Теоретические основы
В основу разработки гиссенского личностного опросника были положены следующие требования:
- тест должен предоставлять возможность испытуемому создать психологический автопортрет, в котором он описывает свой внутренний мир и свои взаимоотношения с окружающими;
- этот автопортрет должен базироваться на особенностях личности, специфичных для внутренней структуры и психосоциальных связей испытуемого (пункты опросника сформулированы таким образом, чтобы испытуемый в основном характеризовал себя во взаимоотношениях с другими людьми);
- тест должен быть пригодным для разных возрастных групп;
- его проведение не должно занимать более 10 — 15 минут, что делает его легко применимым в качестве диагностического инструмента при консультациях, в клинической практике, а также при групповых обследованиях.
Описание методики
Гиссенский опросник психосоматических жалоб был разработан в 1967 году психологами Е. Брюхлером и Дж. Снером. Методика позволяет определить субъективное восприятие симптомов болезни. Вопросы анкеты затрагивают несколько сфер:
- общее самочувствие больного;
- вегетативные расстройства;
- дисфункция внутренних органов.
Клиенту предлагается проанализировать относительно себя 57 симптомов и оценить их выраженность по 5-ти балльной шкале (от 0 до 4):
- 4 – сильно выражено;
- 3 –значительно;
- 2 – незначительно;
- 1 – слегка;
- 0 – не выражено.
Кроме этого больной может указать свои жалобы, отсутствующие в Гиссенском опроснике. А также в ходе диагностики можно определить психологические и физиологические факторы, влияющие на симптомы.
В 1993 году методика была переведена на русский и адаптирована коллективом психологов психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Согласно этой вариации Гиссенского опросника, эмоции и стереотипы поведения человека влияют на его физическое самочувствие так же, как субъективное восприятие болезни отражается на эмоциональном состоянии и поведении. В статье мы рассматриваем именно адаптивный вариант опросника.
Это важно! В 1968 году была разработана еще одна похожая методика – Гиссенский личностный опросник. Люди, далекие от профессиональной психологии, иногда путают его с Гиссенским опросником соматических жалоб
На самом деле это два совершенно разных опросника, но иногда психологи используют их в комплексе для более полной диагностики.
Клиническая значимость
Тест показывает субъективный уровень заболевания, то есть эмоциональную интерпретацию болезни взглядом конкретного человека. Оценивается каждое субъективное ощущение и общая интенсивность выраженности симптомов. Это помогает найти индивидуальный подход в лечении, диагностировать соматические заболевания (если медицинский осмотр не выявляет нарушений, но клиент буквально бьется в агонии).
От субъективного восприятия зависит успех лечения, специфика отношений больного с окружающими. Опросник можно использовать не только в индивидуальной диагностике, но и для отслеживания динамики психотерапии или для диагностики зависимых отношений (супруги иногда перенимают симптомы друг друга), для коррекции семейных отношений при негативном влиянии жалоб их участников.
Это важно! Тест не подходит для медицинской диагностики. Это метод психологической диагностики
Гиссенский опросник выявляет не реальные симптомы болезни, а субъективные ощущения клиента. Методику можно применять в рамках групповой и индивидуальной психотерапии для первичной и вторичной диагностики.
Методы
Изучение психологических аспектов стремления к татуированию тела современной молодежью было выстроено следующим образом: все респонденты ответили на вопросы социально-биографической анкеты, выясняющей пол, возраст, наличие татуировок, их количество и возраст первой татуировки (опыт татуирования); затем был предложен «Опросник исследования образа тела» Д. Джейд для выявления отношения к телу респондентов; исследование идентичности личности было проведено с помощью методики М. Куна и Т. Мак-Партланда «Кто я?», позволившей выделить содержательные характеристики идентичности личности молодых людей. Далее следовало изучение самоотношения, самооценки и самопрезентации с помощью валидных опросников: для выявления самоотношения использовался тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев); для самооценки личности — методика О.И. Моткова; для определения уровня самопрезентации использовалась методика С.-Ж. Ли, Б. Куигли; для определения сущностных отношений личности к себе и к миру была предложена методика «Шкала экзистенции» А. Лэнгле и К. Орглер. Статистический анализ обработки данных был произведен с помощью программы IBM SPSS Statistics 21.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что восприятие образа тела, характеристики идентичности и самоотношения, самопрезентация и экзистенциальная направленность молодежи с татуировками и без татуировок будут иметь различные модусы и значимо различаться между собой.
Интерпретация результатов ИТО
Индивидуальный личностный опросник Л. Н. Собчик включает в себя 91 утверждение, заданное от первого лица, благодаря чему испытуемый получает возможность выявлять особенности своей личности, можно сказать, наедине с самим собой. Помимо этого, результаты, полученные после прохождения ИТО, рассматриваются сквозь призму двух показателей шкал достоверности, которыми являются шкала лжи (шкала «L») и шкала аггравации (преувеличения) (шкала «F»). Шкала лжи воздействует на искренность даваемых испытуемым ответов, а шкала аггравации влияет на подчёркивание свойств его характера.
Далее полученная информация обрабатывается при помощи специального ключа. Уровень выраженности любого из свойств личности оценивается по определённой шкале от 0 до 9 баллов. Характеристики показателей по всем шкалам можно интерпретировать так:
Интровертированность – указывает на то, что внимание человека обращено в его внутренний мир – мир его личных переживаний и представлений; склонность к иллюзорным представлениям и субъективным ценностям; стремление к обособленной работе, ограничению контактов с окружающими; избирательное общение;
Тревожность – указывает на осторожность, обдумывание решений, чувство ответственности по отношению к другим; повышенную озабоченность трудностями родных и близких, а также своими собственными проблемами и неудачами; стремление к помощи людям, работе социального характера;
Сенситивность – указывает на повышенную впечатлительность и чувствительность по отношению к событиям окружающей реальности, рефлексию, пессимистичный взгляд на будущее; чувство вины при неудачах, неконфликтность, потребность в понимании и гармоничных взаимоотношениях; гуманитарный склад ума;
Лабильность – указывает на эмотивность (повышенную чувствительность), резкие перепады настроения, сентиментальность; неустойчивость мотивации, склонность к эмоциональной вовлечённости; предрасположенность к работе творческого и социального характера;
Экстраверсия – указывает на направленность внимания во внешний, реальный мир; открытость, склонность к открытому общению и расширению контактов, коммуникабельность; мотивацию к достижению у спеха; стремление к социальной работе, а также к повышенной активности и экзальтированности;
Спонтанность – указывает на склонность к независимости и самоутверждению; совершение необдуманных поступков, предприимчивость; стремление к самостоятельной и творческой работе, преимущественно, без подчинения кому-либо;
Агрессивность – указывает на потребность в самореализации, упорство, наличие собственных принципов и интересов; практичное восприятие действительности, наступательность; склонность к активной деятельности, работе технического характера, а также к самоутверждению, вспыльчивости, эгоистичности;
Ригидность – указывает на гипертрофированное стремление к отстаиванию своих интересов и принципов, критичное отношение к позиции окружающих; субъективизм мышления, инертность установок, упорство; склонность к точным наукам, техническим и творческим видам деятельности.
Правила прохождения теста
Предлагается ответить на ряд вопросов с тремя вариантами ответа. Не рекомендуется думать над каждым вопросом логически. Верный вариант тот, который откликнулся первым. В данном тесте лучше довериться своему чутью и выбирать ответы, которые вам сразу приходят на ум. Проверить, насколько у вас развита интуиция можно с помощью этого простого теста.
За каждый ответ начисляется определенное количество баллов. Итоговый подсчет покажет, насколько интенсивно вы работаете над самореализацией и каких успехов уже добились.
Внимательно читайте каждый вопрос, постарайтесь не отвлекаться и хорошо проанализируйте полученный результат. Эта информация станет чрезвычайно полезной в дальнейшей работе над собой.
Какие экзистенциальные мотивации существуют?
Модель фундаментальных экзистенциальных мотиваций была разработана австрийским психотерапевтом Альфридом Лэнгле2. Ожидалось, что она будет применима только в терапии, но со временем стала востребованной и в коучинге.
Модель Лэнгле берет свое название из экзистенциального анализа в психотерапии, где экзистенция – способ человеческого бытия, который отличается от простого существования наличием свободы выбора. Основная же идея фундаментальных мотиваций в том, что человек принимает свои ограничения и стремится к компромиссу между своими возможностями и желаниями, тем самым достигая внутреннего согласия.
