Асинхронии и гетерохрония развития в детском возрасте
Асинхрония – искаженное диспропорциональное дисгармоничное психическое развитие, которое характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонии личности и психики в целом
П.К.Анохин рассматривает отличие асинхронии от физиологической гетерохронии, т.е. от разновременности созревания церебральных структур и функций.
Перестройка и усложнение протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии.
Каждая из психических функций имеет свою хронологическую формулу, свой цикл развития.
Асинхрония как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие (Ковалев), характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом. Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций (Анохин). Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии — разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою «хронологическую формулу», свой цикл развития. Наблюдаются сенситивные периоды более быстрого, иногда скачкообразного развития функции и периоды относительной замедленности ее формирования.
На ранних этапах психического онтогенеза наблюдается опережающее развитие восприятия и речи при относительно замедленных темпах развития праксиса. Взаимодействие восприятия и речи является в этот период ведущей координацией психического развития в целом. Речь, по выражению Выготского, характеризуется прежде всего гностической функцией, которая проявляется в стремлении ребенка «замеченное ощущение обозначить, сформулировать словесно». Чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координации возникает на пути ее формирования. В патологии происходит нарушение межфункциональных связей. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействия со стороны других психических функций, стереотипизируется, фиксируется, зацикливается в своем развитии. Изолированной может оказаться не только поврежденная, но и сохранная функция, что происходит в том случае, когда для ее дальнейшего развития необходимо координирующее воздействие со стороны нарушенной функции. Так, при тяжелых формах умственной отсталости (F70-F79) весь моторный репертуар больного ребенка может представлять собой ритмическое раскачивание из стороны в сторону, стереотипное повторение одних и тех же актов. Подобные нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько недоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер.
Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникает их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Явления фиксации представлены в познавательной сфере в виде различных инертных стереотипов. Инертные аффективные комплексы тормозят психическое развитие. Так, по данным Макфарлейн, «пик» детских страхов в норме ограничен сенситивными возрастами 3 и 11 лет. В патологическом онтогенезе страхи, фиксируясь, распространяются и на другие возрастные периоды (Злотович).
Причины возникновения
Как приводилось выше, ретардация является понятием противоположным акселерации, и проявляется замедлением физического развития, формирования психических процессов, функциональных систем.
Специалисты констатируют, что сегодня наблюдается наряду с акселерацией преобладание явлений ретардации. Отставание наблюдается у 40% шестилеток, которые функционально к учебной деятельности не созрели. Также отмечается запаздывание формирования иммунной системы.
К сожалению, по сей день биологические механизмы анализируемого явления мало изучены. Поэтому выделяются два ключевых фактора, повинных в возникновении отставания в созревании, а именно: различные органические нарушения наследственной этиологии, врождённого генеза либо приобретённые, и всевозможные причины социальной направленности.
Причиной запаздывания формирования часто являются перенесенные недуги, приводящие к преходящей задержке созревания. Такое отставание прекращается и темпы созревания увеличиваются (генетическая программа выполняется за более короткий период времени) после выздоровления.
Существенное негативное воздействие оказывает социальный детерминант. Менее влияет неблагоприятное финансовое положение, более – отрицательная эмоциональная среда, окружающая малышей в детских учреждениях либо семье. Крохи, недополучающие родительского внимания, растущих в различных воспитательных учреждениях, запаздывают в созревании в среднем на полтора года в сравнении с их ровесниками.
Также можно выделить следующие причины ретардации: неправильное питание, перенасыщенное различными красителями, добавками, ароматизаторами, неблагоприятная экологическая среда, солнечная инсоляция, радиация, большое количество гетеролокальных брачных союзов (супруги проживают далеко географически друг от друга).
Таким образом, ретардация детей, независимо от факторов, детерминирующих её возникновение, может сказываться и на скорости психического созревания и на сроках физического.
Основные виды психического дизонтогенеза
Одной из первых научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л.С.Выготским (текст 4).
–––––––––––––-
1 Защитные механизмы личности — это специфические способы восприятия событий, своего рода «маневры», к которым прибегает человек для смягчения неприятных переживаний и удержания их вне сознания.
Текст 4. Три типа дефекта
«Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств), ответный, или рабочий, аппарат (связанный с рабочими органами тела, мышцами, железами) и центральная нервная сис тема. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на разви тие ребенка и его воспитание. Соответственно этому следует различать три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринима ющих органов (слепота, глухота, слеп о глухота), повреждение или не достаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки) и недо статок или повреждение центральной нервной системы (слабоумие)» (Т. 5.-С. 181-182.)
В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложен ной В.В.Лебединским, лежат представления отечественных и за рубежных ученых (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалева Л.Каннер) об основных направлениях качественно несводимым друг к другу нарушений психического развития человека:
ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или при остановка всех сторон психического развития или преимуществен но отдельных компонентов;
дисфункция созревания1связана с морфофункциональной воз растной незрелостью центральной нервной системы и взаимодей ствием незрелых структур и функций головного мозга с неблаго приятными факторами внешней среды;
поврежденное развитие- изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;
асинхрония (искаженное развитие) — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.
–––––––––––––––
1 Дисфункция созревания — тип развития, занимающий промежув точное положение между собственно отклоняющимся развитием и нормальным онтогенезом. В рамках нормального типичного онтогенеза у правшей часть из них демонстрирует незрелость отдельных психических функций, что препятствует овладению сложными интегративными формами психической деятельности (пись мо, чтение, произвольная регуляция деятельности). То же самое можно отнести к атипичному психическому развитию у левшей.
общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести), задержанное развитие (задержка психического развития).
Классификация видов психического дизонтогенеза В.В.Лебединского.
Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию со зревания:
Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения:
– поврежденное развитие (органическая деменция),
– дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).
Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений1:
– искаженное развитие (ранний детский аутизм),
– дисгармоническое развитие (психопатии).
В последние годы все больше появляется детей с так называемыми сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочетание двух и более направлений отклоняющегося развития (слепоглухие дети, дети с недостатками отдельных анализаторных систем, имеющие одновременно первичные нарушения интеллектуального развития по типу умственной отсталости или задержки развития и т.п.), что дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием «дети со сложными недостатками развития». Фактически сейчас все больше можно говорить лишь о преобладании ведущей линии в дизонтогенезе ребенка.
Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с. С. 29-37.
Признаки ретардации
Рассматриваемое явление играет основополагающую роль при определении готовности малышей к образовательному процессу, поскольку именно его психофизиологическая зрелость обуславливает дальнейшую школьную успеваемость и взаимоотношения с ровесниками.
Данное нарушение и интересует учёных, прежде всего, по причине важности решения проблемы школьной сформированности детей
Так как количество ретардированных малышей внутри определённых возрастных подгрупп порой достигает 20 %, а иногда и 40%, что необходимо принимать во внимание при поступлении отпрысков в школу
Выявление степени незрелости детей, поступающих в образовательное учреждение, поможет своевременно сформировать специальные классы для малышей, запаздывающих в созревании. Поскольку успешное обучение таких деток возможно исключительно при наличии надлежащей учебно-воспитательной деятельности.
Иногда с целью предотвращения возможных разладов здоровья ретардированных малышей целесообразно временно отсрочить зачисление их в школу.
По смыслу рассматриваемый термин частично соответствует понятию «инфантилизм». Однако ретардация подразумевает, что по прошествии времени запоздание может быть устранено, а при большинстве вариаций инфантилизма сохраняются определенные его проявления даже у взрослых. Также, ретардация может включать и задержку интеллектуального созревания, чего при инфантилизме не наблюдается.
Признаки анализируемого сбоя заключаются в повышенной внушаемости малышей, несамостоятельности, легкомысленности, ослабленности чувства долга.
Частичная психическая ретардация обнаруживается синдромами невропатии, несформированностью некоторых психических процессов, например, речи, внимания, психомоторики, пространственного восприятия, запаздыванием формирования умения читать, навыков счета, письма, эмоциональной неразвитостью.
Клиника тотального психического запоздания проявляется общим недоразвитием психических процессов. Примеры ретардации детей наблюдаются при ЗПР и олигофрении. При этом ЗПР встречается намного чаще, нежели олигофрения. Поскольку не является необратимой психической незрелостью, а представляет собой лишь замедление скорости созревания, обнаруживающееся чаще при начале учебной деятельности и выражающееся ограниченностью представлений, недостаточностью багажа знаний, незрелостью интеллектуальной деятельности, превалировании игровых интересов. Малыши с ЗПР в отличие от их собратьев, страдающих олигофренией, довольно сообразительны в рубежах имеющихся знаний, более производительны при использовании помощи.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Лечение
Лечение и коррекция белково-энергетической недостаточности подразумевают оказание нутритивной поддержки, которая может быть как медикаментозной, так и немедикаментозной. Она направлена на восстановление баланса жиров, белков, углеводов и микроэлементов в организме, что в свою очередь способствует набору массы тела и восстановлению всех обменных процессов в организме.
Медикаментозное. Оно неразрывно связано с диетотерапией и некоторыми изменениями в образе жизни. Питательные вещества при медикаментозном лечении поступают с лекарственными растворами, также используются препараты, направленные на улучшение работы внутренних органов и систем организма, среди которых: ферментные препараты, витамины, антибиотики, пробиотики, препараты железа, препараты для восполнения дефицита гормонов щитовидной железы, глюкокортикоиды, иммунологические препараты, плазмозамещающие препараты, растворы аминокислот, жировые эмульсии, раствор глюкозы и другие.
Немедикаментозное. Такой способ лечения складывается из двух основных составляющих:
- образа жизни. Необходимо соблюдать оптимальный режим сна, помещение должно регулярно проветриваться, в нем должно быть много света. Обязательно нужно проводить влажную уборку (желательно – два раза в сутки). Температура в помещении должна быть на уровне +25–26 °С;
- диетотерапии. Врач подбирает оптимальный режим питания, в котором учитываются все потребности организма. Для более эффективного поступления питательных веществ или в случаях, когда нет возможности употреблять обычные продукты, назначают специальные питательные смеси, в том числе Nutrien. Их особенность заключается в полностью сбалансированном составе с повышенной энергетической ценностью при малом объеме употребления. Смесь можно употреблять как самостоятельно через трубочку, так и вводить через зонд.
Тяжелые стадии белково-энергетической недостаточности проще предотвратить, чем лечить. Но даже если такое произошло, переживать не стоит. Современные подходы к нутритивной поддержке помогают в короткие сроки достигнуть положительной динамики, главное – придерживаться рекомендаций врача и для диеты использовать только проверенные питательные смеси, в числе которых и Nutrien.
Ретардация в психологии – это задержка, отставание в развитии. Акселерация и ретардация
Самосовершенствование 3 августа 2014
Ретардация в психологии – это термин, который стал в последнее время распространяться как противоположный выражению “акселерация”. По своему значению он частично совпадает с инфантилизмом.
Ретардация (запаздывание, задержка) предполагает, что отставание со временем можно наверстать, тогда как во многих случаях инфантилизма некоторые его признаки сохраняются и у взрослых.
К тому же бывает ретардация психического развития, а при инфантилизме интеллект не затрагивается.
Значение термина «ретардация»
Под ретардацией понимают стойкую задержку общего психического развития из-за различных нарушений интеллекта в возрасте от двух до пяти лет, то есть в период, когда у ребенка только формируется речь.
При этом, как правило, не отмечается прогрессивное ухудшение познавательных функций.
Если умственные расстройства происходят на фоне уже сформированной речи и носят прогрессирующий характер, то такие нарушения в развитии называются слабоумием (деменцией).
Акселерация
Ретардация как обратное акселерации понятие предполагает задержку или отставание в развитии. Следовательно, акселерация – это ускорение темпов роста и развития в детском и подростковом возрасте. Также сюда можно отнести быстрое увеличение объемов тела взрослых людей.
На сегодняшний день выделяют два типа акселерации: внутригрупповую и эпохальную. Первая – это ускорение темпа развития некоторых детей и подростков в определенных возрастных группах.
Эпохальной акселерацией называют быстрое физическое развитие современных детей в сравнении с предшествующими поколениями.
Причины акселерации
Чтобы понять, что такое ретардация, необходимо выяснить причины развития противоположного ей явления, то есть установить биологические механизмы акселерации. Условно причины ускоренного роста и развития можно поделить на три основные группы:
1. Гипотезы физико-химического характера. К ним можно отнести теорию Коха, который считал, что современные дети подвергаются более сильному воздействию ультрафиолетовых лучей, являющихся стимулятором роста. Но все-таки более распространенной, подтвержденной многими исследователями, является гипотеза о влиянии отходов промышленного производства на рост детей.
2. Гипотеза влияния на рост и развитие ребенка социальных условий, в частности, улучшения питания, медицинского обслуживания и условий городской жизни. По мнению исследователей, все перечисленные факторы также могут стимулирующе воздействовать на физическое развитие.
3. Гипотеза, в соответствии с которой акселерация – это результат циклических биологических изменений гетерозиса и прочих явлений. Эффект гетерозиса можно объяснить широкой миграцией современного населения и ростом численности смешанных браков. Потомство при этом с каждым поколением становится все более развитым в физическом плане.
Правильно будет согласиться со всеми тремя гипотезами, так как многие авторы считают причиной акселерации влияние ряда факторов, при этом в разное время и в разных местах основополагающими являются различные обстоятельства.
Цикличность
Ретардация в психологии – это малоизученное явление, но само его существование подтверждает теорию циклической смены эпох акселерации. По мнению ученых, в последние пять лет отмечается замедление акселерации и ретардации развития.
По каким причинам происходит такая цикличность, неизвестно, но ученые связывают это со следующими факторами: с изменением климатических условий на планете, усилением активности солнца, с качеством питания и так далее.
Все причины можно условно поделить на экзогенные (отрицательное воздействие среды) и эндогенные (приобретенные или врожденные).
Очень часто детей с задержкой развития обучают в индивидуальном порядке. Также стоит отметить, что ретардация и акселерация могут быть гармоничными и негармоничными.
То есть у каждого ребенка наблюдается индивидуальный темп роста и развития.
Клиническая классификация
По времени возникновения:
- пренатальные;
- постнатальные.
По этиологии:
- алиментарные;
- инфекционные;
- связанные с дефектами режима, диеты;
- связанные с пренатальными повреждающими факторами;
- обусловленные наследственной патологией и врожденными аномалиями развития.
По степени тяжести:
- БЭН I степени – дефицит массы тела 11–20 %;
- БЭН II степени – дефицит массы тела 21–30 %;
- БЭН III степени – дефицит массы тела › 30 %.
По периодам:
- начальный;
- прогрессирования;
- стабилизации;
- реконвалесценции.
По форме:
- острая – проявляется преимущественно потерей массы тела и ее дефицитом по отношению к нормальной массе тела по росту;
- хроническая – проявляется не только дефицитом массы тела, но и существенной задержкой роста.
Некоторые особые варианты разновидности БЭН:
- квашиоркор (форма острой белковой недостаточности), алиментарный маразм, маразматический квашиоркор;
- недостаточность питания у детей старшего возраста;
- недостаток микроэлементов (медь, цинк, селен).
Возможно ли лечение окислительного стресса?
Лечение оксидативного стресса сводится к сокращению вредных воздействий на человека и приему антиоксидантных комплексов. К сожалению, человек не всегда может кардинально изменить свой образ жизни (например, переехать в место с более благоприятной экологической обстановкой, питаться фермерскими продуктами, отказаться от автомобиля). Однако прием комплексов антиоксидантов доступен каждому.
Антиоксиданты – это вещества, которые «связывают», нейтрализуют свободные радикалы. Многие антиоксиданты имеют природное происхождение. Разные антиоксиданты «работают» в разных органах и тканях, поэтому желательно принимать именно комплекс, а не какой-то один из них.
Список самых мощных природных антиоксидантов для борьбы с окислительным стрессом:
Рутин отвечает за здоровье капилляров и сосудов, поддерживает их эластичность.
Коэнзим Q10 особенно активно работает в сердце, мышцах, коже, а также органах репродуктивной системы
Важно, что он восстанавливает активность других антиоксидантов.
Ликопин особенно важен для мужской репродуктивной системы. Он также восстанавливает процессы выработки энергии, которые нарушаются при окислительном стрессе.
Витамин C оберегает от свободных радикалов сосуды, клетки крови, иммунитета.
Витамин E защищает от окислительного стресса сперматозоиды и яйцеклетки, мембраны клеток.
Бета-каротин нужен для половых органов, сетчатки глаз, кожи.
Хорошо себя зарекомендовал комплекс антиоксидантов Синергин, в состав которого входят все перечисленные выше компоненты (подробнее о продукте можно узнать здесь).
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕКЛАМОЙ. МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ УЧАСТИИЭКСПЕРТОВ.
Что это
Летаргия (летаргический сон) — болезненное состояние, характеризующееся отсутствием сознания при сохранении основных жизненно важных функций (дыхание, сердцебиение). Термин летаргия происходит от древне-греческого λήθη — «забвение», и ἀργία — «бездействие». Когда мы слышим термин «летаргический сон», в нашем представлении возникает картинка, когда некий человек засыпает и его не могут разбудить длительное время, недели или даже месяцы. Все мы в детстве слышали страшилку, когда кто-то, когда-то заснул летаргическим сном и его похоронили заживо, а потом спустя время он проснулся в своей могиле. Широкое распространение получила версия, что великий писатель Н.В.Гоголь очень боялся этого состояния и опасался быть погребенным заживо. В этой статье разбираем, что же представляет собой летаргический сон с точки зрения психиатрии и существует ли он на самом деле.
История
Сам термин «летаргия» использовал еще Гиппократ и означал он «вялость, забвение и чрезмерную сонливость», которые имели неблагоприятный прогноз и не подлежали излечению в то время. В медицине термин «lethargy» буквально переводится как «слабость» и расценивается как реакция человека на переутомление, перенапряжение и недостаток сна.
Летаргический сон не стоит путать с комой, которая является угрожающим жизни состоянием и протекает с угнетением сознания, жизненно важных функций, таких как частота сердечных сокращений, АД и дыхание и возникает, как осложнение серьезных заболеваний.
Примеры
На текущий момент, все случаи летаргического сна, описанные и получившие известность, попадали в поле зрения психиатров и имеют отношение к психиатрии. Ниже представлены самые известные из них:
- Кататонический ступор. Академиком И.П.Павловым, был описан случай одного пациента, который 22 года пролежал в отделении психиатрической больницы в полусонном состоянии без движения и затем пришел в себя, стал двигаться и говорить.Скорее всего, это был приступ кататонической формы шизофрении, которая возникает в психиатрии нечасто и характеризуется подобными проявлениями кататонического ступора или, напротив, возбуждения.
- Истерический транс или спячка. Истории Белоснежки и спящей красавицы можно отнести к этой категории расстройств, когда патологическая сонливость возникает на фоне психотравмирующей ситуации и проходит на фоне благополучного разрешения (придет принц и разбудит и т.д.). В общих чертах, подобные состояния расцениваются как бодрствование с угнетением психической деятельности, когда для благоприятного исхода необходим выход из психотравмирующей ситуации.
- Эпидемический (летаргический) энцефалит. В 1917-1927 годах в мире разразилась эпидемия «сонной болезни», которую впоследствии назвали эпидемический энцефалит. По подсчетам, отмечалось от 52 до 100 тысяч заболевших, у которых наряду с патологической сонливостью (недели и месяцы) отмечались также лихорадка, нарушения зрения, гиперкинезы и даже делириозные включения. Интересно, что возбудитель заболевания так и не был установлен. Эпидемия самопроизвольно прекратилась в 1927 году. Сейчас встречаются редкие, единичные случаи этого заболевания и по-прежнему его причина неясна. Благодаря этой эпидемии австрийским ученым Эриксоном были открыты центры сна и бодрствования в головном мозге.
- Синдром Клейне-Левина (или «спящей красавицы») еще одна загадочная патология, которая относится к категории редких заболеваний. Болезнь поражает молодых людей, преимущественно мальчиков. Без видимых причин, подростки впадают в сонливое состояние, могут спать целыми днями, практически ничего не есть, пока их не разбудят и не накормят и так может продолжаться до нескольких месяцев. Затем они внезапно просыпаются,входят в обычный режим и на протяжении жизни никаких особенностей за ними больше не наблюдается. Распространенность заболевания около 1 случая на 1,5 миллиона населения, т.е это очень редкая патология.
- Гиперсомния и нарколепсия — это еще два термина, которые относятся к нарушениям сна, но к классическому летаргическому сну отношения не имеют.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что явление летаргического сна относится к психическим расстройствам и за каждым случаем стоит отдельное заболевание или расстройство. Но мы можем быть абсолютно спокойны, частота встречаемости его очень низкая и современная медицина никогда не перепутает спящего человека с мертвым, так что ситуация, что кого-то могут похоронить заживо, попросту невозможна.