Защитные механизмы психики и психодиагностика «индекс жизненного стиля»

Основные виды эмоций

Основные виды эмоций в научном исследовании Плутчика , Келлермана ложатся в основу диспозиций , склонность индивида к конкретным действиям, реакциям на события, явления и предметы окружающей среды.

Для совладания с бурей чувств образуются защитные механизмы, поэтому 8 базовых эмоций человека также сопровождаются 8 основными психзащитами.

Радость , диспозиция мании

В норме личность этого типа буквально фонтанирует энергией с преобладанием эмоции радости. В характере выражены позитивное отношение, любовь к людям, высокая потребность в общении.

Психзащита проявляется в виде управления поведением. Присуща высокая мотивация соответствовать социальным канонам, традициям и нормам.

Принятие , истерия

Эмоция принятия сопровождается защитным механизмом в виде отрицания. В характере истерика проявлены гипервнушаемость, склонность к идеализации симпатичных, приятных людей (влюбчивость).

Те моменты, которые не нравятся сознанию, отрицаются. В социуме люди с основной эмоцией принятия стремятся к всеобщему вниманию, склонны к аффектации и пафосу, они самонадеянны, оптимистичны и жаждут признания.

Гнев , агрессия

Защитной реакцией организма на преобладающую эмоцию гнева является замещение.

Гневливый человек раздражителен и вспыльчив, гипертребователен, критичен к окружению. Любая критика вызывает у него бурный протест.

Замещение, как защитный механизм, необходимо для коммуникации с более сильными и имеющими власть членами социума, иначе человек находился бы в состоянии постоянных опасных для него конфликтов.

Замещение перенаправляет гнев на более безопасный объект или же внутрь самого агрессора.

Удивление , психопатия

Человек с ведущей эмоцией удивления внушаем и импульсивен. Его характер слаб, он не умеет доводить до конца начатое, легко поддается влиянию окружающих, не уверен в себе, постоянно ищет поддержки и помощи окружающих.

Защитный механизм, регулирующий по Плутчику эмоцию удивления , регрессия, которая выражается в переходах от более зрелых моделей поведения к детской незащищенности и обратно.

Печаль , депрессия

Личность такого типа постоянно страдает из-за утраты чего-либо (кого-либо), а также потери самоуважения.

Защитной реакцией выступает компенсация, которая выражается в устранении собственных недостатков, работе над собой.

Такие люди способны достигать значимых результатов в деятельности, они склонны к оригинальности, серьезным занятиям спортом.

Отвращение , паранойя

Неприятие (или отвращение) в качестве основной эмоции становится следствием травмы отвержения важными для человека людьми в ранний детский период.

Защитной реакцией выступает проекция, которая перебрасывает ощущение собственной ущербности на других.

Такие люди настроены критично, не поддаются внушению, горды, злопамятны, ревнивы. Часто они замкнуты и несговорчивы, но стремятся достичь высоких показателей в любом деле.

Страх , пассивность

Эмоция страха блокируется, вытесняется подавлением.

Защитное поведение делает боящегося человека пассивным, инертным.

Он уходит в себя, не проявляет инициативу, старается избегать возможных проблем.

В социуме такие люди робки, боятся новых знакомств, покорны, часто все забывают. Легко попадают в зависимость от кого-либо.

Ожидание , обсессивная диспозиция

Эмоция ожидания негативных событий блокируется излишней рационализацией, переосмыслением событий и фактов.

Подобный тип личности формируется в отрочестве из-за страха не проявить себя «,на высоте», в конкурентной борьбе с ровесниками.

Возникший гиперконтроль и склонность к самоанализу делают человека ответственным и дисциплинированным индивидуалистом.

Фундаментальные эмоции: признаки

Критериями, включающими это свойство, являются:

  • отчетливые нервные составляющие;
  • осознанные переживания;
  • выразительная мимика;
  • появление вследствие эволюционно-биологических процессов;
  • наличие мотивирующего, организационного и адаптирующего начала.

Итак, эмоцией может быть переживание подчас руководящее восприятием, действием и мышлением. Базовые эмоции проявляются в результате нейронных программ, какие есть у личности с рождения. Так, при ощущении гнева, у людей на лице появляется характерный оскал, показывающий инстинкт готовности броситься на противника. Некоторые при возникновении этой эмоции, поджимают губы, пряча таким образом, свой гнев.

С возрастом люди учатся управлять эмоциями. Это касается только внешних проявлений. Тем, кому присуща чрезмерная восприимчивость и излишняя возбудимость, характерно очень динамичное видение действительности. Оно приобретает свойство омраченности, когда одолевает печаль. Бывает и наоборот, когда все вокруг, словно расцветает и окрашивается цветами радуги. Каждое переживание по-разному действует на личность.

К. Изардом предлагается следующая классификация эмоций, где он различает основные из них:

  • радость;
  • печаль;
  • удивление;
  • отвращение;
  • гнев;
  • страдание;
  • презрение;
  • вина;
  • стыд;
  • смущение;
  • интерес.

Опыт и причины печали

Для печали характерна пассивность: человек не предпринимает активных действий, его движения замедляются, кровообращение становится вялым, лицо бледнеет. Веки несколько опускаются, в груди чувствуется стеснение. Человек невольно свешивает голову, а нижняя часть его лица теряет тонус и отвисает.

Печаль сопровождает страдание, в основе которого может лежать разочарование или безнадежность, но его интенсивность даже на пике проявления эмоции намного меньше, чем при страдании, вызванном страхом.

Крайней формой страдания является горе, отставленной реакцией на которое становится печаль. Горе переживается более остро и активно, так как человек стремится справиться с утратой или сильной физической болью. Он пытается конструктивно решить проблему, устраняя источник своей болезненной реакции. В ряде случаев это не представляется возможным (например, в случае смерти близкого человека), и человек от громких стенаний и рыданий переходит в фазу печали, при которой реакция горя внешне никак не проявляется и переживается внутри. То же самое происходит и при длительном воздействии травмирующего фактора. Печаль, составляющая своеобразный эмоциональный «хвост» болезненного события, может длиться до нескольких лет.

Как и в случае смерти близкого, при разрыве значимых отношений человек сначала выдает острую реакцию горя, а затем погружается в печаль. Циклы таких последовательных реакций могут повторяться неоднократно.

Мужчины, которым предписаны такие социальные установки, как сдержанность и контроль эмоционального состояния, сознательно подавляют острые реакции горя и демонстрируют лишь печаль. Такая печаль внешне ничем не отличается от таковой, наступившей после эмоционального «взрыва», однако опыт, ощущения, воспоминания и осознание человеком происшедшего будут иными.

Интенсивность печали может разниться от легкого, едва заметного окружающим уныния до глубокой скорби.

Эта эмоция часто может комбинироваться с эмоциями гнева и страха, причем в силу социальных условностей гнев больше характерен для мужчин. В случае смерти близкого человек может гневаться на причину утраты и даже на самого покойного, при этом такая реакция лишь маскирует и замещает собой печаль. При получении травмы, требующей операции, человек может испытывать страх перед ожидающей его болью. Комбинация с эмоцией отвращения или пренебрежения также может возникать при разочаровании. Горько-сладковатый оттенок меланхолия принимает при комбинации печали с радостью, что характерно для сентиментальных людей.

Перцептивно-когнитивные процессы

Принцип эмоциональности выражается в зарядке энергией, организации мышления и деятельности. Так, интенсивно переживаемое чувство способствует приливу энергии. Однако, этим влияние не ограничивается. Эмоции побуждают индивида к активности. От этого зависит его мышление и действия.

Фундаментальные эмоции влияют на восприятие. У радостного человека все переживается, словно в розовом свете. А у того, который постоянно чувствует печаль или страх, восприятие сильно сужается. Для испытывающего гнев, окружающая действительность видится в черном свете.

Более полувека назад К.Изардом и другими исследователями был поставлен эксперимент, где исследовался принцип эмоциональности личности, с точки зрения того, какие перцептивно-когнитивные признаки выявлялись.

  • Испытуемым, которых разделили на группы, раздали стереоскопы с фотографиями людей в разных эмоциональных состояниях.
  • В одной группе экспериментатору следовало быть уважительным и любезным. В результате испытуемые оценивали изображения чаще как удовлетворенные и радостные.
  • В другой — он проявлял открытую враждебность, и участникам больше виделись люди в стереоскопе, у которых на лицах отражалась печаль, злоба и сердитость.

Адаптационная теория

Клинический психиатр, психолог Роберт Плутчик (США) стал автором адаптационной теории эмоций.

Научный труд увидел свет в виде монографии, вышедшей в 1962 году и получившей мировое признание.

Плутчику удалось воссоздать четкую картину внутриличностых процессов и связанных с ними психзащит человека.

Основные тезисы теории эмоций:

  1. В основе возникновения эмоций лежит генетика, эволюционная адаптация человека.
  2. Именно эволюционный отбор обеспечил формирование наиболее эффективных механизмов , поведенческих реакций (всего их 8), позволяющих людям выживать и коммуницировать с окружающим миром.
  3. Эмоция трансформируется в поведенческую реакцию, мгновенно соединяющую сложную цепь человеческого восприятия от стимула к конкретному действию. Например, при распознании угрозы и опасности, человек немедленно чувствует страх и ужас, что побуждает его отстраниться, сбежать, повинуясь инстинкту самосохранения.
  4. Взаимосвязи между эмоциями Плутчик представил в виде «,колеса», , схемы, в структуре которой цепочки определений соединены общностью понятий. Например, вертикальный вектор колеса демонстрирует интенсивность нарастания чувства: печаль , грусть , горе, принятие , доверие , восхищение.
  5. Эмоции соотносятся с чертами характера человека: страх свойственен робости, радость , дружелюбию, а ожидание , любопытству в характере. Крайние выражения чувств определяют в дальнейшем клиническую картину психических расстройств: состояние печали субъекта в крайней степени превращается в депрессию, гнев , в агрессию, а отвращение , в параноидальное состояние.

Базовые человеческие реакции соответствуют 8 основным эмоциям:

  • принятие , в физиологии это процесс приема пищи, в более широком смысле , принятие того, что человек определяет, как нужное и хорошее для себя (благоприятное),
  • отторжение, отвращение , так индивид избавляется от неприятного, непригодного для выживания,
  • избегание как реакция на опасность, угрозу,
  • разрушение преград на пути к желаемому,
  • приближение, ухаживание с целью воспроизводства,
  • печаль от потери значимого человека вместе с поиском нового объекта опеки (реинтеграция),
  • распознавание, ориентация при контакте с новым и неизвестным,
  • изучение, исследование событий и фактов среды, в которой живет человек.

В дальнейшем теория Плутчика дорабатывалась им в соавторстве с другими учеными. Совместно с Генри Келлерманом Плутчик разработал рабочую модель механизмов психзащит, структурную теорию личности.

Защитный механизм абсолютно незаметно для самого индивида искажает травмирующие, неприятные и опасные знания об окружающей среде, взаимодействии с социумом, прямо на пути к сознанию.

В результате психзащиты в голове человека реальность искажается удобным ему способом: игнорируется, забывается или интерпретируется во что-то кажущееся безопасным и «,удобоваримым»,.

3. ИСКАЖЕНИЕ ИЛИ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Проекция – механизм переноса на окружающих каких-то личных качеств, собственных характеристик. Защитный механизм проекция, позволяет человеку
оправдывать свои действия  и поступки. Внешне защита проявляется в повышенной способности к критике окружения. Проекцию можно обнаружить у людей, склонных к непорядочности и зависти,
они, как правило, хорошо подмечают эти черты у окружающих.

Жить – всех обвиняя.

Интроекция – это процесс противоположный проекции. Характеристики внешнего объекта принимаются внутрь себя, как свои собственные качества. Это
люди, как правило, склонные обвинять и критиковать себя. Таким образом, за счет самобичевания происходит уравновешивание со средой. В процессе интроекции, межличностные отношения
преобразуются во внутриличностные. Это заставляет принимать для себя ценности, стандарты или роли и функции неприятного или сильно раздражающего человека.

Жить — по правилам других людей, людей, которые нам умеют нравиться или которых мы опасаемся.

Перенос – механизм переноса ранее пережитых чувств и эмоции с одного объекта на другой. Проявляется неадекватным эмоциональным отношением.
Эмоции направляются не адресату их вызывающему.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТ

Сопряжены с повышенным контролем не позволяющим узнать эмоции других.

Рационализация – когда человек с помощью объяснения пытается сделать себя хорошим, выдать себя с положительной стороны. Механизм предназначен
для оправданий своего поведения. С его помощью, человек уводит себя от истинной причины своих действий. Защита призвана сделать мир для человека логическим и складным. Для людей, склонных
использовать рационализацию, характерен страх утраты контроля над ситуацией.

Жить — по намеченному плану, контролирую всех и все.

Интеллектуализация – это философствование на чувственные или эмоциональные  темы. Подмена переживаний и чувств размышлениями об этом.
Защитное действие заключается в ограждении от переживаний и разочарований, путем изоляции аффекта. Переживания переносятся в промежуточную зону, ни связанную с внешней и внутренней
реальностью. Является одним из сложных защитных механизмов.  Люди, использующие интеллектуализацию, как правило, не могут ответить прямым ответом на прямой вопрос.

Жить — в светских беседах.

Эмоции и свойственные им защитные механизмы

Как мы знаем, вышеперечисленные защитные механизмы укладываются в психоэволюционную модель эмоций по Плутчику. Более того, каждая из защит «отвечает» за то, чтобы справляться с конкретной эмоцией. Давайте познакомимся с этой стороной теории поближе.

Взаимосвязь эмоций и защитных механизмов образует систему:

  1. Радость – перевод этой реакции в иную, часто ее противоположность, подавление приятных ощущений от объекта и ситуации (реактивное образование). Например, это может быть запрет на приятные переживания или удовольствие, отвращение. Переоценка стимула «Все, связанное с этим, отвратительно».
  2. Печаль (от потери значимого объекта или самооценки) – компенсация, например в виде фантазий или экспансивного поведения. Интерпретации и переосмысление «Зато я… Все равно я… Когда-нибудь я…»
  3. Гнев – замещение. Может принимать форму перенаправленной агрессии, аутоагрессии, деструктивного поведения. Интерпретация «Вот кто во всем виноват».
  4. Страх – подавление, избегание. Стимул переоценивается в «Мне это незнакомо».
  5. Предвкушение/ожидание – интеллектуализация, то есть рационализация, стремление к контролю через логические объяснения, анализ и самоанализ – «Все объяснимо».
  6. Удивление – регрессия, то есть возврат к более раннему психологическому состоянию, инфантилизм. Интерпретация «Вы обязаны мне помочь».
  7. Отвращение – проекция, перенос собственного непозволимого свойства или неполноценности на других. Выражается в особой критичности, требовательности, враждебности. Переоценка стимула «Все люди порочны».
  8. Принятие – отрицание, игнорирование определенных фактов, входящих в конфликт с собственными ценностями, идеалами, восприятием, душевным равновесием, что позволяет продолжать принимать других.

Резюмируя, можно сказать, что система «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI), представленная в 1979 году, является рабочим инструментом диагностики психоособенностей личности и типичных для нее механизмов психозащит. В этой модели, созданной Плутчиком, Келлерманом и Конте, выделяются 8 основных психологических защит. Они соотносятся с 8 базовыми эмоциями по Плутчику и развиваются для наилучшего переживания доминирующей или сильной эмоции. Индивиду может быть свойственно любое количество защитных механизмов, которые являются своеобразными способами адаптации к ситуации.

Разновидности эмоций и характерные виды защитных механизмов

Если кратко, механизмы психозащиты разделяются на несколько видов:

  1. отрицание;
  2. вытеснение;
  3. регрессия;
  4. компенсация;
  5. проекция;
  6. замещение;
  7. интеллектуализация;
  8. реактивное образование.

Указанные выше механизмы защиты находятся в основе психоэволюционной модели Плутчика. Каждый тип защиты позволяет совладать с определенной эмоцией.

Любая эмоция взаимодействует с представленными механизмами, в результате  чего формируются  взаимосвязи:

Радость трансформируется в противоположную реакцию, во время чего происходит подавление приятных ощущений от объекта или самой ситуации (реактивный способ). Пример: блокирование приятных эмоций или получения удовольствия, возникновение отвращения

Трактовка: «все, что имеет отношение к этому, является отвратительным».
Печаль (после утраты самооценки или важного объекта) предстает как вид замещения, к примеру, в форме фантазии или импульсивного поведения. Трактовка: «но зато я…», «когда-то я…».
Гнев может наблюдаться в форме переадресованной агрессии, аутодеструкции, проявления деструктивной формы поведения

Трактовка: «вот, кто на самом деле повинен в этой ситуации».
Страх выступает как вариант избегания, подавления. Интерпретация: «я с этим не знаком».
Ожидание – вариант рационализации, интеллектуализации, желания контролировать происходящее посредством логического объяснения, анализа или же самоанализа. Трактовка: «все поддается объяснению».
Удивление – регрессия, возвращение к ранней стадии психического состояния, незрелость. Трактовка: «вы должны помочь мне».
Отвращение – способ переноса своего непозволительного качества или неполноценности на другого. Предстает в форме выраженной требовательности, враждебного настроя, критичного отношения. Интерпретация: «каждый человек порочен».
Принятие – отрицание, способность игнорировать ряд фактов, которые конфликтуют с ценностями, понятиями об идеалах, внутренней гармонией, восприятием.

Подводя итоги, можно заметить, что жизненный стиль, предложенный вниманию общественности в 1979 году, представляет  собой рабочий инструмент, который позволяет диагностировать и фиксировать психоособенности индивида и характерные для него механизмы психической защиты. В данной модели выделено 8 базовых типов психозащиты. Их можно соотнести с 8 основными эмоциями, развитие которых позволяет улучшить процесс переживания сильной или доминантной эмоции. У личности может быть разное число защитных механизмов, помогающих приспособиться к определенным условиям или ситуации. Научиться распознавать свои истинные эмоции и разбираться в эмоциях других поможет курс Викиум «Менталист».

Теоретические основы

Методику Life Style Index (LSI), описанную в 1979 г. на основе психоэволюционной теории Р.Плутчик и структурной теории личности Х.Келлермана, следует признать наиболее удачным диагностическим средством, позволяющим диагностировать всю систему МПЗ (механизмы психологической защиты), выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого.

При составлении опросника авторами использовались несколько источников, включая психоаналитические труды и работы по общей психопатологии и психологии. Из этих источников выделили предполагаемые характеристики 16 механизмов защиты, которые и составили основу защиты «Я». Затем был предложен ряд утверждений с целью конструирования шкал. Предполагалось, что испытуемый, выбирая для себя приемлемые утверждения опросника, описывающие привычное для него поведение, отразит определенную модель защиты. Например, заявление: «Если я сержусь на своего товарища, я, вероятно, сорву злобу на ком-нибудь другом» отражает МПЗ «замещение». Пункты опросника были сгруппированы таким образом, чтобы выявить каждый из 16 перечисленных механизмов защиты, и в сумме составили 224 утверждения. После первого обследования и статистической обработки результатов основной текст был сокращен до 184 наиболее репрезентативных пунктов. В результате факторного анализа оказалось возможным сократить число МПЗ до 8.

Некоторые из них теперь представляли совокупность нескольких МПЗ (так, например, компенсация включала утверждения, представляющие идентификацию и фантазирование). Окончательный вариант опросника включил в себя 92 пункта, измеряющих 8 видов МПЗ: отрицание, вытеснение, замещающие, компенсацию, реактивное образование («гиперкомпенсация»), проекцию, рационализацию и регрессию. После завершения работы по психометрическим данным теста были проведены исследования по получению нормативных данных и различий на разных клинических группах испытуемых, подтвердившие диагностические возможности методики.

Данные были подвергнуты статистической обработке с использованием метода корреляционного анализа и t-критерия Стьюдента для выявления достоверности различий.

Эмоциональные проявления со знаком «минус»

Классификация эмоций, относящаяся к базовым со знаком минус, следующая.

Гнев — отрицательное проявление

Он появляется неожиданно, как результат препятствия к удовлетворению важной для субъекта составляющей.
Страдание тоже имеет отрицательную природу. У личности она возникает тогда, когда невозможно удовлетворить свои потребности

В основном проходит в виде эмоционального стресса.
Отвращение вызывается предметами, столкновение с которыми противоречит нравственно-идеологическим или эстетическим критериям.
Если это чувствуется вместе с гневом, то поведению присуща сильная агрессивность.
Страх появляется тогда, когда есть информация об угрозе благополучия, запрете реализации необходимых потребностей. При этом переживании человек настроен на неблагополучный исход, и на данном основании действует.
Презрение появляется между субъектами вследствие существования разных позиций, поведения и жизненных ориентиров. Другие личности воспринимаются, как не соответствующие собственным нормам.
Стыд выражается в осознании несоответствия поступков, мыслей и внешности ожиданиям других людей, так и своим представлениям о нормальном поведении или внешнем виде.
Печаль нередко связана с завершением чего-либо вместе с утратой и потерей. Из-за этого организм теряет внутреннюю и внешнюю поддержку. Печаль сопровождается болью и пустотой, что иногда приводит к чувству вины.

Промежуточные эмоции

Роберт Плутчик предусмотрел и разнообразные переходы от одного ярко выраженного базового чувства к другому. Обычно они возникают уже на третьем круге, когда эмоции становятся более мягкими:

  • безмятежность, вытекающая из радости, граничит с любовью;
  • принятие, появляющееся после оправданного доверия, способно вызвать чувство покорности или смирения;
  • тревога, возникающая после страха, является прародительницей внутреннего трепета;
  • возбуждение, в которое рано или поздно переходит удивление с положительной окраской, имеет общие границы с разочарованием;
  • печаль как послевкусие от грусти может привести за собой раскаяние;
  • скука, происходящая от неудовольствия, довольно часто перетекает в плохо скрываемое презрение;


Фото Bernard Hermant on Unsplash

досада, вытекающая из злости, практически всегда становится базой для пассивной агрессии.

Как видишь, эмоциональная палитра очень разнообразна. Чувства отдельно взятого человека нельзя назвать простыми и очевидными, так как они практически всегда смешиваются и за считаные секунды меняют интенсивность. Понимание этого облегчает воспитание детей и помогает самостоятельно управлять своими эмоциями.

Что дети должны знать об эмоциях

К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся:

  • радость
  • грусть
  • страх
  • гнев
  • обида
  • удивление

Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.

В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например:

  • Только ли у человека есть чувства?
  • Что такое положительные и отрицательные эмоции?
  • Когда я рад, а когда огорчаюсь?

Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.

Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор:

  • жестов
  • мимики,
  • действий

Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами.

Что такое Колесо эмоций


Фото Zhuo Cheng you on Unsplash Изначально модель была представлена в виде круга, заполненного различными данными. Сейчас же формат несколько изменился и стал похож на цветок с разноцветными зонами, каждая из которых соответствует конкретной эмоции и её интенсивности.

Чувство размещено таким образом, что по другую сторону от него находится полная противоположность. Можно сказать, что таким простым и наглядным образом модель демонстрирует психологический баланс. Когда одна сторона начинает превалировать, возникает дисгармония, которая может спровоцировать серьезные проблемы в характере.

В Колесе эмоций важно не только наполнение, но и оформление. Каждый «лепесток» окрашен в определенный цвет

Чем ярче переживание, тем интенсивнее фон. Самые сильные эмоции расположены в центре модели. Их можно назвать чистыми или концентрированными.

Второй круг заключает в себе базовый набор чувств средней степени интенсивности. Они более привычны человеку, который находится в нормальном состоянии без перевозбуждения. Последний вариант перечисляет самые сглаженные и легкие эмоции, которые проявляет умиротворенная или хладнокровная личность.

Каждый круг стоит разобрать по отдельности. Ведь модель содержит в себе еще и промежуточные производные. Это сложные чувства, формирующиеся на стыках типовых ощущений.

Определение и виды эмоций

2. МАНИПУЛИРОВАНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

Изоляция – уход от напряжения в другое психическое состояние.  Эмоциональная составляющая переживания убирается из сознания, понимание
ситуации остается. Главной трудностью становится невозможность эмоционального общения, отсутствие всякого эмоционального контакта. Человек тщательно скрывает свои эмоции от окружающих, а
это может приводить к эмоциональному выгоранию. Защита базовая лежит в основе таких защит как рационализация и интеллектуализация.

Жить – скучно, но на стимуляторах, для поддержания тонуса.

Регрессия – уход в прошлое, на более ранний период развития, в формы реагирования, которые в прошлом сыграли положительную роль. Регрессия
предназначена для купирования тревоги в состоянии повышенной ответственности. Поощряется людьми, ориентированными на эмоциональный симбиоз. Проявляется регрессивным поведением, в основе
которого внутри личностный конфликт, конфликт с авторитарной (консервативной, догматичной) фигурой. Часто регрессирует не вся личность, а ее определенная часть, какой-то определенный
параметр.

Жить – как раньше, на чьей-то шее.

СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ГЕНРИ КЕЛЛЕРМАНА

МОДЕЛЬ ЗАЩИТЫ ВКЛЮЧАЕТ ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ

  1. Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.
  2. Существует восемь основных механизмов защит, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.
  3. Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства, так и полярности.
  4. Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.
  5. Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.

На пути к сознанию нежелательная для психики информация искажается. Искажение реальности посредствам защит может происходить следующим образом:

  • игнорироваться или не восприниматься;
  • будучи воспринятой, забываться;
  • в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.

Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом они образуют шкалу примитивности-зрелости .

Первыми возникают меха­низмы, в основе которых лежат перцептивные процессы (ощущение, восприятие и внимание). Имен­но перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением,
непониманием информации

К ним относят отрицание и регрессию, которые являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.

Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации — это вытеснение и подавление.

По мере развития процессов мышления и воображения формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработ­кой и переоценкой информации — это рационализация.

ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ

  1. защиты с отсутствием переработки содержания: отрицание, вытеснение, подавление.
  2. защиты с преобразованием или искажением содержания мыслей, чувств, поведения: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, реактивное образование, компенсация.
  3. защиты с разрядкой отрицательного эмоционального напряжения: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация.
  4. защиты манипулятивного типа: регрессия, фантазия, уход в болезнь или образования симптомов.

Результатом психоэволюционной теории эмоций Роберта Плутчика и структурной теории личностиГенри Келлермана стала «Психодиагностическая система
Келлермана-Плутчика», которая легла в основу психодиагностической методики «Индекс
жизненного стиля» (Life Style Index).

Система основывается на теории, что в каждой личности существует диспозиция (наследственная предрасположенность) к определенному психическому расстройству. Механизм психологической защиты играет
роль регулятора внутриличностного баланса за счет гашения доминирующей эмоции (схема 2).

Схема 2. Система диспозиций по Келлерману и Плутчику

Согласно психодиагностической системе, анализ ведущих диспозиций характеризует личностные особенности испытуемого.

При взаимодействии со стимулом возникают характерные для определенной диспозиции переживания в виде эмоций. Ведущая эмоция формирует потребность, которая не всегда вкладывается в рамки
приемлемого функционирования. Для поддержания адаптации срабатывает защитный механизм, призванный погасить недопустимую эмоцию, и индивид испытывает неосознаваемый импульс, заставляющий
переоценить стимул. Личностный баланс достигается за счет формирования защитного поведения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: