Теория морального развития л. кольберга

Уровни и стадии морального развития

Таким образом, Колберг выделил три уровня и  шесть стадий развития морального сознания человека. Все стадии строго следуют друг за другом.

Первый уровень (возраст 4-10 лет) — доморальный.

Поведение ребенка основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий.

Стадия 1 – ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Никакой нравственной стороны  поступка для  него еще не существует. Слова «стыдно», «некрасиво» не подвластны пониманию, ребенок реагирует на слово «нельзя», «это больно» и на перспективу наказания.

Стадия 2 – поступки ребенка ориентированы  на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды.  Ребенок  пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь он может не только отнять, но и обменять. Малыш варьирует стратегии в зависимости от ситуации. Нравственной стороны поступка по-прежнему не существует.

Второй уровень (возраст 10-13 лет) – конвенциональной (общепринятой) морали.

Происходит  осознание  правила поведения  в обществе  и принятых в нем ценностей. Общественное признание становится важнее личных интересов.

Стадия 3 – ребенок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов принятых в его окружении. Он понимает,  что такое стыд и хочет быть хорошим в глазах значимых взрослых. Однако такое понимание не постоянно и иногда благополучно забывается.

Стадия 4 – ребенок  осознает существование законов принятых в обществе и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что он не может так себя вести. Поведение строго контролируется. Однако безнравственные поступки все еще могут совершаться.

Третий уровень (возраст от 13 лет)- автономной морали.

Личность формирует собственные критерии нравственности. Она оценивает по ним события и поступает исходя из своих  моральных представлений.

Стадия 5 – личность осознает противоречия между разными нравственными убеждениями и формирует свои представления о том, что хорошо и что плохо. Нравственным считается то, что защищает права человека и помогает человечеству в целом выживать. Например, нельзя нарушать закон иначе общество погибнет. Появляется уважение к человеку вообще (не только к значимым взрослым).

Стадия 6 – высшая стадия. Человек формирует собственные нравственные принципы, которые соблюдаются независимо от обстоятельств. Личность  может войти в противоречие с обществом, если считает, что оно поступает несправедливо.

По мнению Колберга, только единицы достигают такой стадии морального совершенства.

Каждая стадия не проходит бесследно, а просто дополняется следующей.  Возраст прохождения стадий условен и может варьироваться в зависимость от развития интеллекта.  Большинство людей, по мнению Колберга, останавливается на четвертой стадии морального совершенствования.

Теория морального развития Колберга была полностью подтверждена не только его экспериментальными исследованиями, но и работами его последователей. И не смотря на то, что она имеет много недостатков  — внесла весомый вклад в психологию развития человека.

Впереди еще много интересных и развивающих статей! Не пропусти!

Рубрика: Психология личности

Постконвенциональный уровень

Автономия в формировании моральных суждений. Человек осознаёт, что он является отдельным от общества и может иметь собственное мнение, которое он даже вправе поставить выше общественного.

На постконвенциональном уровне человек перестаёт следовать социальным нормам, если они идут вразрез с его личными убеждениями.

Происходит формирование собственных критериев нравственности, собственного суждения о хорошем и плохом, собственной морали. Некоторые исследователи считают, что многие люди никогда не достигают постконвенционального уровня моральных суждений.

Первая стадия: Человек понимает, что существуют различные мнения и взгляды. Их необходимо принимать и уважать, но нет обязанности им следовать. Моральные правила условные, гибкие и могут быть изменены, если того требует ситуация.

Вторая стадия: Поведение человека перестаёт зависеть от личной выгоды, мнения большинства, моральных или юридических законов общества. Действие становится самоцелью. Человек поступает так, потому что он сам считает это правильным. Остальные факторы не играют роли.

Развивайтесь не только интеллектуально и творчески, но и морально. Желаю успехов!

Советуем также прочитать:

  • Когнитивное развитие. Часть 2
  • Что такое конформность и как ее избежать
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Формирование самосознания
  • Диагностика морального сознания. Социоморальной рефлексии диагностика – краткая форма
  • Стадии развития этики в организациях
  • 7 уровней общения по А. Б. Добровичу
  • Спиральная динамика Грейвза: пути развития человека
  • Социализация личности: коротко о главном
  • Генетическая психология

Ключевые слова:_D1027, 1Психорегуляция, 4Самопознание

Доконвенциональный уровень

На доконвенциональном уровне человек судит о моральной допустимости действия по его прямым следствиям. Он фокусируется на внешних последствиях, потому что ещё не научился интериоризировать социальные нормы и общественное понимание хорошего и плохого.

Пример:

Мальчик ехал на велосипеде по дорожке, находящейся на краю обрыва. Он начал терять равновесие и другой мальчик толкнул его и повалил на землю, чтобы тот не свалился в пропасть. Человек с доконвенциональным уровнем морального развития скажет, что это был плохой поступок, ведь первому мальчику стало больно, да и вообще нельзя никого сталкивать с велосипеда.

Этот уровень свойственен детям, но в некоторых случаях он может встречаться и у взрослых. На нем поведение ребёнка обуславливается только на принципе выгоды и оценивается по дальнейшим последствиям.

Две стадии этого уровня:

Первая: Ребёнок ведёт себя послушно, чтобы избежать наказания. Он ещё не понимает «некрасиво», «стыдно» или «неприлично», но понимает «нельзя» и «стой». Иными словами, ребёнок не понимает, что хорошо, что плохо, но уже начинает понимать, что ему можно, а что нельзя. Поведение определяется запретами и наказаниями за их нарушение.

Вторая: Ребёнок ведёт себя послушно, чтобы получить награду. Он совершает правильные поступки, потому что что-то получает за это. И «правильными» он считает как раз те действия, за выполнения которых его вознаграждают. Нравственных суждений по-прежнему нет, существует только принцип личной выгоды.

Доконвенциональный уровень основан на эгоцентризме ребёнка. Образ действий диктуется родителями, их ограничениями и поощрениями.

Дилеммы Лоуренса Колберга

Колберг провел исследования, в процессе чего предлагает детям разные истории или дилеммы. Герои этих историй оказываются в ситуации нравственного выбора. Специфика ситуаций состоит в том, что они неоднозначны, и каждый вариант решения имеет как плюсы, так и минусы. Вот пример одной из дилемм:

Рассуждения детей  исследователь подвергает  тщательному анализу и обнаруживает, что эмоциональное развитие ребенка тесно связано с познавательными процессами (развитие памяти у взрослого). Чем больше ребенок узнает мир, тем быстрее преодолевается  личный эгоцентризм  и появляется  возможность оценивать  события с учетом мнения других людей.

Лоуренс Кольберг

Кольберг (Kohlberg) Лоуренс (1927-1987) — американский психолог, автор
концепции морального развития. Биография
. В 1958 году в Чикагском университете
защитил докторскую диссертацию по теме «Развитие образа моральных суждений и
выбора в 10-16 лет». С 1959 года — адъюнкт профессор Йельского университета. С
1962 года — руководитель кафедры психологии Чикагского университета. После
развитая тяжелого заболевания покончил жизнь самоубийством.

Исследования
. Разработал онтогенетическую теорию морального развития и на ее
основе выделил ряд признаков диагностики стадии морального развития, обобщенных
в виде оценочной шкалы (Stageh and Sequence: The Cognitive Developmental
Approach to Sociflization // (Ed.) Goslin D. A. Handbook of Socialisation Theory
and Research. Chicago, 1969). В его исследованиях испытуемым предлагали оценить
сложные в плане морального выбора ситуации (можно ли красть, чтобы спасти жизнь
человека). При этом был выделен ряд уровней и ступеней морального развития.
А.
Преконвенциональный уровень
(гедонистический) включает следующие ступени: 0.
Моральная оценка находится в самом индивиде (хорошо то, что дает мне что-то). 1.
Штрафы и наказания. Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от
ценности вещей и статуса или других признаков человека. На этой ступени
основанием для решения выступают конкретные предписания и запреты, которые не
имеют общего характера, а ситуативны и предназначены не для каждого. 2.
Инструментальные цели. Человеческая жизнь важна из-за того, что это фактор
удовлетворения потребностей других людей. Б. Конвенциональный уровень

(прагматический, ролевого конформизма
) включает следующие ступени: 3.
Интерперсональные отношения. Ценность жизни человека определяйся чувствами
связанных с ним людей. Поступки оцениваются в соответствии с тем, нравятся ли
они кому-то и помогают ли ему. 4. Право и порядок. Человеческая жизнь
неприкосновенна в силу религиозных и моральных законов. Самое главное — быть в
согласии с авторитетом. Долг каждого заключается в том, чтобы поддерживать общий
порядок, а не удовлетворять свои потребности. В. Постконвенциональный уровень

(самодостаточность, автономия морали): 5. Социальный договор. Ценность
человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества.
Особое значение придается общественным мероприятиям, призванным к выработке
правильных законов (конституция, выборы и т. д.). 6. Общие этические принципы.
Жизнь — это особая ценность, которая определяет движение человечества вперед. 7
Жизнь человека-элемент Космоса. Главная проблема состоит не в следовании
предписаниям, а в отыскании смысла жизни. Кроме того, Кольберг проводил
исследования становления половой идентичности. По его представлениям, у детей
отношение к себе как к мальчикам или как к девочкам формируется в результате
действия общей тенденции к формированию категорий (A cognitivedevelopmental
analysis of children»s sex-role concepts and attitudes // E. K. Maccobjr (Ed.)
The Development of Sex Differences. Stanford, Calif.: Stanford University Press,
1966). Критика
. Основные возражения онтогенетическая теория морального развития
Кольберга вызвала в силу игнорирования факторов влияния социальной среды, а
также из-за игнорирования межполовых различий в экспериментах, в которых
участвовали прежде всего мальчики. В частности, в экспериментах К. Гиллиган было
показано, что ответы девочек в большей степени, чем ответы мальчиков,
ориентированы на заботу и сострадание и что их моральное развитие включает в
себя такие стадии, как самоозабоченность, самопожертвование, самоуважение.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. –
2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 256.

Сочинения:

Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to
Socialization// (Ed.) Gtiilin D. A. Handbook of Socialization Theory and
lie-earch. Chicago, 1969; From Is to Ought: how- to commit thtf naturalistic
failed and get away with it in the sitidy of moral development // (Ed.)
Mischell T. Cognitive Development and Epis- temology. N. Y. 1971.

Литература:

Пауэр Ф. К., Яшине Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к
нравственному Воспитанию / Психологический журнал. 1992. 3. Т. 13; Годфруа Ж.
что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. М.: Мир, 1992. Т. 2; Л. Кольберг //
Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж.
Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Крэйг Г. Психология развития / Пер.
с англ. СПб.: Питер, 2000; Глейтман Г., Фридлум В. А., Райсбёрг Д. Основы
психологии, СПб.: Речь, 2001.

Знать больше

Подростковая психология

Список используемой литературы

  • Пьер Мёссинджер , Моральная психология , PUF, Que sais-je, 1996, ( ISBN 978-2130423874 )
  • Кольберг, Лоуренс (1981). Очерки нравственного развития, Vol. I: Философия нравственного развития. Сан-Франциско, Калифорния: Harper & Row. ( ISBN  0-06-064760-4 ) .
  • Кольберг, Лоуренс ; Чарльз Левин, Александра Хевер (1983). Моральные этапы: текущая формулировка и ответ критике. Базель, Нью-Йорк: Каргер. ( ISBN  3-8055-3716-6 ) .
  • Кларк Ф. Пауэр, Энн Хиггинс и Лоуренс Колберг (1991) Подход Лоуренса Колберга к моральному воспитанию Columbia University Press
  • Измерение морального суждения: теоретические основы и подтверждение исследований Энн Колби, Лоуренс Колберг , Анат Абрахами и Джон Гиббс Издательство Кембриджского университета
  • Чазан, Б. (1985). Современные подходы к нравственному воспитанию, анализ альтернативных теорий. Нью-Йорк: издательство Teachers College Press.

внешние ссылки

Детская и подростковая психология

Детская психология
Подростковая психология
Развивающая психология
Межкультурная психология развития
Образовательная психология
Образовательные науки
Школьная психология

Шаги

Эмбрион
Плод
Рождение
Перинатальный
Младенец
Ранее детство
Ребенок
Подростковый возраст
Конец жизни

Психомоторные навыки

Эмбриогенез
Психомоторное развитие
Нейроразвития
Архаические рефлексы

Познание и обучение

Овладение языком
Учимся читать
Пищевое поведение у детей и подростков
Построение числа у детей
Выбывать
Школьный провал
Человеческий интеллект
Детский язык

Эмоции и социальные отношения

Совместное внимание
Воображаемый друг
Тяжелая утрата у детей и подростков
Психосексуальное развитие
Эмоциональный интеллект
Социальный интеллект
Игра
Детская игра
Младенческая сексуальность (психоанализ)
Стиль воспитания

Идентичность, осознание и саморепрезентация

Трансгендерный ребенок
Гендерная дисфория у детей
Теория разума

Психопатология, рискованное поведение и жизненные события

Сексуальное насилие над детьми
Подростковая преступность
Депрессия у детей и подростков
Дис- (патология)
Умственная отсталость
Госпитализм
Жестокое обращение с ребенком
Психомоторное развитие
Неспособность к обучению
Расстройство общения
Нарушение речи
Расстройства поведения
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без нее
Нарушение развития
Расстройство развития личности
Языковое расстройство
Инвазивная проблема развития
Оппозиционно-вызывающее расстройство
Реактивное расстройство привязанности в детстве
Расстройство аутистического спектра
Обычное воспитательное насилие
Домашнее насилие

Психотерапия, применения и профилактика

Детская психоонкология
Детский психоанализ
Предотвращение самоубийств
Когнитивно-поведенческая терапия
Семейная терапия

Пионеры

Альберт Бандура
Джеймс М. Болдуин
Альфред Бине
Элеонора Гибсон
Алан С

Кауфман
Мелани Кляйн
Жан Пиаже
Буррхус Фредерик Скиннер
Дэвид Векслер
Роберт Вудворт
Лев Выготский

Методы исследования

Привыкание
Длительное обучение

Тесты

Психологический тест для детей
Метрические шкалы интеллекта: Бине-Симона, NEMI-I и NEMI-II.
Шкала интеллекта Стэнфорда-Бине
Тест куба Коса
Весы Wechsler WPPSI , WISC и WAIS

Прогрессивные матрицы Raven (MP)
K-ABC и KABC-II

Теории

Эдипов комплекс

Уровни приобретения (Piaget)
Критический период
Зеркальная сцена
Теория привязанности
Теория социального обучения
Теория нравственного развития Кольберга
Проксимальная зона развития

Список компаний и специализированных журналов

Клиническая практика в детской психологии
Журнал детской психологии
Общество исследований в области детского развития

Школьный психолог
Консультант по ориентации
Кодекс этики и хартии для уязвимых людей
Кодекс этики психологов

Психологический портал

Основа теории

Мышление Колберга основано на идее, что у людей есть внутренняя мотивация исследовать и развиваться таким образом, чтобы они могли надлежащим образом функционировать в среде, в которой они живут.

В рамках нашего социального развития это заставляет нас подражать людям, которых мы считаем компетентными, и искать их подтверждения, чтобы знать, что мы действуем правильно.

С другой стороны, Кольберг отстаивал идею о том, что в социальном мире существуют разные закономерности, которые можно снова и снова наблюдать во всех видах групп и институтов. Эти модели диктуют нормы, регулирующие поведение в социальном мире, и включают такие элементы, как сотрудничество, защита и взаимопомощь.

Таким образом, моральная теория этого автора объясняет этику как серию навыков, которые приобретаются в процессе развития с функцией, позволяющей нам легко развиваться в социальном мире.

Каждый из этапов, описанных Кольбергом, включает в себя более широкую группу людей и признание большего количества тонкостей в этом отношении.

Л. Кольберг: теория нравственного развития детей

Идеи Жана Пиаже о стадиях умственного развития детей стали отправной точкой для исследований Лоуренса Колберга (1927-1987), чья теория нравственного развития детей стала одним из его самых важных открытий.

Колберг предположил, что в психическом развитии детей с когнитивными процессами связано не только формирование знаний об окружающем мире, моральных критериев, но и их эмоциональное развитие, развитие половой идентичности. В своих экспериментах он ставил перед детьми задачу оценить моральную сторону проблемы принятия решения (в частности, выбора, заведомо неоднозначного) и анализировал их систему рассуждений. Это позволило ему выделить три стадии в развитии моральных суждений, каждая из которых состоит из двух этапов:

Средний уровень, при котором дети оценивают действие на основе его последствий;

  • конвенциональный уровень, где социально принятые ценности превалируют над личными интересами ребенка;
  • постконвенциональный уровень; где люди основывают моральные суждения на принципах, которые они сами создали и приняли.

В соответствии с формальным, транзакционным мышлением, которое приобретают дети, второй этап характеризуется большим поворотом к абстрактным моральным принципам. Колберг предположил, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, особенно с децентрализацией и формированием логических операций. На нравственное развитие влияют и уровень образования, и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и желание получать вознаграждение за хорошее поведение. Именно последний фактор вызвал наибольшую критику, хотя большинство исследователей в целом принимают разработанную ученым последовательность стадий морального становления.

По мнению Колберга, влияние уровня образования когнитивных процессов на образовательные тенденции психики ребенка проявляется и в том, что дети узнают о сексуальных стереотипах достаточно рано и почти независимо от семейного окружения. Это заставляет их искать дополнительную информацию о том, как различаются поведение и ценности мальчиков и девочек. Усваивая представления о мужественности и женственности, дети формируют стереотипы, основанные на их категоризации, которые определяют их деятельность. Эти стереотипы также учитываются при интерпретации событий во внешнем мире, в том числе при развитии морали. На наш взгляд, следует проводить четкое различие между научной и теологической этикой. Научная этика венчает очень специфические науки, но не теологию. Теологическая этика следует за теологической эсхатологией и не является вершиной теологии. В связи с этим можно утверждать, что понятие духовно-нравственного воспитания адекватно передает содержание христианско-богословского (религиозного) образования. Однако он не передает содержание этического образования, основанного на науке. Авторы, которые из благих побуждений собирают все положительные ценности под рубрикой духовно-нравственного воспитания, ошибочно отождествляют научную и теологическую этику. Если христианский священник не занимается духовно-нравственным воспитанием, то он не соответствует своему званию. Что касается российского учителя начальной школы, то от него можно ожидать и даже требовать этического воспитания, но не духовно-нравственного. Христианское религиозное образование не входит в число его обязанностей.

Обобщённая форма[править | править код]

Сотрудничать Предать
Сотрудничать C, C c, D
Предать D, c d, d
Каноническая матрица выигрышей «Дилеммы заключённого»

Можно раскрыть схему игры далее, абстрагировавшись от подтекста заключённых. Обобщённая форма игры часто используется в экспериментальной экономике. Следующие правила дают типичную реализацию игры:

  1. В игре — два игрока и банкир. Каждый игрок держит 2 карты: на одной написано «сотрудничать», на другой — «предать» (это стандартная терминология игры). Каждый игрок кладёт одну карту перед банкиром лицом вниз (то есть никто не знает чужого решения, хотя знание чужого решения не влияет на анализ доминирования). Банкир открывает карты и выдаёт выигрыш.
  2. Если оба выбрали «сотрудничать», оба получают C. Если один выбрал «предать», другой «сотрудничать» — первый получает D, второй с. Если оба выбрали «предать» — оба получают d.
  3. Значения переменных C, D, c, d могут быть любого знака (в примере выше все меньше либо равны 0). Обязательно должно соблюдаться неравенство D > C > d > c, чтобы игра представляла собой «дилемму заключённого».
  4. Если игра повторяется, то есть играется больше 1 раза подряд, общий выигрыш от сотрудничества должен быть больше суммарного выигрыша в ситуации, когда один предаёт, а другой — нет, то есть 2C > D + c. Это неравенство говорит о том, что в случае взаимного сотрудничества достигается строгий Парето-оптимум – ситуация, когда любая альтернатива приводит к снижению выигрыша хотя бы для одного игрока.

Эти правила были установлены Дугласом Хофштадтером и образуют каноническое описание типичной дилеммы заключённого.

Связь обучения и развития личности

Обучение — это процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованного взрослым. К настоящему времени сложились три основные концепции обучения и развития: Э. Торндайка, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского.

1. Э. Торндайк отождествляет процессы развития и обучения. Обучение — это процесс приобретения навыков, а навыки внутренне связаны с развитием психики.

2. Ж. Пиаже полагает, что обучение должно идти за развитием. Психическое развитие — прежде всего развитие интеллекта как перехода от одних стадий к другим. Сам интеллект — особый механизм адаптации ребенка к среде, в основе которого лежат ассимиляция и аккомодация. Их равновесие является целью развития интеллекта, которое имеет собственные внутренние закономерности. Именно им должно быть подчинено обучение.

3. Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведет за собой развитие. Он подверг основательному критическому разбору широко известные в его время положения Ж. Пиаже, К. Коффки, У. Джеймса и рассматривал их как типичные для того времени решения проблемы обучения и развития, когда биологическое созревание психических функций дает возможность обучения новым способам действия. Суть точки зрения на связь обучения и развития Л. С. Выготского можно выразить так: «хорошо поставленное обучение идет впереди развития. Обучение строится не только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психических функциях, которые еще не созрели и двигают вперед их формирование».

4 стр., 1589 слов

Особенности нравственного развития

Проведя тесты на большой выборке молодых людей, Кольберг и его ученики пришли к выводу, что нравственное развитие — это:

  • последовательный, то есть он развивается в последовательные стадии, которые нельзя предвидеть;
  • необратимый, за исключением случаев дегенерации, такой как болезнь Альцгеймера  : после того, как одна из стадий достигнута, человек не может вернуться к более ранней стадии;
  • интегративный — человек, достигший более высокой стадии, способный понимать рассуждения людей, достигших более низких стадий;
  • транскультурный, то есть во всех культурах моральное развитие проходит одни и те же стадии;
  • иногда застой, не все обязательно переходят на следующую стадию.

Однако необратимость должна быть квалифицирована, существуют внутрииндивидуальные вариации, то есть один и тот же человек может в разных ситуациях выносить моральные суждения, относящиеся к разным стадиям. Эту внутриличностную изменчивость можно объяснить по-разному.

Во-первых, распределение ответов чаще всего по Гауссу сосредоточено на доминирующей стадии, текущей стадии, при этом одни ответы обозначают контур верхней стадии, а другие — остатки нижней стадии. Прогрессивность нравственного развития, отражаемая таким распределением, объясняется приобретением нового правила в определенных контекстах до его обобщения. Некоторые контексты больше других подходят для применения нового правила. Этот факт подтверждается результатами, полученными с вариантами дилеммы Хайнца, таким образом, легче представить моральную кражу наркотика для спасения своей жены, чем для спасения своего соседа.

Кроме того, мы наблюдаем разницу между суждениями о вымышленных ситуациях и суждениями о реальных ситуациях, с которыми субъект сталкивается в течение своей повседневной жизни (либо личные ситуации, если он в них участвовал, либо безличные ситуации, если они только были сообщил ему). Суждения по фиктивным ситуациям относятся к более высокой ступени в 88% и 95% случаев по сравнению, соответственно, с суждениями по безличным ситуациям и суждениями по личным ситуациям.

Академическая жизнь

Вернувшись в Соединенные Штаты, Кольберг поступил на занятия в Чикагский университет, который окончил всего за год. Позже он начал изучать работы Пиаже, на основе которых он развил свою докторскую диссертацию, которую он представил в 1958 году. Уже в это время он заинтересовался нравственным развитием.

Первая преподавательская работа Лоуренса Колберга была в Йельском университете в качестве ассистента в области психологии. Она оставалась в этом центре с 1958 по 1961 год. В то же время она продолжала совмещать свои занятия морали с воспитанием двух новорожденных детей.

Позже, пройдя еще несколько учебных центров, он получил должность профессора образования и социальной психологии в Гарвардском университете в 1968 году. Он оставался работать в этом престижном центре до конца своей жизни.

В 1971 году, когда в Белизе проводился ряд исследований, Кольберг был заражен паразитом, который причинял ему всевозможные физические неудобства на всю оставшуюся жизнь. Со временем это стало невыносимым, и психолог в конечном итоге погрузился в глубокую депрессию. Наконец, в 1987 году он покончил жизнь самоубийством.

Однако, несмотря на этот трагический факт, работы Кольберга оказали огромное влияние на мир психологии, так что он считается 30-м по значимости исследователем в этой области среди всех тех, кто жил в 20 век.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Теория нравственного развития лоуренса колберга

Примеры прикладных моральных дилемм

Kohlberg установил Моральное Интервью Суждения в его оригинальной диссертации 1958 года. Во время зарегистрированного полуструктурированного интервью примерно 45-минутной ленты интервьюер использует моральные дилеммы, чтобы определить, какую стадию морали, рассуждающей, человек использует. Дилеммы — вымышленные рассказы, которые описывают ситуации, в которых человек должен принять моральное решение. Участника спрашивают системную серию открытых вопросов, как то, что они думают, что правильный план действий, а также оправдания относительно того, почему определенные действия правильные или неправильные. Форма и структура этих ответов выиграны а не содержание; по ряду многократных моральных дилемм получена общая оценка.

Дилемма Хайнца

Дилемма, что Кольберг, используемый в его оригинальном исследовании, был дилеммой аптекаря: Хайнц Стилс Препарат В Европе.

С теоретической точки зрения не важно, что участник думает, что Хайнц должен сделать. Теория Кольберга считает, что оправдание, участвующие предложения — то, что является значительным, форма их ответа. Ниже некоторые из многих примеров возможных аргументов, которые принадлежат этим шести стадиям:

Ниже некоторые из многих примеров возможных аргументов, которые принадлежат этим шести стадиям:

Стадия одна (повиновение): Хайнц не должен красть медицину, потому что он был бы следовательно помещен в тюрьму, которая будет подразумевать, что он — плохой человек. Или: Хайнц должен украсть медицину, потому что это только стоит 200$, не, сколько аптекарь хотел для него. Хайнц даже предложил платить за него и не крал ничто больше.

Стадия два (личный интерес): Хайнц должен украсть медицину, потому что он будет намного более счастливым, если он спасет свою жену, даже если он должен будет служить тюремному сроку. Или: Хайнц не должен красть медицину, потому что тюрьма — ужасное место, и он, вероятно, испытал бы мучение по клетке тюрьмы больше, чем смерть его жены.

Стадия три (соответствие): Хайнц должен украсть медицину, потому что его жена ожидает его; он хочет быть хорошим мужем. Или: Хайнц не должен красть препарат, потому что кража плоха, и он не преступник; он попытался сделать все, что он мог без нарушения закона, Вы не можете обвинить его.

Стадия четыре (законность и правопорядок): Хайнц не должен красть медицину, потому что закон запрещает кражу, делая ее незаконной. Или: Хайнц должен украсть препарат для своей жены, но также и взять предписанное наказание за преступление, а также оплату аптекаря, что ему должны

Преступники не могут только бежать вокруг не принимая во внимание закон; у действий есть последствия

Стадия пять (права человека): Хайнц должен украсть медицину, потому что все имеют право выбрать жизнь, независимо от закона. Или: Хайнц не должен красть медицину, потому что ученый имеет право на компенсацию. Даже если его жена больна, это не делает его право действий.

Стадия шесть (универсальная человеческая этика): Хайнц должен украсть медицину, потому что спасание человеческой жизни является более основной ценностью, чем права собственности другого человека. Или: Хайнц не должен красть медицину, потому что другим, возможно, понадобится медицина столь же ужасно, и их жизни одинаково значительные.

Лоуренс Кольберг

Кольберг (Kohlberg) Лоуренс (1927-1987) — американский психолог, автор
концепции морального развития. Биография
. В 1958 году в Чикагском университете
защитил докторскую диссертацию по теме «Развитие образа моральных суждений и
выбора в 10-16 лет». С 1959 года — адъюнкт профессор Йельского университета. С
1962 года — руководитель кафедры психологии Чикагского университета. После
развитая тяжелого заболевания покончил жизнь самоубийством.

Исследования
. Разработал онтогенетическую теорию морального развития и на ее
основе выделил ряд признаков диагностики стадии морального развития, обобщенных
в виде оценочной шкалы (Stageh and Sequence: The Cognitive Developmental
Approach to Sociflization // (Ed.) Goslin D. A. Handbook of Socialisation Theory
and Research. Chicago, 1969). В его исследованиях испытуемым предлагали оценить
сложные в плане морального выбора ситуации (можно ли красть, чтобы спасти жизнь
человека). При этом был выделен ряд уровней и ступеней морального развития.
А.
Преконвенциональный уровень
(гедонистический) включает следующие ступени: 0.
Моральная оценка находится в самом индивиде (хорошо то, что дает мне что-то). 1.
Штрафы и наказания. Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от
ценности вещей и статуса или других признаков человека. На этой ступени
основанием для решения выступают конкретные предписания и запреты, которые не
имеют общего характера, а ситуативны и предназначены не для каждого. 2.
Инструментальные цели. Человеческая жизнь важна из-за того, что это фактор
удовлетворения потребностей других людей. Б. Конвенциональный уровень

(прагматический, ролевого конформизма
) включает следующие ступени: 3.
Интерперсональные отношения. Ценность жизни человека определяйся чувствами
связанных с ним людей. Поступки оцениваются в соответствии с тем, нравятся ли
они кому-то и помогают ли ему. 4. Право и порядок. Человеческая жизнь
неприкосновенна в силу религиозных и моральных законов. Самое главное — быть в
согласии с авторитетом. Долг каждого заключается в том, чтобы поддерживать общий
порядок, а не удовлетворять свои потребности. В. Постконвенциональный уровень

(самодостаточность, автономия морали): 5. Социальный договор. Ценность
человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества.
Особое значение придается общественным мероприятиям, призванным к выработке
правильных законов (конституция, выборы и т. д.). 6. Общие этические принципы.
Жизнь — это особая ценность, которая определяет движение человечества вперед. 7
Жизнь человека-элемент Космоса. Главная проблема состоит не в следовании
предписаниям, а в отыскании смысла жизни. Кроме того, Кольберг проводил
исследования становления половой идентичности. По его представлениям, у детей
отношение к себе как к мальчикам или как к девочкам формируется в результате
действия общей тенденции к формированию категорий (A cognitivedevelopmental
analysis of children»s sex-role concepts and attitudes // E. K. Maccobjr (Ed.)
The Development of Sex Differences. Stanford, Calif.: Stanford University Press,
1966). Критика
. Основные возражения онтогенетическая теория морального развития
Кольберга вызвала в силу игнорирования факторов влияния социальной среды, а
также из-за игнорирования межполовых различий в экспериментах, в которых
участвовали прежде всего мальчики. В частности, в экспериментах К. Гиллиган было
показано, что ответы девочек в большей степени, чем ответы мальчиков,
ориентированы на заботу и сострадание и что их моральное развитие включает в
себя такие стадии, как самоозабоченность, самопожертвование, самоуважение.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. –
2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 256.

Сочинения:

Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to
Socialization// (Ed.) Gtiilin D. A. Handbook of Socialization Theory and
lie-earch. Chicago, 1969; From Is to Ought: how- to commit thtf naturalistic
failed and get away with it in the sitidy of moral development // (Ed.)
Mischell T. Cognitive Development and Epis- temology. N. Y. 1971.

Литература:

Пауэр Ф. К., Яшине Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к
нравственному Воспитанию / Психологический журнал. 1992. 3. Т. 13; Годфруа Ж.
что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. М.: Мир, 1992. Т. 2; Л. Кольберг //
Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж.
Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Крэйг Г. Психология развития / Пер.
с англ. СПб.: Питер, 2000; Глейтман Г., Фридлум В. А., Райсбёрг Д. Основы
психологии, СПб.: Речь, 2001.

Уровни и стадии морального развития

Таким образом, Колберг выделил три уровня и  шесть стадий развития морального сознания человека. Все стадии строго следуют друг за другом.

Первый уровень (возраст 4-10 лет) — доморальный.

Поведение ребенка основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий.

Стадия 1 – ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Никакой нравственной стороны  поступка для  него еще не существует. Слова «стыдно», «некрасиво» не подвластны пониманию, ребенок реагирует на слово «нельзя», «это больно» и на перспективу наказания.

Стадия 2 – поступки ребенка ориентированы  на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды.  Ребенок  пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь он может не только отнять, но и обменять. Малыш варьирует стратегии в зависимости от ситуации. Нравственной стороны поступка по-прежнему не существует.

Второй уровень (возраст 10-13 лет) – конвенциональной (общепринятой) морали.

Происходит  осознание  правила поведения  в обществе  и принятых в нем ценностей. Общественное признание становится важнее личных интересов.

Стадия 3 – ребенок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов принятых в его окружении. Он понимает,  что такое стыд и хочет быть хорошим в глазах значимых взрослых. Однако такое понимание не постоянно и иногда благополучно забывается.

Стадия 4 – ребенок  осознает существование законов принятых в обществе и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что он не может так себя вести. Поведение строго контролируется. Однако безнравственные поступки все еще могут совершаться.

Третий уровень (возраст от 13 лет)- автономной морали.

Личность формирует собственные критерии нравственности. Она оценивает по ним события и поступает исходя из своих  моральных представлений.

Стадия 5 – личность осознает противоречия между разными нравственными убеждениями и формирует свои представления о том, что хорошо и что плохо. Нравственным считается то, что защищает права человека и помогает человечеству в целом выживать. Например, нельзя нарушать закон иначе общество погибнет. Появляется уважение к человеку вообще (не только к значимым взрослым).

Стадия 6 – высшая стадия. Человек формирует собственные нравственные принципы, которые соблюдаются независимо от обстоятельств. Личность  может войти в противоречие с обществом, если считает, что оно поступает несправедливо.

По мнению Колберга, только единицы достигают такой стадии морального совершенства.

Каждая стадия не проходит бесследно, а просто дополняется следующей.  Возраст прохождения стадий условен и может варьироваться в зависимость от развития интеллекта.  Большинство людей, по мнению Колберга, останавливается на четвертой стадии морального совершенствования.

Теория морального развития Колберга была полностью подтверждена не только его экспериментальными исследованиями, но и работами его последователей. И не смотря на то, что она имеет много недостатков  — внесла весомый вклад в психологию развития человека.

Впереди еще много интересных и развивающих статей! Не пропусти!

Рубрика: Психология личности

Конвенциональный уровень

О нравственности поступка человек судит исходя из мнения общества. Конвенциональный уровень свойственен подросткам и взрослым. Моральные суждения формируются извне.

Человек следует правилам общества, в котором живёт, соблюдает чтимые в нём моральные законы и старается не нарушать заданные нравственные устои. Практически отсутствует критическое мышление. Общественные правила редко подлежат тщательному анализу и сомнению.

Этому уровню сопутствуют конформизм, старание соответствовать общественным ожиданиям и жертвование личными интересами в пользу мнения социума.

Первая стадия: Ребёнок научился смотреть на себя со стороны, с позиции окружающих его людей. Он уже осознаёт силу общественного мнения и понимает, что такое стыд. Появляется чувство уважения и благодарности. Поведение определяется стремлением быть хорошим в глазах большинства.

Вторая стадия: Ребёнок начинает не только соблюдать общественные правила, но и отстаивать свои права, опираясь на них. Законы необходимо соблюдать. Понятие о хорошем и плохом диктуется обществом, мораль определяется внешними силами.

Этот уровень, особенно вторая его стадия, характерен для большинства людей.

Постконвенциональный уровень

Автономия в формировании моральных суждений. Человек осознаёт, что он является отдельным от общества и может иметь собственное мнение, которое он даже вправе поставить выше общественного.

На постконвенциональном уровне человек перестаёт следовать социальным нормам, если они идут вразрез с его личными убеждениями.

Происходит формирование собственных критериев нравственности, собственного суждения о хорошем и плохом, собственной морали. Некоторые исследователи считают, что многие люди никогда не достигают постконвенционального уровня моральных суждений.

Первая стадия: Человек понимает, что существуют различные мнения и взгляды. Их необходимо принимать и уважать, но нет обязанности им следовать. Моральные правила условные, гибкие и могут быть изменены, если того требует ситуация.

Вторая стадия: Поведение человека перестаёт зависеть от личной выгоды, мнения большинства, моральных или юридических законов общества. Действие становится самоцелью. Человек поступает так, потому что он сам считает это правильным. Остальные факторы не играют роли.

Развивайтесь не только интеллектуально и творчески, но и морально. Желаю успехов!

Советуем также прочитать:

  • Когнитивное развитие. Часть 2
  • Что такое конформность и как ее избежать
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Формирование самосознания
  • Диагностика морального сознания. Социоморальной рефлексии диагностика – краткая форма
  • Стадии развития этики в организациях
  • 7 уровней общения по А. Б. Добровичу
  • Спиральная динамика Грейвза: пути развития человека
  • Социализация личности: коротко о главном
  • Генетическая психология

Ключевые слова:_D1027, 1Психорегуляция, 4Самопознание

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) была разработана в 2009 году. Впоследствии он был внедрен в основную образовательную программу общего базового образования (GEP 1100). Его положения полностью соответствуют ФГОС НОО (2010) и Закону об образовании.

В основе концепции лежит формирование целостного пространства интеллектуального и нравственного развития ученика начальной школы. Это пространство, которое также называют жизненным пространством школы, интегрировано в учебную, внеклассную, внешкольную и семейную деятельность ученика и его родителей.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в рамках национального воспитательного идеала. Она представляет собой высшую цель воспитания, высоконравственную (идеальную) идею человека, на воспитании, образовании и развитии которого сосредоточены усилия главных субъектов национальной жизни: Государство, семья, школа, политические партии, религиозные и общественные организации.

В концепции заложен такой идеал, сформулирована высшая цель воспитания — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, берущий на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Национальный образовательный идеал — это новое и очень важное понятие для педагогики. Целесообразность введения такого понятия диктуется полисубъектностью современного процесса воспитания и социализации ребенка

В этот процесс активно вовлечены не только традиционные субъекты (семья и школа), но и различные социальные, культурные, религиозные организации, СМИ и другие влиятельные субъекты. Важно обеспечить согласованность действий этих субъектов, когда речь идет об основополагающем вопросе о том, на формирование какого типа личности направлены их прямые или косвенные усилия.

Главная педагогическая цель сформулирована на основе национального воспитательного идеала: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, сохраненные в религиозных, этнических, культурных, семейных и общественных традициях и передаваемые из поколения в поколение. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обеспечивает систему базовых национальных ценностей. В качестве критериев для их систематизации, разделения на определенные группы были выбраны источники нравственности и гуманности, то есть те области общественных отношений, деятельности, сознания, на которых можно противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь и систему общественных отношений.
Общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы систематизированы по направлениям, каждое из которых, тесно связанное с другими, раскрывает один из существенных аспектов духовно-нравственного развития гражданина России.

Каждое из направлений воспитания и социализации учащихся основывается на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить их принятие учащимися. Концепция была принята для реализации в начальных школах. Его положения отражены в ФГОС.

Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения национального образовательного идеала осуществляется в рамках основной образовательной программы начального общего образования, в которой в качестве основных направлений выделены шесть направлений.

Академическая жизнь

Вернувшись в Соединенные Штаты, Кольберг поступил на занятия в Чикагский университет, который окончил всего за год. Позже он начал изучать работы Пиаже, на основе которых он развил свою докторскую диссертацию, которую он представил в 1958 году. Уже в это время он заинтересовался нравственным развитием.

Первая преподавательская работа Лоуренса Колберга была в Йельском университете в качестве ассистента в области психологии. Она оставалась в этом центре с 1958 по 1961 год. В то же время она продолжала совмещать свои занятия морали с воспитанием двух новорожденных детей.

Позже, пройдя еще несколько учебных центров, он получил должность профессора образования и социальной психологии в Гарвардском университете в 1968 году. Он оставался работать в этом престижном центре до конца своей жизни.

В 1971 году, когда в Белизе проводился ряд исследований, Кольберг был заражен паразитом, который причинял ему всевозможные физические неудобства на всю оставшуюся жизнь. Со временем это стало невыносимым, и психолог в конечном итоге погрузился в глубокую депрессию. Наконец, в 1987 году он покончил жизнь самоубийством.

Однако, несмотря на этот трагический факт, работы Кольберга оказали огромное влияние на мир психологии, так что он считается 30-м по значимости исследователем в этой области среди всех тех, кто жил в 20 век.

Л. Кольберг: теория нравственного развития детей

Идеи Жана Пиаже о стадиях умственного развития детей стали отправной точкой для исследований Лоуренса Колберга (1927-1987), чья теория нравственного развития детей стала одним из его самых важных открытий.

Колберг предположил, что в психическом развитии детей с когнитивными процессами связано не только формирование знаний об окружающем мире, моральных критериев, но и их эмоциональное развитие, развитие половой идентичности. В своих экспериментах он ставил перед детьми задачу оценить моральную сторону проблемы принятия решения (в частности, выбора, заведомо неоднозначного) и анализировал их систему рассуждений. Это позволило ему выделить три стадии в развитии моральных суждений, каждая из которых состоит из двух этапов:

Средний уровень, при котором дети оценивают действие на основе его последствий;

  • конвенциональный уровень, где социально принятые ценности превалируют над личными интересами ребенка;
  • постконвенциональный уровень; где люди основывают моральные суждения на принципах, которые они сами создали и приняли.

В соответствии с формальным, транзакционным мышлением, которое приобретают дети, второй этап характеризуется большим поворотом к абстрактным моральным принципам. Колберг предположил, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, особенно с децентрализацией и формированием логических операций. На нравственное развитие влияют и уровень образования, и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и желание получать вознаграждение за хорошее поведение. Именно последний фактор вызвал наибольшую критику, хотя большинство исследователей в целом принимают разработанную ученым последовательность стадий морального становления.

По мнению Колберга, влияние уровня образования когнитивных процессов на образовательные тенденции психики ребенка проявляется и в том, что дети узнают о сексуальных стереотипах достаточно рано и почти независимо от семейного окружения. Это заставляет их искать дополнительную информацию о том, как различаются поведение и ценности мальчиков и девочек. Усваивая представления о мужественности и женственности, дети формируют стереотипы, основанные на их категоризации, которые определяют их деятельность. Эти стереотипы также учитываются при интерпретации событий во внешнем мире, в том числе при развитии морали. На наш взгляд, следует проводить четкое различие между научной и теологической этикой. Научная этика венчает очень специфические науки, но не теологию. Теологическая этика следует за теологической эсхатологией и не является вершиной теологии. В связи с этим можно утверждать, что понятие духовно-нравственного воспитания адекватно передает содержание христианско-богословского (религиозного) образования. Однако он не передает содержание этического образования, основанного на науке. Авторы, которые из благих побуждений собирают все положительные ценности под рубрикой духовно-нравственного воспитания, ошибочно отождествляют научную и теологическую этику. Если христианский священник не занимается духовно-нравственным воспитанием, то он не соответствует своему званию. Что касается российского учителя начальной школы, то от него можно ожидать и даже требовать этического воспитания, но не духовно-нравственного. Христианское религиозное образование не входит в число его обязанностей.

2- Обычный уровень

Общепринятый уровень наиболее характерен для подростков и взрослых. Люди в нем судят, является ли действие моральным или нет, основываясь на ожиданиях и образе мышления общества. Это наиболее распространенный уровень среди людей в развитых странах.

На третьем этапе человек судит о нравственности поступка, основываясь на том, одобрено ли оно большинством общества или нет. Ваше намерение — быть воспринятым как «хорошее».

На четвертой стадии, с другой стороны, принятие социальных норм больше связано с сохранением упорядоченного и функционального общества, а не столько с внешним одобрением.

Резюме

В процессе разработки своей собственной стратегий переговоров, действий и поведения, обязательно учитывайте те научные данные, которые мы только что озвучили. Всегда помните о том, что изначальный план необходимо выстраивать на предположении о том, что ваш оппонент (партнёр по бизнесу, руководитель или коллега на работе, товарищ или член семьи) так же, как и вы, настроен на долгосрочное, взаимовыгодное и честное сотрудничество.

Но не теряйте из вида и то, что ситуация может выйти из-под контроля и всё может пойти не так, как вы первоначально предполагали. По этой причине всегда нужно разрабатывать и иметь в запасе страховку – ещё один вариант, если вдруг действовать придётся в условиях форс-мажора. И если уж пришлось отвечать такими же действиями, какие предпринял против вас ваш оппонент, то сразу же после того как «дали сдачи» возвращайте стратегию в её прежнее состояние – предлагайте мир, становитесь «добренькими», будьте готовы пойти на уступки и т.д. Причём такое поведение может повторяться столько раз, сколько вообще необходимо для того чтобы прийти к какому-то общему знаменателю и обоюдовыгодному решению.

Желаем вам успешно овладевать искусством переговоров, ведь этот навык обязательно пригодится вам как в профессиональной сфере деятельности, так и в личной жизни.

Связь обучения и развития личности

Обучение — это процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованного взрослым. К настоящему времени сложились три основные концепции обучения и развития: Э. Торндайка, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского.

1. Э. Торндайк отождествляет процессы развития и обучения. Обучение — это процесс приобретения навыков, а навыки внутренне связаны с развитием психики.

2. Ж. Пиаже полагает, что обучение должно идти за развитием. Психическое развитие — прежде всего развитие интеллекта как перехода от одних стадий к другим. Сам интеллект — особый механизм адаптации ребенка к среде, в основе которого лежат ассимиляция и аккомодация. Их равновесие является целью развития интеллекта, которое имеет собственные внутренние закономерности. Именно им должно быть подчинено обучение.

3. Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведет за собой развитие. Он подверг основательному критическому разбору широко известные в его время положения Ж. Пиаже, К. Коффки, У. Джеймса и рассматривал их как типичные для того времени решения проблемы обучения и развития, когда биологическое созревание психических функций дает возможность обучения новым способам действия. Суть точки зрения на связь обучения и развития Л. С. Выготского можно выразить так: «хорошо поставленное обучение идет впереди развития. Обучение строится не только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психических функциях, которые еще не созрели и двигают вперед их формирование».

4 стр., 1589 слов

Повторяющаяся дилемма заключенного

Повторяющаяся дилемма заключенного – это периодическое воспроизведение игры, при котором каждый игрок может «проучить» оппонента за предшествующее предательство. При таком повторении возникает необходимость в сотрудничестве. Доверие становиться актуальным. А соблазн предать «угасает» за счет страха перед наказанием.

Роберт Аксельрод, американский политолог и экономист, профессор политических наук и государственной политики в Мичиганском университете

Профессор политических наук Р. Аксельрод вычислил, что если множество раз воспроизвести игру с разными участниками, то «эгоисты» всегда оказывались в более плачевном положении, чем «альтруисты». Это открытие позволило предположить вероятность эволюции из эгоистической модели поведения в альтруистическую модель через естественный отбор.

Аксельрод также вычленил условия, позволяющие получить самый высокий выигрыш из возможных:

  • доброта (не прибегать к предательству, если этого не сделает другой игрок);
  • месть (необходимо совершать пропорциональный ответный ход для того, чтобы «эгоист» не воспользовался излишним оптимизмом оппонента);
  • прощение (после мести надо вновь перейти на уровень сотрудничества);
  • отсутствие зависти (не пытаться «переиграть» других участников).

Блок 4. Система ценностей. Моральная дилемма «Наказание ремнем».

Рассмотрим другую историю.

Александр прогуливается в городском парке отдыха вместе со своей семьей. Дети идут рядом и довольные едят мороженное! Вдруг вся семья видит, как буквально в пяти метрах от них темноволосый мужчина лет 35 в серых джинсах и синей футболке начинает громко ругаться на своего сына, примерно 8 лет! Но дело на этом не заканчивается! Агрессивный мужчина снимает ремень и ударяет своего сына несколько раз. Ребенок плачет.

Как отреагирует Александр и его жена? Подобный экшн вызовет у них скорей всего неодобрение и порицание! Кто-то из взрослых сделает замечание несдержанному мужчине или даже помешает тому продолжать наказывать своего ребенка, а может быть и вызовут полицию! Для многих прохожих подобное событие будет выглядеть как отвратительное! Поведение взрослого мужчины, наказывающего своего сына ремнем прилюдно, вызовет осуждение! Однако в этот момент тот же самый Александр может совсем позабыть, как он сам наказывал своего сына ремнем какое – то время назад дома, когда тот ему нахамил. Более того, Александр среди своих коллег – мужчин в одной из бесед не по работе высказывался ранее в пользу того, что сыновей иногда необходимо наказывать ремнем для их собственного блага, чтобы ребенок смог усвоить принципы правильного поведения.

Как расценить систему ценностей Александра в этом случае? Сам Александр возможно не будет в парке, в людном месте бить ремнем своего сына, однако сделает это дома. С рациональных позиций, в обоих случаях, и ребенок агрессивного мужчины с улицы, и сын Александра получат удары ремнем и так называемый «урок» правильного поведения.

Лоуренс Колберг

Он был американским психологом и педагогом, родившимся 25 октября 1927 года в Бронксвилле, Нью-Йорк. Он умер 19 января 1987 года в Бостоне.

Известный как создатель теории, к которой мы собираемся приблизиться и развить с его вкладами область психологии и нравственного воспитания.

Его интеллектуальная деятельность включала социологию, психологию и философию, побуждая его бросить вызов традиционному мышлению. Он был основан на моральной философской традиции, которая простирается от Сократа до Канта.

Его эмпирическое исследование было основано на обосновании суждений через различные моральные дилеммы, являясь новым и продуктивным описанием морального развития.

Для его исследования он был очень под влиянием Пиаже, от которого он взял свой вклад для изучения морали в психологии. Его работа продолжилась в Гарвардском университете в «Центре развития и нравственного воспитания», который он основал..

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Основа теории

Мышление Колберга основано на идее, что у людей есть внутренняя мотивация исследовать и развиваться таким образом, чтобы они могли надлежащим образом функционировать в среде, в которой они живут.

В рамках нашего социального развития это заставляет нас подражать людям, которых мы считаем компетентными, и искать их подтверждения, чтобы знать, что мы действуем правильно.

С другой стороны, Кольберг отстаивал идею о том, что в социальном мире существуют разные закономерности, которые можно снова и снова наблюдать во всех видах групп и институтов. Эти модели диктуют нормы, регулирующие поведение в социальном мире, и включают такие элементы, как сотрудничество, защита и взаимопомощь.

Таким образом, моральная теория этого автора объясняет этику как серию навыков, которые приобретаются в процессе развития с функцией, позволяющей нам легко развиваться в социальном мире.

Каждый из этапов, описанных Кольбергом, включает в себя более широкую группу людей и признание большего количества тонкостей в этом отношении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: