Преимущества и недостатки методики
Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей личности и имеет ряд преимуществ и недостатков.
К плюсам данного способа относят:
Простоту исследования. Однозначность результатов. Возможность использования в нескольких категориях лиц. Максимальную оценку логического мышления. Сопоставление со средними значениями по группам
Внимание ко времени прохождения и результативности
Этот способ можно использовать как для скрининга мыслительных способностей, так и для определения успешности проводимой психологической терапии и обучения.
К недостаткам способа относят:
- Невозможность оценить индивидуальные особенности мышления.
- Не учитываются творческие пути решения задачи.
- Для лиц с высоким уровнем интеллекта недостаточно разработаны матрицы.
- Трудность в воспроизведении методики у лиц с ограничением интеллектуальных возможностей.
- Невозможность использования для разграничения органической патологии нервной системы и временной задержки развития у детей.
- Не учитывает в полной мере особенности мышления пожилых.
Этот метод нельзя использовать для оценки глубоких изменений в интеллекте личности, поскольку он не дает точной оценки расстройств мышления на этом уровне.
Также имеются сложности в интерпретации относительно среднего нормального уровня и перевода значения в показатели айкью.
Этот тест не позволяет провести полную аналогию с другими методиками оценки умственных способностей. Стимульный материал методики недостаточно адаптирован для этой категории лиц.
Методика Равена эффективно используется для анализа интеллектуальных возможностей личности. В процессе ее проведения ключевую роль играет оценка построения логических взаимосвязей, а также способность к обобщению.
Метод успешно используют для проведения скрининга интеллектуальных особенностей личности.
Общий психологический практикум. Прогрессивные матрицы Равена , лекция:
Источник
Онлайн-подготовка к тестам при приеме на работу:
Сегодня готовятся: чел.
Full (Все тесты сайта)
70%
Хит
207 тестов 3030 вопросов + 7 кейсов и 2 пособия
Личный кабинет
Моментальный доступ
Подробные решения
Графики результатов
1 месяц доступа
890 рублей
Подробнее
Сегодня готовятся: чел.
Логические тесты
22 теста, 220 вопросов
Личный кабинет
Моментальный доступ
Подробные решения
Графики результатов
1 месяц доступа
340 рублей
Подробнее
Числовые тесты
30 тестов, 600 вопросов
340 рублей
Вербальные тесты
30 тестов, 450 вопросов
340 рублей
Общие знания (Эрудиция)
61 тест, 610 вопросов
340 рублей
Ситуационные тесты «Сценарии»
6 тестов, 70 сценариев + пособие
340 рублей
Подготовка к собеседованию
Грамотное пособие (38 страниц pdf)
149 рублей
Преимущества и недостатки методики
Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей личности и имеет ряд преимуществ и недостатков.
К плюсам данного способа относят:
Простоту исследования.
Однозначность результатов.
Возможность использования в нескольких категориях лиц.
Максимальную оценку логического мышления.
Сопоставление со средними значениями по группам.
Внимание ко времени прохождения и результативности.
Этот способ можно использовать как для скрининга мыслительных способностей, так и для определения успешности проводимой психологической терапии и обучения.
К недостаткам способа относят:
- Невозможность оценить индивидуальные особенности мышления.
- Не учитываются творческие пути решения задачи.
- Для лиц с высоким уровнем интеллекта недостаточно разработаны матрицы.
- Трудность в воспроизведении методики у лиц с ограничением интеллектуальных возможностей.
- Невозможность использования для разграничения органической патологии нервной системы и временной задержки развития у детей.
- Не учитывает в полной мере особенности мышления пожилых.
Этот метод нельзя использовать для оценки глубоких изменений в интеллекте личности, поскольку он не дает точной оценки расстройств мышления на этом уровне.
Также имеются сложности в интерпретации относительно среднего нормального уровня и перевода значения в показатели айкью.
Этот тест не позволяет провести полную аналогию с другими методиками оценки умственных способностей. Стимульный материал методики недостаточно адаптирован для этой категории лиц.
Методика Равена эффективно используется для анализа интеллектуальных возможностей личности. В процессе ее проведения ключевую роль играет оценка построения логических взаимосвязей, а также способность к обобщению.
Метод успешно используют для проведения скрининга интеллектуальных особенностей личности.
Общий психологический практикум. Прогрессивные матрицы Равена — лекция:
Наша интересная группа Вконтакте:
Прогрессивные матрицы Равена
Прогрессивные матрицы Равена или, как их еще называют, тест Равена, это методика, которая позволяет оценить уровень логичности мышления (IQ). Тест появился в 1936 году. Его изобретатели — Л. Пенроуз и Дж. Равен.
Тест основан на традициях английской школы, суть его заключается в выявлении отношений между различными абстрактными фигурами.
Особенной популярностью пользуются два стандартных варианта теста: цветной и черно-белый. Вариант тестирования выбирается в зависимости от возраста тестируемых. Так, цветные тесты предназначены для детей в возрасте от 6 до 9 лет или для пожилых людей в возрасте за 65 лет. В последнем случае тест Равена рекомендуется специалистами в случае необходимости реабилитационных исследований. Может также применяться для детей в возрасте старше 9 лет, если есть подозрение на аномальное развитие.
В основе тестирования лежит гештальт-психология, в частности теория перцепции форм и теория неогенеза, разработанная Ч. Спирменом. Метод тестирования относится к невербальным и уже в течение многих лет считается в этой области наиболее продвинутым и точным.
ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА — Джон Равен — Стр 2
Перевод с английского А.Александровой Таблица 1 Применение варианта 2 ПМР (без учета времени).
Данные, полученные в 1993 г. в США, по сравнению с английскими данными 1992 г. Возраст в годах 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 18 23 28 33 38 43 48 53 58 63 63+ to to to to to to to to to to to 22 27 32 37 42 47 52 57 62 67 Процентиль UK US UK US UK US UK US UK US UK US UK US UK US UK US UK US UK US 95 33 32 33 32 33 32 33 32 32 32 32 32 31 31 31 30 31 29 30 27 26 25 90 31 30 31 30 31 30 31 30 30 30 30 30 29 29 28 28 27 27 26 25 22 23 75 27 27 27 27 27 27 27 26 26 26 25 26 24 26 23 25 22 24 21 22 18 19 50 22 20 22 20 22 20 21 19 20 19 19 19 18 19 17 18 16 16 15 14 13 12 25 17 15 17 15 17 15 16 15 15 15 14 14 13 14 12 13 11 12 10 10 7 8 10 12 10 12 10 12 10 11 10 10 10 10 10 9 9 8 8 7 7 6 6 4 4 5 9 7 9 7 9 7 8 7 7 7 6 7 5 6 4 5 4 4 3 3 2 1 n 58 28 71 53 84 72 69 77 54 121 67 69 54 33 39 36 46 27 43 33 44 54
Примечание: данные для США основаны на стандартизации СПМ и ППМ в Де Мойнсе, Айова; данные для Англии основаны на стандартизации СПМ и ППМ в Дамфрисе, Шотландия. В обоих случаях тесты выполнялись «на досуге».
Таблица 2 Применение СШМХ, варианты 1 и 2 (без учета времени) Данные, полученные в 1993 г. в США, по сравнению с английскими данными 1992 г. Возраст в годах 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 18 23 28 33 38 43 48 53 58 63 63+ to to to to to to to to to to to 22 27 32 37 42 47 52 57 62 67 Процентиль UK US UK US UK US UK US UK US UK US UK US UK US UK US UK US UK US 95 67 69 69 70 71 71 73 72 75 73 77 74 79 75 81 76 83 77 85 78 86 77 90 64 63 66 65 68 66 70 67 72 68 74 69 76 70 78 72 80 73 82 73 82 72 75 59 56 61 57 63 58 65 59 67 61 68 63 70 65 71 66 73 68 75 68 74 67 50 53 51 55 52 57 53 58 54 60 55 61 57 62 58 63 60 64 62 65 62 63 61 25 46 44 48 46 50 47 52 48 54 50 55 51 56 52 56 53 56 53 56 53 53 52 10 38 36 42 38 44 40 47 42 49 44 49 46 49 46 49 46 49 46 45 46 36 45 5 28 23 32 25 36 27 40 31 43 33 43 35 43 37 43 38 41 38 33 38 24 36 n 56 26 69 53 81 70 69 75 53 118 60 68 49 31 38 35 44 29 41 32 38 56
Примечание: данные для США основаны на стандартизации СПМ и ППМ в Де Мойнсе, Айова; данные для Англии основаны на стандартизации СПМ и ППМ в Дамфрисе, Шотландия. В обоих случаях тесты выполнялись «на досуге».
Понятие и предназначение
Методика Дж. Равена была предназначена для оценки интеллектуальных способностей и склонности к системному анализу и логическому построению суждению.
Данная методика также может использоваться для дифференциации различных интеллектуальных уровней.
Протестироваться методом Равена могут люди от четырех с половиной до шестидесяти пяти лет. Ограничения вызваны формированием и сохранением логического мышления и памяти. При этом существует три варианта матриц этого теста:
- Цветные прогрессивные наглядные матрицы , предназначены для детей до девяти лет, а также для пожилых и лиц с задержкой в развитии интеллекта.
- Стандартные прогрессивные матрицы , для людей среднего возраста с нормальным развитием мышления.
- Продвинутые прогрессивные матрицы , для людей с высоким уровнем интеллекта и нестандартным мышлением.
Матрицы Равена представляют собой цепь взаимосвязанных элементов, которых человеку нужно выбрать недостающий из предложенных вариантов. Сам тест состоит из 60 заданий по пять групп. Они возрастают по сложности в каждой группе.
Матрицы созданы с определенной логической концепцией, которую и предстоит оценить испытуемому. При этом сама методика основана на нескольких направлениях гештальт-терапии.
Одно из них называется теория перцепции. Эта теория описывает восприятие и анализ структурных элементов при помощи логических связей.
Сначала человек анализирует задание в общем, находя какие-то объединяющие все признаки, а затем приступает к построению логической цепочки что могло бы подойти в эту цепь из вариантов.
Основоположником этого направления считается Пенроуз.
Другая теория , неогенез , была предложена Спирменом. Она углубляет положения перцепции, дополняя их развитием способности к обобщению и дифференциации, то есть к дедукции и индукции.
Матрицы Равена можно использовать в любых социокультурных условиях для оценки интеллектуальных способностей. По значимости эта методика не уступает тестированию Айзенка.
Время прохождения матриц как правило не ограничено. Однако можно провести тест на скорость, то есть оценить скоростные аналитические способности. Оптимальным результатом будет 20 минут.
Более распространен тест на результат, при котором значение имеет уровень прохождения, а время не ограничивается.
Матрицы Равена для дошкольников как правило используются без ограничения времени.
Сложности матриц Равена
На базе матриц Райвена созданы логические тесты способностей, используемые российскими и международными работодателями для отбора кандидатов. Главная сложность двух этих типов задач – нехватка времени. Основная часть времени уходит на условие и попытку «войти в ритм», в итоге у человека не успевает найти решение.
Расшифровка результатов графического матричного теста проходит автоматически, что исключает субъективное отношение рекрутера. С другой стороны, это значит, что личное отношение к кандидату не является определяющим при принятии решение о найме.
Поскольку испытание проходит на собеседовании, немало трудностей вызывает стресс. Собеседование – само по себе волнительная процедура, а дополнительные задания, от результатов которых зависит дальнейшее трудоустройство, вызывают еще больше проблем.
Существует две причины, по которым соискатели не проходят тестирование:
- Главная причина – отсутствие подготовки к логическим тестам.
- Невнимательность – вторая по частоте причина ошибок. С одной стороны, кандидатам придется следить за таймером, а с другой – анализировать последовательности.
Таблицы равена методика для детей
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Александра Ответственная и отзывчивая!
Цветной вариант Прогрессивных матриц Равена (для детей и пожилых) состоит из трех серий (А; Ab; В), различающихся по уровню сложности. Каждая серия содержит по 12 матриц с пропущенными элементами. Таким образом, для работы испытуемому предлагается 36 заданий.
Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6 других фигур. Задача испытуемого — установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать (назвать) номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
Цветные прогрессивные матрицы используются для детей в возрасте от 4,5 до 8 лет (независимо от их интеллектуальных особенностей), лиц пожилого возраста и людей с нарушениями интеллектуального развития.
Поскольку цветные матрицы предназначены для работы с детьми и пожилыми людьми, то для поддержания устойчивого интереса испытуемого (особенно ребенка) в течение всей процедуры обследования и во избежание отрицательного влияния усталости, каждое задание должно быть очень четко оформлено и аккуратно представлено, чтобы на него было приятно смотреть.
Источник
Связан ли высокий балл IQ с успешностью
Хотя результаты всех тестов на IQ привязаны к нормальному распределению со средним баллом 100, количество баллов, которое человек набирает в разных тестах. может немного отличаться. Это связано и с погрешностями, и с разными заданиями самих тестов.
Уровни развития интеллекта по Векслеру. Иллюстрация из книги Владимира Дружинина «Психология общих способностей»
Галина Андреева:
«Нормативы тестов, которые сейчас применяют в России, довольно мягкие, т.е. IQ в диапазоне от 90 до 109 — это, прямо скажем, средний результат, Он означает, что вы решили тест так же как и половина людей в вашем возрасте
Если ребенок хорошо развивается и родители уделяют внимание его дополнительным занятиям, то естественно ожидать, что он может показать результаты выше 110 баллов по тесту IQ
Высокий IQ — это, конечно, приятно. Результаты IQ прямо коррелируют со школьной успеваемостью, но один только высокий интеллект не гарантирует непременного жизненного успеха. Успех больше связан с социальными навыками, мотивацией достижений, способностью произвольно ставить цели, идти на риск и, вообще, быть активным человеком».
Нейропсихологи полагают, что высокий балл IQ положительно влияет на профессиональную успеваемость, социальную мобильность и качество выполненной работы. С принятием решений в повседневной жизни обладатели высокого интеллекта тоже справляются успешнее.
Люди, которые показали высокие результаты IQ в детстве и юности, в более позднем возрасте отличаются хорошим здоровьем, они реже умирают молодыми. Исследователи наблюдали за 1 млн мужчин в течение примерно 20 лет после прохождения тестов на интеллект. Смертность мужчин с относительно высоким интеллектом была на 32% ниже, чем смертность среди мужчин с низким.
Люди с высоким IQ
Сейчас среди самых умных людей планеты с IQ более 200 называют американского астрофизика Кристофера Хирата (Christopher Hirata), австралийского математика Теренса Тао (Terence Tao) и американскую журналистку , которая с 1985 по 1989 год была занесена в Книгу рекордов Гиннесса в категории «Самый высокий IQ». Впоследствии Гиннес отказался от этой категории, заявив, что тесты на интеллект слишком ненадежны для определения единственного рекордсмена. Более того, тест, которые показал очень высокий балл у Мэрилин вос Савант, по прошествии времени были раскритикован психологами.
Иногда говорят, что IQ Эйнштейна был очень высоким или очень низким. Но нет никаких документальных подтверждений, что его вообще когда-либо тестировали. В начале 1900-х годов, когда Эйнштейн стал научным светилом, тесты IQ только зарождались.
Галина Андреева:
«Если родители подозревают у своего ребенка какую-то одаренность, то можно проверить способности ребенка старше 11 лет на Продвинутых Прогрессивных матрицах Равена. Они используются для диагностики детей в специальных школах с усложненной программой.
По моему мнению, лучше всего «прокачивает» интеллектуальные способности изучение иностранного языка — это общепризнанный тренд, действительно работающий как для детей, так и для взрослых. Только заниматься нужно не в приложении на телефоне, а хотя бы на онлайн-курсах — в более динамичном темпе».
История и создатель
Вопросом оценки интеллекта психологи были озадачены уже долгое время.
Было предложено много разных методик и способов, в том числе знаменитый и самый популярный тест Айзенка.
В 1963 году была разработана методика Равена, которая является конкурентоспособным аналогом знаменитого теста. Дж. Равен и Л. Пенроуз предложили свой способ на основе оценки фактора интеллекта “g”.
Авторы стремились к однозначной оценке результатов, простоте в выполнении и точности в оценке. Также при создании этой методики активно использовались последние достижения психологии и медицины в области изучения интеллекта.
Равен стремился выделить генетические факторы и факторы окружающей среды, участвующие в формировании интеллекта на основе этой методики.
Что определяет онлайн тест Равена
Тестирование длится 20 минут и проходит, как правило, на очном собеседовании, в отличие от тестов способностей, которые проходят дистанционно.
Задание относится к категории невербальных и культурно-свободных. То есть для его решения не нужны знания языка.
Задания представляют собой матрицы состоящих в логической связи фигур, которые требуется дополнить девятой фигурой. Для каждой задачи только один верный вариант ответа.
Преимуществом тестирования Равена считается то, что на его результаты не влияет:
- психологический профиль;
- черты характера, темперамент;
- культурный код и воспитание;
- знание языка.
Тест прогрессивные матрицы Равена – задание с динамической сложностью. По мере прохождения испытания сложность вопросов растет. Иногда сложность меняется в зависимости от числа правильных ответов.
Испытание состоит из пяти серий — A, B, C, D и E, — каждая из которых отвечает за аспект логического мышления.
- Серию A свободно решит любой взрослый человек. Фигуры в ней статичны — требуется проанализировать структуру матрицы, выбрав необходимое дополнение. Испытуемые со средним уровнем IQ ошибаются здесь только по вспомогательным причинам, например, стресс, невнимательность, спешка.
- Серия B сложнее. Здесь придется провести анализ пар фигур. Бывает, что испытуемый проходит только эту часть — это говорит о том, что он умеет выполнять поставленные перед ним рабочие задачи, но вряд ли справится с их постановкой подчиненным.
- Серия C показывает, насколько динамичен разум испытуемого, насколько он умеет работать в изменяющихся условиях или при дефиците времени, способен ли быстро переключаться. Положение фигур в матрицах постоянно меняется и требует от человека умения мыслить вне стереотипов. Соискатель, набравший высокий балл сможет легко работать на должности менеджера среднего звена с перспективой повышения.
- Серия D демонстрирует, насколько испытуемый способен самостоятельно ставить задачи (не только себе, но и коллективу), может ли руководить людьми. Фигуры в матрице перестраиваются – здесь придется искать дополнительные закономерности и аналогии. Если человек набирает больше 10 баллов, ему, как правило, предлагают руководящую должность.
- Серия E направлена на выявление выдающихся аналитических способностей. Логика изменения элементов фигур уже неочевидна, последовательности меняются группами, которые заметит только человек с развитыми интеллектуальными способностями. Если соискатель набрал максимальный балл, работодатель не упустит такого человека — он умеет мыслить стратегически, не обращая внимания на частности, и способен структурировать работу отдела или всей организации.
Испытание проходят на бумаге или на компьютере работодателя.
Среднестатические показатели баллов по сериям
Таблица №2
Сумма правильных ответов | Серия А | Серия B | Серия C | Серия D | Серия E | IQ |
15 | 8 | 4 | 2 | 1 | 62 | |
16 | 8 | 4 | 3 | 1 | 65 | |
17 | 8 | 5 | 3 | 1 | 65 | |
18 | 8 | 5 | 3 | 2 | 66 | |
19 | 8 | 6 | 3 | 2 | 67 | |
20 | 8 | 6 | 4 | 2 | 69 | |
21 | 8 | 6 | 4 | 2 | 1 | 70 |
22 | 9 | 6 | 4 | 2 | 1 | 71 |
23 | 9 | 7 | 4 | 2 | 1 | 72 |
24 | 9 | 7 | 4 | 3 | 1 | 73 |
25 | 10 | 7 | 4 | 3 | 1 | 75 |
26 | 10 | 7 | 5 | 3 | 1 | 76 |
27 | 10 | 7 | 5 | 4 | 1 | 77 |
28 | 10 | 7 | 6 | 4 | 1 | 79 |
29 | 10 | 7 | 6 | 5 | 1 | 80 |
30 | 10 | 7 | 6 | 5 | 2 | 82 |
31 | 10 | 7 | 7 | 5 | 2 | 83 |
32 | 10 | 8 | 7 | 5 | 2 | 84 |
33 | 11 | 8 | 7 | 5 | 2 | 86 |
34 | 11 | 8 | 7 | 6 | 2 | 87 |
35 | 11 | 8 | 7 | 7 | 2 | 88 |
36 | 11 | 8 | 8 | 7 | 2 | 90 |
37 | 11 | 9 | 8 | 7 | 2 | 91 |
38 | 11 | 9 | 8 | 8 | 2 | 92 |
39 | 11 | 10 | 8 | 8 | 3 | 94 |
40 | 11 | 10 | 8 | 8 | 3 | 95 |
41 | 11 | 10 | 9 | 8 | 3 | 96 |
42 | 11 | 10 | 9 | 9 | 3 | 98 |
43 | 12 | 10 | 9 | 9 | 3 | 99 |
44 | 12 | 10 | 9 | 9 | 4 | 100 |
45 | 12 | 10 | 9 | 9 | 5 | 102 |
46 | 12 | 10 | 10 | 9 | 5 | 104 |
47 | 12 | 10 | 10 | 9 | 6 | 106 |
48 | 12 | 11 | 10 | 9 | 6 | 108 |
49 | 12 | 11 | 10 | 10 | 6 | 110 |
50 | 12 | 11 | 10 | 10 | 7 | 112 |
51 | 12 | 11 | 11 | 10 | 7 | 114 |
52 | 12 | 11 | 11 | 10 | 8 | 116 |
53 | 12 | 11 | 11 | 11 | 8 | 118 |
54 | 12 | 12 | 11 | 11 | 8 | 120 |
55 | 12 | 12 | 11 | 11 | 9 | 122 |
56 | 12 | 12 | 12 | 11 | 9 | 124 |
57 | 12 | 12 | 12 | 11 | 10 | 126 |
58 | 12 | 12 | 12 | 12 | 10 | 128 |
59 | 12 | 12 | 12 | 12 | 11 | 130 |
60 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 140 |
Для оценки достоверности теста берется разница между полученными баллами по отдельной шкалы и контрольными — средне статическими подсчитанные по этой шкале при тестировании группы здоровых людей. Эта разница дает возможность надежно оценить конечный результат – она называется отклонение. Отклонение обозначается -2, -1, 0, 1, 2 и т.д. Если отклонение по шкале больше двух баллов то показатели по этой шкале считаются не достоверными. Отклонение может превышать два балла только при прохождении последних шкал. Отклонения полученные в начале испытания говорят о рассеянности внимания и восприятия или о недостатке интеллектуальных способностей
На чем основаны эти доказательства? Бифакторная теория Спирмена
Психолог английского происхождения Чарльз Спирмен установил существование общего интеллекта в 10904 году. Основываясь на своем исследовании, Спирмен указал, что фактор интеллекта «G» является основным фактором, отвечающим за общую интеллектуальную деятельность человека.
Спирмен считал, что если человек способен преуспеть в определенных областях или познавательной деятельности, он, скорее всего, преуспеет почти во всех областях. Например, человек с хорошими баллами по числовым тестам, скорее всего, также получит высокие баллы по логическим или вербальным тестам.
В результате он разработал теорию, известную как бифакторная теория, согласно которой в пределах человеческого интеллекта можно выделить два основных параметра: общий фактор, или фактор «G», и специальный фактор, или фактор «S».
Что такое тест прогрессивных матриц Raven?
Прогрессивный матричный тест Рэйвена — более чем известный и используемый тест в психологической и психопедагогической сфере. Этот тест, разработанный в 1938 году английским психологом Джоном С. Рэйвеном, имел целью вычислить фактор интеллекта «G», и его применение было ограничено офицерами ВМС США.
Фактор интеллекта «G» относится к общему интеллекту, который обуславливает любое выполнение или решение проблем., и является общим для всех навыков, требующих интеллектуального компонента. Этот фактор демонстрирует способность человека выполнять интеллектуальную работу.
Основная характеристика этого теста — стимулировать аналитическое мышление, восприятие и способность к абстракции. Кроме того, поскольку это невербальный тест, он использует сравнение форм и рассуждения по аналогии, без необходимости для человека нуждаться в культуре или предыдущих знаниях.
В настоящее время существуют разные версии этого теста, которые проводятся в зависимости от возраста и способностей человека, подлежащего оценке. Эти три версии: Общая шкала для людей от 12 до 65 лет.
- Прогрессивные цветные матрицы для детей от 3 до 8 лет с некоторым типом интеллектуального функционального разнообразия
- Расширенные матрицы для оценки людей со способностями выше среднего
Цель теста: способность к обучению
Как уже говорилось в начале статьи, одной из основных целей теста является тестирование и измерение образовательного потенциала человека.
Эта способность к обучению относится к способности людей находить отношения и соотносится с информацией, которая представлена неорганизованным и плохо систематизированным образом, в котором эти отношения не сразу становятся очевидными.
Способность к обучению связана с интеллектуальной способностью сравнения изображений и изображений, а также с аналогичными рассуждениями без учета культурного уровня или знаний, которыми обладает человек.
Эта способность представляет собой наиболее важный источник высокого уровня когнитивного функционирования, который участвует в различных процессах абстракции.Аналогично, если мы сравним это с другими связанными понятиями, способность к обучению больше всего напоминает текучий интеллект.
Теория перцепции форм и теория неогенеза
Согласно этой теории испытуемые должны рассматривать задание как единое целое, но состоящее из ряда разнообразных элементов. То есть каждый тестируемый должен изначально оценить задание-матрицу глобально, а уже затем проанализировать его и выделить принцип. Потом из выделенных элементов матрицы формируется целостный образ. В результате должна быть обнаружена недостающая деталь.
Вторая теория, разработанная Спирменом, позволяет более углубленно и детально оценить результаты данного исследования.
Комплекс этих методик и образует тест Равена, который, в свою очередь, отлично согласуется со множеством других подобных методик, например, тестом Векслера и других.
Матрицы Равена могут быть применены для определения интеллектуального развития людей практически любого возраста. При проведении исследований не имеют значения ни социокультурный фон, ни языковой состав, ни степень речевого развития.
Где применяется тест Равена
По результатам тестирования принимают решение о дальнейшем диалоге с соискателем, поэтому, как правило, оно проводится одним из первых на очном собеседовании, перед психологическими. Чаще всего тестирование встречается при трудоустройстве в МВД.
Тест Равена проходят соискатели в:
- силовые структуры МВД, полицию;
- прокуратуру;
- ФСБ;
- государственные компании;
- частный бизнес.
От уровня интеллекта зависит способность адекватно воспринимать новую информацию и анализировать ее.
Тестирование Равена используют и коммерческие организации, которые хотят быть уверенными, что нанимают подходящего «спеца», который не будет «пасовать» перед сложными задачами и сможет самостоятельно принимать решения.
Оценочные испытания используют для:
- маркетологов;
- инженеров;
- преподавателей;
- программистов;
- операторов, работающих с массивами данных.
На основании ответов на тест Равена руководством компании принимаются решения о переводе человека в другой отдел или о повышении. Результат тестирования имеет большое значение для личной характеристики человека.
Инструкция к проведению
Испытуемому предлагается 60 разных рисунков.
Они могут быть как геометрическими, так и наглядными цветными для детей и пожилых.
Каждый рисунок представляет собой прямоугольник, заполненный определенным рисунком.
В нижнем углу имеется пустое место. НИже рисунка располагается шесть возможных вариантов заполнения этого пустого места. Все они подходят по форме пустого места, однако отличаются по содержанию.
Путем логического мышления нужно найти аналогию в рисунках и выбрать подходящий. Все рисунки объединяются в группы по сложности, всего имеется пять групп рисунков.
Оптимальным временем для прохождения является двадцать минут. Советуется не раздумывать над одним рисунком слишком долго, а переходить к следующему при неудаче.
Для детей и пожилых предложены цветные матрицы, которые имеют меньшее количество рисунков. Всего представлено 36 рисунков, по три группы. Они имеют более простые логические решения.
Для этих категорий лиц необходимо четко давать инструкции, опираясь на возраст и состояние испытуемого. Для маленьких детей нужно подробно объяснить, что перед ними есть ",коврик", с ",дырочкой",, в эту дырочку нужно подобрать такой кусочек, какой бы лучше всего подошел к коврику.
Для более старших детей можно использовать такие интерпретации как ",фрагмент", или ",элемент",.
Для пожилых такое объяснение не требуется.
Однако у них приобретает большое значение оценка времени прохождения, то есть скорость логического анализа.
Описание методики
Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices) предназначены для определения уровня умственного (интеллектуального) развития испытуемых в возрасте от 4,5 до 65 лет и старше. Матрицы Равена могут применяться на выборках испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития.
Поскольку известны три варианта матриц Равена, то следует заметить, что каждый из вариантов предназначен для проведения диагностической работы с определённым контингентом испытуемых.
Возрастные границы применимости Прогрессивных матриц Равена
Варианты теста Равена | Контингент испытуемых |
---|---|
Цветные прогрессивные матрицы |
|
Стандартные прогрессивные матрицы |
|
Продвинутые прогрессивные матрицы |
Заключение
Подходящий сотрудник — это не только умный, но и обучаемый человек. Важны умение ужиться в коллективе, навыки командной работы, способность корректно объяснять задачи подчинённым.
Матрицы Равена — только один из этапов оценки кандидатов. И от результатов такого этапа зависит дальнейший диалог с работодателем. А это значит, что придется готовиться к каждой части собеседования.
Для теста Равена, например, достаточно тренировочных логических задач
Кроме того, рекомендуется уделить внимание проективным методикам оценки личности, психологическому тестированию, КОТ (краткий отборочный тест) и СМИЛ (MMPI)