Ночной энурез
Ночной энурез или ночное недержание мочи является одной наиболее преобладающих и стойких проблем у детей. Энурез классифицируется как первичный, если ранее ребенок никогда не был «сухим» в постели и вторичный, если возникает после того, как ребенок в течение минимум года мог сдерживать мочеиспускание. Первичный энурез встречается гораздо чаще и маловероятно является следствием патологии.
Этиология первичного энуреза является, скорее всего, мультифакторной. Часто первичный энурез связан с семейным анамнезом. Умение сдерживать мочеиспускание тесно связано со зрелостью нервной системы и ребенок, который в возрасте 1-3 лет задержан в развитии, имеет гораздо больше шансов быть энуретиком в шесть лет. У детей-энуретиков была обнаружена меньшая функциональная емкость мочевого пузыря (объем мочи, который мочевой пузырь способен удерживать), чем у детей без энуреза, хотя истинная емкость не различалась. И наконец, энурез относится большинством исследователей к парасомниям, поскольку наблюдается только в стадиях NREM сна. Тем не менее, несмотря на субъективное мнение родителей, детей-энуретиков разбудить не сложнее, чем остальных.
В большинстве случаев, если при тщательно собранном анамнезе, общем и неврологическом осмотре отсутствуют симптомы других нарушений, не требуется проводить дополнительных диагностических исследований, включая анализ мочи. Как правило, еще до первого визита к врачу, родители уже предпринимают какие-то меры, в частности ограничивают вечерний прием жидкости, будят ребенка, чтобы он сходил в туалет до того, как сами родители лягут спать. Хотя иногда врачи и прибегают к медикаментозному лечению, такому как назначение имипрамина (тофранил) и как следующий этап десмопрессина (DDAVP), многочисленные исследования показали превосходство сигналов «влажности» в плане эффективности, отсутствия побочных эффектов и редком проценте повторения эпизодов. Эти устройства доступны через аптеки или могут быть заказаны через Интернет. Существует также «тренировка сдерживания» (мочевого пузыря), которая подразумевает ряд методов, что лежит, однако, за рамками этой статьи (см. Sheldon).
Галлюцинации
Галлюцинации – это ложное восприятие без реально существующего объекта. Различают галлюцинации зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные (тактильные), общего чувства. Галлюцинации, возникающие при засыпании, называются гипнагогическими, при пробуждении – гипнапомпическими. Галлюцинации встречаются при различных психических заболеваниях, инфекциях, интоксикациях, реактивных психозах, шизофрении. У детей галлюцинации обычно носят фрагментарный неразвернутый характер, отличаются яркостью. Содержанием их часто являются персонажи детских сказок, просмотренных фильмов ужасов. Галлюцинации могут сопровождаться чувством страха.
Виды раннего детского аутизма
Можно выделить четыре вида расстройства:
- Полное игнорирование происходящего.
- Избирательность контактов.
- Одержимость собственными интересами.
- Трудности взаимодействия.
Первая группа детей предполагает ограничение взаимодействия даже с близкими людьми. От них очень сложно получить улыбку или другую эмоцию. Они не любят прикосновений и избегают смотреть в глаза, настолько избегают общения с окружающим миром, что не реагируют на боль, холод, голод. Речью практически не пользуются, скудны в проявлении эмоций.
Представители данной категории могут быть очень подвижны. Много бегают, кувыркаются, обследуют самые потаенные места. Могут долго смотреть в окно на проплывающие облака, движение машин, мелькание огней. К взрослым обращаются крайне редко, чтобы удовлетворить свои потребности: просят покружить или подбросить, кладут их руку на интересующий объект. Несмотря на свою отрешенность, способны различать «своих» и «чужих».
Вторая группа – более легкая степень расстройства, характеризующаяся выборочностью в контактах с окружающим миром. В основном такие дети предпочитают общаться с близкими людьми, и даже привязаны к ним. Однако эта привязанность необходима им для поддержания постоянства, к которому они так стремятся.
Они создают себе привычные, неизменные формы существования и придерживаются их постоянно. Нарушение их привычного уклада жизни: особенностей питания, одежды, интерьера, маршрута прогулок, вызывает вспышки гнева. Нередко они проявляются в виде аутоагрессии или самотравмирования: дети кусают, щипают себя, наносят другие телесные повреждения. Малыши с подозрением относятся ко всему новому, не терпят сюрпризов. Все должно идти по известному сценарию.
В привычных для них условиях они способны адаптироваться и чувствовать себя спокойно. Могут осваивать новые навыки, проявляя достаточные способности: красиво рисуют, лепят, впоследствии обладают каллиграфическим почерком.
Для таких детей характерна фразовая, отрывистая речь. У них в большей степени проявляется стереотипность движений. Коррекционная работа позволяет малышам неплохо адаптироваться к существованию в обществе и достичь успехов в психоречевом развитии.
Третья группа отличается поглощенностью своими интересами, которые порой носят агрессивный, своеобразный характер. Они могут быт ь связаны с пережитым пугающим событием. Благодаря таким увлечениям крохи получают контроль над своим страхом.
Детей этой группы характеризует четкое следование своей программе поведения. Отклонение от нее грозит эмоциональными всплесками, истериками.
Представители данной группы способны к целенаправленным действиям, но только в том случае, когда они уверены в положительном исходе. Неопределенность результата нарушает их деятельность. Таких ребят отличают высокоразвитый интеллект и речь.
Малыши четвертой группы также зависят от постоянства своего окружения. Они чрезвычайно ранимы, тревожны, уязвимы. Любая преграда способна остановить их. Опасаясь быть отвергнутыми взрослыми и лишиться их опеки, они стараются быть сверхпослушными. Близкие люди чрезвычайно значимы для ребенка – через них он выстраивает отношения с окружающим миром, нуждается в их поддержке, одобрении, эмоциональном контакте.
Для таких деток характерна двигательная неловкость. Их движения плохо координированы. Они с трудом осваивают элементарные навыки. Психоинтеллектуальное развитие не отличается особой одаренностью. Речь нечеткая с бедным словарным запасом. Представления о мире недостаточны. Интеллектуальное развитие может протекать с задержкой.
Но следует отметить, что аутист именно этой группы будет стремиться отойти от стереотипов и начать спонтанный диалог со своим окружением.
Дети с РДА характеризуются отстраненностью от окружающих, замкнутостью и скудностью, однотипностью эмоций
Следует понимать, что человек с синдромом раннего детского аутизма чрезвычайно чувствителен и раним, поэтому требует внимательного и осторожного обращения с ним
Автор статьи
Файнштейн Татьяна Александровна
Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.
Врачебный стаж: 12 лет
Записаться на прием
Снохождение и сноговорение
При снохождении (somnambulism) и сноговорении (somniloquy) ребенок садится в постели с открытыми глазами, но так называемым «невидящим взором». Активность может варьировать в диапазоне от бесцельного беспокойства в постели вплоть до реального хождения по дому. Речь нечеткая и редко носит внятный, понятный характер. Эти расстройства возникают у детей школьного возраста, больше у мальчиков, чем у девочек, и часто сопровождаются также энурезом. Дети со снохождением могут получать травмы и родителям необходимо предпринять меры, чтобы избежать опасных ситуаций, например, падения с балкона или лестниц. Спальные комнаты для таких детей должна находиться на первом этаже, окна и двери надежно закрыты. Во время эпизода снохождения родители должны минимально вмешиваться и воздерживаться от того, чтобы встряхивать его, кричать на него
Такой тип поведения во сне обычно проходит с возрастом и обычно не требует специального вмешательства, кроме мер предосторожности, указанных выше. Другой способ – это так называемые «пробуждения по расписанию»
Родители ведут дневник, на протяжении нескольких ночей записывают время, когда происходит снохождение и затем начинают будить ребенка за 15 минут до предполагаемого времени. При этом необходимо убедиться, что ребенок находится в состоянии полного бодрствования как минимум 5 минут. Использование такого метода устраняет снохождение у 80% детей.
Возраст детских страхов
Страх — это друг человека, его дар. Чувство страха было дано нам, чтобы мы могли оценивать опасность и избегать ее, но вместе с очевидными плюсами, страхи приносят в нашу жизнь много досадных минусов. Детский страх, как и взрослый, может быть необоснованным, стать навязчивым, а ребенку иногда требуется помощь, чтобы научиться справляться с пугающей информацией.
В каждой возрастной группе встречаются свои страхи, но рассматривают и список самых распространенных:
- Страх остаться без родителей (одиночества);
- Страх плохих снов;
- Страх темноты (неизвестности);
- Страх злодеев из сказок;
- Страх войны;
- Страх природных катаклизмов;
- Страх наказания;
- Страх боли (уколов, врачей);
- Страх смерти.
Возрастные страхи могут задерживаться у человека дольше «положенного», именно поэтому многие взрослые продолжают с детства бояться высоты или громких звуков.
От 0–1 года:
страх разлуки с близкими;
незнакомых людей;
страх воды;
страх громких звуков.
В 1 год:
- страх одиночества;
- страх незнакомых взрослых.
В 2–3 года:
- страх наказания;
- боязнь животных;
- страх высоты;
- боязнь громких звуков.
В 4–5 лет:
- страх темноты;
- страх сказочных персонажей;
- страх ночных кошмаров.
В 6–7 лет:
- страх смерти (своей или близких);
- страх животных;
- страх сказочных персонажей;
- страх ночных кошмаров;
- страх бедствия: пожара, наводнения.
В 8–10 лет:
- страхи, связанные со школой, стыдом (страх не ответить у доски, отпроситься в туалет);
- страх смерти.
В 11–16 лет:
- страх смерти;
- боязнь войны или нападения;
- ипохондрия;
- страх проявить себя;
- страх принятия возрастных изменений.
Колики и ночные пробуждения.
Колики у детей часто являются настоящим бичом для молодых родителей. При том, что колики не являются сами по себе проблемой расстройства процесса сна, младенцы с коликами имеют укороченную общую длительность сна. Проблемы со сном могут иногда продолжаться и после того, как колики прошли с возрастом – поскольку меры, которые родители использовали, чтобы остановить приступы плача (укачивание в руках, на коляске), могут помешать усвоению нормального паттерна сна. Младенец старше 4 месяцев, которые продолжает пробуждаться ночью, считается «обученным ночным плакальщиком». Такие младенцы быстро успокаиваются после того, как их берут на руки. Один из способов – это рекомендовать родителям постепенное увеличение временных интервалов «игнорирования», еще способ остановить плач ребенка – это “cold turkey.”. Любой способ приводит к сложностям на протяжении нескольких ночей, однако в конечном итоге помогает в «обучении» ребенка к самостоятельному засыпанию (Ferber). Другой способ, который также является эффективными и с большей готовностью воспринимается некоторыми родителями – это «пробуждения по расписанию». Родители при этом будят ребенка в определенное время, незадолго до ожидаемого самостоятельного пробуждения ребенка. Как только частота спонтанных пробуждений снижается, длительность интервала между «пробуждениями по расписанию» может увеличиваться, вплоть до прекращения спонтанных пробуждений.
Совместный сон
Совместный сон – это термин, который относится к родителям и детям, которые спят в одной постели. Многие эксперты неодобрительно относятся к такой практике из-за озабоченности возможными сексуальными домогательствами или нарушением личностной независимости. Однако статистические исследования не подтверждают достоверно этих опасений. Совместный сон особенно развит в ряде культур, считается, что он способствует чувству безопасности и любви у ребенка. Независимо от вышесказанного, можно утверждать, что частота совместного сна гораздо выше, поскольку родители могут просто не говорить об этом или даже скрывать из-за опасения, что врач неодобрительно отнесется к этому. По разным данным, 33-55% дошкольников и 10-23% школьников спят в одной постели с одним из родителей. Нельзя не учитывать вероятность драматических последствий, не связанных собственно с нарушениями сна. Недавно специальная комиссия в США опубликовала доклад, в котором за 8 лет описаны 515 смертей детей в одной кровати со взрослыми. Примерно каждая четвертая смерть была вызвана механическим сдавлением ребенка взрослым. Три четеврти случаев были вызваны механическими нарушениями кровати, матраса, которые привели к странгуляции и удушению ребенка.
Синдром органической невропатии у детей, симптомы, лечение
Синдром органической невропатии проявляется уже с первых дней жизни. Отмечаются повышенная нейрорефлекторная возбудимость, признаки легкого органического поражения нервной системы. При этих признаках наблюдаются периодическое чередование повышенного мышечного тонуса и пониженного мышечного тонуса (мышечная дистония). Часто повышена спонтанная двигательная активность. Иногда отмечается горизонтальный нистагм, легкое сходящееся косоглазие, общее усиление врожденных безусловных рефлексов периода новорожденности. Может наблюдаться выраженный гипертензионный синдром, который проявляется небольшим напряжением родничков и их выбуханием. Личностный компонент невропатического синдрома таких детей менее выражен, чем при синдроме истинной невропатии, на первое место обычно выступают церебрастенические расстройства. Личностные и эмоциональные нарушения у детей в этом случае мало дифференцированы, наблюдается инертность психических процессов. Специалистами «Частной медицинской практики Саратова» отмечается, что при синдроме органической невропатии дети в большинстве случаев на 2 – 3 месяца позже своих сверстников начинают самостоятельно стоять, ходить. Может отмечаться общее недоразвитие речи, отставание речевого развития, чаще легкой степени выраженности.
Парасомнии
Парасомнии это расстройства сна, которые характеризуются аномальной полисомнограммой. Они эпизодические по характеру и отражают незрелость центральной нервной системы (ЦНС). Поэтому парасомнии у детей встречаются чаще, чем у взрослых и обычно проходят с возрастом. Для парасомний довольно характерна семейная наследственность. Эти нарушения являются пароксизмальными, предсказуемыми по возникновению в том или ином цикле сна, ареактивными на внешние воздействия и характеризуются ретроградной амнезией. Диагноз часто ставится исключительно на основе тщательного анамнеза. Дополнительные диагностические исследования требуются нечасто.
Почему разные дети боятся по-разному?
Хотя в той или иной степени боязнь чужих свойственна большинству детей, все они реагируют на посторонних по-разному. Если одни малыши просто не доверяют незнакомцам, сторонятся их и стараются не иметь с ними никаких дел, то другие реагируют куда более бурно, вплоть до громкого рёва или попытки убежать от «страшного чужого человека». Любая из этих реакций абсолютно нормальна.
Сила проявления боязни посторонних зависит от нескольких факторов:
личностных особенностей ребёнка
Как ни крути, есть экстраверты, открытые миру и окружающим, с готовностью и удовольствием идущие на контакт, и есть интроверты, погружённые в свой собственный мир и не желающие пускать в него «кого ни попадя».
образа жизни семьи
Когда гости в семье редкость, а на улице мама с ребёнком гуляют вдали от людей, то велика вероятность, что страх посторонних у малыша будет выражен довольно сильно, ведь он не привык к чужим. Невольно провоцирует возникновение боязни чужих и излишне робкая мама, либо мама-интроверт.
поведения гостей и встречающихся ребёнку людей
Если на малыша эмоционально «накидывается», делает ему «козу» и обещает «показать Москву» огромный шумный «дядя» или его страстно и долго обцеловывает с головы до ног незнакомая «тётя», то в следующий раз он вряд ли захочет стать объектом навязчивого внимания «подозрительных» взрослых.
С 12 до 16 лет
Подростковый возраст — время социальных страхов, которые вытесняют все остальные. Ребенок переживает половое созревание, у него быстро меняется внешность, идет гормональная перестройка.
Так появляется страх стать некрасивым и превратиться в объект насмешек
Чтобы свести такие страхи к минимуму, важно привить подростку навыки ухода за собой, привычку регулярно заниматься спортом, следить за питанием
Также важно, чтобы у подростка были увлечения, своя компания единомышленников и друзей. Спортивные или творческие секции, хобби помогают избежать депрессивных мыслей и легче пройти кризис идентичности
Вторичные расстройства сна
Вторичные нарушения встречаются гораздо чаще, чем первичные, и характеризуются нормальными показателями данных полисомнографии. Нарушение паттерна сна часто носит преходящий характер, однако может вызвать серьезные проблемы в семье, если продолжается в течение длительного времени. Наиболее часто встречающимся вторичным расстройством сна являются ночные пробуждения и нежелание засыпать в назначенное время, что чаще всего наблюдается у только начинающих ходить детей и вообще в дошкольном периоде. Хотя 95% новорожденных плачут после ночного пробуждения и требуют родительского внимания для повторного засыпания, к возрасту одного года от 60 до 70% детей могут уже в принципе заснуть вновь самостоятельно
Важной является концепция ассоциаций сна. Ребенок, который укладывается в постель в бодрствующем состоянии и учится засыпать используя комфортные для него меры, как правило, способен успокаиваться сам, если вдруг просыпается посередине ночи
И напротив, ребенок, который засыпает при помощи родителя, например покачиванием или просто благодаря физическому присутствию, может испытывать сложности к самостоятельному засыпанию после ночного пробуждения. В таких случаях родителям можно порекомендовать изменить поведение, перестать укачивать ребенка и т.д., ждать дольше обычного, когда ребенок плачет после пробуждения, пока ребенок постепенно не научится успокаиваться и засыпать самостоятельно.
Pavor nocturnes или ночные страхи
Pavor nocturnus или ночные страхи возникают примерно через 90 минут от момента засыпания, в стадии 3 или 4 NREM сна. Ребенок внезапно садится и начинает безудержно кричать. Может пройти до 30 минут с тем, чтобы он успокоился и снова заснул. Это сопровождается тахикардией, учащенным дыханием и другими признаками вегетативной активации. Ночные страхи обычно возникают у детей в возрасте от 3 до 8 лет. Их необходимо отличать от ночных кошмаров (Таблица 1). Ночные страхи чаще возникают в периоды стресса или переутомления. Несмотря на их пугающий характер, родителям необходимо удостовериться, что они самокупируются. Надо попытаться выяснить, имеет ли место какая-либо стрессовая ситуация в жизни ребенка и убедиться, что у ребенка есть возможности для отдыха и восстановления. Детям, у которых ночные страхи не купируются сами по себе и эти эпизоды крайне разрушительны, можно назначить диазепам (валиум).
Таблица 1. Сравнение ночных страхов и ночных кошмаров
Фактор | Ночные страхи | Ночные кошмары |
---|---|---|
Возраст | От 3 до 8 | Любой возраст |
Пол | Чаще у мальчиков | Не имеет значения |
Возникает в фазе сна | NREM | REM |
Пробуждение | Нет | Да |
Память на событие | Нет | Да |
Усиливается при стрессе | Да | Да |
Сегодня мы разберем возрастные страхи:
Страхи детей первого года жизни
В первом полугодии жизни главным условием отсутствия беспокойства является привычность, благоприятность и постоянство окружающей социальной среды, т.е. телесный контакт с мамой, своевременное удовлетворение потребностей, четкий режим.
Во втором полугодии жизни увеличивается беспокойство при уходе матери, и появляется страх незнакомых, чужих, необычных лиц. Это объясняется тем, что у ребенка существует эмоциональный контакт с матерью, и появляется способность отличать ее от других, формируется избирательность отношений.
Ребенок в этом возрасте остро переживает отсутствие матери, и если она отлучается на длительное время, то ребенок все это время находиться в состоянии ожидания, то есть, в постоянном состоянии тревоги. Страх незнакомых вытекает из предыдущего, ведь чужой — это не мама, да и ребенок еще не может поделиться мамой с кем-то другим и остро реагирует на переключение внимания мамы на чужого.
Страхи детей 1-3 лет
Ранний возраст характеризуется повышением самостоятельности ребенка, ведь он начинает ходить, самостоятельно изучать окружающий мир, начинает говорить и осваивает навыки опрятности.
Уменьшается беспокойство при отсутствии матери, и практически исчезает боязнь чужих. Ребенок взрослеет и уже осознает, что мама принадлежит только ему, и никуда она не денется, даже если будет общаться с кем-то еще.
У ребенка повышается чувствительность к эмоциональной обстановке в семье, ему легко передается беспокойство взрослых, и это часто проявляется в виде истерик, криков, повышенной привязанности к маме.
К двум годам происходит осознание собственной личности. В плане общения ребенок сосредоточен полностью на взрослых, сверстники его еще мало интересуют. Для ребенка в этом возрасте очень важна стабильность, ритуалы, поэтому ему свойственна некоторая педантичность, которая выполняет роль стабилизирующего фактора.
Малыш в этом возрасте очень ориентирован на эмоции родителей, и если они постоянно его чрезмерно опекают, ограждают от всего на свете («не упади», «не подходи», «упадешь» и т.п.), то ребенок начинает всего бояться, становится «маминым хвостиком».
В результате период «отлепления» от мамы может затянуться. И очень часто он усугубляется тем, что родители начинают стыдить ребенка, пытаться его оттолкнуть («что ты все время за мной ходишь?», «иди сам поиграй!»).
В результате такого поведения родителей страх потерять маму еще больше усугубляется. Но это тема требует отдельной статьи, поэтому подробно мы ее здесь разбирать не будем.
Также появляются страхи сказочных персонажей, особенно негативных. Это связанно с тем, что в этом возрасте резко увеличивается количество запретов (ребенок начинает ходить, бегать, активно изучать окружающий мир, часто не совсем приемлемыми для родителей способами), поэтому он сталкивается с негативными реакциями взрослых, что ему, естественно, не особо нравится.
Переживания ребенка, связанные с этой ситуацией, выплескиваются в страхи, кошмары, в которых главную роль играет негативный персонаж, олицетворяющий для ребенка, например, «строгую, наказывающую маму». Таким персонажем может быть Баба-Яга или Серый Волк, Лиса.
Помочь ребенку пережить этот период может адекватная оценка родителями деятельности ребенка. Очень важен в этом возрасте безоценочный подход, т.е
важно подчеркивать безусловность любви родителей, независимо от поступков ребенка; говорить не о личности ребенка в целом, а о конкретном поступке
Что такое ночные кошмары у детей
Стоит отметить, что ночные страхи не являются плодом воображения ребенка или черезчур заботливых родителей. Ночные кошмары – это физиологическое явление галлюциногенного характера. Обычно данное явление возникает, когда перевозбужденный мозг ребенка не способен перейти в стадию торможения. Из-за этого возникает повышенное психическое возбуждение.
У одной трети детей, которые страдают ночными кошмарами, зачастую проявляется повышенная двигательная активность. Во сне такие дети могут активно размахивать конечностями, а также пытаться убежать
При этом важно помнить, что ребенок находится в стадии глубоко сна и может пораниться. У детей, страдающих от ночных кошмаров, может развиться парасомния или лунатизм
Отметим, что детские ночные кошмары – это не наследственное заболевание, оно не обусловлено генетическими факторами. Ночные кошмары могут проявляться у людей всех возрастов, однако наибольшее количество расстройств фиксируется у детей в возрасте от 3-х до 5-ти лет. При этом стоит отметить, что от ночных кошмаров в большинстве случаев страдают мальчики. Полное избавление от страхов в ночное время наступает к двенадцати годам.