Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Терапевтические сказки. Сказкотерапия для детей

 
У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия

Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным.
 Как Кенгуреныш стал самостоятельнымСказка о подсолнечном семечкеБелочка-ПрипевочкаСлучай в лесуСказка о ВороненкеСказка про ежика ВитюМаленький гномСказка о песике по имени ТобикРоза и ромашкаЦветок по имени НезабудкаМаленький медвежонокСказка про ЕнотаПомидор СашкаСказка о Зайчике, который обиделся на свою мамуСказка о глупенькой мамеГномикСказка про семью карандашиковМаленький КотенокСказка о маленьком Тигренке«Серое ухо»Смелый ГномикМедвежонок и Баба ЯгаМышонок и темнотаБелочка НусяСлоненок, который боялся темнотыПриключения медвежонкаСказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали вниманиеФея Равнодушие и Страна НадеждыКенгуренок ВасяЦветик-семицветикМедвежонок и Старый ГрибКотенок МашаШустрик и ОбжорикСказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учитьсяКорабликСказка о Котенке, или Чего мне волноваться?Сказка о двух братьях и сильной волеСказка о непоседливой ОбезьянкеПетя-ПетушокОдин обычный год, или Чрезвычайное проишествиеМальчик и СветлячокДевочка Надя и Баба ЯгаСказка о ЕжонкеМальчик СережаТип и ТопСказка про маленькое ОблачкоМаленькое ПривидениеЧасыХвостатикГусеница-крапивницаНужная вещьСкрипочкаКостерчикЛовкая ЛапкаНа маленькой полянкеЩечкаСветлячокТёма и сонСмелый мальчик и Тётушка НочьСказка про кроваткуКак Илюша животик кормилПочему нужно кушатьПро Катюшину КапризкуКак Андрюша гостей встречалКак Оля полюбила садикСказка про смелого АлёшуБум-бум-бумСказка про Мишку и порядокПоцелуй ХотелкиКак Ваня научился одеваться Сказка про командировкуПесчаный вулканДень рождения старшего братаТалисманСветлячкиСветофорчикПолосатая историяЯ иду к своей звездеОтчего у ежика выросли иголкиАварийный автомобильПарковая розаКусачая кискаДевочка с мишкойТемноландияМаша и МишаЧудище за шкафомЧрезвычайное происшествиеЗубная феяСмелые звериКомарикКрасоточкаЛенивый котикКак Катя научилась руки мытьСладкоежкаИспытание дружбыОбиженная мебельБелка-жадинаПро Звонкую речку РадостьО медвежонке, который не хотел ходить в садикСказка о солнышкеСказка о ТигрёнкеПочему Серёжа не боится засыпать самСказка о грустной тарелкеКарандашиО дружбеСказка на ночьСказка про маленького ужонка, который научился плаватьСказка про таинственную пещеруСказка про отважного крабикаСказка про два родных домаСказка про дракончика МитюшуСказка про хитрого лисенка ВаськуСказка про гномика ГаврюшуСказка о Сиреневом ветеркеСказка про золотистый ОдуванчикСказка про гвоздик для скворечникаСказка о смелом домовенкеСказка про попугайчика ЛориСказка про Солнце и ЗвездочкуСказка о неумехе–ПрошкеСказка о маленьком упрямом осликеСказка о маленьком эльфеСказка о слоненке-драчунеСказка о кедровом зернышкеСказка про воробьишку АнтошкуСамостоятельный Топтыжка
 
Психологи выделяют страхи по возрастам:
 
2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных;
в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых;
в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий;
в 7-8 лет — умереть и смерти близких.
 
Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психологов придумали свои терапевтические сказки и рассказы на все случаи жизни, а родителям остается лишь выбирать те, которые окажут помощь ребенку.
________________

Множество авторов-психологов придумали свои терапевтические сказки и рассказы на все случаи жизни, а родителям остается лишь выбирать те, которые окажут помощь ребенку.
________________

Сказка про непослушного слоненка

История о маленьком слоненке, который не послушал маму и убежал так далеко, что заблудился. В поисках мамы он бродил по джунглям и встречал таких же непослушных малышей, которые попали в беду. Слоненок помогал им справиться с трудностями, и хоть он очень устал и был изрядно напуган, он все же смог найти маму и помочь новым друзьям.

Помимо очевидного вывода, что не слушаться маму плохо, эта замечательная сказка учит ребенка сопереживанию. Можно ли помогать другим, когда ты сам не в лучшем положении? Сказка дает однозначный ответ: если ты в силах — помоги тому, кто нуждается в твоей помощи. И даже если ты сам не решишь свою проблему, благодарный товарищ может помочь тебе найти выход из сложной ситуации.

Притча для детей про уважение к матери

Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать. По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом. — Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, — велел слуга нищенке. — Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, — попросила старая женщина, а потом добавила: — Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына. Слуга спросил хозяина, как ему быть. Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом. — Ты же видишь — это нищенка. Гони ее прочь, — сердито приказал он слуге. — У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть. Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге: — Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает». Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.

С чего все начинается

Очень часто поверить в свои силы ребенку мешает чувство собственной уязвимости, вызванное беспокойством о безопасности. Причина кроется в родителях, точнее, в тех методах, которые они применяют для воспитания малыша.

Метод кнута

Чтобы была понятна суть часто допускаемой ошибки родителей, вот вам пример.

За одни только сутки ребенок выслушивает более, чем 2 000 (!) требований, высказанных в ультимативной форме:

  • Иди завтракать!
  • Почисти зубы!
  • Заправь кровать!
  • Одевайся! Не копайся! Быстрее!
  • Собери игрушки!
  • Ложись спать!

Вот только некоторые из них, самые узнаваемые. А ведь их можно высказать и по-другому, если у родителя иссякло терпение:

  • Говори все начистоту, а не то хуже будет!
  • Убери игрушки с пола, иначе они окажутся в мусорном ведре!

Ребенок оказывается под сильным давлением в течение всего дня, каждый день.

Теперь включите фантазию и вообразите, что так на работе раздает вам указания начальник: у него такой стиль общения. Ваши действия? Скорее всего, займетесь поиском нового места работы. Но ваш малыш никуда не может уйти. Семья – это его мир.

Формулируя фразу таким образом, вы сохраняете личное достоинство ребенка и даете ему возможность самому предпринять шаги, чтобы исправить оплошность.

Метод пряника

«Дети еще слишком малы, чтобы принимать решения о чем-либо», – так думает большинство родителей. Куда проще решить за несмышленыша, что для него лучше, самим, чем наблюдать, как он набивает себе шишки из-за неверного выбора.

Еще пример: утром чадо собирается в школу или садик, опаздывает. Вы тоже спешите, поэтому считаете благом натянуть на полусонного малыша одежду или заправить за школьником постель: ведь так можно сэкономить время.

Чтобы поверить в свои силы, он должен их применять на практике. Позвольте ему сделать выбор, пусть ошибочный, и полностью прочувствовать последствия. Ведь самый ценный опыт – тот, который пережил, а не услышал.

Спотыкаясь и набивая шишки, ребенок научится делать выводы, а это ценный навык. Вам же нужно не ругать его (ничего не можешь сделать; ты совсем бестолковый и др.), а оказывать поддержку:

  • ничего страшного, можно попробовать еще раз позже;
  • у тебя все получится, я верю в тебя.

Если делать за ребенка ту работу, которую он может выполнить сам, вы вырастите инфантильную личность, получив в итоге великовозрастного увальня.

Ведь очень часто взрослая лень – это всего лишь маскировка неуверенного в себе человека, который просто-напросто боится что-либо сделать самостоятельно, потому что не умеет.

  • Малыш не станет убирать игрушки, если за него это делает мама.
  • Девочка не научится готовить (шить, гладить), если ей не дать возможность научиться этому.

Здесь для родителя важно не уничтожить настрой на самообучение неловким комментарием или деструктивной критикой. Ребенок только учится. Поговорка про первый блин, который выходит комом, как раз об этом

Ребенку важна поддержка, а не замена: скажите добрые слова, но не беритесь выполнять за него неудавшееся дело

Поговорка про первый блин, который выходит комом, как раз об этом. Ребенку важна поддержка, а не замена: скажите добрые слова, но не беритесь выполнять за него неудавшееся дело.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Как мальчику стать уверенным в себе

Родители должны понимать, что от их воспитания и психологической обстановки в семье зависит, каким вырастет их любимый ребенок. Что им нужно делать, чтобы сын вырос решительным мужчиной?

  1. Никогда не сравнивайте сына с другими детьми. «Посмотри, Ваня учится на пятерки, а ты даже не хочешь стараться» – после таких слов ваш сын вообще перестанет учиться. Потому что он решит, что родителям больше нравится Ваня, а в нем они полностью разочаровались. Во взрослой жизни мужчина будет постоянно доказывать, что он на что-то способен, и, скорее всего, не добьется больших успехов.
  2. Дайте сыну сделать что-то самостоятельно. Часто родители теряют терпение, когда их мальчик долго заканчивает какое-то дело, и завершают его сами. В этом случае мальчик делает выводы, что сам он ничего сделать не может. Наоборот, всячески поддерживайте все его начинания, и в будущем сын скажет: «Всем, чего я добился, я обязан родителям. Они всегда были рядом и верили в меня».
  3. Не критикуйте ребенка. Если хотите сделать замечание, не переходите на личность. Критикуйте поступки сына, а не его самого. Например, мальчик разбил чашку. Многие родители в сердцах говорят: «Всегда у тебя все валится из рук», но вместо этого скажите: «Вот видишь, что получается, когда невнимательно себя ведешь?».
  4. Хвалите действия и поступки сына. «Что за абракадабру ты нарисовал?», «Почему так неаккуратно положил свои вещи?» – забудьте такие фразы. Одобряйте мальчика, повесьте его рисунки на стенку, показывайте его поделки родственникам, чтобы он осознал, что родители им гордятся.
  5. Не высмеивайте мальчика. Даже в шутку не стоит рассказывать посторонним, что сын сказал глупость при всем классе. Не развивайте в ребенке комплексы, ведь он должен быть для вас самым лучшим, а не объектом шуток.
  6. Чаще благодарите сына. Обычно родители говорят «спасибо» посторонним людям или взрослым членам семьи, забывая про собственного ребенка. Самооценка поднимется, если мама с папой будут каждый раз благодарить за то, что сын помог убрать в доме, принес воды, покормил рыбок в аквариуме.

Не ждите мгновенных результатов, даже если вы начали делать все, что нужно для поднятия самооценки собственного сына. Это, как банковский вклад – накопления постепенно увеличиваются, и через несколько лет на счету оказывается крупная сумма. Так и с воспитанием: родители даже не представляют, чего может добиться их сын, если развивать в нем самоуверенность, относиться уважительно и не ругать за ошибки.

Виды сказок в сказкотерапии

Итак, мы с вами выявили основные функции сказок, и теперь давайте систематизируем знания, перечислив основные виды сказок в сказкотерапии. К ним относятся:

  • Художественные сказки – это народные и авторские истории. Народные сказки несут в себе мудрость веков, и зачастую содержат в себе множество смыслов. Авторские же истории могут более тонко, бережно и образно передавать смысл и показывать частные стороны жизни человека.
  • Дидактические или обучающие сказки.
  • Психокоррекционные сказки, призванные помочь ребенку в решении проблем с поведением.
  • Психотерапевтические сказки – для более глубокой, «лечебной» работы.
  • Медитативные сказки – для расслабления и накопления позитивного образного опыта.

Сказки, которые встречаются нам на пути, не обязательно могут принадлежать только к одной группе. Например, художественные сказки нередко содержат и дидактический, и психокоррекционный, и терапевтический, и даже медитативный аспекты. Но, конечно, есть сказки, которые пишутся специально для решения того или иного вопроса. Давайте познакомимся с конкретными примерами.

Запреты

Чтобы заставить детей слушаться, необходимо научиться грамотно запрещать. Как советует все тот же психолог Юлия Гиппенрейтер, можно разделить все действия на четыре зоны:

  1. Зеленая зона. Это то, что ребенок может делать без всяких условий. К примеру, выбирать, с какими игрушками играть и какой мультик смотреть.
  2. Желтая зона. Это те действия, который ребенок может выполнять только с определенными условиями. Например: ты можешь пойти гулять только после того, как сделаешь уроки и вымоешь посуду.
  3. Оранжевая зона. То, что ребенок может делать в исключительных ситуациях. Например: ты можешь сегодня лечь спать позже обычного, так как это праздничный день.
  4. Красная зона. Те действия, которые будут под запретом при любых обстоятельствах. Например: ты не можешь пойти гулять ночью без взрослых.

