Свойства восприятия в психологии с примерами

Константность цвето- и светоощущения

Под константностью цвета подразумевается способность зрения корректировать восприятие цвета предметов, например, при естественном освещении в любое время суток или при изменении спектра их освещения, например, при выходе их темного помещения. Специалисты пришли к мнению, что механизм константности восприятия является приобретенным.

Об этом свидетельствует ряд исследований. В одном эксперименте ученые провели исследование на людях, постоянно проживающих в густом лесу. Их восприятие представляет интерес, так как ранее они не встречали объектов на большой дистанции. Когда наблюдавшим показали предметы, которые находились на большом расстоянии от них, им показались эти объекты не как удаленные, а как маленькие.

Аналогичные нарушения константности можно заметить у жителей равнин, когда они смотрят на объекты вниз с высоты. К тому же, из верхнего этажа высотного дома автомобили или проходящие люди кажутся нам крошечных размеров. Стоит отметить, что у ребенка с двух лет начинают формироваться такие виды константности, как величины, формы и цвета. К тому же, они имеют свойство совершенствоваться вплоть до четырнадцати лет.

Ошибки в восприятии

Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.


Иллюзия

Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:

  • Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
  • Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.

Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.

Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.

Внимание

Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации

Традиционно внимание связывают прежде всего с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т. д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена

Внимание осуществляет выбор той информации, которая будет обрабатываться. Центральные механизмы переработки информации у человека могут иметь дело в данный момент времени лишь с одним объектом

Фиксированный объем является основной характеристикой внимания. Объем внимания нельзя изменить с помощью обучения и тренировки.

Последовательность анализа среды (направление внимания) зависит от двух групп факторов:

  1. структура внешних раздражителей (физические параметры сигнала: интенсивность, частота и т. д.);
  2. структура внутреннего поля, определяемой деятельностью человека (степень новизны, интенсивности раздражителя и т. д.).

Внимание сопровождается приспособительными движениями, но не сводится к ним. Сущность внимания в избирательном характере психической деятельности

Внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность психической деятельности

Виды внимания

  1. непроизвольное, если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер. По мнению К. К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом).
  2. произвольное, если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью.

Характеристики внимания

  • Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Устойчивость определяется периферическими факторами, не превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание внимания.
  • Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.
  • Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
  • Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
  • Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т. д.

Взаимодействие с социумом при помощи восприятия

Взаимодействие с социумом при помощи восприятия происходит следующим образом:

  • Императивное общение. Это желание подчинить, установить контроль, использовать различного рода манипуляции. Это незавуалированное желание принудить. Такой вид общения иногда оправдан, например, уставные отношения, экстремальные ситуации.
  • При наличии скрытых мотивов при перцепции наступает очередь манипуляции, задача которой скрыть истинные причины, подменить их при необходимости, и также добиться контроля и над человеком, и над ситуацией. Партнер по общению воспринимается только как средство достижения цели. В целом манипулятора характеризует жестокость, апатия, потеря интереса к жизни. Профессия преподавателя отчасти манипулятивна, поскольку педагогу необходимо замотивировать, преподать урок как можно более интересно. Такая установка может пагубно повлиять на межличностной перцепции педагога и других людей.
  • Диалог. Диалог и есть реальное равноправное взаимодействие с социумом при помощи восприятия, это фиксация на другом человеке, на его интересах.

Анализ общения и взаимодействие с социумом при помощи восприятия разнообразно и многофункционально

Оно важно для каждого человека и общества в целом. Структура такого взаимодействия не заканчивается на перцепции, это еще коммуникация и интерактивность

Перцепция – это познание друг друга, установление межличностных отношений, обмен эмоциями и идеями, которую можно назвать обратной связью.

Понятие перцепции – это целый процесс в психологии, посредством которого стоит обратить внимание на некоторые стимулы в нашей среде, а не на другие

Поскольку невозможно уделить внимание всем стимулам, которые преподносит мозг, разум обладает удивительной бессознательной способностью выбирать, что важно, а что нет

ВОСПРИЯТИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАМЯТИ

Восприятие – это не пассивный, созерцательный акт. Человек в своем восприятии в той или иной мере сказывается целиком: его отношение к воспринимаемому, его потребности, его интересы, стремления, желания и чувства. Интересы и чувства проявляются в восприятии сначала в форме непроизвольного внимания. На низших уровнях восприятие протекает «стихийно», независимо от сознания, а на высших уровнях оно превращается в сознательно контролируемую деятельность наблюдения. В наиболее совершенных формах наблюдение, приобретая плановый систематический характер, превращается в метод научного познания.

В ходе изучения восприятия оказывается, что оно не является простой суммой ощущений, что оно – сложный целостный процесс и даже целенаправленная деятельность.

В современной психологии память человека определяется как психофизиологические и культурные процессы, которые выполняют функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память – это жизненно важная способностью человека. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Памятью обладают все живые организмы, но память человека находится на самой высокой ступени развития. Если животным присуща генетическая и механическая память, то человек обладает более продуктивными видами памяти, которые связаны с использованием различных мнемонических средств. Таким образом, память человека является своеобразным инструментом, который предназначен для накопления и использования жизненного опыта.

Методика развития перцепции

По мнению известного психолога Дейла Карнеги, симпатию можно вызвать с помощью простой улыбки

Поэтому стоит уделить внимание своей улыбке и научиться улыбаться прохожим и в перспективе своим собеседникам, чтобы начать диалог, а потом создать прочную и продолжительную коммуникативную связь

Искренняя улыбка вызывает симпатию по умолчанию

Сегодня есть много хитрых приемов и психологических уловок в диалоге, которые позволят понять собеседника и усилить передачу своих эмоций.

Также можно больше жестикулировать и развить мимику, чтобы разговор был более живым, а собеседнику было проще донести информацию. 

Это позволит совершенствовать качество социальной перцепции и понимать людей.

Практика американского психолога, профессора и специалиста в области психологии эмоций и распознавании лжи Пола Экмана – один из самых действенных способов получения и развития навыков социальной перцепции.

Он основывается на концентрации внимания в трех зонах лица человека: лба, подбородка и носа. Пол Экман считает, что именно нос, подбородок и лоб отражают различные эмоциональные состояния человека, например, такие как гнев, страх, отвращение, грусть.

Анализируя мимику и жесты человека во время диалога, можно понять, в каком настроении находится собеседник и что чувствует в данный момент. Навык распознавания эмоций и жестов позволяет упрочнить контакт между людьми. Так можно знать, что лучше сказать в ходе диалога.

Методика Пола Экмана получила широкое применение в психотерапии и психиатрии, а также у специалистов ФБР и ЦРУ. Благодаря ей можно создать прочную коммуникативную связь и получить необходимую информацию. Например, так психотерапевт может выявить психические нарушения.

Методы, направленные на развитие социальной перцепции (используются в группах/коллективах):

  1. Дискуссия в группе. Обычно это обсуждение в коллективе каких-либо вопросов, решение проблем и совместное принятие решений. Это позволяет прояснить, а возможно и изменить мнение, установки и позиции каждого участника дискуссии. С помощью данной методики можно увидеть проблему со стороны (каждый расскажет свое видение) или коллективно рефлексировать (это сплотит людей и им будет легче раскрыться друг перед другом).
  2. Игры. Это могут быть деловые, тематические, творческие, ситуационные игры, которые обычно сплочают коллектив, помогают преодолеть скованность и напряженность. За счет игр можно сделать обучение еще более продуктивным, закрепить новые навыки в поведении, развивать вербальные и невербальные умения.
  3. Различные техники медитации. Очень полезны и эффективны, так как позволяют расслабиться и погрузиться в себя, избавиться от негативных мыслей, излишнего напряжения, стрессового состояния. Такие техники используются для физической и чувственной релаксации.
  4. Развитие восприятия. Люди развивают навыки восприятия информации и объективного оценивания себя и своих поступков, учатся распознавать эмоции и мимику собеседника, понимать человека. Тренер использует различные упражнения, где участники вербально и невербально узнают, как их воспринимают окружающие.

Перцепция – это не только зрительное, слуховое и тактильное восприятие мира. Это видение себя со стороны, понимание собеседника, восприятие себя и других людей, а также целостной картины мира.

В этом видео вы узнаете о механизмах социальной перцепции:

Игры, способствующие развитию восприятия младших дошкольников

«Собираем капельки»

Игра способствует:

  • развитию умения объединять предметы по наличию у них общего признака (цвета);
  • развитию восприятия цвета и мелкой моторики рук.

Оборудование: пластмассовые емкости основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. У каждого участника игры набор цветных кружков разного цвета.


Посади зайчика в вагон по цвету – игра

Инструкция: просим детей собрать кружочки-капельки в аналогичного цвета стакан.

«Спрятались под зонтики»

Игра развивает:

  • умение объединять предметы по общему существенному признаку (форма);
  • восприятие формы и цвета.

Оборудование: иллюстрации зонтиков трех (четырех) цветов: красный, зеленый и синий. Треугольник, квадрат, круг для каждого ребенка, участвующего в игре.

Создание игровой ситуации:

  1. «В солнечный денек пошли геометрические фигурки на прогулку. Вдруг тучка «закрыла» солнышко и закапал дождик. Куда нашим фигуркам спрятаться?»
  2. Предполагаемый ответ детей: «Под зонтики».
  3. «Конечно! Пусть все кружочки скорее прячутся под красный зонтик, а квадратики — под зеленый, треугольнички — под синий».

Играя, дети учатся отделить свойства от предмета, проводя их сравнение.

Интеллект

Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект».

Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям

Для некоторых интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей.

Оригинальныый подход к пониманию интеллекта предложил Б. Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности. Эта организация связана “с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека…».

Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера.

Отношение психологов к оценке интеллекта с помощью тестов не определилось до конца.

Осмысленность

Суть этого свойства заключается в том, чтобы дать воспринимаемому явлению или объекту определенный смысл, обозначить его словом, а также отнести к определенной языковой группе, исходя из багажа знаний субъекта и его прошлого опыта. Одной из самых простых форм осмысливания явлений и предметов считается узнавание.

Швейцарский психолог Герман Роршах выявил, что даже случайные чернильные пятна воспринимаются человеком как что-то осмысленное (озеро, облако, цветы и т. д.), и только людям с психическими отклонениями свойственно воспринимать их просто как абстрактные пятна. Из этого следует, что восприятие осмысленности протекает в качестве процесса поиска ответов на вопрос: «Что это?».

Свойства восприятия

Среди ведущих качеств восприятия отражают следующие параметры:

  • Конкретность, то есть способность отражать разнообразные объекты и процессы настоящего мира в виде отдельных предметов.
  • Монолитность или полнота, то есть отражение объектов в комплексе их свойств.
  • Структурность – особенность, которая демонстрируется в том, что личность усваивает, так сказать, обособленную от зарождающихся ощущений собирательное устройство, формирующееся в течение определенного временного периода.
  • Стабильность, выражающаяся в постоянстве конкретных параметров предметов в комбинации с варьированием условий их восприятия.
  • Рациональность, то есть существование взаимосвязи с мыслительными процессами.
  • Инициативность (или селективность), которая состоит в восприятии в определенный временной период только одного предмета или их группы.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Иллюзия реальности

Иллюзия восприятия возникает, когда реальность отражается искажённо, при этом эффект носит устойчивый характер. Иллюзии могут возникать у многих людей под влиянием физических, физиологических и психологических причин.

Излом ложки в стакане чая относят к физической иллюзии, а раздвоение изображения при надавливании вбок глазного яблока — к физиологической. Психологическая иллюзия возникает, когда происходит переоценка одинаковых линий в большую или меньшую сторону при объективном равенстве их длины.

В другом примере рассматривают переоценивание верхних частей фигуры. При разделении вертикальной линии пополам человек часто допускает ошибку, устанавливая середину значительно выше реальной.

Проявления в отношениях с окружающими

У всех людей разные перцептивные способности. Это зависит, в частности, от генетики и культуры

Также это качество можно развить, что особенно важно для людей, чья работа связана с общением, педагогической деятельностью. Например, способности перцептивные педагога – это умения наблюдения, найти индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от его успеваемости, характера, национальности

В отношениях с окружающими перцептивные личности демонстрируют высокий уровень эмпатии – эмоционального сопереживания собеседнику.


Человек с высоким уровнем развития чувственного восприятия легко находит общий язык с окружающими

Осмысленность восприятия

Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно опознать его, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями и — возможно — даже назвать его, соотнеся с определенным понятием.

При виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. В толкование имеющихся данных входит не только поиск истины, но и поиск выхода из сложной ситуации, решения проблемы. Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным. Оглядываясь вокруг, мы ищем какой-нибудь предмет, находим подходящий и таким образом толкуем его как отвертку, особенно не разбираясь в истинном его предназначении, истинных особенностях.

Процесс осмысления воспринимаемой информации включает в себя несколько стадий:

1) выделение комплекса стимулов из потока информации,

2) принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту,

3) поиск в памяти наиболее релевантных шаблонов-категорий, аналогичных или близких по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект,

4) отнесение воспринимаемого объекта к конкретному шаблону-категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения (выработка временной гипотезы),

5) формирование окончательного вывода о соотнесенности с конкретным шаблоном-категорией,

6) дополнение шаблона индивидуальными особенностями воспринимаемого объекта (если, например, шаблон-категория это «человек-женщина», то могут быть добавлены индивидуальные особенности: «молодая», «красивая», «одетая в платье», «интеллигентного вида»).

Восприятие детей в среднем дошкольном периоде

Четырех и пятилетние дети уже имеют определенные успехи в развитии восприятия:

  • легко узнают базовые фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
  • знают и хорошо различают 7 основных цветов;
  • имеют представление об изменяемости насыщенности цвета: более светлый или темный;
  • знают и используют деление цвета на теплый и холодный оттенки;
  • разбираются в мягких и резких сочетаниях красок.


Виды и свойства восприятия

Особенности восприятия предметов (явлений)

К 5 годам формируется представление о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний».


Игра на ориентирование в пространстве «верх-низ, вправо-влево»

Особенности восприятия времени и пространства

Восприятие этих величин формируется у детей достаточно долго. У средних дошкольников оно только «складывается». Как правило, дети запоминают основные величины, обозначающие временные промежутки (час, минута, сегодня, вчера, завтра), но адекватно пользоваться ими еще не умеют. Это вполне объяснимо: время неподвластно непосредственному манипулированию, а потому все понятия, связанные с его обозначением, относительны.


Ориентировка во времени — сложная задача для 4-5 лет

По этой же причине ребенок 4-5 лет пока не способен усвоить систему мер: сантиметр, метр, километр.

Особенности художественного восприятия

В течение дошкольного периода все дети — творцы. Они много и с большим удовольствием занимаются художественным творчеством, лепкой, аппликацией, увлекаются различными видами конструирования. Для них художественное творчество — способ познания мира, возможность восприятия чувств, рождения переживаний. Дети этого периода очень эмоциональны и возможность творить для них играет еще и терапевтическую роль.

Особенности восприятия себя и окружающих людей

Восприятие людей детьми в этом возрасте отличается оценочностью суждений, связанных с внешностью человека и его нравственными качествами. Например, о воспитателе дети могут сказать: «Она всегда красивая (нарядная)». О людях, проявляющих к ним теплые чувства: «Всегда меня обнимает (целует)», или «Она добрая, ласковая». Особенно эмоционально ярко дети говорят о тех, к кому наиболее привязаны.


В 5 лет для ребенка мама самая красивая и самая молодая

Восприятие детьми сверстников зависимо от популярности ребенка в детском обществе (группе) и его оценки другими детьми. На это мы можем повлиять косвенно.


Игра «Цвет + форма» — для малышей 5-6 лет

Уровни и виды восприятия

Определение 1

Восприятие – это процесс, посредством которого происходит формирование образов окружающего мира, отражение реальности в психике.

Синонимом слова восприятие является слово перцепция, что в переводе с латинского языка означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Есть и другие равнозначные по смыслу слова – это приятие, созерцание, оценка и др.

Человек в процессе своей жизни познает окружающий его мир постоянно, взяв ту или иную вещь в руки, он может определить её цвет, плотность, вес, запах и др. Все эти характеристики вызывают разные ощущения, в совокупности рождающие образ предмета. Этот процесс познания и будет восприятием, на основе которого формируется субъективный образ предмета.

Восприятие является результатом деятельности системы анализаторов. В психологии восприятие – не только сумма ощущений, а ещё и индивидуальные знания человека, его представления о мире.

Замечание 1

Феномен восприятия имеет тесную связь с памятью, мышлением, вниманием, мотивационной сферой, речью. Восприятие имеет четыре уровня – обнаружение, например, ухо человека воспринимает какой-то сигнал, различение – человек понимает, что этот сигнал является звуком, идентификация – человек определяет, на что похож этот звук из знакомых ему звуков, опознание – отнесение образа к конкретной категории, например – это заливистый детский смех за окном. Восприятие имеет четыре уровня – обнаружение, например, ухо человека воспринимает какой-то сигнал, различение – человек понимает, что этот сигнал является звуком, идентификация – человек определяет, на что похож этот звук из знакомых ему звуков, опознание – отнесение образа к конкретной категории, например – это заливистый детский смех за окном

Восприятие имеет четыре уровня – обнаружение, например, ухо человека воспринимает какой-то сигнал, различение – человек понимает, что этот сигнал является звуком, идентификация – человек определяет, на что похож этот звук из знакомых ему звуков, опознание – отнесение образа к конкретной категории, например – это заливистый детский смех за окном.

Каждый предмет или явление огромного и разнообразного мира воспринимается посредством разных анализаторов, но, среди них всегда есть один ведущий.

Восприятие классифицируется на несколько видов: —

  1. По модальности выделяют восприятие:

    • зрительное,
    • слуховое,
    • осязательное,
    • обонятельное,
    • вкусовое.
  2. По ведущему анализатору выделяют следующие простые типы восприятия:

    • кинестетический вид – ощущения, движение, с помощью которых человек считывает информацию.
    • аудиальный вид, в котором восприятие происходит на слух,
    • визуальный вид, в котором ведущим приемником будут глаза.

Если прислушаться, как говорит человек, то можно определить его индивидуальный тип простого восприятия

Каждый человек по-разному видит мир, исходя из своих способностей, а это важно для понимания друг друга

Сложный вид восприятия сочетает два или несколько видов восприятия в разной комбинации – это может быть зрительно-слуховой, зрительно-двигательно-слуховой и др.

Специальный вид восприятия является специфическим восприятием, зависящим от воспринимаемого объекта.

По способу актуализации восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Если произвольное восприятие имеет свою цель, то непроизвольное вызвано не целью, а средой, например, невропатолог стучит молоточком по ноге, чтобы проверить физиологическую реакцию.

Восприятие человека человеком

В обществознании выявлена особенность восприятия людьми друг друга. При знакомстве нет возможности получить достаточное количество информации для того, чтобы сформировался целостный законченный образ. Только в процессе длительного общения люди узнают друг друга настолько, что в сознании складывается психологический портрет товарища.

В момент первой встречи люди стараются произвести хорошее впечатление, если они заинтересованы в партнере по общению. Они словно встают на цыпочки, желая стать выше в нравственном плане. Свои недостатки и слабые стороны в самом начале отношений люди старательно маскируют. Первичный образ о собеседнике формируется у человека на основе анализа его осанки, позы, жестов, стиля общения.

Восприятие людьми друг друга

Кроме того, если собеседник сообщает свою профессию, человек мысленно приписывает ему стереотипные качества типичного представителя той или иной сферы профессиональной деятельности. Так, людям свойственно считать, что учителя ведут правильный образ жизни, а музыканты ранимы, впечатлительны, романтичны.

Социальный статус человека также оказывает существенное влияние на то, какое мнение складывается о нем у окружающих.

Интересный факт. Если человек обладает красивой внешностью, то партнеры по общению склонны наделять его положительными личностными качествами, которыми он в действительности не обладает. Если внешне собеседник напоминает человеку кого-то из родственников, симпатия к нему возникает с первых минут общения.

Литература

  • Гусев А. Н. Общая психология: в 7 т.: учебник для студентов высш. учеб. заведений. / Т.2: Ощущение и восприятие. — Издательский центр Академия Москва, 2009. — 415 с.
  • Любимов В.В. Психология восприятия: учебник – Москва: Эксмо : ЧеРо : МПСИ, 2007. – 472 с. – ISBN 978-5-699-24619-9 . – ISBN 978-5-88711-278-7
  • Шиффман Х. Ощущение и восприятие. — СПб.: Питер, 2003.- 928 с. – ISBN 5-318-00373-7
  • Организационное поведение / Громова О. Н., Латфуллин Г. Р.. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с. — ISBN 978-5-91180-873-0.
  • К. Прибрам. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / А. Р. Лурия.. — М.: Прогресс, 1975. — 464 с.

Физиологическая основа

Какова психофизиология восприятия? Процессы, которые происходят во время познания окружающего мира человеком (это процесс практически непрерывный), можно зафиксировать на уровне органов чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе, их называют физиологической основой восприятия.

Механизм их действия можно наглядно объяснить так:

  • раздражители на окончаниях нервов органов чувств передают полученную информацию в кору головного мозга,
  • потом оно поступает в проекционные зоны мозга, которые называют сенсорными,
  • создаётся ощущение полученных сведений и их осмысление.

Любая &#171,неисправность&#187, этой цепочки может нарушить целостность восприятия.

Например, потеря зрения, как свойства органа чувств, ограничивает получаемый образ в плане его цвета, объёмности, формы и пр, а сбой на сенсорном уровне приведёт к тому, что увиденное человек будет воспринимать лишь, как набор световых и цветовых пятен.

Нервные связи, с помощью которых и работает процесс восприятия, бывают 2 направлений:

  • образующиеся после воздействия одного анализатора, , например, шум воды в реке, которую мы ещё не видим, воздействует пока только на наш слуховой аппарат,
  • межанализаторные, , образно говоря, они возникают, когда мы к реке подходим, здесь вступает в силу целый комплекс ощущений, в том числе, ассоциативных.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: