Специфика воздействия
Семья как институт воспитания в процессе воздействия на личность целенаправленно или на уровне подсознания выполняет ряд функций:
- Репродуктивная. Продолжение рода – задача скорее интуитивная. Это заложенная на генетическом уровне потребность производить себе подобных.
- Социальная. Взрослые члены семьи передают годами сложившийся социальный опыт, навыки общения в социуме, правила и запреты в поведении.
- Хозяйственная. Эта функция включает в себя возможности обеспечения уровня материального благополучия конкретной семьей.
- Эмоциональная. Задача семьи – обеспечить удовлетворение малыша в гармоничном общении, любви, принятии и психологическом комфорте.
Семейные функции имеют тесную взаимосвязь. К тому же их «распределение» в каждой ячейке общества свое.
Одни родители предпочитают обеспечивать хорошие материальные условия детям, считая, что воспитывать их будет в дальнейшем сама «жизнь». Другие окружают любовью, уважением и заботой своих чад, поддерживая и помогая ориентироваться в сложных жизненных перипетиях. Третьи считают, что только строгий контроль над мыслями, словами и поступками детей смогут обеспечить их правильное развитие. При этом каждый представитель группы искренне считает, что делает все возможное для воспитания своих чад.
Несмотря на то, что семья является основой воспитания, она все равно подвержена влиянию общества. Ведь интимность родственной связи, кровные узы, общее мышление и нравственные устои не исключают взаимодействия с социальной средой, к которой младшее поколение начинает постепенно приобщаться, посещая детский сад, школу, общаясь со сверстниками.
Поэтому нужно рассматривать семью как социальный институт, с помощью которого происходит не только обучение навыкам взаимодействия с другими членами общества, но и соблюдение определенных рамок поведения в социуме, выходить за которые нельзя.
Проблемы воспитания
Точно также, как не существует исчерпывающего перечня педагогических методов, не существует и полного перечня педагогических проблем. Человек развивается разносторонне – есть соответствующие формы воспитания — физическое, умственное, социальное, духовно-нравственное. Соответственно, в каждой сфере присутствуют специфические проблемы. Существуют особые педагогические проблемы в неполных и многодетных семьях. Отдельная проблема – это желание и способность (см. необходимые навыки) воспитателя решать проблемы. В этом смысле кризисы (возрастные и прочие) являются своего рода проверками воспитателей на наличие и тяжесть допущенных ошибок.
Несмотря на всё множество и разнообразие, во всех проблемах есть нечто общее. А.С. Макаренко указывал на сопротивление личности, когда её начинают воспитывать, однако для «проблемных» (беспризорных) детей он принципиально не использовал каких-либо специальных методов, а работал с ними так, чтобы они смогли стать счастливыми самостоятельными людьми. Для этого необходим гармоничный, авторитетный стиль воспитания. Нарушения этой гармонии вполне устойчивы и формируют характерные проблемные стили (паттерны) воспитания.
Принцип планомерности, последовательности, непрерывности
В соответствии с этим принципом семейное воспитание должно проходить по поставленной цели, с последовательной и планомерной реализацией воспитательного процесса через средства, методы и приемы, отвечающие возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание – это процесс долгий, результаты которого можно наблюдать только через годы.
Последовательность и планомерность взрослых в воспитании дают детям ощущение уверенности, что является фундаментом становления личности. Если у всех членов семейства схожее поведение и требования, то окружающий мир для детей становится яснее и предсказуемее. Им проще осознать границы своей свободы, и не перейти границу свободы других. Родители, которые последовательно воспитывают своих чад, способствуют развитию у них операциональной и организационной стороны деятельности. Последовательное воспитание увеличивает детскую субъектность, формирует ответственность за поведение и поступки. Главное, в семейном воспитании избегать становления у детей «двойной» морали. Родители не должны требовать от потомков того, что для других членов семьи считается необязательным.
Не рекомендуется использовать педагогические методы к детям единовременно.
Семейные традиции
Гармоничному воспитанию детей в семье как нельзя лучше способствуют семейные традиции. Они создают неповторимую атмосферу дома: свой уклад, обычаи, распорядок, привычки членов семьи дают ребенку ощущение стабильности, упорядоченности мира. Формирование традиций должно начинаться еще в бессознательном периоде малыша, чтобы более гармонично войти в его жизнь.
К примеру, традиция читать ребенку книгу на ночь – не просто ритуал укладывания. Это способ ненавязчиво привить ему любовь к красоте родного языка, литературе, умение представлять и осмысливать прочитанное.
Традиции могут быть самыми разнообразными. Например, рисование открыток ко дню рождения, отмечание народных или календарных праздников, экскурсионные поездки на каникулах. Можно печь особенный пирог к определенному празднику, развешивать кормушки зимой, скворечники – весной, навещать бабушку в выходные, отмечать день окончания школьных занятий, обсуждать прошедший день за общим вечерним чаем, делясь с домочадцами проблемами, успехами, вместе принимать важные решения на «семейном совете»…
Через такой подход создается преемственность поколений (традиции семьи ребенок впоследствии может перенести в свою будущую семью), в ребенке укрепляется чувство причастности к своему роду, его истории.
Важность семейных традиций сложно переоценить. Они дают ребенку:
- ощущение стабильности, порядка в мире;
- укрепление связи между поколениями;
- укрепление теплых отношений между родителями и взрослеющими детьми;
- ощущение неповторимости своей семьи, с ее особым укладом и душевным комфортом.
Задачи семьи
В семье ребенок получает первый опыт общения и видит пример взаимоотношений родителей, бабушек, дедушек, понимает их права и обязанности друг перед другом, учится основам нравственности и духовности, воспитывает свои жизненные принципы. Семья может как формировать положительные черты и качества человека, так и быть источником его будущих проблем в общении, самореализации, самооценке. Чтобы этого не произошло, семья должна со всей ответственностью подходить к воспитанию будущей личности.
Основные задачи семьи:
- создавать максимально благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка (включая питание, лечение, одежду, все необходимое для учебы в школе и занятий в секциях и кружках);
- обеспечивать защиту ребенка в психологическом и социально-экономическом плане: поддерживать, учить искать выход из сложных ситуаций, знакомить с опасностями внешнего мира и учить им противостоять;
- давать опыт создания семьи, сохранения и преумножения семейных ценностей, воспитания детей, уважительного отношения к старшим;
- прививать необходимые навыки и умения (в том числе и трудолюбие), развивать умственный и творческий потенциал, учить самообслуживанию и помощи близким людям;
- воспитывать чувство собственного достоинства;
- закладывать основы для успешной реализации личности;
- готовить к жизни в социуме.
При этом особенно важно строить отношения с детьми на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества, всегда проявлять родительскую любовь, ласку и заботу, быть внимательными и сопереживающими
Однако это вовсе не значит, что нужно всецело посвящать себя воспитанию, отказавшись от самореализации в жизни, карьерного роста и работы как таковой
Как показывает практика, самые гармоничные отношения складываются между детьми и родителями в семьях, где родители работают, но при этом уделяют должное внимание ребенку. Такие дети учатся лучше, растут более самостоятельными
Почему?
Дети испытывают гордость за успехи родителей, начинают больше ценить время, проведенное с ними.
Они избавлены от чрезмерной опеки взрослых.
У ребенка появляется понимание того, что человек не может принадлежать кому-то одному, у него есть обязательства перед семьей, обществом, он несет ответственность за свои поступки.
На примере родителей дети, начиная с дошкольного возраста, видят, как важно иметь в жизни цели, увлечения.
Принцип целенаправленности
В воспитании присутствует социально-культурный ориентир, который является идеалом воспитательной деятельности и конечным результатом. Современная семья должна ориентироваться на цели общей педагогической политики в государстве. Сейчас это главные общечеловеческие ценности, которые четко прописывает Декларация прав человека, Декларация прав ребенка и Конституция Российской Федерации. Конечно, не каждая семья, рассуждая о цели воспитания детей, думает о разностороннем гармоническом развитии личности. Однако все родители желают своему ребенку здоровья, мечтают вырастить его хорошим и добрым человеком. Вот что представляют собой общечеловеческие ценности.
Цели воспитания конкретной семьи строятся на основании представления о том, какими она стремится воспитать детей. Причем родители учитывают реальные способности детей и их индивидуальные особенности. При постановке воспитательной цели взрослые учитывают этнические, культурные и религиозные традиции и обычаи.
Важное значение в семейном воспитании имеют цели и задачи образовательной работы современного детского сада и школы. Это обусловливает преемственность в воспитательной работе
Возникающие в целях воспитания противоречия внутри семьи или между членами семьи и воспитательными учреждениями негативно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ребенка, вносят элемент дезорганизации в его жизнь. Оказывать помощь семье в конкретизации цели воспитания – это обязательная функция профессиональных педагогов.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Несколько советов
Мир и гармония в семье, уважительное отношение, понимание и сочувствие, принятие индивидуальных особенностей личности – залог успешности семейного воспитания.
В завершении хочется вернуться к тезису, с которого мы начали свои рассуждения о специфики воспитания в семье. Эмоциональный комфорт всех членов «кровного союза» позволит малышу вырасти человеком, который уверен в своих силах, умеет самостоятельно принимать решения. Такую личность не сломают жизненные невзгоды, потому что с того момента, как он начал чувствовать биение сердца матери, его существо наполнилось уверенностью: его любят и ждут.
Эмоциональная наполненность положительными эмоциями от самых близких и родных людей позволит маленькому человеку стать настоящей взрослой личностью, которая умеет нести ответственность за свои поступки, четко ставить цели и следовать им.
Как себя вести, чтоб не травмировать психику детей
Нормальная, здоровая обстановка в семье тоже имеет свои признаки. Давайте же разберем, как выглядит идеальная семья.
- Между родителями и детьми существует разумная привязанность.
- С раннего возраста ребенок развивает коммуникативные навыки. Он способен просить и объяснять, с ним можно договориться.
- Родители совместно ухаживают за детьми, что дает им почувствовать заботу каждого из родителей.
- Понимание особенностей детского развития.
- Соответствующее возрасту сексуальное воспитание, не входящее в противоречие с моралью и конституцией.
- Достаточное количество внимания, которое получают дети.
- Адекватная оценка возможностей ребенка, отсутствие непосильных требований и нагрузок.
- Помощь и поддержка детям в их начинаниях.
- Разумное планирование финансов семьи, знакомство детей с основами планирования.
- Обучение детей согласно возрасту домашним делам. Не нужно требовать непосильного. Помыть яблоки способен уже 2-х летний малыш, а 3-х летний может помочь маме достать ложки к обеду, в 5 лет можно детей ознакомить с пылесосом и т.д.
В целом, ничего сложного или невозможного. Большинство родителей знакомы с этими пунктами и практикуют их. В жизни могут быть небольшие несоответствия, ведь все мы люди. Могут быть нечастые ссоры, недопонимание. Но воспитать из малыша хорошего, успешного человека — это то, к чему мы все стремимся. А все, что нужно ребенку — это адекватная любящая семья.
Влияние отца на ребенка
Ребенок нуждается в любящем отце и матери равнозначно. Но стиль взаимодействия с маленькими детьми у женщин и мужчин различается. Если мама большую часть времени общается с малышом во время ухода за ним, то отец взаимодействует с ним в процессе игры, что оказывает прямое влияние на его психическое развитие. Игры между отцом и ребенком обычно энергичные, непредсказуемые, связанные с возней и неразберихой. В них детям нравятся проявление физической силы и стихийность, они способствуют формированию реакции на возможную опасность, умению принимать верное решение в сложных ситуациях, снимают нервное напряжение и заряжают положительными эмоциями.
Уже с первых месяцев папы играют по-разному с мальчиками и девочками. Таким образом, под влиянием отца на ребенка начинает формироваться его половая самоидентичность. Отец – важная ролевая модель, он учит мальчика быть мужчиной, прививая ему типично мужские черты характера. Тогда как у девочки именно на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, как мужчины относятся к женщинам. Хорошие отношения с папой придают девочке уверенность в своей привлекательности и обаянии, общаясь с ним, она учится понимать мужскую природу.
Методы воздействия на мотивационную и эмоциональную сферу
Методы воздействия на мотивационную сферу
включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. Это поощрение и наказание.
Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Она закрепляет положительные навыки и привычки, вселяет уверенность. Поощрение – это одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Поощрение должно быть естественным поступком ученика, а не следствием получить поощрение. Оно должно быть справедливым, согласованным с мнением коллектива, нужно учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказаний: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.
Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей – пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей.
Методы воздействия на эмоциональную сферу
предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Эти методы: внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. По образному выражению В.М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учителя или родители?»
Методы воздействия на волевую сферу
Методы воздействия на волевую сферу
предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.
Требования по форме предъявления различаются прямые и косвенные. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность. Понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются мимикой, интонацией, силой голоса.
Косвенное требование ( совет, просьба, намек, выражение доверия, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Это:
- Требование – совет. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
- Требование – игра. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства педагога.
- Требование –просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между воспитанниками и педагогами. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
- Требование –намек. Оно успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.
- Требование –одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул.
Требования вызывают отрицательную или нейтральную ( безразличную) реакцию воспитанников. Выделяют позитивные или негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, т.к. почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.
По способу предъявления различают непосредственные и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, — опосредованные требования. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий – последующие требования к товарищам.
Приучение – это разновидность педагогического требования. Нередко оно вызывает недовольство, его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество.
Требование влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются
Упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности – навыки и привычки. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина. Культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычек
Действие принципов
Мало просто знать данные принципы и стараться ими всегда руководствоваться. Самым важным в процессе воспитания является осознанность родителей. Что это означает? Да то, что родители должны четко видеть цель воспитания. Можно бесконечно любить ребенка, во всем его поддерживать и самому быть человеком с большой буквы, но не пытаться прогнозировать будущее и представлять конечный результат. На основе трех вышеизложенных принципов механизм воспитания будет на более качественном уровне. Тем не менее, мама и папа должны осознавать, каким человеком они хотят видеть свое чадо в будущем.
Развитие личности – направления
Как ни крути, без материальных благ сейчас трудно ощущать себя полноценным человеком. Это касается как элементарных потребностей (еда, одежда, жилье и прочее), так и реализации духовных потребностей (путешествия, книги, посещение секций и кружков). Родители должны осознавать, что мало родить дитя. Нужна материальная база для того, чтобы его вырастить. Нужно осознание этого. На таком материальном фундаменте возможно построить крепкий дом под названием «личность». В таких условиях основные принципы воспитания будут действовать на все 100 процентов.
Чаши весов с «интеллектуальным развитием» и «моральным развитием» не должны перевешивать больше в одну или другую сторону.
Хоть тенденция современности такова, что роль образования постепенно снижается, нельзя этим пренебрегать
Важно, чтобы закономерности системы образования были соблюдены именно вашим ребенком. То есть на конечном этапе была достигнута цель: ребенок реализовал себя в выбранной профессии и стал высококвалифицированным, востребованным специалистом
Для этого необходимо прислушиваться к желаниям своего чада, осознанно выбрать сферу будущей деятельности и подобрать достойное учебное заведение. Чтобы ребенок после окончания ВУЗа не скитался по разным работам, которые не имеют отношения к специальности его образования, необходимо на самом начальном этапе определиться со сферой будущей профессии.
Поддержка родителей в выборе профессии
Для четкого и качественного действия каждого из принципов необходимо развивать в ребенке его способности, заложенные природой. Нужно это для того, чтобы ребенок смог себя в будущем реализовать, достигать целей, быть удовлетворенным своей жизнью, быть счастливым. Осознанно подходя к таким вопросам, родители формируют личность, которая так же осознанно будет принимать решения, решать жизненные задачи и получать удовольствие от самой жизни.
В свою очередь, образование – это всего лишь дополнение, хоть и обязательное; одного интеллектуального развития мало; родительское руководство (мудрость, умения, навыки, которые передаются ребенку) – это, в своем роде, капитал, благодаря которому ребенок будет жить самостоятельно и независимо.
Принципы воспитания в семье – основа развития детей
Пускай современный социум диктует новые правила. Это никак не влияет на основополагающие принципы воспитания детей. Родители, адаптируясь к новым тенденциям жизни, уже привносят то необходимое, что поможет ребенку чувствовать себя комфортно в обществе. Любовь, поддержка и вера – это волшебные вещи, способные сделать любого человека творцом своей жизни! А родители – это те самые наставники, которые могут передать все это волшебство своим потомкам. Достойной жизнью живут только те, кто смог осознанно преодолеть все преграды, принимать решения и дарить свою любовь.
Качества, которые необходимо развивать педагогу
Неисчислимое разнообразие методов (полного перечня не существует) воспитания говорит о сложности этого занятия и об ответственности педагогов (прежде всего, родителей) за будущий результат.
Навыки общения с детьми – это не врождённые качества, они приобретаются и развиваются в процессе обучения
Обратим внимание на работу замечательного отечественного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, где систематизированы важные принципы и необходимые упражнения
В современной педагогике примерно выделен следующий ряд необходимых качеств воспитателя: это коммуникативные способности (устанавливать контакт и общаться), перцептивные способности (чувствовать психологическое состояние воспитанника и прогнозировать развитие личности), академические способности (правильно организовывать деятельность детей), дидактические способности (доносить информацию), рефлексивные способности (профессиональная самооценка).