Лэнге выделил четыре фундаментальных мотивации, использовав для их обозначения глаголы «мочь», «нравиться», «иметь право», «долженствовать».
«Мочь». Первая мотивация указывает на то, может ли человек находиться в конкретных условиях, выносимы ли они для него, чувствует ли он себя в безопасности. В рабочем контексте это значит, что человек чувствует себя устроенным, а среда способствует чувству стабильности: ощущается поддержка коллектива и при этом сохраняется свобода действий.
«Нравиться». Вторая мотивация говорит о том, как человек относится к своей жизни, получает ли он удовольствие от нее
Важно, чтобы у сотрудников была налажена эмоциональная связь с тем, чем они занимаются, и с коллективом, в котором они находятся.
«Иметь право». Третья мотивация предполагает отношение человека к самому себе
Эта мотивация связана с самоидентичностью: человек принимает свои особенности и осознает свои моральные и этические принципы. Для того чтобы человек мог дать справедливую оценку своим действиям и своим навыкам, важно, чтобы он чувствовал эту справедливость со стороны окружающих. Регулярная обратная связь от руководства, в результате которой человек получает как поощрение своим усилиям, так и указание на свои слабые стороны.
«Долженствовать». Последняя мотивация ставит во главу угла отношение человека к своему будущему и понимание им смысла своего существования. Эта основная мотивация для обретения внутреннего согласия. Человек понимает ценность своих действий и устанавливает ориентиры для своего развития. Карьера – это один из факторов, которые определяют будущие возможности, поэтому четко обозначенный карьерный путь придает работе значимость, позволяет ставить перед собой новые цели и формулировать свое предназначение.
Примечания
Исполненность может быть описана как степень приближения к экзистенции – подлинной, глубокой, наполненной смыслом и ценностями жизни. Экзистенция стала предметом философского осмысления с появлением онтологии М. Хайдеггера и аксиологии М. Шелера в 20-е годы XX века (Кривцова, 2006).
Предпосылкам экзистенциальной жизни, как предмету научного анализа, уделялось большое внимание в работах психологов позитивного (Аргаил, 2003; Селигман, 2006), экзистенциально-гуманистического (Маслоу, 2007; Роджерс, 2001), экзистенциально-аналитического направлений (Лэнгле, 2005) и гештельт-терапии (Перлз, 2004).
Начинателем этой традиции был А. Адлер (Адлер, 1997).
Термин фикционный финализм изначально принадлежал немецкому философу Хансу Вайингеру, он был заимстован А. Адлером и положен им в основание классификации типов мотиваций личности (Хьелл, Зиглер, 2009).
Под личностью (Person) Франкл и Лэнгле понимают «чистую динамику», активность, которая проявляется в переработке любой информации о ситуации, поступающей как извне, так и от самого человека, и выстраивание особого личностного отношения к ней (Лэнгле, 2005)
Виды самореализации
Прежде чем приступить к прохождению теста, необходимо уяснить, какие основные виды самореализации существуют:
• Личностная – направлена на стремление к материальному достатку и уважению окружающих.
• Творческая – требует создавать нечто новое (картины, стихи, научные достижения).
• Профессиональная – представляет собой желание продвинуться по карьерной лестнице, заслужить признание коллег.
• Социальная – может включать в себя все предыдущие виды, так как предполагает, что человек строит жизнь в соответствии со своими знаниями о счастье и благополучии.
Тест на самореализацию личности способен показать, насколько вы готовы развиваться, а следовательно, и добиваться успеха в будущем.
Клиническая значимость
Области применения ГТ благодаря его компактности и структуре могут быть весьма разнообразны. Особенности конструкции ГТ, позволяющие учитывать личностные, интрапсихические и социально-психологические переменные, дают возможность не только исследовать соответствующие характеристики, но и устанавливать связи между внутри- и межличностными переменными, соотносить личностные признаки с межличностным взаимодействием, социальным поведением, социальными установками и реакциями личности.
Основное отличие ГТ от других психологических тестов заключается в том, что он в значительной степени учитывает социальные установки и реакции личности, что делает его пригодным не только для исследования личности, но и для анализа социальных отношений, в особенности межличностных отношений в малых группах.
В индивидуальной диагностике наличие трех вариантов методики расширяет диапазон ее применения по сравнению с классическими личностными тестами. ГТ позволяет получить психологический автопортрет, отражающий комплекс качеств, представление о которых может в значительной степени способствовать решению дифференциально-диагностических задач (различные формы неврозов, неврозы и психопатии и пр.). В руководстве по применению ГТ авторы приводят типичные профили больных неврозами, язвенной болезнью желудка и ДПК, делинквентных подростков и др. Наряду с этим ГТ может быть использован для получения информации о том, каким испытуемый хотел бы видеть себя (идеальное «Я»)
Сопоставление реального и идеального образов «Я» имеет важное значение для психологической диагностики, поскольку степень сходства или различия двух параметров позволяет диагностировать такую важнейшую личностную характеристику как самооценка и, косвенным образом, «индекс невротичности». Возможно также использование ГТ для получения независимых характеристик испытуемого со стороны членов его семьи, лечащего врача и других лиц его окружения
Сопоставление самохарактеристик с независимыми характеристиками в значительной степени способствует объективизации самооценки испытуемого.
Групповая диагностика с помощью ГТ может проводиться по двум различным направлениям. Первое направление — диагностика межличностного взаимодействия, основанная на рассмотрении взаимоотношений между членами группы, частями группы и разными группами. Так, например, ГТ предоставляет важную информацию для анализа взаимоотношений врачей и пациентов в отделении, отношений между супругами, между пациентами психотерапевтической группы. Второе направление групповой диагностики — это анализ типичных свойств коллективов и групп по сравнению с нормой или контрольной группой. Групповая диагностика позволяет дополнить представления об интрапсихических особенностях пациента представлениями об особенностях межличностного взаимодействия, иными словами, включить межличностный, поведенческий аспект в контекст реализации диагностических задач.
ГТ также может быть полезен в исследованиях, направленных на контроль за эффективностью психотерапии. Особенностью структуры ГТ является то обстоятельство, что наряду с постоянными во времени личностными свойствами, авторы включили переменные, которые связаны с ожидаемыми изменениями при проведении психотерапии. Однако в этих исследованиях возможны методические затруднения, связанные с тем, что в отличие от MMPI и подобных опросников ГТ не имеет предпочтительных направлений в отдельных шкалах, которые определенным образом диагностируют неврозы: изменения влево и вправо в равной степени могут отражать усиление и ослабление невротических тенденций, оценка изменений при таком методе зависит от исходных позиций по отдельным шкалам. Усреднение же показателей в этом случае приведет к нивелировке как изначально имеющихся различий, так и возникающих изменений, представленных в самохарактеристиках обследуемых пациентов. Рекомендуется в случае разных клинических групп и различной по форме и длительности психотерапии разрабатывать релевантные выборке специальные шкалы на базе всех 40 пунктов опросника.
Наряду с областью клинико-психологических исследований ГТ может быть использован при проведении социально-психологических исследований, так как возможность изучения с помощью ГТ психологических автопортретов, независимых характеристик и образов идеального «Я», ауто- и гетеростереотипов, представлений о профессии (образа профессии), групповых эталонов (идеалов) и т. п. делает особенно широким спектр его применений в этой области исследований.
Методологические основы ИТО Л. Н. Собчик
Индивидуальный личностный опросник ставит своей целью изучение основных свойств личности человека, таких как экстраверсия (коммуникабельность, активность), интроверсия (закрытость, пассивность), ригидность (соревновательные качества, упорство), эмотивность (демонстративность, неустойчивость), тревожность (осторожность, повышенное чувство ответственности), сенситивность (вдумчивость, чувствительность), спонтанность (предприимчиовсть, раскрепощённость) и агрессивность (наступательность, стеничность). Кроме того, посредством ИТО выявляется также стиль общения человека и его деловые качества, которых в опроснике всего представлено восемь – это зависимость, лидерство, нонконформизм, конформность, компромиссность, конфликтность, индивидуалистичность и коммуникабельность
Кроме того, посредством ИТО выявляется также стиль общения человека и его деловые качества, которых в опроснике всего представлено восемь – это зависимость, лидерство, нонконформизм, конформность, компромиссность, конфликтность, индивидуалистичность и коммуникабельность.
Как уже было упомянуто, ИТО основывается на авторской теории ведущих тенденций. Согласно этой теории, модель личности можно сравнить с деревом, имеющим корни, уходящие в почву (генетический фактор); ствол (характер), формирующийся по мере взаимодействия врождённых особенностей личности и окружающей реальности; и крону (высший уровень личности), куда входят интересы, ценностная иерархия, профессиональная и социальная активность и т.д.
Также в теории Л. Н. Собчик структура личности представляет собой замкнутую саморегулирующуюся систему, где врождённые качества проходят через всё личностное древо от самых корней до его кроны. Различные типы индивидуально-личностных свойств и связанных с ними стилей поведения являются основой ИТО, в котором отражены основные закономерности происходящего в личности процесса саморегуляции.
Описание методики
Методика УСК
(уровень субъективного контроля) получила наибольшее распространение в нашей стране, авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд.
В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных по типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.
Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов.
В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:
1) по интернальности-экстернальности
— половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;
2) по эмоциональному знаку
— равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации; 3) по направлению атрибуций— равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице. В отличие от шкалы Роттера в опросник включены пункты, измеряющие интернальность-экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Для медико-психологических исследований в него включены пункты, измеряющие УСК. в отношении болезни и здоровья.
Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых.
Вариант А
, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом.
Вариант Б
, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».
Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых — студентах, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем на 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуются в стандартную систему единиц—стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.
Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частым ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфических показателей. Процедура проведения Инструкция
Внимательно прочитайте каждое из утверждений, приведенных ниже и отметьте на бланке ответов:
- -3 – не согласен полностью
- -2 – не согласен частично
- -1 – скорее не согласен, чем согласен
- +1 – скорее согласен, чем не согласен
- +2 – согласен частично
- +3 – согласен полностью
Заключение
В результате исследования молодежи, наносящей татуировки, благодаря использованию достаточного количества методик были обнаружены психологические аспекты стремления к татуажу, которые могут быть выражены через следующие блоки, описывающие развитие личности молодого человека:
- телесность: стремление к татуированию тела не связано напрямую с восприятием образа тела в его целостном контексте, тело рассматривается как носитель информации;
- идентичность: идентификация молодежи с татуировками связана в большей степени с феминными характеристиками, для них важны креативные роли и в равных пропорциях и с меньшей осознанностью профессиональные, социальные и нейтральные роли;
- самооценка: скорее адекватная, снижены параметры воли и самостоятельности в сочетании со сниженным чувством реальности;
- самоотношение: в целом самоотношение снижено по сравнению с отношением к себе молодежи без татуировок, наиболее выраженной и проявленной для молодежи с татуировками оказалась характеристика «ожидание отношения от других»;
- самопрезентация: самопрезентация — самая яркая характеристика у молодежи с татуировками: они в 1,5–2 раза больше стремятся к самопрезентации, нежели молодежь без татуировок; наиболее выраженными являются «желание понравиться», «оправдание с отрицанием ответственности», «отречение», «пример для подражания»;
- экзистенция: экзистенциальная исполненность, осмысленность жизни у молодежи с татуировками ниже (у них ниже самотрансценденция, ответственность, экзистенциальность), нежели у их сверстников.
Таким образом, современная татуировка оказывается способом выражения своего «Я», скорее даже конструированием своего «Я». Это — не прямое выражение себя, а компенсаторное, и оно преследует две цели: самовысказывание, вызов обществу, негласный призыв, крик о неудовлетворенных потребностях (при высокой самопрезентации и при сниженных самоотношении и самооценке). Человек надеется справиться с эмоциональным напряжением или болью при невозможности чувствовать и действовать. Здесь и происходит объективация — отношение к своему телу не как к части субъективного «Я», а как к инструменту для выражения боли и для нанесения боли. С другой стороны, тело становится инструментом постижения собственной идентичности через отчуждение тела от себя, от своих натуральных ощущений, рассматривается как знаковое поле, как поле для творчества. И наше исследование показало, что молодые люди без татуажа являются более свободными и ответственными, более целостными, имеющими персональные ценности, не нуждающимися в заместительном эффекте через знаковое поле.