Также к своим запретам нужно подходить осторожно и с умом. Маленьким детям (особенно дошкольникам) довольно сложно сидеть тихо более 20-30 минут, если они чем-то не увлечены

Поэтому требовать от них тишины или запрещать им бегать и прыгать — глупо и бессмысленно. Вместо этого, лучше направить энергию ребенка в нужное русло. Например, попросить его помочь по дому или увлечь какой-нибудь тихой, но интересной игрой.

Сказка про Непослушку

Это история про маленькую девочку, которая совсем-совсем не слушалась родителей и делала все наоборот.  И так вредничала Непослушка, так обижала маму с папой, что те ушли от нее жить в лес. На радостях девочка так заигралась, что не заметила, как муравьи утащили весь ее обед в свой муравейник. Непослушка не растерялась и пообедала конфетами, после чего у нее сильно заболел живот. К счастью, мама и папа очень сильно любили свою дочку, и вернулись домой, чтобы вылечить ее животик. А Непослушка все-все поняла, и с тех пор всегда слушалась родителей.

История про Непослушку содержит несколько посылов. В первую очередь, сказка учит быть послушным и не расстраивать взрослых, но речь не о манипуляции “будь хорошим, иначе маме будет плохо”. Идея в том, что взрослые расстраиваются, когда ребенок осознанно грубит, обзывается и дерется. И здесь отлично показана логика, какой результат можно получить, поступая так или иначе.

Второй образовательный момент сказки — это режим и качество питания. Автор делает акцент на том, что кушать нужно вовремя, а если обедать только конфетами — заболит живот.

И третий аспект дает ребенку чувство безопасности: как бы он не вредничал, как бы плохо не вел себя — родители принимают его, он все равно желанный и любимый ребенок. Малыш знает, что мама и папа всегда рядом, и придут на помощь, что бы ни случилось.

Как приучить ребенка к чтению

Чтение, как и любой навык, требует тренировки. Для того, чтобы процесс чтения стал лёгким и приятным, нужно время.

«А как заставить читать?» — в корне неправильный вопрос! Ни в коем случае ребёнка нельзя «заставлять». Принуждение навсегда вызывает негативное отношение к любому делу. И чтение здесь не исключение. Если родители будут превращать чтение в унылую «обязаловку», то от этого у малыша сформируется убеждение, что чтение – это ужасно, плохо и трудно.

Как правило, с травмой от чтения живут сами родители. Они вспоминают, как в детстве заставляли читать их – и передают привычку к мучительному чтению-наказанию своим детям. Как же разорвать этот замкнутый круг?
Как сделать так, чтобы ребёнок читал сам, регулярно и с удовольствием?

В первую очередь важно понять, что на каждом этапе формирования навыка беглого чтения появляются и развиваются конкретные умения. Переход на следующий этап возможен только тогда, когда автоматизированы все умения предыдущего этапа! 

Переход на следующий этап возможен только тогда, когда автоматизированы все умения предыдущего этапа! 

При этом важно учесть, что каждый ребёнок индивидуален. Часто ребёнку просто не хватает времени для достижения уверенного уровня

Материал усложняется, ребёнок начинает отставать от других и попадает в группу неуспевающих. Неудачи множатся и перерастают в неразрешимый конфликт. Конечно, такая ситуация отбивает всякое желание читать.

Проблемы возникают не потому, что ребёнок не может понять и научиться, а потому что не успевает развиваться в некомфортном для себя темпе.

6 советов, которые помогут вам воспитать уверенного в себе ребенка

Как ребенку стать уверенным в себе? В этом вам помогут несколько рекомендаций.

Никогда не сравнивайте со сверстниками. После фразы: «Лиза с 9 этажа твой ровесник, а читает, как взрослая» ваш ребенок не станет лучше читать. Он решит, что родители считают его глупым, не любят и соседка Лиза нравится им гораздо больше. Во взрослой жизни он будет пытаться быть «не хуже». О каких-то больших стремлениях и речи быть не может. Уверенные в себе люди соревнуются с собой и не оглядываются на успехи других.
Доверяйте ему. Запаситесь терпением и позвольте ребенку самому преодолеть новую для него задачу. Если родители в растрепанных чувствах со словами «Я уже устал ждать» доделывают начатое за ребенка, он усваивает, что он никчемный, ему не доверяют. Вселяйте обратное: «Я сильный, я смогу, родители поддерживают меня!»
Не критикуйте. Высказывать недовольство можно только по отношению к поступкам ребенка. Например, он играл с телефоном и разбил его

Сравните: «Руки у тебя дырявые, вечно от тебя одни проблемы» и «Видишь, что получается, когда неосторожно обращаешься с вещами?» Принижая незрелую личность, вы воспитываете склонность к самоуничижению.

Одобряйте. Меняйте фразы: «нарисовал непонятно что» на «необычное творение»

Одобряйте любое новое его занятие. Рисунок повесьте на стену
Ребенку важно быть признанным, знать, что он талантлив. Вера в себя и есть уверенность.
Не высмеивайте его
Когда вы весело рассказываете посторонним людям, как ваше чадо умудрилось сказать глупость при всем классе, это вызовет минутный смех окружающих и возведет стену недоверия между вами и ребенком. В его душе поселятся тревога, отчаяние и разочарование. Будьте опорой и защитой, чтобы ваш ребенок вырос уверенным в себе.
Выражайте благодарность. Вы благодарите мужа или подругу за помощь, приятный вечер, поход в кафе? Точно также нужно благодарить и маленького человека, когда он помог в уборке по дому, рассмешил и поднял вам настроение и даже за попытку оказать помощь. Ребенок будет чувствовать себя нужным, и самооценка укрепится.

Домашняя библиотека

Однако нужно также прививать малышу уважение к книгам, не разрешать портить их, рвать и калечить. Отличным способом воспитать бережливое отношение к библиотеке будут сеансы скорой помощи. Можно привлечь сына или дочь к простой, но интересной работе: склеиванию порванных страничек, или попросить стереть ластиком карандашные пометки с полей.
Постоянный доступ к домашней библиотеке – важный элемент воспитания. Однако большинство родителей игнорирует этот факт. Об этом говорят и результаты исследования, из которых следует, что больше 60% населения желает привить своим детям любовь к чтению. При этом почти все респонденты признались, что не покупают и не хранят книги в своем жилище.

Завышенные ожидания

Чего бы ребенок ни добился, родителям всегда мало, что бы ни сделал, все недостаточно хорошо. Вместо похвалы и поддержки, вечный разбор ошибок, упреки, что можно было бы и лучше, сравнение с теми, кто более успешен. Такой стиль воспитания свойственен мамам и папам с нарциссическим характером.

Радуйтесь даже маленьким достижениям своего ребенка, чтобы он смело шел вперед за большими успехами. Замечания по делу тоже важны, но аккуратно и только после заслуженной похвалы и слов поддержки. Это важный шаг к тому, чтобы воспитать уверенного в себе человека.

Старайтесь не ограничиваться привычными общими оценками: «умница!», «красиво», «здорово». Отмечайте конкретные действия: «как точно ты нарисовала на картине цветы, они будто настоящие», «отличный получился у тебя кораблик, а швы-то ты как аккуратно склеил!»

Визуализируйте успехи, чтобы малыш не забывал о них и чувствовал важность всего, что делает. Вешайте картины на стене в детской, отведите специальную полку для поделок, держите на видном месте грамоты и медали, создавайте вместе фотоальбом маленьких побед

Развитие уверенности у мальчиков

В формировании уверенности в себе мальчика родителям нужно помочь развить следующие качества:

  1. Независимость. Здесь подразумевается не материальная или физическая сторона, а возможность принимать решения и самостоятельно мыслить. Независимость – синоним уверенного поведения, такое качество помогает быстро налаживать контакты, решать поставленные вопросы. Взрослым мальчик становится после того, как он способен принимать решения и отвечать за поступки.
  2. Способность к правильному анализу. Умение делать логический вывод, анализировать других и себя, оценивать ситуацию правильно, видеть различие между добром и злом, соизмерять свои возможности.
  3. Умение сочувствовать. Создание нормальных контактов в социуме, проявление этической стороны личности ребенка также оказывает влияние на уверенность в собственных силах.

Почему ребенок не уверен в себе?

Вырастить уверенного в себе ребенка хочет любой родитель. Но иногда с этим возникают проблемы. Почему? Попробуем разобраться.

