Что значит любить себя?
Уверенность в себе психология связывает с умением любить себя. Многие люди боятся этого чувства, ведь принято считать, что это признак нарциссизма и даже эгоизма. Но это не совсем так. Любовь к себе означает умение не забывать о своих желаниях и потребностях, мечтах и самореализации. При этом вы можете все также помогать окружающим, не боясь быть обвиненным в эгоизме.
Для того чтобы научиться любить и уважать себя, нужно запомнить следующие моменты:
- Человек должен стать для себя самого хорошим другом. Это значит, что к себе нужно относиться с такой же любовью и терпимостью, заботой и великодушием, как к близкому другу или родственнику.
- Не придавайте слишком большого значения тому, что подумают о вас окружающие. Утверждение о том, что со стороны виднее, не всегда правильно. Только следуя своим собственным убеждениям, можно прийти к самоуважению.
- Не попадайте в зависимость к людям, привычкам, предметам. Это делает вас неполноценным человеком, который не может в полной мере использовать все возможности, которые ему предоставляются.
Тест на самоуважение
Диагностика уровня уважения к себе осуществляется с помощью шкалы Розенберга. Определение проводится на основании ответов на вопросы. Цифрами обозначают согласие или несогласие напротив утверждения:
- 4 – полное согласие;
- 3 – согласие;
- 2 – несогласие;
- 1 – абсолютное несогласие.
Тест состоит из утверждений, показывающих отношение человека к себе и его мнение о собственных качествах. Возле каждого вопроса ставят соответствующую цифру и в конце подсчитывают результаты.
Если, например, получилось от 10 до 18 баллов – уважения к себе не хватает, человек склонен винить себя и видит только недостатки. 18-22 балла говорят о балансе между самоуважении и самоуничижении, мнение постоянно колеблется в разные стороны. 23-34 балла свидетельствуют о том, человек адекватно оценивает способности и таланты, но склонен к самобичеванию в случае неудачи. Если испытуемый набрал 35-40 баллов, то он уважает личностные и профессиональные качества.
В самоуважении личность нуждается больше, чем в признании окружающих. Этим способом достигается саморазвитие, постижение духовного мира.
Иногда самоуважение снижается, это происходит, если часто случаются неудачи, но есть методы, позволяющее вернуть его в нормальное состояние.
Недостаток самоуважения
Чувство самоуважения представляет собой, как говорят специалисты, совокупность из нескольких факторов
Оно зависит от того как человек себя ощущает в текущий момент и вообще, насколько он нравится себе, каковы его притязания, как высоко он оценивает важность себя и своих целей, свои возможности. Разумеется, в жизни каждого из нас полно таких ситуаций, которые подрывают какой-либо из этих факторов и, следовательно, вызывают недостаток самоуважения
Здесь особой ценностью обладает совет, призывающий гордо сносить жизненные неудачи и всегда подниматься после падения.
Когда человек ощущает, что ему недостает самоуважения, это компенсируется чрезмерной и показательной скромностью. Многим из нас с детства прививают убеждение, будто скромность – это крайне положительная черта. С одной стороны, так и есть, однако она весьма непрактична. Действительно положительная черта, которая способствует саморазвитию, успеху, и в то же время положительно влияет на культуру поведения – это адекватная самооценка и самоуважение. У скромности также есть свои положительные черты, но они особо важны для людей, которые стремятся избегать неудач, что хорошо для них в краткосрочной перспективе.
Можно избежать недостатка самоуважения, если вы ощущаете, что подвержены подобному состоянию.
Психологи дают следующие советы:
• Старайтесь составить четкий график своих дел и обязанностей. Делая все вовремя, вы обезопасите себя от неудач.
• Если возникает проблема, ищите пути ее решения, а не оправдания.
• Следите за собственным видом. Если вы будете следить за порядком вокруг, то всегда будете ощущать уверенность.
• Всегда следуйте своим принципам и совести. Не стесняйтесь прибегнуть к положительным аффирмациям и поддерживать себя положительными установками.
• Научитесь быть ответственным человеком, прощать обиды, забывать все дурное и помнить о положительных жизненных моментах.
• Научитесь планировать. Осознайте и примите свои цели и возможности их реализации, обдумайте все пути достижения желаний, оцените свои силы.
• Возьмите за правило всегда совершать обещанное другим и никогда не лгать.
Как самооценка влияет на человека
Много факторов влияет на самооценку и, вместе с этим, много на что влияет сама самооценка. Она воздействует на процесс принятия решения, наши отношения с окружающими, эмоциональное здоровье. Рассмотрим подробнее, как самооценка может влиять на личность в целом, на обучение и на построение карьеры.
На личность
Для человека самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию.
- Регуляторная функция отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Это, в свою очередь, помогает человеку воспринимать собственный успех или неуспех, ставить дальнейшие цели.
- Защитная функция обеспечивает относительную независимость личности, формирование собственного мнения, которое человек может высказывать и отстаивать в общении с другими людьми.
Как объясняет Владимир Шляпников, при здоровой самооценке человек адекватно оценивает свои возможности и ставит реальные цели. Например, если человек не является профессиональным спортсменом, но захочет принять участие в марафоне, он поймет, что ему для подготовки к забегу понадобится гораздо больше времени на подготовку, чем опытным атлетам; исходя из этого знания он примет решение, стоит ли ставить такую цель и как ее достигать. При этом, отмечает Шляпников, это не значит, что люди с адекватной самооценкой не могут ставить перед собой сложные цели — они должны это делать, и, как правило, люди с адекватной самооценкой достигают своих целей. «Такой человек добивается успеха и действует при этом на пределе своих возможностей, что позволяет ему развиваться как личности и профессионалу. При неадекватно завышенной самооценке человек неизбежно будет сталкиваться с неудачами. Ставя заведомо нерешаемую цель, человек вряд ли ее достигнет, как бы не старался. А сам процесс достижения цели может нести угрозу жизни и здоровью», — говорит он.
По словам эксперта, неадекватно заниженная самооценка плоха тем, что человек тоже не развивается. Он избегает риска, сложных задач, идет по пути наименьшего сопротивления, боится раскрыться в полной мере.
Экономика образования
Прокачка для ума: четыре ключевых навыка успешной личности
На обучение
В подростковом возрасте самооценка ученика оказывает значительное влияние почти на все, что он делает в школе — как справляется с трудностями, как взаимодействует с другими людьми. И в детстве, и во взрослом возрасте низкая самооценка может снизить желание человека учиться, его способность сосредоточиться на процессе обучения. При этом из-за завышенной самооценки и внутренней позиции «я все знаю», у человека в принципе может пропасть желание учиться новому, а значит — развиваться.
На профессиональную сферу
О том, что самооценка может серьезно повлиять на профессиональную сферу человека, говорят опрошенные РБК Трендами эксперты. По словам гештальт-терапевта и консультанта онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk Валентина Оськина, заниженная самооценка мешает человеку работать, развиваться и иметь высокий доход.
«Человек с заниженной самооценкой в реальности может быть хорошим профессионалом, может и не лучшим, но хорошим. Такой взгляд на себя нередко заставляет человека не только верить в то, что его деятельность не хороша, но и что исправить это он тоже не в силах — ведь нужно быть более умным, волевым, осознанным, терпеливым и так далее», — говорит эксперт.
Экономика образования
Почему повышение квалификации способствует улучшению самооценки
Рассмотрим, как проявляется завышенная и заниженная самооценка и с какой самооценкой человек более эффективен — в личных целях и в работе.
Виды и уровни самооценки
В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.
Адекватная самооценка
Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.
Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:
- правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
- ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
- способен критически посмотреть на себя со стороны;
- старается предвидеть результаты своих поступков.
Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.
Неадекватная самооценка
Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.
Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.
Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой
Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:
- они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
- не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
- часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
- подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
- отвергают помощь и поддержку окружающих;
- в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
- не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
- часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
- имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.
Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.
Заниженная самооценка
Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:
нерешительность и чрезмерная осторожность;
зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих;
комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость;
чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
мелочность, мстительность и завистливость;
страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.
Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.
Какой должна быть самооценка
Психологи утверждают, что для личности эффективным является достаточно высокая общая самооценка и адекватные частные самооценки разного уровня. То есть, человек в целом может считать себя хорошим человеком, но понимать свои слабые стороны. При этом Владимир Шляпников утверждает, что неадекватная самооценка — это не проблема, а симптом. Поэтому нужно корректировать не саму самооценку, а решать проблемы, которые на нее влияют. Говоря об общих способах повысить самооценку, психологи советуют минимизировать общение с людьми, которые принижают достижения человека; заботиться о себе, делать вещи, которые приносят радость; установить личные границы и следить за их соблюдением; чаще хвалить себя за даже небольшие достижения.
«Часто спрашивают, что лучше — заниженная или завышенная самооценка. Ответ простой — лучше всего адекватная, поскольку в предыдущих случаях она не соответствует реальности», — говорит Валентин Оськин. Эксперт дает пять советов, как воспитать адекватную самооценку:
- Хорошо понимать и соотносить свои реальные возможности, ограничения, навыки, умения и прочие качества с объективной реальностью. Например, если человек хочет повышения на работе, но должен обучится новым навыкам, применять их на практике, а не просить повышение, «просто потому что он хочет».
- Давать себе здоровую обратную связь о своей деятельности, учитывающую все стороны его деятельности, а не только позитивную или негативную. То есть не только хвалить себя, но и работать над своими ошибками.
- Принимать критику других людей, не делая ее частью своей личности. Если работнику сказали, что он плохо выполнил задание, человеку следует понимать, что речь идет исключительно об этом задании, и это не означает что он — плохой человек или работник.
- Адекватно воспринимать похвалу. «Человеку приятно и ценно мнение других людей, но это не должно влиять на то, как он сам относится к себе, и он не должен пытаться делать что-либо, чтобы похвалу заслужить: он и без других знает, что он хороший», — говорит эксперт.
- Отделять свою деятельность, ее процесс, результаты, и их качество от своей личности — человек всегда больше, чем результат его деятельности. «Проще говоря — если ты печешь блинчик, и он получается горелый, ты сам не становишься горелым блинчиком, твоя личность и опыт не сжимаются до горелого блинчика», — приводит пример Оськин.
Эксперты говорят, что стремиться к завышенной самооценке не стоит еще по одной причине. Дело в том, что достигнутый реальный успех человека с завышенной самооценкой будет выглядеть для него неполным. Вокруг нас есть примеры людей с деньгами, властью и впечатляющей карьерой, которые при этом не получают удовольствия от достигнутого.
Кроме того, в Сети есть множество тестов и методик на выявления уровня самооценки. Один из них — шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, которая считается классическим методом оценки уровня своей тревожности.
Понятие самоэффективность и кто его придумал
Самоэффективность — оценка личностью собственных способностей справляться с определенными задачами в любой ситуации, суждение о действиях, которые он может совершить, что влияет на выбор стратегии действий и определение целей.
Понятие самоэффективность ввел в психологию американский психолог Бандура, который всю жизнь занимался исследованием поведения личности и причин тех или иных человеческих действий. Многие ученые утверждают, что поведение человека зависит в основном от внутренних процессов (побуждений, влечений, потребностей и т.д ). Концепция самоэффективности Бандуры не отвергает эти факторы, но добавляет сюда еще два вектора, которые влияют на поведение человека. Это условия внешнего окружения и человеческая вера, ожидания, цели и намерения, которые формируют поведение человека.
Человек сам регулирует свое поведение, причем часто своими действиями осознанно поощряет или наказывает себя. Если человек повел себя против собственных же моральных принципов, то он начинает переживать и осуждать себя. Поэтому образуется такая поведенческая цепочка: проступок – внутренний дискомфорт – наказание – облегчение.
Также Бандура ввел понятие саморегуляция, которая основана на самооценке человека. Самооценка повышается или понижается в зависимости от того, какой деятельностью занимается человек и самостоятельно ли он достигает успеха в этой сфере. Если дело касается его лично и он достигает в этом успеха, конечно, вырастает самооценка, появляется гордость за себя. В результате появляется поощряющее поведение самого себя. И наоборот, осуждая себя – появляется негативная реакция и человек наказывает себя.
Веди себя хорошо, и в будущем тебе это поможет
Своеобразным стандартом является поведение человека в прошлом. В соответствии с прошлым поведением можно оценить насколько адекватно поведение человека на сегодняшний день. Поведение в прошлом формирует самооценку и влияет на то, какие цели будет ставить перед собой человек в будущем.
В зависимости от того, как человек определяет свою эффективность, он может либо расширять, либо ограничивать возможности выбора перед собой. Выбор деятельности, усилий, которые необходимы для преодоления препятствий и настойчивости, с которой он будет решать определенные проблемы. Поэтому самооценка эффективности влияет и на поведение человека, на его эмоции и мотивацию к действию.
Те люди, которые осознают свою эффективность, способны приложить максимум усилий для выполнения сложных задач. А люди, которые сомневаются в своих способностях, быстро опускают руки и сдаются. Люди с высокой самоэффективностью ожидают успех, поэтому их деятельность всегда приносит положительный результат. Люди с низкой самоэффективностью постоянно сомневаются в себе и ожидают провала, поэтому зачастую их преследуют неудачи. Это замкнутый круг, думая о провале, получаем неудачу, и как результат падает самоуважение
Такие люди уделяют слишком большое внимание своим недостаткам, занимаются постоянно самокритикой по поводу своей некомпетентности
Самоуважение и самооценка
Самоуважение – производное самооценки
Поэтому так важно, чтобы она была адекватной. При заниженной самооценке возникает недостаток самоуважения, при завышенной – преувеличенное чувство собственной значимости
Оба перекоса ведут к краху надежд и утрате смысла жизни.
Тот, кто недооценивает себя, кто печется не о победах, а об уклонении от поражений, никогда не будет счастлив. Увы, подобных личностей на свете пруд пруди. Самая большая среди них группа – люди с высшим образованием, удовлетворяющиеся неквалифицированным трудом, избавляющим от груза ответственности. Такое отношение к своему потенциалу – метание бисера перед свиньями – свидетельствует о неукрепленной самооценке.
Непродуктивен и завышенный уровень притязаний, возникающий на почве переоценки собственных возможностей. Поставив перед собой непреодолимые барьеры, человек набивает себе кучу шишек, так и не достигнув цели. Все предпринимаемые им шаги наталкиваются на череду неудач и увенчиваются глубокой неудовлетворенностью.
Э. Фромм предупреждал еще об одной опасности: самоуважение большинства людей легко поколебать из-за зависимости их самооценки от мнения окружающих. Многим нужно ежедневно слышать от других: «Ты замечательный». Иначе они перестают себя уважать, постоянно опасаются, что окружающие – не дай Бог! – изменят к ним свое отношение. Приходится постоянно доказывать что-то другим и себе. Подобная уязвимость обрекает человека на ежедневные испытания.
Эгоизм и саморазвитие
Общество воспринимает эгоистов, как персонажей живущих только во благо себя. Но, способен ли каждый из нас делать столь много для других, как для собственной личности? Речь не об отдельно взятых действиях, а об осознанных поступках. Возможно, действия, совершаемые нами, осуществляются только для личного блага. Давайте разберемся, что собой являет эгоизм и как он влияет на саморазвитие личности.
В процессе развития человека, потребности в лучшей жизни постоянно растут. Еще сто лет назад никто не имел понятия о телевизоре, самолетах и интернете в то время, как сегодня каждому это необходимо. Технический прогресс продлевает жизнь, делая ее удобной и безопасной, что совпадает с главными требованиями человека. Такой эгоизм называется здоровым и разумным, не неся негативных последствий для внешнего мира. Он не влияет на саморазвитие, и нередко стимулирует самосовершенствование, а вместе с ним и прогресс.
Проблема состоит в перенасыщении человека комфортом и удовольствиями, что превращается в переизбыток желаний и эгоизма. Если ранее у людей не было возможностей для отдыха и развлечений, новости передавались неделями, то сегодня количество информации и соблазнов превышает все мыслимые границы.
К сожалению, мир пестрит наиболее примитивными удовольствиями, пригодными для тела и психики. Но, отсутствие духовного отдыха побуждает поиску более качественного времяпровождения. Со временем человек осознает, что радость жизни, духовное и семейное счастье — главная цель каждого из нас. Но, до того, как личность это осознает, она ищет другие пути удовлетворения потребностей, что приводит к открытой степени эгоизма.
Тест на самоуважение
Диагностика уровня уважения к себе осуществляется с помощью шкалы Розенберга. Определение проводится на основании ответов на вопросы. Цифрами обозначают согласие или несогласие напротив утверждения:
- 4 – полное согласие;
- 3 – согласие;
- 2 – несогласие;
- 1 – абсолютное несогласие.
Тест состоит из утверждений, показывающих отношение человека к себе и его мнение о собственных качествах. Возле каждого вопроса ставят соответствующую цифру и в конце подсчитывают результаты.
Если, например, получилось от 10 до 18 баллов – уважения к себе не хватает, человек склонен винить себя и видит только недостатки. 18-22 балла говорят о балансе между самоуважении и самоуничижении, мнение постоянно колеблется в разные стороны. 23-34 балла свидетельствуют о том, человек адекватно оценивает способности и таланты, но склонен к самобичеванию в случае неудачи. Если испытуемый набрал 35-40 баллов, то он уважает личностные и профессиональные качества.
В самоуважении личность нуждается больше, чем в признании окружающих. Этим способом достигается саморазвитие, постижение духовного мира.
Иногда самоуважение снижается, это происходит, если часто случаются неудачи, но есть методы, позволяющее вернуть его в нормальное состояние.
1 Почему отсутствует самоуважение?
Иметь чувство собственного достоинства, значит, принимать себя в качестве значимого человека. Самоуважение дает внутреннее спокойствие и уверенность. Важную роль в развитии уважения и любви к себе играет правильное воспитание, ведь чувство собственного достоинства формируется с детских лет. Например, неправильные фразы: «Ты должен быть хорошим мальчиком (хорошей девочкой)» или «Будешь наказан, пока не поймешь свой недостойный поступок», приводят к неправильной модели взрослого поведения. Человек с детства ощущает себя недостойным человеком. Не исключено и отвращению к самому себе. Нельзя говорить ребенку и такие фразы:
- у тебя не получится;
- это занятие тебе не по силам;
- он (она) справится лучше;
- займись чем-то другим;
- у тебя недостаточно сил для этого.
Примеры такого воспитания приводят к отсутствию стремлений и неуверенности в себе. Человек будет жертвовать своими интересами ради выгоды других, а сам не сможет добиваться целей или ставить их перед собой. Ему придется тратить много сил впустую и постоянно чувствовать неудовлетворение.
Если с самого детства сталкиваться со сравнением себя с другими детьми, чувство собственной значимости никогда не появится. Самооценка будет занижена, а шансы на успешную жизнь сведены к нулю. Ребенку необходимо объяснять, что он способен справиться со всем, если сам этого захочет. Что нет ничего такого, чему бы он не научился.
Уверенность в себе, здоровая самооценка, отсутствие необходимости доказывать кому-то что-либо и умение рассчитывать свои силы обязательно сформируют уважение к себе. Когда человек почувствует себя личностью, он не позволит себе недостойного поведения и неуважения к себе и своим интересам.
Адекватное самоуважение
Самоуважение развивается в несколько уровней, которые показывают, насколько личность нуждается в самореализации.
Если он высокий, то человек не испытывает дискомфорта в обществе, четко ставит перед собой цели и достигает их. Он не оправдывается перед другими, не добивается одобрения, а живет по своим внутренним законам. Для такой личности большое значение имеет самореализация, она пытается достигать поставленных целей, воплощать свои стремления.
Но большинству людей присущ средний уровень самоуважения. В своих решениях они учитывают мнение окружающих, но не слепо доверяют ему. Такие люди имеют потребность в уважении остальных, позволяющем осознать собственную значимость, добиваются целей.
Черты характера как инструмент психологической оценки и понимания человека
Под чертами характера в психологии понимают индивидуальные, достаточно сложные особенности, которые являются для человека наиболее показательными и позволяют с большой долей вероятности предсказывать его манеру поведения в конкретной ситуации. То есть, зная о наличии у конкретного человека некоторых черт, можно предугадывать его последующие действия и возможные поступки в том или ином случае. Например, если человек имеет ярко выраженную черту отзывчивость, то существует высокая вероятность того, что в сложный момент жизни он придет на помощь.
Черта – одна из наиболее важных и существенных частей человека, его стабильное качество и устоявшийся способ взаимодействия с окружающей действительностью. В черте характера кристаллизируется личность и отражается ее целостность. Черта характера человека – это реальный способ решения многих жизненных ситуаций (как деятельностных, так и коммуникативных) и поэтому их нужно рассматривать с точки зрения будущего. Итак, черты характера являются прогнозом действий и поступков личности, так как они отличаются стойкостью и делают поведение человека предсказуемым и более очевидным. Благодаря тому, что каждая личность уникальна, существуют огромное разнообразие уникальных черт характера.
Особые черты своего характера каждый человек приобретает на протяжении всей своей жизни в обществе, причем нельзя считать все индивидуальные приметы (черты) характерологическими. Такими будут только те, которые в не зависимости от жизненной ситуации и обстоятельства всегда будут проявляться в идентичном способе поведения и одинаковом отношении в окружающей действительности.
Таким образом, для того, чтобы дать оценку психологи личности (охарактеризовать его) как индивидуальности, необходимо определить не всю сумму индивидуальных качеств человека, а выделить те черты и качества характера, которые являются отличительными от других людей. Не смотря на то, что эти черты индивидуальны и различны, они должны составлять структурную целостность.
Черты характера человека являются приоритетными при изучении его личности, а также для понимания и прогнозирования его действии, поступков и поведения. Действительно, любой вид деятельности человека мы воспринимаем и понимаем как проявление определенных черт его характера. Но, характеризуя личность как социальное существо, важным становится не столько проявление черт в деятельности, как то, на что именно направлена эта деятельность (а также чему служит человеческая воля)
В этом случае следует обращать внимание на содержательную сторону характера, а конкретнее, на те черты характера личности, которые составляют общую структуру как ее психического склада. Они выражаются в: цельности-противоречивости, единстве-раздробленности, статичности-динамичности, широте-узости, силе-слабости