Школьная дезадаптация: найти и обезвредить

Причины школьной дезадаптации

Психологи, изучающие феномен дезадаптации, среди основных причин выделяют следующие:

  • сильное подавление родителями и учителями — гиперопека (боязнь неудач, чувство стыда, страх ошибиться);
  • расстройства, соматического характера (слабый иммунитет, заболевания внутренних органов, физическая усталость);
  • слабая подготовка к школе (отсутствие определенных знаний и навыков, слабая моторика);
  • слабо – сформированный фундамент некоторых психических функций, а также познавательных процессов (неадекватно высокая или низкая самооценка, невнимательность, слабая память);
  • специфично организованный учебный процесс (сложная программа, специальный уклон, быстрый темп).

Причины

Для объяснения причин развития школьной дезадаптации учащихся в педагогической и возрастной психологии единого мнения нет. Одни считают, что единственный провоцирующий фактор — неразрешимый конфликт между требованиями образовательной среды и психофизическими особенностями ребёнка. Другие называют множественные предпосылки, которые приводят к развитию данной проблемы.

Чаще всего психотравмирующими факторами (предпосылками) становятся следующие обстоятельства:

  • невозможность освоения школьного материала из-за нарушений анализаторов, физических дефектов, проблем интеллектуального и психомоторного развития, ограниченных умственных способностей (последствия влияния этих факторов называются дидактогениями);
  • наследственность: врождённая уязвимость ЦНС;
  • влияние учителя, например, чрезмерные требования, несправедливость, наличие любимчиков, авторитарный стиль и т. д. (последствия — дидаскалогении);
  • влияние семьи: неблагополучная обстановка, отсутствие внимания со стороны родителей, стиль воспитания и т. д.;
  • заниженная или завышенная самооценка;
  • плохие отношения со сверстниками, позиция изгоя или непризнанного в классе;
  • любые психические травмы и расстройства личности.

Чаще всего нарушение процесса адаптации развивается у ребёнка под влиянием целого комплекса причин. Среди них есть и психофизиологические предпосылки:

  • школьная незрелость — неготовность к нагрузкам;
  • недостаточное развитие произвольности — невозможность соблюдения дисциплины, правил поведения, элементарной инструкции действий;
  • несформированность школьного вида мышления;
  • проблемы с речью или слухом;
  • низкий уровень познавательности;
  • отсутствие внутренней позиции.

Так как факторы школьной дезадаптации лежат в сфере не только психики, но и физиологии, их устранением должны комплексно заниматься не только психологи и педагоги, но и врачи, причём при глубокой заинтересованности и поддержке родителей.

Причины школьной дезадаптации

Ученые выделяют несколько основных причин школьной дезадаптации, сюда входят:

  • неподготовленность ребенка к условиям школы
  • недостаток знаний, несформированность психомоторных навыков
  • недостаточная усидчивость, проблемы с выдержкой
  • неспособность выполнять задания в одинаковом темпе вместе со всеми учениками
  • невозможность наладить контакт со сверстниками и одноклассниками
  • низкий уровень познавательной деятельности

Иногда семейные отношения могут стать причиной дезадаптации ребёнка к школе. Бывают случаи, когда родители очень остро реагируют на школьные неудачи своего ребенка, ребенок очень близко воспринимает эти проблемы. Ребенок боится ошибиться и разочаровать своих родителей.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Немаловажную роль в проблемах школьной дезадаптации играют и сами педагоги. Бывают ситуации, когда учитель не может найти правильный подход к ученику, найти точки соприкосновения, что ведет к негативной реакции ученика.

Особое внимание заслуживает дезадаптация школьников подросткового возраста. В этом возрасте у них возрастает потребность в самовыражении, часто через поведение

Немалое влияние оказывают и сверстники на адаптацию школьников. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.

Когда известно, по каким причинам происходит школьная дезадаптация ученика, появляется возможность вовремя с ней справиться.

Бывают случаи, когда школьная дезадаптация выражается не в проблемах с успеваемостью и дисциплиной, а имеет психогенный характер.

Диагностика школьной дезадаптации

Школьную дезадаптацию на начальном уровне может диагностировать лишь учитель. Для этого требуется оценить уроки в целом, отметить, у кого из детей возникают периодические сложности в усвоении материала, темпе работы, выполнении домашних заданий.

Учитель может заметить у ребенка следующие сигналы дезадаптации:

  • быстрое истощение на уроках и снижение работоспособности (ребенок много крутится, не может долго усидеть за партой, зевает, играет со школьными принадлежностями, не может повторить, о чем только что говорилось на уроке);
  • повышенная утомляемость (внешний вид: ярко-красные щеки, синева над верхней губой, отказ от игр и общения с одноклассниками, отсутствие инициативы на уроках, агрессия по отношению к сверстникам, ходьба на носочках);
  • ошибки в письменных работах (выполнены не по порядку, много помарок и исправлений, не соблюдены правила ведения тетрадей, не вовремя сдаются домашние задания, пропущены буквы в словах);
  • повышенная тревожность при хорошей успеваемости (боится ответов у доски, сомневается в своих способностях, реагирует на замечания слезами или агрессией, при ответах теребит одежду, делает много движений руками, часто моргает или облизывает губы).

Если часто начинает проявляться хоть какой-то из признаков, то учитель обязан побеседовать с родителями и подключить школьного психолога.

Дальнейшее обследование выглядит следующим образом:

  1. Психолог проводит необходимые диагностические методики.
  2. Собирает и анализирует полученные данные, критерии школьной дезадаптации, при необходимости еще раз беседует с ребенком.
  3. Школьник проходит обследование у врача.
  4. Психолог беседует с педагогом, соотнося все результаты с наблюдениями.
  5. Педагог и психолог доносят всю информацию до родителей.

Основные причины возникновения школьной дезадаптации

Главные предпосылки ПШД изучены. Обычно, это целый комплекс разнообразных факторов, не все из которых можно предотвратить.

Повлиять на перечисленные ниже причины не всегда можно, но у  родителей  всегда остаётся возможность прийти ребенку на помощь вовремя. Для этого необходимо внимательно, но ненавязчиво следить за состоянием ребёнка в школе. Невнимательность родителя легко может привести к серьезному невротическому расстройству у ребенка.

Биологические и наследственные предрасположенности

Не секрет, что люди от природы разные. Есть дети с посредственными когнитивными способностями, есть «узкие специалисты», чьи наклонности видны с самых малых лет, а есть настоящие гении. Предугадать, каким будет ребёнок, трудно. Это зависит как от наследственности, так и от средовых условий. 

На вероятность развития психогенной школьной дезадаптации очень влияет то, что мы называем талантами и способностями. У кого-то они есть и сильно развиты — такой ребёнок быстро идёт по программе и даже перегоняет её, а у кого-то, напротив, посредственны или неразвиты в ходе дошкольной подготовки

Если в детском саду  не так важно, кто красивее рисует, лепит или знает английские слова, то в школе всё это приобретает большее значение. Ребёнок, сталкиваясь с оценкой своих знаний, навыков и способностей, испытывает иногда сильный стресс

Хорошо, если школьник окажется достаточно уравновешенным, чтобы не воспринимать всё слишком ярко, но, к сожалению, среди детей такой контроль за эмоциями — большая редкость.

Есть родители, которые не верят, что причиной неуспеваемости может стать недостаток способностей и предпочитают объяснять все неудачи ребёнка недостаточным старанием и ленью. Чтобы опровергнуть подобные заблуждения, достаточно вспомнить такие нарушения развития, как дислексия, дисграфия и дискалькулия, которые непосредственно мешают ребёнку освоить некоторые важнейшие для школьной программы обучения навыки: чтение, письмо, счёт.

Доказано, что полностью здоровыми (а таковыми детские специалисты называют детей без каких-либо отклонений вообще) можно назвать всего-то 5% от общего количества детей. Такие цифры — средний показатель, но это наглядно показывают, что нет ничего постыдного в обращении за помощью, тем более что львиная доля таких нарушений легко устраняется, если вовремя начать работу с ними.

Неуспеваемость, вызванная разными причинами

Неуспеваемость может иметь десятки причин — от затяжного конфликта с учителем до отсутствия способностей к конкретному предмету. На развитие ПШД влияет не столько сам факт низкой успеваемости, сколько отношение ребёнка к данному обстоятельству. По большей части это зависит от характера ребёнка, его уровня самооценки. Если его не особо беспокоит неуспеваемость, то вряд ли она приведет к дезадаптации.

Другое дело, если школьник искренне беспокоится о своих низких показателях. Причиной этому может быть его перфекционизм, излишне эмоциональная или оценочная реакция родителей на отметки, а также влияние успеваемости на социальный статус в коллективе (в младшей школе, до полового созревания и появления других главенствующих факторов такое случается часто).

Погода в доме

Если в семье нет гармонии, то во всех остальных сферах жизни ребёнка его быть не может.  Родители или родитель в основном, являются центром его мироздания. Даже если ребёнок учится в лучшей школе в стране, ситуация дома влияет на него гораздо сильнее. Родителям следует насторожиться, если в их отношениях есть проблемы — как явные вроде развода, так и те, которые пытаются скрыть, а также при напряжённом взаимодействии ребёнка с братьями и сёстрами, если такие есть.

Также есть проблема, которую многие проблемой не считают — родители последних поколений в желании дать ребёнку всё самое лучшее, превращают его рост и развитие в своеобразное соревнование. Лучшее всё — садик, кружки, репетиторы, школа и спортивные секции нередко дают обратный эффект, утомляя ребёнка завышенными ожиданиями, а иногда — прямыми невыполнимыми требованиями.

Школьная система

Современная школа максимально обезличена — но это только полбеды. К сожалению, из нее ушла практика помощи детям, которые отстают по учёбе — учитель нередко не только не обязан этого делать, но и не может физически из-за объёмов своей основной работы.

Как выявить школьную дезадаптацию

Вот несколько типичных признаков:

Повышенная утомляемость

Ребёнок жалуется на усталость при малейших нагрузках, не проявляет инициативы на уроках.‍

Рассеянное внимание. Школьник не может долго усидеть за партой, постоянно отвлекается, отвлекает других или просто сидит на уроках с отсутствующим видом.‍

Измождённое состояние

Бледность, нездоровый румянец, опухшие веки, синева под глазами и над верхней губой. Возможны головокружения, кровотечение из носа и даже обмороки.‍

Проблемы с общением. Ребёнок ведёт себя замкнуто, старается быть незаметным: сторонится одноклассников, ходит на цыпочках.‍

Проблемы с дисциплиной. Ученик всё время опаздывает на уроки, хамит учителю, ругается со сверстниками. ‍

Повышенная тревожность. Школьник боится отвечать на уроках, сомневается в себе, паникует, совершает навязчивые движения.

‍Прокрастинация. Нередки случаи, когда дезадаптированные дети прогуливают школу, а дома имитируют работу над домашними заданиями.

Диагностика

Схема обследования младшего школьника:

  1. Проведение одной из диагностических методик.
  2. Психологическое тестирование.
  3. Обследование у врача.
  4. Собеседование психолога с учителем.
  5. Собеседование с родителями.

Существуют следующие диагностические методики.

Для начальной школы:

  • проективная методика Лускановой «Что мне нравится в школе?»;
  • методика Керн и Йирасека на ориентировочную школьную зрелость;
  • методика Немовой «Какой Я?».

Для среднего и старшего звена:

  • тест Филлипса на уровень школьной тревожности;
  • методика Балабакиной на отношение к школьным предметам;
  • социометрия Дж. Морено;
  • методика Лукьяновой и Калининой на мотивацию обучения.

Педагогическая диагностика предпосылок школьной дезадаптации (на выявление факторов-провокаторов) также содержится в каждой из этих методик.

Профилактика в пределах возможностей родителей и окружения, облегчение течения дезадаптации

Можно ли помочь ребёнку? Однозначно можно и нужно — более того, шансы справиться без помощи взрослых у него околонулевые, вне зависимости от его интеллекта, характера и прочих особенностей. Вы, как родитель или учитель, можете значительно ускорить этот процесс и минимизировать возможный ущерб.

Поддержка и психологическая помощь

Если ребёнок видит, что ему сочувствуют, его любят и понимают, большая часть проблем уходит самостоятельно. Дезадаптация часто возникает из-за фрустрации — ребёнок оказывается один на один со своей проблемой и никак не может с ней справиться ввиду отсутствия опыта. Вы можете показать ему, что неприятности, из-за которых он так переживает, не так значимы, и точно можете не усугублять положение собственными негативными эмоциями.

Отдушина — хобби, спорт, другой коллектив

Как и взрослый человек, ребёнок нуждается в перемене обстановки. Чтобы помочь ему, найдите ему занятие, которое никак не будет напоминать о существующих проблемах — это творчество, спорт, развлекательный кружок по интересам. Общение оздоровит ситуацию, а новый опыт поможет обрести уверенность в себе в тех сферах, где недостатки не будут мешать. Конечно, такой способ не может быть основным — нельзя делать вид, что проблемы нет, и решать её побегом.

Помощь школы

Не боритесь с проблемой в одиночку — школа может и должна помочь. Информируйте персонал о проблемах ребёнка, чтобы он не создавал впечатление отстающего из проблемной семьи или того, кто имеет более серьёзные нарушения, чем ПШД. Кооперируясь с педагогами и школьными соцработниками можно достичь очень многого — они могут инициировать работу с коллективом, пойти на некоторые уступки и предоставить льготные условия для обучения.

Симптомы

Симптоматику родителям школьников необходимо знать, поскольку она является главным диагностическим маркером школьного неблагополучия ребенка. Главные проявления школьной дезадаптации таковы:

  • Малыш не хочет посещать занятия, постоянно оправдывая это болезнью.
  • Говорит в открытую о том, что боится преподавателя.
  • В течение долгого времени не может заснуть, а потом проснуться.
  • У него возникают нервные тики (ребенок может моргать, у него дергается глаз или же другие части тела; возникает симптом «беспокойных рук»).
  • Наблюдаются компульсии, движения навязчивого характера: ковыряние в носу, «ломание» пальцев, ребенок грызет ручку или карандаш.
  • Апатичное состояние, безразличие даже к тем играм и интересам, которые раньше вызывали энтузиазм.
  • Мышечная зажатость, скованность.
  • Ребенок не уверен в себе: он молчит, а если и говорит, то не поднимает глаз.
  • Загораживание тетради руками.
  • Различные нарушения письма, счета, речи.
  • Невнятная или же сбивчивая речь. Малыш заикается.
  • Правша начинает пользоваться левой рукой, а левша – правой.
  • Очень заметными становятся акцентуации характера.
  • На уроке ребенок играет с игрушками.

Школьная дезадаптация – это болезнь, которая имеет психогенную природу и оказывает серьезное влияние на формирование личности школьника. Заболевание нарушает субъективный и объективный статус малыша и в школе, и в семье. Учебно-воспитательный процесс при этом серьезно затрудняется.

Профилактика школьной дезадаптации

Вот ряд рекомендаций для родителей.

Не спешите отдавать в школу своего малыша. Готовность к школе у детей формируется в разное время. Это может быть и в 6, и в 8 лет

Советуйтесь с детским психологом. 
Для того, чтобы ваш ребенок не боялся школы, еще до начала обучения разговаривайте с ним на эту тему, объясняйте, какие трудности ему могут встретиться и как с ними справляться. 
С помощью игр, чтения книг, поручений в помощи по дому развивайте у ребенка память, мышление, внимание, учите прилагать усилия для получения нужного результата. Например, во время уборки комнаты можно поиграть в такую игру: на полочке стоит 7 разных предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них, затем закрыть глаза

В это время спрячьте один предмет. Ребенок должен открыть глаза и определить, какого предмета не хватает. Это упражнение развивает зрительную память, внимание, и очень нравится детям. 
Играйте с ним в школу, пусть его куклы и медведи приходят учиться и попадают в различные ситуации, которые ребенок должен с вашей помощью решить. 
Как можно больше читайте ребенку, и не только сказки, но и познавательную литературу. Это пробуждает у малыша интерес к новым знаниям, развивает любопытство, познавательные процессы. 
Познакомьте ребенка с режимом школьного дня в играх или беседах. 
Делитесь своими воспоминаниями об учителях, формируя у ребенка положительный образ учителя, чтобы предотвратить страх перед незнакомыми взрослыми. 
Рисуйте картинки в тетрадках по клеточкам и линейкам, этим вы научите ребенка их видеть и разовьете мелкие мышцы пальчиков, необходимые для письма. 
Хорошо развивают пальцы, а так же воображение рисование красками, лепка из глины или пластилина, вырезание из бумаги разных фигурок. 
Поиграйте в игру «Маша (Миша) собирается в школу», учите быстро одеваться, собирать нужные предметы. 
На улице обращайте внимание на правила поведения на дорогах, приучайте быть внимательным, осознавать опасность. 
Играйте с конструктором, мозаикой, развивающими играми, знакомьте ребенка с окружающим миром, рассказывайте о том, мимо чего проходите. Просите его рассказать папе (маме) чем вы занимались дома или на прогулке в их отсутствие, побуждайте малыша делиться с вами впечатлениями о детском садике, а потом и о школе, чтобы развивать его речь.

Попросите ребенка внимательно посмотреть на них, затем закрыть глаза. В это время спрячьте один предмет. Ребенок должен открыть глаза и определить, какого предмета не хватает

Это упражнение развивает зрительную память, внимание, и очень нравится детям. 
Играйте с ним в школу, пусть его куклы и медведи приходят учиться и попадают в различные ситуации, которые ребенок должен с вашей помощью решить. 
Как можно больше читайте ребенку, и не только сказки, но и познавательную литературу. Это пробуждает у малыша интерес к новым знаниям, развивает любопытство, познавательные процессы. 
Познакомьте ребенка с режимом школьного дня в играх или беседах. 
Делитесь своими воспоминаниями об учителях, формируя у ребенка положительный образ учителя, чтобы предотвратить страх перед незнакомыми взрослыми. 
Рисуйте картинки в тетрадках по клеточкам и линейкам, этим вы научите ребенка их видеть и разовьете мелкие мышцы пальчиков, необходимые для письма. 
Хорошо развивают пальцы, а так же воображение рисование красками, лепка из глины или пластилина, вырезание из бумаги разных фигурок. 
Поиграйте в игру «Маша (Миша) собирается в школу», учите быстро одеваться, собирать нужные предметы. 
На улице обращайте внимание на правила поведения на дорогах, приучайте быть внимательным, осознавать опасность. 
Играйте с конструктором, мозаикой, развивающими играми, знакомьте ребенка с окружающим миром, рассказывайте о том, мимо чего проходите

Просите его рассказать папе (маме) чем вы занимались дома или на прогулке в их отсутствие, побуждайте малыша делиться с вами впечатлениями о детском садике, а потом и о школе, чтобы развивать его речь.

Ваши старания не пройдут бесследно. Сын или дочь будут радовать вас хорошим поведением и отличной учебой, и вы никогда не узнаете, что дезадаптация – это неумение ребенка приспособиться к новой жизни.

Уровни развития

Виктор Ефимович Каган (доктор медицинских наук, клинический психолог, психиатр и психотерапевт) вплотную занимался вопросами школьной дезадаптации. Он выделял в процессе её развития следующие этапы.

Виктор Ефимович Каган

Педагогический

Когда ребёнок попадает в некомфортную ситуацию, он испытывает не только психологическую фрустрацию, но и физиологические проблемы, которые на данном этапе выражаются:

  • аффективной лабильностью;
  • невозможностью длительного умственного и физического напряжения;
  • невыносимостью громких звуков, резких запахов, яркого света;
  • нетерпеливостью;
  • неусидчивостью;
  • перепадами настроения;
  • повышенной утомляемостью;
  • потерей самообладания;
  • проблемами с засыпанием и пробуждением и др.

Все эти астенические проявления на данном этапе наблюдаются только при возникновении конфликтной, проблемной ситуации, носят неустойчивый характер и легко поддаются коррекции.

Психологический

Если ребёнок не получает помощи извне и не может справиться с ситуацией, он начинает психологически защищаться через асоциальные поступки: отказывается выходить к доске, идти с утра в школу, выполнять требования учителя и т. д. В 95% случаев взрослые (педагоги и родители) вместо того, чтобы разобраться с причинами такого поведения, усугубляют ситуацию: ругаются, наказывают, ставят плохие оценки.

В связи с этим на данном этапе астенические нарушения приобретают постоянный характер и усугубляются. Если раньше ребёнок просто не мог долго уснуть, теперь он страдает от бессонницы. Если прежде он мог отказаться от обеда, но, проголодавшись, съедал ужин, то здесь может наблюдаться полная потеря аппетита. В подростковом возрасте это чревато пищевыми расстройствами, анорексией. Реакция психологической защиты начинает распространяться и на внешкольную деятельность.

Состояние требует помощь квалифицированного психолога. В большинстве случаев он её не получает и переходит в разряд «глубоко трудных детей с асоциальным поведением».

Физиологический

Не найдя выхода из сложившейся ситуации, ребенок распространяет своё предвзятое отношение на всех окружающих. Если в начале развития школьной дезадаптации у него случился конфликт только с одним учителем, теперь он считает, что абсолютно все взрослые не способны его понять, а значит, не нужно и пытаться наладить с ними контакты. Если поначалу ему физически трудно было просыпаться и не опаздывать на уроки, сейчас он перестаёт контролировать этот момент и практически всегда приходит не вовремя.

От простого асоциального поведения дезадаптация отличается тем, что с каждым разом соматовегетативные проявления становятся всё более глубокими и могут перейти в хронические неврозы. Они, в свою очередь, приводят к нарушениям в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. Становится понятным утверждение медиков, которые заявляют, что состояние здоровья большинства подростков продиктовано психологическими проблемами. И одной из самых частых является как раз запущенный и уже устоявшийся синдром школьной дезадаптации.

По своей длительности этапы формирования дезадаптации у каждого школьника индивидуальны. Но чем раньше будет оказана психолого-педагогическая помощь и поддержка со стороны родителей, тем больше шансов на успешную коррекцию и отсутствие осложнений в плане психического и физического здоровья.

Здесь особое внимание стоит обратить на то, что даже на последнем этапе поведение ученика может измениться в лучшую сторону под влиянием определённых факторов, т. е

психологически он может постепенно начать приходить в норму. Однако те соматовегетативные проявления, которые он приобрёл, останутся с ним и будут требовать постоянного медицинского контроля.

Какие существуют типы школьной дезадаптации?

Для начала стоит понять, как распознавать данный вид нарушения адаптации ребенка. Можно перечислить следующие аспекты:

  • Сниженная успеваемость по учебному материалу, который соотносится с возрастом и способностям самого ученика, необходимость оставаться на второй год, постоянная неуспеваемость, наличие дефицита знаний общеобразовательных, дефицит нужных навыков
  • Нарушения в эмоциональном состоянии к непосредственному процессу обучения, к преподавателям, нюансам, которые связаны с процессом учебы;
  • Наличие сбоев в поведении, которые проявляются время от времени, но не могут быть скорректированы (пренебрежение установленными нормами и правилами в школе, вандализм в крайней степени, враждебность в отношении других учеников);
  • Патологическая дезадаптация, которая представляет собой последствия сбоев в работе нервной системы, сенсорных анализаторов, заболеваний головного мозга, появления самых разных фобий;
  • Психосоциальная проблема может считаться проявлением именно половых, возрастных персональных особенностей конкретного ребенка, что в свою очередь требует учета его индивидуальности, специального подхода в обстоятельствах общеобразовательной школы (см. Уверенность в себе у ребенка);
  • Социальная дезадаптация, которая содержит: асоциальное поведение (см. Ребенок делает назло), подрыв существующего порядка.

Специалисты отметили типы проявления, сопряженные со школьной дезадаптацией.

Первый тип представляет собой школьную дезадаптацию, связанную с когнитивными особенностями. Она находит свое отражение в отсутствии успехов у ребенка во время обучения установленной программе, которая должна соответствовать способностям далеко не каждого ученика.

Второй тип школьной дезадаптации содержит регулярные проблемы именно эмоционально – личностного отношения, который касается процесса обучения, как в целом, так и в частности к конкретным предметам. Можно выделить наличие тревожного расстройства, переживаний, которые относились к проблемам, возникающим в школе.

Третий тип школьной дезадаптации сопряжен с конкретными особенностями поведения. Может наблюдаться повторный сбой форм поведения в среде школы и непосредственном процессе обучения (проявления раздражительности, отсутствие желания завязать общение, наличие реакций, связанных с отказом);

Четвертый тип школьной дезадаптации – различные отклонения в физическом развитии, непосредственном здоровье ребенка.

Пятый тип школьной дезадаптации получил название коммуникативного. Он сопряжен с затруднениями, которые испытывает ребенок при межличностном взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Как проявляется школьная дезадаптация и что нужно делать для ее устранения?

  • Ребенок плохо учится по всем предметам. Возникает в результате неподготовленности к школе, неправильного воспитания в семье, недостатков развития, а также из-за отсутствия помощи и поддержки от учителей и родителей.Рекомендация: вместе с педагогом выясните, какие процессы, необходимые для успешной учебы, не сформированы у вашего ребенка, постарайтесь следовать советам учителя. 
  • Ребенок не может самостоятельно регулировать свое поведение, на уроках шумит, может неожиданно расплакаться или рассмеяться, невнимателен, рассеян, не хочет учиться. Обычно так себя ведут дети, которых в семье или очень строго контролируют, или, наоборот, позволяют все.Рекомендация: побеседовать с учителем о его отношениях с ребенком в классе, обратиться к школьному психологу за советами по изменению поведения ребенка. Не нужно резко ужесточать или ослаблять требования к первокласснику, формирование новых навыков должно происходить постепенно, чтобы не травмировать ребенка, которому и так нелегко. 
  • Малыш часто опаздывает в школу, не успевает выполнять задания на уроках, сильно устает к концу учебного дня. Эти признаки проявляются у часто болеющих школьников, а также говорит о слабой нервной системе, возможной задержке развития или неправильном воспитании дома.Рекомендация: постараться приучать ребенка все делать вовремя, изменить нагрузку на него в течение дня. 
  • Малыш боится школы. Чаще такие дети приходят из неблагополучных или разводящихся семей.Рекомендация: ребенку нужна помощь психолога. 
  • Малыш хорошо развит интеллектуально, но нет интереса к учебе, он недисциплинирован, плохо учится. Поведение ребенка может объясняться несколькими причинами: в семье с ним обращаются как с маленьким, стремятся как можно дольше удержать его в детстве; ребенок психологически не готов к школе; дома неблагоприятная ситуация, поэтому школа в данный момент его не интересует.Рекомендация: нормализовать обстановку в семье; обращаться с ребенком в соответствии с его возрастом. Вместе с педагогами школы формировать готовность ребенка к учебе.

  Узнайте, какие ошибки родители совершают чаще всего при переходе ребенка из детсада в школу (читать здесь), а также как обеспечить преемственность детского сада и школы (читать здесь). – дезадаптация это

Коррекция школьной дезадаптации

Каждый случай требует индивидуального решения. В любом случае проблему можно решить только совместными действиями психолога, учителя и родителей.

Прежде всего, ребёнок нуждается в квалифицированной психологической поддержке. Специалист выяснит причины дезадаптации, оценит психофизическое состояние школьника и примет соответствующие меры.

Дезадаптация — это не проблема одного ребёнка

Это комплекс трудностей, которые специалист поможет прояснить и сформулировать, а затем совместно с семьёй построит маршрут к решениям.Важно собрать воедино все нюансы: учесть тип нервной системы, школьные взаимоотношения и успеваемость, стиль воспитания и семейные ценности. Самое главное — работа психолога должна быть направлена на всю семью, ведь ребёнок не существует отдельно от родителей

Родителям важно повышать самооценку ребёнка, обучать правилам, учить обращаться за помощью к взрослым и планировать ближайшее будущее. , психолог «Домашней онлайн-школы Фоксфорда».

Учителя также должны помочь школьнику адаптироваться: поддерживать доброжелательную атмосферу на уроках и относиться к проблемам ребёнка с пониманием.

Но любые психолого-педагогические меры будут неэффективны без участия родителей

Важно выстраивать с ребёнком доверительные отношения, проявлять участие, подбадривать его и хвалить за успехи

Не стоит ругать ребёнка за плохие оценки или за то, что он не может найти общий язык с учителями и другими детьми. Любую критику нужно подавать деликатно и конструктивно — не просто указывать на недостатки, а подсказывать методы решения проблем.

Постарайтесь найти общее увлечение для всей семьи, которое поможет ребёнку абстрагироваться от школьных неприятностей и с удовольствием проводить время с близкими.

Если отношения с учителями или одноклассниками никак не складываются — стоит сменить школу или форму обучения. Например, попробовать учиться онлайн.

Учитесь бесплатно

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Получить демодоступ на неделю

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: