Тест руки вагнера

Методика 1 Тест руки (Hand-test)

1. Агрессия 2. Директивность (Дир).3. Страх (С).4. Аффектация (Аф).5. Коммуникация (общение, Ком).взаимная 6. Зависимость (Зв).7. Эксгибиционизм (Экс, от латинского «выставление»). 8. Калечность (Кл).9. Активный безличный (А-б) — моторная активность.10. Пассивный безличный (П-б) — пассивность.11. Описание (О).Пример

Карта Время первой реакции Ответы Оценка
1 1. Объясняет что-то жестом, которым стремится подчеркнуть что-то. Ком X 4
2 1. Женщина или мужчина, в страхе поднявшие руки вверх в целях защиты. 2. Даст приказ: Садитесь! Бросьте курить! 3. Дача ультиматума. 4. Большой палец жесткий. С Дир Дир П-б
3 Зс 1. Высмеивание — показывание пальцем. 2. Дача указаний. 3. Подчеркивание чего-то, что только что было сказано. 4. Внушение своего желания кому-то — возьми это или оставь это. 5. Направляет кран (с помощью ручного сигнала). Аг Дир Ком Дир Дир
4 1. Просит милостыню. 2. Готов к дружескому рукопожатию (схватить именно руку, а не что-то другое). Зв Аср х З
5 Зс 1. Выглядит уставшим — оперся на ограду, отдыхает. 2, 3, 4. Может быть злым, ударить кого-то. П-б Аг х З
G Зс 1, 2, 3, 4. Подчеркивает какой-то факт или момент. Ком х 4
7 10с 1. Пожимает руку? Но ведь вы не протягиваете для рукопожатия левую руку. 2. Возможно, ударит кого-либо в лицо или другое место, если это касается ребенка. 3. Просто вытянутая вперед рука — большой палец жесткий. 4. Спонтанный удар ребенка в запястье. Аф Ас О Аг
8 10с 1. Милостыня, даваемая ребенку. 2. Держит карандаш. 3. Пишет ручкой. 4. Отдыхает — не в гневе, спокойно Аф О А-б А-б
9 1. Подчеркивает момент, который обсуждался. 2. Стоп. 3. Попытка ударить (меня). 4. Это рука угрожающая. Ком Дир с с
10 1. Испытуемый прикасается большим папьцем к носу. Я дурачусь, не пишите это. 2. Попытка остановить машину. Зв Дир х З

Подсчет баллов:

Агрессивность 5 Страх 3

АДАДКЗКЗМетодика 2:Экспериментальное изучение фрустрационных реакций («детский» и «взрослый» варианты)Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций1. Ситуации «препятствия».2. Ситуации «обвинения».,к Оценка теста.или описывается как GCR, Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов

ОД «с фиксацией на препятствии» КД «с фиксацией на самозащите» NP «с фиксацией на удовлетворении потребностей
Е Е’ — в ответ подчеркивается наличие препятствия. Пример: «Эта ситуация определенно фрустрирует меня (досаждает, беспокоит)». Е — враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо в окружении. В ответе содержатся обвинения, упреки, сарказм. Пример: «Пошел к черту!», «Вы виноваты!» е — требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию. Пример: «Это вам надо решить этот вопрос».
Е Встречается главным образом в ситуациях с препятствием Е — Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок. Пример: «Я не делал того, в чем вы меня обвиняете».
I I’ — фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятно-полезная, как приносящая удовлетворение (или заслуживающая наказания). Пример: «Эта ситуация фактически благодеяние (выгода)». В замаскированной форме; «Мне оченьжаль, что я послужил причиной этого». I — порицание, осуждение направлено на самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести. Пример: «Это меня надо осуждать за то, что произошло».I Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства. Пример: «Я виноват, но я это сделал не нарочно». i — субъект сам берегся разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или, намекая на свою виновность. Пример; «Я беру ответственность за исправление этой ситуации на себя».
М1 — трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к ее полному отрицанию. Пример: «Эта ситуация не имеет никакого значения». М — ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена к минимуму, осуждение избегается. Пример: «Ничего, на ошибках учимся». m — выражается надежда, что время, нормальный ходсобытий разрешат проблему, просто надо немного подождать; или же что взаимопонимание ивзаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию.

GCR«+». GCRGCRПрофили. из Образцы. Тип 1-й. Тип 2-й. Тип 3-й. Тип 4-й. Тип 5-й. ИнтерпретацияGCR, GCR,

№ рисунка ОД ЕД NP
1 М’ Е’
2 I
3
4
5 i
6 е
7 Е
8
9
10 Е
11
12 Е m
13 е
14
15 Е’
16 Е I
17
18 Е’ е
19 I
20
21
22 М’
23
24 М’

Схема 3
  …           34         …  

Интерпретация результатов

Первое, что стоит сделать перед проведением теста и составлением протокола, — заполнить небольшую анкету, которая необходима во избежание потери или перемешивания результатов испытуемых. В нее вносится фамилия и имя пациента, возраст, пол, образование и дата проведения исследования.

Далее следует интерпретация результатов, то есть анализ протокола. На данной стадии эксперт относит полученный результат к одной из 11 категорий, а именно:

Агрессия, если рука на рисунке показалась пациенту настроенной враждебно по отношению к нему

То есть ее движение имеет агрессивный характер.
Указание, если на рисунке застыл стоп-кадр момента приказа.
Страх, если рука принадлежит жертве.
Эмоциональность, если рука выражает какой-то душевный порыв.
Коммуникация, когда жест является частью эмоционального разговора.
Зависимость, если рука обозначает подчинение.
Демонстративность, когда жестом человек хочет обратить на себя внимание окружающих.
Увечность, если рука выглядит неестественно вследствие ушиба, раны, болезни.
Активная безличность, если рука готовится к какому-то действию.
Пассивная безличность, отдыхающая рука, находящаяся в состоянии покоя.

После распределения категорий в протоколе анализируется частота их использования и подсчитывается суммарное количество баллов. Максимальная сумма баллов — 40.

Проанализировав частоту использования категорий, можно сделать вывод о психологическом состоянии человека.

Что такое стимульный материал для практического психолога

Как подсказывает энциклопедия

Если говорить более простым и конкретным языком, то СМ для практического психолога это картинки с изображениями, бланки с тестовыми вопросами, пластилин, глина, кисти, краски, листы белой и/или окрашенной бумаги разного формата, необходимые для выполнения заданий и используемые испытуемым в ходе диагностического обследования.

Любая психологическая диагностика имеет СМ — как минимум это письменные вопросы теста или устные вопросы психолога.

Функция стимульного материала в тесте — вызвать реакцию на определенный стимул (картинку, вопрос, цвет, форму) и затем проанализировать и интерпретировать полученные от испытуемого ответы.  Таким образом, в психологии практически всё, что побуждает испытуемого раскрывать в явной или образной форме свой внутренний мир является стимульным материалом.

Для чего применяется тест

Если копнуть глубже, можно заметить сходства между тестом Роршаха и тестом руки Вагнера. При использовании теста Роршаха в психиатрии пациенту показывают картинки с кляксами, в которых он должен увидеть тот или иной предмет, картину или явление. От ответа пациента зависит дальнейшее формирование диагноза врачом-психиатром. Используя тест Вагнера, врач предлагает пациенту картинки, на каждой из которых изображена рука. Предполагается, что рука была изображена во время стоп-кадра какого-либо движения. Пациент должен оценить, какое движение может выполнять рука на той или иной картинке, примеры которых можно увидеть на изображении. Ответ фиксируется психиатром и служит основой для оценки степени агрессивности пациента. Интерпретируются ответы теста как активные мотивы человека, зависящие от его душевного состояния.

Применяют hand test не только в психиатрии, но и в других сферах жизнедеятельности человека:

  1. Диагностика работника, который выдвигается на должность руководителя. От ответов испытуемого будет зависеть вердикт о стиле руководства. К примеру, ведомый, авторитарный, агрессивный, лояльный.
  2. Диагностика социальных отношений. В данном случае рука на картинке принадлежит родственнику, близкому другу или коллеге. Испытуемый, называя возможные действия руки, выдает свое отношение к окружающим.
  3. Диагностика агрессивности преступника. Применяется в судебно-психологической экспертизе.

Методика направлена на тестирование различных слоев населения и поможет в принятии решений социального и административного характера.

II. 2. 3. Результаты анализа теста «Руки» Вагнера

При проведении теста «Руки» Вагнера мною были составлены протоколы по каждому ребенку . Результаты представлены в таблицах.

Протокол № 1.

Алена О.
Ответы Категория ответа
Здоровается эмоциональность
Кладет руку на стол пассивная безличность
Сжимает пальцы агрессия
Загородил что-то страх
Сжал кулак для удара агрессия
Показывает на человека коммуникация
Рука больного человека увечность
Хочет сжать руку агрессия
Рука отдыхает пассивная безличность
Показывает класс кому-то указание
Балл агрессивности — 1

Протокол № 2.

Маша М.
Ответы Категория ответа
Поднять руку зависимость
Хочет взять что-то агрессия
Берет ручку агрессия
Хочет что-то поднять активная безличность
Держит ручку активная безличность
Показывает в тетрадь указание
Кладет ручку активная безличность
Хочет взять что-то агрессия
Положил руку на парту пассивная безличность
Берет ручку агрессия
Балл агрессивности — 4

Протокол № 3.

Настя Ф.
Ответы Категория ответа
Поднять руку зависимость
Хочет опустить руку пассивная безличность
Пишет активная безличность
Хочет взять что-то агрессия
Хочет ударить агрессия
Показывает на человека коммуникация
Достает что-то активная безличность
Здоровается эмоциональность
Лежит на книжке пассивная безличность
Рисует активная безличность
Балл агрессивности – (-1)

Протокол № 4.

Богдан С.
Ответы Категория ответа
Чтобы ему дали что-то зависимость
Хочет сжать кулак агрессия
Показывает на что-то маленькое указание
Закрыл от кого-то страх
Хочет ударить агрессия
Показывает на человека коммуникация
Хочет что-то согнуть агрессия
Здоровается эмоциональность
Рука отдыхает пассивная безличность
Рука бросает что-то агрессия
Балл агрессивности — 1

Протокол № 5.

Арина С.
Ответы Категория ответа
Здоровается эмоциональность
Хочет поиграть активная безличность
Держит цветок активная безличность
Хочет взять что-то агрессия
Что-то держит активная безличность
Показывает на зайца указание
Играет на пианино демонстративность
Здоровается эмоциональность
Рука отдыхает пассивная безличность
Играет в кубики активная безличность
Балл агрессивности — 0

Протокол № 6.

Полина Т.
Ответы Категория ответа
Здоровается эмоциональность
Обнимает эмоциональность
Хочет взять что-то агрессия
Фокус показывает демонстративность
Бьет агрессия
Показывает на машину указание
Гладит кошку эмоциональность
На руке рана увечность
Рука отдыхает пассивная безличность
Сажает цветок активная безличность
Балл агрессивности — 0

Протокол № 7.

Валя Р.
Ответы Категория ответа
Останавливает машину зависимость
Хочет взять что-то агрессия
Насыпать соль активная безличность
Здоровается эмоциональность
Грозит кулаком агрессия
Показывает, куда идти указание
Работает за компьютером активная безличность
Здоровается эмоциональность
Рука отдыхает пассивная безличность
Пишет активная безличность
Балл агрессивности — 0

Протокол № 8.

Даша М.
Ответы Категория ответа
Здоровается эмоциональность
Поддерживает тетрадь активная безличность
Держит ручку активная безличность
Положил что-то активная безличность
Ударил кого-то агрессия
Хочет помириться с кем-то эмоциональность
Хочет взять что-то агрессия
Здоровается эмоциональность
Рука отдыхает пассивная безличность
Хочет что-то поднять активная безличность
Балл агрессивности – (-1)

Протокол № 9.

Настя З.
Ответы Категория ответа
Здоровается эмоциональность
Берет что-то агрессия
Берет что-то агрессия
Здоровается эмоциональность
Бьет агрессия
Показывает на картину указание
Берет что-то агрессия
Здоровается эмоциональность
Спит пассивная безличность
Здоровается эмоциональность
Балл агрессивности — 1

Протокол № 10.

Ярослав М.
Ответы Категория ответа
Здоровается эмоциональность
Схватить вещь агрессия
Схватить маленькую вещь агрессия
Здоровается эмоциональность
Борется агрессия
Показывает дом указание
Схватывает предмет агрессия
Здоровается эмоциональность
Рука отдыхает пассивная безличность
Фокус показывает демонстративность
Балл агрессивности — 2

Сводная таблица результатов анализа теста «Руки» Вагнера.

Источник

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Тест руки Вагнера(Hand Test)

Выполнили: студенты группы 5603Дынер А.С., Дулатова К.С., Ширинкин В.В.

Слайд 2

Текст слайда:

Тест руки Вагнера

Проективная методика исследования личности, разработанная в 1962 году Эдвином Е. Вагнером.Тест относится к категории интерпретативных проективных методик, которые основываются на толковании испытуемым какого-либо события или ситуации, в данном случае — изображения руки.

Слайд 3

Текст слайда:

Теоретическое обоснование

В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что поскольку рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность, то велико ее значение в восприятии пространства и человеческой деятельности

Слайд 4

Текст слайда:

Методический прием

заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки

Слайд 5

Текст слайда:

Области применения теста

Диагностика межличностных отношений

«Представьте себе, что это рука Вашего друга (ребенка, мужа, жены, руководителя и т.п.)»

Слайд 6

Текст слайда:

Области применения теста

2. Для диагностики кандидатов, выдвигаемых на руководящие должности. Количество ответов по категориям «Указание» и «Агрессия» , «Зависимость» и «Страх».

Слайд 7

Текст слайда:

Области применения теста

3. Для диагностики агрессивности различных групп преступников4. В условиях психиатрической клиники

Слайд 8

Текст слайда:

Процедура проведения

«Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»«Что, как Вы думаете, делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все варианты, которые Вы можете представить»«Сначала представьте себе какую-нибудь руку, а затем опишите те действия, которые она может выполнять»

Слайд 9

Текст слайда:

Стимульный материал

Желательно получить четыре варианта ответовмаксимально снижать неопределенность ответарегистрируется поло-жение и время 

Слайд 10

Текст слайда:

Обработка результатов

подсчитывается общее количество ответов, данных обследуемымосуществляется формализация ответов, затем подсчитывается общее количество ответов каждой категории:

Слайд 11

Текст слайда:

Категории

Агрессия (а)Указание (у)Страх (с)Эмоциональность (э)Коммуникация (к)Зависимость (З)Демонстративность (Д)Увечность (Ув)Активная безличность (аб)Пассивная безличность (пб)Описание (о)

Слайд 12

Текст слайда:

Обработка результатов

подсчитывается процент ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответовА = (Агрессия + Указание) – (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость)Первый член формулы характеризует агрессивные тенденции, второй – тенденции, сдерживающие агрессивное поведение

Слайд 13

Текст слайда:

Данные, характеризующие текущее психическое состояние

проявления истероидности, демонстративности органическая патология мозгаипохондрические переживаниягиперсензитивность испытуемогоастенияотгороженностьот окружающих, либо аутизация

Слайд 14

Текст слайда:

Оценка эффективности и критика

Может быть использован как традиционный клинический инструмент для выявления существенных потребностей, мотивов, конфликтов личности.Методика занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала между тестом Роршаха и ТАТПо возможности прогнозировать реальное поведение методика превосходит тест Роршаха и ТАТСлабым местом теста руки являются межкультурные различия

Слайд 15

Текст слайда:

Испытуемый: А., студент 2 курса.
Возраст: 19 лет

Слайд 16

Текст слайда:

Испытуемый: А., студент 2 курса.
Возраст: 19 лет

Агрессия (А) — 15,8%Указание (У) -15,8%Страх (С) — 5,26%Эмоциональность (Э) — 5,26%Коммуникация (К) — 26,3%Зависимость (З) — 0%Демонстративность (Д) — 0%Увечность (УВ) — 5,26Активная безличность (АБ) — 15,8%Пассивная безличность (ПБ) — 10,5%Описание (О) — 0%Суммарный балл агрессивности = (-1)

Слайд 17

Текст слайда:

Испытуемый: А., студент 2 курса.
Возраст: 19 лет

Большее количество высказываний имели категория «Коммуникации» Нет высказываний по категориям «Зависимость», «Демонстративность» и «Описание». «Страх», «Эмоциональность» и «Зависимость» выражены низким числом «Агрессия-указание» также не имели высокой выраженности

Слайд 18

Текст слайда:

Спасибо за внимание

Принципы проведения теста руки Вагнера

Тест руки предполагает наличие 9 картинок с различными рисунками и одной пустой. Испытуемого необходимо попросить внимательно рассмотреть картинку. В это время стоит задать вопрос о том, чем, по его мнению, занят человек с такой рукой, что он собирается сделать и на что он способен, как пример, может ли он руководить людьми.

Рассмотрев картинку, испытуемый может называть столько ассоциаций, сколько сможет придумать, однако рекомендуется получить не менее 4 вариантов ответа. В случае если ответ невнятный либо придумать ассоциацию пациенту сложно, стоит запросить уточнение или перейти к следующей карточке. Наталкивать на правильный ответ, торопить испытуемого или навязывать свое мнение запрещается. Показывать картинки стоит в определенной последовательности, необходимо также следить за их положением в руках пациента.

Стоит следить не только за реакцией пациента и его ответами, но и за временем, потраченным на раздумья.

Стимульный материал в невербальных тестах

В тестах для диагностики дошкольников часто используют задания, где стимульный материал представлен в наглядной или предметной формах (такие тесты называют невербальными). К наглядным СМ относятся рисунки, графические изображения, чертежи. К предметным — кубики, части объектов (например, части пазла) и пр. К таким тестам обычно идёт простая и короткая инструкция. Для выполнения таких заданий не обязательно уметь читать (иногда даже говорить не обязательно).

На этой странице я предлагаю ссылки на материалы со всех статей блога, а также ссылки на материалы, которые уже готовы, но статьи про них ещё не написаны.

ВАЖНО! Использование качественных СМ стало одним из главных принципов моей работы, когда я в сборниках тестов встретил ошибки в вопросах (и даже заданиях) и некачественные стимульные материалы для невербальных тестах. Одной из целей создания этого блога была цель дать возможность моим коллегам (будущим в том числе) тоже пользоваться качественным СМ

По этому прошу, если вам оказался полезным мой блог, поделитесь ссылкой с коллегами или напишите пару строк мне через форму обратной связи о том, как можно блог улучшить (и что ещё можно разместить).

Что разработано и можно скачать из статей блога Стимульный материал уже можно скачать, но статей про методики в блоге ещё нет
  • ЧИСТЫЙ бланк задания “Нарисуй как выглядит шелест листьев…”.
  • Бланк с вопросами “Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера”.
  • Стимульный материал к методике “Лесенка” (В.Г. Щур).
  • Стимульный материал к методике «Паровозик».
  • Бланк с вопросами методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
  • Бланк с вопросами методики диагностики иррациональных убеждений А. Эллиса.
  • Опросник “Образ собственного тела” (О.А. Скугаревский и С.В. Сивуха) (бланк с вопросами).
  • Методика “Фильм-тест” Рене Жиля стимульный материал.
  • Бланк диагностики “Шкала астенического состояния (ШАС)” (автор Л.Д. Малкова, адаптация Т.Г. Чертова).
  • Опросник диагностики профессионального выгорания (MBI), адаптация Н.Е. Водопьяновой.
  • Бланк с вопросами «Тест родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
  • “Корректурная проба” стимульный материал.
  • Бланк опросника “Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении” (В.В. Бойко).
  • Бланк с вопросами «Подростковый опросник Шмишека» (адаптация И.В. Крук).
  • Тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» («LIFE STYLE INDEX» (LSI)) (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте, адаптация Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников).
  • Госпитальная шкала оценки тревоги и депрессии («HOSPITAL ANXIETY AND DEPRESSION SCALE, HADS» (HADS)) (ZIGMOND A.S., SNAITH R.P).
  • Тест “Дерево” (автор Д. Лампен,  адаптация Л.П. Пономаренко) стимульный материал дерево с человечками (без цифр).
  • Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантилеев.
  • Шкала навыков социальной и бытовой адаптации (методика И.Ю.Левченко).
  • Тест Люшера стимульный материал (8 цветных карточек для проведения сокращенного варианта теста).
  • Рисуночный тест Сильвера стимульный материал.
  • Тест Векслера детский вариант стимульный материал.
  • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
  • Диагностика агрессивности тест А. Ассингера.
  • «Цветик-восьмицветик» (Прохоров А.О., Велиева С.В.) стимульный материал.
  • Тест на алкоголизм университета штата Мичиган (THE MICHIGAN ALCOHOL SCREENING TEST, MAST).
  • Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) стимульный материал.
  • Тест рука (Hand test, автор Э.Е. Вагнер) стимульный материал.
  • Стимульный материал к тесту Равена.
  • Стимульный материал психолого-педагогической диагностики Семаго.
  • Схемный опросник Джефри Янга

Буду рад, если выскажете свои мысли и пожелания по поводу разбивки СМ по разделам. Форма обратной связи сайта тут.

1 «Современный образовательный процесс: основные понятия и термины.» — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: