Воспоминания о любимой книге из детства…
Мне повезло не так, как другим, в том плане, что книг из моего детства практически не осталось из-за постоянных переездов. Их либо почти не было, либо что-то оставляли или кому-то отдавали.
Поэтому я вам не могу показать мою любимую книгу из детства, но благодаря сегодняшнему конкурсу, я её не только вспомнила, но и вспомнила всё то, что было с ней связано.
Это не только воспоминание о книге из детства, это воспоминание о детстве. На самом деле важнее даже не то, что я тогда прочитала в книге, хотя это было очень сильно и врезалось мне в память на всю жизнь, а то, что происходило тогда в моей жизни. И стоит вспомнить эпизод из книги, как тут же всплывает в памяти эпизод из жизни…
И так, сейчас я буду вспоминать про ту самую книгу —
«Хижина дяди Тома»
Не покажу вам обложку, потому что книги у меня давно нет, но покажу, какой она была.
А была она вот такой:
Поразило меня тогда в этой книге то, как она меня сильно тронула. Сильно — мягко сказано. Моё сердце просто разрывалось. Хотя оно было еще таким нежным — всего-то 10-ти летним.
Почему я пишу о книге, которую прочитала не в самом раннем возрасте? Ну, во-первых, в самом раннем возрасте я больше любила гонять с мальчишкам в футбол во дворе, а в младших классах я обожала учиться, но не читать художественную литературу, даже сказки (сейчас активно наверстываю с дочкой).
Здорово было тогда — детство, разбитые коленки, тарзанка на огромном дереве в соседнем дворе, игра в «казаки-разбойники», штаб-квартира в заброшенном гараже, купание на диком пляже нашего высокогорного озера, простые потребности, вкусные груши у бабушки в деревне, спелые абрикосы, валяющиеся повсюду в городе на земле в июле-августе…
А, во-вторых, полное отсутствие детской библиотеки дома, отсутствие интереса к старым потрепанным книжкам без картинок.
И тут мне дали почитать эту книгу… Про маленькую, но очень храбрую девочку. Про негров, про рабов, про дикую несправедливость, про боль и надежду, про жизнь и смерть.
Я бы не сказала, что она круто изменила мою жизнь, но она круто врезалась в мою память, в мою детскую восприимчивую память, вместе со всем моим простым и незамысловатым детством.
И если бы мне предложили какую-то новую жизнь, новое счастливое детство с разными там супер игрушками и захватывающими путешествиями по разным странам, я бы ни за что не променяла его на свое старое, любимое, немного пожелтевшее и вылинявшее детство, откуда, словно сквозь запыленное стекло, пробиваются лучи солнца. Ты щуришься и бежишь играть с подружками в резиночку, потому что лето, каникулы и день такой длинный, а у тебя в руках целых три картошки для вечернего костра…
То, чего не было. Нарушения памяти
Ученые выделяют два типа причин, по которым в памяти человека может оказаться информация, не соответствующая его реальному опыту. Первый – это нарушения памяти, имеющие общее название «парамнезии» – искажение или замещение содержания воспоминаний, связанные с особенностями функционирования определенных участков коры головного мозга1.
К парамнезиям относятся следующие типы расстройств памяти:
- Псевдореминисценции – замещение «провалов» в памяти событиями, происходившими с человеком в реальности, но в совершенно другое время. Пример псевдореминисценции – уверения пожилого человека, несколько месяцев не выходившего из дома, в том, что вчера он сходил на работу, пообщался с коллегами и вернулся домой на автобусе.
- Конфабуляции – явление, при котором утраченные в памяти события подменяются вымышленными, никогда не происходившими с человеком в реальности. Человек, страдающий таким расстройством, может ярко и красочно описывать, например, свой опыт общения с инопланетянами, якобы похищавшими его для лабораторных исследований и затем вернувшими обратно.
- Криптомнезии – «присвоение» человеком в качестве собственных воспоминаний информации, полученной из внешних источников. Так, человек может отчетливо «помнить», как участвовал в событиях, описанных в художественной книге, или считать себя автором стихов, написанных задолго до его рождения.
- Эхомнезии – ощущение, что то, что происходит с человеком в настоящий момент, уже происходило с ним в прошлом. Например, впервые в жизни госпитализированный больной уверяет, что он уже лежал в этой клинике и в этой палате, но не может точно припомнить, когда и при каких обстоятельствах это происходило.
От чего зависит формирование парамнезий? Прежде всего, их возникновение связывают с ослаблением или нарушением деятельности лобных долей вследствие возрастных изменений, черепно-мозговых травм, кровоизлияний или просто незрелости фронтальной зоны мозга, характерной для раннего детского возраста2. Существуют также данные, показывающие, что в нарушениях памяти могут играть роль дисфункции других мозговых структур: височной и префронтальной коры3, гиппокампа4 и др.
К возникновению ложных или искаженных воспоминаний могут также приводить некоторые психические заболевания – например, эхомнезии являются частью симптоматики при шизофрении5, – или даже сильная усталость – например, при хронической нехватке сна6.
Значение слова воспоминания
Оставшиеся агенты скрываются, а воспоминания о прошлой жизни преследуют их, особенно Ника.Следуя за смутными воспоминаниями и зацепками в файлах Подразделения, Ник в одиночку отправляется на поиски ответов и девушки, которая преследует его в воспоминаниях.
Полезным противовесом к односторонне хвалебным воспоминаниям друзей являются такие враждебные к Пушкину воспоминания, как воспоминания барона (впоследствии графа) М.
Я хорошо слышу их — воздух наполнен их мыслями и воспоминаниями, а до тех нор, пока они думают и вспоминают, их мысли — мои мысли, их воспоминания — мои воспоминания.
В этой книге она описывает различия между истинными воспоминаниями о прошлых жизнях детей и детскими фантазиями, дает родителям практические советы, объясняя, как следует реагировать на воспоминания ребенка и в каком ключе вести с ним беседу, чтобы эти воспоминания действительно оказали целительный эффект на детскую психику.
Я рассказываю об особом пласте памяти, который можно назвать «Воспоминания о воспоминаниях» — это воспоминания моих родителей и более старших родственников, но не такие, какими они были в их памяти (ведь сам я, по понятным причинам, не знаю этого в точности); скорее, это след, который они оставили в моей памяти, — то есть в настоящем времени, или лучше сказать в моем собственном настоящем, а следовательно, в моей работе.
«Ей снова приснился кошмар, а ведь кошмары, — думал я, — это воспоминания, они основаны на каких-то воспоминаниях, живых, очень страшных и невероятно подробных воспоминаниях, и вот ей опять приснился кошмар, ей страшно».
… Тарновского и Миколая Радзивилла (XVI в.); это воспоминания хорунжего Юзефа Будзиллы, двух придворных … войны 1633 года” (Яна Москоржовского?), воспоминания о сибирской ссылке Адама Каменьского-Длужика, записки … (вторая и третья треть XVII в.); это воспоминания врача Регины-Саломеи Пильштын о царском дворе … (1739), это воспоминания участников Барской конфедерации; это дневники … дел (1801—1809); это дневники и воспоминания поляков — наполеоновских офицеров; это поэт …
… только тогда можно заснуть но воспоминания матери все равно появляются в его … месту куда его тянут воспоминания но непонятно какие воспоминания могут быть о месте … ты не видел и однако такие воспоминания могут быть у него были и потом …
Воспоминания о Хайнрихе фон Витгенштейне, который любил ее, воспоминания об Адаме фон Тротте, которого любила она, воспоминания о графе Шуленбурге и Готфриде Бисмарке, с которыми она дружила, воспоминания о… Порою Мисси представлялась себе той девушкой, которую она как-то раз видела после бомбежки на Неттельбекщтрассе в Берлине.
Например, в статье, посвященной воспоминаниям о времени гражданской войны, он писал: «Правду сказать, наезды пропагандиста на фронт, рядом со всей гигантской эпопеей гражданской войны, и его воспоминания, рядом с сокровищами воспоминаний подлинных бойцов фронта, представляют нечто весьма второстепенное и бледное.
С тех пор всегда слушали радио
Помню, в школе в 2001 году я учился в втором классе
Жили мы в ХМАО, что очень важно. Была зима, проснулся, умылся, мать нарезала бутерброды
Я выходил чуть раньше нее всегда. Иду в школу, но на улице подозрительно мало людей. Дохожу до школы — никого нет. «Ну вот, опоздал!» — подумал я.
Как же забавно выглядело лицо уборщицы, когда она со словами: «Что ты тут делаешь, на улице -45!» кинулась меня отпаивать горячим чаем.
После этого всегда слушали местное радио, и я всегда очень радовался, когда слышал заветное: «Занятия отменяются с 1 по 5 классы» и нырял дальше под одеяло, зная, что на улице лютый мороз, а ты в тепле и уюте лежишь в кровати и рядом кошка мурлычет.
PuppetShow23 / Pikabu
Как отличить ложные воспоминания от реальных
Собственными силами мы не сможем отличить правду ото лжи, так как не имеем оценочного суждения. Лишь единицы догадываются, что их воспоминания ложны. Однако без посторонней помощи доказать это очень тяжело.
Психотерапевт без предварительного исследования поставить точный диагноз также не сможет. Ему надо знать тип личности, условия и характер взросления.
Сканирование мозга с помощью МРТ или УЗИ может показать физические повреждения. Однако обман не имеет материальных воплощений. Поэтому единственный способ — это дифференциальная диагностика.
Для этого применяют умышленные подмены воспоминаний:
- Парадигма Диз — Родригер — Макдермот. Дают послушать запись, на которой есть несколько списков слов, связанных тематически. Если испытуемый называет слово, которого там нет, это признак конфабуляции.
- Задачи распознавания и воспоминания. Психотерапевт показывает картинки несколько раз. Некоторые появляются только единожды. Потом просят выбрать изображения, которые показывали тестируемому. Если он выбирает картинки, которых не было или их показывали один раз, это свидетельствует о ложных воспоминаниях.
- Задачи воспоминания. Необходимо рассказать знаменитые сказки. Если имеются разногласия с исходником, значит, имеется вероятность подмены воспоминаний.
Для выявления патологий с памятью в первую очередь надо обратиться к психиатру, который может выписать направление к другому специалисту (психотерапевту или психоневрологу).
Лечение в клиниках
Так как проблема ложных воспоминаний не до конца изучена, точных методов лечения пока нет. Врачи прописывают лекарства для укрепления сосудов головного мозга, улучшения кровоснабжения и метаболизма его структур. В качестве дополнительных препаратов используют витаминно-минеральный комплекс и антиоксиданты.
После установки диагноза лечат вначале основное заболевание. Если патология не исчезает, назначают препараты для снижения прогрессирования болезни.
В качестве психологического воздействия применяют гипнотерапию, релаксирующие методики, цигун, йогу. Однако без содействия пациента лечение невозможно. Своевременное обращение к врачу позволяет улучшить состояние памяти и скорректировать состояние пациента.
Профилактика
Полностью избавиться от ложных воспоминаний не получится. Однако мы можем улучшить память и снизить риск замещения.
Врачи в этом случае рекомендуют:
отказаться или снизить потребление алкоголя, табака;
следить за давлением, чтобы избежать инсульта;
осторожно заниматься спортом, чтобы избежать травм головы;
регулярно проходить обследование у невролога и лечить появившиеся болезни;
правильно питаться (с использованием сбалансированного количества витаминов и минералов).
Для тренировки памяти психологи рекомендуют выполнять простые упражнения: учить стихи, повторять таблицу умножения, сопоставлять факты и читать информацию из разных источников.
Как ложные воспоминания сказываются на работе
Если не брать крайние случаи и патологии, ложные воспоминания не создают проблем. Валери Ф. Рейна, исследователь в области психологии, считает, что с возрастом мы больше полагаемся на смысловую, чем на воспроизводительную, память. Форма запоминания позволяет нам принимать более безопасные решения и уменьшает степень риска.
Этот феномен объясняет парадокс Алле, названный в честь экономиста и Нобелевского лауреата Мориса Алле.
Испытуемых ставят перед выбором — вероятность получить деньги и конечная сумма.
Эксперимент №1
Ситуация |
Вероятность 1 |
Вероятность 2 |
Вероятность 3 |
А |
100 %, £1 млн. |
— |
— |
В |
10 %, £2,5 млн. |
89 %, £1 млн. |
1 %, ничего |
Эксперимент №2
Ситуация |
Вероятность 1 |
Вероятность 2 |
Вероятность 3 |
С |
10 %, 5 млн. |
90 %, ничего |
— |
D |
11 %, 1 млн. |
89 %, ничего. |
— |
Алле установил, что испытуемые не любят рисковать и выбирают самый безопасный вариант. В эксперименте №1 чаще всего выбирают ситуацию А. Во втором эксперименте выбирают ситуацию С. То есть человек искусственно снижает риск и предпочитает абсолютную надёжность.
Один из примеров парадокса Алле в фильме «Матрица»
Валери Рейна связывает этот парадокс с переписанными воспоминаниями следующим образом. В отличие от реальных воспоминаний ложные позволяют бороться со стрессом и создают некую зону комфорта, то есть также минимизируют риск.
Например, студенты, которые читали один и тот же учебник, могут иметь расхождения во мнениях. Вся проблема заключается в том, что мы привыкли думать об идеальности нашего мозга. Однако это не так. В любом случае угасающие нейроны будут чем-то заполняться. В этом случае смысловая память поможет адаптироваться к новой реальности. Только не стоит путать ложные воспоминания с деменцией.
Прогрессирование болезни может привести к следующим осложнениям:
-
нарушение чувствительности;
-
частичный или полный паралич;
-
развитие деменции;
-
полная потеря памяти;
-
инвалидность.
Самые яркие воспоминания из детства
Старшему сыну 10 лет, спрашиваю:
— Какое твое самое яркое воспоминание из прошлого?
— (Вспоминал минуту): Помню, как по дороге из садика мы сидели на пенечке.
— Это самое яркое?
— Ну да, как в сказке, сидели, отдыхали, болтали.
Спрашиваю это же у младшего, ему 6:
— Помню, как приезжал трактор убирать снег, и ты попросил его меня покатать.
Да уж! Аквапарки, аттракционы, крутые игрушки, дедморозы на НГ, а самые яркие у них -трактор и пенечек.
Решил вспомнить самое яркое из своего детства. В общественной бане потерял фигурку водолаза, разревелся, искали всей баней. Не нашли…
Vozmezdied / Pikabu
Как связаны кошки и велосипеды?
В ходе исследования ученые протестировали 12 пациентов с эпилепсией в возрасте от 24 до 53 лет. У всех испытуемых были электроды, помещенные непосредственно в ткани головного мозга — гиппокампа и неокортекса, так как это является частью лечения эпилепсии. Во время эксперимента пациенты изучали ассоциации между различными раздражителями (такими как слова, звуки и видео), а затем вспоминали их. Так, ученые выяснили, что во время обучения нейронная активность в неокортексе десинхронизируется, а затем, примерно через 150 миллисекунд, нейронная активность в гиппокампе синхронизируется. По-видимому, информация о сенсорных деталях стимулов сначала обрабатывается неокортексом, а затем передается в гиппокамп для склеивания. Исследователи обнаружили, что гиппокамп и неокортекс тесно взаимодействуют при формировании и восстановлении воспоминаний.
А какие у вас возникают ассоциации с кошкой и велосипедом? Давайте обсудим эти и другие странные ассоциации с участниками нашего Telegram-чата
Полученные результаты подтверждают недавнюю теорию, которая предполагает, что десинхронизированная работа неокортекса и синхронизированная гиппокампа должны взаимодействовать, чтобы человек мог формировать а затем извлекать воспоминания
Понимание того, как гиппокамп и неокортекс работают вместе при формировании воспоминаний и их извлечении, может иметь важное значение для дальнейшей разработки новых технологий, которые могут помочь улучшить память людей, страдающих от когнитивных нарушений, таких как деменция, а также в целом для улучшения работы памяти
Почему важно хранить только хорошие воспоминания?
Воспоминания влияют на наше настроение, эмоции и восприятие окружающего мира
Думаю, вы уже и сами понимаете, почему важно сохранять только положительные воспоминания, а от плохих избавляться. Но мы всё-таки поговорим про это отдельно
События в жизни каждого человека бывают как приятными, так и не очень. Плохие моменты – тоже часть нашей жизни. И их мы тоже помним.
Как на нас влияют плохие воспоминания?
Воспоминания о прошлом, причиняющие нам боль, негативно влияют на организм. Попробуйте вспомнить что-то неприятное. Что вы чувствуете? Люди могут настолько глубоко погружаться в воспоминания, что будут отчетливо чувствовать все пережитые тогда чувства и эмоции, будто снова оказавшись там в тот день.
Соответственно, если те эмоции были негативными, то человек каждый раз, вспоминая тот день, будет ощущать ту же самую боль. Каждый раз он будет вредить организму негативными эмоциями.
Впоследствии это может привести к проблемам со здоровьем и ухудшению общего жизненного тонуса. Воспоминания о прошлом приносят страдания и душевную боль. Испытывая их постоянно, человек мрачнеет и в его жизни блекнут все краски.
А если помнить только хорошее?
Рассмотрим ситуацию с обратной стороны. Вспоминая только хорошие вещи, человек будет наполнять себя положительными чувствами и видеть жизнь оптимистично.
Приходим к выводу: в памяти следует оставлять только хорошие воспоминания. Они будут наполнять человека энергией, вдохновлять и радовать. Сохраняя в голове только положительное, человек в старости поймёт, что его жизнь была счастливой, раз в ней было много хорошего.
Негатив из памяти следует вычеркнуть. Обиды и злость на кого-то не нужно хранить в себе. Избавляйтесь от плохого, настройтесь не запоминать плохие вещи. Сконцентрируйтесь на любых приятных событиях, пытайтесь «силой» сохранить их в голове.
«Воспоминание»: значение слова
Лингвисты выделяют до два основных значения. В общей лексике чаще можно увидеть его употребление во множественном числе. «Воспоминание», значение которого сводится к архивам памяти и элементам литературной деятельности, также ассоциируется с прошлым, анализом былых событий и их влиянием на настоящее (в психологии). Рассмотрим два основных варианта толкования.
В словаре Д.Н. Ушакова:
1. Мысленное воспроизведение того, что сохранилось в памяти.
Примеры:
Воспоминания о детстве влияют на всю последующую жизнь и поведение человека.
Приятные воспоминания дают силы на новые свершения.
2. Во множественном числе слово обозначает литературное произведение, где описаны события, очевидцем которых был автор. Подобное изложение еще называют мемуарами или записками.
Примеры:
Военная повесть построена на воспоминаниях непосредственного участника боевых действий.
Фильм «Воспоминания о будущем» снят по мотивам книги «Заветы юности» Веры Бриттейн.
3. В разговорной речи можно услышать шутливое выражение: «Осталось одно воспоминание», когда говорящий подразумевает, что больше ничего не сохранилось, всё исчезло без остатка.
Примеры:
От его приподнятого настроения осталось одно воспоминание.
От былой красоты девушки остались одни воспоминания.
Литература[ | ]
- Мемуары // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 524—525 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
- Мемуары // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Мемуарная литература в Литературной энциклопедии (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
- Колесникова Л. А. Историко-революционная мемуаристика (1917—1935 гг.) как массовый источник по истории русских революций. Автореф. дис. … докт. ист. наук. — М., 2005. (недоступная ссылка)
Прошлое НЕреально
Вопрос от ученика:
Ты все еще не уловил суть того, о чем я говорю, потому что пытаешься понять это ментально.
Ум не может этого постичь.
Только ты можешь.
Пожалуйста, просто слушай.
Ощущал ли ты когда-нибудь, делал ли, думал ли или чувствовал что- нибудь вне момента Сейчас?
Считаешь ли ты, что когда-нибудь будешь на это способен?
Может ли что-либо происходить или быть за пределами момента Сейчас?
Ответ очевиден, не правда ли?
Ничего не происходило в прошлом — все происходило в момент Сейчас.
Ничего не произойдет в будущем — все произойдет в момент Сейчас.
То, о чем ты думаешь как о прошлом, — это лишь след в памяти твоего ума, след минувшего момента Сейчас.
Когда ты вспоминаешь о прошлом, то реактивируешь след в памяти — сейчас ты поступаешь именно так.
Будущее — это воображаемый настоящий момент, проекция ума.
Когда будущее наступает, то оно наступает как настоящий момент. Когда ты размышляешь о будущем, ты делаешь это сейчас.
Прошлое и будущее со всей очевидностью не имеют собственной реальности…
Их реальность «заимствована» у настоящего момента.
Суть того, о чем я говорю, нельзя постичь рассудком. В тот момент, когда ты это ухватываешь, в твоем сознании происходит сдвиг от ума к Сущему, от времени к присутствию.
Из этого разъяснения мы с вами начинаем осознавать, что, по сути, наше прошлое – это набор мыслей и образов, которые помним мы или наши близкие.
Все аспекты своей жизни мы воспринимаем через свой прошлый опыт. Честно признаться, наш ум даже не может создать ничего нового, того, что еще не было в его прошлом.
Именно поэтому так редки «квантовые скачки» в жизни людей. Очень редко кто-то из постоянной бедности вдруг вырывается в богатую жизнь.
И вряд ли случиться так, что девушка, ощущающая себя всю жизнь некрасивой, вдруг станет мисс Вселенная.
Ей не позволят это сделать ее мысли.
Потому что в мыслях она никогда не была красивой.
То есть действует замкнутый круг – прошлое формирует будущее.
Какое прошлое, такое и будущее.
Но есть ли вы выход?
Да!
Это момент сейчас.
Точка силы любого человека находится в моменте сейчас.
В моменте сейчас мы можем не только создавать наше будущее, но и изменять наше прошлое.
Зачем?
А вы еще не поняли?
Для того, чтобы создать лучшее будущее, конечно!
И даже возможно совершить «квантовый скачок». Например, вдруг, неожиданно для окружающих, стать сказочно богатым, вдруг исцелиться от неизлечимой болезни или вдруг стать невероятно обожаемым и любимым противоположным полом.
Работа с прошлым
Забыл…
В детстве (было мне года 4 +-) нравилось залезать в чемодан, сворачиваться там и закрываться. Со старшим братом (на 10 лет старше) была такая забава: я залезал в чемодан, он брал меня и носил по квартире, а я угадывал, где я сейчас нахожусь.
Ну и как-то раз приколоться он решил: положил чемодан со мной на кровать, накрыл одеялом и ушел. Надолго.
В чемодан я умещался очень компактно и не особо удобно. На крики и просьбы открыть чемодан реакции не было, со временем все затекло, кислорода стало не хватать, я орал, как только мог, была паника. Более чем через полчаса меня услышала мама и достала, всего залитого слезами, слюнями и соплями. А брат просто сказал, что «забыл»…
Как у меня после этого клаустрофобия не развилась — хз, но больше я как-то не хотел, чтобы меня в чемодане по квартире таскали. Вернее, все равно хотелось, чтоб меня поносили в сумке, но брату я больше не доверял.
zukachimoto / Pikabu
Мемуары как литературный жанр
Рукопись мемуаров Казановы Отдельные мемуары обладают незаурядными литературными достоинствами. Беллетризованные записки С. Аксакова, Л. Толстого, А. Белого, Г. Иванова, В. Набокова и других крупных писателей более значимы с литературной точки зрения, чем с исторической. В автобиографической трилогии Толстого и у Достоевского в «Записках из Мёртвого дома», несмотря на очевидную перекличку описываемых событий с перипетиями жизни писателей, расстояние между автором и повествователем подчёркнуто тем, что рассказчику дана вымышленная фамилия. В то же время многотомные автобиографические сочинения таких писателей, как Шатобриан («Замогильные записки») и Герцен («Былое и думы»), претендуют на объективность. Эти авторы рисуют широкую панораму современной им частной и общественной жизни наподобие «романа-потока».
Для многих писателей первостепенны воспоминания о детстве как о периоде складывания личности. Иногда автор бывает настолько увлечён «жизнетворчеством», что его сочинение не может претендовать на историческую достоверность. К примеру, воспоминания В. Ходасевича о Серебряном веке, собранные в книге «Некрополь», считаются относительно достоверными, несмотря на шаржированность литературных портретов, тогда как повествующие о том же периоде «Петербургские зимы» Г. Иванова расцениваются в литературоведении как плод мифологизации реальных лиц, событий и фактов. Зыбкое равновесие между субъективным и объективным в мемуарной прозе превращает её в излюбленное поле для художественных экспериментов писателей-модернистов и постмодернистов (Владимир Набоков, Жан Жене, Генри Миллер, Ален Роб-Грийе).
Сколько было бунтовщиков
В современной науке один из главных исследователей памяти – американский психолог Элизабет Лофтус. В экспериментах она доказала, что наводящие вопросы экзаменатора могут влиять на воспоминания испытуемых.
Она провела эксперимент, в котором 40 испытуемым показывали ролик, где восемь студентов-бунтовщиков громили университетскую аудиторию. После просмотра видео испытуемых разделили на две группы. Первую группу спросили: «Был ли лидер четырех бунтовщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?». Вопрос для второй группы звучал так: «Был ли лидер 12 бунтовщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?».
Фото: ТАСС/Zuma Calvelo
Спустя неделю испытуемых снова опросили. Ученые выяснили, что в группе, где в наводящем вопросе анкеты шла речь о четырех бунтовщиках люди говорили, что видели в среднем 6,4 бунтовщика на видео. В группе с наводящим вопросом о 12 бунтовщиках испытуемые в среднем говорили, что видели 8,85 бунтовщика. Напомним, всего было восемь.
Так, ученые доказали, что наводящие вопросы и свидетельства других очевидцев событий могут искажать наши воспоминания.
Литература
- Мемуары // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 524—525 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
- Мемуары // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Мемуарная литература в Литературной энциклопедии (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
- Колесникова Л. А. Историко-революционная мемуаристика (1917—1935 гг.) как массовый источник по истории русских революций. Автореф. дис. … докт. ист. наук. — М., 2005. (недоступная ссылка)
Убеди себя в обратном
Многие специалисты свято уверены в том, что мы помним далеко не всё, что с нами происходило, и наши воспоминания представляют собой лишь мелкие частицы информации. Так что перед тем как «стереть» воспоминание, необходимо восстановить всю картину целиком и полностью сложить мозаику из разрозненных фрагментов.
После этой неприятной процедуры, после реактивации воспоминаний они становятся восприимчивы к изменениям. Например, китайские врачи провели опыт, в котором показывали несчастному испытуемому очаровательную панду. На следующий день они спросили его: «Что ты видел?». Услышав правильный ответ («панда»), они начинали загонять несчастному, что всё это вранье, и он видел гризли. Через два дня он уже сомневался в том, что видел.
Точно так же можно поступать и с негативными воспоминаниями. Нет ничего удивительного в том, что такая «память» мешает нам жить дальше, постоянно напоминая о произошедшем. Когда неприятные мысли в очередной раз вернутся, представь, что всё прошло совсем по другому сценарию. Раз за разом проигрывай в голове, как ты вышел победителем из сложной ситуации. Со временем мозг начнет воспринимать эту фантазию как то, что было на самом деле, и вскоре плохое воспоминание больше не будет портить твое настроение. Главное, не слишком верь своим воспоминаниям, иначе можно подумать, будто ты не такое дерьмо, каким являешься.
Что такое воспоминание
Это часть сложного умственного процесса. Значение слова воспоминание берет начало с английского языка от слова reminiscence и буквально переводится, как воспроизведение и понимается, как восстановление образов памяти прошлого опыта.
Роль воспоминания в жизни индивида заключается в том, что этот мыслительный механизм обеспечивает осознанную переработку образов памяти. Благодаря эмоциональному отношению к прошлым событиям во время их мысленного восстановления, формируется духовное и моральное восприятие личностью себя в социуме.
Воспоминание – это в психологии процесс извлечения из памяти содержащейся информации. Механизм достаточно сложный, если учитывать сильную связь между мнемическими действиями и непременным возникновением определенных эмоциональных переживаний.
Воспоминание – это представление, которое отображает приблизительно точно определенное жизненное событие. Данная грань памяти вплотную связана с общим развитием индивида. С ее помощью индивидуум имеет неразрывное представление о себе прошлом и о себе нынешнем. Это историческое единство личности человека, которое выделяет его от представителей животного мира и поэтому многие психические заболевания провоцируют возникновение амнезии – обратного от воспоминания процесса.
Образ, что возник из прошлого опыта можно называть воспоминанием. Его результатом есть представление, то есть тот же образ из прошлого, но уже повторно воспроизведенный в памяти. Это сложная работа процессов памяти. Осуществляется она в условиях присутствия более или менее высокого уровня интеллекта, что не присуще для животного мира и в случаях некоторых психических отклонений. Но именно эта двойная работа по обработке образов дает человеку возможность осознавать факт прошлых событий и отделять мысленно прошедшие события от происходящих. Некоторые из ученых называли такое явление «исторической памятью» человека, поскольку во время мысленного воспроизведения прошлых событий сохраняется хронологическая их последовательность.
Воспоминание, как механизм, возникает, опираясь на социальную вовлечённость личности. Ведь зачастую большинство событий в жизни индивида создаются с участием близкого либо коллективного окружения. И чем больше личность вовлечена в социальную жизнь, тем больше условий для продуктивного восстановления прошлого. Будучи участником коллективной жизни, человек обязан сохранять и уточнять свои воспоминания, ведь они являются опорой для воспоминаний других членов социума.
Как управлять воспоминаниями?
Контекст — самый важный фактор для того, кто хочет научиться управлять своими воспоминаниями. Ведь с его помощью можно закрепить воспоминание. Чем шире и ярче контекст, тем сильнее мы запоминаем событие.
Вернёмся к воспоминанию про жаркий день на пляже. Желательно, чтобы вы помнили детали, обстановку, эмоции и чувства. Тогда будет сформирован контекст.
Если вы помните лёгкое течение речной воды, тёплый песок побережья, раскалённый асфальт дорожки рядом с вашим зонтиком и сливочный вкус пломбира, воспоминание об этом дне останется очень ярким и полным на долгие годы. Чем шире контекст, тем разнообразнее опыт. Именно его мы воскрешаем в памяти, когда вспоминаем о жарком дне, проведённом в детстве.
Итак, если мы знаем, как использовать контекст для создания воспоминания, можем ли мы найти способ стирать себе память?
Можно ли научиться видеть?
Определенно. Помогут в этом специальные методики и тренинги. Более того, ученые утверждают, что дети до пяти лет обладают этим свойством, воспоминания о прошлых жизнях для них не закрыты. Для чего нам знать о них, спросите вы. Все просто — в них кроется ключ к будущему, вернее, к пониманию того, что с вами происходит в настоящем. Благодаря этому легче и быстрее разобраться в себе, чем через воспоминания детства и анализ сопоставления ситуаций в рамках одной текущей жизни. Мы вспоминаем только накопившийся опыт, который получили в прошлых жизнях.
Ведь можно увидеть свои таланты и счастливые жизни. Узнать, что у вас хорошо получалось, что сделало успешными и знаменитыми, как добивались целей, с помощью каких средств, что за эмоции вы испытывали при этом. Именно это состояние внутреннего подъема жизненных сил обеспечивает достижение успеха. Все это реально «перепрожить» снова.
С помощью прошлых жизней можно получить ответы на все волнующие вас вопросы, понять, почему что-то не выходит, устранить препятствия на пути к достижению цели. Именно понимание и переосознание проблемы помогает избавиться от нее.
Воспоминания в психологии
В психологии обращаются к термину «реминисценция»
, что обозначает воспроизведение информации, сохраненной в памяти.
Реминисценция — это отсроченное воспоминание воспринятого или заученного материала. Такое явления бывает частым и возникает в любых возрастах.
Отличить реминисценцию от других явлений трудно
, ведь речь идет о способности мозга воспроизводить информацию. Но реминисценция является самым точным и подробным явлением.
Психология приделает много внимания детским воспоминаниям. Процесс запоминания у малышей задействует образную память. В начальные годы своей жизни ребенок запоминает те образы, которые его окружают, но держатся они в сознании достаточно мало.
В период от трех лет воспоминания обретают сильный эмоциональный окрас
, крепнут и запоминаются на длительный срок.
В процессе взросления позитивный результат приносят наводящие вопросы родителей, при попытке ребенка что-то вспомнить
Это развивает внимание, общий уровень интеллекта
В дошкольном и школьном возрастах дети подключают работу воображения, переходят к заучиванию информации. В этот период воспоминания становиться последовательными, непрерывными и напрямую зависят от эмоционального восприятия ребенка.