Уровни и стадии морального развития
Таким образом, Колберг выделил три уровня и шесть стадий развития морального сознания человека. Все стадии строго следуют друг за другом.
Первый уровень (возраст 4-10 лет) — доморальный.
Поведение ребенка основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий.
Стадия 1 – ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Никакой нравственной стороны поступка для него еще не существует. Слова «стыдно», «некрасиво» не подвластны пониманию, ребенок реагирует на слово «нельзя», «это больно» и на перспективу наказания.
Стадия 2 – поступки ребенка ориентированы на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды. Ребенок пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь он может не только отнять, но и обменять. Малыш варьирует стратегии в зависимости от ситуации. Нравственной стороны поступка по-прежнему не существует.
Второй уровень (возраст 10-13 лет) – конвенциональной (общепринятой) морали.
Происходит осознание правила поведения в обществе и принятых в нем ценностей. Общественное признание становится важнее личных интересов.
Стадия 3 – ребенок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов принятых в его окружении. Он понимает, что такое стыд и хочет быть хорошим в глазах значимых взрослых. Однако такое понимание не постоянно и иногда благополучно забывается.
Стадия 4 – ребенок осознает существование законов принятых в обществе и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что он не может так себя вести. Поведение строго контролируется. Однако безнравственные поступки все еще могут совершаться.
Третий уровень (возраст от 13 лет)- автономной морали.
Личность формирует собственные критерии нравственности. Она оценивает по ним события и поступает исходя из своих моральных представлений.
Стадия 5 – личность осознает противоречия между разными нравственными убеждениями и формирует свои представления о том, что хорошо и что плохо. Нравственным считается то, что защищает права человека и помогает человечеству в целом выживать. Например, нельзя нарушать закон иначе общество погибнет. Появляется уважение к человеку вообще (не только к значимым взрослым).
Стадия 6 – высшая стадия. Человек формирует собственные нравственные принципы, которые соблюдаются независимо от обстоятельств. Личность может войти в противоречие с обществом, если считает, что оно поступает несправедливо.
По мнению Колберга, только единицы достигают такой стадии морального совершенства.
Каждая стадия не проходит бесследно, а просто дополняется следующей. Возраст прохождения стадий условен и может варьироваться в зависимость от развития интеллекта. Большинство людей, по мнению Колберга, останавливается на четвертой стадии морального совершенствования.
Теория морального развития Колберга была полностью подтверждена не только его экспериментальными исследованиями, но и работами его последователей. И не смотря на то, что она имеет много недостатков — внесла весомый вклад в психологию развития человека.
Впереди еще много интересных и развивающих статей! Не пропусти!
Рубрика: Психология личности
Постконвенциональный уровень
Автономия в формировании моральных суждений. Человек осознаёт, что он является отдельным от общества и может иметь собственное мнение, которое он даже вправе поставить выше общественного.
На постконвенциональном уровне человек перестаёт следовать социальным нормам, если они идут вразрез с его личными убеждениями.
Происходит формирование собственных критериев нравственности, собственного суждения о хорошем и плохом, собственной морали. Некоторые исследователи считают, что многие люди никогда не достигают постконвенционального уровня моральных суждений.
Первая стадия: Человек понимает, что существуют различные мнения и взгляды. Их необходимо принимать и уважать, но нет обязанности им следовать. Моральные правила условные, гибкие и могут быть изменены, если того требует ситуация.
Вторая стадия: Поведение человека перестаёт зависеть от личной выгоды, мнения большинства, моральных или юридических законов общества. Действие становится самоцелью. Человек поступает так, потому что он сам считает это правильным. Остальные факторы не играют роли.
Развивайтесь не только интеллектуально и творчески, но и морально. Желаю успехов!
Советуем также прочитать:
- Когнитивное развитие. Часть 2
- Что такое конформность и как ее избежать
- Теория когнитивного развития Пиаже
- Формирование самосознания
- Диагностика морального сознания. Социоморальной рефлексии диагностика – краткая форма
- Стадии развития этики в организациях
- 7 уровней общения по А. Б. Добровичу
- Спиральная динамика Грейвза: пути развития человека
- Социализация личности: коротко о главном
- Генетическая психология
Ключевые слова:_D1027, 1Психорегуляция, 4Самопознание
Доконвенциональный уровень
На доконвенциональном уровне человек судит о моральной допустимости действия по его прямым следствиям. Он фокусируется на внешних последствиях, потому что ещё не научился интериоризировать социальные нормы и общественное понимание хорошего и плохого.
Пример:
Мальчик ехал на велосипеде по дорожке, находящейся на краю обрыва. Он начал терять равновесие и другой мальчик толкнул его и повалил на землю, чтобы тот не свалился в пропасть. Человек с доконвенциональным уровнем морального развития скажет, что это был плохой поступок, ведь первому мальчику стало больно, да и вообще нельзя никого сталкивать с велосипеда.
Этот уровень свойственен детям, но в некоторых случаях он может встречаться и у взрослых. На нем поведение ребёнка обуславливается только на принципе выгоды и оценивается по дальнейшим последствиям.
Две стадии этого уровня:
Первая: Ребёнок ведёт себя послушно, чтобы избежать наказания. Он ещё не понимает «некрасиво», «стыдно» или «неприлично», но понимает «нельзя» и «стой». Иными словами, ребёнок не понимает, что хорошо, что плохо, но уже начинает понимать, что ему можно, а что нельзя. Поведение определяется запретами и наказаниями за их нарушение.
Вторая: Ребёнок ведёт себя послушно, чтобы получить награду. Он совершает правильные поступки, потому что что-то получает за это. И «правильными» он считает как раз те действия, за выполнения которых его вознаграждают. Нравственных суждений по-прежнему нет, существует только принцип личной выгоды.
Доконвенциональный уровень основан на эгоцентризме ребёнка. Образ действий диктуется родителями, их ограничениями и поощрениями.
Дилеммы Лоуренса Колберга
Колберг провел исследования, в процессе чего предлагает детям разные истории или дилеммы. Герои этих историй оказываются в ситуации нравственного выбора. Специфика ситуаций состоит в том, что они неоднозначны, и каждый вариант решения имеет как плюсы, так и минусы. Вот пример одной из дилемм:
Рассуждения детей исследователь подвергает тщательному анализу и обнаруживает, что эмоциональное развитие ребенка тесно связано с познавательными процессами (развитие памяти у взрослого). Чем больше ребенок узнает мир, тем быстрее преодолевается личный эгоцентризм и появляется возможность оценивать события с учетом мнения других людей.
Лоуренс Кольберг
Кольберг (Kohlberg) Лоуренс (1927-1987) — американский психолог, автор
концепции морального развития. Биография
. В 1958 году в Чикагском университете
защитил докторскую диссертацию по теме «Развитие образа моральных суждений и
выбора в 10-16 лет». С 1959 года — адъюнкт профессор Йельского университета. С
1962 года — руководитель кафедры психологии Чикагского университета. После
развитая тяжелого заболевания покончил жизнь самоубийством.
Исследования
. Разработал онтогенетическую теорию морального развития и на ее
основе выделил ряд признаков диагностики стадии морального развития, обобщенных
в виде оценочной шкалы (Stageh and Sequence: The Cognitive Developmental
Approach to Sociflization // (Ed.) Goslin D. A. Handbook of Socialisation Theory
and Research. Chicago, 1969). В его исследованиях испытуемым предлагали оценить
сложные в плане морального выбора ситуации (можно ли красть, чтобы спасти жизнь
человека). При этом был выделен ряд уровней и ступеней морального развития.
А.
Преконвенциональный уровень
(гедонистический) включает следующие ступени: 0.
Моральная оценка находится в самом индивиде (хорошо то, что дает мне что-то). 1.
Штрафы и наказания. Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от
ценности вещей и статуса или других признаков человека. На этой ступени
основанием для решения выступают конкретные предписания и запреты, которые не
имеют общего характера, а ситуативны и предназначены не для каждого. 2.
Инструментальные цели. Человеческая жизнь важна из-за того, что это фактор
удовлетворения потребностей других людей. Б. Конвенциональный уровень
(прагматический, ролевого конформизма
) включает следующие ступени: 3.
Интерперсональные отношения. Ценность жизни человека определяйся чувствами
связанных с ним людей. Поступки оцениваются в соответствии с тем, нравятся ли
они кому-то и помогают ли ему. 4. Право и порядок. Человеческая жизнь
неприкосновенна в силу религиозных и моральных законов. Самое главное — быть в
согласии с авторитетом. Долг каждого заключается в том, чтобы поддерживать общий
порядок, а не удовлетворять свои потребности. В. Постконвенциональный уровень
(самодостаточность, автономия морали): 5. Социальный договор. Ценность
человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества.
Особое значение придается общественным мероприятиям, призванным к выработке
правильных законов (конституция, выборы и т. д.). 6. Общие этические принципы.
Жизнь — это особая ценность, которая определяет движение человечества вперед. 7
Жизнь человека-элемент Космоса. Главная проблема состоит не в следовании
предписаниям, а в отыскании смысла жизни. Кроме того, Кольберг проводил
исследования становления половой идентичности. По его представлениям, у детей
отношение к себе как к мальчикам или как к девочкам формируется в результате
действия общей тенденции к формированию категорий (A cognitivedevelopmental
analysis of children»s sex-role concepts and attitudes // E. K. Maccobjr (Ed.)
The Development of Sex Differences. Stanford, Calif.: Stanford University Press,
1966). Критика
. Основные возражения онтогенетическая теория морального развития
Кольберга вызвала в силу игнорирования факторов влияния социальной среды, а
также из-за игнорирования межполовых различий в экспериментах, в которых
участвовали прежде всего мальчики. В частности, в экспериментах К. Гиллиган было
показано, что ответы девочек в большей степени, чем ответы мальчиков,
ориентированы на заботу и сострадание и что их моральное развитие включает в
себя такие стадии, как самоозабоченность, самопожертвование, самоуважение.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. –
2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 256.
Сочинения:
Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to
Socialization// (Ed.) Gtiilin D. A. Handbook of Socialization Theory and
lie-earch. Chicago, 1969; From Is to Ought: how- to commit thtf naturalistic
failed and get away with it in the sitidy of moral development // (Ed.)
Mischell T. Cognitive Development and Epis- temology. N. Y. 1971.
Литература:
Пауэр Ф. К., Яшине Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к
нравственному Воспитанию / Психологический журнал. 1992. 3. Т. 13; Годфруа Ж.
что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. М.: Мир, 1992. Т. 2; Л. Кольберг //
Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж.
Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Крэйг Г. Психология развития / Пер.
с англ. СПб.: Питер, 2000; Глейтман Г., Фридлум В. А., Райсбёрг Д. Основы
психологии, СПб.: Речь, 2001.
Знать больше
Подростковая психология
Список используемой литературы
- Пьер Мёссинджер , Моральная психология , PUF, Que sais-je, 1996, ( ISBN 978-2130423874 )
- Кольберг, Лоуренс (1981). Очерки нравственного развития, Vol. I: Философия нравственного развития. Сан-Франциско, Калифорния: Harper & Row. ( ISBN 0-06-064760-4 ) .
- Кольберг, Лоуренс ; Чарльз Левин, Александра Хевер (1983). Моральные этапы: текущая формулировка и ответ критике. Базель, Нью-Йорк: Каргер. ( ISBN 3-8055-3716-6 ) .
- Кларк Ф. Пауэр, Энн Хиггинс и Лоуренс Колберг (1991) Подход Лоуренса Колберга к моральному воспитанию Columbia University Press
- Измерение морального суждения: теоретические основы и подтверждение исследований Энн Колби, Лоуренс Колберг , Анат Абрахами и Джон Гиббс Издательство Кембриджского университета
- Чазан, Б. (1985). Современные подходы к нравственному воспитанию, анализ альтернативных теорий. Нью-Йорк: издательство Teachers College Press.
внешние ссылки
Детская и подростковая психология
Детская психология
Подростковая психология
Развивающая психология
Межкультурная психология развития
Образовательная психология
Образовательные науки
Школьная психология
Шаги
Эмбрион
Плод
Рождение
Перинатальный
Младенец
Ранее детство
Ребенок
Подростковый возраст
Конец жизни
Психомоторные навыки
Эмбриогенез
Психомоторное развитие
Нейроразвития
Архаические рефлексы
Познание и обучение
Овладение языком
Учимся читать
Пищевое поведение у детей и подростков
Построение числа у детей
Выбывать
Школьный провал
Человеческий интеллект
Детский язык
Эмоции и социальные отношения
Совместное внимание
Воображаемый друг
Тяжелая утрата у детей и подростков
Психосексуальное развитие
Эмоциональный интеллект
Социальный интеллект
Игра
Детская игра
Младенческая сексуальность (психоанализ)
Стиль воспитания
Идентичность, осознание и саморепрезентация
Трансгендерный ребенок
Гендерная дисфория у детей
Теория разума
Психопатология, рискованное поведение и жизненные события
Сексуальное насилие над детьми
Подростковая преступность
Депрессия у детей и подростков
Дис- (патология)
Умственная отсталость
Госпитализм
Жестокое обращение с ребенком
Психомоторное развитие
Неспособность к обучению
Расстройство общения
Нарушение речи
Расстройства поведения
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без нее
Нарушение развития
Расстройство развития личности
Языковое расстройство
Инвазивная проблема развития
Оппозиционно-вызывающее расстройство
Реактивное расстройство привязанности в детстве
Расстройство аутистического спектра
Обычное воспитательное насилие
Домашнее насилие
Психотерапия, применения и профилактика
Детская психоонкология
Детский психоанализ
Предотвращение самоубийств
Когнитивно-поведенческая терапия
Семейная терапия
Пионеры
Альберт Бандура
Джеймс М. Болдуин
Альфред Бине
Элеонора Гибсон
Алан С
Кауфман
Мелани Кляйн
Жан Пиаже
Буррхус Фредерик Скиннер
Дэвид Векслер
Роберт Вудворт
Лев Выготский
Методы исследования
Привыкание
Длительное обучение
Тесты
Психологический тест для детей
Метрические шкалы интеллекта: Бине-Симона, NEMI-I и NEMI-II.
Шкала интеллекта Стэнфорда-Бине
Тест куба Коса
Весы Wechsler WPPSI , WISC и WAIS
Прогрессивные матрицы Raven (MP)
K-ABC и KABC-II
Теории
Эдипов комплекс
Уровни приобретения (Piaget)
Критический период
Зеркальная сцена
Теория привязанности
Теория социального обучения
Теория нравственного развития Кольберга
Проксимальная зона развития
Список компаний и специализированных журналов
Клиническая практика в детской психологии
Журнал детской психологии
Общество исследований в области детского развития
Школьный психолог
Консультант по ориентации
Кодекс этики и хартии для уязвимых людей
Кодекс этики психологов
Психологический портал
Основа теории
Мышление Колберга основано на идее, что у людей есть внутренняя мотивация исследовать и развиваться таким образом, чтобы они могли надлежащим образом функционировать в среде, в которой они живут.
В рамках нашего социального развития это заставляет нас подражать людям, которых мы считаем компетентными, и искать их подтверждения, чтобы знать, что мы действуем правильно.
С другой стороны, Кольберг отстаивал идею о том, что в социальном мире существуют разные закономерности, которые можно снова и снова наблюдать во всех видах групп и институтов. Эти модели диктуют нормы, регулирующие поведение в социальном мире, и включают такие элементы, как сотрудничество, защита и взаимопомощь.
Таким образом, моральная теория этого автора объясняет этику как серию навыков, которые приобретаются в процессе развития с функцией, позволяющей нам легко развиваться в социальном мире.
Каждый из этапов, описанных Кольбергом, включает в себя более широкую группу людей и признание большего количества тонкостей в этом отношении.
Л. Кольберг: теория нравственного развития детей
Идеи Жана Пиаже о стадиях умственного развития детей стали отправной точкой для исследований Лоуренса Колберга (1927-1987), чья теория нравственного развития детей стала одним из его самых важных открытий.
Колберг предположил, что в психическом развитии детей с когнитивными процессами связано не только формирование знаний об окружающем мире, моральных критериев, но и их эмоциональное развитие, развитие половой идентичности. В своих экспериментах он ставил перед детьми задачу оценить моральную сторону проблемы принятия решения (в частности, выбора, заведомо неоднозначного) и анализировал их систему рассуждений. Это позволило ему выделить три стадии в развитии моральных суждений, каждая из которых состоит из двух этапов:
Средний уровень, при котором дети оценивают действие на основе его последствий;
- конвенциональный уровень, где социально принятые ценности превалируют над личными интересами ребенка;
- постконвенциональный уровень; где люди основывают моральные суждения на принципах, которые они сами создали и приняли.
В соответствии с формальным, транзакционным мышлением, которое приобретают дети, второй этап характеризуется большим поворотом к абстрактным моральным принципам. Колберг предположил, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, особенно с децентрализацией и формированием логических операций. На нравственное развитие влияют и уровень образования, и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и желание получать вознаграждение за хорошее поведение. Именно последний фактор вызвал наибольшую критику, хотя большинство исследователей в целом принимают разработанную ученым последовательность стадий морального становления.
По мнению Колберга, влияние уровня образования когнитивных процессов на образовательные тенденции психики ребенка проявляется и в том, что дети узнают о сексуальных стереотипах достаточно рано и почти независимо от семейного окружения. Это заставляет их искать дополнительную информацию о том, как различаются поведение и ценности мальчиков и девочек. Усваивая представления о мужественности и женственности, дети формируют стереотипы, основанные на их категоризации, которые определяют их деятельность. Эти стереотипы также учитываются при интерпретации событий во внешнем мире, в том числе при развитии морали. На наш взгляд, следует проводить четкое различие между научной и теологической этикой. Научная этика венчает очень специфические науки, но не теологию. Теологическая этика следует за теологической эсхатологией и не является вершиной теологии. В связи с этим можно утверждать, что понятие духовно-нравственного воспитания адекватно передает содержание христианско-богословского (религиозного) образования. Однако он не передает содержание этического образования, основанного на науке. Авторы, которые из благих побуждений собирают все положительные ценности под рубрикой духовно-нравственного воспитания, ошибочно отождествляют научную и теологическую этику. Если христианский священник не занимается духовно-нравственным воспитанием, то он не соответствует своему званию. Что касается российского учителя начальной школы, то от него можно ожидать и даже требовать этического воспитания, но не духовно-нравственного. Христианское религиозное образование не входит в число его обязанностей.
Обобщённая форма[править | править код]
Сотрудничать | Предать | |
Сотрудничать | C, C | c, D |
Предать | D, c | d, d |
Каноническая матрица выигрышей «Дилеммы заключённого» |
Можно раскрыть схему игры далее, абстрагировавшись от подтекста заключённых. Обобщённая форма игры часто используется в экспериментальной экономике. Следующие правила дают типичную реализацию игры:
- В игре — два игрока и банкир. Каждый игрок держит 2 карты: на одной написано «сотрудничать», на другой — «предать» (это стандартная терминология игры). Каждый игрок кладёт одну карту перед банкиром лицом вниз (то есть никто не знает чужого решения, хотя знание чужого решения не влияет на анализ доминирования). Банкир открывает карты и выдаёт выигрыш.
- Если оба выбрали «сотрудничать», оба получают C. Если один выбрал «предать», другой «сотрудничать» — первый получает D, второй с. Если оба выбрали «предать» — оба получают d.
- Значения переменных C, D, c, d могут быть любого знака (в примере выше все меньше либо равны 0). Обязательно должно соблюдаться неравенство D > C > d > c, чтобы игра представляла собой «дилемму заключённого».
- Если игра повторяется, то есть играется больше 1 раза подряд, общий выигрыш от сотрудничества должен быть больше суммарного выигрыша в ситуации, когда один предаёт, а другой — нет, то есть 2C > D + c. Это неравенство говорит о том, что в случае взаимного сотрудничества достигается строгий Парето-оптимум – ситуация, когда любая альтернатива приводит к снижению выигрыша хотя бы для одного игрока.
Эти правила были установлены Дугласом Хофштадтером и образуют каноническое описание типичной дилеммы заключённого.
Связь обучения и развития личности
Обучение — это процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованного взрослым. К настоящему времени сложились три основные концепции обучения и развития: Э. Торндайка, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского.
1. Э. Торндайк отождествляет процессы развития и обучения. Обучение — это процесс приобретения навыков, а навыки внутренне связаны с развитием психики.
2. Ж. Пиаже полагает, что обучение должно идти за развитием. Психическое развитие — прежде всего развитие интеллекта как перехода от одних стадий к другим. Сам интеллект — особый механизм адаптации ребенка к среде, в основе которого лежат ассимиляция и аккомодация. Их равновесие является целью развития интеллекта, которое имеет собственные внутренние закономерности. Именно им должно быть подчинено обучение.
3. Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведет за собой развитие. Он подверг основательному критическому разбору широко известные в его время положения Ж. Пиаже, К. Коффки, У. Джеймса и рассматривал их как типичные для того времени решения проблемы обучения и развития, когда биологическое созревание психических функций дает возможность обучения новым способам действия. Суть точки зрения на связь обучения и развития Л. С. Выготского можно выразить так: «хорошо поставленное обучение идет впереди развития. Обучение строится не только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психических функциях, которые еще не созрели и двигают вперед их формирование».
4 стр., 1589 слов
Особенности нравственного развития
Проведя тесты на большой выборке молодых людей, Кольберг и его ученики пришли к выводу, что нравственное развитие — это:
- последовательный, то есть он развивается в последовательные стадии, которые нельзя предвидеть;
- необратимый, за исключением случаев дегенерации, такой как болезнь Альцгеймера : после того, как одна из стадий достигнута, человек не может вернуться к более ранней стадии;
- интегративный — человек, достигший более высокой стадии, способный понимать рассуждения людей, достигших более низких стадий;
- транскультурный, то есть во всех культурах моральное развитие проходит одни и те же стадии;
- иногда застой, не все обязательно переходят на следующую стадию.
Однако необратимость должна быть квалифицирована, существуют внутрииндивидуальные вариации, то есть один и тот же человек может в разных ситуациях выносить моральные суждения, относящиеся к разным стадиям. Эту внутриличностную изменчивость можно объяснить по-разному.
Во-первых, распределение ответов чаще всего по Гауссу сосредоточено на доминирующей стадии, текущей стадии, при этом одни ответы обозначают контур верхней стадии, а другие — остатки нижней стадии. Прогрессивность нравственного развития, отражаемая таким распределением, объясняется приобретением нового правила в определенных контекстах до его обобщения. Некоторые контексты больше других подходят для применения нового правила. Этот факт подтверждается результатами, полученными с вариантами дилеммы Хайнца, таким образом, легче представить моральную кражу наркотика для спасения своей жены, чем для спасения своего соседа.
Кроме того, мы наблюдаем разницу между суждениями о вымышленных ситуациях и суждениями о реальных ситуациях, с которыми субъект сталкивается в течение своей повседневной жизни (либо личные ситуации, если он в них участвовал, либо безличные ситуации, если они только были сообщил ему). Суждения по фиктивным ситуациям относятся к более высокой ступени в 88% и 95% случаев по сравнению, соответственно, с суждениями по безличным ситуациям и суждениями по личным ситуациям.
Академическая жизнь
Вернувшись в Соединенные Штаты, Кольберг поступил на занятия в Чикагский университет, который окончил всего за год. Позже он начал изучать работы Пиаже, на основе которых он развил свою докторскую диссертацию, которую он представил в 1958 году. Уже в это время он заинтересовался нравственным развитием.
Первая преподавательская работа Лоуренса Колберга была в Йельском университете в качестве ассистента в области психологии. Она оставалась в этом центре с 1958 по 1961 год. В то же время она продолжала совмещать свои занятия морали с воспитанием двух новорожденных детей.
Позже, пройдя еще несколько учебных центров, он получил должность профессора образования и социальной психологии в Гарвардском университете в 1968 году. Он оставался работать в этом престижном центре до конца своей жизни.
В 1971 году, когда в Белизе проводился ряд исследований, Кольберг был заражен паразитом, который причинял ему всевозможные физические неудобства на всю оставшуюся жизнь. Со временем это стало невыносимым, и психолог в конечном итоге погрузился в глубокую депрессию. Наконец, в 1987 году он покончил жизнь самоубийством.
Однако, несмотря на этот трагический факт, работы Кольберга оказали огромное влияние на мир психологии, так что он считается 30-м по значимости исследователем в этой области среди всех тех, кто жил в 20 век.