ШКАЛА СТРЕССА (Шкала социальной адаптации Холмса и Рея)
В 1967 году американские психиатры Томас Холмс (Thomas Holmes) и
Ричард Рэй (Richard Rahe) проанализировали медицинские данные более
5000 пациентов, чтобы выясить зависимость заболеваний (в том числе
инфекционных болезней и травм) от различных жизненных событий. Они
пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно
предшествуют определенные серьезные перемены в жизни человека
Они
составили шкалу из 43 пунктов, в которой каждому важному жизненному
событию соответствует определенное число баллов
№ | Жизненные события | Баллы |
1 | Смерть супруга (супруги) | 100 |
2 | Развод | 73 |
3 | Разъезд супругов, разрыв с партнером | 65 |
4 | Тюремное заключение | 63 |
5 | Смерть близкого члена семьи | 63 |
6 | Травма или болезнь | 53 |
7 | Свадьба, женитьба | 50 |
8 | Увольнение с работы | 47 |
9 | Примирение супругов | 45 |
10 | Уход на пенсию | 45 |
11 | Изменение в состоянии здоровья членов семьи | 44 |
12 | Беременность (партнерши) | 40 |
13 | Сексуальные проблемы | 39 |
14 | Появление нового члена семьи, рождение ребенка | 39 |
15 | Изменения на работе | 39 |
16 | Изменение финансового положения | 38 |
17 | Смерть близкого друга | 37 |
18 | Смена рода деятельности | 36 |
19 | Увеличение конфликтов в отношениях | 35 |
20 | Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) | 31 |
21 | Просрочка выплаты кредита, растущие долги | 30 |
22 | Повышение служебной ответственности | 29 |
23 | Сын или дочь покидает дом | 29 |
24 | Проблемы с родственниками мужа (жены) | 29 |
25 | Выдающееся личное достижение, успех | 28 |
26 | Супруг бросает работу (или приступает к работе) | 26 |
27 | Начало или окончание обучения в учебном заведении | 26 |
28 | Изменение условий жизни | 25 |
29 | Изменение личных привычек, стереотипов поведения | 24 |
30 | Проблемы с начальством | 23 |
31 | Изменение условий или часов работы | 20 |
32 | Перемена места жительства | 20 |
33 | Смена места обучения | 20 |
34 | Проведение досуга или отпуска | 19 |
35 | Изменение привычек, связанных с вероисповеданием | 19 |
36 | Изменение социальной активности | 18 |
37 | Ссуда или заем средней и малой величины | 17 |
38 | Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна |
16 |
39 | Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи |
15 |
40 | Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т.п.) |
15 |
41 | Отпуск | 13 |
42 | Рождество, встреча Нового года, день рождения | 12 |
43 | Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения) |
11 |
В список прошлого века не вошли «новинки современности» –
например, автомобильные пробки, внезапный отказ мобильного телефона,
потеря данных на компьютере, новости в СМИ и фильмы с сюжетами о
катастрофах, преступлениях и несчастных случаях. Вы можете
соотнести степень своих переживаний по этим поводам с примерами из
таблицы и умножить количество этих случаев за последний год хотя бы
на минимальную сумму баллов (допустим, 10).
ВАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ
Итоговая сумма определяет одновременно и степень сопротивляемости
стрессу. Большое количество баллов – это сигнал тревоги,
предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо
срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс.
Подсчитанная сумма имеет еще одно значение: она выражает (в
цифрах) степень вашей стрессовой нагрузки. Для наглядности приводим
сравнительную схему стрессовых характеристик.
Стрессовые характеристики | |
Общая сумма баллов | Степень сопротивляемости стрессу |
150-199 | Высокая |
200-299 | Пороговая |
300 и более | Низкая (ранимость) |
Если, к примеру, сумма баллов свыше 300, это означает реальную
опасность, то есть вам грозит психосоматическое заболевание,
поскольку вы близки к фазе нервного истощения.
Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину
своего стресса. И тогда вы поймете, что не отдельные, вроде бы
незначительные события в вашей жизни явились причиной возникновения
стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.
Хотите научиться избавляться от стресса – быстро, самостоятельно, и даже незаметно для окружающих? – пройдите 1,5 часовой семинар в записи «Антистресс-экспресс»
24 ноября 2016 г. – живой мастер-класс Любови Богдановой в Москве: уникальная практика энергетического дыхания. – главное средство самопомощи при стрессах.
Хотите научиться жить так, чтобы о любых темах, людях, событиях можно было думать легко и спокойно, и развить высокую сопротивляемость к стрессу? Конечно «ДА»! Для вас “Большой дыхательный тренинг” в Москве, это – главный тренинг нашей Школы дыхания, он проводится редко, 1-2 раза в год. Ближайшие даты: 24-27 ноября 2016 г.
Пример дисфункционального убеждения
Из примера выше следует, что я не отвечаю за себя и свою жизнь — мной, моими чувствами и поведением, управляет установка в голове, мое глубинное дисфункциональное убеждение по шкале «Должномания».
Из-за этого автоматического убеждения и вызванных им мыслей, я игнорировал другие вероятные интерпретации и исходы ситуации.
Например, ребята могли смеяться не надо мной, а сами по себе. Взгляд в мою сторону мог быть брошен просто автоматом (возникло движение, они кого-то ждали…), либо смотрели сквозь меня, а не на меня.
У каждого человека — свои установки и убеждения в голове. Данный онлайн тест на убеждения диагностирует 7 основных шкал дисфункциональных убеждений человека. У вас могут быть установки по всем шкалам в той или иной степени, но одно убеждение (по одной шкале) является ключевым.
Понятие и объекты изучения
Объект изучения — реакция человека на травматические события. Они воздействуют на личность на индивидуальном или общественном уровне, но независимо от источника остаются одинаково опасными и разрушительными. К ним относятся события, в которых индивид чувствует себя неуверенно, теряет самоуважение и самоконтроль. Часто это сопряжено с реальной угрозой жизни: нападением, стихийным бедствием, аварией.
Не все опасные ситуации являются кризисными. Определить ее можно по симптомам:
- рассеянность, снижение концентрации;
- повышенная нервная возбудимость;
- снижение самооценки;
- проблемы с пищеварением, отсутствие аппетита;
- хроническая бессонница (при сопутствующей хронической усталости);
- панические атаки;
- самоизоляция, отказ от общения;
- неспособность справляться с жизненными трудностями;
- подавленность, частая головная боль, слабость.
Появление отдельных признаков еще не означает проживание травмы. Но совокупность симптомов требует срочного вмешательства.
Как выставляется степень тяжести РДНС новорожденного в баллах
Шкала Даунса для новорожденных применяется для оценки состояния ребенка в послеродовой период на протяжении нескольких часов от рождения.
Оценки выставляются таким образом:
- Сначала оценивают частоту дыхания за минуту. Если показатель меньше 60, присваивают 0 баллов, от 60 до 80 – 1 балл, больше 80 – 2 балла.
- Осматривают состояние кожного покрова и слизистых оболочек на наличие синюшного окраса. Если цианоз отсутствует, присваивают 0 баллов. Детям, у которых кожа синеет при вдыхании комнатного воздуха, ставят 1 балл. Если во время дыхания 40% кислородом появляется цианоз, ставят 2 балла.
- Если крылья носа не раздуваются, ставят 0 баллов, еле заметно 1 балл, умеренно или выражено 2 балла.
- Если трудностей с выдохом нет – это 0 баллов, возникают трудности – 1 балл, отчетливо слышен на расстоянии – 2 балла.
- В конце оценивания ребенка прослушивают. Все в порядке – 0 баллов, ослабленное – 1 балл, а еле заметное – 2 балла.
С возрастанием количества балов ухудшается ситуация.
Пять правил оказания помощи пострадавшему
Помогать при кризисе нужно опираясь на принципы, выработанные психологами:
- Помочь своевременно. Человек, не имеющий опыта оказания самопомощи, может выбрать деструктивные способы борьбы со стрессом, навредить себе еще больше.
- Обеспечить жертве психологический, физический комфорт. По возможности нужно помочь жертве привести себя в порядок: умыться, переодеться, оказать первую медицинскую помощь.
- Помочь осознать ситуацию. Столкнувшись с травмой, человек часто не понимает, что с ним происходит. Объяснение поможет жертве осознать произошедшее, пережить это.
- Объяснить дальнейшие действия. Приведя человека в состояние психического стабильности, нужно объяснить ему, какие меры нужно предпринять для нормального проживания травмирующей ситуаций.
- При необходимости — помочь в дальнейшем. Специалисты, занимающиеся долгосрочной реабилитацией, обязаны предоставить жертве методы, которые можно применять самостоятельно.
Цель краткосрочной и долгосрочной помощи кризисного психолога — научить человека справляться с травмой, избавиться от внутренних переживаний и жить полноценной жизнью.
Внутренние факторы, способные спровоцировать синкопе
Если обморок и тошнота у ребенка носит кратковременный характер – повод задуматься о смене режима дня. Систематические потери сознания относятся к патологическим состояниям, которые нельзя оставлять без внимания.
Обмороки, недомогания у подростков и их причины, могут быть связаны со следующими заболеваниями:
- Болезни головного мозга. Кистозные образования, опухоли, травмы сосудистой сетки снижают эффективность функционирования «серого вещества», провоцируя обморочное состояние. Если ребенок жалуется на потемнение в глазах, головные боли, галлюцинации, необходимо срочно обратиться к доктору, пройти КТ и МРТ.
- Анемия. Патология кровеносной системы, связанная с работой органа: низкое эритроцитов – носителей кислорода, вызывают голодание, что приводит к постоянным обморокам. Низкий гемоглобин – первый признак начала недуга. Необходимо пересмотреть рацион питания ребенка, дополнить его фруктами, овощами, полезными веществами.
- Нарушения работоспособности сердечной мышцы, аритмия. Согласно статистическим данным, 30% кризисов связно с патологиями сердца, кроме того синдрому «быстрой смерти» предшествуют постоянные обморочные состояния. Если родители малыша страдают подобными заболеваниями, это первый настораживающий звонок – ребенка нужно срочно показать доктору.
- Высокое давление. Гипертония способна настичь пациента, даже в юном возрасте. Резкое снижение давления также может спровоцировать синкопе.
- Диабет. Это заболевание достаточно коварно: продолжительное время она может протекать в скрытой форме. Сама патология обморочные состояния не вызывает, но их может спровоцировать пониженное глюкозы. Из-за голодания клеток «серого вещества» кроха теряет сознание.
- Сотрясения, ЧМТ. Малыши отличаются гиперактивностью, – потерял равновесие, упал, для них нормальное явление. После непродолжительного плача, они и дальше могут заниматься своими делами, но иногда последствия падения могут напоминать о себе достаточно долго.
- Остеохондроз. Идеальная осанка – залог здоровой спины и правильного функционирования внутренних систем, но детям доказать это тяжело. Искривленная поза за столом, излишняя масса тела приводят к изменениям позвоночного столба. Нарушается кровоток, наступает голодание, появляется болезненный дискомфорт. Все эти факторы – основные причины синкопе.
Дом или интернат
Зачастую многие из людей, имеющие тяжело больных родственников, затрудняются принять решение об их дальнейшей судьбе. Кто-то боится трудностей и сразу хочет сдать больного близкого человека в интернат для инвалидов, а кто-то желает до последнего быть с любимым человеком, надеясь облегчить его страдания.
Многие люди пытаются понять, насколько тяжело болен их родственник, ведь именно от тяжести состояния таких людей зачастую зависит их судьба, а также дальнейшее место проживания.
Если человек действительно находится в тяжелом состоянии, то будет гораздо лучше и для него, и для его близких, если больного увезут в специальный интернат, где за ним будет ухаживать высококвалифицированный медицинский персонал.
Если же состояние больного не представляет угрозы, то ему нет нужды покидать родной дом и близких людей.
Шкала Бартела и Лаутона является одной из самых популярных шкал оценки состояния больного.
Состояние человека очень легко квалифицировать по специальным шкалам жизнедеятельности и физической активности. Многие известные врачи составляли подобные авторские индексы, однако шкала Бартела является самой популярной и удобной на данный момент мерой человеческого здоровья.
Шкала (индекс) Бартела
Шкала Бартел в баллах (таблица) является одной из самых удобных шкал для определения уровня самостоятельности больного. Некоторые ее пункты представлены на изображениях ниже.
Традиционно индекс состоит из десяти критериев, хотя реже можно встретить шкалу, в которой будет всего восемь пунктов:
- Прием пищи. Этот критерий является показателем того, может ли больной сам принимать пищу без посторонней помощи либо помощи каких-либо устройств.
- Персональный туалет. Это показатель дееспособности больного в ванной комнате. Критерий показывает, может ли пациент самостоятельно умываться, чистить зубы и приводить себя в порядок, не прибегая к помощи медицинского персонала.
- Одевание. Этот пункт призван проверить, может ли больной одеваться без посторонней помощи, надевать нижнюю и верхнюю одежду самостоятельно.
- Прием ванны. Этот критерий указывает на уровень дееспособности больного в вопросах гигиены и показывает, может ли больной вымыться и привести себя в порядок самостоятельно.
- Контроль тазовых функций. Данный критерий отвечает за способность больного самостоятельно и полноценно посещать туалет и испражняться, не прибегая к посторонней помощи.
- Посещение туалета. Этот пункт призван проверить, может ли больной самостоятельно добираться до туалета и пользоваться всеми устройствами туалетной комнаты.
- Вставание с постели. Этот критерий отвечает за способность больного самостоятельно подниматься с постели без посторонней помощи.
- Переход с кровати на стул. Это показатель дееспособности больного в отношении сложных передвижений. Критерий показывает, может ли больной самостоятельно подниматься с кровати и садиться на стул, а также выполнять обратную манипуляцию.
- Передвижение. Критерий, отвечающий за самостоятельное передвижение больного, показывающий, может ли больной самостоятельно передвигаться по палате или корпусу больничного учреждения.
- Подъем по лестнице. Этот критерий показывает, необходима ли больному помощь в передвижении по лестнице, или же он может справиться без посторонней помощи.
Каждый из этих критериев оценивается по пятнадцатибалльной шкале. Чем выше балл, тем самостоятельнее пациент, а чем ниже, тем больше он нуждается в уходе постороннего человека.
Результаты интерпретируются следующим образом: напротив выбранного пункта с описанием возможностей больного ставится галочка, подтверждающая тот или иной выбранный балл. Далее медицинская сестра просматривает карточку, отмечая, какая цифра выбиралась чаще, а также выводит общий средний балл – оценку состояния пациента. Если чаще всего выбиралась небольшая оценка, то и средний балл будет невелик: это будет означать, что состояние пациента тяжелое. Если же чаще выбиралась высокая оценка, то и средний балл будет высоким, что укажет на то, что состояние пациента удовлетворительно.
Интернальность достижений
В этом разделе тест на уровень субъективного контроля демонстрирует, с чем люди связывают свои достижения, как их объясняют.
Большое количество баллов набирают те, кто испытывает уверенность в том, что своими жизненными достижениями они обязаны личностным качествам, полученному образованию, собственным усилиям, разумности принятых решений и осуществленного выбора. В жизни такие люди всегда имеют вполне осязаемую, конкретную цель и план действий, необходимых для ее достижения.
Те же, кто набирает небольшое количество баллов, – мечтатели, представители творческих профессий, лишенные коммерческой жилки и прочие «витающие в облаках» личности. Собственные жизненные успехи, какие-либо достижения такие люди искренне принимают за счастливые случаи, результаты вмешательства высших сил или же чью-то добрую волю. Иными словами, такие люди не склонны принимать на себя ответственность доже за вполне значимые достижения и успехи.
Разброс оценочного критерия по этой шкале составляет от 0 до 12 баллов.
Методики оценивания состояния новорожденного
В первые мгновения жизни малыша оценивают с медицинской точки зрения. Это позволяет понять, нужны ли малышу лечебные мероприятия или его состояние находится в пределах нормы.
Шкала Апгар
Эта методика была введена Вирджинией Апгар. Она предназначалась для среднего медицинского персонала и помогала определить, какой ребенок нуждается в дальнейшем лечении
Чтобы оценить состояние здоровья младенца, обращают внимание на дыхание, частоту сокращений сердца, тонус мышц, рефлексы и окрас кожного покрова
Младенца визуально осматривают, присваивая от 0 до 2 баллов по каждому параметру. Осмотр проводят на 1-й и 5-й минуте после появления его на свет. Показатели в 7-10 баллов говорят о хорошем состоянии, значит, малыш нуждается в обычном уходе. 4-6 баллов значит, что состояние удовлетворительное и младенец нуждается в некоторых реанимационных мероприятиях.
Если ребенок набирает ниже 4 баллов, то ему срочно нужна врачебная помощь для спасения жизни. Низкие оценки связаны с недостатком кислорода или удушьем, физиологи ческой незрелостью. Но, если к 5 минуте ситуация улучшается, прогноз благоприятный.
Родители не должны воспринимать этот метод, как оценку новорожденного или его умственных способностей. Исследования показали, что на будущее развитие ребенка эта оценка не влияет, если вовремя устранить отклонения
Поэтому, родителям не стоит беспокоиться, что ребенок будет в чем-то отставать, важно только обеспечить младенцу соответствующий уход, можно улучшить прогноз
Шкала Сильвермана
Для ранней диагностики дыхательных расстройств у детей, рожденных раньше срока, используют шкалу Сильвермана. К исследованию прибегают сразу после родов, через 2, 6, 12 и 24 часа.
Специалисты обращают внимание на:
- движение грудной клетки;
- втянутость межреберья и грудины;
- положение нижней челюсти;
- дыхание.
После осмотра ставятся оценки от 0 до 2 баллов. Отличие от шкалы Апгар в том, что чем меньше баллов набирает ребенок, тем лучше. Ноль баллов свидетельствует об незначительных проявлениях дыхательных проблем и отсутствии необходимости в лечении.
Шкала Даунса
Шкала Даунса для новорожденных применяется после осмотра внешних признаков и прослушивания дыхания.
Согласно этой методике, за каждый признак присваивают баллы:
- Если показатели в 2-3 балла, это говорит о легком расстройстве дыхания.
- 4-6 баллов – расстройства средней степени тяжести.
- Больше 6 баллов – тяжелые нарушения дыхания.
Шкала Даунса применяется для оценки функции внешнего дыхания новорожденного ребенка
При серьезных нарушениях назначаются реанимационные мероприятия и дальнейшее лечение. Показатели от 0 до 2 баллов присваивают здоровым детям без дыхательных нарушений.
Методы Лернера и Шелтона
Справиться с кризисной травмой по методу Лернера и Шелтона можно за 10 шагов:
- Оценка степени опасности для жертвы и психолога.
- Оценка физических повреждений, уровня угрозы для жизни.
- Разговор с жертвой, оценка ее вменяемости.
- При наличии открытых травм — оказание первой медицинской помощи.
- Осмотр и помощь другим участникам происшествия.
- Рассказ потерпевшему о себе, выстраивание взаимоотношений.
- Внимательно выслушать все, что захочет рассказать потерпевший.
- Обсудить произошедшее, позволить человеку выразить свои эмоции.
- Объяснить потерпевшему, что будет происходить с ним после оказания помощи.
- Ненавязчиво подвести человека к осознанию проблемы, убедиться, что он контролирует себя.
Дальнейшая помощь заключается в подборе лечебной стратегии, которая поможет пострадавшему избавиться от негативных последствий пережитого опыта.
Пройти тест на убеждения онлайн
ВНИМАНИЕ! В результатах теста на убеждения вы увидите подробную интерпретацию тестирования по шкалам дисфункциональных убеждений, в зависимости от набранных баллов — с положительным знаком (+) и отрицательным (-). Если хотите определить свои внутренние установки и убеждения, помогающие или мешающие реализовывать себя в жизни, то отвечайте на вопросы онлайн теста честно, как есть на самом деле
Не подбирайте правильных ответов — это не игровая викторина, а тестирование психики онлайн
Если хотите определить свои внутренние установки и убеждения, помогающие или мешающие реализовывать себя в жизни, то отвечайте на вопросы онлайн теста честно, как есть на самом деле. Не подбирайте правильных ответов — это не игровая викторина, а тестирование психики онлайн
Валидизация
Шкала использовалась в ряде исследований межкафедральной исследовательской группы по изучению личностного потенциала факультета психологии МГУ. Общий объём всех выборок, в которых применялась эта шкала, составил более 1500 человек, в числе которых студенты ВУЗов различных специальностей (N=877), учащиеся старших классов школ, абитуриенты ВУЗов, а также взрослые добровольцы (N=50), представляющие разные регионы страны.
Корреляции с общим показателем опросника социальной желательности BIDR (адаптация Е.Н. Осина, надёжность 0.88) на выборке студентов 4-5 курсов различных специальностей ВУЗов 3-х регионов (N=289,анонимное предъявление) оказались невысокими (r = 0.21; p < 0.001). На этой же выборке получены статистические нормы для ШСС: M=14.7, SD=3.02.
Шкала субъективного счастья достаточно хорошо коррелирует со шкалой удовлетворённости жизнью Динера: их коэффициент корреляции составляет от 0.54 до 0.76 на различных выборках (p < 0.001 во всех случаях) и 0.65 (p < 0.001) на объединённой выборке (N=983). Таким образом, общая доля в дисперсии обеих шкал составляет
примерно 42%, с учётом поправки на надёжность обеих шкал – 75%, что свидетельствует о тесной взаимосвязи конструктов удовлетворённости жизнью (когнитивной оценки соответствия действительных жизненных обстоятельств желаемым) и субъективного счастья (эмоционального отражения этой оценки).
В число методик, использованных для оценки конвергентной валидности шкал, вошли:
- Шкала депрессии как состояния Спилбергера в адаптации А.Б. Леоновой и Ю. Карповой
- Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева
- Шкала субъективной витальности как диспозиции Р. Райана и К. Фредерик
- Шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко
- Тест жизнестойкости (Леонтьев, Рассказова, 2006)
- Шкала общей самоэффективности (Шварцер, Ерусалем, Ромек, 1996)
- Опосник самоуважения Розенберга
- Опросник отчуждения (Осин, 2008),
- Шкала личностного динамизма (Сапронов, Леонтьев, 2007),
- Тест диспозиционального оптимизма Ч. Карвера и М.Шейера,
- Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой и О.В. Митиной (2007).
Во всех этих случаях были получены теоретически прогнозируемые значимые корреляции.
Подобное исследование, проведённое в МГГУ им. М.А.Шолохова, дало практически те же результаты, за ислючением того, что распредление результатов ни по каждому вопросу, ни по шкале в целом не было ни симметричным, ни нормальным. Авторы обнаружили достоверную отрицательную корреляцию результата шкалы и уровнем депрессии по тесту Бека (R=-0,33; p<0,0000001),
В обоих исследованиях было обращено внимание на низкую согласованной пункта №4 с остальными пунктами шкалы, в связи с чем он нуждается в удалении или замене.
Что дальше?
Мы хотим чтобы вы воспользовались этой информацией, лучше познали себя и окружающих людей. Если вы испытываете проблемы в жизни, о которых мы рассказали, то воспользуйтесь помощью хорошего эмпатирующего психолога. Поделитесь своими переживаниями с близким вам человеком, поговорите с вашими знакомыми, кто пережил насилие в детстве. Только сочувствием, пониманием и поддержкой мы сможем помочь друг другу. Только признанием серьезности проблемы и готовностью изменить то, как мы обращаемся с детьми, мы сможем сделать мир лучше, избавить его от огромного количества насилия и построить по-настоящему свободное, процветающее и счастливое общество!
Пожалуйста, поддержите Доброум материально, чтобы мы могли донести эти знания до максимального количества людей!
Заключение
Данная статья развивает основные положения и результаты, представленные в наших предыдущих работах . В связи с тем, что все больше специалистов говорят о психосоциальных последствиях пандемии, среди которых наиболее актуальной является проблема вызванного пандемией страха, для его изучения необходим валидный и надежный исследовательский инструмент, в роли которого все чаще выступает разработанная три месяца назад Шкала страха COVID-19 (The Fear of COVID-19 Scale) .
В настоящее время эта шкала приобретает все бóльшую популярность среди исследователей в различных странах мира. Она переведена на английский, арабский, турецкий, бенгальский, итальянский, иврит и другие языки и обладает приемлемыми показателями надежности и валидности. В нашей статье впервые представлена русскоязычная версия Шкалы страха COVID-19, а также дан анализ результатов исследования страха перед коронавирусным заболеванием в зависимости от степени выраженности базисных убеждений личности, что, на наш взгляд, является определенным вкладом в понимание влияния пандемии на человека.
Проведенное нами исследование связи страха перед COVID-19 и выраженностью убеждений личности в целом подтвердило значимость базисных убеждений как ресурса совладания с жизненной ситуацией, специфика которой обусловлена переживанием страха перед коронавирусным заболеванием. В то же время полученные результаты нуждаются в уточнении и дополнительном объяснении, а само исследование имеет ряд ограничений.
Во-первых, метод «снежного кома», как было указано выше, не позволил сформировать экологически валидную выборку, следствием чего стала ее несбалансированность по полу и возрасту. В исследовании было значительное число респондентов, не давших ответов на ряд вопросов и прекративших участие в исследовании до его завершения. Во-вторых, базисные убеждения личности подвержены возрастной динамике и изменениям, что требует учета в будущих исследованиях. В-третьих, исследование реализовывалось во время первого этапа развития пандемии (март 2020г.), в условиях неопределенности, когда только разворачивались мероприятия, связанные с введением карантинных и других мер борьбы с COVID-19. Соответственно, переживание страха перед коронавирусным заболеванием и его связь с базовыми убеждениями представляется не столь однозначной, что ставит вопрос о выявлении других переменных, выступающих в роли модераторов и медиаторов данной связи, например, степени религиозности респондентов и/или их образования
В-четвертых, базисные убеждения личности являются важной, но не единственной переменной, связанной с переживанием страха перед COVID. Важную роль играют контекстуальные (степень осведомленности о коронавирусной инфекции, опыт общения с больными, длительность и жесткость карантинного режима) и индивидуальные факторы (уровень личностной тревожности, предпочитаемые копинг-стратегии и др.)
Учитывая выводы и ограничения данного исследования, перспективными направлениями могут быть анализ переживания страха перед коронавирусной инфекцией на разных этапах развития пандемии, а также в зависимости от личностных особенностей респондентов, социального и кросс-культурного контекстов.