Тест для родителей: какой ваш стиль воспитания?

Введение

Подобные страхи могут быть вызваны воображаемым или действительным наблюдением со стороны. Человек с социофобией может осознавать, что его страхи общественного взаимодействия избыточны или беспричинны, однако преодоление их не становится от этого более лёгким. Некоторые люди, страдающие социофобией, опасаются широкого круга социальных ситуаций, в то время как другие — только специфичных, например таких, в которых необходимо проявить свои способности наилучшим образом. В большинстве случаев социофобия начинает проявляться в раннем возрасте. 50 % страдающих этим заболеванием обнаружили его симптомы до достижения ими 11 лет, и 80 % — до достижения 20-летнего возраста. Поскольку болезнь начинает проявляться столь рано, возможно возникновение ещё и сопутствующих расстройств, таких как депрессия или злоупотребление наркотическими веществами. К психологическим симптомам социофобии, как правило, добавляются физиологические, такие как: покраснение кожных покровов, гипергидроз (потливость), тремор, учащённое сердцебиение, тошнота. Могут присутствовать ступор и быстрая, сбивчивая речь. В ситуациях, сопряжённых с сильным стрессом, возможны панические атаки. Ранняя диагностика обычно помогает минимизировать симптомы и избежать возникновения дополнительных (коморбидных) расстройств, таких как депрессия. Социофобию иногда называют «болезнью упущенных возможностей».

Описание теста

В каждом из вариантов опросника содержится по 130 вопросов с возможным ответом «да» или «нет». Ответы даются на отдельном бланке (готовый бланк для ответов содержится в скачиваемом вами бланке теста АСВ). Порядок подсчёта и обработки результатов приводится ниже в соответствующем разделе.

Правила пользования опросником (тестом) АСВ:

  • Перед тем как родитель начинает заполнять опросник, необходимо создать атмосферу доверительного психологического контакта с ним;
  • Родитель должен быть заинтересован в правдивых ответах;
  • Каждый испытуемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов;
  • Проводящий исследование зачитывает находящуюся в начале опросника инструкцию, убеждается, что опрашиваемые правильно ее поняли (в процессе заполнения инструктирование или пояснения уже не допускаются).

Причины возникновения

Точный механизм развития трипофобии неизвестен, но выделяют несколько ее возможных причин:

  • наследственная предрасположенность;
  • травма, связанная с объектом фобии (наглядный пример – пчелиный укус, на фоне которого возникает трипофобия относительно сот);
  • недостаток жизненного опыта – обычно трипофобия у детей, которые не знают роль вызывающего страх или отвращение предмета;
  • социальные условия;
  • психологическая травма, связанная с большим скоплением отверстий;
  • перенесенное заболевание (часто причина в болезнях кожи).

Некоторые причины трипофобии тесно взаимосвязаны. Выявить точное происхождение патологии могут только специалисты, но и им не всегда удается это сделать.

Причины появления социофобии

Основа социальных страхов – неуверенность в себе, которая, как правило, возникает в возрасте 10–13 лет (пик взаимодействия с социумом).

Что влияет на снижение уверенности в себе, или причины социофобии:

  • негативное сравнение ребенка с другими детьми;
  • унижения, оскорбления, насмешки, насилие в семье, в кругу сверстников;
  • воспитание в условиях повышенной ответственности, требований;
  • завышенные ожидания со стороны родителей, критика;
  • порицание, отсутствие поддержки, положительной оценки;
  • частые конфликты;
  • подавление сексуальной активности и проблемы с сексуальной идентификацией.

К предпосылкам расстройства во взрослом возрасте относится хронический стресс, отсутствие поддержки, острый кратковременный стресс.

С точки зрения психоанализа, социофобия может быть результатом подавляемой агрессии, эгоизма, чрезмерного самолюбия. Например, мужчина из-за чрезмерного самолюбия боится отказа со стороны женщин. Или мужчина из-за потребительского и жестокого отношения к женщинам подсознательно ждет отказа с их стороны как справедливого наказания, а потому и возникает страх, тревога при знакомстве.

Неодобряющий родитель

Поведение родителей этого типа во многом сходно с отвергающим, но они относятся к эмоциям еще более негативно.

  • судит и критикует эмоциональные выражения ребенка
  • совершенно уверен в необходимости введения границ для своих детей
  • подчеркивает соответствие стандартам хорошего поведения
  • делает выговоры, проявляет строгость и наказывает ребенка за выражение эмоций вне зависимости от того, как тот себя при этом ведет
  • считает, что выражение отрицательных эмоций должно быть ограничено по времени
  • считает, что отрицательные эмоции должны контролироваться
  • считает, что отрицательные эмоции свидетельствуют о плохом характере
  • считает, что ребенок использует отрицательные эмоции, чтобы манипулировать родителями; то есть речь идет о борьбе за власть
  • считает, что эмоции делают людей слабыми; чтобы выжить, дети должны быть эмоционально холодными
  • считает отрицательные эмоции непродуктивными, пустой тратой времени
  • считает, что отрицательными эмоциями (особенно печалью) не следует разбрасываться
  • озабочен тем, чтобы ребенок слушался старших

Влияние этого стиля на детей: такое же, как при отвергающем стиле.

Попустительский стиль

Родители, для которых характерен этот стиль воспитания, мало ожидают от ребёнка, и любви проявляют тоже недостаточно. Отношения с ним нейтральные или холодные. «Сам как-нибудь вырастет, мы же смогли», — на этом убеждении всё строится.

Плюсы. Ребёнок не по годам самостоятельный, может позаботиться о себе и, если захочет, о других.

Минусы:

  • Ребёнку не хватает любви и тепла. Не знает, как это, быть любимым, и не умеет проявлять свои чувства.
  • Ему сложно доверять людям и окружающей среде, он ни в чём и ни в ком не уверен. Отсюда постоянный стресс.
  • Может вырасти закрытым и сам от этой закрытости страдать. Не уметь выстраивать доверительные, прочные отношения с людьми.
  • Не знает своего места в жизни, потому что в детстве его развитием, поиском точек интереса и сильных сторон никто не занимался.
  • Имеет проблемы с самооценкой, даже если со стороны кажется уверенным.

Рекомендации

Ребёнку важно чувствовать внимание, поддержку и любовь родителя — это фундамент, который мотивирует идти вперёд и преодолевать сложности, бороться за своё счастье и верить в себя

Не менее важно формировать ожидания. Развивать у ребёнка самостоятельность, отмечать успехи и показывать, что он может научиться чему угодно

Содействие родителей в реализации потенциала — то, что помогает человеку найти своё место в жизни и добиваться результатов в выбранной деятельности.

Начните уделять ребёнку больше внимания, чаще общайтесь с ним и совместно ухаживайте за домом, предложите развивающие занятия по возрасту. Хвалите его, не стесняйтесь обнимать. Дайте почувствовать, что он важен для вас.

Общая информация

Антропофобия в тяжелом варианте – это когда пациент боится любого человека, вне зависимости от его пола, внешности и т. д. Но чаще встречается страх перед какой-либо социальной, этнической, профессиональной группой, людьми с определенными внешними признаками, определенного возраста и/или пола.

К числу наиболее распространенных видов боязни людей относятся дентофобия (боязнь стоматологов) и коулрофобия (боязнь клоунов). Возникновение таких фобий даже можно объяснить вполне логичными причинами. Дентофобия часто основана на естественном человеческом страхе боли и обычно связана с прошлым негативным опытом, когда стоматолог действительно причинял боль.

Боязнь клоунов связана с их странным, непредсказуемым поведением, частично напоминающим поведение сумасшедшего. А все, что нельзя понять и спрогнозировать, часто пугает людей.

Всего насчитывается более 100 разновидностей боязни людей. В их числе:

  • юдофобия – страх перед евреями;
  • русофобия – боязнь русских;
  • геронтофобия – страх перед лицами пожилого возраста;
  • погонофобия – боязнь бородатых;
  • ксенофобия – боязнь незнакомых, чужих людей, иностранцев;
  • виккафобия – боязнь колдунов и т. п.

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР). Вариант для родителей подростков

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов. 5 — несомненно, да (очень сильное согласие); 4 — в общем, да; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (абсолютное несогласие).

  1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
  2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие уступки.
  3. Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
  4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
  5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
  6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
  7. Я говорю ему (ей) чаще о его(ее) недостатках, чем достоинствах.
  8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
  9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
  10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а).
  11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
  12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился к своим детям так же, как я к нему (к ней).
  13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
  14. Я его (ее) очень редко ругаю.
  15. Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.
  16. Считаю, что для него главное — это слушаться меня.
  17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
  18. Я не разделяю его увлечений.
  19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
  20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
  21. Я часто иду у него (нее) на поводу.
  22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
  23. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.
  24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
  25. Дома у него больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
  26. Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.
  27. Ему(ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
  28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
  29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
  31. Я хотел(а) бы в нем (ней) многое изменить.
  32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
  33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
  34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
  35. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
  36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
  37. Я предъявляю к нему (к ней) много требований.
  38. По характеру я мягкий человек.
  39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он(а) хочет.
  40. Я стремлюсь оградить его  (ее) от трудностей и неприятностей жизни
  41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
  42. Мне нравится его (ее) характер.
  43. Я часто критикую его по мелочам.
  44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
  45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
  46. Я наказываю его за такие поступки, которые совершаю сама.
  47. Он(а) разделяет большинство моих взглядов.
  48. Я устаю от повседневного общения с ней (с ним).
  49. Мне приходиться заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет
  50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
  51. Мне бы хотелось знать о нем вес; о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
  52. Он(а) не советуется со мной с кем ему (ей) дружить.
  53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
  54. Я приветствую его (ее) повеление.
  55. Я часто высказываю свое недовольство им.
  56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
  57. Мы по-разному представляем с ним (с ней) его (ее) будущую жизнь.
  58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
  59. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
  60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.

Авторитетный стиль

Самый гармоничный и здоровый стиль воспитания. Для него характерно много понятных ожиданий и так же много проявлений любви со стороны взрослого. Отношения с ребёнком тёплые.

Правила устанавливает родитель, но ребёнок знает, что его мнение тоже важно, и не боится его высказывать. Он может участвовать в принятии решений сообразно возрасту, ответственности, которую может на себя брать на данном этапе

Чувствует себя полезным, полноценным членом семьи.

Плюсы:

  • Ребёнок ощущает поддержку и любовь в семье, ему всегда хорошо дома.
  • Растёт самостоятельным и уверенным в себе человеком.
  • Умеет обозначать личные границы.
  • Уважает желания окружающих.
  • Инициативен, легко занимает позицию лидера и заботится о других.
  • Умеет адаптироваться к постоянно меняющейся среде.
  • Имеет здоровую, прочную самооценку.
  • Не боится сложностей, потому что привык думать и находить решения.
  • Знает своё место в жизни.

Минусы. Такой стиль воспитания предполагает готовность работать над собой и высокую степень осознанности со стороны родителей.

Рекомендации. Чтобы ребёнок и дальше гармонично развивался, а в семье царил мир, не забывайте находить время на себя и любимые занятия

Ребёнку важно видеть родителей счастливыми, а не измученными

Марина Белых — Монтессори-педагог AMI, нейропсихолог и эксперт

Редактор: Камила Кленовиц

Шесть ступеней преодоления социфобии

Как победить социофобию? Чтобы самостоятельно преодолеть социофобию, воспользуйтесь простой 6-ступеньчатой программой (социальная фобия, путь преодоления).

Расслабление

Тревога – результат самовнушения. Проигрывая негативные сценарии приближающегося события, вы внушаете сами себе установку на тревогу и ожидание опасности непосредственно во время мероприятия. Приучите себя думать о предстоящем мероприятии в тот момент, когда вы будете в расслабленном состоянии. Примите теплую ванну, зажгите аромасвечи, добейтесь спокойного и уверенного состояния. В таком состоянии подумайте о предстоящем мероприятии. Практикуйте это как можно чаще, в скором времени в сознании сформируется устойчивая связь между расслабленным состоянием, уверенностью в себе и волнующим событием.

Поиск социофобных ситуаций

Чем больше вы избегаете чего-то, тем более опасным это кажется для вашей психики. Поэтому прекратите избегать пугающих ситуаций, сознательно выискивайте их, погружайтесь в них, представляйте то, что тревожит. Не забывайте перед этим расслабляться.

Смотрите вокруг

Социофоб зациклен на себе, самоконтроле. Научитесь замечать то, что происходит вокруг, концентрироваться на мелочах. Например, рассмотрите цвет стен, одежду людей, картины, которые висят на стенах

Если чувствуете, что краснеете, потеете, то старайтесь переключить внимание. Чем больше вы думаете «мне нужно успокоиться», тем больше вы волнуетесь

Задавайте вопросы

Учитесь интересоваться людьми, переключать внимание со своего внутреннего мира на внутренний мир других людей. Задавайте им такие вопросы, которые требуют развернутого ответа

Внимательно слушайте собеседника, уточняйте что-то, задавайте дополнительные вопросы, выражайте свой интерес к собеседнику.

Перестаньте себя накручивать

Воображение – враг социофоба. Человек сам себя запугивает. Он почему-то уверен, что умеет читать мысли людей. Каждый раз, когда поймаете себя на попытках угадать чужие мысли, проговаривайте: «на самом деле я не знаю, что сейчас этот человек, или люди думают обо мне».

Сохраняйте позитивный настрой

Подумайте, с какими мыслями вы обычно отправляетесь на волнующую встречу. Если вы думаете «я надеюсь, что не буду чувствовать себя, как обычно ужасно», то это совершенно неправильно. А вот если вы скажете «я отлично себя чувствую, я уверен в себе», то это создаст положительный настрой. Вспомните ситуацию, в которой вы чувствовали себя уверенно, запомните это состояние, перенесите его в ту ситуацию, которая пугает сейчас.

Будьте самими собой

Проблема социофоба в том, что он не принимает себя, не разрешает себе быть собой. Разрешите себе быть неидеальным, не таким как другие, не таким, каким вас кто-то якобы хочет видеть. Побудьте в роли шута, разрешите себе быть нелепым, смешным. Это придаст уверенности и позволит расслабиться. Ежедневно проводите тренировки перед зеркалом, потом попросите друзей стать вашими зрителями.

Инструкция

Вопросы составлены с учетом самых распространенных ситуаций, которые происходят со всеми людьми. Вы должны примерить каждое обстоятельство на себя и оценить свой уровень тревожности при этом.

  • 0 – тревоги совсем нет, я делаю это легко.
  • 1 – присутствует легкая тревожность, но я все равно это делаю.
  • 2 – умеренная тревожность, которая может заставить меня отказаться сделать это.
  • 3 – сильная тревожность, граничащая с паникой.

Вторая шкала – избегание. Вы должны оценить, как часто стараетесь избежать подобных ситуаций.

  • 0 – никогда не избегаю, так как меня это не тревожит.
  • 1 – иногда стараюсь избегать.
  • 2 – избегаю очень часто.
  • 3 – делаю все, чтобы не допустить подобного.

Совокупные результаты помогут определить два параметра:

  1. Наличие социофобии.
  2. Степень ее выраженности.

Интерпретация итогов тестирования предоставляется после его прохождения. При выраженной социальной фобии и более тяжелых ее формах (суровая, крайне суровая) рекомендуется обратиться к психологу.

Проявления социальной тревожности

Вот некоторые проявления по которым можно заподозрить у себя это состояние:

  • Вы можете быть недовольны тем как вас обслуживали в ресторане или в магазине, но никогда не скажете об этом
  • Вы избегаете шумных компаний и других социальных мероприятий.
  • Вы имеете ограниченный круг близких друзей
  • Вы предпочитаете работу не связанную с людьми
  • Вы беспокоитесь как поддержать разговор и что о вас подумают
  • Возможно, вы даже иногда прибегаете к помощи алкоголя, чтобы чувствовать себя более расслабленно в людном месте

Возможно, прочитав данные проявления вы подумаете, что они похожи на признаки, которые можно наблюдать у интровертов. Это правда, интроверты тоже предпочитают уединение и тихие немноголюдные компании. Но делают это не из тревоги выглядеть плохо или не понравиться окружающим, а просто потому, что им это больше нравится. В тоже время, человек с социальной тревожностью может желать оказаться в центре внимания, но страх негативной оценки заставляет его избегать общества других людей.

Не смотря на то, что социальная тревожность привносит в жизнь человека дополнительное напряжение и делает определённые моменты общения сложными, в целом социальная жизнь при этом не особо нарушается. Но когда тревожность достигает критической точки и любое общение вызывает страх и избегание – это сильно нарушает жизнь человека. Такое состояние называется социально тревожное расстройство или социофобия.

Обработка результатов

На бланке регистрации ответов их номера расположены в одной строке, соответственно определенной шкале. Это дает возможность быстро подсчитать баллы по шкалам: нужно сложить число обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, это указывает на определенный тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой — это сокращенные названия шкал. При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к таблицу «Диагностика типов негармоничного семейного воспитания» для определения типа негармоничного семейного воспитания.

В случаях, когда на бланках испытуемых не диагностируется ни одна из шкал, следует сделать как минимум два вывода:
— возможно установочное поведение испытуемых (настрой на социально одобряемые ответы);
— их воспитательные действия скорее относятся к адекватным, нежели к патологизирующим.

  •  «МЕТОДЫ СЕМЕЙНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ПСИХОТЕРАПИИ. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ», Э.Г. Эйдемиллер, МОСКВА & САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, «ФОЛИУМ», 1996 г.
  • «СЕМЕЙНЫЙ ДИАГНОЗ и семейная психотерапия», Э.Г. Эйдемиллер И. В. Добряков И. М. Никольская, РЕЧЬ, Санкт-Петербург, 2006.
  • Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.»Психология и психотерапия семьи». 4-е изд. — СПб.: Питер, 2008.

Методы лечения

Терапия начинается с ослабления симптомов. В тяжелых случаях это может быть сделано с использованием лекарств, таких как антидепрессанты или седативные препараты. Более легкие формы социальной фобии прорабатываются с психологом на групповой или индивидуальной терапии. Также эффективным способом снять тревожность является лечение искусством — арт-терапия.

Эффективным способом преодоления социофобии является поведенческая терапия. Она начинается, когда пострадавший осознает, что его страх необоснован и вылечит сопутствующие психические расстройства. Также полезно освоить методы релаксации, чтобы человек мог научиться контролировать ситуацию и справляться со своим иррациональным страхом.

Невмешивающийся родитель

  • свободно принимает все эмоциональные выражения ребенка
  • предлагает утешение ребенку, который испытывает негативные чувства
  • мало рассказывает, как нужно себя вести
  • не помогает ребенку справиться с эмоциями
  • все разрешает; не устанавливает ограничений
  • не помогает детям решать проблемы
  • не учит детей способам решения проблем
  • считает, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать, кроме как пережить
  • считает, что управление негативными эмоциями построено по законам физики; высвободите эмоции — и работа сделана

Влияние этого стиля на детей: дети не учатся регулировать свои эмоции; у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.

Такие родители полны сочувствия и дают детям знать, что мама и папа понимают, с чем им приходится сталкиваться. Мы называем таких родителей невмешивающимися.

Проблема невмешивающихся родителей в том, что нередко они бывают плохо подготовленными или не считают нужным учить детей управлять отрицательными эмоциями. Они проводят политику невмешательства в чувства детей, а гнев и печаль считают способами спустить пар. Их кредо: позвольте ребенку выразить эмоции, и ваша работа как родителя закончена.

Невмешивающиеся родители плохо знают, как помочь детям извлекать уроки из эмоциональных переживаний. Они не учат детей решать проблемы, и многие из них не умеют устанавливать границы. Невмешивающиеся родители разрешают все, в том числе выражать эмоции недопустимыми способами и/или без каких-либо ограничений.

Например, если гнев ребенка перерастает в агрессию, и он причиняет окружающим боль словами или действиями, или если опечаленный ребенок безутешно плачет, не зная, как себя успокоить и утешить. Подобные способы выражения негативных эмоций могут быть приемлемыми для родителей, но не для маленьких детей, имеющих гораздо меньший жизненный опыт.

Падение в черную дыру болезненных эмоций, от которых они не умеют спасаться, может очень сильно их напугать.

Какое влияние оказывают такие родители на своих детей?

К сожалению, не положительное. Они не учат их управлять своими эмоциями, а значит, их дети не знают, как успокоить свои бушующие чувства. В результате им труднее концентрироваться и осваивать новые навыки, у них ниже успеваемость в школе. Кроме того, им труднее воспринимать социальные сигналы, а значит, создавать и поддерживать дружеские отношения.

Своим сочувственным отношением невмешивающиеся родители хотят обеспечить своим детям счастливое будущее, но в силу того, что они не способны научить их справляться с трудными эмоциями, их дети попадают почти в то же положение, что и дети неодобряющих  и отвергающих родителей, — им не хватает эмоционального интеллекта и они оказываются неприспособленными к будущей жизни.

Нужно ли избавляться от фобии

Социофобы ведут замкнутый образ жизни, и их это устраивает. Они привыкают к одиночеству, потому что боятся с кем-то знакомиться; выбирают работу фрилансера, чтобы лишний раз не контактировать с людьми; совершают покупки через онлайн-сервисы. Минимальное пребывание в социуме еще больше усугубляет ситуацию, потому что неуверенность в себе со временем только крепнет, а страх усиливается. Поэтому бороться обязательно нужно. Ведь нельзя всю жизнь просидеть в своей квартире: это может породить серьезные психологические расстройства.

Клин клином вышибают, поэтому лучший способ избавиться от социофобии – общение. Если сложно идти на контакт с людьми самостоятельно, можно обратиться к психологу. Но для этого мы предлагаем сначала определить, социофоб вы или нет.

n1.doc

  1      
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений»

  • 1 Описание методики
  • 2 Процедура проведения
  • 3 Обработка результатов
  • 4 Интерпретация результатов
    • 4.1 Описание шкал
      • 4.1.1 Уровень протекции в процессе воспитания (шкалы Г+ и Г-)
      • 4.1.2 Степень удовлетворения потребностей ребенка (шкалы У+ и У-)
      • 4.1.3 Количество и качество требований к ребенку в семье (шкалы Т+, Т- и З+, З-)
      • 4.1.4 Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы С+ и С-)
      • 4.1.5 Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н)
      • 4.1.6 Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ)
      • 4.1.7 Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК)
      • 4.1.8 Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН)
      • 4.1.9 Фобия утраты ребенка (шкала ФУ)
      • 4.1.10 Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ)
      • 4.1.11 Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных качеств (шкала ПНК)
      • 4.1.12 Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК)
      • 4.1.13 Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола
    • 4.2 Сочетание различных отклонений в воспитании
    • 4.3 Психологические причины отклонений в семейном воспитании
  • 5 Стимульный материал
    • 5.1 Текст опросника для родителей детей в возрасте 3–10 лет
    • 5.2 Текст опросника для родителей подростков в возрасте от 11 лет до 21 года
    • 5.3 Бланк регистрации ответов
  • 6 Литература

Обработка результатов

Таблице «Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания»

Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания

Названия шкал Устойчивые сочетания особенностей воспитательного процесса
Уровень протекции (Г+, Г-) Полнота удовлетворения потребностей (У+, У-) Степень предъявления требований (Т+, Т-) Степень запретов (З+, З-) Строгость санкций (С+, С-)
Потворствующая гиперпротекция + +
Доминирующая гиперпротекция + ± + + +
Повышенная моральная ответственность + + + +
Эмоциональное отвержение + + +
Жестокое обращение + ± +
Гипопротекция ±

  1      

Кто такой социофоб

Как и многие термины, это слово образовано из двух частей: socius – общий, общество, phobos – страх. Социофобия или социальная фобия – это дискомфортное состояние, связанное со страхом исполнения общественных действий

Социофобы не любят делать что-то, если чувствуют внимание со стороны посторонних (а иногда даже близких) людей

Признаки социофобии есть у каждого человека. Одни боятся публичных выступлений, другие ни за что не станут возвращать бракованный товар в магазин, третьи впадают в панику, когда просто видят на себе взгляды других людей. Но ориентироваться на общество – это нормально. Правда, в меру. Если страхов очень много, и они буквально доводят до стресса с соответствующими симптомами (повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение), можно говорить о социофобии.

Иногда социофобию путают с социопатией – более тяжелым состоянием, которое относится к расстройству личности. Оно подразумевает неадекватное поведение, связанное с игнорированием соблюдения элементарных норм поведения в общественных местах (не кричать, опрятно выглядеть, быть доброжелательным). Социопаты равнодушны к людям, часто бывают агрессивны и грубы, особенно если кто-то пытается в чем-то их упрекнуть.

Получается, социофоб и социопат – это две противоположные личности. Если первый, зайдя в автобус, скромно встанет в уголке и уткнется в окно, то второй смело сядет на свободное место, вытянет ноги в проход и нахамит упрекнувшему его кондуктору. Быть социопатом еще сложнее, потому что они даже вряд ли станут задумываться о прохождении подобных тестов. Социофобы же осознают свою проблему и пытаются бороться с ней.

Что делать при социофобии

Социальное тревожное расстройство корректируется, как и другие расстройства психики. Для этого существуют психотерапевты. Вопреки распространённому мнению, эти специалисты не разговаривают с пациентами о тяжёлом детстве (разве что иногда), а помогают разобраться в причинах нарушения. Они же находят приёмы, которые помогут улучшить психологическое состояние и преодолеть страх общения.

Насколько быстро удастся победить социофобию, зависит от конкретного случая. Кому-то поможет буквально пара встреч с психотерапевтом, другому понадобятся медикаменты. Подобрать подходящее лечение сможет только врач.

Пока вы до него не дошли, можно попробовать снизить напряжение домашними методами Social anxiety disorder (social phobia). Diagnosis and Treatment .

  • Изучите способы справляться со стрессом.
  • Будьте физически активны и регулярно занимайтесь спортом. Такие нагрузки помогают снизить тревожность.
  • Высыпайтесь. Старайтесь спать не менее 7–8 часов в сутки.
  • Следите за питанием. Соблюдайте здоровую, сбалансированную диету.
  • Избегайте алкоголя.
  • Ограничьте количество кофе.
  • Чаще общайтесь с людьми, с которыми чувствуете себя комфортно. Это поможет привыкнуть к тому, что социальные контакты безопасны.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: