и младших, поэтому они часто просто не обращают на это внимания.
Средние дети проще адаптируются к изменившейся обстановке и менее конфликтны
Им чаще удаётся выбрать себе занятие по душе, а не руководствуясь советами родителей, практическими соображениями или чувством долга. Разноплановая социализация средних детей делает их более искусными в общении, хорошими переговорщиками, они чаще заводят собственное дело.
Зона риска
Средним детям частенько трудно определить своё место в семье, поскольку ребёнку непонятно – он уже стал старшим или всё ещё ближе к младшим? Ему трудно выбрать образец для подражания, на чьё поведение ориентироваться.
Секрет воспитания
А. Кузнецов рекомендует искать у среднего ребёнка сильные стороны. Если он обычно уступает остальным в играх, то ему нужно найти занятие, где он будет лучше других, что поможет ему стать увереннее, почувствовать себя сильнее. В ходе соревнований нельзя сравнивать между собой детей, чтобы ни один из них не почувствовал себя хуже остальных. Правильно сравнивать ребёнка с самим собой, но прежним, это гарантирует прилив оптимизма.
Младший ребенок
Младшие дети собирают сливки с родительской любви, и чем старше родители, тем нежнее и заботливее они по отношению к самому маленькому ребёнку в семье.
Опробовав педагогические приемы на старшем или старших детях, родители гораздо более склонны баловать младшего ребёнка, ему достается максимум внимания. С позицией единственного ребёнка его роднит возможность испытать на себе чрезмерную опеку родителей. В отличие от старшего ребёнка, младший чаще довольствуется безусловной любовью родителей, бабушек и дедушек. Младшим детям, как правило, не нужно ничего доказывать, от них не ждут подвигов и успехов, они могут позволить себе такую роскошь, как быть самими собой.
Чувствуя такую безграничную любовь родителей, младший ребёнок не испытывает тревоги и страха по поводу того, что он может не оправдать надежд семьи. От родителей он ждет защиты и поддержки. В этом, возможно, суть привязанности младшего ребёнка.
Младшие дети не всегда отличаются послушанием, прилежанием и подчинением воле родителей, и они не стремятся контролировать окружающих. Зато, вероятно, младшие дети лучше других могут угадывать мысли и желания родителей и старших детей в силу развитой с детства наблюдательности и чуткости.
Не обладая силой, интеллектом и авторитетом старших детей, младшие вырабатывают противоположную стратегию борьбы с сиблингами: они все делают исподтишка, а также в ход пускают слезы, жалобы родителям на несправедливость старших. Наказывая старшего ребёнка в ответ на жалобу младшего, родители закрепляют эту линию поведения самого младшего.
Младшим детям больше свойственно желание перемен и смелость в изменении своей жизни. Исследователи влияния очередности рождения на характер человека объясняют склонность младших детей к бунту, протесту и неординарным решениям задачей эволюции. Страсть к риску у младших детей эволюционно заложена очень глубоко.
В то же время, младшие дети могут оказаться в позиции единственных детей, когда старшие покидают родительское гнездо, а они остаются с уже немолодыми родителями. Младшим приходится брать на себя функцию заботы о родителях, выучить новый репертуар поведения. В такой ситуации привязанность стареющих родителей к младшему еще сильнее – он для них главный стимул к жизни, отрада и отдушина.
Младший ребёнок может сыграть роль связующего звена между родителями. Если отношения между супругами стали очень непрочными, то они могут надеяться на то, что рождение младшего ребёнка поможет их воссоединению. Если старшие дети родителей рождены от предыдущих браков, то младший, их общий ребёнок, может рассматриваться как общий знаменатель.
Младшим детям свойственно устанавливать более тесный эмоциональный контакт с родителями. Они, скорее всего, наиболее чувствительны к эмоциональному состоянию родителя, легче остальных могут различить перемену настроений отца или матери. Родители опекают, заботятся о младшем ребёнке и принимают его таким, какой он есть.