Все наши страхи и комплексы идут из детства. Поэтому ребенок может быть не уверен в себе, потому что его окружает негатив прошлого. Например:

  1. Боязнь оставаться одному в комнате, нежелание спать без мамы.
  2. Неумение ребенка находить контакт со своими сверстниками, нежелание проигрывать и признавать себя побежденным.
  3. Фанатичная опека и контроль родителями своего ребенка.
  4. Нежелание родителей давать ребенку возможность самостоятельно принимать какие-либо решения.
  5. Сравнение родителями своего ребенка с каким-либо более успешным ребенком.

Первая, самая частая причина сопротивления сну — неправильно выстроенный режим

Существует заблуждение, что для того, чтобы ребенок быстро заснул, его надо хорошенько утомить днем. Родители до победного гуляют с малышом на улице, водят на тренировки в позднее время или, если речь идет о крохах до года, просто долго бодрствуют дома. И ожидают, что вот сейчас ребенок устанет и каааак уснет! Но тут их ждет сюрприз! В отличие от взрослых, нервная система ребенка устроена таким образом, что при превышении времени бодрствования малыш не становится сонливым, а, наоборот, перевозбуждается, становится более раздражительным, капризным, активным… Все что угодно, но не сонливым. Значит, уложить спать малыша будет гораздо сложнее.

Рекомендация сомнолога

Выстройте режим дня так, чтобы ребенок не перевозбуждался во время бодрствования. Для этого в разном возрасте необходимо ориентироваться на разные признаки. До 4 месяцев следите за сигналами усталости малыша. Как только ребенок начал тереть глазки, зевать, снизилась его двигательная активность, его нужно сразу укладывать. У родителей есть буквально 5–7 минут, пока он не перевозбудился.

С 4 до 9 месяцев нужно также ориентироваться на первые признаки усталости

Однако часто в этом возрасте малыши их не показывают, поэтому важно подобрать время бодрствования индивидуально, ориентируясь на скорость засыпания и поведение ребенка во время укладывания. В качестве ориентира родители могут использовать следующие цифры: в 5 месяцев среднее время бодрствования ребенка составляет от 2 ч до 2 ч 15 мин, в 7 месяцев — от 2 ч 45 м до 3 ч, в 9 месяцев — от 3 ч до 3 ч 30 мин

Если время бодрствования подобрано правильно, ребенок не перевозбуждается и засыпает спокойно, без протеста, за 15 минут. Если ребенок активен, сопротивляется укладыванию, засыпает дольше 15 минут, скорее всего, он уже перевозбудился, и стоит пересмотреть его время бодрствования в сторону уменьшения минут на 15.

Если ребенок сначала спокойно воспринимает укладывание, но потом начинает капризничать, укладывание затягивается, есть вероятность, что время бодрствования слишком короткое, и его надо увеличить. Попробуйте прибавить 15 минут.

Если ребенок буквально вырубается во время укладывания, засыпает без протеста за пару минут, но потом ночью часто просыпается или утром встает раньше обычного, скорее всего, речь идет о переутомлении, и время бодрствования смело можно сокращать минут на 20–30.

После 9 месяцев у ребенка обычно остается 2 дневных сна, режим становится постоянным и предсказуемым: родители могут уже просто ориентироваться по часам, а не высчитывать время бодрствования. При этом режим должен составляться индивидуально, опираясь на скорость засыпания и поведение ребенка, как это описано выше.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

На что родителям обращать внимание?

Признаки, из-за которых родителям стоит переживать, следующие:

  • при попытке малыша посадить — он не может удержать равновесие;
  • ребенок не хватает предметы, не удерживает их в ручках;
  • малыш беспокоен, беспричинно плачет.

При обследовании ребенка можно обнаружить отсутствие подкожной жировой прослойки, мягкий, длительно не зарастающий родничок, несоответствие массы тела и роста биологическому возрасту, экзофтальм (пучеглазие) или косоглазие. Деток, у которых есть такие симптомы, следует срочно показать педиатру. При необходимости он дает направление к специалистам других профилей (ортопеду, неврологу) для более тщательной диагностики.

Если Ваш малыш еще не умеет сидеть — не паникуйте раньше времени. При подозрении на проблемы со стороны нервной системы вы можете записаться к детскому неврологу в Калининграде в клинике «Эдкарик». Врач внимательно обследует кроху и при необходимости предложит правильное лечение.

Подросток не хочет делать уроки в 8, 9 или 10 классе

Вообще, очень подозрительно, когда в этом возрасте ребенок с радостью садится за домашнюю работу. У человека любовь, конфликты, отношения, а тут ему предлагают 20 примеров по алгебре. Да еще и не все получается, да еще и общий подростковый стресс. А объем домашней работы — запредельный. Так что это совершенно нормально, когда подросток не хочет делать уроки.

Редко встретишь школу, где учителей интересует, кто сколько задал по другому предмету. Особенно в 9 классе перед ОГЭ. В общем, это нормально, что подросток отказывается делать домашнюю работу всю и целиком. И все же хочется, чтобы он понимал что делает, а не просто придумать, как заставить его делать уроки

И важно, чтобы он делал то, что необходимо для высоких результатов по главным предметам

Подросток не успевает делать уроки

Если ребенок чем-то занят дополнительно: спортом, хобби, олимпиадным кружком — он может физически не успевать сделать всю домашнюю работу. В этом случае ваша задача — помочь ему выставить приоритеты.

  • Позвольте ребенку иметь плохие оценки, если учитель так наказывает детей за несделанные уроки. Это поможет вам сформировать доверительные отношения с ребенком.
  • Опирайтесь не на количество двоек, которое некоторые учителя ставят за каждую несданную работу, а на качество домашней работы, которая действительно важна для ребенка. Например, это предмет для будущего поступления, и учитель дает разумную работу, которая интересна и полезна. Это приоритет №1.
  • Рассмотрите неинтересную, но полезную домашнюю работу. Например, отработку навыков решения типовых заданий к ОГЭ. Это приоритет № 2. 

Эти работы ребенок должен делать обязательно, а остальные — вариативно. Если вы видите, что учитель заваливает детей домашкой, но это явно не сказывается на знаниях, потому что он все равно ничего не объясняет, попробуйте с ним пообщаться

Если учитель не пойдет вам навстречу — обратите внимание на то, что вас ставят в ситуацию, когда подростка приходится заставлять делать уроки ценой отношений в семье. Не давите на ребенка

Времени у него от этого не прибавится.

Подросток отказывается делать домашнюю работу

Очень часто за таким протестом скрывается неспособность справиться со всем объемом или затруднения по конкретным предметам. Ребенок чувствует себя плохо из-за неуспешности, но боится говорить об этом. В результате нам кажется, что подростку лень делать домашнюю работу. Но лень — это обычно прикрытие для всевозможных проблем. Например, неуверенности в предмете, бессилия, когда оценки плохие, даже если ребенок пытается выучить уроки.

  • Объясните подростку, что вам важна не домашка ради галочки, а уверенность ребенка.
  • Предложите ему нанять репетитора или пойти на курсы, чтобы подтянуть знания по тем предметам, в которых он чувствует себя неуверенно.
  • Возьмите “мораторий на домашку”. Пусть ребенок не выполняет ее, пока они с репетитором не нагонят материал.

Объясните учителю, что вы делаете и зачем. Заявите о своей поддержке ребенка, что это ваше совместное решение, чтобы добиться хорошего результата по предмету.

Ребенок делает уроки ночью

Очень часто подростки не садятся за домашку в течение дня, а потом в ночи что-то пишут и утром еле могут проснуться. Обычно так сказывается нежелание садиться за уроки, которое может быть вызвано как сложностью, так и скучностью домашки. В любом случае, это негативная ситуация, которая вредит концентрации и успеваемости подростка.

  • Снизьте общую стрессовую нагрузку на ребенка. Сложность приложить волевое усилие в течение дня и вечером может быть обусловлена или усугубляться от домашних конфликтов.
  • Скажите ребенку, что сон — это здоровье, и оно важней любых оценок. Договоритесь, что у него есть два часа в день, когда домашку делать можно. В остальное время — нельзя. Понятно, что успеваемость от такого решения резко снизится, но такой шаг поможет вам наладить отношения с подростком и защитить его от перегрузки из-за недосыпа.
  • Если в процессе эксперимента выяснится, что ребенок плохо засыпает, решайте эту проблему с помощью хорошего врача-терапевта. Не исключено, что ребенку уже необходим комплекс витаминов для поддержания работоспособности.

Помните, что ребенку потребуется много сил и здоровья для того, чтобы справиться с нагрузками в 11 классе. Это главный приоритет, когда мы хотим, чтобы ребенок стал успешен, смог спокойно выбрать направление для поступления в вуз и работать усиленно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: