Известные вундеркинды и их заслуги
- Мэрилин вос Савант. В возрасте 10 дет прошла тест на определение коэффициента интеллекта, результат составил 228. Сегодня тесты, использующие разные шкалы измерения, выдают результат от 167 до 230.
- Уильям Джеймс Сайдис. В полтора года мог читать газеты, в 6 осознанно определился с религией, в 8 у него было уже 4 написанные книги. Обладает самым высоким за все время, зафиксированным IQ – 250-300.
- Арран Фернандес. Получил аттестат о среднем образовании, который обычные дети получают в 16 лет, в 5 лет. В 14 его приняли в ряды студентов Кембриджа.
- Ким Ун Ён. Уже в 4 года мог разговаривать на 4 разных языках и решать сложные задачи по математическому анализу.
- Майкл Кевин Кирни. В 6 месяцев мог связно говорить, в 10 научился читать. В 4 года, без предварительной подготовки, получил высший результат в тесте по математике. В 6 лет окончил школу, в 10 получил степень бакалавра.
Истинная и «отрепетированная» одаренность
Многие дети обладают уникальной памятью и легко справляются с задачами на комбинаторику. Это скорее способности мозга, чем истинная гениальность. И у родителей возникает соблазн превратить это в трюк. Маленький умник — это ведь так забавно! Такие дети в свои 2–3 года знают наизусть всех президентов США, даты военных походов Македонского, расстояние до Сириуса и химические формулы.
И тут у детского психолога возникает закономерный вопрос: а нужна ли самому ребенку эта информация? Стоит ли родителям в погоне за уникальностью равняться на достижения Альберта Эйнштейна или Ньютона? Нужно ли собственными руками превращать своего ребенка в живую энциклопедию?
Ключевым критерием одаренности признается стремление к новаторству, а не способность заучивать и воспроизводить. Вот создать собственный шедевр — это уже заявка. Поэтому юный полиглот считается лишь претендентом в категорию «природный дар». Так как узнать, что в вашем доме поселился интеллектуальный или творческий самородок?
Проблемы одаренных детей
Дети, осознавшие свою исключительность и уникальность, могут иметь некоторые особенности:
- неприятие школьной системы обучения из-за ощущения скуки;
- несформированность или отклонения в игровой деятельности;
- отрицание стандартов и правил;
- дисбаланс социального и психологического развития, нарушения самооценки;
- поиск друзей среди ребят постарше;
- излишняя педантичность, перфекционизм;
- демонстративность;
- грубость в общении и др.
Основная модель поведения педагогов и родителей с такими детьми — сотрудничество и доверие.
Сложности диагностики
Способности и таланты, которые стали очевидны для родителей и педагогов, обычно обозначаются терминами «интерес» и «увлечение».
И именно эта информация помогает распознавать гениальность и одаренность.
Посмотрите очень полезное видео про одаренность у детей и что с этим делать родителям:
Полина Осетинская
В свои пять лет талантливая Поля играла композиции на рояле, а в 6 лет уже состоялся ее первый сольный концерт.
Девочку обучал игре на музыкальном инструменте ее отец, который мечтал об известности его дочери. Она обучалась в Петербургской консерватории, в классе Марины Вольф, стажировалась у Веры Горностаевой в Московской консерватории.
В возрасте 13 лет девочка убежала из дома и рассказала журналистам жестокую историю о том, как отец учил ее музыке по своей собственной методике «Дубль-стресс». Отец избивал ее, заставлял играть часами, а порой и сутками, и даже применял гипнотическое воздействие на девочку.
Сегодня Полина – известная пианистка, она выступает по всему миру, принимает участие в фестивалях, создает собственные произведения.
Немногие дети-вундеркинды в России смогли преодолеть переломные моменты в жизни — и нарастить свой талант. В их числе — Полина Осетинская.
Начальная школа и талантливые подростки
Младший школьный возраст — идеальное время для диагностирования уже актуализированных способностей. Дети уже испытывают тягу к вполне определенным явлениям. Эти явления для них понятны, а потому стимулируют неограниченный интерес к познанию. В 7 лет юный музыкант уже по-настоящему подает надежду, едва освоив начальный класс фортепиано.
Впрочем, интерес недавнего выпускника детсада может быть и необычным: драконоведение, химия, история. И это вполне соответствует концепции одаренности: любое стремление личности к новаторству, креативу, творчеству указывает на талант.
Школьная программа включает работу с одаренными детьми как отдельный (обязательный) блок. Поэтому учителя игнорируют принцип свободного выбора и ведут прицельный поиск уникумов среди школьников и едва ли не насильно втягивают в научно-исследовательскую деятельность тех, кто хоть немного вписывается в критерии отбора.
Выраженные в цифрах показатели влияют на рейтинг школы. Как ни странно, такой подход не провален, поскольку школа находит и развивает в ученике нечто, что упущено родителями. Кстати, консультации для родителей включены в программу работы с одаренными школьниками.
Для подростков разработаны и успешно функционируют специальные методические комплексы и технологии обучения. Направлены они на выявление и сопровождение одаренных школьников. Для многих ребят учительские приемы работы с талантливыми детьми выступают в роли формирующего фактора: не уникальный, но умный и обладающий харизмой ученик получает возможность развить способности до уровня таланта.
Программы поддержки реализуются в рамках дополнительного образования школьников. Ребенка можно отдать в группу вроде «Знайка» (3–6 лет) или «Юный эрудит» (7–12 лет). Занятия в интеллектуальной или творческой лаборатории помогают ребенку лучше осваивать учебный материал, приучают к структурности, позволяют справляться с заданиями на обычном школьном уроке, развивать креативность, учиться работать с литературой. Все это универсальные умения, которые пригодятся в любой профессии.
Минусы гениальности
Это только на первый взгляд кажется, что у гениальности только положительные стороны. А на самом деле родителям таких детей приходится становиться чуткими психологами и грамотными педагогами, чтобы справиться с некоторыми проблемами:
- Так, дети талантливые и гениальные зачастую имеют проблемы со здоровьем, физически не развиты. Ребёнка, погруженного в науку, сложно оторвать от книг и исследований, а нужно! Родителям такого ребёнка следует, в первую очередь, заботиться о его здоровье: налаживать режим, правильное питание, регулярные прогулки, спортивные занятия.
- Проблемы общения — ещё одна составляющая гениальности. Обычно вундеркинды испытывают трудности в общении, им кажется, что сверстники недостаточно умны и интересны, а педагоги говорят глупости. Одарённые дети могут оказаться заносчивыми, делать замечания, вставлять, где не надо, свои реплики. Именно поэтому родителям вундеркиндов нужно учить своих детей дружить, больше общаться с разными людьми, уметь слушать собеседника и уважать.
- Как правило, детей особенных окружает слава, а она губительна даже для взрослых, а если это маленький, еще не готовый к такому вниманию ребёнок?! Во-первых, это может привести к стрессу, во-вторых, отразиться на характере ребёнка и опять же на его общении с другими людьми. К тому же слава – вещь проходящая. А когда знаменитый доныне человек вдруг уходит в тень, то ему морально очень тяжело с этим справиться.
- Жажда знаний тоже проблема, ведь для развития таким детям требуется углубляться в различные области. Не всегда у взрослых есть возможность обучать ребёнка, и не всегда они могут помочь ему в этом. Кроме того, мамам и папам необходимо следить, чтобы их чадо росло разносторонним и интересовалось, помимо определённых знаний, и другими областями науки.
- И наконец, одна из самых больших проблем – если не отслеживать, ребёнок может просто потерять детство, слишком углубившись в познания.
Марк Вишня
Дети вундеркинды, рано проявившие свои необычные таланты, нередко появляются на сцене популярного в России телешоу «Минута славы».
В одном из выпусков зал взорвался от аплодисментов после выступления трехлетнего малыша – Марка Вишни. Он в уме считает сложные примеры: умножает, складывает, вычитает трехзначные числа, извлекает квадратные корни, рассказывает таблицу синусов и косинусов. Малыш быстро получил известность, как «мальчик-калькулятор».
Родители вспоминают, что малыш уже в полтора года считал до 10, а в 2 года – до миллиарда. Кстати, родители мальчика – филологи. Для них стало неожиданностью любовь сына к математике.
Как и многие другие одаренные дети России, участвовавшие в талант-шоу, Марк был популярен лишь некоторое время. Тогда мальчик находился совсем в юном возрасте – 3 – 4 года, и еще не понимал, почему к нему проявляют такой интерес.
Дальше, чтобы не развивать у ребенка «звездную болезнь», родители решили не подогревать интерес к его персоне у окружающих, и не рассказывать самому Марку о его выступлении на телевидении. Мальчик рос обычным ребенком, как и все его сверстники, и только в 9 лет узнал о своем триумфе на «Минуте славы».
Прошло 11 лет от выступления малыша в телешоу. Сегодня Марк уже не мечтает стать математиком. Ему нравится рисовать, и он хочет работать аниматором. В планах у юного гения — обучение в Техасском университете на аниматора или программиста.
Откуда берутся вундеркинды и гении?
Учёные считают, что способности вундеркинда могут быть врождёнными или развиваться под действием факторов внешней среды. Как правило, родители замечают тягу своего ребёнка к определённому занятию, которое не свойственно его возрасту и получается, как у взрослого. Или же, удовлетворяя собственные амбиции, заставляют ребёнка развивать те или иные способности. И вот, пожалуйста, вундеркинд перед вами.
Яркий пример вундеркинда – Алиса Теплякова, 9-летняя девочка, сдавшая ЕГЭ и поступившая на психфак МГУ. Врождённые способности, усиленно развивавшиеся родителями, явили миру «чудесного ребёнка».
А гений? Гений использует врождённые способности, данный природой талант, чтобы создавать что-то новое. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер в романе «Гойя, или Тяжкий путь познания» написал: «Человек талантливый, талантлив во всех областях».
- Леонардо да Винчи был не только художником, но и учёным, великолепным инженером, анатомом.
- Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в свободное время рисовал и лепил из воска.
- Писатель Николай Гоголь занимался (в качестве хобби) шитьём и вышивкой.
- Иоганн Вольфганг фон Гёте немецкий поэт был ещё государственным деятелем, естествоиспытателем и разводил фиалки.
Альберт Эйнштейн – «классический» гений. Известен как автор сотен научных работ по физике, разработавший несколько монументальных физических теорий, сама известная из которых «Специальная теория относительности». Но ещё он автор книг и статей по истории и философии науки, публицист, по жизни пацифист. На вопрос, как ему удалось создать теорию относительности? Полушутя-полувсерьёз он отвечал: «… Нормальный взрослый человек не задумывается над проблемой пространства и времени, по его мнению, он уже думал об этой проблеме в детстве. Я же развивался интеллектуально так медленно, что пространство и время занимали мои мысли, когда я стал уже взрослым. Естественно, я мог глубже проникать в проблему, чем ребёнок с нормальными наклонностями». Он не был вундеркиндом, но стал гением!
Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор и музыкант-виртуоз, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. В возрасте трёх лет он мог на клавесине увлечённо подбирать созвучия и проигрывать отдельные музыкальные фразы, которые слышал до этого. Он был вундеркиндом. Не останавливаясь на достигнутом, Вольфганг стремился к самостоятельному творчеству и уже в пять лет сочинял маленькие пьесы. Так проявлялся гений будущего всемирно признанного композитора. То есть Моцарт был и вундеркиндом, и гением.
Модно быть особенным
Каждое новое исследование лишь добавляет вопросов и все ищет способ, как сделать из ребенка гения
Но так ли важно современному малышу оказаться одаренным? Отличается ли его воспитание от общепринятого? Действительно ли каждый ребенок талантлив по-своему? Как измерить талант?. Одаренные отличаются от сверстников более высоким уровнем развития некоторых или сразу многих качеств
Обычно это связано с определенным видом деятельности: общением, обучением, творчеством, спортом и т
Одаренные отличаются от сверстников более высоким уровнем развития некоторых или сразу многих качеств. Обычно это связано с определенным видом деятельности: общением, обучением, творчеством, спортом и т.
д. Воспитатели и педагоги в СССР называли таких детей простым словом «способный» и рекомендовали родителям развивать способности, но обязательно сохраняя гармонию детской личности.
Мода на гениев порой искажает смысл термина «одаренность».
Одаренность — феномен времени
До середины XIX века и возникновения практической психологии и психодиагностики ученые не слишком-то задумывались об измерении величины одаренности.
Способности считались естественным свойством личности, общечеловеческим качеством и ложились в основу характера и поведения.
Терминология нового века
Несколько авторских коллективов на пороге XX века почти одновременно вывели «формулу» одаренности и определили ее как системное, уже психическое, а не психологическое, качество. Основная функция дара — достижение человеком такого уровня практической (ментальной, спортивной, технической или творческой) деятельности, который заметно превосходит возможности других людей.
Выводы ученых можно объединить в список черт, присущих одаренности:
- Общее развитие личности — есть первичный фундамент для развития системной, целостной психической характеристики — таланта.
- Одаренность и нестандартное мышление ребенка, как в передаче у Максима Галкина «Ты — супер!», возникает в результате взаимодействия природных компонентов личности с социальными и культурными факторами.
- Успешность в той или иной деятельности, значительно превышающая успехи других людей, или навык, развившийся раньше «нормы», следует рассматривать как повод к углубленной диагностике.
- Одаренность развивается всю жизнь. Уровень ее выраженности и направленность в течение жизни могут меняться.
От детства к взрослости
Доказанная учеными пожизненность процесса не гарантирует, что талантливый малыш вырастет знаменитым ученым или окончит институт в 16 лет. Здесь ученые выделили еще несколько важных характеристик для высоких личностных успехов:
- Одаренный ребенок не обязательно станет одаренным взрослым, даже если его развитие направлять и выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для этой отдельно взятой личности. Это свойство названо «потенциальностью».
- Если детская одаренность чаще проявляет себя сразу в нескольких направлениях, то, переходя во взрослую, она дифференцируется. Молодой ученый скорее изберет узкую область научной деятельности.
- Ребенок не нуждается в мотивах, он просто интересуется и каждый миг проявляет свою способность диффузно. Детская одаренность перерастет во взрослую, если у молодого человека возникнет пассион (жажда, стремление, страсть) и появится яркий мотив.
- Именно мотивом в итоге определяется выбор профессии. В подростковом возрасте важнее всего будет не помогать раскрыться, а помогать найти тот самый мотив для развития.
Милена Подсинева
Музыкально одаренные дети – редкое явление. Милена Подсинева – один из таких талантов.
В 7 лет девочка виртуозно играла на домре. Она участвовала и занимала призовые места в городских, областных и международных музыкальных конкурсах. Юное дарование прозвали нижегородским вундеркиндом.
Девочка мечтала о Гнесинке, но все сложилось иначе.
Родители Милены были алкоголиками. Несмотря на все уговоры дочери, они продолжали пить. Мама девочки умерла, отец был помещен в реабилитационный центр, а сама Мила – в детский дом.
Ни о каком музыкальном образовании не было и речи. Об уникальном таланте девочки быстро забыли.
Какие они, вундеркинды?
В нашем обществе принято называть вундеркиндом любого очень умного ребёнка. На деле, оказывается, есть целая классификация таких уникальных детей. Так, существуют:
- талантливые дети (те, у которых обнаруживается дар в какой-то области, например, в музыке);
- одарённые дети (дети, с высокими показателями интеллекта, IQ – выше 110);
- саванты (дети, которые гениальны в одной или нескольких областях, но имеют проблемы с познаниями в других науках или с элементарными умениями).
И даже если их собрать воедино, процент вундеркиндов не так велик: на 100 тысяч обычных детей приходится всего 1 такой ребёнок.
Высокий IQ — не панацея
Исследования ученого подтвердили мнение, что высокий интеллект не гарантирует блестящего будущего. Нужно еще не лениться, развиваться и действительно хотеть чего-то достичь впоследствии.
Хотя, безусловно, порядка 80% вундеркиндов свой детский статус одаренного ребенка оправдали: практически каждый из них стал либо руководителем подразделения или целого предприятия. В «худшем случае» — профессионалом своего дела, которого многие знали и к мнению которого прислушивались. Блестящие инженеры, химики, врачи, биологи, юристы, художники — все это бывшие вундеркинды. Многие из них написали и опубликовали свои статьи, монографии и диссертации, совершили многочисленные открытия в своих областях.
Но некоторые так называемые неблагополучные вундеркинды имели проблемы с законом: совершали кражи, подделывали документы, занимались проституцией и даже бродяжничали.
За проведенное масштабное исследование Льюис Терман получил две высокие награды: он стал Президентом Американской психологической ассоциации и членом Национальной Академии Наук.
Кто такой гений?
Когда дело доходит до слова гений, как упоминалось выше во введении, гений кто-то чрезвычайно умный, превосходящий других по своим интеллектуальным и творческим способностям. Однако, в отличие от вундеркинда, гений не обязательно должен быть ребенком. Гения можно рассматривать как создателя новых знаний, поскольку он отрывается от господствующей системы мышления. Вот почему гений часто ассоциируется с оригинальностью.
Например, Альберта Эйнштейна можно считать гением. Это потому, что он смог создать новые знания и изменить курс науки.
Вот почему гений — это не просто умный человек; настоящий гений гораздо больше благодаря своим исключительным способностям. Фрэнсис Гальтон, которого также считают основателем психометрии, особенно интересовался изучением человеческого интеллекта. Кроме того, в таких областях, как психология и философия, идея гения вызвала особый интерес.
Альберт Эйнштейн — гений
В чем разница между Genius и Prodigy?
• Определение гения и вундеркинда:
• Гений — это тот, кто обладает исключительными способностями с точки зрения творчества, интеллектуальных способностей и даже нестандартного мышления.
• Вундеркинд — это тот, кто овладевает дисциплиной в очень молодом возрасте. Он демонстрирует мастерство взрослого в определенной области.
• Гений не ограничен возрастом.
• Вундеркинд относится, в частности, к ребенку или лицу младше 18 лет.
• Оригинальность:
• Гений очень оригинален.
• Вундеркинд обладает исключительным талантом взрослого в отношении работоспособности и творческих способностей, но может не быть оригинальным.
• Способности:
• Гений создает новые знания и мыслит нестандартно. Исключительные способности, которыми он или она обладает, являются врожденными.
• Вундеркинд не может создавать новые знания или мыслить нестандартно. Кроме того, способности могут быть врожденными или развиваться под воздействием факторов окружающей среды.
Изображения предоставлены: Альберт Эйнштейн и ребенок Моцарт через Wikicommons (общественное достояние)
Какой IQ у вундеркиндов?
Считается, что у особенно одаренных детей IQ составляет от 130 баллов и выше, порой доходя до 200. Для сравнения: IQ среднестатистического ребенка до 10-ти лет — от 90 до 110 баллов, а самые слабые детки набирают 70 баллов и даже меньше.
Перед началом первого масштабного исследования для выявления вундеркиндов Терман и его команда протестировали 250 тысяч школьников. Из них отобрали тех, чей уровень интеллекта был больше 140 баллов. Таких детей насчитали всего 1500, причем, мальчиков было почти на 200 больше, чем девочек.
Сегодня никто из этих детей не стал современным Эйнштейном или Леонардо да Винчи, но их гениальность не подлежит никакому сомнению.
Анкета для родителей 4–6-летних детей
Ответьте «да» или «нет» на предлагаемые вопросы. Затем подсчитайте количество «да» и сравните результат со шкалой результатов.
- Часто ли ребенок находит нестандартное применение тому или иному предмету?
- Меняются ли периодически интересы ребенка?
- Рисует ли ваш маленький художник абстрактные картинки?
- Рисует ли он воображаемые, несуществующие предметы, проявляет художественное видение?
- Нравятся ли юному гению фантастические истории?
- Сочиняет ли он сам такие истории, стихи, музыкальные композиции?
- Делает ли он иногда успешно нечто, о чем не знал?
- Он преобразует пространство и предметы по своему неординарному замыслу?
- Умеет ли он выделять главную мысль текста и рассуждать о ней?
- Вырезает ли он затейливые образы из бумаги и картона?
- Изобретает новые слова, способен придумать собственный сюжетный танец?
- Считает ли выдуманные слова понятными без разъяснений?
- Часто делает перестановку мебели?
- Использует ли вещи не по назначению?
- Отгадывает назначение предметов, которых никогда не видел?
- Предпочитает одеваться по своему вкусу, отрицая ваш?
- Есть ли у него собственный выдуманный мир, в котором ему комфортно?
- Пытается ли он найти объяснение чему-то, с чем не знаком?
- Просит объяснить окружающие явления, живо интересуется событиями внешнего мира?
- Ему нравятся книги без картинок?
- Рисует собственные настольные игры, карточки и т. д.?
- Хорошо помнит сны, может их пересказать?
- Быстро и легко устанавливает связь между причиной и следствием, даже если эта связь не очевидна.
Условно можно считать одаренным ребенка, для которого родители поставили отметку «да» от 20 до 23 раз. Результат от 15 до 19 говорит о сообразительности, заинтересованности дошкольника. 9–14 очков — это сообразительный малыш, не слишком склонный к делам творческим. 4–8 баллов — этот ребенок скорее логик и практик, чем творец. Менее 4 — изобретательность еще не развита, над ее проявлениями можно работать педагогам и родителям.
Куда исчезают вундеркинды?
Оглянитесь, каждый второй ребёнок проявляет какие-то способности. Очень мало детей неспособных. Вот они малыши – умные, одарённые, талантливые. Проходит время, и в школу идёт «серая масса» детей забывшая, или тщательно скрывающая от окружающих свою уникальность. Что они знают, наши умные дети? Какой мудростью одарила их природа? Всё очень просто – это защита. Защита на генетическом уровне, это родовая память – выделяться из толпы опасно!
В самом деле, откатимся назад по времени. Если на людях ребёнок начинал говорить умные вещи, проявлять не дюжие математические способности, как будто его устами говорит взрослый, то его могли считать одержимым, и передать инквизиции. А ребёнка, носящего очки (имеющего «личину» взрослого), могли подозревать в связи с дьяволом.
Дети на подсознательном уровне понимали, что нельзя открыто демонстрировать свои отличия. Если девочка или мальчик, обладали поразительной гибкостью, их заставляли снова и снова выходить на манеж и на потеху людям быть гуттаперчевыми, что очень быстро вело к травмам и даже смерти.
Как ты сочиняешь музыку? Ты слышишь её в голове? А как ты придумываешь свои истории? Тебе кто-то шепчет во сне? Ты помнишь, кем был в прошлой жизни? Честные ответы на такие вопросы, отправляли вундеркинда в сумасшедший дом на лечение его необычных способностей. А выходили из него обезличенные обычные дети, а могли и остаться там навсегда.
Что делает ребёнок? Как он может защитить свою хрупкую психику от нападок взрослых людей? Только скрывать! Не показывать свою уникальность, не демонстрировать отличия от других, затаиться и ждать. Ждать понимающего взрослого, который не только возьмёт на себя функцию защитника вундеркинда, от агрессивного современного мира, но и будет пестовать и лелеять дитя, не делая из него посмешище или объект для исследования.
Повезёт вундеркинду, если на его жизненном пути встретится мудрый наставник. Хорошо, если это будут родители, которым малыш может довериться, и демонстрировать свои способности. И будет у ребёнка хороший шанс стать гением.
А если нет такого взрослого, то ребёнок скрывает свои отличия – это его право, его защита, мудрость, подаренная природой. Так и теряет наш мир вундеркиндов. Дети взрослеют и становятся обыкновенными людьми.