Научение

Реактивное научение[ | ]

Реактивное научение, при котором вырабатываются новые реакции на раздражители. Это пассивная форма научения: для приобретения новых реакций живое существо не производит никаких действий над внешней средой.

Самый простой вид научения. Основные формы реактивного научения: привыкание и сенсибилизация, импринтинг, классическое обусловливание.

Привыкание и сенсибилизация

Эти простейшие формы научения имеются у самых примитивных животных, но сохраняются и у человека.

Привыкание (габитуация)

— это уменьшение реакции при повторном действии незначимого раздражителя. Например, человек привыкает спокойно спать под шум автомобилей под окнами.

Сенсибилизация

, напротив, — это усиление реакции при повторном действии значимого раздражителя. Например, у человека, сильно испуганного громким звуком, на некоторое время усиливается реакция и на тихие звуки.

Импринтинг

Импринтинг («запечатление») — это мгновенное научение, «научение с первого раза». Классический пример импринтинга — формирование привязанности гусят к первому увиденному после вылупления движущемуся объекту. В естественной среде обитания этим объектом бывает мать, и гусята сразу после вылупления начинают повсюду следовать за ней; биологическое значение этого феномена очевидно. Если же первым движущимся объектом оказывается экспериментатор или даже неодушевлённый предмет (например, мячик), то гусята начинают следовать именно за ним.

Важная закономерность импринтинга заключается в том, что он формируется в строго определённые периоды жизни, называемые критическими периодами. В примере с гусятами критический период — это первые часы после рождения. Эта закономерность распространяется и на многие другие формы научения, сходные с импринтингом: например, канарейка может научиться петь только в том случае, если её в определённый период жизни подсадить к взрослой поющей особи; у ребёнка существует определённый критический период (до 5 лет) для формирования речи. Таким образом, критические периоды в широком смысле слова — это такие периоды, в которые особенно легко формируются и особенно прочно закрепляются определённые формы поведения.

Классическое обусловливание

Павловское, респондентное обусловливание. Это процесс формирование условных рефлексов. Условные рефлексы отличаются от безусловных следующими основными особенностями.

Безусловные рефлексы — в основном врождённые, они возникают в ответ на биологический стимул без предыдущего научения, или обусловливания.

Условные рефлексы — новые, приобретённые связи между нейтральным стимулом и безусловной реакции; они вырабатываются при сочетаний безусловного и нейтрального стимулов, главные из которых следующие:

Типичный пример — выработка условнорефлекторного слюноотделения. Предъявление пищи — это безусловный стимул: у более или менее голодного животного или человека оно всегда вызывает слюноотделение. Если предъявление пищи несколько раз предварять включением лампочки, то через некоторое количество повторов в ответ на включение лампочки будет выделяться слюна.

Если безусловный стимул перестает подкрепляться, то условный рефлекс постепенно начинает угасать. Например, если выработать условнорефлекторное слюноотделение на включение лампочки, а затем это включение перестать сопровождать предъявлением пищи, то через некоторое время вид лампочки перестанет вызывать слюноотделение. Это явление называется угасанием. Существуют несколько видов угасания, но все они обладают главным общим свойством: возникают в ответ на неподкрепление.

Биологический смысл условных рефлексов заключается в том, что условные раздражители имеют сигнальное значение, то есть оповещают о предстоящих важных событиях. Таким образом, реакция на условный стимул (условный рефлекс) обеспечивает опережающее реагирование, это имеет ценность для выживания вида. Значение условного рефлекса огромно: подавляющее большинство наших действий представляет собой опережающие реакции на сигналы. Благодаря постоянной выработке условных рефлексов на подкрепляемые стимулы и угасанию условных рефлексов — при прекращении подкрепления организм всё тоньше и точнее приспосабливается к окружающей среде.

Респондентное обусловливание было открыто И. П. Павловым.

Практическое применение теории оперантного научения

Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера получал широкое практическое применение в таких научных областях как педагогика, психология, бизнес, медицина и т.д. В России наиболее популярно использование оперантного научения в программированном обучении. Суть данного способа обучения опирается на применение принципов постепенного приближения и подкрепления к процессу обучения. Именно педагог, являющийся автором программы, а не учащийся, является ответственным за успешность процесса обучения.

Принципы теории оперантного научения:

  1. Скорость обучения и планирование постепенного приближения к поставленной цели поведения для каждого человека устанавливаются индивидуально.
  2. Именно тот (исследователь, педагог, врач и т.д.), кто ставит цель, разрабатывает план, в конечном итоге и несет ответственность за успешность реализованного научения.
  3. Мероприятия (терапевтические, учебные) планируются таким образом, что наиболее сложные задачи стоят после успешно выполненных предыдущих, которые привели к очевидному успеху.
  4. Программа работы с человеком должна постоянно пересматриваться и корректироваться в зависимости от получаемых в ходе мероприятий результатов.

Применение теории оперантного научения в практической деятельности, наиболее ярко представлено в таких сферах как:

  1. В сфере менеджмента – осуществление планирования и последовательной реализации в организациях «моментальной среды подкрепления», наиболее ценных для предприятия действий.
  2. В сфере рекламы – теория оперантного поведения заложена в принцип незначительных подарков и накопительных бонусов.
  3. В правоохранительной деятельности – в настоящее время система штрафов заменяется системой накоплений и подкреплений.
  4. В психотерапии – теория оперантного научения заложена в основу новой ветви психотерапии – модификация и терапия поведения.

Голодный голубь

На примере Сканнера разберём и последний приём. Голодного голубя сажали в особый ящик. В середине ящика не было ничего, кроме небольшой кнопки и, кормушкой что располагалась под кнопкой. Голодный голубь, как только попадает в клетку начинает обследовать её, в результате чего находит и клюёт кнопку. Поиск повторяется: птица клюёт кормушку или пол, по итогу снова клюёт кнопку. В течение небольшого отрывка времени птица несколько раз клюёт кнопку. Затем, включают кормушку, теперь после каждого удара на кнопку, голубь будет получать по зёрнышку. Далее, чем чаще голубь клюёт по кнопке, тем больше еды он получает.

Если птица станет клевать кнопку на высокой частоте, то это можно назвать высоким оперантным уровнем, когда будет клевать её слишком редко, действия будут иметь непосредственно низкий оперантный уровень.

Подходы к пониманию научения

Существует несколько подходов к пониманию природы возникновения и механизмов развития научения. Каждая точка зрения, предложенная учеными, имеет свои особенности и должна быть рассмотрена в данном контексте.

Условно можно разделить позиции на несколько групп:

  • теории бихевиоризма – научение трактуется как случайное явление, обусловленное определенным стечением обстоятельств, требующее немедленной реакции;
  • теории гештальтпсихологии и необихевиоризма – весь процесс взаимодействия начинается с возникновения спонтанного интереса и заканчивается полным его удовлетворением;
  • теории, признающие научение познавательной деятельностью, в ходе которой комплексно применяются теоретические знания и практические умения.

Р.Г. Аверкин выделил некоторые положения, соединив схожие представления разных подходов к пониманию сущности феномена:

  1. Научение может выражаться как в постепенном, так и в скачкообразном изменении поведения.
  2. Изменения поведения не обусловлены созреванием организма, хотя развитие неестественно без научения.
  3. Научением нельзя назвать изменения в поведении ввиду усталости или влияния провоцирующих веществ.
  4. Регулярные упражнения неизменно способствуют совершенствованию научения.
  5. Возможность научения доступна в разной степени только некоторым видовым ступеням.

Способ формирования

Оперантное обусловливание имеет способность формировать поведение, в случаи, когда подпитываемые действия постепенно меняются, плавно превращаясь к исполнению, что мы хотим видеть в итоге.

Научение имеет в себе целую систему наказаний и особых поощрений, целью которых является усилить либо ограничить выбранный тип поведения.

Суть оперантного научения – это установка ассоциативной связи между основным поведением и следствием того самого поведения. Научение можно отнести к своеобразному методу обучения, только этот способ требует конкретного действия. Нередко оперантное научение называют методом Скиннера — в честь Бихевиориста Фредерика Скиннера. Скиннер был убеждён в том, что объяснить любое поведение мыслями или мотивацией – невозможно

По этой причине он пробовал обращать внимание на причины внешнего характера которые влияют на поведение людей

Такой термин, как «оперантный», Скиннер использовал как описание любого поведения, которое можно отнести к влиянию внешних факторов, выливших в определённые последствия. Проще говоря, Скиннер на примере научения объяснил нам, как люди приобретают привычки и модель поведения которые используются ежедневно.

Формы научения

Скиннер уверял, что, как следствие, оперантное обусловливание может контролироваться неприятными последствиями. Как правило, негативное либо агрессивное последствие способно ослабить поведение, что порождало их, кроме этого, оно усиливает поведение, которое устраняет их. Мы уже говорили о том, что научение можно рассматривать как определённую форму обучения. Он основан связью раздражитель – реакция – подкрепление, благодаря которому поведение формируется и поддерживается в силу определённых последствий.

Оперантный метод поведение присутствует с самого детства и встречается она практически в каждой семье – это оперантное обусловливание, научение такому поведению, как плач.

Все мы знакомы с детским плачем, когда те испытывают боль, конечно же, моментальная реакция родителей – выражение внимания и других возможных подкреплений

Внимание и есть тот самый подкрепляющий фактор для ребёнка, с этого можно понять обусловленность реакции плача. Но, стоит учесть и то, что плач может возникнуть при отсутствии боли

Несмотря на то, что большинство родителей склонны утверждать, будто они могут различить, плач вызван расстройством или плач вызван желанием внимания, все же многие родители предпочитают упорно подкреплять последнее.

Не менее интересный пример можно рассмотреть на дрессировщиках в цирке, они побуждают совершить определённое действие самых разных зверей, после чего хвалят их и угощают небольшим кусочком пищи. Как только животное освоило новое задание, это животное побуждают совершить новое действие.

Если в итоге дрессировщик не получает необходимого действия от животного, то оно остаётся без лакомства. В результате животное снова и снова делает попытки до тех пор, пока цель не будет достигнута.

Если вы имеете собаку, можно также понаблюдать за её поведением, например, когда она играет мячом, скорее всего, она его будет кусать, прижимать к полу или подкидывать вверх. В обыденной среде проживания, организм способен не только на то, чтобы отвечали стимулы, но и на воздействие окружению. Но, когда организм сумел совершить новое действие, то дальнейшее проявления этого действия будет зависеть от того, каков был его результат. То есть, собака станет подкидывать мяч чаще, если его поощрить кусочком мяса либо же другого лакомства.

Любое поведение поддаётся контролю, кроме того им возможно управлять, создав необходимый порядок подпитки. Сканнер очень много экспериментировал на животных утверждая, что научения одинаково закономерны как для животных, так и для людей.

Основные положения теории оперантного научения

В основе теории оперантного научения лежит оперантный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера, основной целью которого является предсказание и контроль поведения конкретного индивида.

Основные положения теории оперантного научения являются:

  1. Поведение любого человека можно определить достоверно, предсказать его дальнейшее развитие и осуществить контроль посредством условий его окружения.
  2. Отстаивание и защита функционального анализа поведения организма человека.
  3. Отрицание идеи о самости и личности, стимулирующей и направляющей поведение.
  4. Упор на интенсивный анализ индивидуальных особенностей прошлого жизненного опыта человека и наличия у него уникальных врожденных способностей.
  5. Исследование личности должно обязательно включать в себя изучение и нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением и полученными результатами, подкрепляющими его.
  6. Все люди находятся в зависимости от собственного прошлого опыта.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Теория оперантного научения 480 руб.
  • Реферат Теория оперантного научения 270 руб.
  • Контрольная работа Теория оперантного научения 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

По мнению Б.Ф. Скиннера организм человека является своеобразным «черным ящиком». Поведение – это функция его правомерных отношений. Личность же является набором форм и реакций, характерных для данного поведения. Личность индивида представляет собой приобретенные в процессе жизнедеятельности, относительно сложные реакции. Для того, чтобы понять причины поведения человека, необходимо изучить его прошлое.

В основе поведения человека, по мнению Б.Ф. Скиннера, заложены оперантные реакции. На основании данных реакций различают два основных типа поведения:

  1. Респондентное – является ответом на знакомый стимул.
  2. Оперантное – определяется и контролируется результатом, следующим за ним.

Оперантное поведение – особый путь образования условных рефлексов человека, которые заключаются в подкреплении спонтанно возникшей реакции, а не стимула.

Б.Ф. Скиннер считал, что не нужно рассматривать мотивационные состояния и внутренние силы человека как основные факторы поведения. Напротив, необходимо сосредоточиться на взаимоотношениях между конкретными явлениями и поведением других людей.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Замечание 1

Таким образом, Б.Ф. Скиннер определял личность как определенные формы поведения, приобретенные человеком посредством оперантного научения.

Психология речи. — Теории научения.

Теории научения.

В теории научения утверждается, что подражание и подкрепление являются основ­ными механизмами формирования и развития речи у человека. Предполагается, что у ребенка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой речи. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подра­жание ведет к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамма­тического построения. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем ее основным элементам.

По мнению одного из представителей данной теории Д.Уотсона, ребенок научается говорить методом обусловливания, и приобретаемые им лингвистические поведенческие реакции постепенно становятся внутренними мыслительными реакциями.

Ранние бихевиористы не сомневались в том, что речь всецело определяется той средой, в которую помещен ребенок. Согласно таким представлениям, ребенок усваивает родной язык просто путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой за одними звуками следует подкрепление, а за другими – нет (т.е. по принципу оперантного обусловливания).

Однако, если подобные механизмы, по-видимому, действительно играют некоторую роль в первые месяцы обучения языку, все же трудно представить себе, чтобы именно на их основе вырабатывалось все то бесконечное разнообразие фраз, которое человек конструирует и произносит в течение всей жизни.

Другие сторонники бихевиористского подхода особо подчеркивают роль подражания речи родителей. Тем самым они принижают значение социального подкрепления и активного вмешательства окружающей среды в формировании лингвистических поведенческих реакций.

Такие механизмы, может быть, и позволяют объяснить появление у человека каких-то речевых оборотов или характерного местного говора у людей, живущих в разных областях, но говорящих на одном языке. Однако, если бы подражание действительно лежало в основе усвоения языка, то речь ребенка точно воспроизводила бы грамматически правильную (по крайней мере, в теории) “родительскую модель”. На самом же деле это совсем не так. Чаще всего ребенок сначала произносит какие-то оригинальные и часто неправильные фразы, но затем он сам корректирует их с грамматической точки зрения независимо от того, что ему навязывают родители.

Таким образом, данная теория не в состоянии удовлетворительно и пол­ностью объяснить процесс усвоения языка, в частности — ту быстроту, с которой в раннем детстве ребенок осваивает речь. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходи­мы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретеныв результате научения (по крайней мере, до того, как научение началось). С позиции данной теории трудно понять детское слово­творчество, а также те моменты в развитии речи ребенка, которые не имеют аналогов у взрослых, т.е. такие, которые никак не усвоишь методом подражания.

Опыт показывает, что взрослые подкрепляют у ребенка не столько грамматически правильные, сколько умные и правдивые, оригиналь­ные и семантически точные высказывания. Имея это в виду, в рамках теории речевого научения, трудно объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей.

<< Предыдущая — Следующая >>

Теория оперативного обусловливания

Теория оперативного обусловливание предполагает, что поведение человека контролируют его результаты и последствия. Основным путем воздействия на поведение является влияние на результат поведения.

Респондентное поведение по Скиннеру – это один из вариантов представлений Павлова о поведении, но названный обусловливанием типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, проявляющегося до реакции и выявляющего ее. При этом Скиннер считал, что в целом поведение животных и человека невозможно объяснить терминами классического обуславливания

Скиннер акцентировал поведение, не связанное ни с какими известными стимулами. То есть, на поведение могут воздействовать только стимулы, которые наступят после него, то есть результаты и последствия поведения.

Иными словами, ключевой структурной единицей скиннеровского взгляда является реакция.

Определение 2

Реакция – это внешняя, наблюдаемая часть поведения, которая может быть связана с событиями окружающего мира.

Сущность процесса обучения, таким образом, — это установление связей, или ассоциаций, реакция с событиями внешней среды.

Социальное научение

Социальное научение – это процесс формирования поведения через взаимодействие когниций (ценностей, знаний, представлений и пр.), поведения и окружения человека посредством наблюдения им и подражания другим в социальном контексте.

Это направление исследований связано с именем психолога из Стэнфордского университета Альберта Бандуры, который опирался на идеи Скиннера, сначала когда показал, как люди вырабатывают новый тип поведения, имитируя ролевые модели (опосредованное научение – «на чужих ошибках») и позже, изучая когнитивную обработку предпосылок и последствий поведения.

Рис. Базовая модель социального научения

Согласно Бандуре: «Теория социального научения подходит к объяснению человеческого поведения в терминах продолжающегося взаимодействия между когнитивными, поведенческими и внешними детерминантами. В пределах этого процесса имеется возможность для людей влиять на свою судьбу, а также этот процесс определяет пределы самодетерминизма. Эта концепция человеческого функционирования, таким образом, не ввергает людей ни в роль бессильных объектов, контролируемых внешними силами, ни в роль свободных деятелей, которые могут стать, чем захотят. И люди и их окружение взаимно обусловливают друг друга» (Albert Bandura, Social Learning Theory (Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1977), p. vii). Таким образом человек и его окружение находятся в отношениях «реципрокного детерминизма» — мы контролируем свое окружение, например, отказываемся от скучного предмета в университете, в той же степени, в какой окружение контролирует нас, например, когда покупаем товар, который увидели по телевидению.

Применение бихевиоральной техники к повседневному поведению называется модификацией поведения и рассматривается в специальном разделе.

См. также:

Оперантное научение в работах Э. Торндайка

Экспериментальное исследование условий приобретения действительно нового поведения, а также динамики научения находилось в центре внимания американского психолога Э. Торндайка. В работах Торндайка изучались преимущественно закономерности решения проблемных ситуаций животными. Животное (кошка, собака, обезьяна) должно было самостоятельно найти выход из специально сконструированного «проблемного ящика» или из лабиринта. Позже в качестве испытуемых в аналогичных опытах участвовали и маленькие дети.

При анализе такого сложного спонтанного поведения, каким представляется поиск способа решения лабиринтной задачи или отпирания дверцы (в отличие от ответного, респондентного), трудно выделить стимул, вызывающий определенную реакцию. По данным Торндайка, первоначально животные совершали множество хаотичных движений — проб и лишь случайно производили нужные, которые приводили к успеху. При последующих попытках выйти из этого же ящика наблюдалось уменьшение числа ошибок и сокращение количества затраченного времени. Тип научения, когда испытуемый, как правило, неосознанно пробует разные варианты поведения, оперетты (от англ. operate — действовать), из которых «отбирается» наиболее подходящий, наиболее адаптивный, получил название оперантного обусловливания.

Метод «проб и ошибок» в решении интеллектуальных задач стал рассматриваться как общая закономерность, характеризующая поведение и животных, и человека.

Торндайк сформулировал четыре основных закона научения.

1. Закон повторения (упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.

2. Закон эффекта (подкрепления). При выучивании реакций закрепляются те из них, которые сопровождаются подкреплением (положительным или отрицательным).

3. Закон готовности. Состояние субъекта (испытываемые им чувства голода, жажды) небезразлично для выработки новых реакций.

4. Закон ассоциативного сдвига (смежности во времени). Нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Торндайком были выделены также дополнительные условия успешности научения ребенка — легкость различения стимула и реакции и осознание связи между ними.

Оперантное научение происходит при большей активности организма, оно контролируется (определяется) его результатами, последствиями. Общая тенденция такова, что если действия привели к позитивному результату, к успеху, то они будут закреплены и повторены.

Лабиринт в опытах Торндайка служил упрощенной моделью окружающей среды. Лабиринтная методика действительно в какой-то мере моделирует отношения организма и среды, но очень узко, односторонне, ограниченно; и переносить закономерности, открытые в рамках этой модели, на социальное поведение человека в сложно организованном обществе чрезвычайно трудно.

Все материалы из данного источника: Шаповаленко И.В. ->

Вам также может быть интересно:

Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!

Примеры основ научения

Если только задуматься, примеров оперантного научения (оперантное обусловливание) в повседневной жизни встречаются очень часто: школьники, что делают заданные домой упражнения, взамен на это получат награду от родителей; сотрудники, которые при достижении заданной нормы получат повышение зарплаты или служебное продвижение. Это лишь те примеры, что показывают на перспективу награды в случае выполнения задания, но научения можно использовать и для того, чтобы отучить человека от привычки наказанием либо лишением желаемого.

К примеру, школьников можно отучить разговору на уроках, нужно просто лишить их возможности развлекаться на ожидаемой перемене.

Имеющиеся компоненты оперантного научения

Подпитка либо же подкрепление – это неопределённое действие, что способно повлиять на развитие необходимой модели поведения.

Всего существует 2 вида подпитки:

  1. Позитивное оперантное обусловливание – вознаграждение, его используют для того, чтобы поощрить необходимую модель поведения: к примеру, это может быть похвала или желаемая награда;
  2. Негативное оперантное обусловливание – действия или результаты не приносящие удовольствия, что прекращаются для поощрения при достигнутом поведении.

И первый и второй вид подкрепления используют для поощрения той модели поведения, которой вы добиваетесь. Наказание используется для тех случаев, когда необходимо прекратить нежелательную модель поведения.

Всего можно выделить 2 вида наказаний:

  1. Позитивное наказание – в этом случаи используют нежелательное действие, для того чтобы снизить последующую реакцию;
  2. Негативное наказание – прекращение не желаемого действия, чтобы ослабить реакцию за ним. Оба вида используют для снижения нежелательной модели поведения.

Оперантное обусловливание, поведение (поведение которое было вызвано научением) можно определить особыми событиями, что обычно следуют за реакцией. Таким образом, за определённым поведением идёт следствие, и образование того самого следствия заменяет тенденцию организма отражаться данным поведением в дальнейшем.

Оперантное обуславливание

Исследование оперантного научения основано, прежде всего, на работах Б.Ф. Скиннера (B.F. Skinner), физиолога, который экспериментировал в сфере теории оперантного обусловливания. После первой волны интереса к идеям рефлексологии, многие психологи отвергли ее в пользу когнитивных интерпретаций, которые основывались на таких переменных, как потребности, побуждения, аттитюды, восприятие. Однако Скиннер адаптировал эту теорию.  Он согласился с общей установкой, что основой наблюдения, первичной единицей анализа должно быть поведение.  Но вместо того, чтобы объяснять все поведение в терминах Стимул-Реакция, он утверждал, что большая часть человеческого поведение контролируется в основном его последствиями. По Скиннеру, поведение – это функция его последствий в противоположность предшествующим причинам стимуляции или принятому решению. Скиннер поддержал и уточнил закон эффекта Торндайка. В результате он соединил бихевиоризм и теорию подкрепления. Работа Скиннера показывает, что поведение может управляться с помощью его последствий для субъекта.

В своей книге 1938 года Скиннер указал на различия между  реакцией и оперантным поведением. Он назвал полученные не путем научения рефлексы, или Стимул-Реакция-связи, респондированным поведением (реагированием). Эта категория поведения охватывала небольшую часть поведения взрослого человека. Примеры: плач при чистке лука, отдергивание руки от горячего. Некоторые называют это Р-С моделью (реакция-стимул).

Управляемые типы поведения называются оперантами. Оперант усиливается или ослабляется в зависимости от событий, следующих за ним. Скиннер учил голубей ходить восьмерками, подкрепляя пищей каждое приближение поведения голубей к запланированному им. Примеры опрантного поведения у людей – выполнение работы, связанной с достижением цели, чтение бюджетного отчета, своевременный приход на работу, выслушивание жалоб клиента и пр.

В случае классического условного рефлекса поведение, которому надо учиться, уже присутствует у животного и надо выбрать подходящий стимул, чтобы вызвать его. А при оперантном научении у индивида может и не быть нужной формы поведения. Нет и определенных стимулов, автоматически вызывающих в качестве ответной реакции желательное поведение. Желательное поведение необходимо привнести, научить ему.

При оперантном научении выработка новых форм поведения осуществляется в результате закрепления тех действий, последствия которых для человека желательны, и отказа от действий, приводящих к нежелательным последствиям. Оперантное поведение – поведение, которому индивид научается, когда он «оперирует» окружающим, чтобы получить желаемые последствия.  Индивид «научается», когда за проявлением им какого-то поведения следует некоторое событие, которое либо увеличивает, либо уменьшает вероятность повторения этого поведения. В этом случае все начинается с действия, совершаемого над объектом; оно вызывает какие-то последствия – желательные или нежелательные для индивида, —  от которых и зависит, будет ли индивид повторять это действие или, наоборот, избегать его. Таким образом, оперантное научение — это форма научения, которая характеризуется тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным.    Здесь подкрепляется действие, а не восприятие сигнала, как в классическом обусловливании. Большая часть научения, происходящего в организациях — это оперантное научение. Поведением можно управлять, изменяя его последствия с помощью поощрений и наказаний.

Итоги: что же нового внесла эта концепция в науку?

На Западе данная концепция остается в ряду популярных теорий развития личности. По ней написано множество книг, защищены научные работы, сняты киноленты.

Каждый представитель теории социального научения — это ученый с большой буквы, признанный в научном мире. К слову сказать, во многих популярных книгах по психологии используется эта теория либо целиком, либо частично. В этой связи уместно вспомнить книгу популярного когда-то психолога Д. Карнеги, в которой давались простые советы о том, как завоевывать расположение людей. В этой книге автор опирался на труды представителей изучаемой нами теории.

На основе данной теории были разработаны принципы работы не только с детьми, но и со взрослыми людьми. На нее до сих пор опираются при обучении военнослужащих, работников медицины, работников образования.

Психологи, обращаясь к проблемам семейных взаимоотношений и консультируя семейные пары, прибегают к основам этой концепции.

Первый автор теории социального научения (является им А. Бандура) многое сделал для того, чтобы его научные изыскания получили такое широкое распространение. И действительно, сегодня имя этого ученого известно во всем мире, а его концепция вошла во все учебники по социальной психологии!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: