Самореализация ребенка дошкольного возраста

Мотивация бывает разная

Существует внутренний и внешний стимул к действию. Мотивация изнутри работает как внутренне желание достичь цели. Ребенок с таким стимулом не нуждается в вечных нотациях о необходимости учебы или спорта.

Но, в случае отсутствия внутреннего желания к действию, родители постоянно вынуждены создавать мотивацию из вне. Она нужна для того, чтобы их отпрыск делал или не делал какие-то действия. Но именно стимул изнутри помогает малышу во взрослом возрасте добиваться успеха и самосовершенствоваться.

Как родителям способствовать развитию внешней мотивации у ребенка пойдет речь далее.

Виды самореализации

Человек – социальное существо, поэтому он всегда актуализирует свои способности в обществе. По этой причине рассматривать проблему самореализации в отрыве от других людей неправильно. Можно выделить несколько основных видов самоактуализации:

  1. Личностная;
  2. Творческая;
  3. Профессиональная;
  4. Социальная.

Самореализация – нелегкий процесс

Важно! Каждый из этих видов тесно связан с другими. Человеку нужно развиваться во всех направлениях

Во многом фундамент процесса роста закладывается в детстве, в более зрелом возрасте индивид сам способен определять свое поведение.

Личностная самореализация

Личность человека начинает формироваться еще в детстве. Как раз тогда впервые появляется вопрос о личностной реализации. Ребенку хочется, чтобы окружающие одобряли совершенные им поступки. С возрастом это желание становится еще сильнее, что приводит к достижению успеха или, наоборот, комплексам.

Все зависит от доминирующей мотивации: положительной или отрицательной. Если человек не боится потерять что-то или быть осужденным окружающими, то у него значительно больше шанс достичь успеха.

Путь к мечте нелегкий

Если мотивация позитивная, человек может выбрать одну из следующих целевых тенденций, непосредственно связанную с личностью:

  1. Стремление к финансовому благополучию;
  2. Достижение высокого социального статуса;
  3. Развитие своих способностей.

Важно! На практике одна из этих тенденций оказывается доминирующей, но каждая из них обуславливает другие. Например, хорошо развитые навыки увеличивают вероятность заработать, равно как и высокий социальный статус сопряжен с приличными доходами

Пример личностной самореализации – это когда в педагогике ученик под действием учителя формирует необходимые качества.

Творческая самореализация

Желание создать что-то новое тесно связано с развитием человечества. Все шедевры, сотворенные людьми, достижения в науке обусловлены желанием созидать. В Библии говорится, что человек создан по образу и подобию Божьему. Можно не верить в Бога, но, если Он есть, то творчество – действительно то, что общее у человека с высшими силами.

Таким образом, творческая самореализация личности является важной внутренней составляющей жизни человека. По статистике, творческие люди добиваются большего успеха, чем те, кто действует стереотипно

Это особенно актуально в XXI веке – времени стремительного развития технологий.

Креативность – важнейшее качество для формирования широкого кругозора

Важно то, что творческие способности в той или иной мере имеются у любого человека. Изменяются лишь проявления творческого акта: это поэзия, проза, живопись, скульптура и многие другие способы реализовать себя

Каждый может найти занятие по душе.

Профессиональная самореализация

Профессиональная самореализация – это раскрытие своего потенциала на работе. Успех в построении карьеры также ценен для полноценной жизни. Здесь причина кроется не только в деньгах и повышении социального статуса. Гораздо важнее ощущать одобрение со стороны окружающих.

Поднятие по карьерной лестнице

Важно! Работа – это лишь часть жизни, ею нельзя заменить другие виды реализации. Трудоголизм вредит человеку, потому что в погоне за деньгами и статусом он теряет все остальное

Социальная самореализация

Это реализация своего потенциала в обществе, в котором состоит человек. Это как раз есть высшая ступень, как говорил Маслоу.

Методы саморазвития ребенка

1. Игры

Все дети любят играть. С помощью игры они познают мир, себя и окружающих. Очень многие задачи можно решать играючи. Каждая забава развивает отдельные способности у непоседы. Например, подвижные игры тренируют координацию и ловкость, укрепляют иммунитет.

Строительные игры полезны для развития конструктивных навыков. Строить можно из чего угодно. И, кстати, чем больше развита фантазия ребенка, тем разнообразнее подручный материал. Замечали, что у многих детей в ход идут ложки, стаканы, стулья?

А еще понаблюдайте, когда крохи устраивают сюжетно-ролевые игры. Это одна из лучших техник саморазвития ребенка. Дети импровизируют, моделируют бытовые ситуации, учатся принимать решения и общаться.  

2. Творчество

Ранний возраст — это лучший период, когда пора заняться развитием творческого потенциала. Ведь именно малыши проявляют любопытство практически ко всему на свете. Они с радостью берутся за любое занятие.

У каждого ребенка есть определенные творческие задатки от природы. Но сами по себе они не совершенствуются. Так что ваша задача — раскрыть эти способности и направить в нужное русло.  

Есть и другая сторона медали. Молодые мамочки часами готовы изучать интересные сайты для саморазвития. Для детей они выбирают, все что сейчас модно: от грудничкового плавания до курсов робототехники. Пожалуйста, не перегибайте палку. Учитывайте и потребности малыша.

3. Общение

Хотя век цифровых технологий внес свои коррективы в процесс коммуникации, живое общение ничем не заменить. Увы, но современные дети раньше осваивают игры на планшете, чем правильную речь.

Совет. Говорите с детьми с самого рождения. Обо всем, что видите, что происходит. А еще возьмите за правило делиться с сыном или дочкой своими переживаниями, эмоциями. Не обесценивайте свои чувства. Вы не только мама а живой человек со своими интересами и заботами.

К слову, если вы устали крутиться как белка в колесе, устройте себе перезагрузку. Пройдите курс «Секреты женского счастья» в Тренинговом центре Павла Ракова.

И еще момент. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками. У него должны быть друзья. Благодаря окружению, он учится отстаивать свои личные границы, сопереживать, принимать решения.

Самореализация личности

Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.

Проблема самореализации личности появляется в раннем детском возрасте и сопутствует индивиду на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решатся.

Существует множество методов, способствующих самореализации, но наибольшее применение получило несколько из них.

Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.

Личность представляет одновременно и объект, и субъект социальной взаимосвязи. Поэтому в ходе личностной социализации огромным значением обладает активная позиция самой личности, ее склонность к определенной деятельности, общая стратегия поведения. Целеустремленная деятельная личность, стремящаяся к наиболее эффективной самореализации, чаще всего, добивается большего успеха в жизни, нежели индивидуум, шагающий на поводу у происходящих обстоятельств.

Личностная самореализация заключается в стремлении индивидуума к наиболее эффективному применению объективных условий социализации и своих субъективных способностей и потенциала с целью достижения поставленных стратегических целей. Целью в процессе самореализации именуют идеальное, мысленное предугадывание итогов деятельности, а также способы и механизмы ее достижения. Под стратегической целью понимается ориентирование личности на продолжительную перспективу.

Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном. Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др. Все виды деятельности в совокупности с целями создают так называемую систему ориентирования индивида на долгосрочную перспективу. Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.

Первый тип — это стратегия жизненного благополучия, заключающаяся в стремлении построить благоприятные условия для жизни.

Второй тип — это стратегия жизненной успешности, которая заключается в стремлении к карьерному росту, покорению очередной «вершины» и др.

Третий тип — это стратегия жизненной реализации, которая охватывает стремление предельно развить собственные способности в выбранных видах деятельности.

Выбор жизненной стратегии может иметь зависимость от нескольких факторов:

объективных общественных условий, которые социум может предложить индивидууму для его самореализации;

принадлежности личности к определенному социальному единству, этносу, социальному слою;

социально-психологических характеристик самой личности.

Например, в традиционном или кризисном социуме, в котором актуальной является проблема выживания, большинство его членов вынуждены выбирать стратегию жизненного благополучия. А в социуме со сформированными рыночными отношениями более популярной будет стратегия жизненного успеха.

Стремление к самореализации, свойственное каждому индивиду, по сути представляет собой отражение более базовой потребности – стремление к самоутверждению, которое выражается, в свой черед, в движении «Я» реального к «Я» идеальному.

Самореализация личности зависит от ряда факторов. Факторы самореализации могут быть единичными и всеобщими, воздействующими на выработку в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути.

Особенности самосознания

Самосознание представляет собой понимание ребенком себя самого, своих качеств, отношений с окружающей действительностью. Наиболее яркой формой самосознания считается самооценка, то, как малыш оценивает свои достижения, личностные качества и возможности. Первоначально малыш не имеет возможности оценивать себя, поэтому использует позицию окружающих. Так, если мама будет постоянно говорить ребенку, что он молодец, именно такая позиция отложится у него.

Кроме того, в самосознание дошкольника следует включить:

  • понимание своего пола (ребенок осознает себя как мальчика или девочку) и соответствующее поведение;
  • понимание своего места в мире, собственной социальной позиции, чаще всего происходит это к началу младшего школьного возраста. Поступивший в первый класс ребенок уже четко осознает, что является школьником.

У ребенка появляются новые ценности, переживания, его внутренняя жизнь усложняется, меняются поступки и поведение

Очень важно помочь ему в этом непростом процессе, поскольку только так малыш сможет стать равноправным членом общества

Чаще всего высокой самооценкой отличаются те дети, которые посещали детский сад, поскольку их деятельность координировалась профессиональным педагогом и направлялась по необходимому руслу

Однако роль воспитателя не отменяет и важности общения с родителями, родственниками, среды

От чего зависит возможность реализовать себя?

В первую очередь, ребенок должен быть самостоятельным. Тогда он будет осознавать: я – личность, я хочу, я могу, я делаю, я самостоятельно могу добиться поставленных целей. Из самостоятельности вырастает уверенность в себе: когда ребенок понимает, что может добиться чего-то без посторонней помощи, он начинает ценить и уважать себя.

Самостоятельность и уверенность в себе необходимо прививать с самых ранних лет. К сожалению, многие родители ведут себя неправильно. Они слишком многое делают за ребенка, тем самым лишая его шанса научиться самостоятельности, а также слишком часто упрекают в неспособности сделать ту или иную вещь, тем самым развивая неуверенность и комплекс неполноценности.

Вы только подумайте: если постоянно говорить ребенку, что он неудачник, что он ничего не умеет и ничего не добьется, каковы шансы, что ребенок вырастет уверенной в себе личностью? Эти шансы очень малы. Некоторые, конечно, объявят родителям бойкот и забастовку, станут успешными ВОПРЕКИ, другие смогут выгрести из ямы с помощью близких людей, ценой невероятных усилий и потратив на это годы, но большинство детей так и вырастет в неудачников, которые не добьются в этой жизни ничего.

Сферы

У каждого из нас есть полная свобода выбора. На данный момент выделяется 3 наиболее распространенных сферы, в которых можно проявить себя:

  • творчество;
  • профессия;
  • социум.

Давайте о каждой из них подробнее.

Творческий путь

Предполагает применение и развитие своих талантов и навыков, как в области искусства, так и в науке. Кроме того, она включает и процесс поиска способов самовыражения, решения задач, независимо от условий жизни и вида деятельности.

Это может быть всё что угодно: от быта до карьеры. Нет никаких сомнений в том, что креативность обеспечивает личности широкий спектр возможностей.

Когда человек задействует нестандартное мышление, он не только развивается, получает желаемое, экономит время и ресурсы. Но и осознаёт, что другие цели уже не кажутся ему такими недостижимыми.

Кстати, описание способов, которые помогут развить креативное мышление, вы получите, нажав сюда.

Профессиональная деятельность

Если вы выбрали карьеру, значит, вы готовы приложить усилия и работать именно в той профессиональной сфере, которая вас интересует наиболее всего. А если вы довольны своей должностью, решаете вопросы и задачи с интересом, а также удовлетворены окладом – значит, вы состоялись как профессионал.

Личностный потенциал и способности полностью раскрываются, когда выполняемая работа соответствует целям и мотивам, а также является полезной для общества.

Важно учитывать, что профессиональная деятельность занимает весомую часть нашей жизни. А в некоторых случаях вытесняет и остальные сферы

Жизнь в социуме

Успешным и социализировавшимся человеком можно назвать того, кому удаётся находить общий язык абсолютно разными людьми, которые его окружают. Когда шаблоны и социальные стереотипы, которые ставит общество, не имеют на него влияния.

А сам он способен проявлять эмпатию, то есть, сочувствовать другим, заботиться о них и оказывать поддержку. Также имеет значение уровень общего развития, что позволяет поддерживать любой разговор и оставаться интересным для собеседников.

Существует даже такой термин, как эмоциональный интеллект. Подробнее о том, что он собой представляет, а также как его развить, вы узнаете, нажав на эту ссылку.

Выйдите из своей зоны комфорта

Вы можете не видеть этого, но правда в том, что все мы живем той жизнью, к которой привыкли, включая вас.

Современная эра превратила нас в запрограммированных, бессмысленных роботов, которые следуют приказам и принимают меры, даже не осознавая их в полной мере.

Правда в том, что у вас есть некоторые привычки, которые определяют ваш каждый день: вы общаетесь с людьми, которые вам знакомы, вы выходите в те же места, вы просыпаетесь, работаете и ложитесь спать…

И это именно то, что мешает вашей самореализации сбываться.

Вот почему вы можете начать задавать себе следующие вопросы: Когда вы в последний раз спрашивали себя, действительно ли вы наслаждаетесь жизнью, которой живете в настоящее время?

Вы живете по своему собственному выбору или продолжаете день за днем, не задумываясь о своих действиях, просто потому, что считаете их правильными и просто по привычке?

Что ж, если вы хотите достичь самореализации, вам просто нужно найти храбрость, чтобы выйти из своей зоны комфорта и начать жить жизнью, которую вы действительно желаете, а не жизнью, которую вы хотите.

Вы должны найти в себе смелость, чтобы избавиться от всего негатива и пессимизма, отрезать всех ядовитых людей и разорвать связи со всеми и всем, что вас унизило.

Вы должны найти в себе силы, чтобы сломать все свои негативные привычки и начать формировать новые модели, которые будут удовлетворять вас и делать вас тем, кем вы стремитесь быть.

Эмоции, чувства, воля

Для формирования дошкольника как гармоничной личности важное значение имеет и развитие его эмоционально-волевой сферы, поэтому родителям следует учить малыша чувствовать. Помогут сказки, мультфильмы, по сюжетам которых следует побеседовать с малышом, выяснить его впечатления, понять, верно ли он разобрался с чувствами персонажа

Начиная с 4 лет дети хорошо понимают проявления эмоций, знают, что какой-то их поступок вызовет недовольство взрослого, кроме того, ведется формирование и высших чувств

Родителям важно сейчас демонстрировать свою любовь, быть внимательным к малышу, это поможет создать положительный настрой. Однако и излишне баловать кроху недопустимо, в противном случае он может стать эгоистом

Условия для самореализации детей

В наше время специалисты в области психологии твердо убеждены, что каждый индивид обладает достаточно большим набором способностей и внутреннего потенциала, который необходим для его реализации в жизни. Они хранятся в виде своеобразных задатков, талантов, которые открываются при наличии определенных внешних факторов.
Условия самореализации детей затрагивают многие социальные факторы. Среди них экономический, культурный, воспитательный, и даже генетический. Частым заблуждением для младшего возраста, которое в дальнейшем может тормозить развитие личности, является существенная недооценка своих собственных возможностей.

Чем больше ребенок уделяет внимания творческой сфере и развивается в ней, не обязательно только лишь в одном направлении, тем активнее происходит его развитие в целом. Главным стимулом для подобных занятий, а также расширения кругозора, осмысления себя и своей деятельности, в случае ребенка, является время досуга.

Социально-экономический фактор имеет особое значение, но не столько в самореализации ребенка, сколько в реализации личности вообще. Многие обеспеченные люд, несмотря на свалившийся им в руки финансовый успех, чувствуют себя несчастными, словно несостоявшимися. При этом им тяжело самостоятельно понять, чего же именно так не хватает в их жизни. Проблема в том, что они не нашли своего места в социуме, не реализовались как полноценная личность, ведь только тот, кто полностью раскрывает свой потенциал в деятельности, направленной на благо окружающих, чувствует удовлетворение жизнью.

Мы приходим к факту того, что самореализация очень интенсивно граничит с оценкой окружающих людей. Их принятием раскрывающейся личности и ее возможностей. Чаще всего люди испытывают психологические страдания по причине того, что окружающие не ценят их как личность, способную на что-то. Реализация своих талантов, возможностей и потенциала – это то, что позволит любому индивиду предстать перед окружающими в своем лучшем виде, устремленном к идеалу. Тех, кто стремится к самореализации, больше всего и уважает общественность.

Неудовлетворение собственной реализацией нередко приводит к тому, что индивид идет на отчаянные способы выделиться среди других. Таким явлением является любая молодежная субкультура. В частности, именно массовой неудовлетворенностью реальностью обусловлен всплеск движения хиппи или панков. Подобные. Не совсем адекватные нормы поведения подростков, встречаются на фоне недостатка внимания и грамотного подхода в воспитании со стороны родителей. Их задача позаботится об этом заранее, обеспечив ребенку те условия, в которых у него будет возможность реализоваться как уникальная личность.

Проблемы самореализации

Вопросам личностной реализации посвящали свои труды известные психологи и философы, специалисты в обществознании. Аристотель писал о том, что достичь наивысшего счастья можно только через реализацию врожденных и развитых талантов.

Маслоу посвятил много времени изучению аспектов самореализации. Ученый утверждал, что потребность в самореализации и выражении внутреннего мира расположена на вершине пирамиды личностных потребностей. Это сложная задача, ведь изначально необходимо преодолеть физиологические потребности, ощутить себя в безопасности, разобраться в социальных факторах – найти друзей, любовь.

По статистике, только 4% людей могут достичь вершины пирамиды потребностей. Самореализация личности в обществе на 40% позволяет человеку ощутить себя счастливой и полноценной личностью.

Сомнению не подлежит утверждение о том, что важнейшая составляющая полноценной, гармоничной, счастливой жизни – является возможность использовать весь творческий и профессиональный потенциал.

Как правило, на пути самопознания и становления человек часто испытывает проблемы психологического характера – несоответствие между интеллектуальным и энергетическим потенциалом, уровнем навыков и степенью реализации опыта в реальном мире. Самореализация личности в обществе, в отношениях может быть затруднена по определенным причинам:

  • проживание в неблагоприятной географической зоне;
  • физические ограничения – плохое зрение или слух.

Психологи выделяют главный стрессовый фактор – прекращение перспективы реализовать собственные таланты и умения. Например, перспективный спортсмен, попавший в ДТП, передвигается в инвалидной коляске. Такое положение дел не позволяет человеку проявить способности в полной мере. Это в будущем неизбежно приведет к депрессии.

Еще один пример – прекращение финансирования успешного научного проекта. В связи с этим профессиональная самореализация ученого невозможна.

Потребность в самореализации, как матери, испытывает каждая женщина. Невозможность реализовать свое прямое предназначение на фоне постоянного одиночества трансформируется в алкогольную зависимость.

Создание условий для самореализации ребенка

Задача эта не из лёгких, но если родители внимательно понаблюдают за сыном или дочерью в часы досуга и работы, если прислушаются к ребёнку во время разговоров, то они будут иметь представление о его мечте. И после главное – не отговаривать его, каким бы абсурдным или непрактичным ни казалось «дело жизни» ребёнка родителям. style=»display:block» data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=»9213322149″ data-ad-format=»auto» data-full-width-responsive=»true»>

Родители могут помочь ребёнку найти увлечение (которое, может стать, кстати, его призванием в дальнейшем). Посещение выставок, мастер-классов, знакомства с профессионалами своего дела, совместное наблюдение за их работой – организовать такие часы профориентации в наш век проще простого.

Определение понятия

Что такое самореализация человека? Это понятие в психологии может определяться в двух плоскостях: как действие и как осознанно поставленная цель. Теоретически это бесконечный процесс, потому что нет предела совершенству. Самореализация личности – это дорога, не имеющая ограничений, поэтому даже успешные люди могут расти дальше.

А. Маслоу выделял следующие признаки самоактуализированного человека:

  1. Умение отличать фантазии от реальности.
  2. Трезвая самооценка посредством здоровой рефлексии.
  3. Легкость самопрезентации. Самореализованная личность не видит смысла играть на публику. Она себя ценит такой, какой она есть, но постоянно самосовершенствуется.
  4. Ответственность. Самоактуализированная личность не склонна обвинять окружающих в своих бедах, а контролирует себя. Почему? Потому что она сосредотачивается на том, чтобы делать все от нее зависящее для улучшения своей жизни и благополучия окружающих.
  5. Самодостаточность.
  6. Умение легко переносить удары судьбы.
  7. Способность время от времени корректировать свои жизненные ориентиры.
  8. Умение познавать что-то новое, преодолевать трудности в обучении.
  9. Свои взгляды и способны их отстаивать без вреда для окружающих.
  10. Самоактуализированные люди находятся в гармонии с собой и своими эмоциями. У них хорошо развита ориентация в чувственном мире себя и других людей.
  11. Умеют контролировать свои ощущения, общаться с людьми и веселить их.
  12. Креативны.
  13. Терпимы к другим, но в принципиальных ситуациях могут настоять на своем.
  14. Не предают родных, собственные ценности и идеалы.

Важно! Самореализоваться – это достичь определенных высот в личностном или социальном плане

Что такое самореализация личности

Самореализация личности — это способность пройти путь самопознания и принять себя, найти собственную нишу и в полной мере раскрыть свои способности, раскрыть весь потенциал и получить удовольствие от каждого поступка и действия.

Многие психологи отмечают, что проблема самореализации требует всестороннего изучения и профессионального решения. В современной жизни часто встречается две категории людей:

  • первая категория долгие годы занимается поиском себя, но погружается в бушующий жизненный океан, не реализовав уникальные возможности и таланты;
  • вторая категория не предпринимает попыток раскрыть себя не задумываясь о том, что такое самореализация и проживает отведенные годы впустую.

Самореализация в психологии – это два критерия:

  • максимально полная реализация способностей, талантов, которыми природа наделила человека, или приобретенных в процессе саморазвития. Так же это называется самоактуализация личности;
  • результат, достигнутый человеком, в процессе реализации талантов, знаний, умений, которые оцениваются личностью, как часть успешной и полноценной жизни.

Самореализация в жизни человека – длительный процесс, на протяжении которого развиваются и применяются в обыденных условиях врожденные таланты и приобретенные навыки. В обществе такие люди воспринимаются, как состоявшиеся, психологически устойчивые личности.

Психология реализации личности предполагает несколько факторов, важных для достижения определенных высот в жизни:

  • познать суть интеллектуально;
  • принять свою неповторимость;
  • осознать и принять собственную устойчивость;
  • составить верную оценку собственной личности;
  • ежедневно работать над самосовершенствованием и расширением способностей. Подробней о необходимости самосовершенствования читайте в этой статье.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Творческая самореализация ребенка

Творчество занимает особое значение в жизни ребенка. Для малыша это не просто развлечение или занятие любимым делом, которое лично он считает важным для себя. Это также способ его общения с окружающим миром и выражения собственных переживаний, чего он пока не способен сделать на словах. Это инструмент его социализации, познания мира, воспитания дисциплины и культуры в целом, эстетическое развитие

Вот почему так важно поддерживать атмосферу одобрения и успеха – любой маленький шаг вперед, участие или даже победа в конкурсе – все это положительно влияет личность ребенка в творческом и общем плане

В подростковом возрасте возможности возрастают, появляется доступ к различным клубам, кружкам, секциям. И этот фактор обязательно необходимо использовать в воспитании, особенно если сам ребенок проявляет интерес.

Психологами творческая самореализация ребенка, особенно в подростковом возрасте, считается ключевым моментом развития личности и ее роста. Установлено, что наиболее важным стимулом к развитию является внутренний поиск этого самого развития, то есть потребность в нем. Некоторые подростки, которые подрастают без условий творческой самореализации, находят способ самоутверждения в более агрессивном поведении. Чаще всего такая ситуация спровоцирована ошибками в воспитательном процессе со стороны родителей, которые представляют собой подавление какой-либо формы инициативы ребенка взрослыми. В результате такие дети становятся очень зажатыми, они скованны не только в общении с взрослыми, но даже в играх со своими сверстниками. Их потенциальная агрессия накапливается и может привести к всплеску деструктивного поведения, которое оказывает травмирующий характер и на самого ребенка.

САМОРЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 46Следующая ⇒

Самореализация творческого потенциала человека происходит в

различных сферах деятельности и на разных этапах жизненного пути. Для педагога таковой является образовательная система, которая сначала выступает как ведущий фактор профессионального становления и развития творческого потенциала, а затем как объективный фактор профессиональной самореализации творческого потенциала.

Достижение определенного уровня профессионализма позволяет педагогу разрабатывать собственные интегративные схемы, системы, модели различных типов, которые являются средствами реализации его творческого потенциала. Варианты авторских интегративных схем: схема синтеза знаний, полученных из различных источников; схема отобранных и систематизированных знаний с целью применения их для решения конкретных задач; схема согласования предполагаемой модели знаний обучаемых с реально полученной моделью в процессе обучения (для осуществления обратной связи) и т.д. Творчество может иметь широкий диапазон – от субъективных схем для повседневного использования до интегративных систем в форме технологий обучения. Проявление творческого стиля деятельности, уровня индивидуального развития находит отражение в педагогическом опыте – одной из основ достижения вершин самореализации творческого потенциала педагога. В связи с этим важен осознанный подход к формированию этого опыта, который затем становится опорой в творческой деятельности педагога.

4.1. Педагогический опыт в структуре содержания педагогического образования

В содержании педагогического образования можно выделить то, что относится непосредственно к педагогическому опыту. Согласно одному из концептуальных подходов, в содержании образования выделяют четыре блока.

1.Знания о мире и способах деятельности.

2. Опыт осуществления способов деятельности (то, что накоплено человечеством).

3. Опыт творческой деятельности (то, что накоплено человечеством, но у каждого человека, осуществляющего созидательную деятельность, может дополняться индивидуальным опытом).

4. Опыт эмоционально-волевого отношения к миру.

Каждый блок содержания профессионального образования содержит как общие элементы, которыми может овладеть каждый, так и специфические, т. е. относящиеся к определенному виду профессиональной деятельности.

Для педагога специфическими элементами первого блока являются профессионально-педагогические знания. Уровни и способы овладения этими знаниями, а также их проявления могут быть такими:

а) восприятие, осмысление, запоминание;

б) применение знаний в знакомой ситуации;

в) применение знаний в новой ситуации.

Специфический элемент второго блока – это опыт осуществления профессионально-педагогической деятельности. Уровни и способы овладения этим опытом, а также его проявления могут быть такими:

а) эмпирическое осуществление профессионально-педагогической деятельности;

б) осуществление профессионально-педагогической деятельности по образцу;

в) применение способов профессионально-педагогической деятельности в новой ситуации.

Специфический элемент третьего блока – это опыт творческой педагогической деятельности. Уровни и способы овладения этим опытом, а также его проявления могут быть такими:

а) формирование умения выявлять и формулировать проблемы образовательной системы;

б) частично-поисковая педагогическая деятельность;

в) исследовательская деятельность в области социализации подрастающего поколения.

Специфические элементы четвертого блока – опыт проявления личности педагога в процессе педагогических взаимодействий и ее профессионально-педагогическая направленность.

Таким образом, содержание педагогического образования должно включать следующие компоненты:

1) систему профессионально-педагогических знаний;

2) систему профессионально-педагогических навыков и умений;

3) опыт творческой педагогической деятельности;

4) сформированные личностные и профессионально значимые качества педагога.

Это общий подход, который можно использовать на этапе под­готовки будущих педагогов, пока они еще не выполняют педагогические функции самостоятельно.

Овладение всеми этими компонентами в достаточной степени в процессе обучения в вузе не представляется возможным, поэтому оно продолжается и в период самостоятельной педагогической деятельности.

⇐ Предыдущая16Следующая ⇒ 

Что помогает реализовать себя?

Зная основные принципы самореализации, и правила, по которым все работает, вы точно сможете реализоваться. Чтобы достичь этой благородной цели, требуется правильный план.

Начать нужно с таких действий:

Определить свои сомнения и страхи, и постараться их перебороть, осознать, что важно начинать действовать вопреки всему.
Изжить перфекционизм и понять, что вы имеете право ошибаться, делать что-либо неидеально.
Определить свои ценности, отделить важные для себя вещи от неважных, второстепенных. Пройдите тест, чтобы узнать на сколько вы творческая личность.
Прислушаться к себе и понять, как именно вы хотите реализоваться, в чем, и в какой сфере?
Разработать план действий для реализации в одном, наиболее желаемом направлении.
Мотивированно следовать этому плану с помощью  самодисциплины

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: