Не хочу проигрывать: как научить ребенка переживать неудачи

Причины, по которым ребенок расстраивается из-за проигрыша

Желание побеждать свойственно любому человеку, в том числе и ребенку. В принципе это нормально. Если бы люди не стремились к победам, то не было бы и того, что принято называть цивилизацией со всеми ее достижениями. Да и вообще, наверное, не было бы на земле никакой жизни. Жизнь – это борьба, а в борьбе обязательно должны быть выигравшие и проигравшие. Невозможно быть всем победителями, победителей без побежденных не бывает. Это – бессмыслица.

Другое дело – как человек реагирует на поражение. Взрослые привыкли к тому, что победы чередуются с поражениями, и относятся к такой житейской философии в общем и целом спокойно и с пониманием. Другое дело – дети. Они, в случае поражения, ведут себя совсем иначе: расстраиваются, плачут, бывает, что лезут к победителю в драку или молча переживают свой проигрыш – здесь все зависит от самого ребенка, его характера и темперамента. Но практически никто из детей не способен относиться к проигрышу со спокойствием. Как говорится, жизнь не научила.

Если же говорить конкретнее, то причины детского расстройства из-за проигрыша таковы.

  1. У ребенка такой характер – то есть, он сызмальства слишком честолюбив. Усмирить собственный характер – дело очень трудное даже для взрослого, а что уж говорить о малыше?
  2. Ребенка так воспитали. Жизнь показывает, что особенно болезненно всяческие поражения переносит ребенок, который в семье – один. Ему просто не с кем соревноваться, он – победитель априори. А вот когда он подрастает и сталкивается с другими детьми, и проигрывает им, то оказывается, что переносить поражение он не умеет. Просто у него в жизни не было условий, где он мог бы с кем-то соревноваться и проигрывать. Он привык считать себя постоянным победителем, а тут на тебе – проиграл. Поражение застает его врасплох, а отсюда – и соответствующая реакция.
  3. Вообще у всякого человека (в том числе и у ребенка) в той или иной мере обязательно формируются определенные житейские тезисы. В частности: «Выигрывать – это хорошо, проигрывать – плохо. Если я проиграл – значит, я плохой». Какому ребенку хочется быть плохим? А как исправить ситуацию, он не знает. Отсюда и расстройство, слезы, истерики, злость. По-хорошему, злиться надо на себя, но ведь это так сложно! Куда как проще выместить злобу на победителе или ком-то постороннем.
  4. А вот еще тезис: «Если я одержу победу – меня похвалят. А если я проиграл – меня будут ругать, перестанут уважать и любить». Как же тут не расстроиться – при таком-то раскладе? Конечно, малыш в таких рассуждениях неправ, его, без сомнения, будут любить всегда и в любом случае, но он-то таких сложностей пока не постигает.
  5. Часто у проигравшего ребенка возникает комплекс неполноценности. Он начинает считать себя неудачником и неумехой, у которого никогда и ничего не получится. Тут уж поневоле заплачешь и разозлишься – хоть на кого.

Как научить ребенка проигрывать?

  • Первое. Определитесь со своими чувствами и установками: что значит для вас проигрыш?
  • Второе. Предложите детям грамотный и экологичный способ выражать свою досаду.
  • Третье и главное. Будьте справедливы! Не меняйте правил игры под того, кто выглядит слабее, лучше организуйте для него игру по силам. Но если уж малыш полез в забавы «больших парней», не вмешивайтесь, дайте ему ощутить поражение. Иначе как он узнает свои реальные способности?

Снова и снова мы обнаруживаем, что наше общество устроено по «материнскому» типу. Вместо отцовского незыблемого закона у нас материнский каприз. Награды и наказания раздаются не по реальным твоим успехам или проступкам, а согласно близости к власть имущим. Уйти от этой концепции можно, если начать практиковать осознанное отношение к жизни.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Стоит ли утешать проигравшего ребенка

Да, конечно. Обязательно. Ведь иначе детские «пораженческие» комплексы перетекут в его взрослую жизнь, так укрепятся и сформируют определенные черты характера.

  1. Такие люди обычно скандальны, неуживчивы и конфликтны. Они постоянно придумывают себе врагов, им всегда кажется, будто весь мир ополчился против них.
  2. Они не умеют признавать, что в чем-то бывают неправы. Виноватыми оказывается все человечество, но только не они сами. И попробуй уживись с таким человеком.
  3. Вольно или невольно желая себе доказать, что они, несмотря ни на что, все же победители, такие люди постоянно будут стараться вступать с кем-то в состязания по любому поводу, причем стараться выбирать заведомо слабых соперников, кого можно было бы одолеть без труда. Да это бы еще ладно, но в такой борьбе они обычно не соблюдают никаких правил, зато, наоборот, применяют всяческие хитрости, подлости и коварства – лишь бы победить и доказать самому себе, что они, несмотря ни на что, – победители. То есть, таким способом они избавляются от своих детских комплексов.

Вот поэтому-то и нужно утешать ребенка, когда он потерпел поражение, и всячески ему помогать.

Как помочь проигравшему ребенку

Здесь присутствуют два условия, о которых родители должны постоянно помнить. Во-первых, в большинстве случаев ребенок проигрывает, когда играет с кем-то в какую-то игру. Другие житейские неудачи и поражения также зачастую случаются в его жизни, но он пока не в состоянии осознать их именно как поражения. Во-вторых, помогать ребенку в случае его проигрыша должны именно мамы и папы – как самые близкие люди.

Итак, чем же можно помочь ребенку, который кому-то проиграл в игре, и расстраивается по этому поводу неимоверно?

Папе и маме следует быть терпеливыми. Ребенок плачет, злится и проявляет кучу других нехороших эмоций из-за поражения? Ничего: пускай немного попереживает. Выкричится, выплачется и успокоится. И, может быть, поймет, что жизнь состоит не только из побед, в ней случаются и поражения. А вот ругать его и наказывать за это ни в коем случае не следует. Ведь это – всего лишь проявление эмоций. Скорее всего, ребенок и сам понимает, что ведет себя неправильно – просто он не в состоянии усмирить свои эмоции. Вот, даже взрослые дяденьки-футболисты иногда плачут, когда проиграют, а что уж говорить о ребенке с его неокрепшей нервной системой?
Вместо наказания и бранных слов необходимо терпеливо объяснять страдающему ребенку, как следует вести себя правильно. А главное – стараться, чтобы он осознал: на поражении жизнь не заканчивается, следом за ними обязательно придут и победы. Так что огорчаться из-за случайного проигрыша никакого смысла нет. Очень важен в этом случае родительский пример. Допустим, играют папа с сынишкой в какую-то настольную или компьютерную игру, и папа проиграл. Никакого расстройства и никакой досады со стороны родителя быть в этом случае не должно! Наоборот, следует проявить оптимизм и выразить уверенность, что в следующий раз он, папа, непременно выиграет. А пока – поздравить сына с победой и сказать ему, что он – молодец. Глядя на папин оптимизм и рыцарское отношение к сыну-победителю, ребенок обязательно захочет взять с папы пример. И в следующий раз, когда он проиграет, пример папы у него обязательно будет в памяти. А, значит, и отношение к собственному проигрышу – спокойнее. Не надо сравнивать проигравшего ребенка с другими детьми, которые, возможно, побеждают чаще. Что с того, что сынишка проиграл, допустим, в компьютерный футбол? А зато в другой компьютерной игре он куда как ловчее своих сверстников! Необходимо всячески давать понять ребенку, что любая игра – это всего лишь развлечение

А потому совершенно неважно, выиграл ты или проиграл. Есть гораздо более важные занятия в жизни, чем игра

Например, учеба в школе или помощь родителям, дружба со сверстниками и т. д. А выигрыш или проигрыш в игре – это случайность, на которую не нужно обращать внимания.

Конечно, может так статься, что ребенок, несмотря на все родительские старания, по-прежнему продолжает страдать по случаю проигрыша и вести себя неадекватно. Это уже – проявление детского эгоизма, причем – в запущенной стадии. И тут нужны более радикальные способы. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Как успокоить ребенка, сверх меры страдающего из-за проигрыша, дополнительно расскажет это видео.

Мой ребенок не умеет проигрывать. Что делать?

23.01.2018

Острая эмоциональная реакция ребенка на проигрыш часто вызывает растерянность или раздражение родителей.

Упорное стремление ребенка  побеждать – разве это плохо? Нет, стремление к успеху – хорошая мотивация.

Однако неумение детей проигрывать иногда сильно беспокоит родителей. Часто со стороны детей можно видеть слезы, агрессию и проклятия в адрес выигравшего.  И как проигрыш в конкретной ситуации мгновенно превращался в «Я никогда не выигрываю. Я неудачник. У меня все плохо. Меня никто не любит». Вот это и беспокоит родителей.

Вся наша жизнь – череда успехов и неудач, получается и не получается. Уметь выигрывать  уметь проигрывать – это означает оставаться на плаву в жизни.

Спросите ребенка (только не в момент проигрыша, а в обычной ситуации между делом), почему он так болезненно реагирует на неудачу? Что происходит в его душе и мыслях?

У детей, которые болезненно реагируют на проигрыш, есть убеждения, которые  звучат примерно так:

  • «Выигрывать – это хорошо, проигрывать – плохо.  Я сделал, что-то плохое».
  • «Если я проиграл, я плохой». Ситуация накладывает отпечаток на всю личность.
  • «Неудачников не любят. Если я проиграл, меня не будут любить родители, со мной не захотят дружить».
  • «Проигрыш означает, что все мои усилия (а я очень старался, на пределе возможностей) незаметны, нерезультативны, и я беспомощен, я больше уже не знаю, что делать, чтобы победить».

Что делать?

В острый эмоциональный период будьте рядом и разделяйте его горе словами: «Я вижу, что ты сильно расстроен. Я бы тоже огорчился, если бы проиграл в таких соревнованиях

Если так реагируешь, значит что-то важное случилось.» Не стоит стараться сразу приводить в нормальное состояние, этим вы как будто говорите ребенку, что его чувства и реакции по поводу проигрыша неправильные, неуместные. А они у него есть, значит и он какой-то неправильный?. Когда эмоции начинают стихать, предлагайте известные вам и ему способы самоуспокоения: «Давай попьем воды

Пройдемся. Подышим глубоко через нос»

Когда эмоции начинают стихать, предлагайте известные вам и ему способы самоуспокоения: «Давай попьем воды. Пройдемся. Подышим глубоко через нос».

Выражайте свои чувства любви, принятия, заботы о нем словами, объятиями, действиями.  Только не учите и не анализируйте ситуацию. Для этого будет более подходящее время

Сейчас важно, чтобы ребенок всей душой и кожей ощутил, что, чтобы он не сделал, вы его любите

Предлагайте поговорить о случившемся через несколько часов, когда вы убедитесь, что ребенок хорошо себя чувствует, может слышать и видеть вас. Если он не согласится – отстаньте. Если согласится, сначала выслушайте его. Может оказаться, что выговориться – это именно то, что надо сейчас ребенку. Не обвиняйте, не перечисляйте ошибки, не спросив у него, желает ли он услышать ваше мнение. Если ребенок захочет услышать ваше мнение о ситуации и о себе в ней, то говорите. Будьте готовы к новому всплеску эмоций и к тому, что ребенок не согласится с вами. Это нормально бунтовать против родительских убеждений. Капля камень точит.

Основная работа с ребенком должна вестись не в момент проигрыша или выигрыша, а в повседневной жизни: по укреплению самооценки, по управлению своими эмоциями, по формированию позитивного или философского взгляда на жизнь. В быту разговаривайте с ребенком и показывайте ему, что он уже умеет и не умеет, и вы – умеете и не умеете. Этим вы говорите ему, что быть в чем-то неуспешным это нормально и формируете его самооценку. Рассказывайте и показывайте ребенку, как вы планомерно развиваете в себе что-то, так вы научите его саморазвитию. Говорите ему о своих чувствах и показывайте, что вы делаете, чтобы привести себя в норму «Послушай, я сейчас такая злая, что дома опять бардак. Сейчас кофе выпью, чтобы успокоиться, потом поговорим».

Острая эмоциональная реакция на проигрыш является показанием для работы ребенка с психологом или для его участия в психологическом тренинге. Особенно, если родитель сам не умеет принимать проигрыш, или, растерян и не знает, как помочь ребенку.

Психологический тренинг будет полезен для ребенка тем, что там ему покажут необходимые умения, дадут потренироваться  в играх и упражнениях с другими детьми. Он получит поддержку от других детей и от психолога.

Что ребёнок чувствует, когда проигрывает?

Об этом стоит спросить у вашего малыша. Конечно, это стоит делать не сразу после «происшествия», а в бытовой обстановке и как-бы между прочим

Почему неудачи вызывают у него такие эмоции? Или почему ему было так важно победить?

Обычно ответы сводятся к следующим причинам:

  • Никто не хочет дружить с неудачниками (и даже родители перестанут любить)
  • Проигрывать – это плохо и неправильно, значит, я всех подвёл
  • Я действительно недостоин, ведь мои старания не дали результата

Страх не соответствовать ожиданиям, чувство вины, боязнь одиночества и состояние беспомощности – всё это буквально поглощает ребёнка, и оставлять его наедине с такими мыслями недопустимо.

Как проигрыш связан с выигрышем?

Если ребенок не умеет проигрывать, то он, вероятнее всего, не сможет и выигрывать. Это вполне логично, ведь он будет избегать любых соревнований, поскольку они приводят к трудностям и негативным эмоциям. Ребенок, способный проигрывать и извлекать из этой неудачи опыт, напротив будет стремиться к конкурентной обстановке, чтобы достичь своей цели.

Ребенок, который не любит соревноваться, лишает себя большого жизненного опыта и это обязательно скажется на его дальнейшей жизни. Например, если несколько сотрудников сражаются за должность начальника отдела, они понимают, что место достанется только одному из них. Но ваш ребенок не окажется даже в списке претендентов, поскольку предпочтет в принципе избежать возможности повышения в должности.

Правильное отношение к проигрышу является залогом успеха в жизни.

Причины невнимательности школьников

Важно понять, что именно мешает вашему ребёнку сосредоточиться на учёбе. Отыскав и устранив эту проблему, вы поможете ему победить невнимательность в школе и улучшить успеваемость

Перечислим несколько частых причин рассеянности у детей.

Причина 1: высокие нагрузки

Стремясь дать ребёнку максимально полное и разностороннее образование, родители порой буквально заваливают детей учёбой, а также записывают их в многочисленные кружки, клубы и секции. Высокие учебные и дополнительные нагрузки и недостаток сна вызывают рассеянность и снижение успеваемости.

Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Помните, что ребёнок должен спать не менее 7-8 часов в сутки и посвящать достаточно времени отдыху и развлечениям. Для этого сформируйте для вашего школьника гармоничный режим дня.

Чтобы избежать переутомления, ребёнку необходимо регулярно делать паузы во время занятий. Одной из эффективных техник поддержки концентрации во время учёбы является «», позволяющий чередовать работу и отдых.

Причина 2: отсутствие мотивации

Если ребёнку скучно на уроке, он попытается развлечь себя, смотря в окно или экран гаджета, болтая с одноклассниками или просто витая в собственных мыслях.

Решение: лучший способ привлечь внимание к учёбе — сделать её интересной. Выбор эффективной мотивации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка — его возраста, типа мышления и интересов

Невнимательность детей в начальной школе чаще всего можно победить, разнообразив учебный процесс и введя в него элементы игры. Подростку прежде всего необходимо понимание, какую пользу принесут ему полученные знания.

Причина 3: слабое здоровье

Если ребёнок редко бывает на улице, не получает достаточно физических нагрузок и здорового питания, его способности к концентрации и устойчивости внимания могут снизиться.

Решение: укрепляйте здоровье ребёнка, обеспечив его сбалансированным питанием с необходимыми витаминами и микроэлементами. Особенно полезны для улучшения внимания витамины группы B. Для хорошего мозгового кровообращения ребёнку нужно регулярно бывать на свежем воздухе. Занятия спортом положительно сказываются и на внимательности, и на общем состоянии организма. Подберите ребёнку спортивную секцию исходя из его способностей и интересов.

Причина 4: обстановка дома

Если дома школьник постоянно вынужден отвлекаться на семейные ссоры, требования родственников или просто громко работающий телевизор, ему сложно сконцентрироваться на учебном процессе.

Решение: постарайтесь создать ребёнку оптимальные условия для учёбы. Прежде всего, ему необходимо удобно обустроенное рабочее место и отсутствие внешних раздражителей хотя бы на тот период времени, когда он занят подготовкой к занятиям.

Очень часто снижение внимательности у детей имеет психологические причины. Тревожная обстановка дома и любые изменения в семье, от пополнения до утраты, вынуждают ребёнка включить механизмы адаптации. Эти процессы задействуют ресурс внимания настолько, что ребёнку становится трудно сконцентрироваться на учёбе.

Отрицательно сказывается на внимательности и рост психоэмоционального напряжения, вызванный возрастными кризисами, конфликтами, неуверенностью в себе, гиперопекой, болезнями (как физическими, так и неврологическими) и страхами. В этих случаях ребёнку может потребоваться помощь специалиста.

Причина 5: СДВГ

В отдельных случаях причиной невнимательности ребёнка может стать специфика развития психики, называемая синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Непоседливость и рассеянность ребёнка — это не повод пугаться и вести ребёнка к неврологу. Диагноз СДВГ ставится только на основании длительного наблюдения ребёнка лечащим врачом и только после двенадцати лет.

Обращаться за медицинской помощью стоит лишь в тех случаях, если ребёнок:

  • не воспринимает устную речь,
  • не может последовательно выполнять задачу,
  • часто теряет вещи,
  • часто совершает непроизвольные физические действия и издаёт тревожные звуки,
  • не может ждать.

Даже при наличии этих признаков, точную причину такого поведения может назвать только врач — это может быть как педагогическая запущенность, так и неврологические проблемы.

Дети с СДВГ очень подвижны, но быстро утомляются, им сложно долго удерживать внимание на одном деле и вести себя в рамках строгих школьных правил. Это связано с особенностями строения их нервной системы, так что перевоспитать ребёнка с СДВГ невозможно

Однако его проблемы с вниманием можно скорректировать при помощи грамотной работы педагогов и родителей.

Учим не сдаваться

Пример из нашей жизни. Когда моей дочке Саше было лет пять – шесть, я частенько наблюдала такую картину. Летом играет она с другими детьми в салки. Саша убегает. И ее вот-вот настигнет водящий. Она понимает, что сейчас проиграет. И тут у Александры с ножки стабильно слетает босоножка.

То есть, бежать типа она дальше не может, а если бы могла, то точно бы убежала. А так, даже если ее и догонят, то это не она виновата, а босоножка. Вот такая вот хитрость)

Артемка, это мой младший сын, тоже заставлял голову поломать. Допустим, играем мы все вместе в «Мемо». Примерно на середине игры, Артем начинал оценивать шансы на победу не только свои, но и всех участников. Он на глазок прикидывал, у кого сколько карточек собралось. И если его стопочка меньше, чем у остальных, то он тут же начинал причитать «Вот, я проиграл, уже ничего не получится, у меня мало карточек и т.д.» И дальше уже играл без настроения и спустя рукава.

Справиться с такими «интересными» способами игры нам помогло одно классное видео. Которое наглядно показывает, что шанс на победу есть всегда. Что в процессе игры могут случиться совершенно непредвиденные события. Да что уж там, самые настоящие чудеса! И знать, чем все закончится, можно только доиграв до конца. Это видео чуть ниже. Обязательно посмотрите и детишкам покажите.

Ну а теперь дело за вами, друзья. Внесите и вы свою лепту в раскрытие этой непростой темы. Ждем комментариев)

Давайте будем все вместе учиться выигрывать, не становясь первыми!

Не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить ничего интересного. И наша группа «ВКонтакте» ждет вас с нетерпением в своих стройных рядах.

Удачи!

Евгения Климкович.

Игры на внимательность

Существует немало занимательных игр, тренирующих внимание. В зависимости от возраста и способностей ребёнка их можно делать всё более сложными, а главное — в большинство из них можно играть в любое время и в любом месте

«Снежный ком» или «Баранья голова». Первый участник игры называет слово, второй повторяет его и добавляет своё, третий повторяет уже два слова и добавляет своё — и так далее, пока кто-то не собьётся. Участник, допустивший ошибку, говорит вместо забытого слова «баранья голова». После чего все участники по очереди воспроизводя цепочку, тоже должны упоминать в нужном месте баранью голову. Чем больше участников в игре — тем интереснее и сложнее.

«Съедобное-несъедобное». Ведущий бросает мяч случайному игроку, называя объект. Если объект съедобный, игрок ловит мяч и становится ведущим, если несъедобный — отбивает мяч обратно. Сложность игры зависит от скорости и критерия, выбранного на замену съедобности. Это может быть что угодно, например, металлы и неметаллы.

«Найди объект». Выберите малозаметную деталь в поле зрения и попросите ребёнка найти её. Это может быть любой статичный объект, видимый с данного ракурса: дерево, изображение на дорожном знаке, слово на вывеске и так далее

Такая игра не только развивает внимание, но и позволяет скоротать время ожидания, например, в очереди к врачу или в пробке. «Режим наблюдателя»

Предложите ребёнку включить «режим наблюдателя», то есть максимально сосредоточить своё внимание на окружении. Через небольшой промежуток времени попросите его закрыть глаза и задайте вопрос о чём-нибудь, что находилось в поле его зрения. Например: «что написано на рекламном щите впереди?», «какая одежда была на том человеке?», «сколько красных предметов в комнате?» и так далее. Если регулярно играть в эту игру, в определённый момент можно будет усложнить её, не объявляя больше «режим наблюдателя», а сразу задавая вопрос.

Хвалите правильно

Случается так, что мама и папа, пытаясь привить ребенку стремление к успеху, активно поощряют его за победы, бывает даже наказывают за проигрыши. Таким образом, формируется отношение к себе, следовательно, ребенок делает выводы, что родители любят его только тогда, когда он успешен. Но невозможно быть успешным всегда и во всем.

Поэтому важно хвалить не за победу, а за стремление, за обретенные навыки, опыт на пути к победе или к проигрышу. Есть книга для взрослых людей, которые с детства приучались к тому, что победа это хорошо, а проигрыш – это ужасно

Книга называется «Гибкое сознание». В ней автор снимает блок страха перед трудными задачами, которых отличник не берет, потому что боится получить «2». Наше отношение к неудачам, к препятствиям на пути, к поражению определяет наш успех. Человек, который боится и не берет сложный проект или не идет на новую работу, или на лекции не поднимет руку и не спросит, если что-то не понял, потому что боится показаться глупыми. Такой человек упускает возможность выйти на новый уровень, просто из-за страха неудачи. Может поэтому миллионеры рассказывают что они в школе были двоечниками…

Есть книга для взрослых людей, которые с детства приучались к тому, что победа это хорошо, а проигрыш – это ужасно. Книга называется «Гибкое сознание». В ней автор снимает блок страха перед трудными задачами, которых отличник не берет, потому что боится получить «2». Наше отношение к неудачам, к препятствиям на пути, к поражению определяет наш успех. Человек, который боится и не берет сложный проект или не идет на новую работу, или на лекции не поднимет руку и не спросит, если что-то не понял, потому что боится показаться глупыми. Такой человек упускает возможность выйти на новый уровень, просто из-за страха неудачи. Может поэтому миллионеры рассказывают что они в школе были двоечниками…

Подробней в видео.

Любите своего ребенка вне зависимости от его успешности, и тогда ему будет не так страшно проигрывать.

Буду рада вашим комментариям и вашим мыслям!

Поражение. То, что нас не убивает

Игра и есть игра – она закончится и тот, кто поставил шах, и тот, кто не сумел на него ответить, снова станут друзьями и начнут новую партию. Совсем другое дело, если на кону… ну, пусть не корона, но спортивный разряд, поездка на соревнования, прием в музыкальную школу. Словом, когда итог важен, а поражение – принципиально?

Чем важны родители в этой ситуации? Кроме того, что они демонстрируют столь важное для ребенка абсолютное приятие (мы любим тебя очень сильно, вне зависимости от того, проиграл ты или выиграл), они должны показать «свет в конце тоннеля», отвлечь от проигрыша и открыть перспективу, где, несомненно, будут многочисленные победы. Да, ты проиграл, но…

  • Как быстро ты бежал! Все были удивлены и восхищены, и твои друзья, и твой тренер. Да, ты проиграл, но если ты и дальше будешь так улучшать результаты, то в следующий раз непременно выиграешь!
  • Да, на этой конференции все соперники гораздо опытнее тебя, но твоя работа была неплоха. Теперь ты знаешь, как ее улучшить, и на районном фестивале она точно возьмет первый приз!
  • Что ж, жаль, что ты не попал на московский чемпионат, но сейчас для тебя будет намного полезнее съездить на соревнования в Томске.

Это не конец света, а просто очередная ступень, к тому же ведущая вверх, а не вниз – вот что нужно донести в этот момент до ребенка.

Чему ребенок учится?

Планированию: ставить дальние цели и следовать по выбранному пути, который, к тому же, вовсе не прямая – «кратчайшее расстояние между двумя точками», а особая дорога, которая подходит только ему одному.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: