Что такое психологическая зрелость человека?

Вместо заключения

В этой статье рассматриваются различные временные фазы развития личности (пренатальная жизнь, младенчество, детство, юность, зрелость и старость). На протяжении жизни человека генетические задатки взаимодействуют с социально-культурным контекстом. Вместе они определяют поведение человека и темпы развития его личности. 

Таким образом, мы можем сделать вывод, что процесс формирования личности сопровождается прерывистыми, ступенчатыми изменениями. На таком длинном пути легко заблудиться, пойти по пути ложного “Я” и прожить не свою, а чужую жизнь

Чтобы этого избежать, важно вовремя выяснить свои истинные жизненные ценности, понять профессиональные и творческие склонности. Всё это позволяет сделать Система Дизайн Человека

Эта наука объясняет, как устроена личность на генетическом и энергетическом уровне, подсказывает на какие жизненные аспекты стоит обратить внимание. Чтобы выяснить, насколько вы развитая личность, составьте персональную рейв-карту

Это своеобразный гид по устройству человека, в котором отражены все значимые моменты, способствующие становлению личности. 

Половое созревание у юношей – гормональные изменения

Гормоны – это узкоспециализированные химические вещества, транспортируемые кровью по всему телу. Они передают определенные сообщения клеткам, тканям и органам.

Эндокринная система, отвечающая за выработку и регулирование гормонов, присутствующих в организме с рождения, активизирует железы, участвующие в процессе полового развития у юношей:

  1. Гипоталамус – структура головного мозга, производящая гонадотропин-рилизинг-гормон (ГнРГ) – нейрогормон, регулирующий функцию гипофиза. Он связан с наступлением половой зрелости. Его основная функция заключается в регулировании роста, развития и функции яичек.
  2. Гипофиз – отвечает за секрецию гормона роста и регулирует работу щитовидной железы.
  3. Щитовидная железа – выделяет гормон тироксин, регулирующий рост и развитие.
  4. Кора надпочечников – осуществляет секрецию андрогенов – гормонов, контролирующих развитие половых органов и половое созревание, и кортизола, влияющего на рост тела.
  5. Гонады (яички) – отвечают за секрецию андрогенов (тестостерона) и отвечают за производство мужских гамет (сперматогенез).

У юношей секреция тестостерона и сперматогенез наблюдаются только в период полового созревания. Этого не происходит до полового созревания.

Первоначальное повышение уровня гормонов у юношей наблюдается в возрасте от 6 до 9 лет, и это называется адренархе. Два года спустя гонадные гормоны начинают более интенсивно секретироваться. Это у юношей происходит несколько позже, чем у девочек.

Кроме того, у юношей развиваются первичные и вторичные половые признаки, и это происходит в возрасте от 9 до 15 лет (в среднем около 12 лет).

Структура психологического синдрома

Как показал Л.С.Выготский, в каждом возрастном периоде имеется своя, специфичная для него социальная ситуация развития. Она определяется тем местом, которое занимает в обществе ребенок данного возраста. В каждом отдельном случае социальная ситуация развития имеет свою специфику, зависящую от тех конкретных отношений, которые складываются у данного ребенка с окружающими его людьми (родителями, учителями, сверстниками). Эту конкретную систему отношений мы называем межличностной ситуацией развития.

В ходе развития у ребенка складываются те или иные устойчивые психологические синдромы. Общая схема психологического синдрома представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема развития психологического синдрома 

Источники синдрома — это те факторы, которые существенны для его возникновения. Они могут иметь самую разнообразную природу — генетическую, социальную и т.п. В процессе развития синдрома они не претерпевают каких-либо закономерных изменений. Факторы, включенные в ядро психологического синдрома, закономерно видоизменяются в ходе его развития. Специфика того или иного психологического синдрома определяется взаимодействием трех основных блоков: — Психологический профиль ребенка — это совокупность как его личностных характеристик, так и показателей, относящихся к познавательным процессам. Для разных синдромов основное значение могут иметь разные особенности психологического профиля. — Особенности деятельности ребенка зависят от его психологического профиля. Они могут относиться к интенсивности и эффективности деятельности, ее успешности, степени ее соответствия социальным нормам и т.п. — Под реакцией социального окружения понимается ответ социальной среды (родителей, учителей, сверстников) на особенности деятельности ребенка. Эта реакция может состоять в поощрении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т.п.

Между описанными блоками существует кольцевая взаимосвязь: картина поведения ребенка связана (хотя и неоднозначно) с его психологическим профилем; она определяет (хотя, опять же, неоднозначно) реакцию окружающих; в свою очередь, эта реакция обусловливает те или иные изменения психологических особенностей. Влияние социальных отношений на психологический профиль ребенка обеспечивает обратную связь. Психологический синдром формируется в том случае, когда обратная связь положительна, т.е. реакция окружения поддерживает те самые особенности, которые ее вызвали. Коррекционный подход основан на разрушении положительной обратной связи и замене ее на отрицательную, которая нормализует систему отношений ребенка с его социальным окружением.

Межличностные отношения в зрелом возрасте

Фрейд считал, что благополучие человека во взрослой жизни определяется его способностью любить и трудиться. Большинство психологов пользуются иными терминами в своих определениях, но смысл последних остается неизменным.

Основы современного исследования психологии взрослых заложил Э. Эриксон. Центральный психологический момент в ранней зрелости (25 — 35 лет) установление интимности, близких личных связей с другим человеком. Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в мире он не может положиться, кроме себя. Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый по значению и ширине охвата. Прежде всего, он имеет в виду интимность как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе».

Психологический инфантилизм

Но бывает и так, что по паспорту человеку исполняется 30 (40, 50) лет, а он так и остается недоразвитым психологически. В эту категорию входят те, кто постоянно слышат в свой адрес: «Когда же ты, наконец, повзрослеешь?». Некоторые из них даже гордятся тем, что не хотят принимать ответственность взрослой жизни. Инфантильному взрослому в мире, полном проблем, приходится очень тяжело.

Для того, чтобы повзрослеть, необходимо пройти через все возрастные этапы развития, которые психологи называют «кризисами». При этом кризис – это не только обстоятельства. Он является платформой, на которой человеческая душа имеет возможность научиться решать определенные проблемы, получая за это свои «бонусы». В три года ребенок учится самостоятельности. Это время называется «кризисом 3 лет», когда маленький человек все чаще говорит «Я сам». Но если он находит поддержку со стороны взрослых в своих действиях, у него появляется ощущение «Я могу». Инфантильные взрослые нередко вырастают из семей с гиперопекой.

Возрастное развитие личности также представляет масштабный кризис для подростков. При этом возраст 12-18 лет – довольно плодородная почва, чтобы у человека сформировалась инфантильность. Именно в подростковом возрасте он решает, оставаться ли ему ребенком, или повзрослеть.

Какие признаки имеет инфантильная личность, или ребенок, носящий оболочку взрослого?

  1. Он не умеет контролировать эмоции. Часто выражает гнев, капризы, обвиняет окружающих;
  2. Не обладает хорошо развитой системой ценностей. Ориентируется на то, «как нужно, как принято». Всегда пытается скопировать окружающих в том, что думать, говорить, как одеваться;
  3. Относится к миру потребительски. Много берет и мало отдает. Образ жизни паразита, который инфантильная личность ведет в семье, продолжается в браке. Он просто переходит от одного опекуна к другому;
  4. Испытывает страх перед ответственностью и принятием собственных решений;
  5. Живет в «ожидании чуда», что к нему придет кто-то более сильный и решит его проблемы.

Характеристика психологической зрелости личности

Вопросами зрелости в разное время занимались многие ученые, в том числе знаменитый отечественный психолог Б. Г. Ананьев. Ну, а самое интересное, что было предложено в рамках этой проблемы в последние годы – это теория А. А. Реана (2000 год).

Он выделяет 4 основных компоненты личностной зрелости – они являются базовыми, и все остальные формируются на их основе: ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление (позитивный взгляд на мир). Ничего себе! Получается, что все «нытики» — это психологически незрелые люди! А ведь, по сути, так и есть.

Итак, критерии личностной зрелости человека:

  1. Принятие на себя ответственности за собственные мысли, чувства, поступки. Зрелая личность не станет сваливать свою вину или проблему на окружающих и не ищет вовне причины своих бед.
  2. Разумная внутренняя свобода. Ровно настолько, чтобы не оглядываться постоянно на чужое мнение, и уметь отказывать в неудобных для вас просьбах.
  3. Способность отличать вымысел от реальности. Считаете ее само собой разумеющейся? А ведь это умеют далеко не все – многие принимают за реальность собственные фантазии, иллюзии, установки. Проявления этой способности – трезвая оценка собственных возможностей и ситуации в целом.
  4. Чувство собственной целостности как личности и принятие себя. Такому человеку нет нужды скрывать и прятать свои слабости, он смирился с ними и принимает их.
  5. Гибкость мышления, адаптивность. Новая обстановка? Перестроимся! Чужое мнение? Хм, а в этом что-то есть…
  6. Толерантность. Терпимое отношение к тем, кто выглядит или живет как-то иначе, чем мы. Терпимое – значит без агрессии и отрицательных эмоций. В то же время толерантность не подразумевает отказа от собственных взглядов и позиции.
  7. Самокритичность. Психологическая зрелая личность видит и свои слабые стороны, но не корит себя за них, а работает над ними, а при случае может и посмеяться над собственными слабостями.
  8. Духовность. Предполагает гармоничное взаимодействие с миром и постижение человеком смысла собственной жизни. Известный психолог И. Г. Малкина-Пых считает, что постепенное накопление духовности – это одна из задач периода зрелости, обязательное условие развития человека, особенно во второй половине жизни.

Вот по этим признакам можно попытаться продиагностировать себя или знакомых. Вот увидите, по-настоящему зрелых людей не так уж много, но все же они есть. Ну, а у остальных есть возможность работать над собой! Было бы желание…

Позднее половое созревание у юношей – симптомы и особенности

У юношей также может наблюдаться позднее половое созревание. Наиболее частые причины – хронические заболевания, чрезмерные физические нагрузки, занятия спортом в детстве или подростковом возрасте, а также недостаточное потребление пищи для нормального функционирования организма.

Позднее половое созревание может иметь наследственную предрасположенность. У таких юношей, вероятно, были родители или некоторые другие близкие члены семьи, столкнувшиеся с той же проблемой.

Эти люди находятся в худшем положении, чем те, кто рано взрослеют. Юноши, позже достигшие половой зрелости, имеют меньший рост и вес. Поэтому они стесняются своей внешности, у них развиваются психологические комплексы. 

В отношениях со сверстниками чувствуют себя отвергнутыми, ведут вызывающе и назойливо, чтобы привлечь их внимание

Зрелость подростков

Подростковый возраст считается одним из самых сложных как в психологии, так и в социологии. Именно в этот период происходит активное формирование личности. Вот основные ценностные показатели социальной зрелости подростков:

Моральные нормы. Сдвиги в интеллекте человека, достигшего подросткового возраста, позволяют ему усваивать общепринятые моральные нормы, а также руководствоваться ими в своей деятельности и судить на их основе о поведении других людей. Кроме того, формируются собственные убеждения, которые составляют моральный облик.
Мировоззренческие установки. По мере умственного развития происходит расширение кругозора и формирование теоретических интересов. Подросток начинает осознавать себя как часть социума и постепенно подходит к выбору будущего места в нем. Этим определяются основные мотивы деятельности.
Коллективизм. Подростки, как правило, стремятся продемонстрировать и доказать свой вес и значимость во взрослом обществе. Тем самым они стремятся к коллективной жизни и деятельности. Формируются навыки сотрудничества с сохранением независимости суждений.
Социальная ответственность. Общаясь с окружающими, подростки часто попадают в ситуации, вынуждающие их к самостоятельному принятию решений. Этот процесс сопровождается рассмотрением альтернатив с выбором наилучшей. Причем за сделанный выбор подросток несет индивидуальную ответственность.
Самооценка

Для подростка важно объективно оценивать свои достижения в значимых для них видах деятельности. Таким образом происходит переориентация

Внутренняя оценка становится важнее внешней.
Смысл жизни. С наступлением подросткового возраста индивид начинает работать над раскрытием своего внутреннего мира. Именно в познании самого себя и поиске своего предназначения кроется смысл жизни индивида в юном возрасте.
Семья. С наступлением подросткового возраста отношения с членами семьи начинают выстраиваться по-новому. Как правило, стремление найти свое уникальное «Я» сопровождается осложнением взаимоотношений с родителями. Тем не менее семья продолжает играть определяющую роль в формировании личности.

Стадии и признаки психологической зрелости

Процесс развития зрелой личности проходит несколько стадий, которые у нормально развивающегося человека соответствуют определенным периодам физического и психического развития.

Иногда степень зрелости задерживается в формировании или даже может остаться с человеком на всю жизнь, так и не достигнув логичного финала.

  1. Инфантильная личность , эта стадия соответствует детской модели поведения. Человек преподносит себя окружающим таким какой он есть без стеснения и понимания каких-то негативных его сторон, также он воспринимает и окружающий мир.

    При этом в личности велика потребность в любви и заботе, и полностью отсутствует самостоятельность.

    Такие люди как правило легки на подъем, имеют минимум привязанностей и не готовы ни за что брать ответственность, даже за себя. Кажущийся оптимизм в поступках сохраняется до первой трудности, когда следует активный поиск того, кто возникшие проблемы решит.

Адаптационная личность , в период нормального развития соответствует подростковому времени. В это время человек активно познает мир и стремится в нем утвердиться любыми способами. Активно растет потребность в самостоятельном принятии решении при еще несформировавшейся ответственности. Личность характеризуется неустойчивостью и склонностью к максимализму, отсутствует терпение к себе и к окружающим. Взрослые люди на этой стадии успешно ведут дела и бизнес, но зачастую не способны долго держаться на плаву и не строят семейных и дружеских отношений.

Исследовательский период или юношеский. Это время характеризуется активным поиском себя. Человек ставит под сомнение существующие идеалы и задается вопросом собственных. При этом активно развивается эмоциональная сфера, способность к эмпатии, личная ответственность за близких и окружающих.

Личность все еще склонна к максимализму в отношении себя и обстановки вокруг, однако начинает более терпимо относиться к людям и собственному внутреннему миру. В это время наступает начало фазы принятия.

Взрослая или зрелая личность , характеризуется всеми качествами зрелого человека. Приходит осознание реальной картины мира и своей возможной в нем роли, человек находит внутреннюю гармонию и стремиться создать условия для ее поддержания.

С. Степанов: биография, научные достижения

Автор самого популярного теста на определение внутреннего возраста — Сергей Степанов, доцент Московского ППУ. В научных кругах России он известен благодаря обширным исследованиям психологического состояния: факторов, влияющих на скорость развития личности, внутренних мотивов, поведенческих особенностей.

Степанов получил образование на психологическом факультете МГУ, сразу же после окончания учебы поступил на работу. Одновременно с работой в институте начал писать книги по психологии. С 1984 по 1997 г. работал научным редактором в издательстве «Большая Российская Энциклопедия». Помимо основной исследовательской работы издал более 100 статей. Также занимался переводами трудов известных психологов, изучавших психологическое развитие.

Возрастной тест Степанов создал на основе результатов исследований. Он вошел в его книгу «Психологические тесты», которую издали в 2002 г. Полная библиография Степанова насчитывает более 30 книг.

Зрелость детей

Под социальной зрелостью ребенка подразумевается адекватная возрасту способность к коммуникациям со сверстниками, а также людьми старшего возраста. Также речь идет о способности ребенка воспринимать нормы и правила, а также следовать им. Для того чтобы понять, насколько социальное развитие ребенка соответствует его возрасту, достаточно проявить немного наблюдательности. Как правило, самая лучшая возможность есть у воспитателей детских садов или школьных учителей.

Базовый признак зрелости ребенка — это способность ладить со сверстниками, взаимодействовать с ними в процессе игры и обучения, а также умение адекватно защитить себя в случае нападок и агрессии. Также ребенок должен быть способен к изменению стилей коммуникации. То есть поведение в обществе с детьми и взрослыми людьми, со знакомыми и с незнакомцами должно быть соответствующим. Ребенок должен понимать, где можно играть и шутить, а где нужно вести себя спокойно и серьезно.

Еще один критерий социального развития зрелости у ребенка — это способность воспринимать и соблюдать установленные правила и нормы. Большинство детей согласны с тем, что нельзя драться, брать чужие вещи и так далее. Тем не менее соглашаются с этими нормами и следуют им далеко не все. Вот это и есть один из ключевых показателей, по которому можно судить о зрелости.

Как человек с эмоциональной зрелостью?

Эмоционально зрелый человек — это тот, кто развил в своем мышлении и поведении ряд установок, которые заставляют его преодолевать «инфантилизм» и относятся как к его личности, так и к окружающей среде..

Этот факт говорит нам о том, что эмоциональная зрелость не является чем-то врожденным, то есть никто не рождается зрелым, поэтому зрелость — это не то, что достигнуто или не достигнуто, а то, что развивается или не развивается.

Это показывает, что существует большое количество факторов, которые вмешиваются в развитие эмоциональной зрелости.

Главным из них, несомненно, является личность человека, то есть то, как человек должен функционировать и соотноситься с миром..

Первое требование для развития эмоциональной зрелости — это иметь высокие знания о себе, знать свою собственную личность, а также знать способы мышления и способы реагирования и поведения, которые мы имеем.

Люди никогда не могут проявить эмоциональную зрелость во внешних ситуациях, если мы не знаем, как применять себя в первую очередь.

Второй фактор, имеющий большое значение в развитии эмоциональной зрелости, обнаруживается в отношениях человека с окружающей средой..

Человек может многое знать о себе, знать, как он думает, как это работает и какие эмоциональные реакции он имеет, однако, это личное развитие не поможет, если он не применяет его к своим отношениям с другими людьми и различным элементам, которые составляют среду в это разворачивает.

Подводя итог, мы можем определить эмоционально зрелого человека как человека, который знает, как хорошо себя чувствовать, и способен адаптировать свои внутренние характеристики к отношениям, которые он устанавливает с внешними объектами..

Психология зрелости

Личность может считаться зрелой только если способна развиваться гармонично в условиях негативных и положительных событий. Стоит помнить, что жизненный опыт черпается и в неудачах. Если человеку пришлось столкнуться с сильным разочарованием, предательством со стороны близкого человека или разрушенными мечтами, то он может почерпнуть из этого определенное благо.

Зрелость определяется способностью ценить даже самый отрицательный опыт, понимая, что без него полноценно развиваться не получится.

Человек, стремящийся к самодостаточности, принимает необходимость уметь совершать выбор даже в самых экстремальных ситуациях и готов нести за него ответственность. Молодые люди, отличающиеся адекватностью сознания и признающие за собой потребность социальной и профессиональной реализации, имеют больше шансов достигнуть психологической зрелости, чем те, кто не может вырваться из-под жесткого контроля и гиперопеки близких людей.

В редких случаях человек может заниматься любимым делом, которое обеспечит ему социальное положение и признание окружающих. Чаще всего приходится ходить на нелюбимую работу, которая позволяет обеспечивать свои бытовые потребности и нужды. В таких случаях зрелую личность отличают умение быть настойчивой в реализации своих целей и готовность идти на компромисс с собой в тяжелые периоды жизни.

Важно

Получение образования и освоение профессии являются важными психологическими этапами зрелости, равно как и построение семейных и дружеских отношений.

Да, наличие красного диплома не говорит о зрелости, но умение и готовность учиться и развиваться – обязательная черта характера зрелого человека. Способность жить в гармонии с собой и окружающими, а также создавать социальные связи, заводить друзей и семью ощутимо помогают в достижении зрелости.

Рождение и воспитание детей прививают ответственность и способствуют «созреванию» родителей. Дружеские же отношения помогают личности формировать демократичность, толерантность и принятие себя и окружающих в контексте взаимодействия.

(возрастная аналогия — взрослый)

Мировоззрение: «я, ты, мы оба — часть чего-то большего».«Я хочу быть собой, и ты тоже можешь быть собой».

  • Человек на Пути, занят своим делом, находится на своем месте.
  • Исследует закономерности этого мира, ищет жизни в Духе, ищет Бога в себе, готовится к служению. Жизнь воспринимает как этап в духовном развитии.
  • Понимает, что жизнь ценна сама по себе. Все связано со всем.
  • Все занятия наполнены внутренним я, между ними нет противоречий.
  • Есть глубинное чувство своего, которое выражается в интересе.

Вырабатывается индивидуальное мировоззрение, личная этика, которая должна быть свободна от социальной, но в то же время ее учитывать. Она должна опираться на собственную философию. Как правило, она должна научить человека объединять крайности, осознать парадоксы жизни. Понимает: для того, чтобы изменить мир, надо изменить себя.

Позиция в социуме:

  • Не причисляют себя к той или иной социальной категории.
  • Ощущают способность общаться на равных со всеми.
  • Могут быть бедными или богатыми, известными или нет. В любом случае стремятся к радости.
  • Работа должна приносить, прежде всего, удовлетворение, независимо от уровня оплаты и рентабельности. Работают в удобные часы, стремятся к максимальной независимости от других. Соотношение затраченного времени к результату 20:80. Во время работы собран, мало суеты.
  • Акцент на осознании внутреннего мира может выглядеть как лень.
  • Осознает, что учиться можно у всего. Много развитых способностей.

В поведении:

  • Стремится к единству слова и дела.
  • Подход к делу отличается конкретностью, выявлением сути.
  • Способен принимать точные решения.
  • Поведение отличается стабильностью, раскрепощенностью и конкретностью.
  • Способные ученики. Количество уступает место качеству.
  • Не идет на поводу у трудностей. Стремится к мастерству в своем деле.
  • Изъясняется простым, ясным языком.
  • Учит личным примером.
  • Редко попадает в безвыходное положение.

Отношения:

  • Старается воспринимать мир как отражение себя.
  • Вообще, достаточно тяжелый как личность. Его общество сложно переносить.
  • Референтный круг состоит из людей, знающих свое дело.
  • Ценит устойчивые связи и мастерство.
  • Отношения наполнены теплотой и взаимопониманием, без драматизма мыльных опер.
  • В случае расставания не опускаются до мести, расходятся друзьями.
  • Общение с этим человеком — яркое переживание. В нем ощущается индивидуальная, неповторимая, могущественная личность, в чем-то подавляющая окружающих. При этом жесткость сочетается с толерантностью, уважением к культуре и обычаям других людей и народов.
  • Любит занимательные игры и хороший отдых.
  • Не боится смерти, рассматривает ее как переход в новое качество, трансформацию. Может относиться к смерти как к советчику. Внутренний диалог отличается иронией.

Внешность и прочее:

  • Речь суховатая, акцентированная на главном, ясная, образная, метафоричная. В моменты инсайта напоминает поток.
  • Взгляд острый, проникающий, рассматривающий, ироничный.

Диагностика

Для прохождения профессионального обследования рекомендуется записаться на прием к психологу или психотерапевту. Специалист расспросит пациента и его родителей о жалобах, а также изучит анамнестическую информацию для выявления факторов риска болезней. Первичная консультация помогает обнаружить подозрительные поведенческие черты. Для уточнения уровня тревоги и депрессии психолог может использовать стандартизированные тесты.

Дополнительные методы диагностики:

  • неврологическое обследование для исключения органических заболеваний головного мозга, влияющих на эмоции и поведение;
  • терапевтическое обследование с целью исключения патологий внутренних органов.

Целью раннего психологического обследования является обнаружение неблагоприятных личностных тенденций, способных впоследствии стать причиной манифестации расстройства. Устранение недуга на этом этапе развития позволяет значительно улучшить качество жизни человека. Напротив, лечение уже сформированных психических расстройств может быть затруднено.

Аутентичность

С древнегреческого слово переводится как «подлинный» и перекликается с понятием «конгруэнтность». Речь идет об адекватности и согласованности элементов. В данном контексте сравнимо со словом «самобытность» и является одним из важнейших показателей психологической зрелости личности.

Явление описано американским ученым Д. Бьюдженталем, включающим в него следующие моменты:

  • осознание настоящего;
  • свобода выбора здесь и сейчас;
  • осознание собственной ответственности за данный выбор.

Аутентичный человек искренен в сиюминутных проявлениях и в поведении в целом. Он не притворяется знающим, влюбленным или довольным в ответ на ожидания окружающих. Многие стремятся играть роли, надевая на себя маски и тратя энергию на то, чтобы продемонстрировать приличный внешний фасад, не решая при этом внутренние проблемы. В ответ они также получают неискренность, затрудняясь в расшифровке реального к себе отношения других людей.

Аутентичная личность тратит время на решение возникающих проблем, не прячась за чужой маской. Она способна к проявлению гибкости в любых ситуациях.

Ведущая деятельность в зрелом возрасте

Под ведущей деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические процессы. С позиции акмеологии в зрелом возрасте ведущей деятельностью можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным становлением личности. Однако под реализацией сущностных сил человека в самом широком смысле, следует понимать физические, социальные (моральные), нравственные (духовные), ментальные и многие другие достижения в развитии взрослого человека.

5 стр., 2322 слов

Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка …

… Рассмотрим формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. По моему … жизни ребенка) является как бы сенситивным для оказания поддержки и помощи родителям, воспитывающим проблемных детей. Помощь специалиста-дефектолога является наиболее эффективной именно в раннем возрасте ребенка, …

Понятие психологической зрелости

На сегодняшний день существует много подходов к определению личностной зрелости – хотя бы потому, что ни один из них не может дать исчерпывающего ответа на вопрос, в чем же она заключается.

В обществе, на обыденном уровне, для каждого возраста определяется определенный уровень достижений, и личность считается зрелой тогда, когда она соответствует этим ожиданиям (к примеру, в нашей культуре принято после окончания учебы устраиваться на работу, а у некоторых кочевых народов дети 3-х лет уже должны свободно держаться в седле – это свидетельство того, что уровень достижений для каждого возраста определяется общественными нормами).

В социальной психологии основной критерий психологической зрелости – это уровень адаптации человека к его социальной среде: в этом варианте зрелая личность – это человек, который хорошо знаком с правилами своей среды и играет исключительно по ним; неконфликтен; разделяет и принимает существующие нормы поведения. Если же говорить о психосоциальной зрелости личности, то это – способность спрогнозировать последствия своих действий, брать на себя ответственность за собственную жизнь и своих близких людей.

Ранняя: примеры

Раннее взросление личности может наступить в случае сильных эмоциональных жизненных потрясений.

Так, дети, оставшиеся без родителей, осознают реальность своих возможностей гораздо раньше сверстников.

У них раньше развивается способность к критическому мышлению, чувство ответственности за себя, самостоятельность и практичность.

Дети, потерявшие одного из родителей, также имеют шансы на более раннее взросление, поскольку неосознанно примеряют роль ушедшего члена семьи, да и попросту вынуждены развиваться более самостоятельно.

Ранее взросление иногда является характерной чертой личности, о ком говорят &#171,сударь от природы&#187,. Но такие ситуации существуют скорее как исключение из правил, поскольку для полноценного развития такой черты нужны соответствующие обстоятельства.

Также раннее взросление характерно для людей, переживших военное время, тяжелые болезни близких родственников, развод. Все эти ситуации объединяет негативная окраска и потеря: уклада жизни, близкого человека.

В этих условиях происходит колоссальный скачок эмоционального восприятия и интеллекта, также стимулируется реалистичность познания мира и самого себя.

Развитие эмоциональной зрелости

Уровень эмоциональной зрелости напрямую зависит от методов воспитания в детстве, наличия развитой эмоционально-волевой сферы, широкого кругозора и желания самосовершенствоваться. Если ребенок погружен в авторитарные условия воспитания, скорее всего он вырастет слабохарактерным и ранимым человеком. Среди его эмоций будут преобладать плаксивость, грусть и легкое депрессивное состояние. Такому человеку будет сложно принимать решения и реализовывать их. Будучи взрослым, скорректировать эмоциональный интеллект будет сложнее. Иногда это может потребовать вмешательство профессионального психолога.

Для развития эмоционально-волевой сферы необходимо каждое начатое дело доводить до конца. Это очень важный фактор, который приведет к хорошему результату, то есть к развитию силы воли. Нужно уметь работать со своим негативом, учиться реагировать спокойно и правильно, даже тогда, когда кажется, что это невозможно. Если скопилось раздражение и уже готово выплеснуться на окружающих, необходимо устроить себе вечер избавления от негатива: прогулка на свежем воздухе, физические нагрузки, или горячая расслабляющая ванна. Когда негатив будет иметь возможность выхода, эмоциональный фон всегда будет в норме.

Главная опасность среднего возраста

Если человек не осознает значимость момента взросления, то в какой-то из этих ветвей развития начнётся застой (если не по всем направлениям). Это называют — психологической деградацией личности. Человек начинает жалеть себя. Дает волю прихотям и капризам.

Что нужно делать, чтобы не впасть в «личностный застой»:

  • Аргументируйте и раскрывайте свою позицию человеку, с которым у вас возник конфликт. Не «вставайте в позу», не надевайте маску обиды;
  • Преодолевайте свои страхи и сомнения. Запомните: только вы создаете себе рамки. Какую планку перепрыгивать – решать вам;
  • Слушайте себя и свой внутренний голос. Не опирайтесь на мнение других в решении вопросов касающихся личных проблем;
  • Будьте честны. Помните, что ложь имеет свойство накапливаться и затем вернуться вам вдвойне;
  • Не бойтесь не понравиться кому-то. Оставайтесь самим собой и всегда представайте перед людьми такими, какие вы есть на самом деле. Рано или поздно карнавал заканчивается, и маски приходится снимать;
  • Четко осознавайте свои желания и трезво оценивайте возможности. Одно без другого создаст дисбаланс в вашем внутреннем мире и негативно скажется на повседневной жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: