Диагностика
Диагностикой и лечением эпилепсии занимаются неврологи. Некоторые из них специально расширяют свою квалификацию именно в этом направлении, что позволяет им действовать еще более эффективно.
Обследование больного с подозрением на эпилепсию включает в себя следующие методики:
сбор жалоб и анамнеза: врач подробно расспрашивает пациента о беспокоящих его симптомах, выясняет время и обстоятельства их возникновения; характерным признаком эпилепсии является появление приступов на фоне резких звуков, яркого или мигающего света и т.п.; особое внимание уделяется наследственности, перенесенным травмам и заболеваниям, образу жизни пациента и его вредным привычкам;
неврологический осмотр: врач оценивает мышечную силу, кожную чувствительность, выраженность и симметричных рефлексов;
ЭЭГ (электроэнцефалография): процедура регистрации электрической активности мозга, позволяющая увидеть характерную активность эпилептогенного очага; при необходимости врач может попытаться спровоцировать перевозбуждение с помощью вспышек света или ритмичных звуков;
МРТ головного мозга: дает возможность выявить патологические участки и образования: опухоли, трещины, очаги ишемии, последствия перенесенного инсульта и т.п.;
ангиография сосудов головы: введение в кровь контрастного вещества с последующей рентгенографией; позволяет увидеть участки сужения сосудов и ухудшения кровотока;
УЗИ головного мозга (Эхо-энцефалограмма): используется у детей первого года жизни, у которых еще не закрылся родничок; визуализирует опухоли и другие объемные образования, скопление жидкости и т.п.;
реоэнцефалография: измерение электрического сопротивления тканей головы, с помощью которого можно диагностировать нарушения кровотока;
общие обследования: общие анализы крови и мочи, биохимия крови, тесты на инфекции, ЭКГ и т.п. для комплексной оценки состояния пациента;
консультации узких специалистов: нейрохирурга, токсиколога, нарколога, психиатра и т.п
(назначается в зависимости от предполагаемой причины приступов).
Список исследований может меняться в зависимости от возраста больного, вида приступов, наличия хронических патологий и других факторов.
Диагностика
Обычно кризис трехлетнего возраста проходит без врачебного вмешательства. Родители адекватно воспринимают поведенческие изменения своего малыша. Но если в кризисе 3 лет симптомы чрезмерно выражаются, то родители могут обратиться за помощью к детскому психологу, психиатру, неврологу.
Диагностика включает в себя такие методы работы:
- Беседу. Опрос, позволяющий выявить начало возникновения симптомов, частоту и их продолжительность.
- Наблюдение. Во время беседы специалист тщательно наблюдает за тем, как ведет себя ребенок. Более ярко симптомы проявляются во время случайного взаимодействия родителя и малыша.
- Осмотр. Если случаются припадки (истерика, судорога), невролог может проводить физический осмотр ребенка. Он оценивает степень его чувствительности, мышечный тонус, силу, рефлексы и координацию движений.
Кроме того, врач может провести дифференциальную диагностику на предмет наличия неврологического заболевания.
Признаки агрессии у ребенка 4-5 лет
Прежде всего разберемся, как распознать агрессивность, чтобы понимать, когда стоит беспокоиться и предпринимать какие-то меры. Обычно агрессивное поведение у ребенка 4 или 5 лет проявляется так:
• попытки причинить вред другим детям – толкнуть, ударить, укусить, обозвать;
• осознанная порча вещей: игрушек, мебели, предметов декора в доме и за его пределами;
• провокация на ответную агрессию. Чадо ведет себя неподобающим образом с родителями, воспитателями, ровесниками;
• осознанное непослушание – ребенок категорически отказывается делать то, что просят, чтобы рассердить родителей, воспитателей.
Если имеет место описанная ситуация, необходимо срочно задаться вопросом ее нормализации. Вспышки гнева и приступы агрессии нужно устранить немедля, чтобы ребенок не навредил себе или другим.
Когда стоит переживать
В основном об эмоциональной неустойчивости, как об отдельном заболевании, речь почти никогда не идет. Ей свойственны следующие признаки: повышенная раздражительность(человек может вывести из себя любая мелочь); спонтанные вспышки гнева, так называемое состояние аффекта; частые, порой абсолютно неосознанные, перепады настроения; неспособность себя контролировать и управлять своим поведением.
Причем эти проявления эмоциональной неустойчивости часто никак не связаны с погодными изменениями или стрессовыми ситуациями. Человек с эмоционально нестабильной психикой всегда ищет повод, за который можно зацепиться и дать волю своим эмоциям. Такие люди не любят, когда их критикуют, когда им возражают, и всегда пытаются отстоять свое мнение, даже не пытаясь услышать и принять другую точку зрения.
Когда можно заболеть шизофренией
Заболеть шизофренией можно в любом возрасте – страдают шизофренией дети, подростки и взрослые, хотя обычно заболевание начинается сразу после 20 лет. Диагноз шизофрении обычно ставится после первого психотического эпизода; тем не менее, несколькими месяцами или годами ранее обычное явление – ранние симптомы шизофрении.
Эту фазу часто называют продромальной фазой. Название произошло от греческого слова prodromom – вестник.
Согласно исследованиям, около 80-90% больных шизофренией помнят собственную продромальную фазу, хотя симптомы, возникающие в этот период, довольно неспецифичны. К ним относятся:
- необычное содержание в мышлении;
- депрессия и тревожные расстройства;
- апатия, изоляция от окружающей среды;
- нарушения речи, движений и координации;
- дефицит внимания, поведенческие расстройства и различные проблемы, связанные с социальной сферой.
Чем занимается нейропсихология?
Этот раздел медицины и психологии изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека. Иными словами, нейропсихолог – это врач, который может объективно оценить состояние высших психических функций и помочь их восстановить (если они утрачены в силу тяжелой травмы или болезни) или развить, когда это необходимо.
Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны. Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т. д. Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.
Поскольку детский врач оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики, то именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.
Острый и хронический стрессы у ребенка
Врачи отмечают, что существует несколько стадий посттравматического синдрома – острый и хронический. Острая стадия наступает в момент проживания стресса и длительность ее индивидуальна. В начале этого этапа ребенок проживает психическое напряжение и страх. Рядом могут быть другие люди, но субьективно человек остается один на один со страхом, злостью, отчаянием, беспомощностью. По окончанию приходит облегчение, происходит улучшение настроения, но вскоре временная эйфория трансформируется в вялость, усталось и заторможенность. В этот момент ребенку нужно помочь пережить негативные эмоции и почувствовать поддержку. Однако часто взрослые сами парализованы стрессом, и ребенку приходится справляться одному. Человек, не получивший поддержки во время острого стресса, переходит к стадии хронического стресса. Эта стадия предполагает длительную адаптацию после пережитого стресса, и если на этом этапе человеку не будет оказана адекватная помощь, то есть риск формирования посттравматического стрессового расстройства. Это влияет на развитие личности и физическое состояние человека. Для этапа хронического стресса характерны неожиданные поведенческие реакции, резкое изменение привычек и ритма жизни, нарушение концентрации внимания и сна, пищевого поведения, обострение соматических болезней, эмоциональные вспышки, перепады настроения и другие психологические симптомы.
Если истерики не проходят
Если истерики повторяются у ребенка регулярно, продолжаются после достижения им возраста 4 лет, чрезмерно эмоционально окрашены, имеют серьезные последствия (потеря сознания, нанесение себе и другим ущерба), сопровождаются нарушениями сна, аппетита, агрессией, плохим настроением, родителям может потребоваться консультация невролога.
В любом случае, если малыш склонен к истерикам (в силу темперамента), щадящий режим дня, достаточный сон, рациональное питание, разумная по нагрузкам и продолжительности физическая и интеллектуальная деятельность в течение суток, спокойные игры вечером, доброжелательные, но с четкими границами дозволенного отношения с другими членами семьи, правильная тактика поведения родителей во время истерики — минимальный набор воспитательных мер, которые помогут восстановить спокойствие в доме.
Если детские истерики стали для вашей семьи нормой, значит недостатка в зрителях нет
Плохим ли, хорошим ли поведением добивается ребенок вашего внимания — не важно, главное, он получает желаемое: присутствие родителей, их активное эмоциональное вовлечение, а иногда и бонусы в виде материального поощрения.
Вы никогда не должны поддаваться на уговоры, подкупы и попытки ребенка вас разжалобить, иначе вы закрепляете у него то поведение, которому пытаетесь противостоять. Если на пике истерики ваши нервы не выдерживают и вы соглашаетесь пойти навстречу уговорам малыша, то посылаете недвусмысленный сигнал о том, что ему удалось найти эффективную тактику, позволяющую получить желаемое.
Чтобы не становиться объектом манипуляций ребенка, не уделяйте внимания тем поступкам и реакциям, которые находите нежелательными
Чаще хвалите за лучшие проявления и игнорируйте худшие. Со временем малыш поймет, какого поведения вы от него ожидаете.
Если уровень физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок так велик, что от усталости ребенок теряет контроль над собой, — необходимо серьезно пересмотреть образ жизни и распорядок дня, чтобы привести его в соответствие с возрастными и психологическими потребностями вашего малыша.
Помните: истерика не проявление дурного нрава ребенка, который вам придется терпеть всю жизнь. Это — симптом скрытой проблемы, и вам удастся ее решить, если вы проявите сочувствие, терпение и понимание к чувствам малыша. Наградой вам будут теплые, искренние и доверительные отношения с собственным ребенком, а его воспитание — увлекательным совместным путешествием из детства во взрослый мир.
Список использованной литературы:
- Петрановская Л. В. Если с ребенком трудно. Москва: Издательство «АСТ», 2016. — 144 с.
- Корнеева Е. Н. Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться. Москва: Издательство «Мир и образование», 2012. — 160 с.
- Васильева Александра, Любимова Елена. Я устала кричать! Как говорить с детьми, чтобы они слушались. Санкт-Петербург: Издательство «Вектор», 2015. — 320 с.
- Прайор Карен. Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя. Москва: Издательство «ОДРИ», 2017. — 256 с.
В чем суть расстройства
Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:
- гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
- гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
- переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.
В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности.
Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.
Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями.
Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения.
У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве.
Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.
Как злиться конструктивно и безопасно
Если ребенок постоянно злится, не запрещайте ему этого делать, забудьте фразы «не злись», «со злым мальчиком никто не будет дружить».
Озвучьте ребенку его чувство: «ты злишься», «ты можешь злиться», «все иногда злятся». Разделите эмоцию и агрессивные действия: «Меня бы тоже разозлила эта ситуация, но бить другого нехорошо, это больно и обидно». Предположите из-за чего злится ребенок и предложите выход: «Ты злишься, потому что хочешь забрать у Маши ее куклу. Это кукла чужая. Ты не можешь ее взять без разрешения. Но ты можешь попросить Машу дать тебе поиграть с этой куклой».
Важно, осуждая действия ребенка, при этом принимать его чувства. «Ты разозлился на воспитательницу, потому что она поставила тебя в угол
Я бы тоже на нее разозлилась, ведь стоять в углу неинтересно, хочется продолжать прыгать по стульям. Это так весело! Но кидать в человека машинкой плохо, ведь можно сделать ему больно. Воспитательница за тебя переживает, она хотела, чтобы ты в углу немного успокоился. Прыгая по стульям, ты мог упасть».
В данном случае мама назвала чувство ребенка, из-за которого он бросил в воспитательницу машинку — злость. Она назвала причину, по которой возникла злость у ребенка — воспитательница не разрешила ему прыгать по стульям и поставила в угол. Мама признала, что прыгать по стульям весело, а в углу стоять скучно. Наконец, мама объяснила из-за чего воспитательница поставила его в угол — она переживала, чтобы он не причинил себе вред.
Однако чаще всего мамы, узнав о подобной ситуации, говорят следующее: «Что? Ты бросил в воспитательницу машинкой? Какой кошмар! Мне стыдно, что у меня такой сын. Она поставила тебя в угол? И правильно сделала! Нечего прыгать по стульям!» Вот типичный пример непонимания матерью чувств ребенка.
Чувство гнева
Изречения множества психологов о возможности подавления вспышки гнева и опасности, что если не разрешено внешнее выражение проявление или трансформация чувства гнева, он может обратиться внутрь — на себя. Психологи ошибочно считают, что гнев, «обращенный внутрь» может привести к гипертонии, вегетососудистой дистонии, неврозам или депрессии. Наоборот, следует рассматривать гнев, как один из первых симптомов формирования психического изменения. И если у человека такие состояния начинают проявляться чаще, а контроль за состоянием затруднен, то надо рассматривать вариант необходимости посещения врача-психотерапевта. Не удивительно, что такие психологи, которые имеют такое мнение, не имеют успешных решений проблем, связанных с ситуациями проявления вспышек неконтролируемого гнева и попытками его контроля.
Для примера мы приведем несколько вариантов жалоб людей на проявление немотивированных вспышек неконтролируемого гнева.
Примеры вспышки неконтролируемого гнева
1. Я не знаю, что мне делать. Я с молодым человеком встречаюсь уже больше 3 лет. В последнее время он стал просто каким-то бешеным. Раньше такого не было так сильно. Было изредка. А сейчас он вспыхивает по разным пустякам и сразу начинает орать. Например, забыла я губную помаду дома. Мы никуда не торопимся, не опаздываем и я вспомнила об этом когда спустились вниз на лифте. Попросила его подождать внизу пока я поднимусь и возьму её. Он тут-же стал орать, о чем я думала раньше. Если мы идем по улице и я не замечу какого-то его друга и не предупрежу его, что кто-то из знакомых идет, тоже орать как потерпевший начинает. Как будто я должна только вокруг и смотреть, не идет ли его друзья на встречу.
2. У нас с моим парнем были дальноидущие планы, но мне кажется, что у него нарушена психика. Он говорит, что это из за посттравматического синдрома, он был два года в Чечне, травмы головы, контузия. Я думала, что это можно как-то решить и наша любовь все преодолеет. Но прошел год, а я вижу только у ухудшение его состояния и наших отношений. Выражаться его психическое не здоровье может различно. Это могут быть резкие необоснованные приступы ярости, неконтролируемые вспышки гнева и неконтролируемое поведение, когда он сам не понимает что говорит и что делает. Все это и лишено какого либо здравого смысла. К примеру, если я не взяла трубку телефона, это сопровождается злобой и истерикой, ором и обидой, может в этот момент послать куда подальше, при чем в выражениях не стесняется. Потом — настроение так же резко меняется и происходит обратное – слезы, сопли, извинения, «Жить без тебя не могу …» и тд. Общение стало невыносимым, наверное, я сама скоро с ума сойду.
Вспышки ярости
3. У меня стали все чаще появляться какие-то вспышки неконтролируемого гнева, недовольства, доходит до какой-то ярости. Все это бывает на несколько минут, а потом проходит и все встает на свои места. Сам того я не хочу, но я готов сорваться на любого, ни с того, ни с сяго, просто с ничего. К врачам не обращался еще, да и толком не знаю к какому врачу нужно идти. Могу завестись из-за мелочи. Страдают не только члены моей семьи, муж и маленькая дочка. Я могу на них на кричать, обозвать, через минуту об этом жалею и прошу прощения, но поздно — слово не воробей. Дочке всего год, но даже на нее я могу накричать, и это меня больше всего беспокоит. Я понимаю, что так нельзя, но не могу ничего с собой поделать. Накричу и как будто легче. Сама себя за это ненавижу. Как совладать с эмоциями?
Управление гневом
Выше мы уже говорили о том, что гнев – это базовая эмоция, поэтому полностью ее ликвидировать невозможно. Без нее человеческая личность не может быть полноценной.
Мы все устроены таким образом, что нуждаемся в демонстрации своих чувств. Когда мы показываем окружению, что творится внутри нас, мы учимся контролировать самих себя. Таким образом, появляется возможность управлять гневом, переводя его на более слабый уровень.
Для управления гневом необходимо анализировать мысли и слова, которые мы произносим вслух. Кстати, физическое развитие тоже актуально. Активно тренируя тело, мы повышаем уровень своей выносливости. Увеличение физической силы способствует развитию нашей сдержанности и самодисциплины.
Вот некоторые советы психологов в части управления гневом:
-
заниматься спортом;
-
следить за своими мыслями, искать положительные моменты в происходящем;
-
представить, как вы выглядите со стороны в минуты гнева, и записывать на бумагу весь негатив, который вы чувствовали в то время.
Практический совет: настройте себя на положительный лад, постарайтесь найти в проблеме что-то смешное или абсурдное. Посмотрите в зеркало – вы увидите, насколько смешно выглядите со стороны, когда находитесь в состоянии гнева.
Вот еще несколько рекомендаций специалистов:
-
Занимайтесь медитацией. Это дает возможность негативу исчезнуть без следа.
-
Живите по режиму. Если в вашей жизни все будет разложено по полочкам, среди эмоций также будет полный порядок.
-
Постарайтесь не выпускать на свободу свои эмоции в то время, когда вы ищете пути решения проблемы.
-
Отучите себя от слов «всегда» и «никогда». Такая лексика может спровоцировать вспышку негатива.
-
Старайтесь ставить на место отрицательных мыслей положительные. То есть то, что портит вашу жизнь, должно быть заменено тем, что несет пользу. Так вы сможете устранить дискомфорт внутри себя и понизить уровень гнева.
Если вы прислушаетесь к советам психологов и будете использовать их в своей жизни, очень скоро научитесь распознавать гнев и управлять им. Если же даже эти действия не помогут вам решить проблему, есть смысл обратиться за помощью к профессионалам в данной сфере.
Гнев как эмоция наделен удивительным свойством: он имеет созидательный эффект. В некоторых случаях гнев разных уровней способен избавить человека от многих проблем, в других – наоборот, лишь усугубить ситуацию. Из-за такой неоднозначности было выделено направление «психология гнева», изучение которого окажется очень полезным для каждого из нас.
Как выразить гнев правильно
Гнев не в состоянии решить проблему, которая вас злит, однако его физические сигналы предупреждают о том, что пора что-то сделать и выразить гнев правильным образом.
Выражение гнева обычно принимает одну из трех форм: . Гнев довольно часто обращает злость внутрь, поскольку во многих обществах открытое ее выражение является чем-то неприемлемым. Сдерживаемый гнев может вылиться в непродуктивное пассивно-агрессивное поведение, например молчаливую обиду («надуться») или саркастические комментарии. Однако, несмотря на то что не следует сдерживать гнев внутри себя, нападение на каждого, кто вас злит, также вряд ли поможет чувствовать себя лучше во всех случаях. Идеальное выражение гнева — это практика контроля над ним.
В одном из исследований респонденты определили, что разговор с обидчиком является наиболее подходящим способом справиться с гневом. И речь идет не о ругани в адрес другого человека, а о конкретном объяснении ему, почему вы злитесь. Безусловно, такой способ выражения гнева может иногда сделать его полезным — мы стремимся убрать негатив из нашей жизни, а значит, конструктивное выражение злости может заставить нас, например, исправить проблемы в отношениях.
Но хотя мы и знаем, что разговор — это наиболее продуктивный способ контролировать свой гнев, это еще не означает, что мы можем всегда и везде практиковать такой подход
Вряд ли возможно отследить каждого беспечного водителя на дороге, чтобы спокойно с ним поговорить… В случаях, когда это сделать невозможно, важно найти другие здоровые способы заставить свое тело выйти из состояния гнева. Например, заняться спортом, помедитировать или посмотреть любимый сериал
Способов расслабления может быть очень много, и они индивидуальны для каждого человека (главное — найти такие, которые будут успокаивать вас, не нанося вред другим людям).
Вы — взрослый?
Наверняка многие из вас слышали истории и «страшилки» про взрослых, которые остались вечными детьми. «Не наигрался», «не нагулялся», «инфантильный», «вечный студент» — такие и разные другие эпитеты и определения зачастую сопровождают жизнь выросшего, но не повзрослевшего человека.
Как это происходит? Характер человека формируется примерно до 21 года, и к этому возрасту человек должен самоопределиться, найти свой путь в жизни и эмоционально отделиться от родителей. То есть, стать взрослым — самостоятельным и ответственным.
Но если за 21 год человек переживает сильные психические травмы, стрессы и различные страдания, то его эмоциональный возраст навечно останавливается в возрасте травмы. Эмоциональная сфера развивается в первые 7 лет жизни, а далее лишь «шлифуется», совершенствуется. И если ребенок в первые 7 лет жизни был занят не развитием этой сферы, а борьбой со стрессами и лишениями, то он навсегда остается «эмоциональным инвалидом» на уровне развития того самого травмированного ребенка. Полностью скорректировать это невозможно.
Поэтому такие дети растут, вырастают, но не взрослеют. Они становятся родителями, не становясь взрослыми. Взрослый — это человек, достигший возраста совершеннолетия и готовый нести полную ответственность за себя и своих детей в случае их появления.
Родитель — это человек достигший возраста совершеннолетия, родивший детей и не готовый нести полную ответственность за себя и детей, стремясь ее постоянно передать, разделить, снять.
Поскольку «родитель» не умеет нести ответственность в силу эмоциональной незрелости, то он заменяет ее близким по значению, но далеким по качеству контролем. Такой человек контролирует каждый аспект жизни ребенка, начиная от прибавок веса, первых шагов и заканчивая выбором института и супруга.
Контроль без ответственности рождает бездумное формирование ребенка, вылепливание, втискивание в рамки и нормы. Контроль требует послушания и повиновения, и заодно снимает с ребенка ответственность за собственную жизнь. Кто вырастает из этого ребенка? Жизнь которого уже наперед спланировала и проконтролирована мамой? Или, в случае негативных отношений с родителями, не проконтролирована, а запрограммирована на устойчивые модели поведения, так или иначе основанные не на ответственности, а на контроле.
Мы очень советуем вам задуматься, чего больше в ваших воспитательных действиях — контроля или ответственности? Срываясь на ребенка и добиваясь беспрекословного послушания, КАКУЮ модель воспитания в нем закладываете? Как он будет растить своих детей — ваших внуков?
К сожалению, полностью переписать свои программы невозможно, потому что возраст уже упущен. Но сознательным усилием можно существенно сгладить их проявление. Задумайтесь о том, ради чего вы будете это делать. В ваших силах остановить наследование контролирующих принципов воспитания!
Осознайте итоги своего поведения. Продумайте образ ребенка через 20 лет, его отношения со своими детьми, с Вами, с окружающими людьми. Что будет, если Вы ничего не предпримете и не попытаетесь вести с ним себя иначе?
Требует Ли Агрессия Ребенка Вмешательства?
Если агрессивное поведение существенно мешает функционированию семьи и способности вашего малыша участвовать в социальных ситуациях, ваш ребенок, скорее всего, сообщает, что он находится в состоянии стресса
Очень важно найти время, чтобы понять и устранить источник стресса. Педиатр или терапевт могут уделить время, чтобы выслушать вас и помочь вам разобраться в ситуации
Они могут помочь вам продумать вашу уникальную реакцию на поведение и поддержать вас в установлении соответствующих ограничений.
Деструктивная агрессия, когда ребенок неоднократно причиняет вред себе или другим и повреждает имущество, сигнализирует о том, что ребенок борется с регуляцией эмоций и переполняется стрессом. Они используют все доступные средства, чтобы сообщить, что им нужна помощь
Вместо того, чтобы обращаться к справочнику о том, что является «нормальным», используйте уровень стресса и нарушения функций семьи как ориентир, когда необходимо более пристальное внимание к проблеме
Дети обычно учатся управлять своей агрессией, сочетая спокойствие, любящее внимание и ограничивая настрой своих опекунов. По мере развития у них языковых и мыслительных навыков неуместное агрессивное поведение естественным образом утихнет, поскольку они приобретут новую и более сложную способность к социальному взаимодействию