Психология и психиатрия в чем разница

Психические свойства и состояния

Психические свойства – это стабильные психические явления, оказывающие влияние на то, что делает человек и дающие его социально-психологическую характеристику. В структуру психических свойств входят способности, характер, темперамент и направленность.

Направленность представляет собой конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает весь смысл действий человека и его мировоззрение.

Темперамент даёт характеристики деятельности и поведению человека. Он может проявляться в повышенной чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности приспосабливаться к внешним условиям или отсутствии таковой и т.д.

Характером называют совокупность регулярно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда существуют индивидуальные особенности, но есть и характерные для всех людей – целенаправленность, инициативность, дисциплинированность, активность, решительность, стойкость, выдержка, мужество, воля и т.д.

Способностями являются психические свойства личности, отражающие её особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься определёнными видами деятельности. Способности различают специальные (для какого-то конкретного вида деятельности) и общие (для большинства видов деятельности).

Психические состояния – это система психологических особенностей, обеспечивающих субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности человека – её свойством.

Психические состояния находятся в связи друг с другом. Но всё же их можно классифицировать. Чаще всего выделяются:

  • Состояния личности;
  • Состояния сознания;
  • Состояния интеллекта.

Виды психических состояний разделяются по следующим критериям:

  • По источнику формирования – обусловленные ситуацией или личностно;
  • По степени выраженности – поверхностные и глубокие;
  • По эмоциональной окраске – положительные, нейтральные и отрицательные;
  • По длительности – кратковременные, средней продолжительности, продолжительные;
  • По степени осознанности – сознательные и неосознанные;
  • По уровню проявления – физиологические, психофизиологические, психологические.

Присущими большинству людей являются следующие психические состояния:

  • Оптимальная работоспособность;
  • Напряжённость;
  • Заинтересованность;
  • Вдохновение;
  • Утомление;
  • Монотония;
  • Стресс;
  • Релаксация;
  • Сон;
  • Бодрствование.

К другим часто встречающимся психическим состояниям можно отнести любовь, гнев, страх, удивление, восхищение, подавленность, отрешённость и другие.

Подробнее о психических свойствах и состояниях читайте в статье «Свойства психических состояний».

Кто обращается за помощью к нейропсихологам?

Чаще всего — родители, когда понимают, что развитие их ребенка не соответствует возрастным общепринятым характеристикам. Их могут насторожить задержки в развитии речи (к примеру, если до пяти лет ребенок не говорит); расстройства аутистического спектра (нежелание ребенка с кем-либо разговаривать во время игры в детском саду и на детской площадке); наследственные генетические заболевания (синдром Дауна, ДЦП).

Экономика инноваций

Гены или воспитание: как психогенетика изучает индивидуальные различия

Обращаются к нейропсихологу и взрослые. Просто в случае с ребенком врач работает с пластичным материалом и делает упор на развитие психических функций головного мозга. У взрослого человека нейропсихолог выявляет нарушения в работе уже созревших мозговых структур и восстанавливает либо утраченные, либо ослабленные функции.

Консультация нейропсихолога может понадобиться ребенку или взрослому человеку, если он:

  • обладает плохой зрительной памятью, слухом и речью;
  • быстро устает, большую часть времени находится в плохом настроении, вялый, много спит;
  • эмоционально нестабилен, подвержен простудным заболеваниям, часто болеет, плохо ориентируется в пространстве;
  • имеет крупный почерк, пишет неровно, плохо читает, не слышит обращенную к нему речь, не может перерисовать рисунок, не дописывает слова;
  • проявляет реакции невротического характера, часто отвлекается, имеет повышенную возбудимость.

Если у человека, а как показывает опыт, чаще у его окружения, есть подобные жалобы, то это повод для проведения нейропсихологической диагностики. И задача нейропсихолога взять сильные стороны головного мозга (ресурсные) и слабые (дефицитарные) и привести их к балансу.

Наталья Богдан:

«Возрастные психологи наблюдают и изучают динамику, в которой развиваются познавательные процессы у детей и подростков, видят связь между развитием определенных структур головного мозга и новыми навыками речи или мышления, помогают «догнать» возрастные нормы. Взрослые люди, принимая решения или переживая события, опираются на уже сформированный психический аппарат, а дети и подростки пока еще в процессе становления, и если в работе мозга происходят какие-то нарушения — нейропсихологи могут найти причины и указать, что именно и как надо поправить».

Количественные и качественные методы исследования в психологии

Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.

Метод статистического анализа

Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.

Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.

Метод качественного анализа

В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.

Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.

Эмпирические методы исследования в психологии

Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?

Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.

Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии

Обсервационные методы

Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.

Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.

Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.

Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.

Метод психологического эксперимента

Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.

Различают несколько видов экспериментов:

  • лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
  • естественный — исследование проводится в обычных условиях;
  • явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
  • скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.

Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.

Психодиагностические методы

Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.

Разновидностей психодиагностических методов много:

  • психологическое тестирование;
  • анкетирование;
  • опросы;
  • интервью;
  • беседа;
  • проективные методики.

В непринуждённой беседе можно получить много важной информации

Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.

Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.

Праксиметрический метод

Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.

Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.

Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.

Метод психологического моделирования

Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.

Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.

Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы. 

Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.

Биографический метод

Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.

Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.

Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.

Анализ поисковых запросов сайта

Приведённый выше отчёт по частотности использования поисковых запросов, может быть использован оптимизаторами сайта при составлении его семантического ядра и подготовке контента т.н. «посадочных страниц». Статистика поисковых запросов — обобщённая сгруппированная информация по «обращениям» пользователей к поисковой системе по ключевым запросам (фразам).
В большинстве случаев, наш сервис показывает уже сгруппированную информацию, содержащую не только подборку самых популярных слов (фраз), но и словосочетания + синонимы. Собранная в данном разделе статистика показывает по каким «ключевым словам» (поисковым запросам) пользователи переходят на сайт psihomed.com.

Поисковый запрос – это слово или словосочетание, которое пользователь вводит в форму поиска на сайте поисковой системы, с учётом автоподбора и автоматического исправления в поиске ошибочного набора.

Помощь на дому

После выписки из стационара или при условии легкого течения заболевания пациент может получать терапию дома.

Амбулаторное лечение включает в себя два варианта:

  • консультативно-лечебную помощь;
  • диспансерный учет.

Консультативно-лечебная форма является добровольной и оказывается пациентам в случае, когда они сами обратились за помощью. Больные имеют на это право всегда, когда чувствуют потребность. Такой формат отношений устанавливается при легком расстройстве и благоприятном прогнозе. В эту также группу могут попасть пациенты со стойкой ремиссией.

Больные при консультативно-лечебной форме помощи имеют минимальные ограничения. У них отсутствует возможность поступить на контракт в армию, работать в силовых структурах или состоять на государственной службе.

Диспансерный учет – это принудительная форма амбулаторной помощи. Человек обязан регулярно посещать участкового врача-психиатра или же медик приходит к нему. Как правило, такому наблюдению подлежат пациенты с хроническими расстройствами, сопровождающиеся тяжелыми проявлениями. Чаще всего это нарушения с бредом и галлюцинациями. А также те расстройства, которые дезадаптируют человека в обществе.

Такие больные лишены возможности получить водительские права или разрешение на хранение оружия. Им противопоказана работа с детьми, особо опасные профессии и материально ответственные должности, госслужба. Трудовые ограничения устанавливаются на 5 лет, после чего могут быть пересмотрены.

Если у пациента 3 года наблюдается стойкая ремиссия, с него снимают диспансерное наблюдение, но при условии, что он на протяжении всех этих лет регулярно посещал врача.

Психические расстройства затрагивают самые разные структуры нашей психики. И ее лечение – длительный и трудоемкий процесс. Он требует немалых усилий и терпения. Но, подходя к вопросу комплексно и со всей ответственностью, это наверняка позволит достичь положительных результатов или обрести полную гармонию с самим собой.

Отчёт: география и посещаемость сайта

Отчёт в графической форме показывает объём посещений сайта psihomed.com, в динамике, с привязкой к географическому размещению активных пользователей данного сайта.
Отчёт доступен для сайтов, входящих в TOP-100000 рейтинга Alexa. Для всех остальных сайтов отчёт доступен с некоторыми ограничениями.

Alexa Rank – рейтинговая система оценки сайтов, основанная на подсчете общего количества просмотра страниц и частоты посещений конкретного ресурса. Alexa Rank вычисляется исходя из показателей за три месяца. Число Alexa Rank – это соотношение посещаемости одного ресурса и посещаемости прочих Интернет-порталов, поэтому, чем ниже число Alexa Rank, тем популярнее ресурс.

Кто такой психотерапевт

При лечении многих душевных расстройств используется не только медикаментозное лечение, но и психотерапия. Психиатр и психотерапевт часто работают вместе, но методы воздействия у них разные. Психотерапевт, в первую очередь, действует словом, он проводит беседы, групповую и индивидуальную психотерапию и т.д. Но при необходимости этот специалист также может назначить медикаментозное лечение, так как является дипломированным врачом.

Многие люди задают себе вопрос: психотерапевт и психиатр в чем разница между этими врачами? Вот несколько отличий между этими специализациями:

1. После получения диплома врача, психиатр должен не менее трех лет проработать по специальности, после чего он может пройти дополнительное обучение и получить сертификат психотерапевта.

2. Психиатр лечит тяжелые формы психологических расстройств, назначает медикаментозное лечение. Психотерапевт использует другие методы воздействия, особенно эффективны они при пограничных состояниях. Таких специалистов привлекают к лечению психосоматических расстройств, когда болеет тело, но виноваты в этом не органические повреждения, а душевные раны.

3. Психотерапевт — это человек, который способен погрузить пациента в гипнотический транс, владеет аутотренингом и другими психологическими методиками. Психиатр в своей работе не использует данные методы лечения.

Несмотря на то, что врачебные специализации психиатр и психотерапевт различия имеют, все же они направлены на оказание помощи людям с самыми разными формами психологических расстройств.

Есть еще один вопрос, который не редко ставит в тупик простых людей: может ли психотерапевт давать официальные медицинские справки, ставить на учет и принудительно лечить душевно больных людей? Ответ – «нет», так как это -компетенция психиатров. Психотерапевт может иметь подобные полномочия, если он работает в государственном учреждении и имеет соответствующую аккредитацию.

Характерные особенности и структурные компоненты сознания

Представление «внутренней» жизни наделенного интеллектом существа выступает предметом исследований во многих областях знаний. Сознание изучают философия, психиатрия, физиология, педагогика, социология, юриспруденция, экономика

Физиологи и биологи, в соответствии с теорией Павлова, не разграничивают сознание и внимание. Медицина отождествляет его с состоянием бодрствования

Философские умы не могут прийти к единому мнению о первичности либо духа и разума, либо материи, как бытия

Общественные дисциплины акцентируют внимание на общественном сознании. Экономическая наука провозглашает главным результатом продукт труда, связанный со способностью человеческого сознания предвидеть результаты

Правовой аспект сознания построен на взаимосвязи с проблемами вменяемости и дееспособности.

Психология объясняет возникновение и развитие сознания общественным способом бытия людей и их трудовой деятельностью.

  • наследственно закрепленная программа и биологические мотивы, зависящие от непосредственного восприятия среды;
  • полученный по мере развития собственный опыт индивида;
  • духовные мотивы и потребности, возникшие по мере развития способности личности абстрагироваться от непосредственного влияния среды.

Последний источник в виде трансляции и усваивания общественного опыта стал возможен благодаря развитию речи, как формы существования сознания.

Характерные особенности и структурные компоненты сознания:

знание об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания личности непосредственным образом зависит от ее уровня приобретенных знаний и опыта

В процессе общественно-исторического развития у человечества сформировалась потребность в важном мотиве познавательной деятельности — знаниях;
выделение себя как субъекта познания в предметном мире, противопоставление себя как личности другому объективному миру. Такое самопознание стало основой для самосознания — осознания собственных физических и морально-психологических качеств;
планирование собственной деятельности и образа действий, предвосхищение их результатов, целеустремленность

Сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировании собственных действий;
проявление эмоционально-волевой сферы личности в отношении к окружению: объективной действительности, другим людям, самому себе. Человек, выделяющий и противопоставляющий себя другому предметному миру, природным и общественным явлениям, а также переживающий собственное отношение к объективной действительности и самого себя, близок к самовоспитанию.

Три компонента — сознание, самопознание и самосознание — движут личность к тому, чтобы стать субъектом воспитания: персона сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.

Характеристики сознания человека:

  • совокупность знаний об окружающем мире;
  • отчетливое различение субъекта и объекта;
  • обеспечение целеполагающей деятельности;
  • наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Семейная и групповая психотерапия

Групповая терапия подразумевает образование группы людей, которая находится под контролем психотерапевта. Участники группы общаются между собой о самом сокровенном, о чем не решались сказать ранее никому. Участники беседы рассказывают о своих проблемах, чувствах и переживаниях. Раскрываясь перед другими, они познают себя, свой мир, ищут решения своих проблем. Основа успешной групповой терапии – это искренность в высказываниях.

Семейная терапия основывается на мнении, что семья – это целостная структура, которая живет по своим законам. Взаимоотношения ее членов между собой играют особенную роль в динамике психического расстройства одного из них.

Семейная психотерапия позволяет проанализировать отношения в семье и выяснить, что именно накладывает отрицательный отпечаток на пациента, и заставляет его включать компенсаторные механизмы, чтобы пережить конфликтность в семье.

Установлено, что самая частая проблема семейных отношений – копирование супругами моделей поведения их родителей. Они перекладывают на супруга и детей те же действия, которые осуществляли их матери или отцы. То есть, это своего рода перенос. И партнер по браку или ребенок воспринимается в особом, в основном, не лестном свете (капризный, требовательный, тиран и т.д.). Из-за этого потом появляются трудности в семейных отношениях, накладывающие деструктивный отпечаток на психику одного из ее членов.

Наряду с психотерапией, пациентов с психическими расстройствами в стадии ремиссии подвергают социальной реабилитации. Она дает им возможность выработать элементарные навыки поведения. Например, уход за своим внешним видом, уборка в квартире, поход в магазин, поездки в транспорте, а также получение знаний, которые помогут пациентам окончить школу или получить профессию.

Воля

Воля – это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями. Проявлением воли можно считать достижение поставленных целей и результатов. Обладает множеством положительных качеств, влияющих на успешность деятельности человека. Основными волевыми качествами считаются настойчивость, мужество, терпение, самостоятельность, целенаправленность, решительность, инициативность, выдержка, смелость, самообладание и другие. Воля побуждает к действию, позволяет человеку управлять желаниями и реализовывать их, развивает самоконтроль и силу характера.

Признаки волевого акта:

  • Усилия воли во многих случаях направлены на преодоление своих слабостей;
  • Выполнение какого-либо действия без получения от этого процесса удовольствия;
  • Наличие плана действий;
  • Приложение усилий для выполнения чего-либо.

Подробнее о воле в психологии читайте в статьях «Психические процессы: виды и краткая характеристика» и «Воля и волевые действия». 

Правда ли, что все психиатрические препараты вызывают зависимость и сильные побочные эффекты?

Многое зависит от конкретных препаратов, их нельзя объединять в одну группу.

Антидепрессанты — практически самые безопасные препараты, причем не только среди психиатрических, но и вообще среди всех лекарств. Их могут назначать пожизненно. Они не вызывают зависимости, а риск побочных эффектов невысок.

Транквилизаторы — препараты, которые могут вызывать зависимость. Также они могут вызывать толерантность — это когда через какое-то время нужно больше лекарства, чтобы получить эффект. Их можно принимать только краткосрочными курсами, до четырех недель, после этого лучше отменить. Конечно же, они не работают как наркотики, но зависимость на физиологическом уровне и заметный синдром отмены от этих препаратов будут.

Нейролептики. Здесь есть препараты первого поколения — они вызывают много побочных эффектов, которые часто выглядят тяжело. Например, у человека нарушаются движения: он не может разомкнуть челюсть, чтобы поесть, дрожат руки или голова. Однако такие препараты лучше всего снимают психозы — если у человека острый психоз, именно их вводят в первую очередь.

Также существуют нейролептики второго поколения, у них уже нет большого количества побочных эффектов. От них может быть сонливость, снижение либидо, ухудшение настроения, но если правильно подобрать дозу, этого можно избежать.

При длительном приеме такие препараты иногда вызывают увеличение веса и нарушение работы поджелудочной железы, но тут та же ситуация: если грамотно подобрать, то можно принимать пожизненно.

Нормотимики — препараты, которые используют для лечения биполярного аффективного расстройства. Они также не вызывают зависимости и предназначены для длительного приема.

Нормотимики могут быть токсичными, их не рекомендуют при беременности и кормлении грудью. Тут тоже многое зависит от грамотного подбора дозировки: можно избежать побочных эффектов и добиться того, чтобы человек легко переносил лечение.

Нельзя говорить, что какие-то препараты лучше или хуже, их все используют для лечения разных психических расстройств.

Психологи о ревности

С точки зрения психолога ревность — один из феноменов человеческой психики, во многих ситуациях являющийся нормальной реакцией на возникшие условия дефицита внимания от значимого человека. То есть допускается, что у любого нормального здорового человека это чувство возможно. Ревность — негативно окрашенное переживание, и поэтому доставляет страдания. Как и любая негативная эмоция (зависть, униженность, виновность, желание отмстить и т.п.), ревность имеет «полезный смысл», позволяя нашей психике лучше адаптироваться к внешним стрессовым факторам. По мнению психологов особенно коварна и «токсична» так называемая неосознаваемая ревность. Неосознаваемая ревность проявляется агрессивным или созависимым поведением с близкими людьми, самоагрессией

При этом, сам человек не понимает, что он ревнует и пытается таким образом вернуть себе внимание, признание или любовь.

Как пациенту оценить компетентность психиатра, когда лучше обратиться к другому врачу?

На мой взгляд, есть три основополагающих момента, о которых стоит беспокоиться.

Врач не ставит точный диагноз. Психиатр должен поставить диагноз, а не говорить «у вас тревожность», или «у вас депрессия», или «у вас что-то еще». Нет таких диагнозов, как тревожность или депрессия, это состояния, которые могут быть при разных расстройствах. Такие термины можно употреблять в обычной беседе, чтобы упростить разговор, но так нельзя ставить диагноз.

Врач назначает странные лекарства. Конечно, пациент не всегда может оценить назначения адекватно, но если врач прописывает неработающие лекарства, например ноотропы, стоит задуматься.

Врач не отвечает на вопросы. Психиатр должен ответить на любые вопросы пациента. Хорошо, если он подробно и понятно все рассказывает. Плохо, если говорит: «Я врач, я знаю лучше». Первое, о чем должен беспокоиться хороший психиатр, — это понимает ли пациент, зачем ему нужны таблетки, будет ли он их принимать.

Во всех зарубежных учебниках подробно разбирают, как убедить пациентов правильно пить лекарства нужное время. Большая проблема психиатрии даже не в том, что мы не умеем лечить многие болезни, а в том, что пациенты самостоятельно отказываются от лечения, потому что не понимают, зачем оно и как работает.

Кроме того, на назначение лечения влияет множество личностных факторов. Например, нельзя назначить человеку лекарство за 6000 Р, когда у него зарплата 20 000 Р, ведь он не сможет его покупать.

Другой пример: если человек беспокоится о своем весе, то бросит пить таблетки, которые влияют на массу тела. Врачу обязательно нужно пообщаться с пациентом, чтобы понять, какие препараты подойдут, что может ему помешать лечиться.

Кроме этого, ни в коем случае не должно быть никакого осуждения со стороны врача и быстрых консультаций с постановкой диагноза за десять минут.

Чем психиатр отличается от психолога?

Снова обратимся к термину. Психиатрия это в переводе с того же латинского – «лечение души». Она, в отличие от психологии, не является самостоятельной научной дисциплиной, а считается одной из медицинских отраслей. Таким образом, психиатр – это доктор, имеющий соответствующее образование и лечащий самые разнообразные психические недуги, как то: амнезия, шизофрения, невроз, депрессия, паранойя, сексуальные извращения и т. д.

Список психических заболеваний обширный. Люди, с которыми работает данный специалист, называются пациентами, и их желание в данном случае решающей роли не играет, как правило, здоровый человек способен признать, что у него имеются определенные проблемы, а вот больной – нет.

В отличие от психолога, психиатр не имеет длительных личных контактов с лицами, которым он оказывает помощь. Общение обычно ограничивается одной или несколькими беседами, необходимыми для постановки диагноза. А далее доктор назначает препараты и другие методы лечения в зависимости от ситуации.

Психология и психиатрия: взаимосвязь и различия

Психология и психиатрия, взаимосвязь и различия, которых очевидны, являются близкими дисциплинами, поскольку имеют общий объект – психику, или как было принято выражаться на заре развития данных сфер деятельности – душу человека. Но их задачи, методы и целевая аудитория не совпадают. Так что смешивать два понятия оснований нет абсолютно никаких. Грань между психологией и психиатрией, имеется и ее очень сложно не заметить.

Восприятие

Восприятие – это познавательный процесс, который формирует картину мира у субъекта. Психическая операция, отражающая предмет или явление, воздействующее на рецепторы органов чувств. Восприятие – это сложнейшая функция, определяющая приём и преобразование информации и формирующая субъективный образ объекта для субъекта. Посредством внимания обнаруживается целый объект, выделяются его особые признаки и содержание, а также формируется чувственный образ, т.е. происходит осмысление.

Восприятие разделяется на четыре уровня:

  • Обнаружение (перцептивное действие) – формирование образа;
  • Различение (перцептивное действие) – само восприятие образа;
  • Идентификация (опознавательное действие) — отождествление объекта с уже имеющимися образами;
  • Опознание (опознавательное действие) – категоризация объекта.

У восприятия есть и свои свойства: структурность, предметность, апперцептивность, избирательность, константность, осмысленность. Подробнее о восприятии можно узнать из статей «Ощущение и восприятие» и «Психические процессы: виды и краткая характеристика».

Жанр патографии

В 19-20-м веках в исторической психологии стал популярен жанр патографии. Он предусматривал раскрытие причин, а также истоков творчества выдающихся культурных и исторических деятелей через их психологические переживания аномального толка: сексуальные проблемы, отклонения, половые извращения, проявления заболеваний.

Первая книга, посвященная данной теме, вышла в 1836-м. В ней исследовалась жизнь Сократа. Автор термина «патография», описывающего патологии, утверждал, что никого невозможно понять без медицинской оценки. Невыносимо видеть, как различные лингвисты и прочие кабинетные ученые попросту судят о людях, об их поступках. Ведь у них, по сути, нет представления о том, что для этого нужно нечто гораздо большее, чем попросту морализирование и среднее человеческое знание.

Многочисленные критики патографии отмечают, что большинств диагнозов ставят «за глаза». Ведь авторы лишены возможности исследовать психическое состояние Достоевского или Сократа. Следовательно, все их диагнозы носят сугубо гипотетический характер. Склонность же авторов к спекуляции на не самых высоких инстинктах массовых читателей позволяет усомниться в научности большинства построений.

Особенности психобиографии

Особым жанром считается психобиография. Она представляет собой биографию отдельного исторического деятеля, которую пишут посредством психологического анализа. Психобиографию от патографии отличает учет всех факторов, касающихся психологического развития определенной личности. Здесь нет чрезмерного внимания болезненным патологиям. Впрочем, стремление к объективности вовсе не значит ее достижения. Психобиография тоже не свободна от субъективных интерпретаций.

Историческая реконструкция

Один из бурно развивающихся экспериментальных методов современной исторической психологии, достойный внимания — историческая реконструкция. Она решает задачи воссоздания материальной, а также духовной культуры исторической эпохи. То есть рассматривает ремесленные технологии, особенности доспехов и костюмов. Но движение реконструкторов, по сути — ролевая игра. Ее рассматривают в качество своеобразного научного эксперимента.

Ученый может попробовать досконально воспроизвести материальный быт, а также жизненный цикл обычного средневекового крестьянина. То есть поселиться в избе, добыть себе на пропитание, ходить в одежде, характерной средневековым людям. Участники подобных экспериментов утверждают, что такой подход позволяет лучше понимать психологию средневековых людей, их особенности мышления, мировосприятия. Данное направление официально получило название живой истории. Его воплощают в многочисленных экспериментах, например, создавая музеи под открытым небом, имитирующих с различной степенью достоверности соответствующие объекты исторической реальности.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: