Формы проявлений
Анализ современной философской литературы, посвященной проблемам реминисценций, позволил выявить специфику возникновения реминисценций, раскрыть их функционально-смысловую характеристику.
В процессе возникновения реминисценций могут быть задействованы, как 2 однородных (в определенной степени), так и 2 разнородных феномена культуры. Один из них – та сущность, которая обозначается в этом процессе, и поэтому выступает, как основная (primary subject) форма проявления.
Второй – сущность вспомогательная (secondary, subsidiary subject), как форма проявления.
Она соотносима с обозначаемым уже готового наименования:
- Гетерогенность этих сущностей и сопутствующие им ассоциативные комплексы позволяют выходить за пределы и старого, и нового круга представлений, синтезируя принципиально новую реальность.
- Сам процесс реминисциоризацни может быть рассмотрен, как собственно проблемная когнитивно-номинативная ситуация со многими переменными факторами, среди которых могут быть, как факты личной интеллектуальной, духовной культурной жизни человека, так и бытия общества, в котором живет человек.
-
Реминисцентный процесс предельно богат и разнообразен в формах проявления. Он охватывает всю интенцию субъекта реминисценции, включая момент выбора того или иного способа выражения смысла реминисценции.
Замысел реминисценции – это острая потребность назвать осознаваемое (зачастую довольно смутно), но еще не додуманое понятие (вещь, предмет) путем использования уже существующего текста, звука, краски, жанра искусства.
Эффект реминисценции
Реминисценция – это отличный прием, с помощью которого произведение можно сделать еще более насыщенным и динамичным. Ее эффект связан с человеческой памятью и основан на ассоциациях и воспоминаниях.
Выполняется прием путем отсылов к известным мировым произведениям, историческим фактам, биографиям знаменитых людей, различным произведениям искусства. Это может быть упоминание о конкретном персонаже, сцена из другого произведения. В редких моментах используется прямое цитирование. Достигается эффект в том случае, если читатель улавливает сходство и проводит аналогию, которую задумал автор.
Многие авторы научились использовать реминисценцию в своих текстах. В таком случае, даже если читатель не уловил аналогии, понять это он сможет с подсказкой автора. Однако случается, когда припоминание проскальзывает в сюжете интуитивно. Тогда эффект не будет столь явным, поэтому разгадать его смогут только очень внимательные читатели. Открытием это может стать и для самого писателя, который явной аналогии проводить и не собирался.
Источники
- https://womanadvice.ru/reminiscenciya-kak-fenomen-psihiki-cheloveka
- https://www.syl.ru/article/201562/new_reministsentsiya—eto-reministsentsiya-v-literature
- http://PsyTheater.com/reminiscenciya.html
Реминисценция как феномен психики человека
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ — в психологии — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным); воспроизведение — спустя некое время после запоминания-того, что при непосредственном восприятии было как бы недоступно.
Может наблюдаться при запоминании самого различного вербального и наглядного материала, а также при закреплении навыков сенсомоторных. Особенно часто проявляется при работе с большим объемом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие.
Более выражена в детском возрасте — особенно в возрасте дошкольном и школьном младшем.
Эффект реминисценции может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве коего могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, — особенно если материал является логически связанным, большим по объему и воздействует эмоционально.
Для объяснения явления реминисценции предложен ряд гипотез. Согласно одной из них, утомление во время заучивания материала приводит к ухудшению непосредственного его воспроизведения. Отсрочка позволяет восстановить оптимальное функциональное состояние и так улучшает воспроизведение материала.
Другая гипотеза основана на предположении о существовании процессов скрытого повторения материала, продолжающихся после прекращения явного заучивания и приводящих к лучшему воспроизведению после отсрочки. Реминисценцию можно объяснить и тем, что после отсрочки уменьшается интерференция хранящейся в памяти информации.
Но пока ни одна из гипотез не может претендовать на полное объяснение всех случаев реминисценции.
Лечение реминисценции
Занимаются ли специалисты лечением реминисценции? Поскольку данное явление полностью не изучено, то и лечить его достаточно проблематично. Нормальным состоянием является реминисценция, которая не вызывает навязчивых состояний. Она не требует ни лечения медикаментами, ни консультаций у психиатра.
Большее волнение вызывает отсутствие реминисценции у человека, что, по мнению психиатров, может указывать на нарушение функций памяти или патологии в головном мозгу. Также это может указывать на развитие старческой деменции.
Медикаментозное лечение заключается в устранении тех причин, которые вызвали патологическую реминисценцию, и симптомов, которые проявляются при этом:
- Седативные препараты назначаются для нормализации сна.
- Повышенную тревожность и панические состояния устраняются нейролептиками и успокаивающими лекарствами.
- Антидепрессанты помогают устранить депрессию, которая вызывает соответствующие навязчивые воспоминания.
Медикаментозное лечение проходит параллельно с психокоррекцией. Здесь помогает выявление глубинных проблем и гипноз, нацеленный на изменение негативных воспоминаний на позитивные.
Проводится индивидуальное консультирование, которое способствует устранению страхов, паники и тревоги, а также на вытеснение воспоминаний, которые вызывают дискомфорт при своем появлении. При групповой работе используются методы арт-терапии.
Чтобы в будущем не возникли негативные воспоминания, психологи предлагают свою помощь. Человеку полезным станет так называемый дебрифинг, который осуществляется сразу после стрессовой или психотравмирующей ситуации с целью изменения ее восприятия (с негативного на позитивное) и отсутствия вытеснения ее в подсознание, чтобы она не всплывала внезапно.
Если реминисценция проявляется в нормальной форме, тогда ее не следует лечить. Лишь патологические формы реминисценции, принимающие навязчивое состояние, требуют психологической помощи. Самостоятельно с данной проблемой человек не справится, поэтому лучше не медлить с лечением.
перейти
Агония
Агония начинается с вздоха или серии коротких вздохов, затем частота и амплитуда дыхательных движений нарастают — по мере отключения мозговых контролирующих центров их фукнции переходят к дублирующим, менее совершенным структурам мозга. Организм делает последнее усилие, мобилизирует все имеющиеся резервы, стараясь зацепиться за жизнь. Именно поэтому перед самой смертью восстанавливаются правильный сердечный ритм, восстанавливается кровоток и человек может даже придти в сознание, что неоднократно описывалось в художественной литературе и использовалось в кинематографе. Однако все эти попытки не имеют никакого энергетического подкрепления, организм сжигает остатки АТФ — универсального переносчика энергии и подчистую уничтожает клеточные запасы. Вес сжигаемых во время агонии веществ столь велик, что разницу удается уловить при взвешивании. Именно этими процессами и объясняется исчезновение тех самых нескольких десятков грамм, которые считаются «отлетающей» душой. Агония обычно кратковременна, заканчивается она прекращением сердечной, дыхательной и мозговой деятельности. Наступает клиническая смерть.
Симптомы
Так как реминисценция является или нормой, или одним из симптомов болезни, не приходится говорить о разнообразных вариантах проявления феномена. Психологические особенности реминисценции являются основой, на которой базируется и психиатрическая составляющая.
В форме нормы
Условный симптом реминисценции наглядно отражен в непосредственном объяснении сути феномена. Человек, спустя некоторое количество времени, способен четко рассказать о чем-либо, что, как казалось, забыто.
В варианте патологии
Патологическую реминисценцию характеризует эффект навязчивости образов и мыслей, не поддающихся контролю. Они возникают спонтанно, несмотря на то, что, как казалось, негативный опыт прошлого был забыт.
В зависимости от силы и яркости воспоминаний эффект способен провоцировать эмоциональную реакцию (усиление тревожности и беспокойства, страх, паническая реакция и так далее), отражаться на физиологии (дрожь, бледность, бесконтрольность поведения и прочее).
Так как проявление является дополнительным симптомом к какому-либо негативному состоянию, то наряду с реминисценцией могут фигурировать и иные проявления, характерные для конкретного заболевания.
Коррекция
Не являясь отклонением, эта патология не требует вмешательства со стороны психолога или психиатра. Большее беспокойство может вызывать полное отсутствие данного проявления психики, которое в старческом возрасте может указывать на развивающуюся деменцию, в иных ситуациях быть сигналом патологических состояний памяти, головного мозга.
Если рассматривается припоминание как форма отрицательной навязчивости, то способы коррекции могут быть как медикаментозными, так и психотерапевтическими.
Изменение темпа
Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.
Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.
Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.
Россия
Вместе с тем в русский язык слово входило как бытовой галлицизм и аллюзия. В письме за 1 февраля 1840 года к российскому историку Т. Н. Грановскому философ и поэт Н. В. Станкевич называл «реминисценцией» платонические отношения адресата с Н. В. Во второй половине XIX века слово становится традиционным музыкальным термином. В письме к российскому композитору М. П. Мусоргскому пианист и дирижёр М. А. Балакирев от 10 июня 1863 года давал описание прошедшей оперы через музыкальные «реминисценции».
В современный период в России методологическими проблемами литературной реминисценции занимались М. М. Бахтин, Д. С. Лихачёв, Ю. М. Лотман, А. Голловачева (1988), А. Архангельский (1989) и П. Бухаркин (1990). Ряд плодотворных решений найден Ло (1983).
В начале 1990-х годов реминисценцией в драматургии (в творчестве Н. Садур и др.) занималась теоретик массмедийных искусств Санкт-Петербурга Т. А. Марченко и её студенты.
Реминисценция в психологии
Учеными достаточно не изучен причинный ряд возникновения внезапного воспоминания, факторы, обуславливающие внезапное вспоминание, но сам механизм эффекта реминисценции удалось исследовать, опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей.
Механизм возникновения внезапного обусловлен действием аффективного торможения, вследствие выраженного эмоционального переживания, впечатления от воспринятого информационного материала. Эмоциональное торможение влияет на характер воспроизводимого материала. При воспроизведении заученной информации, рассказ начинают с той части, которая произвела наиболее яркое впечатление, при этом утрачивается логическая связь между воспроизводимой информацией. В случае отсроченного воспроизведения, информация не утрачивает логической последовательности.
С точки зрения психологии реминисценция является процессом нормализации состояния усталости после напряженной физической, интеллектуальной или эмоциональной нагрузки. Информационный материал после его восприятия индивидом упорядочивается в голове, после чего озвучить человеку его становится проще.
Также внезапное воспоминание возникает при отсутствии наслоения многих деталей одного логического явления, при котором возникает путаница. Может иметь место условное забывание, но после интервала, во время которого не действует стимульный материал на индивида и нет дополнительной нагрузки на память, может проявиться внезапное воспоминание.
Реминисценция зависит от аллюзии, которая является лишь намеком, подсказкой, толкающей на нужную мысль. У индивида вследствие возникновения аллюзии возникает внезапное воспоминание. является внешним явлением, стимульным фактором, который провоцирует появление внутреннего явления реминисценции.
Феномен реминисценции рассматривают и с точки зрения патологии в психологии, когда имеет место психотравмирующие событие и воспоминания принимают характер навязчивых и негативных. Попадая во внешние обстоятельства, схожие с обстоятельствами психотравмирующего события, личность может испытывать эмоциональный дискомфорт, связанный с эффектом навязчивой реминисценции. Это состояние напрямую зависит и от исходного эмоционального состояния индивида.
Явление внезапное воспоминание в навязчивой форме можно наблюдать у лиц с . Реминисценция в этих случаях проявляется в сновидениях с воспоминаниями о приобретенном травмирующем опыте.
Внезапное воспроизведение раннее воспринятой информации зачастую является естественной особенностью работы памяти человека.
Если рассматривать реминисценцию со стороны психиатрии, то она может быть симптомом таких заболеваний, как черепно-мозговая травма, алкогольные или инфекционные интоксикации, патологии головного мозга и прочие.
Реминисценция в психиатрии рассматривается, как форма , как проявление , как симптом при депрессивных состояниях, проявляющийся бесконтрольными хаотичными мыслями. Внезапные воспоминания могут проявляться при , и фобиях.
Проявление реминисценции, как патологического симптома, характеризуется навязчивостью мыслей и образов, а также вызывает у индивида достаточно выразительную эмоциональную реакцию (беспокойство, страхи).
Реминисценция может стать объектом внимания в практической деятельности психолога, деятельности коррекционной направленности с целью подмены негативных переживаний на позитивные, при терапии состояний, связанных с психотравмирующими ситуациями. Вмешательства специалиста требуют как навязчивые реминисценции с негативной эмоциональной симптоматикой, так и полное отсутствие этого эффекта памяти, что может сигнализировать о нарушениях работы ЦНС или начинающей .
Если же внезапное воспоминание имеет место в патологическом проявлении, то необходимо вмешательство специалиста, который определит медикаментозные принципы лечения болезни, проявлениями которой стала реминисценция. Также квалифицированным специалистом должна быть подобрана эффективная и адекватная заболеванию психотерапевтическая тактика.
Статья о художественных приёмах современной поэзии
, относящихся к способам цитирования. Приёмы цитирования: аллюзия, аппликация, контаминация. Светлана Скорик. Художественные приемы цитирования: Аллюзия Аппликация Контаминация Реминисценция Интертекст.
Аллюзия примеры Аппликация примеры Контаминация примеры Реминисценция примеры Пример интертекста в постмодернизме
реминисценция — это… Что такое реминисценция?
РЕМИНИСЦЕ´НЦИЯ (лат. reminiscentia — воспоминание) — намеренное или невольное воспроизведение поэтом знакомой фразовой или образной конструкции из другого художественного произведения. Иногда Р. выражается копированием ритмико-синтаксических ходов. Сопоставление оригинальных и реминисцированных выражений дает любопытную картину влияния одних поэтов на других. Вот ряд таких параллелей:
1) Город пышный, город бедный.
(А. Пушкин)
Остров пышный, остров чудный.
(А. Хомяков)
2) Прощай, свободная стихия.
(А. Пушкин)
Прощай, немытая Россия.
(М. Лермонтов)
3) Дух отрицанья, дух сомненья.
(М. Лермонтов)
Жизнь отреченья, жизнь страданья.
(Ф. Тютчев)
Нет отрицанья, нет сомненья.
(Н. Некрасов)
4) Весна, Весна! Как воздух чист!
(Е. Баратынский)
Весна, весна; как воздух пуст…
(А. Блок)
5) Я пережил и многое и многих.
(П. Вяземский)
Я изменял и многому и многим.
(В. Брюсов)
6) Уж я ножичком полосну, полосну!
Уж я семечки полущу, полущу!
(А. Блок)
А белье мое всполосну, всполосну!
А потом господ полосну, полосну!
И-их!
(В.
Хлебников)
7) Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости…
(А. Пушкин)
С ним едет старуха и младшая дочь,
Невестки и первенцы-внуки.
(А. Твардовский)
Густая крапива
Шумит под окном,
Зеленая ива
Повисла шатром.
(А. Фет)
Зеленая пена
Кипит под винтом
И мы по заливу
Неспешно плывем
(В. Саянов)
9) И черным соболем одел
Ее блистающие плечи.
(А. Пушкин)
Я парусиною прикрыл
Ее блистательные плечи.
(В. Федоров)
Известны случаи автореминисценции, например у Пушкина:
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
(«Поэт и толпа»)
За новизной бежать смиренно
Народ бессмысленный привык.
(«Герой»)
Автореминисценция (или вариант) у Лермонтова:
Есть речи — значенье ничтожно,
И презрено гордой толпой. —
Но их позабыть невозможно: —
Как жизнь они слиты с душой.
Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно! —
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Сознательная автореминисценция у В. Маяковского:
Стоял — вспоминаю.
Был этот блеск.
И это
тогда
называлось Невою.
(«Человек»)
Было вот так же —
ветер да я.
Эта река!..
Не эта,
иная.
Нет, не иная!
Было —
стоял.
Было — блестело.
Теперь вспоминаю.
(«Про это»)
Эти строки, в свою очередь, являются Р. на стихотворение Ф. Тютчева:
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды…
…Во сне ль все это снится мне,
Или гляжу я в самом деле,
На что при этой же луне
С тобой живые мы глядели?
Своеобразный случай поэтической Р. мы находим у В. Маяковского, который преднамеренно реминисцировал прозу Гоголя: «Что это за скверный город: только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор, черт их знает, откудова и нанесут всякой дряни». («Ревизор», д. II, явл. 5, слова городничего). В стихотворении Маяковского «Сергею Есенину» читаем:
Вам
и памятник еще не слит, —
где он,
бронзы звон
или гранита грань? —
а к решеткам
памяти
уже
понанесли
посвящений
и воспоминаний дрянь.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия.
Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская.
1966.
Сензитивный период развития речи
Длится в среднем от 0 до 6 лет.
В возрасте до года:
Дети учатся подражать звукам.
В возрасте около 1 года:
Кроха сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.
В возрасте около 1.5 лет:
Малыш начинает выражать свои чувства, желания
Важно понимать, что ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.
Что это значит?
В возрасте 2.5 — 3 лет кроха часто разговаривает сам с собой. Это возможность подслушать его мысли, увидеть в них логику или нелогичность мышления.
В возрасте 3.5 — 4 лет: ребенок активно пополняет словарный запас, с удовольствием разговаривает, сочиняет и рассказывает истории.
Рекомендация:
С ребенком не надо сюсюкать и упрощать язык до «детского». Напротив, его нужно знакомить с богатством родного языка, его разнообразием.
Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков — буквами, увлечённо обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.
Поэтому в возрасте 4.5 — 5 лет выглядит совершенно естественным, что ребенок начинает по собственной воле писать отдельные слова и цифры, старается написать своё имя.
Наконец, в возрасте около 6 лет ребенок готов и хочет учиться читать.
Если ребенку приходится делать что-либо вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату он приходит позже или не приходит вовсе.
Характеристики и свойства
Реминисценция характеризуется следующими свойствами:
- Это распространённое явление, которое затрагивает 41% случаев, среди которых есть место бессвязному неосмысленному материалу. То есть, ситуация характерна для тех, кто «просто так» может вспомнить событие из жизни, занимаясь своим делом.
- Насыщенное содержание реминисценции говорит о том, что всплывание отголосок памяти может свидетельствовать о нарушении работы мозга. Характеризуется этот процесс резким воспоминанием, которое человек может передать речью с точными данными.
- Смысловое содержание будет всегда превышать значение воспоминаний для человека. То есть, он будет говорить о том, что видит «внутри головы», не понимая, для чего именно он это вспомнил и держит в подсознании.
- Характерно такое явление для тех. Кто уже покидает этот мир. Перед смертью люди часто сталкиваются с процессом реминисценции, чтобы смерть казалось не такой бесполезной. Прожив многие десятилетия, «жизнь проносится перед глазами». Это явление помогает скрасить процесс ухода из жизни.
Реминисценция не обладает свойствами, так как процесс является свойством других ситуаций, возникающих с человеком:
- Изменение чувствительности органа чувств под влиянием раздражителя. Вместе с реминисценцией наблюдается апатия, синестезия и адаптация к происходящему.
- Свойства восприятия информации не могут быть связаны с реминисценцией. Этот орган чувств всегда будет передавать мозгу только положительные результаты работы после поиска нужного воспоминания.
- Искажённое восприятие предмета (синдром дежавю) порождает иллюзию, реминисценцию, апперцепцию и целостность. Если орган работает неправильно, человек может принимать за один предмет совершенно иной, который будет отождествляться с другими чувствами.
Соответственно социальная память формировалась, как память коллективная, представляющая собой совокупность действий, предпринимаемых социумом по ценостносимволической реконструкции прошлого в настоящем. Сохранение прошлого, как коллективной памяти, в традиционном обществе задавалось самим его укладом.
В обществе модерна и постмодерна коллективная память именно в силу своей аксиологической нагруженности зачастую становится источником легитимизации тех социальных групп, которые посредством манипуляции ценностно-смысловым содержанием исторического прошлого, составляющим значительный раздел социальной памяти, пытаются создать в массовом сознании тот или иной зачастую фальсифицированный образ прошлого:
- Расширение ментальной вместимости социальной памяти позволяет глубже понять ценность прошлого, смысл настоящего и гипотетическую значимость будущего, что в определенной мере способно предотвратить манипуляционные процессы.
- Чем богаче социальная память, тем богаче историческое и актуальное бытие человека и общества.
- Именно сущностная, бытийственная значимость социальной памяти в современном обществе, особенно в период переоценки ценностно-смыслового бытия социума, особо значима, так как именно она может, с одной стороны, наиболее адекватно выявить процесс самоидентификации общества, а с другой – раскрыть возможные вариативно-модальные характеристики его будущего.
- Бытие социальной памяти в различных ее формах выступает предметом теоретического дискурса в рамках современного гуманитарного знания.
Наиболее продуктивными из свойств являются:
- ассоционистская;
- когнитивная;
- культурно-историческая;
- семиотическая.
Одновременно с кризисом позитивизма, представление о реминисценции в рамках когнитивной психологии утратило свою привлекательность. Выход из создавшейся ситуации был предложен отечественной школой психологии в работах Л. С. Выготского, А. Я. Лурии, А. А. Леонтьева, где отчетливо проступает научная позиция, которая позволяет рассматривать память, как культурноисторическое явление.
Практика
Психология
Эффект лучшего воспроизведения запоминаемого материала по прошествии некоторого времени, чем сразу после заучивания.
Литература
Различие между реминисценцией и литературным заимствованием заключается в бессознательном характере реминисценции, помогающем реализовать конкретные художественные задачи. Реминисценция обнаруживается подготовленным и проницательным читателем (зрителем или слушателем) там, где автор использовал опыт предшественников. В романе немецкого писателя Германа Гессе «Игра в бисер» () реминисценция представлена структурообразующим элементом бытия персонажей вымышленного мира. Роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс» перенасыщен реминисценциями — на одной странице их может быть до нескольких десятков. Похожим образом построен роман Энтони Бёрджесса «Долгий путь к чаепитию», отсылающий читателя к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Мастером реминисценции был американский поэт Эзра Паунд.
Кино
Реминисценцией как методом максимального воздействия на зрителя пользовалась Лени Рифеншталь. Например, в фильме «Триумф воли» кульминация достигалась в кадрах, в которых зрителю сверху было видно море из древков и колыхающихся знамён, но не были видны фигуры знаменосцев. Данные кадры следует рассматривать как реминисценцию известного живописного полотна основателя импрессионизма Клода Моне «Улица Сен-Дени. Праздник 30 июня 1878 года. (Флаги)».
Явные реминисценции из фильма «Триумф воли» часто встречаются в современном мировом документальном кинематографе. Например, в английском фильме «Повелитель „Золотого треугольника“», посвящённом сращиванию мятежных армий с торговцами наркотиками на территории азиатского народа Шан: в сценах с юношеской бригадой, утренним войсковым смотром, в эпизоде с торжественным подъёмом флага в армии азиатского наркобарона и при натурных съёмках поющих солдат, армейскими колоннами передвигающихся по горам. Не вступая в открытый конфликт с командующим незаконной армией, авторы фильма обозначают анализируемое общественное явление «большой угрозой западному миру» исключительно благодаря реминисценции как приёму, доступному только зрителю западноевропейской культуры.
В политической кинодраме «Три дня Кондора» (Three days of the Condor, ) при объяснении главному персонажу позиции ЦРУ офицер Хиггинс упоминает интересы толпы потребителей, которым нефть нужна любой ценой и вопреки международным договоренностям. Этот диалог кинематографических персонажей можно рассматривать реминисценцией монолога Великого Инквизитора из романа Ф. М. Достоевского.
Американский фильм «Айк: Обратный отсчёт» () оказался насыщен реминисценциями из более объективной, а местами самокритичной американской военной драмы «Мост слишком далеко» (A Bridge Too Far, ).
Платон
Основная статья: Учение о припоминании
Авторство древнегреческого философского термина следует приписать Платону. Понятие использовалось в платоновском учении о природе человеческой души и учении об идеях. Платон полагал, что для души интуиция служит инструментом сбора информации об ином мире. Данный термин обнаруживается в трёх программных произведениях Платона. В «Меноне» Сократ рассуждает о всеобщей родственности предметов друг другу, благодаря чему можно в буквальном смысле слова всё вспомнить и всё найти. Платоновская концепция, вложенная в уста Сократа, состоит в том, что механизм припоминания (ана́мнес
,ана́мнесис , др.-греч. ἀνάμνησις) открывает доступ к суждениям о причинах. В «Федоне» повторяется догмат о том, что на самом деле знание есть припоминание. В «Федре» Платон постулирует реминисценцию (припоминание) как посвящение в таинства и приближение к духовному совершенству.
Коррекция состояния
При лечении учитывается несколько факторов. В первую очередь — это устранение первопричины, патологии, которая вызвала расстройство.
При отсутствии прогрессирования заболевания часто может быть применена нейропсихологическая реабилитация. Медикаментозное лечение назначается с учетом основной патологии.
Если основное заболевание представляет собой нарушение психики, для лечения может быть применены психотерапевтические методы или гипноз. В некоторых случаях, например, если нарушение памяти произошло вследствие сотрясения мозга, то такие расстройства могут пройти самостоятельно. При серьезных поражениях центральной нервной системы нарушения памяти могут быть устойчивыми.
Для наиболее полного выздоровления важно обратиться к врачу как можно скорее при обнаружении первых симптомов. При этом родные больного должны относиться с терпением к нему, не обвинять его во лжи
Своевременная терапия во много раз улучшает прогноз и скорость терапии заболевания.
Зарегистрированного медицинского препарата, который помог бы восстановить память, не существует. Используют средства, которые оказывают воздействие на причину поражения мозга, например, Глицин, Ноотропил, Аминалон и другие. Параллельно назначаются антиоксиданты и витамины.
Обязательно нужно исключить факторы, провоцирующие у больного стресс и создать благоприятную обстановку.
Специфической профилактики псевдореминисценции не существует, как и любых других типов парамнезии. Профилактические меры состоят в предотвращении заболеваний центральной нервной системы.
Прогноз лечения зависит от причин, которые вызывали патологию. Адекватное эффективное лечение помогает убрать первопричину и скорректировать нарушения. Если заболевание прогрессирует, может быть усиление симптомов, проявления галлюцинаций и бреда.
Межличностные проблемы в продромальном периоде шизофрении
Датские уч. Л. Мондруп и Б. Розенбаум провели исследования и выяснили, как сам пациент оценивает межличностные проблемы в продромальном периоде шизофрении, и какая помощь будет наиболее подходящей.
Ученые выдвинули и проверили гипотезу о том, что межличностные проблемы возникают до появления симптомов психоза и усугубляются по мере его развития
Специалисты уделили пристальное внимание анализу и обсуждению терапевтических вариантов, которые могли бы устранить продромальные симптомы и улучшить результаты удаленного лечения
Межличностные проблемы в продромальном периоде шизофрении
В исследованиях сравнили 4 группы:
- здоровых лиц;
- с допороговыми симптомами;
- пациентов в продромальном периоде;
- больных с состоянием психоз.
Продромальное стояние оценивалось с помощью структурированного опроса для выявления продромальных синдромов (SIPS), а межличностные проблемы оценивались с помощью вопросника, заполняемого пациентами IIP.
Это исследование было первым, в котором сравниваются данные пациентов с разными заболеваниями. Пациентам трудно общаться, выражать чувства, проявлять инициативу и быть в центре внимания до и во время психоза. Однако, как предполагалось при разработке исследования, межличностные проблемы усугубляются с развитием психоза. Особенно значительная разница наблюдалась между пациентами в продромальной группе по сравнению со здоровыми людьми.
Полученные результаты предполагают, что доминирующее поведение, развивающееся во время психоза, представляет собой защиту, развивающуюся в ответ на усиление незащищенности, наблюдаемое в продромальный период. Таким образом, кажется, что пациент испытывает облегчение, что затрудняет преодоление этого состояния и выздоровление. Все это говорит о том, что лечение принесет пользу уже в продромальном периоде.
Заикание или логоневроз
Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.
Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.
Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.
Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса
Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу