Анализ и интерпретация результатов
Максимальное количество баллов, которое может набрать кандидат по каждой шкале акцентуаций опросника Шмишека — 24. Количество баллов от 19 до 24 — это акцентуация.
Далее количество баллов оценивают следующим образом:
- от 13 до 18 — значения выше среднего;
- от 7 до 12 — средние значения;
- от 0 до 6 — низкие значения.
Пример результатов тестирования по опроснику Шмишека онлайн:
Анализ результатов опросника Шмишека начинайте с оценки общей формы графика
Обратите внимание, как расположились полученные показатели относительно нижнего и верхнего предела нормы (7…18 баллов)
Из всего многообразия вариантов расположения показателей пристального внимания HR-а заслуживают следующие:
1. Большая часть показателей на низком уровне (от 0 до 6).
Здесь возможно два варианта интерпретации.
Первый вариант:
кандидат старается давать «социально правильные» ответы, выглядеть «хорошо» и адекватно должности (по его представлению). Дополнительно понаблюдайте за таким кандидатом. Обычно такие люди демонстрируют низкую самокритичность, неискренни, ведут себя претенциозно и нарочито. Если это так, предложите кандидату личностный опросник MMPI (СМИЛ ), в котором 566 вопросов. С помощью теста можно выяснить особенности личности по 16 факторам (шкалам).
Второй вариант:
низкие показатели могут быть у кандидата, который старается быть неприметным и не стремится к высоким результатам. Такой кандидат ведет себя очень нерешительно. Он никогда не станет лидером в коллективе.
2. Большая часть показателей на высоком уровне (19 и выше)
Скорее всего, перед вами — яркая личность. Но в рабочем коллективе эта личность создаст массу проблем. Это сложный в общении человек, со множеством «острых углов». Если у него встречаются показатели выше 22, то налицо явные акцентуации, которые станут причиной коммуникативных проблем и конфликтов.
3. График имеет «зубчатую» форму: высокие показатели чередуются с низкими
Такие результаты встречаются чаще всего и требуют пристального внимания HR-а при интерпретации. Эти показатели могут быть как у совершенно адекватного кандидата со своими достоинствами и недостатками, так и у проблемного в общении и обучении соискателя.
Предложите кандидату с таким показателями пройти еще несколько тестов:
- Тест на темперамент и уровень IQ АЙЗЕНКА , в нем 57 утверждений.
- Цветовой тест ЛЮШЕРА на коммуникативные способности, а также на самые яркие черты личности. В традиционном варианте 8 картинок.
- Опросник «Незавершенные истории» ГИЛФОРДА . Тест представляет собой 14 наборов картинок с тремя вариантами развития событий.
4. На общем «ровном» фоне выделяется несколько ярко выраженных акцентуаций
В этом случае HR-у следует определить, какие именно акцентуации преобладают. Шмишек разделил все типы акцентуации на две группы:
- динамические показывают, насколько кандидат энергичен, деятелен, решителен в сложных ситуациях. Это — гипертимический, циклотимный и демонстративный тип акцентуаций.
- эмоциональные показывают, насколько кандидат подвержен влиянию чувств и эмоций. Это застревающий, возбудимый, эмотивный, экзальтированный и тревожный тип акцентуаций.
Суть методики
Метод заключается в предоставлении человеку 88 вопросов, на которые нужно коротко отвечать «да» или «нет», долго не размышляя
Важно давать ответы, руководствуясь настоящим настроением. В результате опроса, после дальнейшей обработки данных, определяется акцентуация человеческой личности, которая выбирается из классифицированных Леонгардом Шмишеком следующих десяти видов:
- Демонстративный вид охарактеризован желанием постоянного вытеснения других личностей из окружения.
- Педанты, инертного поведения с достаточной ригидностью, неспособные в результате заторможенной психической деятельности убрать из мышления травмирующие переживания.
- Застревающий тип личности отличается стойким сохранением в психике возникшего эффекта.
- Возбудимые личности не контролируют появляющиеся побуждения и влечения, им характерна высокая импульсивность поведения.
- Гипертимические люди отличаются приподнятым настроением, которое соседствует с активной деятельностью и постоянным оптимизмом.
- Дистамическая натура характеризуется проявлением пониженного настроя, пессимистическим мышлением, выделением неприглядных жизненных ситуаций и теневых сторон существования, тугодумностью.
- Тревожно-боязливые личности страшатся привычных действий, проявляют пугливость, неспособны на поступки из-за постоянной робости.
- Циклотимический тип характеризуется постоянной сменой активной деятельности и оптимизма на пессимистические рассуждения и бездеятельность
- Аффективно-экзальтированные личности во всех жизненных проявлениях испытывают крайний восторг или безответную печаль, люди такого типа постоянно находятся в указанных крайностях.
- Эмотивный характер по психическим проявлениям близок к предыдущему типу, но особенностью является не такое бурное проявление настроения и нахождение в среднем эмоциональном фоне.
Два вида методики
Максимальное значение результата по каждому виду акцентуации выбрано в 24 балла. Признаком проявления определенного типа личности считается показатель, превышающий 12 баллов. Варианты методики разработаны для взрослого и детского возраста:
Метод определения акцентуации выявляет:
- тип характера и личность;
- мотивацию поступков;
- темперамент;
- отношения с другими личностями;
- интеллектуальное развитие;
Различие между детским и взрослым опросником состоит в том, что первый определяет профессиональные отношения индивидуума, а второй рассматривает поведение ребенка в учебной и игровой деятельности. Различная формулировка вопросов способствует выявлению преобладающих акцентуаций личности как для ребенка, так и взрослого человека, обработка результатов происходит одинаково для двух вариантов.
Истероидный тип
Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны
Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих
Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников
Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий
При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников.
Теоретические основы
Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.
К. Леонгардом выделены 10 типов акцентуированных личностей, которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный).
Понятие
Ввел понятие «акцентуированная личность» немецкий психиатр, психопатолог Карл Леонгард. Его классификация личностей имела много общего с концепцией «латентных психопатий», предложенной ранее советским ученым Петром Ганнушкиным. Однако была развита Леонгардом в самостоятельную теорию.
Свои размышления о типологии характера ученый представил в труде «Акцентуированные личности». В первой части монографии дается классификация и анализ различных акцентуаций, во второй — акцентуированные типы рассматриваются на примере героев классических произведений мировой литературы.
На первый взгляд акцентуации характера по Леонгарду схожи с расстройствами личности, что толкает на предположение о наличии связи между ними. Однако ученый лишь стремился обозначить те свойства личности, которые приносят их обладателям сложности в жизни. При описании акцентуаций Леонгард обращался к негативным проявлениям определенных черт характера в крайней, максимально выраженной форме. Поэтому его характеристика психологических типажей воспринимается как иллюстрация человеческих недостатков, болезненных паттернов поведения. Однако акцентуации по Леонгарду — все же проявление клинической нормы, пусть и в заостренной форме, поэтому не могут быть использованы в качестве психиатрического диагноза.
Психологи и психотерапевты по всему миру активно интересуются вопросами акцентуализации, так как непропорциональное развитие некоторых черт личности создает условия для формирования соответствующих психических или психосоматических расстройств.
В отечественной психологии типология Леонгарда была развита и дополнена ученым Андреем Личко, который изменил изначальный термин «акцентуированная личность» на «акцентуация характера». Ведь акцентуированная личность, по мнению советского психиатра, слишком комплексное понятие, больше соответствующее представлению о психопатии.
Таблица соответствий акцентуаций по Леонгарду и Личко.
№ п/п | К.Леонгард (опросник Х.Смишека) | А.Е.Личко (опросник ПДО) |
1. | – | Астено-невротический |
2. | Дистимический | – |
3. | Демонстративный | Истероидный |
4. | – | Неустойчивый |
5. | Застревающий | – |
6. | Педантичный | Психастенический |
7. | – | Шизоидный |
8. | Гипертимический | Гипертимный |
9. | – | – |
10. | Возбудимый | Эпилептоидный |
11. | Тревожно-боязливый | Сензитивный |
12. | Циклотимический | Циклоидный |
13. | Аффективно-экзальтированный | Лабильный истероид |
14. | Эмотивный | Лабильный |
15. | – | Конформный |
Итого | 10 | 12 |
О тесте
Существует большое количество личностных опросников и тестов, используемых в диагностических исследованиях, которые могут быть применены как во время консультации, так и в стационарных условиях. Одним из наиболее известных и часто применяемых, является тест Леонгарда Шмишека.
Опросник Шмишека был впервые издан в 1970 году. С его помощью производится диагностика акцентуации характера личности и темперамента человека. Посвятив многие годы изучению человеческой психики и манеры его поведения, Леонгард пришёл к пониманию того, что у каждого человека имеются характерные ему свойства. Некоторые из этих индивидуальных качеств особенно чётко выражены. Именно «заострение» этих персональных характеристик он определил термином акцентуация.
Акцентуированные люди не считаются отклонением от нормы, проще говоря, это вполне адекватные личности, в которых изначально присутствует потенциал, позволяющий добиться как социально положительных результатов, так и социально деструктивных последствий.
В результате своих наблюдений Леонгард определил 10 разновидностей акцентуированных личностей и поделил их на 2 группы:
- акцентуации характера;
- акцентуации темперамента.
Тест Леонгарда Шмишека акцентирован на то, чтобы выявить наиболее мощные свойства характера и темперамента как у молодых людей, так и у представителей более зрелого возраста. Опросник Шмишека, акцентуации характера позволяет учитывать подчас обучения, во время оказания профессиональных консультаций или при различных формах собеседования, определённые свойства человеческой психики.
Бланк ответов
Ф.И.О.: ______________________________________________ Возраст: ________ Дата ____________________ Инструкция: Вам предстоит ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь.
1 | 23 | 45 | 67 |
2 | 24 | 46 | 68 |
3 | 25 | 47 | 69 |
4 | 26 | 48 | 70 |
5 | 27 | 49 | 71 |
6 | 28 | 50 | 72 |
7 | 29 | 51 | 73 |
8 | 30 | 52 | 74 |
9 | 31 | 53 | 75 |
10 | 32 | 54 | 76 |
11 | 33 | 55 | 77 |
12 | 34 | 56 | 78 |
13 | 35 | 57 | 79 |
14 | 36 | 58 | 80 |
15 | 37 | 59 | 81 |
16 | 38 | 60 | 82 |
17 | 39 | 61 | 83 |
18 | 40 | 62 | 84 |
19 | 41 | 63 | 85 |
20 | 42 | 64 | 86 |
21 | 43 | 65 | 87 |
22 | 44 | 66 | 88 |
Ключ
После заполнения бланка подсчитывается число баллов отдельно по каждому из 10 типов акцентуаций в следующей последовательности: Подсчитайте количество ответов «Да» (+) на одни указанные вопросы и количество ответов «Нет» (—) на другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число. 1. Гипертимные «+»:1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 «-»: нет Сумму х на 3. 2. Застревающие, ригидные «+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 «-»: 12, 46, 59 Сумму х на 2. 3. Эмотивные, лабильные «+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 «-»: 25 Сумму х на 3. 4. Педантичные «+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 «-»: 36 Сумму х на 2. 5. Тревожные «+» 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 «-»: 5 Сумму х на 3. 6. Циклотимные «+»: 6,18,28,40,50,62,72,84 «-»: нет Сумму х на 3. 7. Демонстративные «+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 «-»: 51 Сумму х на 2. 8. Неуравновешенные, возбудимые «+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86 «-» нет Сумму х на 3. 9. Дистимичные «+» 9, 21, 43, 75, 87 «-»: 31, 53, 65 Сумму х на 3. 10. Экзальтированные «+»: 10, 32, 54, 76 . «-»: нет Сумму х на 6. После обработки анкеты записывается число баллов, полученное для каждого типа акцентуации. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. 18-24 балла – выраженная акцентуация по данному типу. 12-17 баллов – скрытая акцентуация. Менее 12 баллов – отсутствие акцентуации по данному типу. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».
Интерпретация результатов
Максимальная сумма баллов получаемых в результате тестирования — 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. Выделенные К. Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: Акцентуации характера:
- демонстративный,
- педантичный,
- застревающий,
- возбудимый.
Акцентуации темперамента:
- гипертимический,
- дистимический,
- тревожно-боязливый,
- циклотимический,
- аффективный,
- эмотивный.
Кому подходит опросник?
Опросник подходит для людей любой возрастной категории. Он существует в двух формах: детской и взрослой. Детская форма была адаптирована И.В. Крук в 1975 году. Так же как и во взрослой форме, в детской такое же количество акцентуаций и обработка результатов. Количество вопросов так же совпадает, разница заключается только в их формулировке.
Чтобы выявить патологические проявления личности, либо не допустить их развития, необходимо знать акцентуированные качества. Зная их, человек сможет лучше контролировать свое поведение и максимально снизить его негативное влияние на общество либо вовсе пресечь.
Бланк ответов
Ф.И.О.ВозрастДата
1 | 23 | 45 | 67 | ||||
2 | 24 | 46 | 68 | ||||
3 | 25 | 47 | 69 | ||||
4 | 26 | 48 | 70 | ||||
5 | 27 | 49 | 71 | ||||
6 | 28 | 50 | 72 | ||||
7 | 29 | 51 | 73 | ||||
8 | 30 | 52 | 74 | ||||
9 | 31 | 53 | 75 | ||||
10 | 32 | 54 | 76 | ||||
11 | 33 | 55 | 77 | ||||
12 | 34 | 56 | 78 | ||||
13 | 35 | 57 | 79 | ||||
14 | 36 | 58 | 80 | ||||
15 | 37 | 59 | 81 | ||||
16 | 38 | 60 | 82 | ||||
17 | 39 | 61 | 83 | ||||
18 | 40 | 62 | 84 | ||||
19 | 41 | 63 | 85 | ||||
20 | 42 | 64 | 86 | ||||
21 | 43 | 65 | 87 | ||||
22 | 44 | 66 | 88 |
Ключ
число баллов1. Гипертимные2. Застревающие, ригидные3. Эмотивные, лабильные4. Педантичные5. Тревожные6. Циклотимные7. Демонстративные8. Неуравновешенные, возбудимые9. Дистимичные10. Экзальтированные18-24 балла12-17 балловМенее 12 балловвыше 12 баллов
Шкала акцентуаций характера
Интерпретация результатов
24от 15 до 19акцентуированнойАкцентуации характера
- демонстративный,
- педантичный,
- застревающий,
- возбудимый.
Акцентуации темперамента
- гипертимический,
- дистимический,
- тревожно-боязливый,
- циклотимический,
- аффективный,
- эмотивный.
Обработка результатов
Производится подсчет ответов, совпадающих с Ключом по каждой шкале, характеризующей акцентуированную черту, и отдельно – по показателю искренности.
Ключ
Шкала опросника | Ответы «да» | Ответы «нет» | Коэффициент |
---|---|---|---|
Гипертимность (Г) | 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 | 3 | |
Дистимность (В) | 9, 21, 43, 74, 87 | 31, 53, 65 | 3 |
Циклотимность (Ц) | 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 | 3 | |
Возбудимость (В) | , 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86 | 3 | |
Застревание (З) | 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 | 12, 46, 59 | 2 |
Эмотивность (Эм) | 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 | 25 | 3 |
Экзальтированность (Эк) | 10, 32, 54, 76 | 6 | |
Тревожность (Т) | 6, 27, 38, 49, 60, 71, 82 | 5 | 3 |
Педантичность (П) | 4, 14, 17, 26, 36, 48, 58, 61, 70, 80, 83 | 39 | 2 |
Демонстративность (Де) | 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 | 51 | 2 |
Теоретические основы опросника
Типы акцентуации характера
- Демонстративный тип. Определяется развитым навыком вытеснения.
- Педантичный тип. Слабый механизм вытеснения негативных событий. Высокая ригидность психики.
- Застревающий тип. Главная особенность — фиксация аффекта.
- Возбудимый тип. Повышенная импульсивность. Сниженный самоконтроль в устремлениях и желаниях.
- Гипертимический тип. Характерен повышенный эмоциональный фон, жизнерадостность, оптимистичность.
- Дистимический тип. Сниженный эмоциональный фон, пессимизм, фиксация на негативных аспектах, медленные психические реакции.
- Тревожно-боязливый. Боязливость, пугливость и робость.
- Циклотимический тип. Чередование фаз гипертимности и дистимности.
- Аффективно-экзальтированный. Частые перемены настроения. Восторг и печаль — характерные для такого типа эмоции.
- Эмотивный тип. Близок к аффективно-экзальтированному, но реакции не такие бурные. Такие люди характеризуются завышенной впечатлительностью и чувственностью.
равноеформулировкой
Методика Шмишека
Методика Ганса Шмишека предлагает прохождение опросника для определения типа акцентуаций. Испытуемому нужно ответить на 97 утверждений. Возможны только два варианта ответа: «Да» и «Нет» (относительно того, насколько утверждение верно в отношении испытуемого). Отвечать нужно быстро, без задержек, то есть первое, что придет в голову.
Вопросы разделены по группам (типам акцентуаций), но в опроснике стоят в разброс. Оценивается результат согласно таблице (описано, какие вопросы какому типу соответствуют). Некоторые утверждения схожи, но это нужно для того, чтобы всесторонне осветить тип. Иногда человек сам не уверен в себе или боится проходить тест. Для этого в ключе отведена специальная шкала «Ложь». Если по ней выходит недопустимое значение (больше 5), значит испытуемый хотел скрыть истинное лицо либо сам запутался в собственном самовосприятии.
Теоретические основы опросника
Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека. Методика нахождения акцентуаций личности. Цель: определить акцентуации характера.
Характеристики метода
Опросник служит для нахождения акцентуаций характера, вариация типологического подхода ее изучения. Впервые издан Г. Шмишеком в 1970 г. на основе теории К.Леонгарда. Теоретическое обоснование опросника — теория «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Согласно теории, всякая личностная характеристика относится к главной или добавочной. Главные характеристики — личностный стержень, определяющий степень ее развития, адаптации, здоровье психики. При значительной выраженности, главные черты характеризуют личность в целом. При воздействии негативных факторов они могут стать патологией и разрушить личностную структуру.
Это случай «заострения» определенных, свойственных всем людям, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации характера (по классификации К.Леонгарда), которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный).
Типы акцентуации характера
- Демонстративный тип. Определяется развитым навыком вытеснения.
- Педантичный тип. Слабый механизм вытеснения негативных событий. Высокая ригидность психики.
- Застревающий тип. Главная особенность — фиксация аффекта.
- Возбудимый тип. Повышенная импульсивность. Сниженный самоконтроль в устремлениях и желаниях.
- Гипертимический тип. Характерен повышенный эмоциональный фон, жизнерадостность, оптимистичность.
- Дистимический тип. Сниженный эмоциональный фон, пессимизм, фиксация на негативных аспектах, медленные психические реакции.
- Тревожно-боязливый. Боязливость, пугливость и робость.
- Циклотимический тип. Чередование фаз гипертимности и дистимности.
- Аффективно-экзальтированный. Частые перемены настроения. Восторг и печаль — характерные для такого типа эмоции.
- Эмотивный тип. Близок к аффективно-экзальтированному, но реакции не такие бурные. Такие люди характеризуются завышенной впечатлительностью и чувственностью.
Оба бланка включают в себя равное число вопросов, имеют одни типы акцентуаций и единые способы интерпретации. Отличаются они формулировкой вопросов, инструкция к опроснику и определение главенствующих акцентуаций характера едино. Материал: для тестирования нужно подготовить бланки, ручку и текст опросника. Для интерпретации результатов понадобятся «ключи».
Процедура тестирования
Прочесть инструкцию, убедиться в правильном её восприятии. Убедиться что бланки заполнены правильно. Использование методики возможно с 11-12 лет, в групповом или индивидуальном тестировании. Опросник состоит из 88 вопросов, ответы на которые заполняются в регистрационном бланке, соответственно «+» для положительного ответа(да) и «-» для отрицательного ответа (нет). При интерпретации можно изготовить ключи-трафареты, накладывающиеся на бланк ответов. Таким образом реализуется подсчет ответов в соответствии с ключом.
3.1.Характерологические особенности личности
Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения. Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий его характер. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манерах поведения, в привычках, поступках и действиях.
Важной особенностью характера является тесная связь его с психологическими свойствами личности, которые в совокупности составляют предмет психологии индивидуальных различий. Прежде всего, следует отметить связь характера с темпераментом. Под темпераментом понимаются индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия
И характер, и темперамент зависят от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека
Под темпераментом понимаются индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия. И характер, и темперамент зависят от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.
Характер и темперамент человека определяют типичные реакции на соответствующие жизненные ситуации. Темперамент определяет лишь динамические особенности поведения индивида (уровень общей психической активности, скорость реакций, темп работы и др.), в то время как характер обусловливает осознанные поступки людей в соответствии с их моральноэтическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.
Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить те характерологические свойства, которые присущи тому или иному типу высшей нервной деятельности (ВНД).
Так для сильного, уравновешенного, | подвижного типа ВНД (сангвинический темпера- | ||
мент) характерологическими чертами скорей всего будут следующие: | |||
Позитивные | Негативные | ||
—высокая | подвижность | —деятелен | при условии интересного дела |
—высокая | адаптивность (легкая | —тяготится | однообразием |
—приспособляемость) | —испытывает малую склонность | ||
—общительность | к самоуглублению | ||
—доброжелательность | —в действиях бывает резок | ||
—жизнерадостность | —отсутствие усидчивости | ||
—выразительность мимики и пантомимики | —недостаточная настойчивость |